Jump to content

История Узбекистана

(Перенаправлено из «Предыстория Узбекистана» )

Карта Узбекистана

Узбекистан не имеющая выхода к морю страна в Центральной Азии . Сама страна окружена пятью странами, не имеющими выхода к морю: Казахстаном на севере ; Кыргызстан на северо-востоке ; Таджикистан на юго-востоке ; Афганистан на юге , Туркменистан на юго-западе . Столица и крупнейший город Ташкент . Узбекистан является частью тюркоязычного мира, а также членом Организации тюркских государств . Хотя узбекский язык является основным языком общения в Узбекистане, русский язык широко используется в качестве межэтнического языка и в правительстве. Ислам является преобладающей религией в Узбекистане, большинство узбеков являются внеконфессиональными мусульманами . [1] В древности она во многом пересекалась с регионом, известным как Согдия , а также с Бактрией .

Первыми людьми, зарегистрированными в Центральной Азии, были скифы , пришедшие с северных лугов территории современного Узбекистана где-то в первом тысячелетии до нашей эры; когда эти кочевники поселились в этом регионе, они построили обширную ирригационную систему вдоль рек. [2] В это время такие города, как Бухара ( Бухара ) и Самарканд ( Самарканд ) возникли как центры власти и высокой культуры. [2] К пятому веку до нашей эры бактрийское , согдийское и тохарское государства. в регионе доминировали [2] Когда Китай начал развивать торговлю шелком с Западом, персидские города воспользовались этой торговлей, став центрами торговли. Используя разветвленную сеть городов и сельских поселений, согдийские посредники стали самыми богатыми из этих иранских купцов. результате этой торговли на так называемом Шелковом пути , Бухара В Самарканд и Хива в конечном итоге стали чрезвычайно богатыми городами, а временами Трансоксиана (Мавараннахр) была одной из самых влиятельных и могущественных персидских провинций древности. [2] Отдаленная часть Персидской империи , эта территория была ненадолго завоевана Александром Великим и была известна как Согдия в то время . Оно или его части затем проходили через Империю Селевкидов , Греко-Бактрийское царство , Кушанскую империю , Империю эфталитов и Сасанидскую империю . Когда тюркские народы в этот регион прибыли , в значительной степени заменившие иранские народы, согдийские города-государства вошли в состав Первого Тюркского каганата и Западно-Тюркского каганата .

Задолго до исламского вторжения регионом на протяжении нескольких столетий правили индуистские короли. Среди всех династий Кушанская династия была самой заметной и влиятельной. Этот период хорошо известен расширением науки, искусства и культуры как индуизма, так и буддизма, в то время как обе религии процветали в гармонии. В тот период регион находился на пике славы. [3]

Торжествующая толпа на Регистане , медресе Шер-Дор. Эмир Бухары рассматривает на столбах отрубленные головы русских солдат. Картина Василия Верещагина (1872).

Ранние мусульманские завоевания и последующая империя Саманидов превратили большинство людей, включая местные правящие классы, в приверженцев ислама . В этот период вошли ведущие деятели Золотого века ислама , в том числе Мухаммад аль-Бухари , Аль-Тирмизи , аль-Хорезми , аль-Бируни , Авиценна и Омар Хайям . Местная хорезмийская династия и Средняя Азия в целом были уничтожены монгольским нашествием в 13 веке, после чего в регионе стали доминировать тюркские народы. Город Шахрисабз был родиной тюрко-монгольского завоевателя Тимура (Тамерлана), который в 14 веке основал империю Тимуридов и был провозглашен верховным эмиром Турана со столицей в Самарканде , ставшим при правлении центром науки Улугбека . положившего начало Тимуридскому Возрождению , Территории династии Тимуридов были завоеваны узбекскими Шейбанидами в XVI веке, переместив центр власти в Бухару. Регион был разделен на три государства: Хивинское ханство. , Кокандское ханство и Бухарский эмират . Завоевания императора Великих Моголов Бабура на востоке привели к основанию новейших вторжений в Индию как Империи Великих Моголов .

вся Средняя Азия постепенно вошла в состав Российской империи В XIX веке , а Ташкент стал политическим центром Русского Туркестана . В 1924 году в результате национального размежевания была создана Узбекская Советская Социалистическая Республика как независимая республика в составе Советского Союза . После распада Советского Союза 31 августа 1991 года она провозгласила независимость как Республика Узбекистан.

Предыстория

[ редактировать ]

возрастом 8-11 лет в Узбекистане череп 70-тысячного ребенка -неандертальца В 1938 году А. Окладников обнаружил в Тешик-Таше . [4] После этого Центральная Азия была оккупирована скифами , иранскими кочевниками , прибывшими с северных лугов территории нынешнего Казахстана где-то в первом тысячелетии до нашей эры. Эти кочевники, говорившие на иранских диалектах , расселились в Средней Азии и начали строить обширную ирригационную систему вдоль рек региона. Такие города, как Бухара (Bukhara) и Самарканд (Samarkand) стали выступать центрами власти и культуры. В первом тысячелетии до нашей эры иранские кочевники установили ирригационные системы вдоль рек Средней Азии и построили города в Бухаре и Самарканде . Эти места стали чрезвычайно богатыми транзитными пунктами на так называемом Шелковом пути между Китаем и Европой.

Шелковый путь простирается из Южной Европы через Африку и Западную Азию в Центральную Азию и, в конечном итоге, в Южную Азию , пока не достигнет Китая и Юго-Восточной Азии.

Ранняя история

[ редактировать ]
склеп, статуя мужчины, район Кой-Крылган-Кала, первые века до нашей эры, Хорезм
Хорезмийская фреска из Казаклы-Яткана (крепость Акча-хана Калы ), I в. до н.э.-II в. н.э. [5]

В седьмом веке нашей эры согдийские иранцы, которые получили наибольшую выгоду от этой торговли, увидели, что их провинция Трансоксиана ( Мавараннахр ) была захвачена арабами , которые распространяли ислам по всему региону. При Арабском халифате Аббасидов и (начиная с середины IX века) Персидской империи Саманидов восьмой-десятый века были золотым веком образования и культуры в Трансоксиане.

К пятому веку до нашей эры бактрийское , согдийское и тохарское в регионе доминировали государства. Когда Китай начал развивать торговлю шелком с Западом, иранские города воспользовались этой торговлей, став центрами торговли. Используя разветвленную сеть городов и поселений в провинции Трансоксиана ( Мавераннахр — это название региона после арабского завоевания ) в Узбекистане и дальше на восток, в нынешнем Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая , согдийские посредники стали самыми богатыми из этих иранских посредников. торговцы. Благодаря этой торговле на так называемом Шелковом пути Бухара и Самарканд в конечном итоге стали чрезвычайно богатыми городами, а временами Трансоксиана была одной из самых влиятельных и могущественных персидских провинций древности. [6] [ нужна полная цитата ] .

Кушанский князь, Дальверзин-Тепе, I век нашей эры, Узбекистан, Музей истории народов Узбекистана

Александр Великий завоевал этот регион в 328 г. до н.э., поставив его на короткое время под контроль своей Македонской империи . [6] Богатства Трансоксианы были постоянным магнитом для вторжений из северных степей и Китая. государствами и другими государствами Трансоксианы велись многочисленные внутрирегиональные войны Между согдийскими , а персы и китайцы находились в постоянном конфликте из-за региона. Китайцы, в частности, искали Небесных Лошадей в этом регионе, дойдя до того, что начали осадную войну против Даюаня , урбанизированной цивилизации в Ферганской долине, в 104 г. до н.э., чтобы получить лошадей.

