История Бутана
История Южной Азии |
---|
Часть серии о |
Культура Бутана |
---|
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Ранняя история Бутана пропитана мифологией и остается неясной. Некоторые из построек свидетельствуют о том, что этот регион был заселен еще в 2000 году до нашей эры. Согласно легенде, примерно в 7 веке до нашей эры им правил царь Куч-Бехара Сангалдип. [1] но мало что известно до появления тибетского буддизма в 9 веке, когда беспорядки в Тибете вынудили многих монахов бежать в Бутан. В XII веке была основана школа Друкпа Кагьюпа , которая сегодня остается доминирующей формой буддизма в Бутане. Политическая история страны тесно связана с ее религиозной историей и отношениями между различными монашескими школами и монастырями. [2]
Бутан — одна из немногих стран, которая была независимой на протяжении всей своей истории, никогда не была завоевана, оккупирована и не управлялась внешней силой (несмотря на случайный статус номинального данника). С тех пор, как стали известны исторические данные, Бутан постоянно и успешно защищал свой суверенитет. [3]
Объединение Бутана произошло в 1616 году, когда Нгаванаг Намгьял , лама из западного Тибета, известный как Шабдрунг Ринпоче , разбил три тибетских вторжения, подчинил конкурирующие религиозные школы, систематизировал Ца Йиг , сложную и всеобъемлющую систему права, и утвердился в качестве правителя. над системой церковных и гражданских администраторов. После его смерти распри и гражданская война подорвали власть Шабдрунга на следующие 200 лет. В 1885 году Угьен Вангчук смог консолидировать власть и начал развивать более тесные связи с британцами на субконтиненте. [2]
В 1907 году ( Бутан :འབྲུག་རྒྱལ་ དང་པ་ཨོ་རྒྱན་དབང་ཕྱུག) Угьен Вангчук был избран наследником ный правитель Бутана, коронованный 17 декабря 1907 года и назначенный главой государства, Друк Гьялпо. ( Король Драконов ). В 1910 году король Угьен и британцы подписали Пунакский договор , который предусматривал, что Британская Индия не будет вмешиваться во внутренние дела Бутана, если страна примет внешние советы в своих внешних отношениях. Когда в 1926 году умер Угьен Вангчук, правителем стал его сын Джигме Вангчук , а когда Индия обрела независимость в 1947 году, новое правительство Индии признало Бутан независимой страной. В 1949 году Индия и Бутан подписали Договор о мире и дружбе, который предусматривал, что Индия не будет вмешиваться во внутренние дела Бутана, но будет направлять его внешнюю политику. В 1952 году его сменил его сын Джигме Дорджи Вангчук , Бутан начал медленно выходить из изоляции и начал программу планового развития. Национальное собрание Бутана , Королевская армия Бутана и Королевский суд были созданы вместе с новым сводом законов. [2] Бутан стал членом ООН в 1971 году.
В 1972 году Джигме Сингье Вангчук взошел на трон в возрасте 16 лет. Он сделал упор на современное образование, децентрализацию управления, развитие гидроэнергетики и туризма, а также улучшение развития сельских районов. Он был, пожалуй, наиболее известен во всем мире благодаря своей всеобъемлющей философии развития « валового национального счастья ». Он признает, что развитие имеет множество аспектов и что одних только экономических целей недостаточно. Удовлетворенный переходным процессом демократизации Бутана, он отрекся от престола в декабре 2006 года, вместо того чтобы дождаться обнародования новой конституции в 2008 году. После его отречения королем стал его сын Джигме Кхесар Намгьел Вангчук . [2]
Происхождение и раннее поселение, 600–1600 гг.
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Август 2022 г. ) |
Государство Лхомон (буквально южная тьма) или Моньюл (темная земля, отсылка к монпа , одному из тибето-бирманских народов Бутана), возможно, часть Тибета, находившаяся тогда за пределами буддийского учения. Считается, что Моньюл существовал между 100 и 600 годами нашей эры. Названия Лхомон Ценденджонг (южная страна Мон сандалового дерева) и Лхомон Хаши (южная страна Мон с четырьмя подходами), найденные в древних бутанских и тибетских хрониках, также могут иметь правдоподобие и были используется некоторыми бутанскими учеными при упоминании своей родины. Вариации санскритских слов Bhota-ant (конец Bhot) или Bhu-uttan (что означает горная местность) были предложены историками как происхождение названия Бутан, которое вошло в широкое зарубежное употребление в конце 19 века и используется только в Бутане. в англоязычной официальной переписке. Традиционное название страны с 17 века было Друкюль — страна Друкпа , народа Дракона, или Земля Громового Дракона, что является отсылкой к доминирующей в стране буддийской секте. [4]
Некоторые ученые полагают, что в ранний исторический период жителями были свирепые горные аборигены, монпа , которые не принадлежали ни к тибетскому, ни к монгольскому происхождению, которое позже заполонило северный Бутан. Жители Моньюла практиковали шаманскую религию, в которой особое внимание уделялось поклонению природе и существованию добрых и злых духов. Исторические легенды рассказывают, что во второй половине этого периода могущественный король Моньюла вторгся в южный регион, известный как Дуары, подчинив себе регионы современного Ассама , Западной Бенгалии и Бихара в Индии. [4]
Приход буддизма
[ редактировать ]Буддизм впервые появился в Бутане в VII веке. Тибетский царь Сонгцен Гампо [5] (годы правления 627–649), принявший буддизм, приказал построить два буддийских храма: в Бумтанге в центральном Бутане и в Кийчу (недалеко от Паро ) в долине Паро . [6] Буддизм пропагандировался всерьез [5] в 746 году [7] при короле Синдху Радже ( также Кунджоме; [8] Сендха Гьяб; Джакар Гьялпо), изгнанный индийский король, который установил правительство в Бумтанге во Джакар Гуто. дворце [9] : 35 [10] : 13
