Jump to content

История Бутана

(Перенаправлено из «Предыстории Бутана »)

Вид на Ташичоэдзонг , Тхимпху. Крепость- монастырь 17-го века на северной окраине города является резиденцией правительства Бутана с 1952 года.

Ранняя история Бутана пропитана мифологией и остается неясной. Некоторые из построек свидетельствуют о том, что этот регион был заселен еще в 2000 году до нашей эры. Согласно легенде, примерно в 7 веке до нашей эры им правил царь Куч-Бехара Сангалдип. [1] но мало что известно до появления тибетского буддизма в 9 веке, когда беспорядки в Тибете вынудили многих монахов бежать в Бутан. В XII веке была основана школа Друкпа Кагьюпа , которая сегодня остается доминирующей формой буддизма в Бутане. Политическая история страны тесно связана с ее религиозной историей и отношениями между различными монашескими школами и монастырями. [2]

Бутан — одна из немногих стран, которая была независимой на протяжении всей своей истории, никогда не была завоевана, оккупирована и не управлялась внешней силой (несмотря на случайный статус номинального данника). С тех пор, как стали известны исторические данные, Бутан постоянно и успешно защищал свой суверенитет. [3]

Объединение Бутана произошло в 1616 году, когда Нгаванаг Намгьял , лама из западного Тибета, известный как Шабдрунг Ринпоче , разбил три тибетских вторжения, подчинил конкурирующие религиозные школы, систематизировал Ца Йиг , сложную и всеобъемлющую систему права, и утвердился в качестве правителя. над системой церковных и гражданских администраторов. После его смерти распри и гражданская война подорвали власть Шабдрунга на следующие 200 лет. В 1885 году Угьен Вангчук смог консолидировать власть и начал развивать более тесные связи с британцами на субконтиненте. [2]

В 1907 году ( Бутан :འབྲུག་རྒྱལ་ དང་པ་ཨོ་རྒྱན་དབང་ཕྱུག) Угьен Вангчук был избран наследником ный правитель Бутана, коронованный 17 декабря 1907 года и назначенный главой государства, Друк Гьялпо. ( Король Драконов ). В 1910 году король Угьен и британцы подписали Пунакский договор , который предусматривал, что Британская Индия не будет вмешиваться во внутренние дела Бутана, если страна примет внешние советы в своих внешних отношениях. Когда в 1926 году умер Угьен Вангчук, правителем стал его сын Джигме Вангчук , а когда Индия обрела независимость в 1947 году, новое правительство Индии признало Бутан независимой страной. В 1949 году Индия и Бутан подписали Договор о мире и дружбе, который предусматривал, что Индия не будет вмешиваться во внутренние дела Бутана, но будет направлять его внешнюю политику. В 1952 году его сменил его сын Джигме Дорджи Вангчук , Бутан начал медленно выходить из изоляции и начал программу планового развития. Национальное собрание Бутана , Королевская армия Бутана и Королевский суд были созданы вместе с новым сводом законов. [2] Бутан стал членом ООН в 1971 году.

В 1972 году Джигме Сингье Вангчук взошел на трон в возрасте 16 лет. Он сделал упор на современное образование, децентрализацию управления, развитие гидроэнергетики и туризма, а также улучшение развития сельских районов. Он был, пожалуй, наиболее известен во всем мире благодаря своей всеобъемлющей философии развития « валового национального счастья ». Он признает, что развитие имеет множество аспектов и что одних только экономических целей недостаточно. Удовлетворенный переходным процессом демократизации Бутана, он отрекся от престола в декабре 2006 года, вместо того чтобы дождаться обнародования новой конституции в 2008 году. После его отречения королем стал его сын Джигме Кхесар Намгьел Вангчук . [2]

Происхождение и раннее поселение, 600–1600 гг.

[ редактировать ]

Государство Лхомон (буквально южная тьма) или Моньюл (темная земля, отсылка к монпа , одному из тибето-бирманских народов Бутана), возможно, часть Тибета, находившаяся тогда за пределами буддийского учения. Считается, что Моньюл существовал между 100 и 600 годами нашей эры. Названия Лхомон Ценденджонг (южная страна Мон сандалового дерева) и Лхомон Хаши (южная страна Мон с четырьмя подходами), найденные в древних бутанских и тибетских хрониках, также могут иметь правдоподобие и были используется некоторыми бутанскими учеными при упоминании своей родины. Вариации санскритских слов Bhota-ant (конец Bhot) или Bhu-uttan (что означает горная местность) были предложены историками как происхождение названия Бутан, которое вошло в широкое зарубежное употребление в конце 19 века и используется только в Бутане. в англоязычной официальной переписке. Традиционное название страны с 17 века было Друкюль — страна Друкпа , народа Дракона, или Земля Громового Дракона, что является отсылкой к доминирующей в стране буддийской секте. [4]

Некоторые ученые полагают, что в ранний исторический период жителями были свирепые горные аборигены, монпа , которые не принадлежали ни к тибетскому, ни к монгольскому происхождению, которое позже заполонило северный Бутан. Жители Моньюла практиковали шаманскую религию, в которой особое внимание уделялось поклонению природе и существованию добрых и злых духов. Исторические легенды рассказывают, что во второй половине этого периода могущественный король Моньюла вторгся в южный регион, известный как Дуары, подчинив себе регионы современного Ассама , Западной Бенгалии и Бихара в Индии. [4]

Приход буддизма

[ редактировать ]

Буддизм впервые появился в Бутане в VII веке. Тибетский царь Сонгцен Гампо [5] (годы правления 627–649), принявший буддизм, приказал построить два буддийских храма: в Бумтанге в центральном Бутане и в Кийчу (недалеко от Паро ) в долине Паро . [6] Буддизм пропагандировался всерьез [5] в 746 году [7] при короле Синдху Радже ( также Кунджоме; [8] Сендха Гьяб; Джакар Гьялпо), изгнанный индийский король, который установил правительство в Бумтанге во Джакар Гуто. дворце [9] : 35  [10] : 13 

Буддизм заменил, но не уничтожил религиозные практики Бон , которые также были распространены в Тибете до конца VI века. Вместо этого буддизм поглотил Бон и его верующих. По мере того как страна развивалась в своих многочисленных плодородных долинах, буддизм созревал и стал объединяющим элементом. Именно буддийская литература и хроники положили начало письменной истории Бутана. [6]

