Аль-Хорезми
Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми | |
---|---|
محمد بن موسى خوارزمیМухаммад бин Муса Хорезми | |
Рожденный | в. 780 |
Умер | в. 850 [2] [3] (возраст ~70) Аббасидский халифат |
Национальность | персидский |
Занятие | Глава Дома Мудрости в Багдаде (ок г. . 820 ) |
Академическая работа | |
Эра | Золотой век ислама |
Основные интересы | |
Известные работы |
|
Известные идеи | Трактаты по алгебре и индуистско-арабской системе счисления |
Под влиянием | Абу Камиль из Египта [1] |
Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми [примечание 1] ( персидский : محمد بن موسى خوارزمی ; ок. 780 – ок. 850 ), часто называемый просто аль-Хорезми , был эрудитом , создавшим чрезвычайно влиятельные работы на арабском языке в области математики , астрономии и географии . Родом из Хорезма , он был назначен астрономом и главой Дома Мудрости в городе Багдад около 820 г. н. э.
Его популяризирующий трактат по алгебре , составленный между 813–833 годами под названием «Аль-Джабр» («Сборник вычислений путем завершения и балансировки») , [6] : 171 представил первое систематическое решение линейных и квадратных уравнений . Одним из его достижений в алгебре была демонстрация того, как решать квадратные уравнения путем заполнения квадрата , для чего он предоставил геометрические обоснования. [7] : 14 Потому что аль-Хорезми был первым, кто рассматривал алгебру как самостоятельную дисциплину и ввёл методы «редукции» и «балансировки» (переноса вычитаемых членов в другую часть уравнения, то есть сокращения подобных членов на противоположные стороны уравнения), [8] его описывают как отца [9] [10] [11] или основатель [12] [13] алгебры. Английский термин «алгебра» происходит от сокращенного названия его вышеупомянутого трактата ( الجبر Al-Jabr , перевод «завершение» или «воссоединение» ). [14] Его имя дало начало английским терминам «алгоризм» и «алгоритм» ; испанские, итальянские и португальские термины algoritmo ; и испанский термин guarismo [15] и португальский термин algarismo , оба означают « цифра ». [16]
В XII веке на латинский переводы язык учебника аль-Хорезми по индийской арифметике ( Algorithmo de Numero Indorum ), в котором систематизировались различные индийские цифры , представили десятичную позиционную систему счисления западному миру . [17] Точно так же «Аль-Джабр» , переведенный на латынь английским ученым Робертом Честерским в 1145 году, использовался до 16 века в качестве основного математического учебника европейских университетов . [18] [19] [20] [21]
Аль-Хорезми переработал «Географию» , грекоязычный трактат римского эрудита Клавдия Птолемея II века , в котором перечислены долготы и широты городов и населенных пунктов. [22] : 9 Кроме того, он создал набор астрономических таблиц и написал о календарных работах, а также об астролябии и солнечных часах . [23] Аль-Хорезми внес важный вклад в тригонометрию , создав точные таблицы синусов и косинусов и первую таблицу тангенсов .
Жизнь
Достоверно известны немногие подробности жизни аль-Хорезми. Ибн ан-Надим называет своим местом рождения Хорезм , и обычно считается, что он пришел из этого региона. [24] [25] [26] происхождения Персидского , [27] [24] [28] [29] [30] его имя означает «Хорезм», регион, который был частью Великого Ирана . [31] и сейчас является частью Туркменистана и Узбекистана . [32]
Ат-Табари называет свое имя Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми аль- аль Кутруббулли. Маджуси - Эпитет мог указывать на то , аль-Кутруббулли что вместо этого он мог быть родом из Кутруббула (Катраббула), [33] недалеко от Багдада. Однако Рошди Рашед это отрицает: [34]
Не нужно быть знатоком того периода или филологом, чтобы увидеть, что вторая цитата ат-Табари должна гласить: «Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми и аль-Маджуси аль-Кутруббулли», и что есть два человека (аль-Хорезми и аль-Маджузи аль-Кутруббулли), между которыми буква ва [арабское « و » для союза « и »] была опущена в ранней копии. Об этом не стоило бы упоминать, если бы не был допущен ряд ошибок относительно личности аль-Хорезми, а иногда и источников его знаний. Недавно Г. Дж. Тумер ... с наивной уверенностью построил целую фантазию на ошибке, которой нельзя отказать в том, что она забавляет читателя.
С другой стороны, Дэвид А. Кинг подтверждает свою нисбу Кутрубулу, отмечая, что его звали аль-Хорезми аль-Кутруббулли, потому что он родился недалеко от Багдада. [35]
Что касается религии аль-Хорезми, Тумер пишет: [36]
Другой эпитет, данный ему ат-Табари, «аль-Маджуси», по-видимому, указывает на то, что он был приверженцем старой зороастрийской религии . В то время это еще было возможно для человека иранского происхождения, но благочестивое предисловие к « Алгебре » аль-Хорезми показывает, что он был ортодоксальным мусульманином , поэтому эпитет ат-Табари мог означать не что иное, как то, что его предки, и, возможно, он в юности был зороастрийцем.
Ибн ан-Надима » «Аль-Фихрист включает краткую биографию аль-Хорезми вместе со списком его книг. Аль-Хорезми выполнил большую часть своей работы между 813 и 833 годами. После завоевания Персии мусульманами Багдад стал центром научных исследований и торговли. Около 820 г. н.э. он был назначен астрономом и главой библиотеки Дома Мудрости . [7] : 14 Дом Мудрости был основан аббасидским халифом аль-Мамуном . Аль-Хорезми изучал естественные науки и математику, включая перевод научных рукописей на греческий и санскрит . Он также был историком, которого цитируют такие люди, как ат-Табари и Ибн Аби Тахир . [37]
Говорят, что во время правления аль-Ватика он участвовал в первом из двух посольств к хазарам . [38] Дуглас Мортон Данлоп предполагает, что Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми мог быть тем же человеком, что и Мухаммад ибн Муса ибн Шакир, старший из трех братьев Бану Муса . [39]
Взносы
Вклад Аль-Хорезми в математику, географию, астрономию и картографию заложил основу для инноваций в алгебре и тригонометрии . Его систематический подход к решению линейных и квадратных уравнений привел к алгебре , слову, полученному из названия его книги на эту тему « Аль-Джабр» . [40]
Книга «О расчетах индуистскими цифрами», написанная около 820 года, была главным образом ответственна за распространение индуистско-арабской системы счисления на Ближнем Востоке и в Европе. На латынь оно было переведено как Algoritmi de numero Indorum . Аль-Хорезми, переведенный на латынь как Алгоритми , привел к появлению термина «алгоритм». [41] [42]
Некоторые из его работ были основаны на персидской и вавилонской астрономии, индийских числах и греческой математике .
