Илия из Нисибиса
Элайджа Архиепископ Нисибисский | |
---|---|
Родное имя | Классический сирийский язык : �������������������������������������������������������������������������������������������������������������� на |
Церковь | Церковь Востока |
Архиепископия | Нисибис |
Провинция | Митрополия Нисибис |
Назначен | 26 декабря 1008 г. |
Срок закончился | 18 июля 1046 г. |
Предшественник | Яхбалла |
Преемник | Абдишо ибн Аль-Арид ? |
Другие сообщения | Епископ Бет Нухадры |
Заказы | |
Рукоположение | 15 сентября 994 г. Йоханнан В. |
Посвящение | 15 февраля 1002 г. Йоханнан В. |
Классифицировать | Архиепископ |
Личные данные | |
Рожденный | Элайджа Бар Шинаджа 11 февраля 975 г. |
Умер | 18 июля 1046 г. Майяфарикин , Аль-Джазира , Аббасидский халифат (современный Сильван , Диярбакыр , Турция ) | ( 71 год
Национальность | ассирийский |
Номинал | несторианство |
Занятие | Священнослужитель , писатель , богослов , историк , лингвист , учёный |
Элайджа , [1] Элайджа , [2] или Илия Нисибисский [3] ( Классический сирийский : февраля ������������, 11 975 – 18 июля 1046) был ассирийским священнослужителем Церкви Востока , который служил епископом Бет Нухадры (1002–1008) и архиепископом Нисибиса (1008–1046). Его называли самым важным христианским писателем на арабском языке и даже во всей нехристианской Азии. [4] — в XI веке. [3] Он наиболее известен своей «Хронографией» , которая является важным источником по истории Сасанидской Персии .
Имя
[ редактировать ]Он носит имя библейского пророка Илии ( иврит : אֱלִיָּהוּ , Элияху ), чье имя означало «Мой Бог — Джа ». [5] [6] Сирийская форма его имени - Элия или Элия (������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������) на классическом и восточно-сирийском языке ) и Элийо (����������������������������) на западно-сирийском языке. В латинском переводе это Элиас.
Его обычно называют «Илия Нисибис» ( лат . Elias Nisibenus ; [7] Арабский : Илья ан-Насиби ) по месту нахождения его архиепископства. Он также известен под отчеством Илия Бар Шинаджа ( классический сирийский : Элия бар Шиная ; арабский : Илия ибн Шина ), [8] что означает «Илия, сын Шенны » в отношении места его рождения. [3]
Жизнь
[ редактировать ]Илия родился в Шенне , к югу от места впадения Малого Заба в Тигр. [3] (около современного Аль-Заба , Ирак ) 11 февраля 975 года. [4]
В воскресенье, 15 сентября 994 года, он был рукоположен в священники в монастыре Мар-Шемон Йоханнесом, архиепископом Фарса и епископом Шенны . [9] Он учился по всей северной Месопотамии , включая Мосул . [10]
В воскресенье, 15 февраля 1002 года, он был рукоположен в епископа Бет-Нухадры (современный Дахук , Ирак ) Йоханнаном, который стал Патриархом Церкви Востока в 1000 году. [9] обратившись напрямую к губернатору Аббасидов в Ширазе, не принимая во внимание обычные процедуры выборов. [11]
В воскресенье, 26 декабря 1008 года, он сменил Яхбаллаху на посту архиепископа Нисибиса (современный Нусайбин , Турция ). [9] [12]
С 15 по 29 июля 1026 г. он нанес серию визитов — «Семь сеансов» — к Аббасидов визирю Абу'л-Касиму аль-Хусейну ибн Али аль-Магриби, чтобы обсудить христианские доктрины и другие темы. [4] Дополнительные встречи между ними состоялись в декабре 1026 г. и июне 1027 г. [10] Три письма — два от Илии и одно от визиря — сохранились из их переписки в следующем году, что свидетельствует об их продолжающихся хороших отношениях. [4]
Он умер 18 июля 1046 года в Майяфарикине . [4]
Работает
[ редактировать ]Хронография
[ редактировать ]Илия наиболее известен своей «Хронографией» или «Хронологией» ( араб . Китаб аль-Азмина ; латынь : Opus Chronologicum ), которая является важным источником по истории Сасанидской Персии . [7] Он разделен на два раздела: хронику , созданную по образцу Евсевия » «Церковной истории , и трактовку календарей и календарных вычислений. Это исключение среди сирийских хроник, поскольку Илия включил в свои церковные заметки большой объем гражданской истории. [13] В летопись включены отдельные списки династии Сасанидов (по утраченному сочинению Иакова Эдесского VII века ) и патриархов Селевкии. [14] (по утраченному произведению Анниана Александрийского V века ). [15] Папы включаются в общие летописи, которые начинаются во и другие патриархи времена правления римского императора Тиберия и заканчиваются 1018 годом. [16] Его трактовка календарных систем включает таблицы для расчета сирийских и персидских новых лет и включает несколько зороастрийских календарей, а также их праздники и праздники. Как видно, многие из собственных источников Илии, которые он тщательно документировал, теперь утеряны, а его собственная работа сохранилась только в одной рукописи . [17] [а] который, к счастью, включает в себя несколько упущений . [б] Рукопись написана на сирийском языке , за большинством абзацев первого раздела следует перевод на арабский язык . [7] [4] « Хронография» была последним восточно-сирийским текстом, написанным на сирийском языке. [1]