В 810 году нашей эры буддийский святой Падмасамбхава (известный в Бутане как Гуру Ринпоче и иногда называемый Вторым Буддой) приехал в Бутан из Индии по приглашению одного из многочисленных местных королей. Сообщается, что после покорения восьми классов демонов и обращения царя Гуру Ринпоче отправился в Тибет. По возвращении из Тибета он руководил строительством новых монастырей в долине Паро и основал свою штаб-квартиру в Бумтанге . Согласно традиции, он основал секту Ньингмапа , также известную как «старая секта» или секта Красной Шляпы, буддизма Махаяны , которая на какое-то время стала доминирующей религией Бутана. Гуру Ринпоче играет большую историческую и религиозную роль как национальный святой-покровитель, который открыл Бутану тантры — руководства, описывающие формы преданности природной энергии. После пребывания гуру влияние Индии играло временную роль, пока рост тибетских миграций не принес новых культурных и религиозных вкладов. [6]

В этот период не было центрального правительства. Вместо этого к началу 9 века начали развиваться небольшие независимые монархии. Каждым правил деб (король), некоторые из которых заявляли о божественном происхождении. Королевство Бумтанг было самым известным среди этих небольших образований. В то же время тибетские буддийские монахи (лам на дзонгкхе , официальном национальном языке Бутана) прочно укоренили свою религию и культуру в Бутане, а участники совместных тибетско-монгольских военных экспедиций поселились в плодородных долинах. К 11 веку весь Бутан был оккупирован тибетско-монгольскими вооруженными силами. [6] [11]

Сектантское соперничество

[ редактировать ]

К 10 веку на политическое развитие Бутана сильно повлияла его религиозная история. После периода буддизма упадка в Тибете в 11 веке возникли разногласия между рядом субсект. в Правители династии Юань Тибете и Бутане покровительствовали ряду подсект вплоть до своего политического упадка в 14 веке. К тому времени школа Гелугпа или Желтая Шляпа после периода анархии в Тибете превратилась в мощную силу, что привело к бегству в Бутан многочисленных монахов различных мелких противоборствующих сект. Среди этих монахов был основатель Лхапа подразделения школы Каргьюпа , которому приписывают введение стратегически построенного дзонга. Хотя в XII веке подсекте Лхапы успешно бросила вызов другая подсекта Каргьюпа — Друкпа — возглавляемая тибетским монахом Пхаджо Другом Шигпо , она продолжала заниматься прозелитизмом до 17 века. Друкпа распространилась по всему Бутану и со временем стала доминирующей формой религиозной практики. Между XII и XVII веками две подсекты Каргьюпа соперничали друг с другом из-за своих соответствующих дзонгов, поскольку старая форма буддизма Ньингмапа была затмевана. [12]

Теократическое правительство, 1616–1907 гг.

[ редактировать ]

Консолидация и поражение тибетских вторжений, 1616–1651 гг.

[ редактировать ]
Итальянская карта 17-го века, показывающая большое «Королевство Барантола или Бутан», граничащее с Непалом и Тибетом , а также, что удивительно, Юньнань , Сычуань и Королевство Тангутов.

В 17 веке было установлено теократическое правительство, независимое от политического влияния Тибета , и возник домодернистский Бутан. Теократическое правительство было основано монахом-эмигрантом-друкпа Нгавангом Намгьялом , прибывшим в Бутан в 1616 году в поисках свободы от господства подгруппы гелугпа во главе с Далай-ламой (Ламой Океана) в Лхасе. После серии побед над лидерами конкурирующих подсект и тибетскими захватчиками Нгаванг Намгьял принял титул Шабдрунг («У чьих ног подчиняется», или, во многих западных источниках, Дхарма Раджа ), став светским и духовным лидером Бутана. Считающийся первой великой исторической фигурой Бутана, он объединил лидеров могущественных бутанских семей на земле под названием Друкьюл. Он обнародовал свод законов и построил сеть неприступных фортов ( дзонг ), систему, которая помогла поставить местных лордов под централизованный контроль и укрепила страну против тибетских вторжений. Многие форты сохранились в конце 20 века. [13]

Во время первой войны с Тибетом, ок. В 1627 году португальские иезуиты Эстеван Качелла и Жуан Кабрал были первыми зарегистрированными европейцами, посетившими Бутан по пути в Тибет. Они встретились с Нгавангом Намгьялом, подарили ему огнестрельное оружие, порох и подзорную трубу и предложили ему свои услуги в войне против Тибета, но Шабдрунг отклонил это предложение. [13] После почти восьмимесячного пребывания Качелла написал длинное письмо из монастыря Чагри, в котором сообщил о путешествии. Это редкий отчет о том, что Шабдрунг остался. [14]

Тибетские армии вторглись в Бутан примерно в 1629 году, в 1631 году и снова в 1639 году, надеясь задушить популярность Нгаванга Намгьяла, прежде чем она распространится слишком далеко. В 1634 году Нгаванг Намгьял разгромил Кармы Тенкьонга армию в битве пяти лам . Вторжения были пресечены, и подразделение Друкпа установило сильное присутствие в западном и центральном Бутане, оставив верховным Нгаванга Намгьяла. В знак признания власти, которую он приобрел, в Бутан были отправлены миссии доброй воли из Куч Бехара в Дуарах (современная северо-восток Западной Бенгалии), Непала на запад и Ладакха в западном Тибете. Правитель Ладакха даже подарил Нгавангу Намгьялу ряд деревень в своем королевстве.