Буддизм заменил, но не уничтожил религиозные практики Бон , которые также были распространены в Тибете до конца VI века. Вместо этого буддизм поглотил Бон и его верующих. По мере того как страна развивалась в своих многочисленных плодородных долинах, буддизм созревал и стал объединяющим элементом. Именно буддийская литература и хроники положили начало письменной истории Бутана. [6]
В 810 году нашей эры буддийский святой Падмасамбхава (известный в Бутане как Гуру Ринпоче и иногда называемый Вторым Буддой) приехал в Бутан из Индии по приглашению одного из многочисленных местных королей. Сообщается, что после покорения восьми классов демонов и обращения царя Гуру Ринпоче отправился в Тибет. По возвращении из Тибета он руководил строительством новых монастырей в долине Паро и основал свою штаб-квартиру в Бумтанге . Согласно традиции, он основал секту Ньингмапа , также известную как «старая секта» или секта Красной Шляпы, буддизма Махаяны , которая на какое-то время стала доминирующей религией Бутана. Гуру Ринпоче играет большую историческую и религиозную роль как национальный святой-покровитель, который открыл Бутану тантры — руководства, описывающие формы преданности природной энергии. После пребывания гуру влияние Индии играло временную роль, пока рост тибетских миграций не принес новых культурных и религиозных вкладов. [6]
В этот период не было центрального правительства. Вместо этого к началу 9 века начали развиваться небольшие независимые монархии. Каждым правил деб (король), некоторые из которых заявляли о божественном происхождении. Королевство Бумтанг было самым известным среди этих небольших образований. В то же время тибетские буддийские монахи (лам на дзонгкхе , официальном национальном языке Бутана) прочно укоренили свою религию и культуру в Бутане, а участники совместных тибетско-монгольских военных экспедиций поселились в плодородных долинах. К 11 веку весь Бутан был оккупирован тибетско-монгольскими вооруженными силами. [6] [11]
Сектантское соперничество
[ редактировать ]К 10 веку на политическое развитие Бутана сильно повлияла его религиозная история. После периода буддизма упадка в Тибете в 11 веке возникли разногласия между рядом субсект. в Правители династии Юань Тибете и Бутане покровительствовали ряду подсект вплоть до своего политического упадка в 14 веке. К тому времени школа Гелугпа или Желтая Шляпа после периода анархии в Тибете превратилась в мощную силу, что привело к бегству в Бутан многочисленных монахов различных мелких противоборствующих сект. Среди этих монахов был основатель Лхапа подразделения школы Каргьюпа , которому приписывают введение стратегически построенного дзонга. Хотя в XII веке подсекте Лхапы успешно бросила вызов другая подсекта Каргьюпа — Друкпа — возглавляемая тибетским монахом Пхаджо Другом Шигпо , она продолжала заниматься прозелитизмом до 17 века. Друкпа распространилась по всему Бутану и со временем стала доминирующей формой религиозной практики. Между XII и XVII веками две подсекты Каргьюпа соперничали друг с другом из-за своих соответствующих дзонгов, поскольку старая форма буддизма Ньингмапа была затмевана. [12]
Теократическое правительство, 1616–1907 гг.
[ редактировать ]Консолидация и поражение тибетских вторжений, 1616–1651 гг.
[ редактировать ]В 17 веке было установлено теократическое правительство, независимое от политического влияния Тибета , и возник домодернистский Бутан. Теократическое правительство было основано монахом-эмигрантом-друкпа Нгавангом Намгьялом , прибывшим в Бутан в 1616 году в поисках свободы от господства подгруппы гелугпа во главе с Далай-ламой (Ламой Океана) в Лхасе. После серии побед над лидерами конкурирующих подсект и тибетскими захватчиками Нгаванг Намгьял принял титул Шабдрунг («У чьих ног подчиняется», или, во многих западных источниках, Дхарма Раджа ), став светским и духовным лидером Бутана. Считающийся первой великой исторической фигурой Бутана, он объединил лидеров могущественных бутанских семей на земле под названием Друкьюл. Он обнародовал свод законов и построил сеть неприступных фортов ( дзонг ), систему, которая помогла поставить местных лордов под централизованный контроль и укрепила страну против тибетских вторжений. Многие форты сохранились в конце 20 века. [13]
Во время первой войны с Тибетом, ок. В 1627 году португальские иезуиты Эстеван Качелла и Жуан Кабрал были первыми зарегистрированными европейцами, посетившими Бутан по пути в Тибет. Они встретились с Нгавангом Намгьялом, подарили ему огнестрельное оружие, порох и подзорную трубу и предложили ему свои услуги в войне против Тибета, но Шабдрунг отклонил это предложение. [13] После почти восьмимесячного пребывания Качелла написал длинное письмо из монастыря Чагри, в котором сообщил о путешествии. Это редкий отчет о том, что Шабдрунг остался. [14]
Тибетские армии вторглись в Бутан примерно в 1629 году, в 1631 году и снова в 1639 году, надеясь задушить популярность Нгаванга Намгьяла, прежде чем она распространится слишком далеко. В 1634 году Нгаванг Намгьял разгромил Кармы Тенкьонга армию в битве пяти лам . Вторжения были пресечены, и подразделение Друкпа установило сильное присутствие в западном и центральном Бутане, оставив верховным Нгаванга Намгьяла. В знак признания власти, которую он приобрел, в Бутан были отправлены миссии доброй воли из Куч Бехара в Дуарах (современная северо-восток Западной Бенгалии), Непала на запад и Ладакха в западном Тибете. Правитель Ладакха даже подарил Нгавангу Намгьялу ряд деревень в своем королевстве.
