Хикмет Кывилджимлы
Хикмет Кывилджимлы | |
---|---|
Рожденный | 1902 |
Умер | 11 октября 1971 г. | ( 69 лет
Национальность | турецкий |
Род занятий | Коммунистический лидер, марксист |
Хикмет Али Кывилджимли (1902, Приштина , Косовский вилайет , Османская империя — 1971, Белград ) — турецкий коммунистический лидер, теоретик, писатель, публицист и переводчик. Он был основателем Партии Родины (ВП).
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Кывилджимлы родился в Косово в 1902 году, тогдашней Османской империи , его семья была турками с корнями из Болу , Кастамону и Эскишехира . Его семья переехала в Стамбул в 1912 году после Балканских войн . После основания Турецкой Республики в 1923 году Кывилджимлы был студентом-медиком в военной академии. Именно в этот период он познакомился с коммунистической политикой и впервые стал членом Коммунистической партии Турции (ТКП). [ 1 ] До закрытия в 1925 году Кывилджимлы писал специальные рабочие приложения для газеты ТКП « Айдынлык» . В этот период он также участвовал в организации труда и был назначен руководителем молодежного отделения партии в 1925 году. Однако в 1925 году правительство НРП объявило Коммунистическую партию вне закона, и Кывилджимлы был арестован и заключен в тюрьму. [ 2 ] Кывилджимлы был снова арестован в 1929 году из-за своей политической деятельности и продолжающихся связей с ныне незаконной Коммунистической партией Турции и заключен в тюрьму в Элязиге на востоке Турции на 4 года. [ 3 ] В период с 1925 по 1950 год его часто арестовывали и отсидели несколько сроков тюремного заключения. [ 4 ]
Кывилджимли был одним из первых переводчиков Маркса » «Капитала на турецкий язык, опубликовав отдельные разделы до своего ареста и последующего 15-летнего тюремного заключения в 1938 году. [ 1 ]
Кывилджимли был одним из немногих людей своего времени, которые были активными и влиятельными в нескольких поколениях турецкого коммунизма. [ 1 ] Он раскритиковал ТКП за ее политику по отношению к администрации Демократической партии (ДП) в 1950-х годах. Он был основателем Партии Ватан (ВП) в 1954 году. Партия была закрыта в 1957 году, а Кывилджимли заключен в тюрьму вместе с другими партийными лидерами. [ 4 ] В 1960 году он уже провел в тюрьме более 20 лет. [ 4 ] Позже он был основателем и директором издательства Tarihsel Maddecilik Yayınları в 1965 году, где были опубликованы многие из его работ. Он также был соучредителем İşsizlik ve Pahalılıkla Savaş Derneği ( турецкий : Общество борьбы с безработицей и стоимостью жизни, İPSD) 19 мая 1968 года. [ 5 ] он написал очень много статей в журналах «Айдынлик» , «Сосялист» , «Тюрк Солу» и «Ант» . В период с 1965 по 1971 год [ 6 ] включая критику публикации Ёна 1960-х годов. [ 7 ] В 1970 году Кывилджимли и его сторонники были активными членами Федерации революционной молодежи Турции ( турецкий : Devrimci Gençlik, DEV-GENÇ ), марксистско-ленинской организации, основанной в 1965 году. [ 8 ] [ 9 ] Он умер в 1971 году в Белграде и похоронен на кладбище Топкапы в Стамбуле . [ 10 ]
Работы Кывилджымли продолжают оказывать влияние на политические партии в Турции сегодня, в том числе на Партию народного освобождения ( турецкий : Halkın Kurtuluş Partisi - HKP), Партию социальной свободы ( турецкий : Партия социальной свободы - TÖP) и Платформу социалистической солидарности ( турецкий : Sosyalist Solidarity Platformu). - СОДАП). Из-за того, что Кывилджимлы получил медицинское образование, его часто называли «Доктором», а его последователей — «доктористами» ( турецкий : «Doktorcular»). [ 11 ]
«Историческая диссертация» Кывилджимли.