Однако проблемы Бутана на этом не закончились. В 1643 году объединенные монголо-тибетские силы пытались уничтожить беженцев Ньингмапа, бежавших в Бутан, Сикким и Непал. Монголы захватили контроль над религиозной и гражданской властью в Тибете в 1630-х годах и провозгласили гелугпа государственной религией. Бутанские соперники Нгаванга Намгьяла поощряли вторжение монголов, но монгольские силы были легко разбиты во влажных низменностях южного Бутана. Другое тибетское вторжение в 1647 году также потерпело неудачу. [13]

Во время правления Нгаванга Намгьяла администрация состояла из государственного монашеского органа с избранным главой Дже Кхенпо (лорда-настоятеля) и теократического гражданского правительства, возглавляемого Друк Дези (регентом Бутана, также известным как Деб Раджа в западных источниках). . Друк Дези был либо монахом, либо мирянином - к XIX веку обычно последним; он был избран сроком на три года сначала монастырским советом, а затем Государственным советом ( Лхенгье Чокду ). Государственный совет был центральным административным органом, в который входили региональные правители, камергеры Шабдрунга и Друк Дези . Со временем Друк Дези попал под политический контроль самой влиятельной фракции региональных администраторов Государственного совета. Шабдрунг . был главой государства и высшей властью в религиозных и гражданских вопросах резиденция правительства находилась в Тхимпху Весной, летом и осенью , на месте дзонга 13-го века. Зимней столицей был Пунакха Дзонг , дзонг, основанный к северо-востоку от Тхимпху в 1527 году. Королевство было разделено на три региона (восточный, центральный и западный), каждый со своим назначенным понлоп , или губернатор, занимающий место в главном дзонге. Районы возглавлялись дзонгпонами , или окружными офицерами, штаб-квартира которых располагалась в меньшем дзонге . Понлоп представляли собой сборщиков налогов, судей, военачальников и агентов по закупкам для центрального правительства. Их основные доходы поступали от торговли между Тибетом и Индией и от налогов на землю. [13]

Режим Нгаванга Намгьяла был связан правовым кодексом под названием Ца Йиг , который описывал духовный и гражданский режим и предусматривал законы для государственного управления, а также социального и морального поведения. Обязанности и добродетели, присущие буддийской дхарме (религиозному закону), сыграли большую роль в новом правовом кодексе, который оставался в силе до 1960-х годов. [13]

Административная интеграция и конфликт с Тибетом, 1651–1728 гг.

[ редактировать ]

Чтобы удержать Бутан от распада, смерть Нгаванга Намгьяла в 1651 году, по-видимому, тщательно охранялась в течение пятидесяти четырех лет. Сообщалось, что первоначально Нгаванг Намгьял отправился в религиозный ретрит, что не было беспрецедентным явлением в Бутане, Сиккиме или Тибете в то время. В период предполагаемого отступления Нгаванга Намгьяла на его имя производились назначения должностных лиц, а перед его запертой дверью оставляли еду. [15]

Нгаванга Намгьяла Его сменил сын и сводный брат в 1651 и 1680 годах соответственно. Они начали свое правление несовершеннолетними, находясь под контролем религиозных и гражданских регентов, и редко осуществляли власть от своего имени. Для дальнейшей преемственности концепция множественных реинкарнаций первого Шабдрунга — в форме его тела, его речи или его ума — была использована Дже Кхенпо и Друк Дези , оба из которых хотели сохранить силу, которой они обладали. накоплено за счет двойной системы правления . Последний человек, признанный телесной реинкарнацией Нгаванга Намгьяла, умер в середине 18 века, но речевые и умственные реинкарнации, воплощенные личностями, принявшими позицию Шабдрунга Ринпоче , были в начале 1990-х годов. В конце XVII века было установлено обязательное принятие в монашество хотя бы одного сына из семьи, имеющей трех и более сыновей. Однако со временем Государственный совет становился все более светским, как и последующие Друк Дези, Понлоп и дзонгпон понлопами Тонгса и Паро и дзонгпонами Пунакхи развилось ожесточенное соперничество . , Тхимпху и Вангду Пходранга , и между [15]

В первый период преемственности и дальнейшей внутренней консолидации под руководством правительства Друк Дези возник конфликт с Тибетом и Сиккимом . Внутренняя оппозиция центральному правительству привела к заигрываниям противников Друк Дези с Тибетом и Сиккимом. В 1680-х годах Бутан вторгся в Сикким, преследуя мятежного местного лорда. В 1700 году Бутан снова вторгся в Сикким, а в 1714 году тибетские войска при поддержке Монголии вторглись в Бутан, но не смогли получить контроль. [15]

Эксклавы Бутана в западном Тибете

[ редактировать ]

В 17 веке Бутан поддерживал тесные отношения с Ладакхом и помогал Ладакху в войне 1684 года с Тибетом. Ранее Ладакх предоставил Бутану несколько анклавов возле горы Кайлас в западном Тибете; это были монастыри южной ветви секты Друкпа, поэтому они находились под властью бутанцев Дже Кхенпо и Шабдрунга. Эти анклавы оставались под контролем Бутана даже после того, как остальная часть западного Тибета перешла под контроль Далай-ламы и его секты Гелугпа, до 1959 года, когда бутанские анклавы были захвачены китайцами. [16] Помимо этих аванпостов в Тибете, Бутан какое-то время [ нечеткий ] владел монашескими феодальными владениями в Ладакхе, Занскаре и Лахуле (ныне часть Индии), а также в Ло Мантанге и Долпо (ныне часть Непала). [17] [18]

Гражданский конфликт, 1728–1772 гг.

[ редактировать ]

Хотя захватчикам не удалось взять под свой контроль, политическая система оставалась нестабильной. Региональное соперничество способствовало постепенному распаду Бутана во время прибытия первых британских агентов. [19]

В начале 18 века Бутан успешно установил контроль над княжеством Куч Бехар . Раджа в 1730 году, и политическое влияние Бутана Куч Бехара обратился за помощью к Бутану против индийских Великих Моголов не заставило себя долго ждать. К середине 1760-х годов Тхимпху считал Куч-Бехар своей зависимостью, разместив там гарнизон и руководя его гражданской администрацией. Когда Друк Дези вторглись в Сикким в 1770 году, силы Куча Бехари присоединились к своим бутанским коллегам в наступлении. Однако два года спустя в споре о престолонаследии в Куч-Бехаре кандидату Друка Дези на трон противостоял соперник, пригласивший британские войска, и, по сути, Куч-Бехар стал зависимым государством Британской Ост-Индской компании. [19]

Британское вторжение, 1772–1907 гг.