Аль-Хорезми систематизировал и исправил данные Птолемея по Африке и Ближнему Востоку. Другой крупной книгой была «Китаб сурат аль-ард» («Образ Земли»; переводится как «География»), в которой представлены координаты мест, основанные на координатах из « Географии» Птолемея , но с улучшенными значениями для Средиземного моря , Азии и Африки. . [43]
Он писал на механических устройствах, таких как астролябия. [44] и солнечные часы . [23] Он участвовал в проекте по определению окружности Земли и в составлении карты мира для аль-Мамуна , халифа, под руководством 70 географов. [45] Когда в XII веке его работы распространились по Европе благодаря латинским переводам, это оказало глубокое влияние на развитие математики в Европе. [46]
Алгебра
Аль-Джабр (Сводная книга по расчетам путем завершения и балансировки , арабский : الكتاب المختصر في حساب الجبر والمقابلة al-Kitāb al-mukhtaṣar fī hisāb al-jabr wal-muqabala ) — математическая книга, написанная примерно в 820 году нашей эры. Он был написан при поддержке халифа аль-Мамуна как популярный труд по расчетам и изобилует примерами и приложениями к ряду проблем в торговле, геодезии и юридическом наследовании. [47] Термин «алгебра» происходит от названия одной из основных операций с уравнениями ( аль-джабр , что означает «восстановление», имея в виду добавление числа к обеим частям уравнения для объединения или сокращения членов), описанной в этой книге. Книга была переведена на латынь как Liber алгебра и альмукабала Робертом Честерским ( Сеговия , 1145 г.), отсюда и «алгебра», и Жераром Кремонским . Уникальная арабская копия хранится в Оксфорде и была переведена в 1831 году Ф. Розеном. Латинский перевод хранится в Кембридже. [48]
В нем дано исчерпывающее описание решения полиномиальных уравнений до второй степени: [49] и обсудил фундаментальный метод «редукции» и «балансировки», имея в виду перенос членов на другую сторону уравнения, то есть отмену подобных членов на противоположных сторонах уравнения. [50]
Метод Аль-Хорезми решения линейных и квадратных уравнений заключался в том, что сначала уравнение было приведено к одной из шести стандартных форм (где b и c - положительные целые числа).
- квадраты равны корням ( топор 2 = бх )
- квадратов равное количество ( топор 2 = с )
- корней одинаковое количество ( bx = c )
- квадратов и корней одинаковое количество ( ax 2 + бх = с )
- квадраты и корни равные числам ( ax 2 + с = бх )
- корни и число равных квадратов ( bx + c = ax 2 )
путем деления коэффициента квадрата и использования двух операций аль-джабр ( арабский : الجبر «восстановление» или «завершение») и аль-мукабала («балансировка»). Аль-Джабр – это процесс удаления из уравнения отрицательных единиц, корней и квадратов путем прибавления одинаковых величин к каждой стороне. Например, х 2 = 40 х - 4 х 2 снижается до 5 х 2 = 40 х . Аль-мукабала – это процесс приведения величин одного типа в одну и ту же часть уравнения. Например, х 2 + 14 = x + 5 сокращается до x 2 + 9 = х .
В приведенном выше обсуждении используются современные математические обозначения типов задач, обсуждаемых в книге. Однако во времена аль-Хорезми большая часть этих обозначений еще не была изобретена , поэтому ему приходилось использовать обычный текст для представления проблем и их решений. Длянапример, по одной задаче он пишет (из перевода 1831 года)
Если кто-нибудь скажет: «Десять разделите на две части: одну умножьте на себя, и она будет равна другой, взятой в восемьдесят один раз». Вычисление: Вы говорите, что десять минус вещь, умноженная на себя, равна ста плюс квадрат минус двадцать вещей, и это равно восьмидесяти одной вещи. Отделите двадцать вещей от ста с квадратом и прибавьте их к восьмидесяти одному. Тогда это будет сто плюс квадрат, что равно ста одному корню. Разрежьте корни пополам; половина равна пятидесяти с половиной. Умножьте это на себя, и получится две тысячи пятьсот пятьдесят с четвертью. Вычтите из этого сто; остаток — две тысячи четыреста пятьдесят четверть. Извлеките из этого корень; это сорок девять с половиной. Вычтите это из части корней, которая равна пятидесяти с половиной. Остается одна, и это одна из двух частей. [47]
В современных обозначениях этот процесс, где x означает «вещь» ( شيء shayʾ ) или «корень», определяется шагами:
Пусть корнями уравнения будут x = p и x = q . Затем , и
Таким образом, корень определяется выражением
Несколько авторов опубликовали тексты под именем Китаб аль-Джабр валь-Мукабала , в том числе Абу Ханифа Динавари , Абу Камиль , Абу Мухаммад аль-Адли, Абу Юсуф аль-Мишиши, Абд аль-Хамлид А Сибн ибн , Сахл ибн. Бишр и Шараф ад-Дин ат-Туси .
