Jump to content

Али-Шир Наваи

(Перенаправлено от Али Шира Наваи )

Али-Шир Наваи
Портрет Али-Шира Наваи XVI века работы Махмуда Музаххиба, который сейчас находится в Музее Астан Кудс Разави в Мешхеде, Иран.
Портрет Али-Шира Наваи XVI века работы Махмуда Музаххиба , сейчас находящийся в Музее Астан Кудс Разави в Мешхеде , Иран.
Рожденный 9 февраля 1441 г. ( 1441-02-09 )
Герат , Империя Тимуридов
Умер 3 января 1501 г. ( 1501-01-03 ) (59 лет)
Герат, Империя Тимуридов
Место отдыха Герат, Афганистан
Псевдоним Наваи (или Неваи) и Фани
Занятие Поэт, писатель, политик, лингвист, мистик и художник.
Мистики в саду , иллюстрация к «Садд-и Искандар» Касима Али . Герат, гр. 1485. Бодлианская библиотека .

Али -Шир Наваи (9 февраля 1441 г. - 3 января 1501 г.), также известный как Низам-ад-Дин Али-Шир Херави [ н 1 ] ( Чагатай : Низамуддин Али Шир Наваи, персидский : Низамуддин Али Шир Наваи ) был тимуридским поэтом, [ 1 ] писатель, государственный деятель, лингвист, Ханафи Матуриди [ 2 ] мистик и художник [ 3 ] который был величайшим представителем чагатайской литературы. [ 4 ] [ 5 ]

Наваи считали, что его родной чагатай тюркский [ 6 ] язык превосходил персидский в литературных целях, что было необычной точкой зрения в то время, и он защищал это убеждение в своей работе под названием «Мухакамат аль-Лугатайн» ( «Сравнение двух языков »). Он подчеркнул свою веру в богатство, точность и гибкость тюркского словаря в отличие от персидского. [ 7 ]

Из-за его выдающейся поэзии на чагатайском языке многие во всем тюркоязычном мире считают Наваи основателем раннетюркской литературы. Его именем названы многие места и учреждения в Средней Азии, в том числе область и город Навои в Узбекистане .

и бюстов в честь памяти Алишера Навои установлены в разных странах и городах, Ташкент , Самарканд , Навои Узбекистана как , Сеул Южной Кореи , Токио Японии Китая , Шанхай Кыргызстана , , Ош Казахстана таких , Астана Душанбе . Множество памятников Таджикистана , Герата Афганистана , Баку Азербайджана , Москвы России , Минска Беларуси и Вашингтона США .

Алишер Наваи родился в 1441 году в городе Герате в семье начитанных тюркских канцелярских писцов. [ 3 ] При жизни Алишера Герат находился под властью империи Тимуридов и стал одним из ведущих культурных и интеллектуальных центров мусульманского мира . Алишер принадлежал к классу чагатайских миров тимуридской элиты. Отец Алишера, Гият ад-Дин Кичкина («Маленький»), служил высокопоставленным офицером в Хорасане во дворце тимуридского правителя Шахрукха . Его мать служила гувернанткой принца во дворце. занимал пост губернатора Сабзавара . Гият ад-Дин Кичкина одно время [ 5 ] другой правитель Хорасана, Абул-Касим Бабур Мирза Он умер, когда Алишер был молод, и опеку над юношей взял на себя .

Алишер был одноклассником султана Хусейна Байкара , который позже стал султаном Хорасана. Семья Алишера была вынуждена бежать из Герата в 1447 году после того, как смерть Шахрукха создала нестабильную политическую ситуацию. Его семья вернулась в Хорасан после восстановления порядка в 1450-х годах. В 1456 году Алишер и Байкара отправились в Мешхед с Абул-Касимом Бабур-мирзой. В следующем году Абул-Касим умер, и пути Алишера и Байкары разошлись. Пока Байкара пытался установить политическую власть, Алишер продолжал учебу в Мешхеде, Герате и Самарканде . [ 8 ]

После смерти Абу Саида Мирзы в 1469 году власть в Герате захватил Хусейн Байкара. В результате Алишер покинул Самарканд, чтобы поступить к нему на службу. В 1472 году Алишер был назначен эмиром диван - и агла (верховного совета), что в конечном итоге привело его к конфликту с могущественным персидским бюрократом Маджд ад-Дином Мухаммадом Хвафи из-за проводимых последним централизующих реформ, представлявших опасность для традиционные привилегии, которыми пользовалась тюркская военная элита (например, Алишер). [ 3 ] Алишер оставался на службе у Байкары до своей смерти 3 января 1501 года. Он был похоронен в Герате.