[ редактировать ]

В соответствии с соглашением Куч-Бехари с британцами британский экспедиционный корпус вытеснил бутанский гарнизон из Куч-Бехара и вторгся в Бутан в 1772–73. Друк Дези обратился в Лхасу с просьбой о помощи к Панчен-ламе , который был регентом при юном Далай-ламе. Однако в переписке с британским генерал-губернатором Индии Панчен-лама вместо этого наказал Друк Дези и сослался на притязания Тибета на сюзеренитет над Бутаном. [20]

Не получив помощи от Тибета, Друк Дези 25 апреля 1774 года подписали мирный договор с Британской Ост-Индской компанией. Бутан согласился вернуться к границам, существовавшим до 1730 года, выплатил Британии символическую дань в виде пяти лошадей и, среди прочего, другие уступки позволили британцам заготавливать древесину в Бутане. Последующие миссии в Бутан были совершены британцами в 1776, 1777 и 1783 годах, и была открыта торговля между Британской Индией и Бутаном, а также, на короткое время, Тибетом. В 1784 году британцы передали под контроль Бутана территорию Бенгальских Дуаров, границы которой были плохо определены. Как и на других своих зарубежных территориях, Бутан оставил управление территорией бенгальских дуаров местным чиновникам и собирал доходы. Хотя между Бутаном и Великобританией не сложились серьезные торговые и политические отношения, британцы заменили тибетцев в качестве главной внешней угрозы. [20]

Пограничные споры осложнили бутанско-британские отношения. Чтобы примирить свои разногласия, Бутан отправил эмиссара в Калькутту в 1787 году, а британцы отправили миссии в Тхимпху в 1815 и 1838 годах. Миссия 1815 года не принесла результатов. Миссия 1838 года предложила договор, предусматривающий экстрадицию бутанских чиновников, ответственных за вторжения в Ассам , свободную и неограниченную торговлю между Индией и Бутаном, а также урегулирование долга Бутана перед британцами. Пытаясь защитить свою независимость, Бутан отклонил предложение Великобритании. Несмотря на растущие внутренние беспорядки, Бутан более или менее сохранил свой контроль над частью ассамских дуаров с тех пор, как в 1760-х годах Куч-Бехар стал зависимым государством. После того, как британцы получили контроль над Нижним Ассамом в 1826 году, напряженность между странами начала расти, поскольку Великобритания проявляла свою мощь. Бутанские выплаты ежегодной дани британцам за ассамских дуаров постепенно стали задолжать. Требования Великобритании об оплате привели к военным вторжениям в Бутан в 1834 и 1835 годах, что привело к поражению сил Бутана и временной потере территории. [20]

В 1841 году британцы приступили к аннексии ранее находившегося под контролем Бутана Ассам Дуарса, выплачивая компенсацию в размере 10 000 рупий Бутану в год. В 1842 году Бутан передал под британский контроль часть проблемной территории бенгальских дуаров, которой он управлял с 1784 года. [20]

Обвинения и встречные обвинения в пограничных вторжениях и защите беглецов привели к неудачной миссии Бутана в Калькутту в 1852 году. Среди других требований миссия добивалась увеличения компенсации за свои бывшие территории дуаров; вместо этого британцы вычли почти 3000 рупий из ежегодной компенсации и потребовали извинений за предполагаемое разграбление членами миссии земель, находящихся под защитой Великобритании. После новых инцидентов и перспективы антибутанского восстания в Бенгальских Дуарах британские войска были переброшены на границу в середине 1850-х годов. Восстание сипаев в Индии в 1857–1858 годах и падение правления Британской Ост-Индской компании помешали немедленным действиям Великобритании. Вооруженные силы Бутана совершили набег на Сикким и Куч-Бехар в 1862 году, захватив людей, имущество и деньги. Британцы в ответ приостановили все компенсационные выплаты и потребовали освобождения всех пленников и возврата украденного имущества. Требования к Друк Дези остались без внимания, поскольку он якобы не знал о действиях своих пограничников против Сиккима и Куч Бехара. [20]

Великобритания направила миротворческую миссию в Бутан в начале 1864 года, после недавнего завершения там гражданской войны. Дзонгпон . Пунакхи , вышедший победителем, порвал с центральным правительством и создал соперника Друк Дези , в то время как законный Друк Дези искал защиты у понлопа Паро и позже был свергнут Британская миссия имела дело поочередно с конкурирующим пенлопом Паро и и Пенлопом Тронгсы (последний действовал от имени Друк Дези), но Бутан отверг предложенный ею договор о мире . дружбе Великобритания объявила войну в ноябре 1864 года. У Бутана не было регулярной армии, а существующие силы состояли из гвардейцев-дзонгов, вооруженных фитильными ружьями, луками и стрелами, мечами, ножами и катапультами. Некоторые из этих стражников дзонг, вооруженные щитами и кольчугами, вступили в бой с хорошо оснащенными британскими войсками. [20]

Дуарская война (1864–1865 гг.) длилась всего пять месяцев и, несмотря на некоторые боевые победы бутанских войск, привела к поражению Бутана, потере части его суверенной территории и принудительной уступке ранее оккупированных территорий. По условиям Синчульского договора , подписанного 11 ноября 1865 года, Бутан уступил территории в Ассам-Дуарах и Бенгальских Дуарах, а также территорию Девангири площадью восемьдесят три квадратных километра на юго-востоке Бутана в обмен на ежегодную субсидию. в размере 50 000 рупий . [20] Земля, которая должна была стать Бутанским домом, была передана Бутаном Британской Индии в 1865 году после завершения Дуарской войны и в соответствии с условиями Синчульского договора . [21] [22]

В 1870-х и 1880-х годах возобновившаяся конкуренция между региональными соперниками - в первую очередь пробританским Пенлопом из Тронгсы и антибританским, протибетским понлопом из Паро - привела к возвышению Угьена Вангчука , Пенлопа из Тронгсы. Имея власть в центральном Бутане, Угьен Вангчук разбил своих политических врагов и объединил страну после нескольких гражданских войн и восстаний в 1882–1885 годах. Однако его победа пришлась на период кризиса для центрального правительства. Британская власть становилась все более обширной на юге, а на западе Тибет нарушил границу с Сиккимом, навлекая на себя немилость Великобритании. После 1000 лет тесных связей с Тибетом Бутан столкнулся с угрозой британской военной мощи и был вынужден принять серьезные геополитические решения. Британцы, стремясь компенсировать потенциальное наступление России в Лхасе, хотели открыть торговые отношения с Тибетом. Угьен Вангчук по совету своего ближайшего советника Угьена Дорджи увидел возможность помочь британцам и в 1903-1904 годах вызвался сопровождать британскую миссию в Лхасу в качестве посредника. За заслуги в обеспечении безопасности На Англо-тибетском съезде 1904 года Угьен Вангчук был посвящен в рыцари и после этого продолжал приобретать все большую власть в Бутане. [20] Угьен Дорджи , как и его потомки , продолжали поддерживать благосклонность Великобритании от имени правительства из Дома Бутана в Калимпонге , Индия.