Фаяз Тепе, Стоящий Будда Узбекистан

Однако в те же столетия этот регион также был важным центром интеллектуальной жизни и религии. До первых столетий после Рождества Христова доминирующей религией в регионе был зороастризм , но буддизм , манихейство и христианство также привлекали большое количество последователей. [6]

Следы буддизма были обнаружены во всех пяти бывших советских среднеазиатских республиках. Но Майкл Барри Лейн, представитель ЮНЕСКО в Узбекистане, объясняет, почему так много буддийских памятников сосредоточено вокруг Термеза, бывшей северной столицы древней Бактрии, исторического региона, включавшего южный Узбекистан, Таджикистан и северный Афганистан: «Главное вдохновение для буддистов Культура, переданная в Китай и Японию, была греко-буддийской культурой, или эллинистической культурой, которая процветала в Гандахаре, на территории современного северного Пакистана и Афганистана, примерно с первого века до нашей эры до четвертого века нашей эры. Торговый путь из Гандахары на северо-запад также оставило немало влияний и немало пережитков по реке Амударье в Средней Азии, и центром этого региона был Термез».Основанный 2500 лет назад в предгорьях Непала, буддизм распространился на Гандахару. Оттуда религия распространилась по торговым путям и достигла Парфии (современный Туркменистан), северо-восточного Ирана и Бактрии. В основном из Бактрии буддизм прибыл в Согдию, центральный Узбекистан и северо-западный Таджикистан. Позже, в седьмом веке, буддизм продолжил свой путь в южный Казахстан и северный Кыргызстан.

Тюркский каганат

[ редактировать ]
Турецкие офицеры во время аудиенции у самаркандского царя 648–651 Вархумана гг . н.э. ( фрески Афрасиаба )

В 563–567 годах территория современного Узбекистана вошла в состав Тюркского каганата . [7] В 630 и 658 годах Восточный и Западный Тюркский каганаты были завоеваны династией Тан китайской .

В эпоху Западно-Тюркского каганата (603-658 гг.) политическое влияние тюрков в Согде возросло. Процесс расселения тюрков в оазисах Средней Азии привел к развитию древнетюркской письменности и денежных отношений. Некоторые тюркские правители Бухары , Чача и Ферганы выпускали собственные монеты. [8] [9] Часть бухарских тюрков приняла христианство. Тюрки из других регионов приняли буддизм и зороастризм.Первые шаги по официальному внедрению буддизма в религиозную практику тюрков сделал Мукан Каган (553-572). Однако только Таспар Каган (572-580) предоставил буддийской миссии такой размах, который мог обеспечить последователям этой религии культурный и политический приоритет в штаб-квартире кагана. [10] Большая часть тюркского населения сохранила свою религию. В источниках упоминаются следующие тюркские божества: Тенгри (Небо), Умай (Богиня-Мать), Йер-суб (Земля-Вода) и Эрклиг (Владыка Ада), среди которых главенствующее положение занимал Тенгри – правитель Верхнего мира. . [11]

Эпоха халифов
  Расширение при Мухаммеде , 622–632 / 1–11 гг. Хиджры.
  Расширение во время халифата Рашидун , 632–661 гг./11–40 гг. хиджры.
  Расширение во время Омейядов халифата , 661–750 гг./40–129 гг. хиджры.

Ранний исламский период

[ редактировать ]

Завоевание Средней Азии -мусульманами арабами , завершившееся в восьмом веке нашей эры, принесло в регион новую религию, которая продолжает доминировать. Арабы впервые вторглись в Трансоксиану в середине седьмого века посредством спорадических набегов во время завоевания Персии. Доступные источники об арабском завоевании предполагают, что согдийцы и другие иранские народы Центральной Азии не смогли защитить свою землю от арабов из-за внутренних разногласий и отсутствия сильного местного руководства. Арабов, с другой стороны, возглавлял блестящий полководец Кутайба ибн Муслим , и они также были очень мотивированы желанием распространить свою новую веру (официальное начало которой было в 622 году нашей эры). Благодаря этим факторам население Трансоксианы было легко покорено. Новая религия, принесенная арабами, постепенно распространилась в регионе. Местные религиозные идентичности, которые в некоторых отношениях уже были вытеснены персидским влиянием еще до прибытия арабов, в последующие столетия были вытеснены еще больше. Тем не менее, судьба Центральной Азии как исламского региона была твердо решена победой арабов над китайскими армиями в 750 г. бой на реке Талас . [12] [ нужна полная цитата ]

Несмотря на недолгое арабское правление, Центральная Азия успешно сохранила большую часть своих иранских особенностей, оставаясь важным центром культуры и торговли на протяжении столетий после принятия новой религии. Трансоксиана продолжала оставаться важным политическим игроком в региональных делах, как и при различных персидских династиях. Фактически, Аббасидский халифат , который правил арабским миром в течение пяти столетий, начиная с 750 года, был создан во многом благодаря помощи сторонников Центральной Азии в их борьбе против правившего тогда халифата Омейядов . [12]

В период расцвета Аббасидского халифата в восьмом и девятом веках Средняя Азия и Трансоксиана пережили поистине золотой век. Бухара стала одним из ведущих центров образования, культуры и искусства в мусульманском мире, ее великолепие соперничало с современными культурными центрами, такими как Багдад , Каир и Кордова . Некоторые из величайших историков, ученых и географов в истории исламской культуры были уроженцами региона, в том числе аль-Бухари , аль-Тирмизи , аль-Хорезми , аль-Бируни , Авиценна и Омар Хайям . [12]

По мере того как Аббасидский халифат начал ослабевать и местные исламские иранские государства стали правителями Ирана и Центральной Азии, персидский язык продолжал играть выдающуюся роль в регионе как язык литературы и правительства. Правителями восточной части Ирана и Трансоксианы были персы. При Саманидах и Буидах продолжала процветать богатая персидско-исламская культура Трансоксианы. [12]

Газневиды, Караханиды и Ануштегиниды.

[ редактировать ]
Смотрите подпись и описание сайта
Портал Рабати Малика по дороге из Самарканда в Бухару, 11 век.

В шестом веке продолжающийся приток тюркских кочевников из северных степей привел в Среднюю Азию новую группу людей. [13] Этими людьми были тюрки , жившие на огромных лугах, простирающихся от Монголии до Каспийского моря .

Минарет Калян (Большой минарет) в Бухаре, 1127 г.