Алишер Наваи вел аскетический образ жизни, «никогда не женившись, не имея наложниц и детей». [ 9 ]

Алишер служил государственным администратором и советником своего султана Хусейна Байкара . Мирхванд составил свою всемирную историю Тимуридов под патронажем Али-Шира Наваи. Он также был строителем, который, как сообщается, основал, восстановил или пожертвовал около 370 мечетей, медресе , библиотек, больниц, караван-сараев и других образовательных, религиозных и благотворительных учреждений в Хорасане . В Герате он отвечал за 40 караван-сараев, 17 мечетей, 10 особняков, девять бань, девять мостов и 20 бассейнов. [ 10 ]

Среди построек Алишера были мавзолей поэта-мистика XIII века Фарида ад-Дина Аттара в Нишапуре (северо-восточный Иран Халасия ) и медресе в Герате. Он был одним из тех, кто внес значительный вклад в архитектуру Герата, который, по словам Рене Груссе , стал «Флоренцией того, что справедливо было названо Тимуридским Ренессансом ». [ 11 ] Более того, он был пропагандистом и покровителем науки, искусства и литературы, музыкантом, композитором, каллиграфом , художником и скульптором и настолько знаменитым писателем, что Бернард Льюис , известный историк исламского мира, называл его « Чосер турок». [ 12 ]

Среди многих известных фигур, получивших финансовую поддержку Алишера, - историки Мирхванд (умер в 1498 г.), Хвандамир (умер в 1535/6 г.) и Давлатшах Самарканди (умер в 1495/1507 г.); поэты Джами (умер в 1492 г.), Асафи Харави (умер в 1517 г.), Сайфи Бухари (умер в 1503 г.), Хатефи (умер в 1521 г.) и Бадриддин Хилали (умер в 1529/30 г.); и музыканты Шейх Наи и Хусейн Уди. [ 3 ]

Литературные произведения

[ редактировать ]

Под псевдонимом Наваи Алишер был среди ключевых писателей, совершивших революцию в литературном использовании тюркских языков . Сам Наваи писал в основном на чагатайском языке и за 30 лет написал 30 произведений, в течение которых чагатай стал признанным престижным и уважаемым литературным языком. Наваи также писали на персидском языке под псевдонимом Фани и, в гораздо меньшей степени, на арабском языке .

Самые известные стихи Навои можно найти в его четырех диванах . [ 4 ] или сборники стихов, насчитывающие около 50 000 стихов. Каждая часть произведения соответствует разному периоду жизни человека:

Навои Страница из дивана . Из библиотеки Сулеймана Великолепного .
  • Гараиб ас-Сигар «Чудеса детства».
  • Навадир аш-Шабаб «Раритеты молодости»
  • Бадаи аль-Васат «Чудеса средневековья».
  • Фаваид аль-Кибар «Пользы старости»

Чтобы помочь другим тюркским поэтам, Алишер написал технические произведения, такие как Мизан аль-Аузан «Мера метров» и подробный трактат о поэтических размерах. Он также создал монументальный сборник « Маджалис ан-Нафаис» «Собрания выдающихся людей», состоящий из более чем 450 биографических очерков преимущественно современных поэтов. Коллекция является золотой жилой информации о культуре Тимуридов для современных историков.

Другие важные произведения Алишера включают « Хамсу» ( «Пятерку» ), состоящую из пяти эпических поэм и являющуюся подражанием Низами Гянджеви «Хамсе» :

  • Хайрат аль-Абрар «Чудеса добрых людей»
  • Фархад ва Ширин «Фархад и Ширин»
  • Лейли ва Меджнун «Лейла и Меджнун»
  • Саб'ай Сайяр «Семь путешественников» (о семи планетах)
  • Садд-и Искандари «Александровская стена» (об Александре Македонском )

Алишер также написал «Лисан ат-Тайр» по мотивам «Аттара» из Нишапура « Мантик ат-Тайр» или « Совещание птиц », в котором он выразил свои философские взгляды и идеи о суфизме . Он перевел Джами « Нафахат аль-унс» (نفحات الانس) на чагатайский язык и назвал его «Насаим аль-мухаббат» (نسایم المحبت). Его «Беш Хайрат» ( «Пять чудес» ) также дает углубленный взгляд на его взгляды на религию и суфизм. Его книга персидской поэзии содержит 6000 строк ( байтов ).