Однако проблемы Бутана на этом не закончились. В 1643 году объединенные монголо-тибетские силы пытались уничтожить беженцев Ньингмапа, бежавших в Бутан, Сикким и Непал. Монголы захватили контроль над религиозной и гражданской властью в Тибете в 1630-х годах и провозгласили гелугпа государственной религией. Бутанские соперники Нгаванга Намгьяла поощряли вторжение монголов, но монгольские силы были легко разбиты во влажных низменностях южного Бутана. Другое тибетское вторжение в 1647 году также потерпело неудачу. [13]
Во время правления Нгаванга Намгьяла администрация состояла из государственного монашеского органа с избранным главой Дже Кхенпо (лорда-настоятеля) и теократического гражданского правительства, возглавляемого Друк Дези (регентом Бутана, также известным как Деб Раджа в западных источниках). . Друк Дези был либо монахом, либо мирянином - к XIX веку обычно последним; он был избран сроком на три года сначала монастырским советом, а затем Государственным советом ( Лхенгье Чокду ). Государственный совет был центральным административным органом, в который входили региональные правители, камергеры Шабдрунга и Друк Дези . Со временем Друк Дези попал под политический контроль самой влиятельной фракции региональных администраторов Государственного совета. Шабдрунг . был главой государства и высшей властью в религиозных и гражданских вопросах резиденция правительства находилась в Тхимпху Весной, летом и осенью , на месте дзонга 13-го века. Зимней столицей был Пунакха Дзонг , дзонг, основанный к северо-востоку от Тхимпху в 1527 году. Королевство было разделено на три региона (восточный, центральный и западный), каждый со своим назначенным понлоп , или губернатор, занимающий место в главном дзонге. Районы возглавлялись дзонгпонами , или окружными офицерами, штаб-квартира которых располагалась в меньшем дзонге . Понлоп представляли собой сборщиков налогов, судей, военачальников и агентов по закупкам для центрального правительства. Их основные доходы поступали от торговли между Тибетом и Индией и от налогов на землю. [13]
Режим Нгаванга Намгьяла был связан правовым кодексом под названием Ца Йиг , который описывал духовный и гражданский режим и предусматривал законы для государственного управления, а также социального и морального поведения. Обязанности и добродетели, присущие буддийской дхарме (религиозному закону), сыграли большую роль в новом правовом кодексе, который оставался в силе до 1960-х годов. [13]
Административная интеграция и конфликт с Тибетом, 1651–1728 гг.
[ редактировать ]Чтобы удержать Бутан от распада, смерть Нгаванга Намгьяла в 1651 году, по-видимому, тщательно охранялась в течение пятидесяти четырех лет. Сообщалось, что первоначально Нгаванг Намгьял отправился в религиозный ретрит, что не было беспрецедентным явлением в Бутане, Сиккиме или Тибете в то время. В период предполагаемого отступления Нгаванга Намгьяла на его имя производились назначения должностных лиц, а перед его запертой дверью оставляли еду. [15]
Нгаванга Намгьяла Его сменил сын и сводный брат в 1651 и 1680 годах соответственно. Они начали свое правление несовершеннолетними, находясь под контролем религиозных и гражданских регентов, и редко осуществляли власть от своего имени. Для дальнейшей преемственности концепция множественных реинкарнаций первого Шабдрунга — в форме его тела, его речи или его ума — была использована Дже Кхенпо и Друк Дези , оба из которых хотели сохранить силу, которой они обладали. накоплено за счет двойной системы правления . Последний человек, признанный телесной реинкарнацией Нгаванга Намгьяла, умер в середине 18 века, но речевые и умственные реинкарнации, воплощенные личностями, принявшими позицию Шабдрунга Ринпоче , были в начале 1990-х годов. В конце XVII века было установлено обязательное принятие в монашество хотя бы одного сына из семьи, имеющей трех и более сыновей. Однако со временем Государственный совет становился все более светским, как и последующие Друк Дези, Понлоп и дзонгпон понлопами Тонгса и Паро и дзонгпонами Пунакхи развилось ожесточенное соперничество . , Тхимпху и Вангду Пходранга , и между [15]
В первый период преемственности и дальнейшей внутренней консолидации под руководством правительства Друк Дези возник конфликт с Тибетом и Сиккимом . Внутренняя оппозиция центральному правительству привела к заигрываниям противников Друк Дези с Тибетом и Сиккимом. В 1680-х годах Бутан вторгся в Сикким, преследуя мятежного местного лорда. В 1700 году Бутан снова вторгся в Сикким, а в 1714 году тибетские войска при поддержке Монголии вторглись в Бутан, но не смогли получить контроль. [15]
Эксклавы Бутана в западном Тибете
[ редактировать ]В 17 веке Бутан поддерживал тесные отношения с Ладакхом и помогал Ладакху в войне 1684 года с Тибетом. Ранее Ладакх предоставил Бутану несколько анклавов возле горы Кайлас в западном Тибете; это были монастыри южной ветви секты Друкпа, поэтому они находились под властью бутанцев Дже Кхенпо и Шабдрунга. Эти анклавы оставались под контролем Бутана даже после того, как остальная часть западного Тибета перешла под контроль Далай-ламы и его секты Гелугпа, до 1959 года, когда бутанские анклавы были захвачены китайцами. [16] Помимо этих аванпостов в Тибете, Бутан какое-то время [ нечеткий ] владел монашескими феодальными владениями в Ладакхе, Занскаре и Лахуле (ныне часть Индии), а также в Ло Мантанге и Долпо (ныне часть Непала). [17] [18]
Гражданский конфликт, 1728–1772 гг.
[ редактировать ]Хотя захватчикам не удалось взять под свой контроль, политическая система оставалась нестабильной. Региональное соперничество способствовало постепенному распаду Бутана во время прибытия первых британских агентов. [19]
В начале 18 века Бутан успешно установил контроль над княжеством Куч Бехар . Раджа в 1730 году, и политическое влияние Бутана Куч Бехара обратился за помощью к Бутану против индийских Великих Моголов не заставило себя долго ждать. К середине 1760-х годов Тхимпху считал Куч-Бехар своей зависимостью, разместив там гарнизон и руководя его гражданской администрацией. Когда Друк Дези вторглись в Сикким в 1770 году, силы Куча Бехари присоединились к своим бутанским коллегам в наступлении. Однако два года спустя в споре о престолонаследии в Куч-Бехаре кандидату Друка Дези на трон противостоял соперник, пригласивший британские войска, и, по сути, Куч-Бехар стал зависимым государством Британской Ост-Индской компании. [19]
Британское вторжение, 1772–1907 гг.
