Приходить
Приходить | |
---|---|
Богиня новорожденных детей и душ | |
Обитель | Небо |
Пол | Женский |
Этническая группа | Тюркские народы |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Эрлик Кояш Лунный Бог Ульген |
Супруг | Tengri |
Умай известный как Умай ; древнетюркский 𐰆𐰢𐰖 ; казахский : Ұмай ана , Ūmai ана ; русский : Умай Умай ) ( турецкий : /Ымай , Умай/Ымай , готы : Анас) ( также [1] в тюркской мифологии и тенгрианстве и как таковые связаны с женщинами, матерями и детьми. Умай не только защищает и воспитывает младенцев, но и может отделить душу от умерших, особенно маленьких детей. Она живет на небесах и невидима для простых людей. Души будущих младенцев хранятся в ее «храме» на горе Имай-тас или Амай. Хакасы подчеркивают ее особенно. [2] От Умая сущность огня ( Од Ана ). родилась [3]
Этимология
[ редактировать ]Тюркский . корень умай первоначально означал «плацента, послед», и это слово использовалось как имя богини, функция которой заключалась в присмотре за женщинами и детьми, и она ассоциировалась с плодородием [4] [5] На монгольском языке Умай означает «матка» или «матка», возможно, отражая аккультурацию монголов турками или древние лексические связи между монголами и тюрками. [6]
Богиня детей
[ редактировать ]VIII века Это имя появляется в надписи Кул - Тигина во фразе Umay teg ögüm katun kutıŋa «под покровительством моей матери, подобной богине Умай».
Умай – защитница женщин и детей. Самые древние свидетельства можно найти в памятниках орхонской письменности . Из этого следует, что Умай была принята как мать и наставник. Также хаганы считалось, что представляют Кёк-Тенгри . Жены каганов, катунь или хатун , тоже считались Умай. С помощью Умая у катун родились младенцы, и эти младенцы были залогом империи. Согласно Диваню Люгатит-Тюрк , когда женщины поклоняются Умаю, у них рождаются младенцы мужского пола. Тюркские женщины привязывают веревочки к маленьким колыбелям, чтобы завещать ребенка из Умая. Эту веру можно увидеть у тунгусских народов южной Сибири и алтайцев . Умай всегда изображается вместе с ребенком. Из этого есть лишь редкие исключения. Считается, что если Умай надолго оставляет ребенка, ребенок заболевает и шаманы привлекаются , чтобы позвать Умай обратно. Улыбка спящего ребенка показывает, что Умай рядом с ним, а плач означает, что Умай ушел. [7]
Потапов утверждает, что Умай как защитница младенцев забирает умерших детей на небеса. [8]
По мнению кыргызстанцев , Умай защищает не только детей, но и тюркские общины во всем мире. В то же время Умай помогает людям добывать больше еды и товаров и дарует им удачу.
Поскольку Умай связана с солнцем, ее называют Сары Кыз «Желтая дева», а желтый — ее цвет и символ. Она изображена с шестьюдесятью золотыми локонами, похожими на лучи солнца. Считается, что когда-то она была идентична Од Иеси . Умай и Эдже также используются как женские имена в Турецкой Республике .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коттерелл, Артур; Рэйчел Сторм (1999). Полная энциклопедия мифологии . Нью-Йорк: Книги Лоренца. стр. 466, 481. ISBN. 0-7548-0091-1 .
- ^ Функ, Дмитрий (2018). «Сибирские космологии». Международная энциклопедия антропологии . Каллан, Хилари (ред.). John Wiley & Sons, Ltd., стр. 3-4. дои : 10.1002/9781118924396.wbiea2237 .
- ^ Султанова, Разия. От шаманизма к суфизму: женщины, ислам и культура в Центральной Азии. Издательство Блумсбери, 2011.
- ^ Слович, Скотт; Рангараджан, Сварналатха; Сарвесваран, Видья (1 февраля 2019 г.). Справочник Routledge по экокритицизму и экологической коммуникации . Рутледж. п. 471. ИСБН 978-1-351-68269-5 .
- ^ Клосон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до тринадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 164–165.
- ^ Синор, Денис (1997). Исследования средневековой Внутренней Азии . Эшгейт. п. 159. ИСБН 978-0-86078-632-0 .
возникает вопрос, является ли согласие между тюркским именем собственным и монгольским словом umay «матка», плацента» результатом включения тюркских элементов в монгольскую этническую принадлежность или его следует рассматривать как древнее лексическое наследие, общее для тюрков и монголов.
- ^ Каратаев, О., and Е. Умаралиев. "CULT UMAI-ENE AMONG THE KYRGYZ." Вестник КазНУ. Серия историческая 90.3 (2018): 4-8.
- ^ Каратаев, О., and Е. Умаралиев. "CULT UMAI-ENE AMONG THE KYRGYZ." Вестник КазНУ. Серия историческая 90.3 (2018): 4-8.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Словарь турецких мифов, Дениз Каракурт (на турецком языке) PDF
- Ожан Озтюрк. Словарь фольклора и мифологии. Анкара, издательство Phoenix Publications, 2009 г. п. 491 ISBN 978-605-5738-26-6 (на турецком языке)