Последняя работа Наваи, Мухакамат аль-Лугатайн «Испытание двух языков», представляет собой сравнение тюркского и персидского языков и была завершена в декабре 1499 года. Он считал, что тюркский язык превосходит персидский для литературных целей, и защищал это убеждение. в его работе. [ 13 ] Наваи неоднократно подчеркивал свою веру в богатство, точность и гибкость тюркского словаря в отличие от персидского. [ 14 ]

Это отрывок из «Двадцати одной газели» Навои, переведенный на английский язык:

Без Фортуны и перспективы я зажигаю огонь
От нетерпения – стражи благоразумия исчезли:
Мой караван беззащитен в наступающем огне.
Вспышка молнии ударила и полностью изменила меня.
Когда тростник лопается и распространяется в огненном море...
Пойми, Навои, я отрицаю свои страдания
Как мазандаранские леса покраснели от огня. [ 15 ]

Список работ

[ редактировать ]
  • Бадойи уль-Бидойя
  • Навадир ан-Нихая

Ниже приводится список произведений Алишера Наваи, составленный Суйимой Ганиевой: [ 16 ] старший профессор Ташкентского государственного института востоковедения. [ 17 ]

Бадоэ уль-Васат ( Чудеса средневековья ) - Третий Диван Хазоина уль-Маония Наваи . Он состоит из 650 газелей , одного мустазода, двух мухаммасов , двух мусаддасов , одного тарджебанда, одной касыды , 60 кит'а, 10 чистонов и трех туюков. Всего в «Бадое ул-Васат» 740 стихотворений общей длиной 5420 стихов. Он был составлен между 1492 и

Вакфия - документальное произведение Наваи. Он написал его под псевдонимом Фани в 1481 году. Вакфия изображает жизнь поэта, духовный мир, мечты и несбывшиеся желания. Вакфия является важным источником информации о социальной и культурной жизни 15 века.

Лейли ва Меджнун ( Лайли и Меджнун ) — третий дастан в Хамсе. Речь идет о сумасшедшем человеке с любовью. Лейли ва Меджнун разделена на 36 глав и состоит из 3622 стихов. Оно было написано в 1484 году.

Лисон ут-Тайр – эпическая поэма, являющаяся аллегорией потребности человека искать Бога. История начинается с того, что птицы мира понимают, что они далеки от своего короля и должны его искать. Они начинают долгий и трудный путь с множеством жалоб, но мудрая птица подбадривает их увещеваниями и примерными историями. Наваи написал Лисон ут-Тайр под псевдонимом Фани между 1498 и 1499 годами. Длина стихотворения составляет 3598 стихов. Во введении автор отмечает, что написал это стихотворение как ответ на Аттара из Нишапура «Мантик-ут Тайр» .

Маджолис ун-Нафоис (антология) наваи - тазкира . Написанная в 1491–1492 годах, антология была дополнена дополнениями в 1498 году. Она состоит из восьми отчетов о собраниях и содержит много информации о некоторых поэтах времени Навои. Всего в Маджолисе ун-Нафоис Наваи написали около 459 поэтов и писателей. Произведение было трижды переведено на персидский язык в 16 веке. Оно также переведено на русский язык.

Махбуб уль-Кулуб – произведение Навои, написанное в 1500 году, за год до его смерти. Махбуб уль-Кулуб состоит из введения и трех основных разделов. Первая часть посвящена статусу и обязанностям различных социальных классов; вторая часть посвящена вопросам морали; третья, заключительная часть содержит советы и мудрые изречения. Махбуб уль-Кулуб переведен на русский язык. Некоторые из историй, содержащихся в этой работе, взяты из санскритской книги «Катхасарицагара» , в которой есть, например, «История о царе Прасенаджите и брахмане, потерявшем свое сокровище». [ 18 ]

Мезон уль-Авзон – труд Наваи о персидском и тюркском арузах . Мезон уль-Авзон был написан в 1490 году.

Минходж ун-Наджот ( «Пути спасения ») — пятое стихотворение в персидском сборнике стихов «Ситтай зарурия» ( «Шесть необходимостей »). Минходж ун-Наджот состоит из 138 стихов. Оно было написано в ответ на победные стихи Хакани и Ансори.