[ редактировать ]В соответствии с соглашением Куч-Бехари с британцами британский экспедиционный корпус вытеснил бутанский гарнизон из Куч-Бехара и вторгся в Бутан в 1772–73. Друк Дези обратился в Лхасу с просьбой о помощи к Панчен-ламе , который был регентом при юном Далай-ламе. Однако в переписке с британским генерал-губернатором Индии Панчен-лама вместо этого наказал Друк Дези и сослался на притязания Тибета на сюзеренитет над Бутаном. [20]
Не получив помощи от Тибета, Друк Дези 25 апреля 1774 года подписали мирный договор с Британской Ост-Индской компанией. Бутан согласился вернуться к границам, существовавшим до 1730 года, выплатил Британии символическую дань в виде пяти лошадей и, среди прочего, другие уступки позволили британцам заготавливать древесину в Бутане. Последующие миссии в Бутан были совершены британцами в 1776, 1777 и 1783 годах, и была открыта торговля между Британской Индией и Бутаном, а также, на короткое время, Тибетом. В 1784 году британцы передали под контроль Бутана территорию Бенгальских Дуаров, границы которой были плохо определены. Как и на других своих зарубежных территориях, Бутан оставил управление территорией бенгальских дуаров местным чиновникам и собирал доходы. Хотя между Бутаном и Великобританией не сложились серьезные торговые и политические отношения, британцы заменили тибетцев в качестве главной внешней угрозы. [20]
Пограничные споры осложнили бутанско-британские отношения. Чтобы примирить свои разногласия, Бутан отправил эмиссара в Калькутту в 1787 году, а британцы отправили миссии в Тхимпху в 1815 и 1838 годах. Миссия 1815 года не принесла результатов. Миссия 1838 года предложила договор, предусматривающий экстрадицию бутанских чиновников, ответственных за вторжения в Ассам , свободную и неограниченную торговлю между Индией и Бутаном, а также урегулирование долга Бутана перед британцами. Пытаясь защитить свою независимость, Бутан отклонил предложение Великобритании. Несмотря на растущие внутренние беспорядки, Бутан более или менее сохранил свой контроль над частью ассамских дуаров с тех пор, как в 1760-х годах Куч-Бехар стал зависимым государством. После того, как британцы получили контроль над Нижним Ассамом в 1826 году, напряженность между странами начала расти, поскольку Великобритания проявляла свою мощь. Бутанские выплаты ежегодной дани британцам за ассамских дуаров постепенно стали задолжать. Требования Великобритании об оплате привели к военным вторжениям в Бутан в 1834 и 1835 годах, что привело к поражению сил Бутана и временной потере территории. [20]
В 1841 году британцы приступили к аннексии ранее находившегося под контролем Бутана Ассам Дуарса, выплачивая компенсацию в размере 10 000 рупий Бутану в год. В 1842 году Бутан передал под британский контроль часть проблемной территории бенгальских дуаров, которой он управлял с 1784 года. [20]
Обвинения и встречные обвинения в пограничных вторжениях и защите беглецов привели к неудачной миссии Бутана в Калькутту в 1852 году. Среди других требований миссия добивалась увеличения компенсации за свои бывшие территории дуаров; вместо этого британцы вычли почти 3000 рупий из ежегодной компенсации и потребовали извинений за предполагаемое разграбление членами миссии земель, находящихся под защитой Великобритании. После новых инцидентов и перспективы антибутанского восстания в Бенгальских Дуарах британские войска были переброшены на границу в середине 1850-х годов. Восстание сипаев в Индии в 1857–1858 годах и падение правления Британской Ост-Индской компании помешали немедленным действиям Великобритании. Вооруженные силы Бутана совершили набег на Сикким и Куч-Бехар в 1862 году, захватив людей, имущество и деньги. Британцы в ответ приостановили все компенсационные выплаты и потребовали освобождения всех пленников и возврата украденного имущества. Требования к Друк Дези остались без внимания, поскольку он якобы не знал о действиях своих пограничников против Сиккима и Куч Бехара. [20]
Великобритания направила миротворческую миссию в Бутан в начале 1864 года, после недавнего завершения там гражданской войны. Дзонгпон . Пунакхи , вышедший победителем, порвал с центральным правительством и создал соперника Друк Дези , в то время как законный Друк Дези искал защиты у понлопа Паро и позже был свергнут Британская миссия имела дело поочередно с конкурирующим пенлопом Паро и и Пенлопом Тронгсы (последний действовал от имени Друк Дези), но Бутан отверг предложенный ею договор о мире . дружбе Великобритания объявила войну в ноябре 1864 года. У Бутана не было регулярной армии, а существующие силы состояли из гвардейцев-дзонгов, вооруженных фитильными ружьями, луками и стрелами, мечами, ножами и катапультами. Некоторые из этих стражников дзонг, вооруженные щитами и кольчугами, вступили в бой с хорошо оснащенными британскими войсками. [20]
Дуарская война (1864–1865 гг.) длилась всего пять месяцев и, несмотря на некоторые боевые победы бутанских войск, привела к поражению Бутана, потере части его суверенной территории и принудительной уступке ранее оккупированных территорий. По условиям Синчульского договора , подписанного 11 ноября 1865 года, Бутан уступил территории в Ассам-Дуарах и Бенгальских Дуарах, а также территорию Девангири площадью восемьдесят три квадратных километра на юго-востоке Бутана в обмен на ежегодную субсидию. в размере 50 000 рупий . [20] Земля, которая должна была стать Бутанским домом, была передана Бутаном Британской Индии в 1865 году после завершения Дуарской войны и в соответствии с условиями Синчульского договора . [21] [22]
В 1870-х и 1880-х годах возобновившаяся конкуренция между региональными соперниками - в первую очередь пробританским Пенлопом из Тронгсы и антибританским, протибетским понлопом из Паро - привела к возвышению Угьена Вангчука , Пенлопа из Тронгсы. Имея власть в центральном Бутане, Угьен Вангчук разбил своих политических врагов и объединил страну после нескольких гражданских войн и восстаний в 1882–1885 годах. Однако его победа пришлась на период кризиса для центрального правительства. Британская власть становилась все более обширной на юге, а на западе Тибет нарушил границу с Сиккимом, навлекая на себя немилость Великобритании. После 1000 лет тесных связей с Тибетом Бутан столкнулся с угрозой британской военной мощи и был вынужден принять серьезные геополитические решения. Британцы, стремясь компенсировать потенциальное наступление России в Лхасе, хотели открыть торговые отношения с Тибетом. Угьен Вангчук по совету своего ближайшего советника Угьена Дорджи увидел возможность помочь британцам и в 1903-1904 годах вызвался сопровождать британскую миссию в Лхасу в качестве посредника. За заслуги в обеспечении безопасности На Англо-тибетском съезде 1904 года Угьен Вангчук был посвящен в рыцари и после этого продолжал приобретать все большую власть в Бутане. [20] Угьен Дорджи , как и его потомки , продолжали поддерживать благосклонность Великобритании от имени правительства из Дома Бутана в Калимпонге , Индия.
Установление наследственной монархии, 1907 г.