Установление наследственной монархии, 1907 г.

[ редактировать ]

Появление Угьена Вангчука в качестве национального лидера совпало с осознанием того, что двойная политическая система устарела и неэффективна. Он устранил своего главного соперника, понлопа Паро, и поставил на его место сторонника и родственника, члена пробританской семьи Дорджи . Когда последний Шабдрунг умер в 1903 году и к 1906 году реинкарнация не появилась, гражданская администрация перешла под контроль Угьена Вангчука. Наконец, в 1907 году пятьдесят четвертый и последний Друк Дези был вынужден уйти в отставку, и, несмотря на признание последующих реинкарнаций Нгаванга Намгьяла, системе Жабдрунг пришел конец. [23]

В ноябре 1907 года было проведено собрание ведущих буддийских монахов, правительственных чиновников и глав важных семей, чтобы положить конец умирающей 300-летней двойной системе правления и установить новую абсолютную монархию. Бутана Угьен Вангчук был избран первым потомственным Друк Гьялпо («Король Драконов») и впоследствии правил с 1907 по 1926 год. Политический деятель Джон Клод Уайт сфотографировал церемонию коронации. [24] Семья Дорджи стала наследственным обладателем должности Гонгзима (главного камергера), высшего государственного поста. Британцы, желая политической стабильности на своей северной границе, одобрили все это развитие. [23]

Более ранние просьбы Британии в Лхасе имели в это время неожиданные последствия. Китайская династия Цин , обеспокоенная тем, что Британия захватит Тибет , установила прямое правление в Тибете в 1910 году (династия Цин ранее включила Тибет в 1720 год, но передала его под управление Лифань Юаня ). Затем Далай-лама бежал в Индию. Китай претендовал не только на Тибет, но и на Бутан, Непал и Сикким . [ нужна ссылка ] Эти события объединили интересы Бутана и Великобритании. [23]

8 января 1910 года политический деятель Сиккима и тибетолог сэр Чарльз Альфред Белл вступил в бой с Бутаном и подписал Пунакский договор . Пунакский договор внес поправки в две статьи договора 1865 года: британцы согласились удвоить свою годовую стипендию до 100 000 рупий и «не вмешиваться во внутреннюю администрацию Бутана». В свою очередь Бутан согласился «руководствоваться советами британского правительства в отношении своих внешних отношений». Пунакский договор гарантировал защиту Бутана от Китая; Китай, не имея возможности противостоять британской мощи, признал конец тысячелетнего тибетско-китайского влияния. [23] землю в Мотитанге ( Тхимпху ) и горную станцию ​​между Чукхой и Тхимпху Он также передал британцам , а часть Калимпонга ( Бутанский дом ) передал Бутану. [25]

Большая часть современного развития Бутана приписывается бутанскими историками первому Друк Гьялпо. Внутренние реформы включали введение школ западного образца, улучшение внутренних коммуникаций, поощрение торговли и коммерции с Индией, а также возрождение буддийской монашеской системы. Ближе к концу своей жизни Угьен Вангчук был обеспокоен преемственностью семейной династии и в 1924 году обратился к Великобритании с просьбой гарантировать, что семья Вангчук сохранит свое выдающееся положение в Бутане. Его запрос привел к расследованию правового статуса Бутана по сравнению с сюзеренитетом Великобритании над Бутаном и двусмысленностью отношений Бутана с Индией. И сюзеренитет, и двусмысленность были сохранены. [23]

Развитие централизованного правительства, 1926–52 гг.

[ редактировать ]

Угьен Вангчук умер в 1926 году, и ему наследовал его сын Джигме Вангчук (годы правления 1926–52). Второй Друк Гьялпо продолжил усилия своего отца по централизации и модернизации и построил больше школ, амбулаторий и дорог. Во время правления Джигме Вангчука монастыри и окружные правительства все чаще попадали под королевский контроль. Однако Бутан в целом оставался изолированным от международных дел. [26]

Вопрос о статусе Бутана по отношению к правительству Индии был повторно рассмотрен Лондоном в 1932 году как часть вопроса о статусе самой Индии. Было решено оставить решение о присоединении к индийской федерации на усмотрение Бутана, когда придет время. Когда в 1947 году британское правление Индией закончилось, прекратилась и ассоциация Великобритании с Бутаном. Индия сменила Великобританию в качестве фактического защитника Гималайского королевства, а Бутан сохранил контроль над своим внутренним правительством. Однако прошло два года, прежде чем официальное соглашение признало независимость Бутана. [26]

Следуя прецеденту, созданному Пунакхским договором , 8 августа 1949 года Тхимпху подписал Договор о дружбе между правительством Индии и правительством Бутана, согласно которому внешние дела, ранее руководимые Великобританией, должны были регулироваться Индией. . Как и Великобритания, Индия согласилась не вмешиваться во внутренние дела Бутана. Индия также согласилась увеличить ежегодную субсидию до 500 000 рупий в год. Важным для национальной гордости Бутана было возвращение Девангири. Некоторые историки полагают, что если бы у Индии были разногласия с Китаем в то время, как это должно было быть десятилетие спустя, она, возможно, не удовлетворила бы так легко просьбу Бутана о независимом статусе. [26]

Модернизация при короле Джигме Дорджи, 1952–72 гг.