Соломон Гандз назвал Аль-Хорезми отцом алгебры:
Алгебра Аль-Хорезми считается основой и краеугольным камнем науки. В каком-то смысле аль-Хорезми больше имеет право называться «отцом алгебры», чем Диофант, потому что аль-Хорезми является первым, кто преподавал алгебру в элементарной форме, и ради самой алгебры Диофант в первую очередь занимается теорией чисел. . [51]
Виктор Дж. Кац добавляет:
Первый настоящий текст по алгебре, дошедший до нас, — это работа Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми об аль-джабре и аль-мукабале, написанная в Багдаде около 825 года. [52]
Джон Дж. О'Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон написали в Архиве истории математики MacTutor :
Возможно, одно из наиболее значительных достижений арабской математики началось в это время с работы аль-Хорезми, а именно с зарождения алгебры. Важно понять, насколько значимой была эта новая идея. Это был революционный отход от греческой концепции математики, которая по сути была геометрией. Алгебра была объединяющей теорией, которая позволяла рациональные числа , иррациональные числа рассматривать , геометрические величины и т. д. как «алгебраические объекты». Это дало математике совершенно новый путь развития, гораздо более широкий по своей концепции по сравнению с тем, что существовало раньше, и предоставило средство для будущего развития этого предмета. Другим важным аспектом введения алгебраических идей было то, что оно позволило применить математику к самой себе так, как раньше не случалось. [53]
Рошди Рашед и Анджела Армстронг пишут:
Можно заметить, что текст Аль-Хорезми отличается не только от вавилонских табличек , но и от Диофанта » « Арифметики . Речь идет уже не о ряде проблем, которые необходимо решить , а об изложении , которое начинается с примитивных терминов, в которых комбинации должны дать все возможные прототипы уравнений, которые отныне явно составляют истинный объект исследования. С другой стороны, идея уравнения сама по себе возникает изначально и, можно сказать, в общем виде, поскольку она не просто возникает в ходе решения задачи, а специально призвана к ее решению. определить бесконечный класс задач. [54]
По мнению швейцарско-американского историка математики Флориана Каджори , алгебра Аль-Хорезми отличалась от работ индийских математиков , поскольку у индийцев не было таких правил, как восстановление и сокращение . [55] Что касается отличия и значения алгебраической работы Аль-Хорезми от работы индийского математика Брахмагупты , Карл Б. Бойер писал:
Это правда, что в двух отношениях работа аль-Хорезми представляла собой отход от работы Диофанта . Во-первых, она находится на гораздо более элементарном уровне, чем тот, который можно найти в диофантовых задачах, и, во-вторых, алгебра аль-Хорезми является полностью риторической, без каких-либо синкоп, обнаруженных в греческой арифметике или в работе Брахмагупты. Даже числа записывались словами, а не символами! Совершенно маловероятно, что аль-Хорезми знал о работах Диофанта, но он должен был быть знаком, по крайней мере, с астрономическими и вычислительными частями Брахмагупты; однако ни аль-Хорезми, ни другие арабские ученые не использовали синкопацию или отрицательные числа. Тем не менее, « Аль-Джабр» ближе к современной элементарной алгебре, чем работы Диофанта или Брахмагупты, поскольку книга посвящена не трудным проблемам неопределенного анализа, а прямому и элементарному изложению решения уравнений, особенно то есть второй степени. Арабы в целом любили хорошую, ясную аргументацию от предпосылки до заключения, а также систематическую организацию – в этом отношении ни Диофант, ни индусы не преуспели. [56]
Арифметика
Вторая по значимости работа Аль-Хорезми была посвящена арифметике, которая сохранилась в латинских переводах, но теряется в оригинальном арабском языке. Его сочинения включают текст «Китаб аль-Хисаб аль-хинди» («Книга индийских вычислений»). [примечание 2] ), и, возможно, более элементарный текст, китаб аль-джам' ва'л-тафрик аль-Хисаб аль-хинди («Сложение и вычитание в индийской арифметике»). [58] [59] В этих текстах описывались алгоритмы работы с десятичными числами ( индуистско-арабские цифры ), которые можно было выполнить на доске для пыли. Называемая тахт по-арабски (лат. tabula ), для вычислений использовалась доска, покрытая тонким слоем пыли или песка, на которой цифры можно было писать стилусом, а затем легко стирать и заменять при необходимости. Алгоритмы Аль-Хорезми использовались почти три столетия, пока их не заменили алгоритмы Аль-Уклидиси , которые можно было выполнять с помощью ручки и бумаги. [60]
Будучи частью волны арабской науки XII века, пришедшей в Европу через переводы, эти тексты оказались революционными в Европе. [61] имя Аль-Хорезми Латинизированное , Algorismus , превратилось в название метода, используемого для вычислений, и сохранилось в термине « алгоритм ». Он постепенно заменил предыдущие методы, основанные на счетах, использовавшиеся в Европе. [62]
Сохранились четыре латинских текста, в которых представлены адаптации методов Аль-Хорезми, хотя ни один из них не считается буквальным переводом: [58]
- Диксит Алгоризми (опубликовано в 1857 году под названием Algoritmi de Numero Indorum). [63] ) [64]
- Бесплатные Alchoarismi de Practica Arismetice
- Книга Исагогаруса Алхорисми
- Либер Порошок
Диксит Алгоризми («Так говорил Аль-Хорезми») — это начальная фраза рукописи в библиотеке Кембриджского университета, которая обычно упоминается под названием Algoritmi de Numero Indorum 1857 года . Его приписывают Аделарду Батскому , который перевел астрономические таблицы в 1126 году. Возможно, он наиболее близок к собственным сочинениям Аль-Хорезми. [64]
Работа Аль-Хорезми по арифметике была ответственна за представление арабских цифр , основанных на индуистско-арабской системе счисления, разработанной в индийской математике , в западном мире. Термин «алгоритм» происходит от « алгоризма » — техники выполнения арифметических действий с индийско-арабскими цифрами, разработанной аль-Хваризми. И «алгоритм», и «алгоризм» произошли от латинизированных форм имени аль-Хорезми, Алгоритми и Алгорисми соответственно. [65]
Астрономия
Аль-Хорезми Зидж ас-Синдхинд [36] ( араб .: Синд-Хиндский брак , « астрономические таблицы Сиддханты . ») [66] ) — труд, состоящий примерно из 37 глав по календарным и астрономическим расчетам и 116 таблиц с календарными, астрономическими и астрологическими данными, а также таблицы значений синуса. Это первый из многих арабских зиджей , основанных на индийских астрономических методах, известных как синдхинд . [67] Слово «Синдхинд» — это искаженное санскритское слово «Сиддханта» , которое является обычным обозначением учебника по астрономии. Фактически, средние движения в таблицах аль-Хорезми взяты из таковых в «исправленной Брахмасиддханте» ( Brahmasphutasiddhanta ) Брахмагупты . [68]
Работа содержит таблицы движений Солнца , Луны и пяти планет известных в то время . Эта работа стала поворотным моментом в исламской астрономии . До сих пор мусульманские астрономы придерживались преимущественно исследовательского подхода в этой области, переводя работы других и изучая уже открытые знания.