[ редактировать ]Появление Угьена Вангчука в качестве национального лидера совпало с осознанием того, что двойная политическая система устарела и неэффективна. Он устранил своего главного соперника, понлопа Паро, и поставил на его место сторонника и родственника, члена пробританской семьи Дорджи . Когда последний Шабдрунг умер в 1903 году и к 1906 году реинкарнация не появилась, гражданская администрация перешла под контроль Угьена Вангчука. Наконец, в 1907 году пятьдесят четвертый и последний Друк Дези был вынужден уйти в отставку, и, несмотря на признание последующих реинкарнаций Нгаванга Намгьяла, системе Жабдрунг пришел конец. [23]
В ноябре 1907 года было проведено собрание ведущих буддийских монахов, правительственных чиновников и глав важных семей, чтобы положить конец умирающей 300-летней двойной системе правления и установить новую абсолютную монархию. Бутана Угьен Вангчук был избран первым потомственным Друк Гьялпо («Король Драконов») и впоследствии правил с 1907 по 1926 год. Политический деятель Джон Клод Уайт сфотографировал церемонию коронации. [24] Семья Дорджи стала наследственным обладателем должности Гонгзима (главного камергера), высшего государственного поста. Британцы, желая политической стабильности на своей северной границе, одобрили все это развитие. [23]
Более ранние просьбы Британии в Лхасе имели в это время неожиданные последствия. Китайская династия Цин , обеспокоенная тем, что Британия захватит Тибет , установила прямое правление в Тибете в 1910 году (династия Цин ранее включила Тибет в 1720 год, но передала его под управление Лифань Юаня ). Затем Далай-лама бежал в Индию. Китай претендовал не только на Тибет, но и на Бутан, Непал и Сикким . [ нужна ссылка ] Эти события объединили интересы Бутана и Великобритании. [23]
8 января 1910 года политический деятель Сиккима и тибетолог сэр Чарльз Альфред Белл вступил в бой с Бутаном и подписал Пунакский договор . Пунакский договор внес поправки в две статьи договора 1865 года: британцы согласились удвоить свою годовую стипендию до 100 000 рупий и «не вмешиваться во внутреннюю администрацию Бутана». В свою очередь Бутан согласился «руководствоваться советами британского правительства в отношении своих внешних отношений». Пунакский договор гарантировал защиту Бутана от Китая; Китай, не имея возможности противостоять британской мощи, признал конец тысячелетнего тибетско-китайского влияния. [23] землю в Мотитанге ( Тхимпху ) и горную станцию между Чукхой и Тхимпху Он также передал британцам , а часть Калимпонга ( Бутанский дом ) передал Бутану. [25]
Большая часть современного развития Бутана приписывается бутанскими историками первому Друк Гьялпо. Внутренние реформы включали введение школ западного образца, улучшение внутренних коммуникаций, поощрение торговли и коммерции с Индией, а также возрождение буддийской монашеской системы. Ближе к концу своей жизни Угьен Вангчук был обеспокоен преемственностью семейной династии и в 1924 году обратился к Великобритании с просьбой гарантировать, что семья Вангчук сохранит свое выдающееся положение в Бутане. Его запрос привел к расследованию правового статуса Бутана по сравнению с сюзеренитетом Великобритании над Бутаном и двусмысленностью отношений Бутана с Индией. И сюзеренитет, и двусмысленность были сохранены. [23]
Развитие централизованного правительства, 1926–52 гг.
[ редактировать ]Угьен Вангчук умер в 1926 году, и ему наследовал его сын Джигме Вангчук (годы правления 1926–52). Второй Друк Гьялпо продолжил усилия своего отца по централизации и модернизации и построил больше школ, амбулаторий и дорог. Во время правления Джигме Вангчука монастыри и окружные правительства все чаще попадали под королевский контроль. Однако Бутан в целом оставался изолированным от международных дел. [26]
Вопрос о статусе Бутана по отношению к правительству Индии был повторно рассмотрен Лондоном в 1932 году как часть вопроса о статусе самой Индии. Было решено оставить решение о присоединении к индийской федерации на усмотрение Бутана, когда придет время. Когда в 1947 году британское правление Индией закончилось, прекратилась и ассоциация Великобритании с Бутаном. Индия сменила Великобританию в качестве фактического защитника Гималайского королевства, а Бутан сохранил контроль над своим внутренним правительством. Однако прошло два года, прежде чем официальное соглашение признало независимость Бутана. [26]
Следуя прецеденту, созданному Пунакхским договором , 8 августа 1949 года Тхимпху подписал Договор о дружбе между правительством Индии и правительством Бутана, согласно которому внешние дела, ранее руководимые Великобританией, должны были регулироваться Индией. . Как и Великобритания, Индия согласилась не вмешиваться во внутренние дела Бутана. Индия также согласилась увеличить ежегодную субсидию до 500 000 рупий в год. Важным для национальной гордости Бутана было возвращение Девангири. Некоторые историки полагают, что если бы у Индии были разногласия с Китаем в то время, как это должно было быть десятилетие спустя, она, возможно, не удовлетворила бы так легко просьбу Бутана о независимом статусе. [26]
Модернизация при короле Джигме Дорджи, 1952–72 гг.