Позже, представленные династии Саманидов в основном в качестве солдат-рабов, эти тюрки служили в армиях всех государств региона, включая армию Аббасидов. В конце десятого века, когда Саманиды начали терять контроль над Трансоксианой (Мавараннахром) и северо-восточным Ираном, некоторые из этих солдат заняли руководящие посты в правительстве региона и в конечном итоге основали свои собственные государства, хотя и сильно персидские . С появлением в регионе тюркской правящей группы другие тюркские племена начали мигрировать в Трансоксиану. [14] [ нужна полная цитата ]

Первым из тюркских государств региона была Персидская империя Газневидов , созданная в последние годы Х века. Государство Газневидов, захватившее владения Саманидов к югу от Амударьи смогло завоевать большие территории восточного Ирана, Средней Азии, Афганистана , во время правления султана Махмуда и Пакистана . За Газневидами последовали тюркские Караханиды , которые захватили столицу Саманидов Бухару в 999 году нашей эры и правили Трансоксианой в течение следующих двух столетий. Самарканд стал столицей государства Западных Караханидов. [15]

Однако господство Газны было ограничено, когда сельджуки вошли в западную часть региона, завоевав территорию Газневидов в Хорезме (также называемом Хорезм и Хорезм). [14] Сельджуки также разгромили Караханидов, но не аннексировали их территории сразу. Вместо этого они сделали Караханидов вассальным государством. [16] Сельджуки . доминировали на обширной территории от Малой Азии , Ирана, Ирака и некоторых частей Кавказа до западных частей Трансоксианы в Афганистане в одиннадцатом веке Затем империя Сельджуков распалась на государства, управляемые различными местными тюркскими и иранскими правителями. Однако культурная и интеллектуальная жизнь региона не пострадала от таких политических изменений. В этот период в регион продолжали мигрировать тюркские племена с севера. [14] Однако могущество сельджуков уменьшилось, когда сельджукский султан Ахмед Санжар потерпел поражение от кара-китаней в битве при Катване в 1141 году.

В конце двенадцатого века тюркский лидер Хорезма, региона к югу от Аральского моря, объединил под своей властью Хорезм, Трансоксиану и Иран. Под властью хорезм- шаха Кутбеддина Мухаммада и его сына Мухаммеда II Трансоксиана продолжала оставаться процветающей и богатой, сохраняя при этом персидско-исламскую идентичность региона. Однако новое вторжение кочевников с севера вскоре изменило эту ситуацию. На этот раз захватчиком был Чингисхан со своей монгольской армией. [14]

Когда турки начали проникать в регион с севера, они основали новые государства, начиная с 11 века, и начали менять демографию региона. После того, как в регионе доминировала череда государств, в двенадцатом веке Трансоксиана была объединена в единое государство с Ираном и регионом Хорезм, к югу от Аральского моря . В начале тринадцатого века это государство подверглось вторжению монголов во главе с Чингисханом . При его преемниках ираноязычные общины были изгнаны из некоторых частей Центральной Азии. При Тимуре (Тамерлане) Трансоксиана начала свой последний культурный расцвет с центром в Самарканде в период Тимуридского Возрождения . После Тимура государство начало распадаться, и к 1510 году узбекские племена завоевали всю Среднюю Азию. [17]

Монгольский период

[ редактировать ]
Руины Афрасиаба – древнего Самарканда, разрушенного Чингисханом

Монгольское нашествие в Среднюю Азию является одним из поворотных моментов в истории региона. Столь продолжительный эффект монголы имели потому, что установили традицию, согласно которой законным правителем любого государства Центральной Азии мог быть только кровный потомок Чингисхана. [20] [ нужна полная цитата ]

Монгольское завоевание Средней Азии , проходившее с 1219 по 1225 год, привело к массовому изменению населения Мавараннахра. Завоевание ускорило процесс тюркификации в некоторых частях региона, потому что, хотя армии Чингисхана возглавлялись монголами, они состояли в основном из тюркских племен, которые были включены в монгольские армии, поскольку племена встречались в составе монголов. ', направленный на юг. Когда эти армии обосновались в Мавараннахре, они смешались с местным населением, которое не бежало. Еще одним последствием монгольского завоевания стал масштабный ущерб, нанесенный солдатами таким городам, как Бухара, и таким регионам, как Хорезм. К Хорезму, как к ведущей провинции богатого государства, относились особенно сурово. Ирригационные . сети в регионе понесли значительный ущерб, который не восстанавливался в течение нескольких поколений [20] Многие ираноязычные жители были вынуждены бежать на юг, чтобы избежать преследований.

После смерти Чингисхана в 1227 году его империя была разделена между четырьмя его сыновьями и членами его семьи. Несмотря на потенциал серьезной фрагментации, монгольское законодательство Монгольской империи сохраняло упорядоченную преемственность на протяжении еще нескольких поколений, а контроль над большей частью Мавараннахра оставался в руках прямых потомков Чагатая , второго сына Чингиса. На чагатайских землях царили упорядоченная преемственность, процветание и внутренний мир, а Монгольская империя в целом оставалась сильной и единой. [21] [ нужна полная цитата ] Но Хорезм входил в состав Золотой Орды .

Тимур и Тимуриды

[ редактировать ]
Тимур пирует в Самарканде

Однако в начале четырнадцатого века, когда империя начала распадаться на составные части, территория Чахтая также была разрушена, поскольку князья различных племенных групп боролись за влияние. Один вождь племени, Тимур (Тамерлан), в результате этой борьбы в 1380-х годах стал доминирующей силой в Мавараннахре. Хотя Тимур не был потомком Чингиса, он стал фактическим правителем Мавараннахра и приступил к завоеванию всей западной части Центральной Азии, Ирана, Малой Азии и южного степного региона к северу от Аральского моря . Он также вторгся в Россию, прежде чем умереть во время вторжения в Китай в 1405 году. [21]

Карта династии Тимуридов (1370–1506 гг.)

Тимур положил начало последнему расцвету Мавараннахра, собрав в своей столице Самарканде многочисленных ремесленников и ученых из завоеванных им земель. Поддерживая таких людей, Тимур наполнил свою империю очень богатой персидско-исламской культурой. Во время правления Тимура и правления его ближайших потомков в Самарканде и других населенных пунктах был реализован широкий спектр проектов религиозного и дворцового строительства. Тимур также покровительствовал ученым и художникам; его внук Улугбек был одним из первых великих астрономов в мире. Именно во времена династии Тимуридов тюркский язык в форме чагатайского диалекта стал литературным языком самостоятельным в Мавараннахре, хотя Тимуриды были персидскими по своей природе. Величайший чагатаидский писатель Али Шир Наваи работал в городе Герат , ныне на северо-западе Афганистана, во второй половине пятнадцатого века. [21]

После смерти Тимура государство Тимуридов быстро раскололось на две половины. Хронические междоусобицы Тимуридов привлекли внимание узбекских кочевых племен, живших к северу от Аральского моря. В 1501 году узбеки начали массовое вторжение в Мавараннахр. [21]

Узбекский период

[ редактировать ]
Регистан и три медресе . Слева направо: медресе Улугбека, медресе Тиля-Кори и медресе Шер-Дор, Самарканд и Узбекистан.
Медресе Чор Минор , Бухара, 1807 г.

К 1510 году узбеки завершили завоевание Средней Азии, включая территорию современного Узбекистана. Из основанных ими государств самым могущественным было Бухарское ханство с центром в городе Бухаре. Ханство контролировало Мавараннахр, особенно район Ташкента , Ферганскую долину на востоке и северный Афганистан. Второе узбекское государство, Хивинское ханство, оазисе было основано в Хорезмском в устье Амударьи в 1512 году. Бухарским ханством первоначально руководила энергичная династия Шейбанидов . Шейбаниды соперничали с Ираном, которым руководила династия Сефевидов , за богатую дальневосточную территорию современного Ирана. Борьба с Ираном имела и религиозный аспект, поскольку узбеки были мусульманами -суннитами , а Иран – шиитами . [22] [ нужна полная цитата ] .