[ редактировать ]

Третий Друк Гьялпо, Джигме Дорджи Вангчук , был возведен на трон в 1952 году. Ранее он женился на получившей европейское образование кузине чогьяла (короля) Сиккима и при ее поддержке предпринимал постоянные усилия по модернизации своей нации на протяжении всего своего двадцатилетнего правления. Среди его первых реформ было создание Национальной ассамблеи — Цогду — в 1953 году. Хотя Друк Гьялпо мог издавать королевские указы и применять право вето на резолюции, принятые Национальной ассамблеей, его создание было важным шагом на пути к конституционной монархии. [27]

Когда китайские коммунисты захватили Тибет в 1951 году, Бутан закрыл границу с Тибетом и встал на сторону своего могущественного южного соседа. Чтобы компенсировать вероятность китайского вторжения, Бутан начал программу модернизации. Земельная реформа сопровождалась отменой рабства и крепостного права и отделением судебной власти от исполнительной власти. Программа модернизации, финансируемая в основном Индией после тибетского восстания в Китае в 1959 году, также включала строительство дорог, связывающих индийские равнины с центральным Бутаном. Всепогодная дорога была построена в 1962 году между Тхимпху и Пхунчхолингом , сухопутным городом-воротой на юго-западной границе с Индией. Во время правления Джигме Дорджи дзонгка стал национальным языком. Кроме того, проекты развития включали создание таких учреждений, как национальный музей в Паро и национальную библиотеку, национальные архивы и национальный стадион, а также зданий для размещения Национальной ассамблеи, Высокого суда ( Тримкханг Гонгма). ) и другие государственные учреждения в Тхимпху. Должность гонзима, которую с 1907 года занимала семья Дорджи , была повышена в 1958 году до лончена (премьер-министра) и все еще находилась в руках Дорджи. Однако реформы Джигме Дорджи Вангчука, хотя и уменьшили авторитет абсолютной монархии, также ограничили традиционную децентрализацию политической власти между региональными лидерами и усилили роль центрального правительства в экономических и социальных программах. [27]

Усилия по модернизации продвигались вперед в 1960-х годах под руководством лончена Джигме Палдена Дорджи , зятя Друк Гьялпо. Однако в 1962 году Дорджи навлек на себя немилость со стороны Королевской армии Бутана из-за использования военной техники и принудительного выхода в отставку около пятидесяти офицеров. Религиозные элементы также были недовольны попытками Дорджи уменьшить власть поддерживаемых государством религиозных учреждений. В апреле 1964 года, когда Друк Гьялпо находился в Швейцарии для оказания медицинской помощи, Дорджи был убит в Пхунчхолинге армейским капралом. Большинство арестованных и обвиненных в преступлении были военнослужащими, в том числе начальник оперативного отдела армии Намгьял Бахадур , дядя Друк Гьялпо, который был казнен за участие в заговоре. [27]

Нестабильная ситуация сохранялась при преемнике Дорджи на посту лончена , его брате Лхендупе Дорджи , и какое-то время при брате Друк Гьялпо, Намгьяле Вангчуке, на посту главы армии. По некоторым данным, между сторонниками Вангчука и сторонниками «модернизма» Доржи завязалась борьба за власть. Главным вопросом было не прекращение или ослабление власти монархии, а «полная свобода от вмешательства Индии». Другие наблюдатели полагают, что кризис 1964 года был не столько политической борьбой, сколько соперничеством за влияние на дворец между семьей Дорджи и тибетской супругой Друк Гьялпо Янки и ее отцом. Лендуп Дорджи ранее угрожал убить Янки - соперницу своей сестры - и приказал ее арестовать, когда, опасаясь за свою жизнь и жизнь своего двухлетнего сына от Друк Гьялпо, она искала убежища в Индии во время политического кризиса. [28] Лендуп также вызвал неодобрение Друк Гьялпо, стремясь стать единоличным регентом королевства после смерти своего брата, устранив королеву и брата короля. [28] Прежде чем вернуться в Бутан из Швейцарии, Джигме Дорджи встретился с генеральным секретарем и министром иностранных дел Индии в Калькутте, которые предложили индийскую поддержку, в том числе, в случае необходимости, десантников, чтобы помочь Друк Гьялпо восстановить порядок в королевстве. [28] Не сумев вернуть доверие Друк Гьялпо, Лендуп бежал в Лондон, а другие сторонники в армии и правительстве бежали в Непал и Калькутту. [28] Впоследствии, с согласия Национального собрания, Лендуп Дорджи и другие члены семьи были сосланы в 1965 году. Однако изгнанники продолжали свои нападения на Друк Гьялпо и Индию, ухудшая отношения между Индией и Китаем. [28] Напряженная политическая ситуация сохранялась, и в июле 1965 года на Друк Гьялпо было совершено покушение. Дорджи не были замешаны в покушении, которое было описано как «частное дело», и потенциальные убийцы были помилованы Друк Гьялпо. [27]

В 1966 году, чтобы повысить эффективность государственного управления, Джигме Дорджи Вангчук сделал Тхимпху круглогодичной столицей. В мае 1968 года всеобъемлющие правила и положения Национальной ассамблеи пересмотрели правовую основу полномочий, предоставленных Национальной ассамблее. Друк Гьялпо постановил, что отныне суверенная власть, включая право отстранять от должности министров правительства и самого Друк Гьялпо, будет принадлежать Национальному собранию. В ноябре следующего года Друк Гьялпо отказался от права вето на законопроекты Национальной ассамблеи и заявил, что уйдет в отставку, если две трети законодательного собрания выразят вотум недоверия. Хотя он не сделал ничего, чтобы подорвать сохранение династии Вангчуков, Друк Гьялпо в 1969 году призвал к проведению раз в три года вотума доверия Национальной ассамблеи (позже отмененной его преемником) для продления мандата Друк Гьялпо на правление. [27]

Дипломатические инициативы также предпринимались во время правления Джигме Дорджи Вангчука. Хотя Бутан всегда стремился быть формально нейтральным и неприсоединившимся в отношениях с Китаем и Индией, он также стремился к более прямым международным связям, чем это имело место ранее под внешнеполитическим руководством Индии. Следовательно, в 1962 году Бутан присоединился к Плану Коломбо по сотрудничеству, экономическому и социальному развитию в Азии и Тихоокеанском регионе, известному как План Коломбо, а в 1966 году уведомил Индию о своем желании стать членом Организации Объединенных Наций (ООН). В 1971 году, после трехлетнего статуса наблюдателя, Бутан был принят в ООН. Стремясь сохранить Бутан в качестве стабильного буферного государства, Индия продолжала предоставлять значительные объемы помощи в целях развития. [27]