Муноджот – произведение, написанное в прозе наваи в последние годы его жизни. Это небольшая работа о мольбе и покаянии перед Аллахом . В «Муноджот» Наваи писал о своих несбывшихся мечтах и ​​сожалениях. Работа была переведена на английский язык в 1990 году. Она также была переведена на русский язык.

Муншаот ( Сборник писем ) – сборник писем наваи, написанных разным классам людей по разным вопросам. В сборник также вошли письма, адресованные самому Навои и его приемному сыну. Муншаот был собран между 1498 и 1499 годами. Работа содержит сведения о Хусейне Байкаре и Бади аз-Замане Мирзе . Он также содержит письма, выражающие мечту Навои о совершении хаджа . В Муншаоте наваи дают много знаний о политических, социальных, моральных и духовных вопросах.

Муфрадот - работа Навои о решении проблем, написанная в 1485 году. В этой работе Наваи обсуждал множество различных типов проблем и предлагал свои собственные решения. Первый раздел «Муфрадот», озаглавленный «Хазоин-уль-маони», содержит 52 задачи на чагатайском языке, а второй раздел, озаглавленный «Девони фони», содержит 500 задач на персидском языке.

Мухакамат аль-Лугатайн - работа Наваи о его вере в богатство, точность и податливость тюркского языка в отличие от персидского. В этом произведении Наваи также написал о некоторых поэтах, писавших на обоих этих языках. Мухакамат аль-Лугатайн был написан в 1499 году.

Наводир уш-Шабоб ( «Редкости молодости ») – второй диван наваинского «Хазоин уль-маоний». Наводир уш-Шабоб содержит 650 газелей, один мустазод, три мухаммаса, одну мусадду, один тарджебанд, один таркиббанд, 50 кит и 52 проблемы. Всего в диване 759 стихотворений и 5423,5 стиха. Наводир уш-Шабоб был составлен между 1492 и 1498 годами.

Назм уль-Джавохир Хусейна Байкары - произведение Наваи, написанное в 1485 году в знак признательности за рисалу . В «Назм уль-Джавохир » значение каждой пословицы из Али сборника пословиц под названием «Наср уль-лаолий» изложено в одном рубаи . Сущность и цель работы изложены в предисловии.

Насим уль-Хулд - касыда Наваи, написанная на персидском языке. Касида находилась под влиянием Хагани и Хосрова Дехлави работ . Российский историк Евгений Бертельс считал, что «Насим уль-Хулд» был написан в ответ на Джило ур-ру» Джами « .

Рисолай тиыр андохтан – короткий рисала, состоящий всего из трех страниц. Рисала, которая, по-видимому, является комментарием к одному из хадисов , была включена в незаконченный труд Наваи « Куллиет». Куллиет был издан книгой в 1667–1670 годах и состоял из 17 произведений. В своей книге «Наваи » Евгений Бертельс выбрал «Рисолай тир андохтан» последним произведением в своем списке из 22 произведений наваи.

Рух уль-Кудс ( «Святой Дух» ) — первая касыда в персидском сборнике касыдов Навои под названием « Ситтай зарурия». Рух уль-Кудс, состоящий из 132 аятов, повествует о божественной любви .

Сабаи Сайёр ( «Семь путников ») — четвёртый дастан в Хамсе Наваи . Саб'ай Сайор разделен на 37 глав и имеет длину 8005 строк. Поэма была написана в 1485 году.

Садди Искандари ( Стена Александра ) – пятый дастан в Хамсе Наваи. В этом произведении Наваи положительно изображает завоевания Александра Македонского и выражает свои взгляды на управление . Садди Искандари был написан в 1485 году и состоит из 88 глав и 7215 стихов.

Сиродж уль-Муслимин ( «Свет мусульман» ) - труд Навои об исламском праве. Сиродж уль-Муслимин был написан в 1499 году и обсуждает пять столпов ислама , шариат , намаз , пост , паломничество хадж, знаки Бога, религиозную чистоту и закят . Впервые произведение было опубликовано в Узбекистане в 1992 году.

Тарикси мулуки Аджам Наваи о шахах Ирана - труд . В произведении описаны добрые дела, которые шахи совершали для своего народа. Тарикси мулуки Аджам был написан в 1488 году.