[ редактировать ]Третий Друк Гьялпо, Джигме Дорджи Вангчук , был возведен на трон в 1952 году. Ранее он женился на получившей европейское образование кузине чогьяла (короля) Сиккима и при ее поддержке предпринимал постоянные усилия по модернизации своей нации на протяжении всего своего двадцатилетнего правления. Среди его первых реформ было создание Национальной ассамблеи — Цогду — в 1953 году. Хотя Друк Гьялпо мог издавать королевские указы и применять право вето на резолюции, принятые Национальной ассамблеей, его создание было важным шагом на пути к конституционной монархии. [27]
Когда китайские коммунисты захватили Тибет в 1951 году, Бутан закрыл границу с Тибетом и встал на сторону своего могущественного южного соседа. Чтобы компенсировать вероятность китайского вторжения, Бутан начал программу модернизации. Земельная реформа сопровождалась отменой рабства и крепостного права и отделением судебной власти от исполнительной власти. Программа модернизации, финансируемая в основном Индией после тибетского восстания в Китае в 1959 году, также включала строительство дорог, связывающих индийские равнины с центральным Бутаном. Всепогодная дорога была построена в 1962 году между Тхимпху и Пхунчхолингом , сухопутным городом-воротой на юго-западной границе с Индией. Во время правления Джигме Дорджи дзонгка стал национальным языком. Кроме того, проекты развития включали создание таких учреждений, как национальный музей в Паро и национальную библиотеку, национальные архивы и национальный стадион, а также зданий для размещения Национальной ассамблеи, Высокого суда ( Тримкханг Гонгма). ) и другие государственные учреждения в Тхимпху. Должность гонзима, которую с 1907 года занимала семья Дорджи , была повышена в 1958 году до лончена (премьер-министра) и все еще находилась в руках Дорджи. Однако реформы Джигме Дорджи Вангчука, хотя и уменьшили авторитет абсолютной монархии, также ограничили традиционную децентрализацию политической власти между региональными лидерами и усилили роль центрального правительства в экономических и социальных программах. [27]
Усилия по модернизации продвигались вперед в 1960-х годах под руководством лончена Джигме Палдена Дорджи , зятя Друк Гьялпо. Однако в 1962 году Дорджи навлек на себя немилость со стороны Королевской армии Бутана из-за использования военной техники и принудительного выхода в отставку около пятидесяти офицеров. Религиозные элементы также были недовольны попытками Дорджи уменьшить власть поддерживаемых государством религиозных учреждений. В апреле 1964 года, когда Друк Гьялпо находился в Швейцарии для оказания медицинской помощи, Дорджи был убит в Пхунчхолинге армейским капралом. Большинство арестованных и обвиненных в преступлении были военнослужащими, в том числе начальник оперативного отдела армии Намгьял Бахадур , дядя Друк Гьялпо, который был казнен за участие в заговоре. [27]
Нестабильная ситуация сохранялась при преемнике Дорджи на посту лончена , его брате Лхендупе Дорджи , и какое-то время при брате Друк Гьялпо, Намгьяле Вангчуке, на посту главы армии. По некоторым данным, между сторонниками Вангчука и сторонниками «модернизма» Доржи завязалась борьба за власть. Главным вопросом было не прекращение или ослабление власти монархии, а «полная свобода от вмешательства Индии». Другие наблюдатели полагают, что кризис 1964 года был не столько политической борьбой, сколько соперничеством за влияние на дворец между семьей Дорджи и тибетской супругой Друк Гьялпо Янки и ее отцом. Лендуп Дорджи ранее угрожал убить Янки - соперницу своей сестры - и приказал ее арестовать, когда, опасаясь за свою жизнь и жизнь своего двухлетнего сына от Друк Гьялпо, она искала убежища в Индии во время политического кризиса. [28] Лендуп также вызвал неодобрение Друк Гьялпо, стремясь стать единоличным регентом королевства после смерти своего брата, устранив королеву и брата короля. [28] Прежде чем вернуться в Бутан из Швейцарии, Джигме Дорджи встретился с генеральным секретарем и министром иностранных дел Индии в Калькутте, которые предложили индийскую поддержку, в том числе, в случае необходимости, десантников, чтобы помочь Друк Гьялпо восстановить порядок в королевстве. [28] Не сумев вернуть доверие Друк Гьялпо, Лендуп бежал в Лондон, а другие сторонники в армии и правительстве бежали в Непал и Калькутту. [28] Впоследствии, с согласия Национального собрания, Лендуп Дорджи и другие члены семьи были сосланы в 1965 году. Однако изгнанники продолжали свои нападения на Друк Гьялпо и Индию, ухудшая отношения между Индией и Китаем. [28] Напряженная политическая ситуация сохранялась, и в июле 1965 года на Друк Гьялпо было совершено покушение. Дорджи не были замешаны в покушении, которое было описано как «частное дело», и потенциальные убийцы были помилованы Друк Гьялпо. [27]
В 1966 году, чтобы повысить эффективность государственного управления, Джигме Дорджи Вангчук сделал Тхимпху круглогодичной столицей. В мае 1968 года всеобъемлющие правила и положения Национальной ассамблеи пересмотрели правовую основу полномочий, предоставленных Национальной ассамблее. Друк Гьялпо постановил, что отныне суверенная власть, включая право отстранять от должности министров правительства и самого Друк Гьялпо, будет принадлежать Национальному собранию. В ноябре следующего года Друк Гьялпо отказался от права вето на законопроекты Национальной ассамблеи и заявил, что уйдет в отставку, если две трети законодательного собрания выразят вотум недоверия. Хотя он не сделал ничего, чтобы подорвать сохранение династии Вангчуков, Друк Гьялпо в 1969 году призвал к проведению раз в три года вотума доверия Национальной ассамблеи (позже отмененной его преемником) для продления мандата Друк Гьялпо на правление. [27]
Дипломатические инициативы также предпринимались во время правления Джигме Дорджи Вангчука. Хотя Бутан всегда стремился быть формально нейтральным и неприсоединившимся в отношениях с Китаем и Индией, он также стремился к более прямым международным связям, чем это имело место ранее под внешнеполитическим руководством Индии. Следовательно, в 1962 году Бутан присоединился к Плану Коломбо по сотрудничеству, экономическому и социальному развитию в Азии и Тихоокеанском регионе, известному как План Коломбо, а в 1966 году уведомил Индию о своем желании стать членом Организации Объединенных Наций (ООН). В 1971 году, после трехлетнего статуса наблюдателя, Бутан был принят в ООН. Стремясь сохранить Бутан в качестве стабильного буферного государства, Индия продолжала предоставлять значительные объемы помощи в целях развития. [27]
Джигме Дорджи Вангчук правил до своей смерти в июле 1972 года, и ему наследовал его семнадцатилетний сын Джигме Сингье Вангчук . Тесные связи семей Вангчук и Дорджи были вновь подчеркнуты в лице нового короля, чья мать, Аши Кесанг Дорджи (Аши означает королева), была сестрой лончена Джигме Палдена Дорджи. Джигме Сингье Вангчук, получивший образование в Индии и Великобритании, был назначен понлопом Тонгсы в мае 1972 года и к июлю того же года стал Друк Гьялпо. Вместе со своей матерью и двумя старшими сестрами в качестве советников новый Друк Гьялпо был вовлечен в государственные дела. Его часто видели среди людей, в сельской местности, на фестивалях, а по мере своего правления он встречался с иностранными высокопоставленными лицами в Бутане и за рубежом. Его официальная коронация состоялась в июне 1974 года, и вскоре после этого напряженность в отношениях между Вангчуками и Доржи утихла с возвращением в том же году сосланных членов последней семьи. Однако примирению предшествовали сообщения о заговоре с целью убийства нового Друка Гьялпо до того, как состоится его коронация, и поджога церкви. Ташичо Дзонг (Крепость славной религии, резиденция правительства в Тхимпху ). Янки (у которого в период с 1962 по 1972 год было четверо детей от Друк Гьялпо, включая двух сыновей) был предполагаемой силой, стоящей за заговором, который был раскрыт за три месяца до коронации; было арестовано тридцать человек, в том числе высокопоставленные правительственные и полицейские чиновники. Однако Лоуренс Ситтлинг, секретарь Джигме Дорджи Вангчука, позже сообщил, что заговор с убийством был сфабрикован китайским дипломатом с целью оттолкнуть Бутан от Индии. Но правда перестала быть политически приемлемой: арестованные были тибетскими повстанцами Хампас, прошедшими подготовку в Индии и направлявшимися через Бутан с миссией в Тибет. (Энциклопедия народов Саарка, Сайед) Под давлением Китая правительство Бутана потребовало, чтобы четыре тысячи тибетских беженцев, проживающих в Бутане, либо стали гражданами Бутана, либо отправились в изгнание. Большинство выбрало изгнание. (Сайед)
Международные отношения, 1972 – настоящее время.