Ближе к концу шестнадцатого века узбекские государства Бухара и Хорезм начали ослабевать из-за их бесконечных войн друг против друга и персов, а также из-за острой конкуренции за престол между правящими ханами и их наследниками. В начале семнадцатого века на смену династии Шейбанидов пришла династия Джанидов . [22]

Еще одним фактором, способствовавшим слабости узбекских ханств в этот период, стал общий спад торговли, проходящей через регион. Эти изменения начались в прошлом столетии, когда были открыты океанские торговые пути из Европы в Индию и Китай в обход Шелкового пути. По мере того, как океанский транспорт, в котором доминировали европейцы, расширялся, а некоторые торговые центры были разрушены, такие города, как Бухара, Мерв и Самарканд в Бухарском ханстве, а также Хива и Ургенч (Ургенч) в Хорезме начали неуклонно приходить в упадок. [22]

Борьба узбеков с Ираном также привела к культурной изоляции Центральной Азии от остального исламского мира. Помимо этих проблем, продолжалась борьба с кочевниками из северной степи. В семнадцатом и восемнадцатом веках казахские кочевники и монголы постоянно совершали набеги на узбекские ханства, нанося обширный ущерб и разрушения. В начале восемнадцатого века Бухарское ханство лишилось плодородной Ферганской области, и новое Узбекское ханство образовалось в Куконе . [22]

Карта узбекских государств 1735 года.

В шестнадцатом веке узбеки основали два сильных соперничающих ханства Бухарское и Хорезмское . В этот период города Шелкового пути начали приходить в упадок из-за процветания океанской торговли. Ханства были изолированы войнами с Ираном и ослаблены нападениями северных кочевников. Между 1729 и 1741 годами все ханства стали вассалами шаха Надира Персидского . В начале девятнадцатого века три узбекских ханства — Бухарское, Хивинское и Куконское (Кокандское) — пережили краткий период восстановления. Однако в середине девятнадцатого века Россия , привлеченная торговым потенциалом региона и особенно его хлопком , начала полное военное завоевание Центральной Азии. К 1876 году Россия включила все три ханства (следовательно, весь современный Узбекистан ) в свою империю, предоставив ханствам ограниченную автономию. Во второй половине девятнадцатого века русское население Узбекистана выросло и произошла некоторая индустриализация. [17]

Прибытие россиян

[ редактировать ]
Русские войска берут Самарканд в 1868 году, Николай Каразин.

Последующий период был периодом слабости и разрухи, с постоянными вторжениями из Ирана и с севера. новая группа — русские В этот период на центральноазиатской сцене стала появляться . Когда русские купцы начали осваивать луга современного Казахстана , они установили прочные торговые отношения со своими коллегами в Ташкенте и, в некоторой степени, в Хиве. Для русских эта торговля не была достаточно богатой, чтобы заменить прежнюю трансконтинентальную торговлю, но она позволила русским осознать потенциал Центральной Азии. Внимание России также привлекла продажа все большего количества русских рабов в Центральную Азию казахскими и туркменскими племенами. Русские, похищенные кочевниками в приграничных районах, и русские моряки, потерпевшие кораблекрушение на берегах Каспийского моря, обычно оказывались на невольничьих рынках Бухары или Хивы. Начиная с восемнадцатого века, эта ситуация вызвала усиление враждебности русских по отношению к среднеазиатским ханствам. [23] [ нужна полная цитата ]

Между тем, в конце XVIII — начале XIX веков новые династии привели ханства к периоду восстановления. Этими династиями были Конграты в Хиве, Мангиты в Бухаре и Мины в Куконе . Эти новые династии основали централизованные государства с постоянными армиями и новыми ирригационными сооружениями. Однако их подъем совпал с усилением российского влияния в казахских степях и установлением британского правления в Индии . К началу девятнадцатого века этот регион стал ареной « Большой игры » — серии политических маневров между двумя державами, направленных на то, чтобы помешать другой получить власть в Центральной Азии. Державы Центральной Азии мало обращали внимания на эти политические разногласия между европейскими державами, продолжая вести завоевательные войны между собой. [23]

Русское завоевание

[ редактировать ]
Оборона Самаркандской цитадели в 1868 году. Из русского иллюстрированного журнала «Нива» (1872).
Здание аптеки в Бухаре является прекрасным примером узбекской архитектуры под влиянием Российской империи.

В девятнадцатом веке интерес России к этому региону значительно возрос, вызванный номинальной озабоченностью усилением британского влияния в Центральной Азии; гневом по поводу положения российских граждан, содержащихся в рабстве; и желанием контролировать торговлю в регионе и создать надежный источник хлопка для России. Когда гражданская война в США помешала поставкам хлопка от основного поставщика России, юга США, хлопок из Центральной Азии приобрел для России гораздо большее значение. [24]

Как только завоевание Кавказа Россией в конце 1850-х годов было завершено , военное министерство России начало направлять военные силы против среднеазиатских ханств. Три крупных населенных пункта ханств — Ташкент , Коканд и Самарканд — были захвачены в 1865, 1876 и 1868 годах соответственно. В 1868 году Бухарское ханство подписало договор с Россией, согласно которому Бухара стала российским протекторатом . В 1868 году Кокандское ханство было ограничено Ферганской долиной, а в 1876 году оно было аннексировано. стало Хивинское ханство протекторатом России в 1873 году.Таким образом, к 1876 году вся территория современного Узбекистана либо попала под прямое управление России, либо стала протекторатом России. Договоры об установлении протекторатов над Бухарой ​​и Хивой давали России контроль над внешними сношениями этих государств и давали русским купцам важные уступки во внешней торговле; ханства сохраняли контроль над своими внутренними делами. Ташкент и Кукон подчинялись непосредственно российскому генерал-губернатору. [24]

В течение первых нескольких десятилетий российского правления повседневная жизнь жителей Центральной Азии существенно не изменилась. Русские существенно увеличили производство хлопка, но в остальном мало вмешивались в дела коренного населения. Некоторые русские поселения были построены рядом с уже существующими городами Ташкентом и Самаркандом, но русские не смешивались с коренным населением. Эпоха российского правления действительно привела к важным социальным и экономическим изменениям для некоторых узбеков, поскольку появился новый средний класс, а на некоторых крестьян повлияло усиление внимания к выращиванию хлопка. [24]

В последнее десятилетие девятнадцатого века условия начали меняться, поскольку новые российские железные дороги привлекли в этот регион все больше русских. В 1890-х годах несколько восстаний, которые было легко подавлено, привели к усилению бдительности русских в регионе. Русские все чаще вмешивались во внутренние дела ханств. Политика российских властей (отказ утвердить вакфные документы) привела к падению доходов и уровня жизни исламских «священных семей». [25]

Единственным направлением узбекского сопротивления российскому правлению стало пантюркистское движение, также известное как джадидизм, возникшее в 1860-х годах среди интеллектуалов, стремившихся сохранить коренную исламскую среднеазиатскую культуру от российского посягательства. К 1900 году джадидизм превратился в первое крупное движение политического сопротивления в регионе. До большевистской революции 1917 года современные светские идеи джадидизма встречали сопротивление как со стороны русских, так и со стороны узбекских ханов, у которых были разные причины опасаться этого движения. [24]

До событий 1917 года российское правление привело к некоторому промышленному развитию в секторах, непосредственно связанных с хлопком. Хотя железные дороги и хлопкоочистительное оборудование развивались, текстильная промышленность Центральной Азии развивалась медленно, поскольку урожай хлопка отправлялся в Россию для переработки. Поскольку царское правительство резко расширило выращивание хлопка, оно изменило баланс между производством хлопка и продовольствия, создав некоторые проблемы с обеспечением продовольствием, хотя в дореволюционный период Средняя Азия оставалась в значительной степени самодостаточной в продовольствии. Эта ситуация должна была измениться в советский период, когда московское правительство начало безжалостную кампанию за национальную самообеспеченность хлопком. Эта политика перевела почти всю сельскохозяйственную экономику Узбекистана на производство хлопка, что привело к ряду последствий, вред которых до сих пор ощущается в Узбекистане и других республиках. [24]

Вступая в двадцатый век

[ редактировать ]
Группа узбекских старейшин, 1890–1896 гг.