Оригинальная арабская версия (написанная около 820 г. ) утеряна, но версия испанского астронома Масламы аль-Маджрити ( ок. 1000 г. ) сохранилась в латинском переводе, предположительно сделанном Аделардом Батским (26 января 1126 г.). [69] Четыре сохранившихся рукописи латинского перевода хранятся в Публичной библиотеке (Шартр), Библиотеке Мазарини (Париж), Национальной библиотеке (Мадрид) и Бодлианской библиотеке (Оксфорд).
Тригонометрия
Аль-Хорезми «Зидж ас-Синдхинд» содержал таблицы для тригонометрических функций синусов и косинусов. [67] родственный трактат по сферической тригонометрии . Ему приписывают [53]
Аль-Хваризми составил точные таблицы синусов и косинусов, а также первую таблицу тангенсов. [70] [71]
География
Третья крупная работа Аль-Хорезми - его «Китаб Сурат аль-Арх» ( араб . كتاب صورة الأرض , «Книга описания Земли»), [72] также известная как его «География» , законченная в 833 году. Это крупная переработка Птолемея второго века «Географии» , состоящей из списка из 2402 координат городов и других географических объектов после общего введения. [73]
Сохранился один экземпляр «Китаб Сурат аль-Ард» , который хранится в библиотеке Страсбургского университета . Латинский перевод находится в Национальной библиотеке Испании в Мадриде. [74] Книга открывается списком широт и долгот в порядке «погодных зон», то есть в блоках широты и в каждой климатической зоне в порядке долготы. Как отмечает Поль Галлез , эта система позволяет вычислить многие широты и долготы там, где единственный сохранившийся документ находится в таком плохом состоянии, что он практически неразборчив. Ни арабская копия, ни латинский перевод не содержат карты мира; однако Хуберт Даунихт смог восстановить недостающую карту по списку координат. Даунихт читал широту и долготу прибрежных точек в рукописи или выводил их из контекста, где они были неразборчивы. Он перенес точки на миллиметровую бумагу и соединил их прямыми линиями, получив приближение береговой линии, какой она была на исходной карте. То же самое он сделал с реками и городами. [75]
Аль-Хорезми исправил сильное завышение Птолемеем длины Средиземного моря. [76] от Канарских островов до восточных берегов Средиземноморья; Птолемей переоценил его в 63 градуса долготы , тогда как аль-Хорезми почти правильно оценил его почти в 50 градусов долготы. Он «изобразил Атлантический и Индийский океаны как открытые водоёмы , а не моря, не имеющие выхода к морю, как это сделал Птолемей». [77] Аль-Хорезми Таким образом, главный меридиан на Счастливых островах находился примерно в 10 ° к востоку от линии, использованной Марином и Птолемеем. Большинство средневековых мусульманских географических справочников продолжали использовать главный меридиан аль-Хорезми. [76]
Еврейский календарь
в том числе трактат по еврейскому календарю Аль-Хорезми написал несколько других работ , под названием Рисала фи истихрадж та'рих аль-Яхуд ( араб . رسالة في إستخراج تأريخ اليهود , «Извлечение еврейской эпохи»). Он описывает цикл Метоника , 19-летний интеркаляционный цикл; правила определения, на какой день недели первый день месяца Тишрей приходится ; вычисляет интервал между Anno Mundi или еврейским годом и эрой Селевкидов ; и дает правила для определения средней долготы Солнца и Луны с использованием еврейского календаря . Аналогичный материал встречается в трудах Аль-Бируни и Маймонида . [36]
Другие работы
Ибн ан-Надима » В «Аль-Фихристе , указателе арабских книг, упоминается «Китаб ат-Тахрих » аль-Хорезми ( араб . كتاب التأريخ ), книга летописей. Никакой прямой рукописи не сохранилось; копия достигла Нусайбина однако к XI веку митрополит Мар Элиас бар Шиная , где ее нашел . Хроники Элиаса цитируют его от «смерти Пророка» до 169 года хиджры, и в этот момент в самом тексте Элиаса возникает пробел. [78]
Несколько арабских рукописей в Берлине, Стамбуле, Ташкенте, Каире и Париже содержат дополнительные материалы, которые наверняка или с некоторой вероятностью исходят от аль-Хорезми. Стамбульская рукопись содержит статью о солнечных часах; Фихрист ( приписывает аль-Хорезми Китаб ар-Рухама (т) араб . كتاب الرخامة ). Другие статьи, например, об определении направления Мекки , относятся к сферической астрономии .
Особого интереса заслуживают два текста, посвященные ширине утра ( Ма'рифат саат аль-машрик фи кулл балад ) и определению азимута с высоты ( Ма'рифат ас-самт мин кибал аль-иртифа' ). Он написал две книги по использованию и построению астролябий .
Почести
- Аль-Хорезми (кратер) — кратер на обратной стороне Луны. [79]
- 13498 Аль Чорезми — астероид главного пояса, открытый 6 августа 1986 года Э. У. Элстом и В. Г. Ивановой в Смоляне. [80]
- 11156 Аль-Хварисми — астероид главного пояса, открыт 31 декабря 1997 года П.Г. Комбой в Прескотте. [81]
Примечания
- ↑ В литературе существует некоторая путаница относительно того, является ли полное имя аль-Хорезми ابو عبدالله محمد بن موسى خوارزمی Абу Абдаллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми или بو جعفر محمد بن موسی خوارزمی Абу Джафар Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми . Ибн Халдун отмечает в своих «Пролегоменах»: «Первым, кто написал об этой дисциплине [алгебре], был Абу Абдаллах аль-Хуваризми. После него был Абу Камиль Шуджа б. Аслам. Люди следовали по его стопам». [4] Во введении к своему критическому комментарию к латинскому переводу Роберта Честера « Алгебры» аль-Хорезми Л.К. Карпински отмечает, что Абу Джафар Мухаммад ибн Муса относится к старшему из братьев Бану Муса . Карпинский в своей рецензии на (Руска 1917) отмечает, что в (Руска 1918): «Руска здесь непреднамеренно называет автора Абу Гафаром М.б.М., а не Абу Абдаллахом М.б.М.». Дональд Кнут пишет это как Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми и цитирует его как означающее «буквально: «Отец Абдуллы, Мухаммед, сын Моисея, уроженец Хорезма»», ссылаясь на предыдущую работу Хайнца Земанека. [5]
- ^ Некоторые ученые переводят название аль-Хисаб аль-хинди как «вычисление индуистскими цифрами», но арабский хинди означает «индийский», а не «индуистский». А.С. Сайдан утверждает, что ее следует понимать как арифметику, выполняемую «по-индийски», с использованием индуистско-арабских цифр, а не просто как «индийскую арифметику». Арабские математики включили в свои тексты собственные инновации. [57]
Ссылки
- ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф., «Абу Камил Шуджа ибн Аслам». Архивировано 11 декабря 2013 года в Wayback Machine , архив истории математики MacTutor, Университет Сент-Эндрюс.
