Йер-суб
Йер-суб ( Яр-Суб также Ер-Су или Йир-суб , древнетюркский : 𐰘𐰃𐰼:𐰽𐰆𐰉 , латинизированный: Джер суб ) — категория духов природы в тенгрианстве . Название означает «Земля-Вода» на тюркских языках .
Слово Йер-Суб имело два значения. Одно было именем природных духов, другое — видимого мира, Родины.
Духи Земли и Воды
[ редактировать ]Тенгрианцы верят, что духи Ер-суба существуют в деревьях, озерах, горах, камнях, а иногда и в целой империи, и что духи Ер-суба – это забытые души предков. Они думают, что если имя предка больше не будет упоминаться, то душа этого предка станет объектом в природе.
Тенгрианцы обязаны бережно и уважительно относиться к природе, чтобы не тревожить духов Ер-суба. Им тоже надо быть благодарными, когда они берут что-то от природы.
Демоны и духи выполняли важные функции в доиндустриальных тюркских обществах и считались очень активными в жизни и сферах жизни людей. Некоторые духи были доброжелательными и могли помочь в человеческих делах, другие были вредными и часто разрушительными. Считалось, что эти духи произошли от предков или некоторых умерших людей. Такие духи могли появляться по своему желанию в различных формах, включая форму различных животных или человека. Некоторые из этих духов могут также участвовать в злонамеренных действиях, причиняющих вред людям, например, топить людей, препятствовать сбору урожая или сосать кровь домашнего скота, а иногда и людей. Следовательно, тюркские народы были обязаны умилостивить этих духов, чтобы предотвратить их беспорядочное и разрушительное поведение.
Яр-Суб или Йер-Су упоминается вместе с Гёк-Тенгри в Орхонских надписях под именем Йдук (тюркский: Идук, Идык «Священный») Яр-Суб (Земля-Вода). В одной из записей говорится: «Тюркский Тенгри и тюркский священный Ер-Суб сказали на Небесах: «Да не исчезнет тюркский народ! Пусть они будут Нацией!» Древние тюрки называли видимый мир, занимаемый их народом, Яр-Суб (Земля-Вода) или Средиземье, подчеркивая его центральное расположение.
Природные силы
[ редактировать ]В тюркской общине каждый мальчик (род) и племя имели свою территорию, границы которой очерчивали их мир. Этот Яр-Суб (Земля-Вода или Земля-Вода) был их, за пределами которого были чужие владения. Их собственный ограниченный Ер-Суб (Йер-Су) был не просто обжитым пространством, но и уменьшенной версией мира. Для каждого мальчика (клана) их земля была центром мира и средоточием порядка и гармонии. «Родная земля» была не только географическим понятием, но и пространством, которое могло эмоционально восприниматься человеком. Это была земля Клана и Ата-Ана (Предков), и ее нельзя было ни продать, ни отдать.
Господствующая роль в определении судеб людей и улусов (народов) принадлежала Гёк-Тенгри, но силы природы уступили Яр-Субу. Иногда по приказу Тенгри Ер-Суб наказывал людей за их грехи. Но обычно их считают доброжелательными. Чтобы умилостивить Яр-Суба, каждую весну при подготовке к сезону скотоводства и перед посадкой сельскохозяйственных культур приносились жертвы. С распадом древнетюркских государств обряды Ер-Суба (Ер-Су) стали приобретать отчетливые местные формы. Как и в древности, их проводили в верховьях ручьев и на берегах озер. Белых баранов приносили в жертву и подвешивали на дереве, под которым совершали молебен. После ритуала участники пировали и обменивались подарками.