Тухфат уль-Афкор - касыда Навои на персидском языке, написанная как ответ на дари аброр Хосрова Дехлави. На эту работу также повлияла касыда Джами Луджат уль-Асрор. Тухфат уль-Афкор — один из шести касыдов, включенных в сборник стихов Навои « Ситтай зарурия».

Фавоид уль-Кибар ( «Пользы старости ») — четвертый диван в «Хазоин уль-маоний» Наваи. Произведение состоит из 650 газелей, 50 кит, 80 фардов и 793 стихотворений. «Фавоид уль-Кибар» состоит из 888,5 стихов. Оно было написано между 1492 и

Фарход ва Ширин ( Фархад и Ширин ) – второй дастан в Хамсе Наваи. «Фарход ва Ширин», написанный в 1484 году, часто называют классической историей Ромео и Джульетты для жителей Центральной Азии. Стихотворение разделено на 59 глав и состоит из 5782 стихов.

Фусули арбаа ( «Четыре времени года ») – общее название четырех касыдов, написанное на персидском языке наваи. Каждая касыда посвящена одному из четырех времен года: весне (57 стихов), самой жаркой части лета (71 стих), осени (35 стихов) и зиме (70 стихов).

Хазоин уль-Маони - общее название четырех диванов, включающих законченные лирические стихи Навои. Хазоин уль-маони состоит из 2600 газелей, четырех мустазодов, десяти мухаммасов, четырех тарджебандов, одного таркиббанда, одного маснави (поэтического письма Сайиду Хасану), одной касыды, одной сокайномы, 210 китов, 133 рубаи и 52 проблемы , 10 чистонов, туюки, 26 фардов и 3132 стихотворения. Хазоин уль-Маони состоит из 22 450,5 стихов (44 901 строк). Он был закончен в 1498 году. В сборнике использованы шестнадцать различных лирических жанров.

Верхняя часть «Хамсы» ( «Пяти стихотворений» ) Наваи выставлена ​​в Художественном музее Уолтерса . Этот экземпляр датируется 16 веком.

Хамса – общее название пяти дастанов наваи, написанных в 1483–1485 гг. Этой работой наваи создали прецедент качественной литературы в Чагатае. Навои Пять дастанов, включенных в Хамсу :

  1. Хайрат уль-Аброр ( «Чудеса добрых людей ») – 64 главы, 3988 стихов; написано в 1483 году;
  2. Фархад ва Ширин ( «Фархад и Ширин» ) — 59 глав, длина 5782 стиха; написано в 1484 г.;
  3. Лейли ва Меджнун ( «Лейли и Меджнун» ) — 36 глав, 3622 стиха; написано в 1484 г.;
  4. Сабаи Сайор ( «Семь путешественников» ) – 37 глав, 8008 стихов; написано в 1485 г.;
  5. Садди Искандари ( «Стена Александра» ) – 83 главы, 7215 стихов; написано в 1485 году.

Хамсат уль-Мутаксайирин - произведение Наваи о Джами, написанное в 1494 году. Работа состоит из введения, трех разделов и заключения. Во введении Наваи пишет о генеалогии Джами , рождении, воспитании, учебе, а также о том, как он стал учёным и поэтом. Первая часть рассказывает о духовном мире Джами, его представлениях о творчестве; вторая часть раскрывает близость Наваи и Джами в творческом сотрудничестве. Заключение проливает свет на смерть Джами. Он включает хвалебную речь Навои на персидском языке, состоящую из семи разделов по десять строк.

Гаройиб ус-Сигар ( «Чудеса детства ») — первый диван в «Хазоин уль-маоний» Навои. Произведение состоит из 650 газелей, одного мустазода, трех мухаммасов, одного мусадды, одного тарджебанда, одного маснави, 50 кит, 133 рубаи и 840 стихотворений. «Гаройиб ус-Сиггар» состоит из 5718,5 стихов (11437 строк). Он был составлен между 1492 и 1498 годами.

Хайрат уль-Аброр ( «Чудеса добрых людей ») – первый дастан в Хамсе Наваи. Произведение разделено на 64 главы и состоит из 3988 стихов. Хайрат уль-Аброр был написан в 1483 году.