- ^ Тумер, Джеральд Дж. (1970–1980). «аль-Хуваризми, Абу Джафар Мухаммад ибн Муса». В Гиллиспи, Чарльз Коулстон (ред.). Словарь научной биографии . Том. VII. стр. 358–365. ISBN 978-0-684-16966-8 .
- ^ Верне, Хуан (1960–2005). «Аль-Хорезми». В Гиббе, HAR; Крамерс, Дж. Х.; Леви-Провансаль, Э.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. IV (2-е изд.). Лейден: Брилл. стр. 1070–1071. OCLC 399624 .
- ^ Ибн Халдун, Мукаддима: Введение в историю. Архивировано 17 сентября 2016 года в Wayback Machine , перевод с арабского Франца Розенталя, Нью-Йорк: Принстон (1958), Глава VI:19.
- ^ Кнут, Дональд (1997). «Основные понятия». Искусство компьютерного программирования . Том. 1 (3-е изд.). Аддисон-Уэсли. п. 1. ISBN 978-0-201-89683-1 .
- ^ Оукс, Дж. (2009), «Полиномы и уравнения в арабской алгебре», Архив истории точных наук , 63 (2), 169–203.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Махер, П. (1998), «От Аль-Джабра к алгебре», Математика в школе , 27 (4), 14–15.
- ^ (Бойер 1991, «Арабская гегемония», стр. 229) «Неясно, что именно означают термины аль-джабр и мукабала, но обычная интерпретация аналогична той, которая подразумевается в переводе выше. Предположительно, слово аль-джабр означало что-то вроде «восстановления» или «завершения» и, по-видимому, относится к переносу вычтенных членов на другую сторону уравнения, слово «мукабала», как говорят, относится к «сокращению» или «уравновешиванию», то есть к отмене; как члены на противоположных сторонах уравнения».
- ^ Корбин, Генри (1998). Путешествие и посланник: Иран и философия . Североатлантические книги. п. 44. ИСБН 978-1-55643-269-9 . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Бойер, Карл Б. , 1985. История математики , с. 252. Издательство Принстонского университета. «Диофанта иногда называют отцом алгебры, но этот титул более уместно принадлежит аль-Хорезми...», «...Аль-Джабр ближе к современной элементарной алгебре, чем работы Диофанта или Брахмагупты. .."
- ^ Гандз, Соломон , Источники алгебры аль-Хорезми, Осирис, i (1936), 263–277, «Алгебра аль-Хорезми считается основой и краеугольным камнем наук. В некотором смысле аль-Хорезми имеет больше прав называться «отцом алгебры», чем Диофант, потому что аль-Хорезми первый, кто преподавал алгебру в элементарной форме, и ради самой алгебры Диофант в первую очередь занимается теорией чисел».
- ^ Кац, Виктор Дж. «Этапы истории алгебры, имеющие значение для преподавания» (PDF) . ВИКТОР Дж.КАЦ, Университет округа Колумбия, Вашингтон, округ Колумбия, США : 190. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2019 года . Проверено 7 октября 2017 г. - через Университет округа Колумбия, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Первый настоящий текст по алгебре, дошедший до нас, — это работа Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми об аль-джабре и аль-мукабале, написанная в Багдаде около 825 года.
- ^ Эспозито, Джон Л. (6 апреля 2000 г.). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 188. ИСБН 978-0-19-988041-6 . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 29 сентября 2020 г.
Аль-Хорезми часто считают основателем алгебры, и его имя дало начало термину «алгоритм».
- ^ Брентьес, Соня (1 июня 2007 г.). «Алгебра» . Энциклопедия ислама, ТРИ . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ Кнут, Дональд (1979). Алгоритмы в современной математике и информатике (PDF) . Спрингер-Верлаг . ISBN 978-0-387-11157-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2006 года.
- ^ Гандз, Соломон (1926). «Происхождение термина «алгебра» » . Американский математический ежемесячник . 33 (9): 437–440. дои : 10.2307/2299605 . ISSN 0002-9890 . JSTOR 2299605 .
- ^ Струик 1987 , с. 93
- ^ Филип Хури Хитти (2002). История арабов . Пэлгрейв Макмиллан. п. 379. ИСБН 978-1-137-03982-8 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года.
- ^ Фред Джеймс Хилл, Николас Од (2003). История исламского мира . Гиппокреновые книги. п. 55 . ISBN 978-0-7818-1015-9 .
Нельзя недооценивать «Сводную книгу по расчетам путем завершения и балансирования» (Хисаб аль-Джабр ва Х-Мукабала), посвященную развитию этого предмета. Переведенный на латынь в двенадцатом веке, он оставался основным учебником математики в европейских университетах до шестнадцатого века.
- ^ Шон Овербей; Джимми Шорер; Хизер Конгер. «Аль-Хорезми» . Университет Кентукки . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года.
- ^ «Ислам Испании и история техники» . www.sjsu.edu . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ ван дер Варден, Бартель Леендерт (1985). История алгебры: от аль-Хорезми до Эмми Нётер . Берлин: Springer-Verlag.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арндт 1983 , с. 669
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Салиба, Джордж (сентябрь 1998 г.). «Наука и медицина». Иранские исследования . 31 (3–4): 681–690. дои : 10.1080/00210869808701940 .
Возьмем, к примеру, кого-то вроде Мухаммада б. Муса аль-Хорезми (850 г.) может представлять проблему для ЭИР, поскольку, хотя он явно имел персидское происхождение, он жил и работал в Багдаде и, как известно, не написал ни одной научной работы на персидском языке.
- ^ Оукс, Джеффри А. (2014). «Хорезми» . В Калине, Ибрагим (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Том. 1. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 451–459. ISBN 978-0-19-981257-8 . Архивировано из оригинала 30 января 2022 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
« Ибн ан-Надим и Ибн аль-Кифти рассказывают, что семья аль-Хорезми происходила из Хорезма, региона к югу от Аральского моря ».