К началу двадцатого века Российская империя полностью контролировала Центральную Азию. Территория Узбекистана была разделена на три политические группировки: ханства Бухарское , и Хивинское губернию (генерал-губернаторство) и Туркестанскую последняя из которых находилась под непосредственным контролем военного министерства России. В последнее десятилетие девятнадцатого века три региона объединились под властью независимой и суверенной Республики Узбекистан. Прошедшие десятилетия были периодом революций, угнетения, массовых потрясений и колониального правления. [26]

После 1900 г. ханства продолжали пользоваться определенной автономией во внутренних делах. Однако в конечном итоге они подчинялись российскому генерал-губернатору в Ташкенте , который правил регионом от имени царя Николая II . Российская империя осуществляла прямой контроль над большими участками территории в Центральной Азии, позволяя ханствам управлять значительной частью своих древних земель. В этот период большое количество русских, привлеченных климатом и доступной землей, иммигрировали в Среднюю Азию. После 1900 года усиление контактов с русской цивилизацией начало влиять на жизнь жителей Центральной Азии в крупных населенных пунктах, где поселились русские. [26]

Джадидисты и басмачи

[ редактировать ]

Русское влияние было особенно сильным среди некоторых молодых интеллектуалов, выходцев из богатых купеческих классов. Получив образование в местных мусульманских школах, в российских университетах или в Стамбуле , эти люди, ставшие известными как джадидисты , пытались учиться у России и у модернизирующих движений в Стамбуле и среди татар и использовать эти знания для восстановления независимость своей страны. Джадидисты считали, что их общество и даже их религия должны быть реформированы и модернизированы для достижения этой цели. В 1905 году неожиданная победа новой азиатской державы в русско-японской войне и вспышка революции в России породили надежды реформаторских фракций на то, что российское правление может быть свергнуто и начата программа модернизации в Центральной Азии. Однако демократические реформы, которые Россия обещала после революции, постепенно сошли на нет, поскольку царское правительство восстановило авторитарное правление в десятилетие, последовавшее за 1905 годом. Возобновление царских репрессий и реакционная политика правителей Бухары и Хивы вынудили реформаторов уйти в подполье или в изгнание. Тем не менее, некоторые из будущих лидеров советского Узбекистана, в том числе Абдур Рауф Фитрат и другие, приобрели в этот период ценный революционный опыт и смогли расширить свое идеологическое влияние. [27] [ нужна полная цитата ]

Летом 1916 года ряд населенных пунктов восточного Узбекистана стал местом яростных демонстраций против нового российского указа, отменяющего иммунитет жителей Центральной Азии от призыва на военную службу в Первой мировой войне. Последовали репрессии с возрастающим насилием, и борьба распространилась из Узбекистана на территорию Киргизии и Казахстана. Там российская конфискация пастбищ уже вызвала враждебность, которой нет у узбекского населения, которое озабочено главным образом сохранением своих прав. [27]

Следующая возможность для джадидистов представилась в 1917 году с началом Февральской и Октябрьской революций в России. В феврале революционные события в столице России Петрограде ( Санкт-Петербурге ) быстро повторились в Ташкенте, где была свергнута царская администрация генерал-губернатора. На его месте была установлена ​​двойная система, сочетавшая временное правительство с прямой советской властью и полностью исключавшая коренное мусульманское население от власти. Лидеры коренных народов, в том числе некоторые из джадидистов, попытались создать автономное правительство в городе Кукон в Ферганской долине, но эта попытка была быстро подавлена. После подавления автономии в Куконе джадидисты и другие слабо связанные группировки начали так называемое восстание басмачей против советской власти, которая к 1922 году пережила гражданскую войну и утвердила большую власть над большей частью Центральной Азии. Более десяти лет партизаны- басмачи (это название было уничижительным славянским термином, который боевики не применяли к себе) яростно сопротивлялись установлению советской власти в некоторых частях Средней Азии. [27]

Однако большинство джадидистов, включая таких лидеров, как Абдуррауф Фитрат и Файзулла Ходжаев , связали свою судьбу с коммунистами. В 1920 году Ходжаев, ставший первым секретарем Коммунистической партии Узбекистана , помогал коммунистическим силам во взятии Бухары и Хивы. После того как эмир Бухары присоединился к движению басмачей , Ходжаев стал президентом вновь созданной Бухарской Народной Советской Республики . . Хорезмская Народная Республика На территории бывшей Хивы также была создана [27]

Восстание басмачей в конечном итоге было подавлено, когда гражданская война в России закончилась, и коммунисты отвлекли значительную часть населения Центральной Азии обещаниями местной политической автономии и потенциальной экономической автономии советского лидера Ленина новой экономической политики . В этих обстоятельствах большое количество выходцев из Центральной Азии вступило в коммунистическую партию, многие из них заняли высокие посты в правительстве Узбекской Советской Социалистической Республики (Узбекская ССР), административной единицы, созданной в 1924 году и включающей современные Узбекистан и Таджикистан . Лидеры коренных народов тесно сотрудничали с коммунистическим правительством в проведении политики, направленной на изменение традиционного общества региона: эмансипация женщин, перераспределение земли и кампании по массовой грамотности. [27]

В начале двадцатого века джадидистское движение образованных выходцев из Центральной Азии, сосредоточенное на территории современного Узбекистана, начало выступать за свержение российского правления. В 1916 году в Узбекистане и других странах вспыхнуло ожесточенное сопротивление в ответ на призыв выходцев из Центральной Азии в российскую армию, участвовавшую в Первой мировой войне. Когда в 1917 году царь был свергнут, джадидисты основали недолговечное автономное государство в Куконе. После того, как партия большевиков пришла к власти в Москве, джадидисты раскололись на сторонников российского коммунизма и сторонников широкомасштабного восстания, которое стало известно как Восстание басмачей . Когда в начале 1920-х годов это восстание было подавлено, местные коммунистические лидеры, такие как Файзулла Ходжаев к власти в Узбекистане пришли . В 1924 году Советский Союз создал Узбекскую Советскую Социалистическую Республику, в которую вошли современные Таджикистан и Узбекистан. Таджикистан стал отдельной Таджикской Советской Социалистической Республикой в ​​1929 году. Коллективизация привела к массовому голоду в Средней Азии. В конце 1930-х годов Ходжаев и все руководство Узбекской Республики были подвергнуты чистке и казнены советским лидером Иосифом Сталиным (находившимся у власти в 1927–53 годах) и заменены российскими чиновниками. Русификация политической и экономической жизни Узбекистана, начавшаяся в 1930-е годы, продолжалась до 1970-х годов. Во время Второй мировой войны Сталин ссылал целые национальные группы с Кавказа и Крыма в Узбекистан, чтобы предотвратить «подрывную» деятельность против военных действий. [17]

Сталинский период

[ редактировать ]
Церемония сожжения чадры в Узбекской ССР как часть советской политики Худжума