Вышло два издания произведения:
- Делапорт, Л.-Дж., изд. (1910), Хронография Эли Бар-Шиная, митрополита Нисибисского , Библиотека Высшей школы, Том. 181 , Париж: Чемпион Librairie Honoré . (на французском языке)
- Брукс, EW; и др., ред. (1909–1910), Opus Chronologicum , Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium: Scriptores Syri Textus, 3-я серия, Vol. VII , Рим, Париж и т. д.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . (на латыни) и (на классическом сирийском языке)
Книга сеансов
[ редактировать ]Илии Книга сеансов или диалогов [19] ( Арабский : Китаб аль-Маджалис ) утверждает, что рассказал о своих разговорах во время семи визитов к Аббасидов визирю Абу'л-Касиму аль-Хусейну ибн Али аль-Магриби . [20] Посвященная «благородному, верующему старшему брату» Абу аль-Ала Саиду ибн Сахлю аль-Катибу, эта работа задумана как литературная апологетика, а также запись событий семи встреч, с эпилогом, одобрение включающим патриарший секретарь Абу аль-Фарадж Абдаллах ибн ат-Тайиб . [21] По порядку главы охватывают: [22]
- Божье единство и троица
- божественной Воплощение Иисуса природы и человеческой
- Кораническая поддержка рассмотрения некоторых форм [23] Христианство как монотеистическая религия
- Логические и чудесные обоснования различных христианских доктрин.
- Единобожие, профессия Илии
- Язык и соображения о его важности в богословии
- Христианские взгляды на астрологию , ислам и душу
По словам Илии, визирь попросил о встречах после того, как он пережил чудесное исцеление от рук христианского монаха, что заставило его пересмотреть свое прежнее понимание их веры как политеистической и неверной Богу. [22] Его особенно запомнили заявлением о христианском монотеизме в троице в пятом диалоге. [19]
Полное критическое издание «Книги сеансов» вместе с перепиской между Илией и Абуль-Касимом аль-Магриби было опубликовано Николаем Н. Селезневым. [24]
Другие работы
[ редактировать ]Илия также написал другие богословские и научные труды.
Он написал защиту несторианства против ислама и других христианских конфессий , а также трактаты по сирийскому каноническому праву , аскетизму и этике . Его руководство по «рациональному управлению» тревогой ( араб . Китаб даф аль-Хамм ) также посвящено визирю Аббасидов, который, как он утверждает, просил такую книгу во время их совместных сессий. Он выступает за развитие общей благодарности; лечение общего беспокойства посредством религиозных добродетелей благочестия, благодарности, целомудрия, смирения, милосердия и покаяния; и лечение конкретных тревог с помощью философских достоинств обращения за советом, хорошего поведения, щедрости, справедливости и прощения. [25] В его «Письме о Единстве Творца и Троице Его Ипостасей» ( араб . Рисала Фи Вахданийят аль-Халик ва-Татлит Аканимихи ) излагаются аргументы в пользу тринитаризма для любопытного исламского судьи. [4] Его «Письмо о достоинстве целомудрия» ( араб . Рисала фи Фадилат аль-Афаф ) пытается опровергнуть аргументы Мутазили аль-Джахиза ( ум . 869) в пользу физического удовольствия. [4]
Он также составил сирийскую грамматику и сирийско-арабский словарь. [7] Толкователя Книга Переводчик » . сирийского языка ) для преподавания Арабские разделы книги были написаны с использованием гаршуни , транслитерации арабского языка сирийским алфавитом . [26] В дальнейшем работа была переведена на латынь Томасом Обичини как его «Тезаурус арабско-сиро-латиноамериканского языка» 1636 года . [27]
Издания этих произведений включают:
- Готтейл, Ричард Дж. Х., изд. (1887), Трактат о сирийской грамматике , Берлин
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Хорст, Луи, изд. (1886 г.), книга митрополита Илии Нисибского о доказательстве истинности веры , Кольмар: Ойген Барт (на немецком языке) . Перепечатка: Горгиас Пресс, 2012.
Наследие
[ редактировать ]В дополнение к важности Илии для персидской истории и сохранению отрывков утраченных древних и средневековых авторов, [7] он прославился во всем исламском мире своим прилежным методом и обширными знаниями в области христианской и исламской теологии , языка и литературы , философии , медицины и математики . [4]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Помимо сохранившихся рукописей собственных произведений Илии, другим первоисточником его истории является Мари ибн Сулеймана » «Книга Башни , расширенная и исправленная Амром ибн Маттой и Салибой ибн Юханной . [4] [28]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Деби и Тейлор (2012) , с. 158.
- ^ «Труды пятьдесят седьмого юбилейного собрания Общества», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, New Ser., Vol. XII , Лондон: Трюбнер и компания, 1880, с. xciv .