Также → ан-Надим, Абуль-Фарадж (1871–1872). Китаб аль-Фихрист , изд. Густав Флюгель, Лейпциг: Фогель, стр. 274 . аль-Кифти, Джамал ад-Дин (1903). Тахрих аль-Хукама , ред. Август Мюллер и Юлиус Липперт, Лейпциг: Теодор Вейхер, с. 286 . - ^ Додж , Баярд, изд. (1970), Фихрист ан-Надима: обзор исламской культуры десятого века , том. 2, перевод Доджа, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
- ^ Клиффорд А. Пиковер (2009). Книга по математике: от Пифагора до 57-го измерения, 250 вех в истории математики . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 84. ИСБН 978-1-4027-5796-9 . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ История науки в мировых культурах: голоса знаний. Рутледж. Страница 228. «Мохаммед ибн Муса аль-Хорезми (780–850) был персидским астрономом и математиком из района Хорезм (Узбекистан, область Центральной Азии)».
- ^ Бен-Менахем, Ари (2009). Историческая энциклопедия естественных и математических наук (1-е изд.). Берлин: Шпрингер. стр. 942–943. ISBN 978-3-540-68831-0 .
Персидский математик Аль-Хорезми
- ^ Визнер-Хэнкс, Мерри Э .; Эбри, Патриция Бакли ; Бек, Роджер Б.; Давила, Джерри; Кроустон, Клэр Хару; Маккей, Джон П. (2017). История мировых обществ (11-е изд.). Бедфорд/Сент. Мартина. п. 419.
Ближе к началу этого периода персидский ученый аль-Хорезми (ум. около 850 г.) гармонизировал греческие и индийские данные для создания астрономических таблиц, которые легли в основу последующих восточных и западных исследований.
- ^ Энциклопедия Ираника-онлайн, sv « ХОРАЗМИЯ, ii. В исламские времена. Архивировано 2 сентября 2021 года в Wayback Machine », Клиффорд Э. Босворт .
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (1960–2005). «Хорезм». В Гиббе, HAR; Крамерс, Дж. Х.; Леви-Провансаль, Э.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. IV (2-е изд.). Лейден: Брилл. стр. 1060–1065. OCLC 399624 .
- ^ «Ирак после мусульманского завоевания», Майкл Г. Морони , ISBN 1-59333-315-3 (факсимиле 2005 г. из оригинальной книги 1984 г.), стр. 145. Архивировано 27 июня 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Рашид, Рошди (1988). «Понятие алгебры аль-Хорезми» . В Зурайке, Кустантине; Атье, Джордж Николас; Овейс, Ибрагим М. (ред.). Арабская цивилизация: вызовы и ответы: исследования в честь Константина К. Зурайка . СУНИ Пресс. п. 108. ИСБН 978-0-88706-698-6 . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Кинг, Дэвид А. (7 марта 2018 г.). Астрономия на службе ислама . Фонд исламского наследия Аль-Фуркан – Центр изучения исламских рукописей. Событие происходит в 20:51. Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 года . Проверено 26 ноября 2021 г.
Я упоминаю еще одно имя Хорезми, чтобы показать, что он не выходец из Средней Азии. Он приехал из Кутрубула, недалеко от Багдада. Он там родился, иначе бы его не звали аль-Кутрубулли. Многие говорят, что он приехал из Хорезма, цк-цк.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тумер 1990 г.
- ^ Босворт, CE , изд. (1987). История ат-Табари, том XXXII: Воссоединение халифата Аббасидов: Халифат аль-Маммуна, 813–33 гг. Н. Э. / 198–213 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 158. ИСБН 978-0-88706-058-8 .
- ^ Золотой, Питер; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (13 августа 2007 г.). Мир хазар: новые перспективы. Избранные доклады Иерусалимского международного хазарского коллоквиума 1999 года . БРИЛЛ. п. 376. ИСБН 978-90-474-2145-0 .
- ^ Данлоп 1943
- ^ Яхья Табеш; Шима Салехи. «Математическое образование в Иране от древности до современности» (PDF) . Технологический университет Шарифа . Архивировано (PDF) из оригинала 16 апреля 2018 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Даффа 1977
- ^ Клегг, Брайан (1 октября 2019 г.). Scientifica Historica: Как великие научные книги мира отражают историю знаний . Айви Пресс. п. 61. ИСБН 978-1-78240-879-6 . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Эду, Всемирная история (28 сентября 2022 г.). «Аль-Хорезми - Биография, выдающиеся достижения и факты» .
- ^ Джозеф Франк, Аль-Хорезми в Астролаборатории , 1922.
- ^ «Аль-Хорезми» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 5 января 2008 года . Проверено 30 мая 2008 г.
- ^ «Аль-Хорезми | Биография и факты | Британника» . www.britanica.com . 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, Фредерик. «Сводная книга по расчетам путем завершения и балансирования, аль-Хорезми» . 1831 г. Английский перевод . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Карпинский, Л.К. (1912). «История математики в последнем издании Британской энциклопедии» . Наука . 35 (888): 29–31. Бибкод : 1912Sci....35...29K . дои : 10.1126/science.35.888.29 . ПМИД 17752897 . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Бойер 1991 , с. 228 : «Арабы вообще любили хорошую, ясную аргументацию от посылки до заключения, а также систематическую организацию — в этом отношении ни Диофант, ни индусы не преуспели».
- ^ ( Бойер 1991 , «Арабская гегемония», стр. 229) «Неизвестно, что именно означают термины аль-джабр и мукабала , но обычная интерпретация аналогична той, которая подразумевается в переводе выше. слово аль-джабр Предположительно, означало что-то вроде «восстановления» или «завершения» и, по-видимому, относится к переносу вычтенных членов в другую часть уравнения, как говорят, слово «мукабала» относится к «сокращению» или «уравновешиванию», то есть к отмене; как члены на противоположных сторонах уравнения».
- ^ Гандз, Соломон , Источники алгебры аль-Хорезми, Осирис, я (1936), 263–277
- ^ Кац, Виктор Дж. «Этапы истории алгебры, имеющие значение для преподавания» (PDF) . ВИКТОР Дж.КАЦ, Университет округа Колумбия, Вашингтон, округ Колумбия, США : 190. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2019 года . Проверено 7 октября 2017 г. - через Университет округа Колумбия, Вашингтон, округ Колумбия, США.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абу Джафар Мухаммад ибн Муса Аль-Хорезми» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ Рашид, Р. ; Армстронг, Анджела (1994). Развитие арабской математики . Спрингер . стр. 11–12. ISBN 978-0-7923-2565-9 . ОСЛК 29181926 .