В 1929 году были разделены Таджикская и Узбекская советские социалистические республики. Будучи главой Коммунистической партии Узбекистана, Ходжаев проводил в жизнь политику советского правительства во время коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х - начале 1930-х годов и в то же время пытался увеличить участие узбеков в правительстве и партии. Советский лидер Иосиф Сталин подозревал мотивы всех реформистских национальных лидеров в нерусских республиках Советского Союза. К концу 1930-х годов Ходжаев и вся группа, занявшая высокие посты в Узбекской Республике, были арестованы и казнены в ходе сталинских чисток. [28] [ нужна полная цитата ]

После чистки националистов правительственные и партийные ряды Узбекистана пополнились людьми, лояльными правительству Москвы. Экономическая политика делала упор на поставку хлопка в остальную часть Советского Союза, исключая диверсифицированное сельское хозяйство . Во время Второй мировой войны многие промышленные предприятия из европейской части России были эвакуированы в Узбекистан и другие районы Средней Азии. Вместе с заводами пришла новая волна русских и других европейских рабочих. Поскольку коренные узбеки проживали в основном в сельскохозяйственных регионах страны, городская концентрация иммигрантов все больше русифицировала Ташкент и другие крупные города. В годы войны, помимо русских, переехавших в Узбекистан, других национальностей, таких как крымские татары , чеченцы и корейцы , поскольку Москва рассматривала их как подрывные элементы в европейской части России. в республику были сосланы представители [28]

Хрущев и Брежнев правят

[ редактировать ]

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году относительное ослабление тоталитарного контроля, инициированное первым секретарем Никитой Хрущевым (занимавший должность в 1953–1964 годах), привело к реабилитации некоторых подвергшихся чистке узбекских националистов. Все больше узбеков стали вступать в Коммунистическую партию Узбекистана и занимать должности в правительстве. Однако те узбеки, которые участвовали в режиме, делали это на российских условиях. [29] [ ненадежный источник? ] Русский был государственным языком, а русификация была обязательным условием для получения должности в правительстве или партии. Те, кто не отказался или не смог отказаться от своего узбекского образа жизни и идентичности, были исключены из руководящих ролей в официальном узбекском обществе. [ нужна ссылка ] Благодаря этим условиям Узбекистан приобрел репутацию одной из самых политически консервативных республик Советского Союза. [29]

По мере того как узбеки начинали занимать лидирующие позиции в обществе, они также создавали или возрождали неофициальные сети, основанные на региональной и клановой лояльности. Эти сети обеспечивали своим членам поддержку и зачастую выгодные связи между ними, государством и партией. Крайний пример этого явления произошел под руководством Шарафа Рашидова , который был первым секретарем Коммунистической партии Узбекистана с 1959 по 1982 год. За время своего пребывания в должности Рашидов привел многочисленных родственников и соратников из своего родного региона на руководящие посты в правительстве и партии. Лица, которые таким образом стали «связанными», относились к своему положению как к личной вотчине для собственного обогащения. [29]

Таким образом, Рашидов смог инициировать усилия по уменьшению зависимости Узбекистана от Москвы. Как стало очевидно после его смерти, стратегия Рашидова заключалась в том, чтобы оставаться верным союзником Леонида Брежнева , лидера Советского Союза с 1964 по 1982 год, путем подкупа высокопоставленных чиновников центрального правительства. Благодаря этому преимуществу узбекскому правительству было позволено просто симулировать согласие с требованиями Москвы о все более высоких квотах на хлопок. [29]

1980-е годы

[ редактировать ]

Контроль Москвы над Узбекистаном ослаб в 1970-е годы, когда лидер узбекской партии Шараф Рашидов привел на руководящие посты множество своих друзей и родственников. В середине 1980-х годов Москва попыталась восстановить контроль, повторив чистку всего партийного руководства Узбекистана. Однако этот шаг усилил узбекский национализм, который долгое время возмущался советской политикой, такой как навязывание хлопковой монокультуры и подавление исламских традиций. В конце 1980-х годов либерализованная атмосфера Советского Союза при Михаиле Горбачеве (находившемся у власти в 1985–1991 годах) способствовала развитию политических оппозиционных групп и открытой (хотя и ограниченной) оппозиции советской политике в Узбекистане. В 1989 году в результате серии ожесточенных этнических столкновений с участием узбеков был назначен этнический узбек Ислам Каримов главой Коммунистической партии . Когда Верховный Совет Узбекистана неохотно одобрил независимость от Советского Союза в 1991 году, Каримов стал президентом Республики Узбекистан. [17]

В течение десятилетия после смерти Рашидова Москва пыталась восстановить центральный контроль над Узбекистаном, который ослабел за предыдущее десятилетие. В 1986 году было объявлено, что почти все партийное и правительственное руководство республики вступило в сговор с целью фальсификации показателей производства хлопка. был замешан и сам Рашидов (посмертно) В конце концов, вместе с Юрием Чурбановым , зятем Брежнева, . Была проведена массовая чистка узбекского руководства, а прокуроры, привлеченные из Москвы, провели коррупционные процессы. В Советском Союзе Узбекистан стал синонимом коррупции. Сами узбеки чувствовали, что центральное правительство выделило их несправедливо; в 1980-е годы это недовольство привело к усилению узбекского национализма. Политика Москвы в Узбекистане, такая как сильный акцент на хлопке и попытки искоренить исламские традиции, затем подверглась растущей критике в Ташкенте. [30] [ нужна полная цитата ]

В 1989 году этническая вражда достигла апогея в Ферганской долине , где местные турки-месхетинцы подверглись нападениям со стороны узбеков, а в 1990 году в киргизском городе Ош произошли столкновения узбекской и кыргызской молодежи . Ответом Москвы на это насилие стало сокращение чисток и назначение Ислама Каримова первым секретарем Коммунистической партии Узбекистана. Назначение Каримова, который не входил в местную партийную элиту, означало, что Москва хотела снизить напряженность, назначив на пост человека со стороны, не принимавшего участия в чистках. [30]

Однако недовольство среди узбеков продолжало тлеть в либерализованной атмосфере советского лидера Михаила Горбачева политики перестройки и гласности . С появлением новых возможностей для выражения несогласия узбеки выразили свое недовольство хлопковым скандалом, чистками и другими давно невысказанными обидами. В их число входила экологическая ситуация в республике, недавно признанная катастрофой в результате длительного упора на тяжелую промышленность и неустанной погони за хлопком. Другие жалобы включали дискриминацию и преследования, которым подвергались узбекские новобранцы в Советской армии, а также отсутствие инвестиций в промышленное развитие республики, чтобы обеспечить работой постоянно растущее население. [30]

К концу 1980-х годов некоторые несогласные интеллектуалы сформировали политические организации, чтобы выразить свое недовольство. Самый важный из них, «Бирлик» («Единство»), первоначально выступал за диверсификацию сельского хозяйства, программу спасения высохшего Аральского моря и объявление узбекского языка государственным языком республики. Эти вопросы были выбраны отчасти потому, что они вызывали реальную озабоченность, а отчасти потому, что они были безопасным способом выразить более широкое недовольство узбекским правительством. В публичных дебатах с «Бирликом» правительство и партия никогда не теряли верх. Как стало особенно ясно после прихода Каримова на пост руководителя партии, большинство узбеков, особенно тех, кто живет за пределами городов, по-прежнему поддерживали коммунистическую партию и правительство. Интеллектуальные лидеры «Бирлика» так и не смогли обратиться к широким слоям населения. [30]

1991 г. по настоящее время

[ редактировать ]
Группа молодежи в Узбекистане, 1995 год.