Влияние Навои

[ редактировать ]

В своем стихотворении Наваи писал, что его стихи были популярны среди тюркских народов не только Хорасана, но и среди любителей поэзии Шираза и Тебриза : [ 19 ]

Неважно, сколько их одного – сто, тысяча,
Все тюркские языки принадлежат мне.
Без воинов и сражений я завоевал каждую страну,
От Китая до Хорасана.
Сахар из трости моего пера.
Был разбросан не только по Хорасану, но и по Ширазу и Тебризу.

При этом Наваи подчеркивает, что его стихи получили признание не только среди тюркских народов, но и среди тюрков-огузов : [ 19 ]

Турки отдают свое сердце и душу моим словам.
И не только турки, но и туркмены .

Эти слова доказывают приведенный ниже байт поэта Нематуллы Кишвари , который жил и работал в Ак-Коюнлу во время правления Сулатна Якуба и завидовал двору Тимуридов: [ 19 ]

Стихи Кишвари не уступают стихам Навая.
Если бы только счастливая судьба послала ему такого защитника, как султан Хусейн Байкара.

Это означает, что Ак Коюнлу рассматривал среду двора Хусейна Байкара как образцовую среду.

Наваи имели большое влияние в таких отдаленных регионах, как Индия на востоке и Османская империя на западе. Его влияние можно найти в Центральной Азии, современной Турции , Казани в России и во всех других регионах, где проживают тюркоязычные люди.

Наследие

[ редактировать ]

Наваи – один из самых любимых поэтов среди тюркских народов Средней Азии. Его обычно считают величайшим представителем чагатайской языковой литературы. [ 4 ] [ 5 ] Его владение чагатайским языком было таким, что он стал известен как «язык наваи». [ 4 ]

Портрет Алишера Наваи в Исфане , Кыргызстан.

Хотя все применения современных среднеазиатских этнонимов к людям времен Навои являются анахронизмом, советские и узбекские источники считают Навои этническим узбеком. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Согласно Мухаммаду Хайдару , написавшему « Тарих-и-Рашиди» , Али-шер Наваи был потомком уйгурских писцов- бахши , [ 27 ] что побудило некоторые источники назвать наваи потомком уйгуров . [ 5 ] [ 28 ] [ 29 ] Однако другие ученые, такие как Казуюки Кубо, не согласны с этой точкой зрения. [ 30 ] [ 31 ]

Алишер Наваи изображен на марках СССР 1942 года , посвященных 500-летию со дня его рождения.

Советские и узбекские источники утверждают, что Наваи внес значительный вклад в развитие узбекского языка , и считают его основоположником узбекской литературы. [ 24 ] [ 25 ] [ 32 ] [ 33 ] В начале 20 века советская языковая политика переименовала чагатайский язык в «староузбекский», что, по словам Эдварда А. Олворта , «сильно исказило литературную историю региона» и использовалось для того, чтобы дать таким авторам, как Алишер Наваи, возможность Узбекская идентичность. [ 23 ]

В декабре 1941 года весь Советский Союз отмечал пятисотлетие Навои. [ 34 ] В блокадном нацистами Ленинграде армянский востоковед Иосиф Орбели провел фестиваль, посвященный навои. Николай Лебедев, молодой специалист по восточной литературе, страдавший острой дистрофией и уже не мог ходить, последние минуты своей жизни посвятил чтению поэмы Навои « Семь путников» . [ 35 ]

Многие места и учреждения в Узбекистане и других странах Центральной Азии носят имя Алишера Наваи. Навоийская область , город Навои , Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои, [ 36 ] Театр оперы и балета имени Алишера Навои , станция ташкентского метрополитена имени Алишера Навои и международный аэропорт Навои Его именем названы .

Навои Многие газели исполняются в «Двенадцати мукамах» , особенно во вступлении, известном как «Мукаддима». [ 37 ] Они также появляются в популярных узбекских народных песнях и в произведениях многих узбекских певцов, таких как Шерали Джораев . Произведения Алишера Наваи также были поставлены узбекскими драматургами как пьесы. [ 9 ]