- ^ Флориан Каджори (1919). История математики . Макмиллан. п. 103 .
То, что оно произошло из Индии, невозможно, поскольку у индусов не было таких правил, как «восстановление» и «сокращение». У них никогда не было привычки делать все члены уравнения положительными, как это делается в процессе «восстановления».
- ^ Бойер, Карл Бенджамин (1968). История математики . п. 252 .
- ^ Сайдан, А.С. (зима 1966 г.), «Самая ранняя из дошедших до нас арабских арифметик: Китаб аль-Фусул фи аль Хисаб аль-Хинди Абу аль-Хасана, Ахмада ибн Ибрагима аль-Уклидиси», Исида , 57 (4), Чикагский университет Пресса: 475–490, doi : 10.1086/350163 , JSTOR 228518 , S2CID 143979243 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бернетт 2017 , с. 39.
- ^ Авари, Бурджор (2013), Исламская цивилизация в Южной Азии: история мусульманской власти и присутствия на Индийском субконтиненте , Routledge, стр. 31–32, ISBN 978-0-415-58061-8 , заархивировано из оригинала 28 марта 2023 года , получено 29 сентября 2020 года.
- ^ Ван Бруммелен, Глен (2017), «Арифметика» , в книге Томаса Ф. Глика (редактор), Routledge Revivals: Medieval Science, Technology and Medicine (2006): Энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, стр. 46, ISBN 978-1-351-67617-5 , заархивировано из оригинала 28 марта 2023 года , получено 5 мая 2019 года.
- ^ Томас Ф. Глик, изд. (2017), «Аль-Хорезми» , Возрождение Рутледжа: средневековая наука, технологии и медицина (2006): Энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-351-67617-5 , заархивировано из оригинала 28 марта 2023 года , получено 6 мая 2019 года.
- ^ Ван Браммелен, Глен (2017), «Арифметика» , в книге Томаса Ф. Глика (редактор), Routledge Revivals: Medieval Science, Technology and Medicine (2006): Энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, стр. 46–47, ISBN 978-1-351-67617-5 , заархивировано из оригинала 28 марта 2023 года , получено 5 мая 2019 года.
- ^ «Algoritmi de numero Indorum» , «Трактаты по арифметике» , Рим: Tipografia delle Scienze Fisiche e Matematiche, 1857, стр. 1–, заархивировано из оригинала 28 марта 2023 г. , получено 6 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кроссли, Джон Н.; Генри, Алан С. (1990), «Так говорил аль-Хваризми: перевод текста библиотеки Кембриджского университета г-жи Ii.vi.5», Historia Mathematica , 17 (2): 103–131, doi : 10.1016/ 0315-0860(90)90048-И
- ^ «Как алгоритм получил свое название» . Earthobservatory.nasa.gov . 8 января 2018 г.
- ^ Терстон, Хью (1996), Ранняя астрономия , Springer Science & Business Media, стр. 204–, ISBN 978-0-387-94822-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди, 1956 , стр. 26–29.
- ^ ван дер Варден, Бартель Леендерт (1985). История алгебры: от аль-Хорезми до Эмми Нётер . Берлин Гейдельберг: Springer Verlag. п. 10. ISBN 978-3-642-51601-6 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Кеннеди 1956 , с. 128
- ^ Жак Сезиано, «Исламская математика», с. 157, в Селин, Хелейн ; Д'Амброзио, Убиратан , ред. (2000). Математика в разных культурах: история незападной математики . Springer Science+Business Media . ISBN 978-1-4020-0260-1 .
- ^ «тригонометрия» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 июля 2008 года . Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ Полное название: «Книга описания Земли с ее городами, горами, морями, всеми островами и реками, написанная Абу Джафаром Мухаммадом ибн Мусой аль-Хорезми, согласно Географическому трактату, написанному Птолемей Клавдиан», хотя из-за двусмысленности слова сура его можно было понимать и как означающее «Книгу образа Земли» или даже «Книгу карты мира».
- ^ «История картографии» . Система компьютерной алгебры GAP . Архивировано из оригинала 24 мая 2008 года . Проверено 30 мая 2008 г.
- ^ Кейт Дж. Девлин (2012). Человек чисел: арифметическая революция Фибоначчи (мягкая обложка) . Блумсбери. п. 55. ИСБН 9781408822487 .
- ^ Даунихт
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдвард С. Кеннеди, «Математическая география» , с. 188, в ( Rashed & Morelon 1996 , стр. 185–201).
- ^ Ковингтон, Ричард (2007). «Третье измерение» . Saudi Aramco World, май – июнь 2007 г .: 17–21. Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Ж. Дж. Делапорте (1910). Хронография Мар Эли бар Синай . п. xiii.
- ^ Эль-Баз, Фарук (1973). «Аль-Хорезми: новый бассейн на обратной стороне Луны» . Наука . 180 (4091): 1173–1176. Бибкод : 1973Sci...180.1173E . дои : 10.1126/science.180.4091.1173 . JSTOR 1736378 . ПМИД 17743602 . S2CID 10623582 . Портал НАСА: Аполлон-11, Указатель фотографий .
- ^ «Поиск в базе данных малых тел» . ssd.jpl.nasa.gov .
- ^ «Поиск в базе данных малых тел» . ssd.jpl.nasa.gov .
Источники
- Арндт, AB (декабрь 1983 г.). «Аль-Хорезми». Учитель математики . 76 (9): 668–670. дои : 10.5951/MT.76.9.0668 . JSTOR 27963784 .
- Бойер, Карл Б. (1991). «Арабская гегемония». История математики (второе изд.). Джон Уайли и сыновья, Inc. ISBN 978-0-471-54397-8 .
- Бернетт, Чарльз (2017), «Арабские цифры» , в книге Томаса Ф. Глика (ред.), Routledge Revivals: Medieval Science, Technology and Medicine (2006): Энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-351-67617-5 , заархивировано из оригинала 28 марта 2023 года , получено 5 мая 2019 года.
- Даффа, Али Абдулла аль- (1977). Вклад мусульман в математику . Лондон: Крум Хелм . ISBN 978-0-85664-464-1 .