Попытка государственного переворота против правительства Горбачева со стороны недовольных сторонников жесткой линии в Москве, произошедшая в августе 1991 года, стала катализатором движения за независимость по всему Советскому Союзу. Несмотря на первоначальное нежелание Узбекистана противостоять перевороту, Верховный Совет Узбекистана 31 августа 1991 года провозгласил независимость республики. В декабре 1991 года референдум о независимости был принят 98,2 процента голосов избирателей. В том же месяце был избран парламент, и Каримов был избран первым президентом новой страны. [31]

Хотя Узбекистан и не стремился к независимости, когда события привели их к этому моменту, Каримов и его правительство начали быстро адаптироваться к новым реалиям. Они поняли, что в рамках Содружества Независимых Государств , свободной федерации, предложенной заменить Советский Союз, ни одно центральное правительство не будет предоставлять субсидии, к которым узбекские правительства привыкли за предыдущие 70 лет. Необходимо будет пересмотреть старые экономические связи и создать новые рынки и экономические механизмы. Хотя Узбекистан по советскому определению никогда не имел независимых международных отношений, дипломатические отношения с зарубежными странами необходимо было быстро установить. Необходимо будет привлекать инвестиции и иностранные кредиты, что является сложной задачей в свете западных ограничений на финансовую помощь странам, ограничивающим выражение политического инакомыслия. Например, подавление внутреннего инакомыслия в 1992 и 1993 годах неожиданно оказало сдерживающее воздействие на иностранные инвестиции. В последующие годы имидж Узбекистана на Западе колебался между привлекательной и стабильной экспериментальной зоной для инвестиций и постсоветской диктатурой, чья ситуация с правами человека делала финансовую помощь нецелесообразной. Такое чередование оказало сильное влияние на политическую и экономическую судьбу новой республики в первые пять лет ее существования. [31]

В 1992 году Узбекистан принял новую конституцию, но главная оппозиционная партия «Бирлик» была запрещена, и началось подавление СМИ. В 1995 году национальный референдум продлил срок полномочий Каримова с 1997 по 2000 год. Серия инцидентов с применением насилия на востоке Узбекистана в 1998 и 1999 годах усилила действия правительства против исламских экстремистских группировок , других форм оппозиции и меньшинств. В 2000 году Каримов был переизбран подавляющим большинством голосов на выборах, процедуры которых подверглись международной критике. Позже в том же году Узбекистан начал закладывать мины вдоль границы с Таджикистаном, создав новую серьезную региональную проблему и укрепив имидж Узбекистана как регионального гегемона. В начале 2000-х годов напряженность также возникла с соседними государствами Кыргызстаном и Туркменистаном. В середине 2000-х годов договор о взаимной обороне существенно укрепил отношения между Россией и Узбекистаном. Напряженность в отношениях с Кыргызстаном возросла в 2006 году, когда Узбекистан потребовал экстрадиции сотен беженцев, бежавших из Андижана в Кыргызстан после беспорядков. Ряд пограничных инцидентов также усилил напряженность в отношениях с соседним Таджикистаном. В 2006 году Каримов продолжил произвольные увольнения и перемещения подчиненных в правительстве, в том числе одного заместителя премьер-министра. [17]

Деятельность миссионеров из некоторых исламских стран вкупе с отсутствием реальных возможностей участвовать в государственных делах способствовала популяризации радикального толкования ислама . в феврале Во время взрывов в Ташкенте 1999 года в Ташкенте были заминированы заминированные автомобили, и президент Каримов едва избежал покушения. Правительство обвинило Исламское движение Узбекистана в нападениях (ИДУ). Тысячи людей, подозреваемых в соучастии, были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 2000 года группы боевиков пытались проникнуть на территорию Узбекистана из Кыргызстана; Акты вооруженного насилия были отмечены и в южной части страны.

В марте 2004 года страну потрясла очередная волна нападений. Сообщается, что они были совершены международной террористической сетью. 28 марта 2004 года в результате взрыва в центральной части Бухары погибли десять человек в доме, предположительно использовавшемся террористами. Позже в тот же день на фабрику было совершено нападение на полицейских, а рано утром следующего дня на КПП полиции. Насилие усилилось 29 марта, когда две женщины по отдельности взорвали бомбы возле главного базара в Ташкенте , в результате чего два человека погибли и около 20 получили ранения. Это были первые террористы-смертницы в Узбекистане. В тот же день были застрелены трое полицейских. В Бухаре в результате еще одного взрыва на предполагаемом террористическом заводе по производству бомб погибло десять человек. На следующий день полиция провела обыск в предполагаемом убежище боевиков к югу от столицы.

Президент Каримов заявил, что нападения, вероятно, были делом рук запрещенной радикальной группировки «Хизб ут-Тахрир» («Партия освобождения»), хотя группа отрицает ответственность. В число других групп, которые могли нести ответственность, входят группы боевиков, действующие из лагерей в Таджикистане и Афганистане со стороны правительства и выступающие против поддержки США с 11 сентября 2001 года.

В 2004 году британский посол Крейг Мюррей был отстранен от своего поста после того, как выступил против нарушений режима прав человека и сговора Великобритании в этом. [32]

30 июля 2004 г. террористы взорвали посольства Израиля и США в Ташкенте, в результате чего три человека были убиты и несколько ранены. Группа «Джихад» в Узбекистане разместила заявление об ответственности за эти нападения на веб-сайте, связанном с «Аль-Каидой» . Эксперты по терроризму говорят, что причиной нападений является поддержка Узбекистаном Соединенных Штатов и их войны с терроризмом .

В мае 2005 года несколько сотен демонстрантов были убиты, когда узбекские войска обстреляли толпу, протестовавшую против заключения под стражу 23 местных бизнесменов. (Подробнее см. «Андижанские беспорядки 2005 г. »).

В июле 2005 года правительство Узбекистана уведомило США за 180 дней о необходимости покинуть арендованную ими авиабазу в Узбекистане. Остаются российская авиабаза и немецкая авиабаза.

В декабре 2007 года Ислам Каримов был переизбран к власти в результате фальсифицированных выборов. Западные наблюдатели за выборами отметили, что выборы не соответствовали многим критериям демократических выборов ОБСЕ , выборы прошли в строго контролируемой среде и не было никакой реальной оппозиции, поскольку все кандидаты публично поддержали действующего президента. Правозащитники сообщали о различных случаях многократного голосования по всей стране, а также об официальном давлении на избирателей на избирательных участках, чтобы те проголосовали за Каримова. [33] BBC сообщила, что многие люди боялись голосовать за кого-либо, кроме президента. [34] Согласно конституции Каримов не имел права баллотироваться в качестве кандидата, поскольку уже отслужил два президентских срока подряд, и поэтому его кандидатура была незаконной. [35] [36]

В преддверии выборов тайная полиция арестовала и посадила в тюрьму десятки активистов оппозиции, в том числе Юсуфа Джумаяева, оппозиционного поэта. Нескольким новостным организациям, включая The New York Times , BBC и Associated Press , было отказано в полномочиях для освещения выборов. [35] В 2007 году в тюрьме находилось около 300 диссидентов, в том числе Джамшид Каримов , 41-летний племянник президента. [36]

В 2016 году Ислам Каримов умер после перенесенного инсульта почти неделю назад, еще будучи президентом, и его сменил Шавкат Мирзиёев , который был временным лидером Узбекистана после смерти Ислама Каримова. В декабре 2016 года Шавкат Мирзиёев победил на президентских выборах с признаками фальсификаций. [37]