[ редактировать ]разразилась гражданская война Когда в 1971 году в Пакистане , Бутан был первой страной, признавшей новое правительство Бангладеш , и в 1973 году были установлены официальные дипломатические отношения. Событие 1975 года, возможно, послужило для Бутана главным стимулом к ускорению реформ и модернизация. В том же году монархия соседнего Сиккима , просуществовавшая более 300 лет, была свергнута в результате плебисцита, в котором непальское большинство перевесило голоса сиккимского меньшинства. Сикким, долгое время находившийся под протекторатом Индии, стал двадцать вторым штатом Индии. [29]
Чтобы еще больше обеспечить свою независимость и международное положение, Бутан постепенно установил дипломатические отношения с другими странами и присоединился к большему числу региональных и международных организаций. Многие страны, с которыми Бутан установил отношения, предоставили помощь в целях развития. Модернизация повседневной жизни принесла в Бутан новые проблемы в конце 1980-х годов. [29] Телевизионное вещание было официально введено в Бутане в 1999 году. [30]
Ассамские сепаратисты
[ редактировать ]Несколько партизанских группировок, стремящихся создать независимое государство Ассам на северо-востоке Индии, создали партизанские базы в лесах южного Бутана, откуда они начали трансграничные атаки на цели в Ассаме. Крупнейшей партизанской группировкой был ULFA ( Объединенный фронт освобождения Асома ). Переговоры, направленные на их мирное выселение с этих баз, провалились весной 2003 года. Бутан столкнулся с перспективой усиления своей символической армии для изгнания партизан.
Военные действия против ассамских сепаратистов, декабрь 2003 г.
[ редактировать ]15 декабря 2003 года Королевская армия Бутана начала военные операции против лагерей партизан на юге Бутана в координации с индийскими вооруженными силами, которые выровняли границу на юге, чтобы не дать партизанам рассеяться обратно в Ассам. Источники новостей сообщили, что из 30 лагерей, подвергшихся нападению, 13 лагерей контролировались ULFA, 12 лагерей - Национальным демократическим фронтом Бодоланда (NDFB) и 5 лагерей - Организацией освобождения Каматапура (KLO). К январю правительственные новости показали, что партизаны были изгнаны со своих баз.
Сообщество беженцев
[ редактировать ]В 1988 году Бутан выселил некоторое количество жителей, говорящих на непальском языке (по данным бутанских отчетов, около 5000, а по отчетам беженцев - более 100 000) из районов на юге Бутана, создав большое сообщество беженцев, которое теперь содержалось под стражей в семи временных лагерях беженцев Организации Объединенных Наций в Непале. и Сикким. Фактическое число было трудно установить, поскольку, как сообщается, многие из тех, кто находился в лагерях, имели поддельные документы, удостоверяющие личность, а также обедневшие непальские граждане, которые начали мигрировать в непальскую общину, покидая свои лагеря беженцев. Причиной выезда из лагерей беженцев было желание найти работу и оказать услуги тем, кто живет в лагерях. Лишь немногие из них вернулись в лагеря беженцев. В результате количество людей, живущих в лагерях, сократилось в геометрической прогрессии. Хотя правительство Бутана утверждало, что первоначально страну покинуло лишь около 5000 человек, фактическое количество мигрантов было больше. [31]
После многих лет переговоров между Непалом и Бутаном в 2000 году Бутан в принципе согласился разрешить определенным классам беженцев вернуться в Бутан. Однако ситуация застопорилась после того, как разгневанные люди в лагерях совершили насилие в отношении бутанских чиновников. Сообщается, что в лагерях сейчас разгораются серьезные волнения, особенно после того, как Организация Объединенных Наций прекратила ряд образовательных и социальных программ, пытаясь заставить Бутан и Непал прийти к соглашению.Поскольку правительство Бутана не желало принимать их в свою страну, многие развитые страны предлагали беженцам позволить им поселиться в своих странах, включая США и Австралию. В эти страны были переселены около 20 000 бутанских беженцев.
Формализованная демократия
[ редактировать ]Конституция
[ редактировать ]26 марта 2005 года, «в благоприятный день, когда звезды и стихии благоприятно сходятся, чтобы создать атмосферу гармонии и успеха», король и правительство распространили проект первой конституции страны, попросив каждого гражданина ознакомиться с ним. Учреждается новая палата парламента, Национальный совет, состоящий из 20 избранных представителей от каждого из дзонгхагов, лиц, выбранных королем. Национальный совет будет объединен с другой уже существующей палатой – Национальной ассамблеей.
Согласно Конституции, монархии отведена ведущая роль в определении направления деятельности правительства при условии, что король продемонстрирует свою приверженность и способность защищать интересы королевства и его народа.