В 2021 году в Доме дружбы г. Нур-Султан, Казахстан, состоялось международное духовное мероприятие, посвященное 580-летию Али-Шира Наваи. [ 38 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В раннем новом персидском и современных восточных вариантах персидского языка есть две разные гласные ī и ē , которые обозначаются одной и той же персидско-арабской буквой ی , а в стандартной транслитерации обе они обычно транслитерируются как ī . Однако, если принять во внимание различие ī и ē , его имя следует транслитерировать как Алишер.
  1. ^ Робинсон, Чейз; Фут, Сара, ред. (2012). Оксфордская история исторического письма, том 2: 400–1400 . Издательство Оксфордского университета. п. 275. ИСБН  978-0-191-63693-6 . ... биографии отдельных лиц начали появляться в большем количестве только в конце пятнадцатого века, при династии Тимуридов, например, прославление Хвандамиром своего покровителя, тимуридского поэта и государственного деятеля Мир Али Шир Наваи.
  2. ^ Наваи, Али-Шир (1996). Насаем аль-махабба мен шамаем аль-фотовва . Ассоциация турецкого языка. п. 392.
  3. ^ Jump up to: а б с д Тонкий 2011 год .
  4. ^ Jump up to: а б с д Роберт МакГенри, изд. (1993). «Наваи, (Мир) Али Шир». Британская энциклопедия . Том. 8 (15-е изд.). Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. п. 563.
  5. ^ Jump up to: а б с д Субтельный 1993 , с.90-93.
  6. ^ Дабаши, Хамид (2012). Мир персидского литературного гуманизма . Издательство Гарвардского университета. п. 165. ИСБН  978-0-674-06759-2 . ... в своих поэтических и литературных способностях (наваи) писал как на своем родном чагатайском турецком языке, так и на персидском, ...
  7. ^ Валиходжаев, Ботирхан (13 ноября 2018 г.). «О Мухокамат ул-лугатайн» . Библиотека Хуршида Даврона (на узбекском языке) . Проверено 20 октября 2023 г.
  8. ^ Субтельный 1993 , с.90.
  9. ^ Jump up to: а б Субтельный 1993 , с.92.
  10. ^ «Алишер Навои». Полное собрание сочинений в 20 томах . Том. 1–18. Ташкент . 1987–2002. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Субтельный, Мария Ева (ноябрь 1988 г.). «Социально-экономические основы культурного покровительства при Поздних Тимуридах». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 20 (4): 479–505. дои : 10.1017/s0020743800053861 . S2CID   162411014 .
  12. ^ Хоберман, Барри (январь – февраль 1985 г.). «Чосер турок». Saudi Aramco World : 24–27.
  13. ^ Субтельный 1993 , с.91.
  14. ^ Али Шир Наваи Мухакамат аль-лугатайн тр. и ред. Роберт Деверо (Лейден: Брилл) 1966 г.
  15. ^ "Двадцать одна газель [] Алишера Навои"
    перевод с узбекского Денниса Дейли, Cervena Barva Press, Сомервилл, Массачусетс (2016)
  16. ^ «Суйма Ганиева» . ЗиёНет (на узбекском языке). Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 14 января 2014 г.
  17. ^ Суйма Ганиева. «Справочная библиография Алишера Навои» . Сад Навои . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 28 января 2012 г.
  18. ^ Тони, CH (1924). Океан истории, том 1 . п. 118-н1.
  19. ^ Jump up to: а б с Афтандил Эркинов (2015). «От Герата до Шираза: уникальная рукопись (876/1471) поэзии Али Шира Наваи из круга Ак Коюнлу». Cahiers d'Asie Centrale : 47–49.
  20. ^ Роджерс, Дж. М.; Р. М. Уорд (1988). Сулейман Великолепный . Том. 7. Публикации Британского музея. стр. 93–99. ISBN  0-7141-1440-5 .
  21. ^ Нурмухаммед, Ашпур (1997). Толковый словарь Махтумкули . Иран: Гонбад-э Кабус. стр. 21–101. ISBN  964-7836-29-5 .
  22. ^ ДЖОН СЕЙЛЛЕР, МОГАЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ «ДИВАНА» НАВАИ в Artibus Asiae, Vol. 71, № 2 (2011), стр. 325–334.
  23. ^ Jump up to: а б Олворт, Эдвард А. (1990). Современные узбеки: от четырнадцатого века до наших дней: история культуры . Издательство Гуверовского института. стр. 229–230 . ISBN  978-0-8179-8732-9 .
  24. ^ Jump up to: а б Валитова 1974 , с. 194–195.
  25. ^ Jump up to: а б А. М. Прохоров, изд. (1997). «Навои, Низамиддин Мир Алишер». Большой энциклопедический словарь (на русском языке) (2-е изд.). Санкт-Петербург : Большая Российская энциклопедия. п. 777.
  26. ^ Умидбек (9 февраля 2011 г.). «Алишера Навои вспомнили в Москве» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на узбекском языке) . Проверено 28 января 2012 г.
  27. ^ Субтельный, Мария Ева (1979–1980). 'Али Шир Наваи: Бахши и Бег. Евхаристерион: Очерки, подаренные Омельяну Прицаку на его шестидесятилетие его коллегами и учениками . Том. 3/4. Гарвардские украинские исследования. п. 799.
  28. ^ Паксой, Х.Б. (1994). Читатель по Центральной Азии: Новое открытие истории . Я Шарп . п. 22. ISBN  978-1-56324-202-1 .
  29. ^ Кутлу, Мустафа (1977). Энциклопедия турецкого языка и литературы: периоды, названия, произведения, термины . Том. 7. Публикации Дерги. п. 37.
  30. ^ Голомбек, Лиза (1992). Тимуридское искусство и культура: Иран и Центральная Азия в пятнадцатом веке . Брилл. п. 47.
  31. ^ Кабо, Казуюки (1990) «Покровительство Мира Али Шира науке и искусству» : 22–24.
  32. ^ «Алишер Навои» . Фестиваль писателей . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 26 января 2012 г.
  33. ^ Максим Исаев (7 июля 2009 г.). «Узбекистан – В Самарканде сносят памятники классикам восточной литературы» . Ферганские новости . Проверено 26 января 2012 г.
  34. ^ Григол Убирия (2015). Советское государственное строительство в Центральной Азии: становление казахской и узбекской наций . Рутледж. п. 232. ИСБН  9781317504351 .
  35. ^ Харрисон Солсбери (2003). 900 дней: Блокада Ленинграда Да Капо Пресс. п. 430. ИСБН  9780786730247 .
  36. ^ «О Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои» . Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои . Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  37. ^ Натан Лайт. Интимное наследие: создание уйгурской песни мукам в Синьцзяне. Берлин. Лит Верлаг, 2008.
  38. ^ Февраль 2021, Жанна Шаяхметова в Центральной Азии 23 (23 февраля 2021). «В столице Казахстана прошел поэтический вечер, посвященный 580-летию поэта Алишера Навои» . «Астана Таймс» . Проверено 14 декабря 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Источники