[ редактировать ]Недавние работы привлекли внимание к уникальному подходу Кывилджимли к теории истории, известному в его трудах как «Историческая диссертация». [ 12 ] [ 13 ] «Историческая диссертация» Кывилджимли ( турецкий : Tarih Tezi ) была отчасти его попыткой разобраться с тем, что он называл «оригинальностью Турции», и была сосредоточена главным образом на понимании докапиталистических обществ – в частности, на взлете и падении цивилизаций, которые он определяется как «исторические революции». [ 11 ]
Черпая вдохновение из » Льюиса Генри Моргана ( «Древнего общества 1877 г.), Фридриха Энгельса ( «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 1884 г.) и » Ибн Халдуна ( «Мукаддимы 1965 года. 1377 г.), Кывилджимли развил эту теорию в своей работе «История» Революционный социализм (турецкий: Тарих Деврим Сосиализм ). Кывилджимли рассматривал эти «исторические революции» не как современные «социальные революции», которые были результатом внутрисоциальной борьбы, а как продукт межсоциальной борьбы – в частности, между «варварскими кочевниками» и цивилизациями. [ 14 ] По словам Кывилджимли, «кочевники-варвары», которые вели эгалитарный образ жизни, который он описал как «примитивный социализм», боролись против классово-расслоенных цивилизаций, которые были неспособны организовать необходимые «коллективные действия» для сопротивления им. Взлет и падение древних цивилизаций были результатом этого конфликта. [ 15 ]
Интерпретация ислама
[ редактировать ]Основываясь на своем «Историческом тезисе», Кывилджимли утверждал, что подъем ислама был своего рода «исторической революцией», и что ранний ислам был революционным, а первые мусульмане жили в «примитивном социалистическом» образе жизни. власть в раннем исламском обществе была сосредоточена в руках арабских племенных элит Однако, как и в других древних цивилизациях, после периода халифата Рашидун , что отдалило исламское общество от его революционных и коммуналистических корней. Основываясь на этом анализе, Кывилджимлы выступил с речью в районе Эйюп стамбульском . во время избирательной кампании партии «Ватан» в 1957 году Этот район имеет большое значение для мусульман Турции благодаря множеству мечетей и святых мест. Он попытался сформулировать политику партии, используя высказывания Мухаммеда и стихи из Корана. Из-за этого выступления ему было предъявлено обвинение в использовании религии в качестве политического инструмента. Он был единственным коммунистом, обвиненным в этом преступлении в Турции. [ 16 ]
Статья о «курдском вопросе»
[ редактировать ]После Араратского восстания 1930 года Коммунистическая партия Турции (ТКП) заняла позицию, согласно которой курдское движение того времени было реакционным, продуктом отсталых феодальных общественных отношений и служило британскому и французскому империализму. [ 17 ] В отличие от этого, в 8-м томе своей серии «Йол» , написанной во время его пребывания в тюрьме Элязиг, Кывилджимли утверждал, что вопрос о восстании был одним из «национальных вопросов, курдского национального вопроса» и что курды составляли нацию, обязанную территориальному, языковому и культурному единству. Он резко раскритиковал как политику ассимиляции, так и политику «тюркификации» Турецкой Республики, а также ТКП за ее неспособность проанализировать курдский вопрос и национальный вопрос как неотъемлемую часть демократической революции в Турции. [ 3 ] Этот анализ был дальновидным для своего времени, предвосхитив анализ более поздних турецких коммунистов и курдского движения. [ 17 ] Идеи Кывилджимли не смогли убедить других членов ТКП, и партия вернулась к анализу, проведенному ею в 1925 году, согласно которому проблемы в курдских регионах Турции возникли в результате продолжения феодализма в этих регионах. [ 17 ] За исключением небольших разделов, серия «Йол» , включающая большую часть работ Кывилджимлы по курдскому вопросу, не была опубликована до его смерти. [ 3 ]
Публикации
[ редактировать ]Среди его публикаций: «Социальное существование турецкого рабочего класса» , 1935; История, революция, социализм, 1965; его шедевр, и «Йол: Путь: Критическая история Коммунистической партии Турции», состоящий из серии текстов, написанных для ЦК ТКП в 1932 году и опубликованных в 1979–1982 годах. он опубликовал множество статей в журналах «Айдынлык» , «Сосялист» , «Тюрк Солу» и «Ант» В период с 1965 по 1971 год . После его смерти Фуат Феган стал хранителем документов и политического наследия Кывилджимлы.
Другие работы
- Планы Народной войны
- Толчок революции Демократический толчок Теке толчок
- Что такое оппортунизм?
- Репродуктивные пути турецкого и нашего языкового революционизма
- Речь Эйюпа
- Турецкая деревня и социализм
- Что такое революция?
- Что такое производство?
- В целом социальные классы и партии
- Никакой анархии! Великая реорганизация!
- Классы и политика в Турции
- Марксистская мысль вкратце
- Диалектический материализм
- Финанс-Капитал и Турция
- Аргументация ситуации
- Что такое Диалектический материализм? Как использовать? Что не так
- Три семинара
- Метафизические социологии
- Завоевания и цивилизация
- Развитие капитализма в Турции
- 27 мая и классовая критика Ён движения
- Аллах – Пророк – Книга
- Воспоминания
- Рождение научного социализма
- Письмо Брежневу
- Рай
- Как Антихрист стучится в нашу дверь?
- Влияние религии на турецкое общество
- Мысли дяди Хо
- Первый переход от первобытного социализма к капитализму: Англия
- Окончательный переход от примитивного социализма к капитализму: Япония
- Что такое революционный интеллектуал
- Введение в партию рабочего класса
- Исторический долг рабочего класса
- Наш женский социальный класс
- Кто обвинил?