Джигме Дорджи Вангчук правил до своей смерти в июле 1972 года, и ему наследовал его семнадцатилетний сын Джигме Сингье Вангчук . Тесные связи семей Вангчук и Дорджи были вновь подчеркнуты в лице нового короля, чья мать, Аши Кесанг Дорджи (Аши означает королева), была сестрой лончена Джигме Палдена Дорджи. Джигме Сингье Вангчук, получивший образование в Индии и Великобритании, был назначен понлопом Тонгсы в мае 1972 года и к июлю того же года стал Друк Гьялпо. Вместе со своей матерью и двумя старшими сестрами в качестве советников новый Друк Гьялпо был вовлечен в государственные дела. Его часто видели среди людей, в сельской местности, на фестивалях, а по мере своего правления он встречался с иностранными высокопоставленными лицами в Бутане и за рубежом. Его официальная коронация состоялась в июне 1974 года, и вскоре после этого напряженность в отношениях между Вангчуками и Доржи утихла с возвращением в том же году сосланных членов последней семьи. Однако примирению предшествовали сообщения о заговоре с целью убийства нового Друка Гьялпо до того, как состоится его коронация, и поджога церкви. Ташичо Дзонг (Крепость славной религии, резиденция правительства в Тхимпху ). Янки (у которого в период с 1962 по 1972 год было четверо детей от Друк Гьялпо, включая двух сыновей) был предполагаемой силой, стоящей за заговором, который был раскрыт за три месяца до коронации; было арестовано тридцать человек, в том числе высокопоставленные правительственные и полицейские чиновники. Однако Лоуренс Ситтлинг, секретарь Джигме Дорджи Вангчука, позже сообщил, что заговор с убийством был сфабрикован китайским дипломатом с целью оттолкнуть Бутан от Индии. Но правда перестала быть политически приемлемой: арестованные были тибетскими повстанцами Хампас, прошедшими подготовку в Индии и направлявшимися через Бутан с миссией в Тибет. (Энциклопедия народов Саарка, Сайед) Под давлением Китая правительство Бутана потребовало, чтобы четыре тысячи тибетских беженцев, проживающих в Бутане, либо стали гражданами Бутана, либо отправились в изгнание. Большинство выбрало изгнание. (Сайед)

Международные отношения, 1972 – настоящее время.

[ редактировать ]

разразилась гражданская война Когда в 1971 году в Пакистане , Бутан был первой страной, признавшей новое правительство Бангладеш , и в 1973 году были установлены официальные дипломатические отношения. Событие 1975 года, возможно, послужило для Бутана главным стимулом к ​​ускорению реформ и модернизация. В том же году монархия соседнего Сиккима , просуществовавшая более 300 лет, была свергнута в результате плебисцита, в котором непальское большинство перевесило голоса сиккимского меньшинства. Сикким, долгое время находившийся под протекторатом Индии, стал двадцать вторым штатом Индии. [29]

Чтобы еще больше обеспечить свою независимость и международное положение, Бутан постепенно установил дипломатические отношения с другими странами и присоединился к большему числу региональных и международных организаций. Многие страны, с которыми Бутан установил отношения, предоставили помощь в целях развития. Модернизация повседневной жизни принесла в Бутан новые проблемы в конце 1980-х годов. [29] Телевизионное вещание было официально введено в Бутане в 1999 году. [30]

Ассамские сепаратисты

[ редактировать ]

Несколько партизанских группировок, стремящихся создать независимое государство Ассам на северо-востоке Индии, создали партизанские базы в лесах южного Бутана, откуда они начали трансграничные атаки на цели в Ассаме. Крупнейшей партизанской группировкой был ULFA ( Объединенный фронт освобождения Асома ). Переговоры, направленные на их мирное выселение с этих баз, провалились весной 2003 года. Бутан столкнулся с перспективой усиления своей символической армии для изгнания партизан.

Военные действия против ассамских сепаратистов, декабрь 2003 г.

[ редактировать ]

15 декабря 2003 года Королевская армия Бутана начала военные операции против лагерей партизан на юге Бутана в координации с индийскими вооруженными силами, которые выровняли границу на юге, чтобы не дать партизанам рассеяться обратно в Ассам. Источники новостей сообщили, что из 30 лагерей, подвергшихся нападению, 13 лагерей контролировались ULFA, 12 лагерей - Национальным демократическим фронтом Бодоланда (NDFB) и 5 ​​лагерей - Организацией освобождения Каматапура (KLO). К январю правительственные новости показали, что партизаны были изгнаны со своих баз.

Сообщество беженцев

[ редактировать ]

В 1988 году Бутан выселил некоторое количество жителей, говорящих на непальском языке (по данным бутанских отчетов, около 5000, а по отчетам беженцев - более 100 000) из районов на юге Бутана, создав большое сообщество беженцев, которое теперь содержалось под стражей в семи временных лагерях беженцев Организации Объединенных Наций в Непале. и Сикким. Фактическое число было трудно установить, поскольку, как сообщается, многие из тех, кто находился в лагерях, имели поддельные документы, удостоверяющие личность, а также обедневшие непальские граждане, которые начали мигрировать в непальскую общину, покидая свои лагеря беженцев. Причиной выезда из лагерей беженцев было желание найти работу и оказать услуги тем, кто живет в лагерях. Лишь немногие из них вернулись в лагеря беженцев. В результате количество людей, живущих в лагерях, сократилось в геометрической прогрессии. Хотя правительство Бутана утверждало, что первоначально страну покинуло лишь около 5000 человек, фактическое количество мигрантов было больше. [31]

После многих лет переговоров между Непалом и Бутаном в 2000 году Бутан в принципе согласился разрешить определенным классам беженцев вернуться в Бутан. Однако ситуация застопорилась после того, как разгневанные люди в лагерях совершили насилие в отношении бутанских чиновников. Сообщается, что в лагерях сейчас разгораются серьезные волнения, особенно после того, как Организация Объединенных Наций прекратила ряд образовательных и социальных программ, пытаясь заставить Бутан и Непал прийти к соглашению.Поскольку правительство Бутана не желало принимать их в свою страну, многие развитые страны предлагали беженцам позволить им поселиться в своих странах, включая США и Австралию. В эти страны были переселены около 20 000 бутанских беженцев.

Формализованная демократия

[ редактировать ]

Конституция

[ редактировать ]

26 марта 2005 года, «в благоприятный день, когда звезды и стихии благоприятно сходятся, чтобы создать атмосферу гармонии и успеха», король и правительство распространили проект первой конституции страны, попросив каждого гражданина ознакомиться с ним. Учреждается новая палата парламента, Национальный совет, состоящий из 20 избранных представителей от каждого из дзонгхагов, лиц, выбранных королем. Национальный совет будет объединен с другой уже существующей палатой – Национальной ассамблеей.

Согласно Конституции, монархии отведена ведущая роль в определении направления деятельности правительства при условии, что король продемонстрирует свою приверженность и способность защищать интересы королевства и его народа.