[ редактировать ]
  • Субтельный, Мария Ева (1993). «Мир Али Шир Наваи». В CE Босворте; Э. Ван Донзель; В. П. Генрихс; Ч. Пеллат (ред.). Энциклопедия ислама . Том VII. Лейден Нью-Йорк : Э. Дж. Брилл .
  • Субтельный, Мария Ева (2011). «Али Шир Наваи» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  • Валитова, А.А. (1974). «Алишер Навои». В А. М. Прохорове (ред.). Большая советская энциклопедия . Том. XVII. Москва : Советская энциклопедия.
  • Хвандамир (1979), Ганджей, Т. (редактор), Макарим аль-Ахлак , Лейден {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Бабур (1905), Беверидж А.С. (ред.), Бабурнама , Ташкент {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Semenov, A. A. (1940), Materiali k bibliograficheskomy ukazatelyu pechatnykh proizvedeniy Alishera Navoi i literatury o nem. (Materials for a Bibliography of the Published Works of Alī Shīr Navā'ī and the Secondary Literature on Him) , Tashkent {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Левенд, Ага Сирри (1965–1968), Али Шир Неваи , Анкара {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Aybek, M. T., ed. (1948), Velikiy uzbekskiy poet. Sbornik statey (The Great Uzbek Poet) , Tashkent {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Эркинов А. (1998), «Восприятие произведений авторов-классиков в Центральной Азии XVIII и XIX веков: пример Хамсы Али Шира Наваи», Кемпер, Майкл; Фрэнк, Аллен (ред.), Мусульманская культура в России и Центральной Азии с 18 по начало 20 веков , том. 2, Берлин, стр. 513–526. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Немати Лимаи, Амир (2015), Анализ политической жизни Амира Алишира Наваи и изучение его культурных, научных, социальных и экономических работ , Тегеран и Мешхед: МИД (Чире) и Университет Фердоуси .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25aa25b0358a4746ccd7efbf4e6b48dd__1724090220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/dd/25aa25b0358a4746ccd7efbf4e6b48dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ali-Shir Nava'i - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)