- Османская история как «Хусейн Химмет Кыршехирли»
- Дело османской истории
- Конгресс по луковому хлебу
- Наш социализм и наш этатизм
- Шейх Бедреддин
- Развитие форм общества
- Пробуждение для предупреждения – Предупреждение для пробуждения
- Устав и программа партии Ватан
- Общие соображения
- Коммунальная власть
- Бергсонизм
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив документов Хикмета Кывилджимли в Международном институте социальной истории
- Работы Хикмета Кывилджимли в Марксистском Интернет-архиве (на турецком языке )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Чёрют, Илькер (2021). «Историческая диссертация Хикмета Кывилджимли и национальные революционеры как современные варвары?». В Илькере, Корют; Йонгерден, Йост (ред.). За пределами национализма и радикальных подходов национального государства к нации (1-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 23. ISBN 9781003008842 .
- ^ Харрис, Джордж Селлерс (1967). Истоки коммунизма в Турции . Гуверовский институт войны, революции и мира. п. 136. ИСБН 978-0-8179-1631-2 .
- ^ Jump up to: а б с Кая, Музаффер (2021). «Вклад Хикмета Кывилджимли в марксистскую историографию: турецкая перспектива». В Квинтерне, Детлев; Кнопф, Керстин (ред.). От Маркса к глобальному марксизму Евроцентризм, Сопротивление, Постколониальная критика . Трир: WVT, Wissenschaftlicher Verlag Trier. стр. 103–4. ISBN 978-3868219302 .
- ^ Jump up to: а б с Улус, Озгюр Мутлу (2011). Армия и радикальные левые в Турции: военные перевороты, социалистическая революция и кемализм . ИБТаурис. стр. 158 . ISBN 9781848854840 .
- ^ Улус, Озгюр Мутлу (2011). Армия и радикальные левые в Турции: военные перевороты, социалистическая революция и кемализм . ИБТаурис. стр. 161 . ISBN 9781848854840 .
- ^ «Документы Хикмета Кивильджимли» . 05.03.2007. Архивировано из оригинала 5 марта 2007 г. Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Ландау, Джейкоб М. (1974). Радикальная политика в современной Турции . Лейден: Брилл. п. 64. ИСБН 90-04-04016-1 . ОСЛК 1529786 .
- ^ Липовский, Игорь П. (1992). Социалистическое движение в Турции, 1960-1980 гг . Лейден: Брилл. Мистер. 119. ИСБН 90-04-09582-9 . ОСЛК 26359133 .
- ^ Ландау, Джейкоб М. (1974). Радикальная политика в современной Турции . Лейден: Брилл. п. 79. ИСБН 90-04-04016-1 . ОСЛК 1529786 .
- ^ «Будет отмечена память командира Кувайи Миллие доктора Хикмета Кывилджимлы!» . Tele1 (на турецком языке). 09.10.2019 . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Музаффер, Кая (20 октября 2021 г.). «Вклад Хикмета Кывилджимлы в марксистскую историографию: турецкая перспектива». В Квинтерне, Детлев; Кнопф, Керстин (ред.). От Маркса к глобальному марксизму: евроцентризм, сопротивление, постколониальная критика . WVT (Wissenschaftlicher Verlag Trier). п. 105. ИСБН 978-3-86821-930-2 .
- ^ Кая, Музаффер (2021). «Вклад Хикмета Кывилджимли в марксистскую историографию: турецкая перспектива». В Квинтерне, Детлев; Кнопф, Керстин (ред.). От Маркса к глобальному марксизму Евроцентризм, Сопротивление, Постколониальная критика . Трир: WVT, Wissenschaftlicher Verlag Trier. стр. 103-113. ISBN 3868219307 .
- ^ Корют, Илькер (2021). «Историческая диссертация Хикмета Кывилджимли и национальные революционеры как современные варвары?». В Илькере, Корют; Йонгерден, Йост (ред.). За пределами национализма и радикальных подходов национального государства к нации (1-е изд.). Лондон: Рутледж. стр. 23-45. ISBN 9781003008842 .
- ^ Кая, Музаффер (2021). «Вклад Хикмета Кывилджимли в марксистскую историографию: турецкая перспектива». В Квинтерне, Детлев; Кнопф, Керстин (ред.). От Маркса к глобальному марксизму Евроцентризм, Сопротивление, Постколониальная критика . Трир: WVT, Wissenschaftlicher Verlag Trier. стр. 106. ISBN 3868219307 .
- ^ Корют, Илькер (2021). «Историческая диссертация Хикмета Кывилджимли и национальные революционеры как современные варвары?». В Илькере, Корют; Йонгерден, Йост (ред.). За пределами национализма и радикальных подходов национального государства к нации (1-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 23-4. ISBN 9781003008842 .
- ^ Кая, Музаффер (2021). «Вклад Хикмета Кывилджимли в марксистскую историографию: турецкая перспектива». В Квинтерне, Детлев; Кнопф, Керстин (ред.). От Маркса к глобальному марксизму Европоцентризм, Сопротивление, Постколониальная критика . Трир: WVT, Wissenschaftlicher Verlag Trier. стр. 110. ISBN 3868219307 .
- ^ Jump up to: а б с Йеген, Месут (3 марта 2016 г.). «Турецкие левые и курдский вопрос» . Журнал балканских и ближневосточных исследований . 18 (2): 161–2. дои : 10.1080/19448953.2016.1141584 . ISSN 1944-8953 . S2CID 147618551 .