Джигме Кхесар Намгьел Вангчук

[ редактировать ]

15 декабря 2006 года четвертый Друк Гьялпо, Его Величество Джигме Сингье Вангчук , передал все свои полномочия короля своему сыну, принцу Джигме Кхесару Намгьелу Вангчуку , с конкретным намерением подготовить молодого короля к полному преобразованию страны. - развитая, демократическая форма правления, которая должна возникнуть в 2008 году.

Отречение предыдущего короля в пользу своего сына первоначально также должно было произойти в 2008 году. Тем не менее, существовало явное беспокойство по поводу того, что новый король должен иметь практический опыт работы в качестве лидера страны, прежде чем возглавить трансформацию формы правления страны. По данным национальной газеты Kuensel , предыдущий король заявил своему кабинету министров, что «пока он будет оставаться королем, наследный принц не приобретет опыта решения проблем и выполнения обязанностей главы государства. Поскольку парламентская демократия должна была быть установлена ​​в 2008 году, нужно было многое сделать, поэтому ему нужно было получить этот ценный опыт».

Четвертый Друк Гьялпо далее заявил, что: «Бутан не мог надеяться на лучшее время для такого важного перехода. Сегодня в стране мир и стабильность, обеспечивающие ее безопасность и суверенитет. После феноменального развития и прогресса страна стала ближе, чем когда-либо. к цели экономической самостоятельности. Отношения Бутана со своим ближайшим соседом и другом, Индией, достигли новых высот. Международные организации и двусторонние партнеры по развитию готовы поддержать усилия Бутана в области развития и политической трансформации».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фрейзер, Нил; Бхаттачарья, Анима; Бхаттачарья, Бималенду (2001). География Гималайского королевства: Бутан . Концептуальное издательство. п. 1. ISBN  978-8170228875 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Справочная информация: Бутан». Архивировано 12 ноября 2021 г. в Wayback Machine . Государственный департамент США (март 2008 г.).
  3. ^ Роуз 1977 , с. 24: «[T]не может быть никаких сомнений в том, что, по крайней мере, с десятого века никакая внешняя сила не контролировала Бутан, хотя были периоды, когда различные его соседи могли оказывать там сильное культурное и/или политическое влияние. "
  4. ^ Перейти обратно: а б Уорден 1991 , «Происхождение и раннее поселение, 600–1600 гг. Н.э.»
  5. ^ Перейти обратно: а б Падель, Рут (2006). Тигры в красную погоду: поиск последних диких тигров . Издательство Блумсбери США. стр. 139–40. ISBN  0-8027-1544-3 . Проверено 21 августа 2011 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Уорден 1991 , «Приход буддизма».
  7. ^ Хаттауэй, Пол (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный дневник . Библиотека Уильяма Кэри. п. 30. ISBN  0-87808-361-8 . Проверено 20 августа 2011 г.
  8. ^ Ренни, Фрэнк; Мейсон, Робин (2008). Бутан: пути познания . ИАП. стр. 18, 58. ISBN.  978-1-59311-734-4 .
  9. ^ Дорджи, Коннектикут (1994). История Бутана на основе буддизма . Сангай Ксам, известные издатели. ISBN  81-86239-01-4 . Проверено 12 августа 2011 г.
  10. ^ Падма-глин-па (Гтер-стон) (2003). Хардинг, Сара (ред.). Жизнь и откровения Пемы Лингпы . Публикации Снежного Льва. ISBN  1-55939-194-4 . Проверено 10 августа 2011 г.
  11. ^ Боуман, Джон С., изд. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 385 . ISBN  0-231-11004-9 .
  12. ^ Worden 1991 , «Соперничество между сектами»
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Уорден 1991 , «Консолидация и поражение тибетских вторжений, 1616–1651 гг.» (стр. 256–257).
  14. ^ «Стивен Каселла», Бутанника .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Уорден 1991 , «Административная интеграция и конфликт с Тибетом, 1651–1728 гг.» (стр. 257–258).
  16. ^ Роуз 1977 , стр. 70, 80.
  17. ^ Арис, Майкл (2005). Корона Ворона: Истоки буддийской монархии в Бутане . Чикаго: Публикации Сериндии. п. 42. ИСБН  1-932476-21-0 .
  18. ^ Арис, Майкл (1979). Бутан: Ранняя история Гималайского королевства . Уорминстер, Англия: Aris & Phillips Ltd., с. 249. ИСБН  0-85668-082-6 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Уорден 1991 , «Гражданский конфликт, 1728–72» (стр. 258–259).
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уорден 1991 , «Британское вторжение, 1772–1907» (стр. 259–261).
  21. ^ Хилкер, Деб Шова Кансакар (2005). Шьямукапу: Лхасские невары Калимпонга и Катманду . Ваджрные публикации. ISBN  99946-644-6-8 . Проверено 12 августа 2011 г.
  22. ^ Искусство Азии . Том. 17. Публикации искусства Азии. 1987. с. 107 . Проверено 12 августа 2011 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Уорден 1991 , «Установление наследственной монархии, 1907 год».
  24. ^ Ханнави, Джон (2013). Энциклопедия фотографии девятнадцатого века . Рутледж. п. 1496. ИСБН  978-1-135-87327-1 .
  25. ^ Синха, Авадхеш Кумар (2001). Гималайское королевство Бутан: традиции, переход и трансформация . Индус Паблишинг. ISBN  81-7387-119-1 . Проверено 12 августа 2011 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Уорден 1991 , «Развитие централизованного правительства, 1926–52».
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уорден 1991 , «Модернизация при Джигме Дорджи, 1952–72».
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и Ядав, Индо-Бутанские отношения и вмешательство Китая
  29. ^ Перейти обратно: а б Уорден 1991 , «Вход во внешний мир, 1972 – настоящее время»
  30. ^ Хронология внедрения телевидения в странах
  31. ^ «Главная страница — Южноазиатский центр документации по правам человека (SAHRDC)» . www.hrdc.net .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кинга, Сонам ​​(2009), Государство, королевская власть и демократия: биография государства Бутани , Тхимпху: Министерство образования, OCLC   477284586 , OL   24074384M
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b0c6ba9f8fdbfd0e25a086d32ead7e3__1722594120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/e3/2b0c6ba9f8fdbfd0e25a086d32ead7e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Bhutan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)