Джигме Кхесар Намгьел Вангчук
[ редактировать ]15 декабря 2006 года четвертый Друк Гьялпо, Его Величество Джигме Сингье Вангчук , передал все свои полномочия короля своему сыну, принцу Джигме Кхесару Намгьелу Вангчуку , с конкретным намерением подготовить молодого короля к полному преобразованию страны. - развитая, демократическая форма правления, которая должна возникнуть в 2008 году.
Отречение предыдущего короля в пользу своего сына первоначально также должно было произойти в 2008 году. Тем не менее, существовало явное беспокойство по поводу того, что новый король должен иметь практический опыт работы в качестве лидера страны, прежде чем возглавить трансформацию формы правления страны. По данным национальной газеты Kuensel , предыдущий король заявил своему кабинету министров, что «пока он будет оставаться королем, наследный принц не приобретет опыта решения проблем и выполнения обязанностей главы государства. Поскольку парламентская демократия должна была быть установлена в 2008 году, нужно было многое сделать, поэтому ему нужно было получить этот ценный опыт».
Четвертый Друк Гьялпо далее заявил, что: «Бутан не мог надеяться на лучшее время для такого важного перехода. Сегодня в стране мир и стабильность, обеспечивающие ее безопасность и суверенитет. После феноменального развития и прогресса страна стала ближе, чем когда-либо. к цели экономической самостоятельности. Отношения Бутана со своим ближайшим соседом и другом, Индией, достигли новых высот. Международные организации и двусторонние партнеры по развитию готовы поддержать усилия Бутана в области развития и политической трансформации».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейзер, Нил; Бхаттачарья, Анима; Бхаттачарья, Бималенду (2001). География Гималайского королевства: Бутан . Концептуальное издательство. п. 1. ISBN 978-8170228875 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Справочная информация: Бутан». Архивировано 12 ноября 2021 г. в Wayback Machine . Государственный департамент США (март 2008 г.).
- ^ Роуз 1977 , с. 24: «[T]не может быть никаких сомнений в том, что, по крайней мере, с десятого века никакая внешняя сила не контролировала Бутан, хотя были периоды, когда различные его соседи могли оказывать там сильное культурное и/или политическое влияние. "
- ^ Перейти обратно: а б Уорден 1991 , «Происхождение и раннее поселение, 600–1600 гг. Н.э.»
- ^ Перейти обратно: а б Падель, Рут (2006). Тигры в красную погоду: поиск последних диких тигров . Издательство Блумсбери США. стр. 139–40. ISBN 0-8027-1544-3 . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уорден 1991 , «Приход буддизма».
- ^ Хаттауэй, Пол (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный дневник . Библиотека Уильяма Кэри. п. 30. ISBN 0-87808-361-8 . Проверено 20 августа 2011 г.
- ^ Ренни, Фрэнк; Мейсон, Робин (2008). Бутан: пути познания . ИАП. стр. 18, 58. ISBN. 978-1-59311-734-4 .
- ^ Дорджи, Коннектикут (1994). История Бутана на основе буддизма . Сангай Ксам, известные издатели. ISBN 81-86239-01-4 . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Падма-глин-па (Гтер-стон) (2003). Хардинг, Сара (ред.). Жизнь и откровения Пемы Лингпы . Публикации Снежного Льва. ISBN 1-55939-194-4 . Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ Боуман, Джон С., изд. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 385 . ISBN 0-231-11004-9 .
- ^ Worden 1991 , «Соперничество между сектами»
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уорден 1991 , «Консолидация и поражение тибетских вторжений, 1616–1651 гг.» (стр. 256–257).
- ^ «Стивен Каселла», Бутанника .
- ^ Перейти обратно: а б с Уорден 1991 , «Административная интеграция и конфликт с Тибетом, 1651–1728 гг.» (стр. 257–258).
- ^ Роуз 1977 , стр. 70, 80.
- ^ Арис, Майкл (2005). Корона Ворона: Истоки буддийской монархии в Бутане . Чикаго: Публикации Сериндии. п. 42. ИСБН 1-932476-21-0 .
- ^ Арис, Майкл (1979). Бутан: Ранняя история Гималайского королевства . Уорминстер, Англия: Aris & Phillips Ltd., с. 249. ИСБН 0-85668-082-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Уорден 1991 , «Гражданский конфликт, 1728–72» (стр. 258–259).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уорден 1991 , «Британское вторжение, 1772–1907» (стр. 259–261).
- ^ Хилкер, Деб Шова Кансакар (2005). Шьямукапу: Лхасские невары Калимпонга и Катманду . Ваджрные публикации. ISBN 99946-644-6-8 . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Искусство Азии . Том. 17. Публикации искусства Азии. 1987. с. 107 . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уорден 1991 , «Установление наследственной монархии, 1907 год».
- ^ Ханнави, Джон (2013). Энциклопедия фотографии девятнадцатого века . Рутледж. п. 1496. ИСБН 978-1-135-87327-1 .
- ^ Синха, Авадхеш Кумар (2001). Гималайское королевство Бутан: традиции, переход и трансформация . Индус Паблишинг. ISBN 81-7387-119-1 . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уорден 1991 , «Развитие централизованного правительства, 1926–52».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уорден 1991 , «Модернизация при Джигме Дорджи, 1952–72».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ядав, Индо-Бутанские отношения и вмешательство Китая
- ^ Перейти обратно: а б Уорден 1991 , «Вход во внешний мир, 1972 – настоящее время»
- ^ Хронология внедрения телевидения в странах
- ^ «Главная страница — Южноазиатский центр документации по правам человека (SAHRDC)» . www.hrdc.net .
Библиография
[ редактировать ]- Роуз, Лео Э. (1977), Политика Бутана , издательство Корнельского университета, ISBN 978-0-8014-0909-7
- Пхунцо, Карма (2013). История Бутана . Нодия: Random House India. ISBN 9788184003116 .
- Уорден, Роберт Л. (1991), «Бутан» , в Саваде, Андреа Мэтлс (редактор), Непал и Бутан: страновые исследования , Библиотека Конгресса . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кинга, Сонам (2009), Государство, королевская власть и демократия: биография государства Бутани , Тхимпху: Министерство образования, OCLC 477284586 , OL 24074384M
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Формирование государства Бутан в 17 веке и его тибетские предшественники (архивировано 31 октября 2008 г.)
- Профиль королей Бутана (архивировано 11 августа 2002 г.)