- Данлоп, Дуглас Мортон (1943). « Мухаммад б. Муса аль-Хорезми » . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 2 (3–4): 248–250. дои : 10.1017/S0035869X00098464 . JSTOR 25221920 . S2CID 161841351 . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г.
- Кеннеди, ЕС (1956). «Обзор исламских астрономических таблиц» . Труды Американского философского общества . 46 (2): 123–177. дои : 10.2307/1005726 . hdl : 2027/mdp.39076006359272 . JSTOR 1005726 . Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г.
- Рашед, Рошди ; Морелон, Режис (1996), Энциклопедия истории арабской науки , том. 1, Рутледж , ISBN 0-415-12410-7
- Струик, Дирк Ян (1987). Краткая история математики (4-е изд.). Дуврские публикации . ISBN 978-0-486-60255-4 .
- Тумер, Джеральд (1990). «Аль-Хорезми, Абу Джафар Мухаммад ибн Муса» . В Гиллиспи, Чарльз Коулстон (ред.). Словарь научной биографии . Том. 7. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-0-684-16962-0 . Архивировано из оригинала 2 июля 2016 года . Проверено 31 декабря 2010 г.
Дальнейшее чтение
Биографический
- Брентьес, Соня (2007). « Хорезми: Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми. Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine » в Thomas Hockey et al. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов , Справочник Спрингера. Нью-Йорк: Springer, 2007, стр. 631–633. ( PDF-версия. Архивировано 14 января 2012 г. в Wayback Machine )
- Хогендейк, Ян П. , Мухаммад ибн Муса (Аль-) Хорезми (ок. 780–850 гг. Н. Э.). Архивировано 3 февраля 2018 г. в Wayback Machine - библиография его работ, рукописей, изданий и переводов.
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абу Джафар Мухаммад ибн Муса Аль-Хорезми» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Сезгин, Ф., редактор, Исламская математика и астрономия , Франкфурт: Институт истории арабо-исламских наук, 1997–99.
Алгебра
- Гандз, Соломон (ноябрь 1926 г.). Происхождение термина «Алгебра . The American Mathematical Monthly . 33 (9): 437–440. doi : 10.2307/2299605 . JSTOR 2299605. » Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 года .
- Гандз, Соломон (1936). « Источники алгебры аль-Хорезми » . Осирис . 1 (1): 263–277. дои : 10.1086/368426 . JSTOR 301610 . S2CID 60770737 . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г.
- Гандз, Соломон (1938). « Алгебра наследования: реабилитация Аль-Хуваризми » . Осирис . 5 (5): 319–391. дои : 10.1086/368492 . JSTOR 301569 . S2CID 143683763 . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г.
- Хьюз, Варнава (1986). «Перевод Джерарда Кремоны аль-Джабра аль-Хорезми, критическое издание» . Средневековые исследования . 48 : 211–263. дои : 10.1484/J.MS.2.306339 .
- Хьюз, Барнабас. Латинский перевод Роберта Честера «Аль-Джабра» аль-Хорезми: новое критическое издание . На латыни. Ф. Штайнер Верлаг Висбаден (1989). ISBN 3-515-04589-9 .
- Карпинский, Л.К. (1915). Латинский перевод алгебры Аль-Хорезми Робертом Честером: с введением, критическими примечаниями и английской версией . Компания Макмиллан. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 21 мая 2020 г.
- Розен, Фредрик (1831). Алгебра Мухаммеда Бен Мусы . Лондон.
Астрономия
- Гольдштейн, БР (1968). Комментарий к астрономическим таблицам Аль-Хорезми: Ибн Аль-Мутанна . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-00498-4 .
- Хогендейк, Ян П. (1991). «Таблица «синуса часов» Аль-Хорезми и лежащая в основе таблица синуса» . История науки . 42 : 1–12. Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г. (Домашняя страница Хогендейка. Публикация на английском языке, № 25).
- Кинг, Дэвид А. (1983). Аль-Хорезми и новые тенденции в математической астрономии в девятом веке . Нью-Йоркский университет: Центр ближневосточных исследований Агопа Кеворкяна: периодические статьи о Ближнем Востоке 2. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г. (Описание и анализ семи недавно обнаруженных мелких произведений, связанных с аль-Хорезми).
- Нойгебауэр, Отто (1962). Астрономические таблицы аль-Хорезми .
- Розенфельд, Борис А. (1993). « Геометрическая тригонометрия» в трактатах аль-Хорезми, аль-Махани и Ибн аль-Хайсама». В Фолкертсе, Менсо; Хогендейк, Ян П. (ред.). Vestigia Mathematica: Исследования по средневековой и ранней современной математике в честь ХЛЛ Бусарда . Лейден: Брилл. стр. 305–308. ISBN 978-90-5183-536-6 .
- Ван Дален, Бенно (1996). «Возвращение к астрономическим таблицам аль-Хорезми: анализ уравнения времени» . В Касуллерасе, Хосеп; Самсо, Хулио (ред.). От Багдада до Барселоны: Исследования по исламским точным наукам в честь профессора Хуана Верне . Барселона: Институт Миллас Валликроса де Истории де ла Ciencia Arabe. стр. 195–252. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г. (Домашняя страница Ван Далена. Список публикаций, статей – № 5).
Еврейский календарь
- Кеннеди, ЕС (1964). «Аль-Хорезми по еврейскому календарю». Скрипта Математика . 27 : 55–59.
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с Мухаммедом ибн Мусой аль-Хорезми, на Викискладе?
- 780-е рождения
- 850 смертей
- Арабскоязычные писатели VIII века
- Астрологи VIII века
- Иранские астрономы VIII века
- Люди 8-го века из Аббасидского халифата
- Арабскоязычные писатели IX века
- Астрологи 9 века
- картографы 9 века
- Географы 9 века
- изобретатели 9 века
- Иранские астрономы IX века
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата
- Иранские математики IX века
- Астрономы Аббасидского халифата
- Астрономы средневекового исламского мира
- Географы Аббасидского халифата
- Изобретатели средневекового исламского мира
- Математики Аббасидского халифата
- Математики, работавшие над исламским наследием
- Средневековые иранские астрологи
- Средневековые иранские географы
- Люди из Хорезма
- Жители Хорезмской области.
- Трансоксанские исламские учёные
- Персидские физики
- Ученые, работавшие над определением киблы
- Писатели о религии и науке