- ^ Jump up to: а б с д Прил. о. (2014) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к КМР (2010) .
- ^ Новый библейский словарь, 2-е изд. , Уитон : Tyndale Press, 1982, стр. 319 , ISBN 0-8423-4667-8 .
- ^ Уэллс, Джон К. (1990), «Элайджа», Словарь произношения Лонгмана , Харлоу : Лонгман, стр. 239, ISBN 0-582-05383-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Инк. Иран. 1998 год .
- ^ Уолтерс, Джеймс Э. (2016), «Илия из Нисибиса» , Путеводитель для сирийских авторов .
- ^ Jump up to: а б с Хронография , т.е. 112.
- ^ Jump up to: а б Гриффит (1996) , с. 122.
- ^ Бар Гебреус , Церковные хроники ( изд . Абелос и др.), ii. 260–2.
- ^ Хронография , т.е. 110.
- ^ Деби и Тейлор (2012) , с. 167.
- ^ Хронография , vii. 42 и след.
- ^ Мосшаммер (2008) , с. 359 .
- ^ Хронография , vii. 73 и далее.
- ^ Британская библиотека Add. МС 7197.
- ^ Королевская библиотека MS 102.
- ^ Jump up to: а б Диес, Мартино (декабрь 2015 г.), «Визирь и епископ лицом к лицу о Троице», Oasis, № 22 , Венеция: Marcianum Press, стр. 98–112 .
- ^ Бертайна, Дэвид (2011), «Наука, синтаксис и превосходство в христианско-мусульманской дискуссии одиннадцатого века: Илия Нисибисский об арабском и сирийском языках», Ислам и христианско-мусульманские отношения, Vol. 22, № 2 , стр. 197–207 .
- ^ Гриффит (1999) , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Гриффит (1999) , с. 50.
- ^ Гриффит (1999) , с. 51.
- ^ Селезнев, Николай Н., Книга аль-маджалиса ли-мара Илии, мутран Нисибин, ва-рисалатух ила ль-вазир аль-камиль Абхи ль-Касим аль-Хусейн ибн Шимали 'л. Книгу написали Абу-л-Хасим, митрополит Нисивинский, и визири Абу-л-Хасим аль-Хусаин ибн Али аль-Магриби и визирь митрополита Илии Посланского Абу-л-Хасим. . Вазир Абу аль-Касим аль-Хусейн ибн Али аль-Магриби и Послание митрополита Илии (Илия) к Вазиру Абусим-Касиму аль-Хусейну ибн Али аль-Магриби Москва, Россия: Грифон, 1439 год Хиджры [=2017/8 н.э.]. ISBN 9785988623670 , 9785988623663.
- ^ Гриффит (1996) , с. 123.
- ^ «Книга переводчика» , Сирийско-православная архиепархия Алеппо , Мировая цифровая библиотека, 2012 .
- ^ Обичини, Фома (1636), Доминик Германик (ред.), Тезаурус Arabico-Syro-Latinus , Рим: Святая Конгрегация по распространению веры . (на латыни и арабском языке) , & (на классическом сирийском языке)
- ^ Мари и др. , Том. II, стр. 101-1. 57 &
Библиография
[ редактировать ]- Бертайна, Дэвид (2014), «Илия из Нисибиса», Исламская энциклопедия, 3-е изд. , Лейден: Брилл .
- Деби, Мюриэль; и др. (2012), «Сирийское и сиро-арабское историческое письмо, ок. 500–1400 гг. » , Оксфордская история исторического письма, Том. II: 400–1400 , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 155–179 , ISBN. 9780199236428 .
- Феликс, Вольфганг (1998), «Элайджа бар Шина» , Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 4 , с. 363–4 .
- Гриффит, Сидни Х. (1996), «Мусульманский философ Аль-Кинди и его христианские читатели: три арабских христианских текста о« рассеянии печали » » (PDF) , Бюллетень библиотеки Джона Райлендса, Vol. 78, № 3 , стр. 111–127 .
- Гриффит, Сидни Х. (1999), эмира «Монах в меджлисе : размышления о популярном жанре христианской литературной апологетики на арабском языке в ранний исламский период» , Меджлис: межрелигиозные встречи в средневековом исламе , Висбаден: Отто Харрассовиц, стр. . 13–65 , ISBN. 9783447040419 .
- Мари ибн Сулейман (1896–1897), Амр ибн Матта ; и др. (ред.), Комментарии к несторианским патриархам, Тт. I и II , Рим: К. де Луиджи . (на латыни) и (на арабском языке)
- Монферрер-Сала, Хуан Педро (2010), «Элиас из Нисибиса» , христианско-мусульманские отношения, 600–1500 , Лейден: Брилл, ISBN 978-9004169760 .
- Моссхаммер, Олден А. (2008), Пасхальные вычисления и истоки христианской эры , Оксфордские исследования раннего христианства, Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 9780191562365 .
- Э. В. Брукс, изд. (1910). Opus Chronologicum Элиаса, епископа Нисибисского .