6 ноября 2021 года президент Шавкат Мирзиёев был приведен к присяге на свой второй срок после убедительной победы на президентских выборах. [38] [39]

1 июля 2022 года вспыхнули протесты в автономной области Каракалпакстан против предложенных поправок к Конституции Узбекистана , которые лишили бы Каракалпакстан статуса автономной области Узбекистана и права на выход из состава Узбекистана посредством референдума. Они были жестоко подавлены, не менее 18 человек были убиты. [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Глава 1: Религиозная принадлежность». Мусульмане мира: единство и разнообразие. Проект «Религия и общественная жизнь» Исследовательского центра Пью. 9 августа 2012 г. Проверено 4 сентября 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д В этот раздел включен текст из следующего источника, находящегося в свободном доступе : Любин, Нэнси (1997). «Узбекистан», глава 5 в книге Гленна Э. Кертиса (ред.), Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан: Страновые исследования . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. ISBN   0844409383 . стр. 375–468: Ранняя история, стр. 385–386.
  3. ^ Патрик О'Брайен, изд. (2002). Атлас всемирной истории (Краткое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-521921-Х . OCLC   51931424 .
  4. ^ «Тешик-Таш | Программа Смитсоновского института по происхождению человека» . Humanorigins.si.edu. 24 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2013 г. Проверено 15 сентября 2013 г.
  5. ^ КИДД, Ф.; КЛИРИ, М. НЕГУС; ЯГОДИН В.Н.; БЕТТС, А.; БРАЙТ, Э. БЕЙКЕР (2004). «Древняя хоразмийская роспись» . Бюллетень Азиатского института . 18:83 . ISSN   0890-4464 . JSTOR   24049142 . Архивировано из оригинала 02 марта 2021 г. Проверено 29 июля 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Любин, Нэнси. «Ранняя история». В Кертисе.
  7. ^ Klyashtornyy S.G., Savinov D.G. Stepnyye imperii drevney Yevrazii. SPb.: Filologicheskiy fakul'tet Sankt Petersburg, 2005
  8. ^ Smirnova O. I., Svodnyy katalog sogdiyskikh monet. Moscow, 1981, p.59.
  9. ^ Baratova L.S. Drevnetyurkskiye monety Sredney Azii VI-IX vv. (tipologiya, ikonografiya, istoricheskaya interpretatsiya). Avtoref. diss. kand. ist. nauk. Tashkent, 1995.
  10. ^ Klyashtornyy S.G., Livshits V.A. Sogdiyskaya nadpis' iz Buguta. // Strany i narody Vostoka. issue 10. Moscow, 1971, pp. 132-133
  11. ^ Stebleva I.V. K rekonstruktsii drevnetyurkskoy religiozno-mifologicheskoy sistemy. // Tyurklogicheskiy sbornik 1971 goda.- Moskva, 1972, p. 213-214
  12. ^ Jump up to: а б с д Любин, Нэнси. «Ранний исламский период». В Кертисе.
  13. ^ Al'baum, L.I. Zhivopis' Afrasiaba. Tashkent, 1975
  14. ^ Jump up to: а б с д Любин, Нэнси. «Тюркификация Мавараннахра» В Кертисе.
  15. ^ Давидович, Э.А. (1998), «Глава 6 Караханиды», в Азимове, М.С.; Босворт, CE (ред.), История цивилизаций Центральной Азии , том. 4 часть I, Издательство ЮНЕСКО, стр. 119–144, ISBN  92-3-103467-7
  16. ^ Золотой, Питер. Б. (1990), «Караханиды и ранний ислам», Синор, Денис (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, ISBN  0-521-24304-1
  17. ^ Jump up to: а б с д и «Профиль страны: Узбекистан». Архивировано 26 февраля 2005 г. в Wayback Machine . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (февраль 2007 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  18. ^ Абазов Р. (30 апреля 2016 г.). Пэлгрейв Краткий исторический атлас Центральной Азии . Спрингер. п. 56. ИСБН  978-0-230-61090-3 .
  19. ^ Стоун, Норман (1989). Атлас мировой истории «Таймс» . Мейплвуд, Нью-Джерси: Hammond Incorporated. п. 135. ИСБН  0723003041 .
  20. ^ Jump up to: а б Любин, Нэнси. «Монгольский период». В Кертисе.
  21. ^ Jump up to: а б с д Любин, Нэнси. «Правление Тимура». В Кертисе.
  22. ^ Jump up to: а б с д Любин, Нэнси. «Узбекский период». В Кертисе.
  23. ^ Jump up to: а б Любин, Нэнси. «Приход русских». В Кертисе.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Русское завоевание. Архивировано 24 июля 2021 г. на Wayback Machine. Получено 4 мая 2021 г.
  25. ^ Маликов, Азим. Политика России в отношении исламских «священных родов» Самаркандской губернии Туркестанского генерал-губернаторства в 1868-1917 гг. в Acta Славика Японика № 40. 2020, стр.193-216.
  26. ^ Jump up to: а б Любин, Нэнси. «Вход в двадцатый век». Гленн Кертис, Страновое исследование Узбекистана.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Любин, Нэнси. «Джадидисты и басмачи». В Кертисе.
  28. ^ Jump up to: а б Любин, Нэнси. «Сталинский период». В Кертисе.
  29. ^ Jump up to: а б с д Любин, Нэнси. «Русификация и сопротивление». В Кертисе.
  30. ^ Jump up to: а б с д Любин, Нэнси. «1980-е годы». В Кертисе.
  31. ^ Jump up to: а б Любин, Нэнси. «Независимость». Страновое исследование: Узбекистан. Архивировано 31 августа 2013 г. в Wayback Machine (Гленн Э. Кертис, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (март 1996 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  32. ^ МакАскилл, Юэн (22 октября 2004 г.). «Бывшему посланнику предъявлено обвинение в дисциплинарном взыскании, - сообщает FO» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 года . Проверено 4 мая 2010 г.
  33. ^ «Лидер Узбекистана выиграл новый срок» . Новости CBS . 24 декабря 2007 г. [ мертвая ссылка ]
  34. ^ «Президент Узбекистана выиграл третий срок» . Новости Би-би-си . 24 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2008 г. Проверено 5 января 2010 г.
  35. ^ Jump up to: а б Стерн, Дэвид Л. (25 декабря 2007 г.). «Узбекистан переизбирает президента» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 сентября 2011 г. Проверено 4 мая 2010 г.
  36. ^ Jump up to: а б Хардинг, Люк (24 декабря 2007 г.). «Президент Узбекистана вернулся в предвыборный «фарс» » . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 4 мая 2010 г.
  37. ^ Узбекистан избирает Шавката Мирзиёева президентом. Архивировано 2 февраля 2023 г. на Wayback Machine . Проверено 4 мая 2021 г.
  38. ^ «Президент Узбекистана одержал убедительную победу на выборах на второй срок» . www.aljazeera.com . 25 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
  39. ^ «Президент Узбекистана обещает конституционную реформу | Eurasianet» . eurasianet.org . 7 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
  40. ^ «Узбекистан: Прекратить применение незаконной силы против протестующих в Каракалпакстане» . Международная амнистия . 4 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 4 июля 2022 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5003ca660caccccb4cc7c8be5841825__1721216340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/25/a5003ca660caccccb4cc7c8be5841825.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Uzbekistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)