Jump to content

Ален Тестарт

Ален Тестарт (Париж, 30 декабря 1945 — 2 сентября 2013) — французский социальный антрополог , почётный директор по исследованиям Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже и член Лаборатории социальной антропологии в Коллеж де Франс . Он специализировался на первобытных обществах (таких как общества австралийских аборигенов и охотников-собирателей в целом) и сравнительной антропологии. Темы его исследований включали: рабство , брачные отношения, похоронные практики, подарки и обмен , типологию обществ, политику, эволюцию обществ и вопросы интерпретации в доисторической археологии .

В своих работах Ален Тестар выступал за автономию антропологии как социальной науки и, против антиэволюционизма , который доминировал в социальной антропологии на протяжении последнего столетия, за социологически обоснованный эволюционизм. [1] Он с силой аргументов оспаривал натуралистические подходы к эволюции обществ, которые черпают свои объяснительные модели из эволюции в биологии. [2] На основе критического обзора основ этнологии, в частности работ Льюиса Х. Моргана , [3] Ален Тестар попытался возобновить почти забытую традицию этнологических исследований, опираясь на данные, полученные за столетие исследований в области этнографии и доисторической археологии .

В своей синтетической работе «До истории». Эволюция обществ, от Ласко до Карнака (2012) он систематически объяснил свой научный подход и создал удивительную панораму предыстории обществ, в том числе индоевропейского ансамбля . Благодаря этой книге Ален Тестар получил позднее признание широкой аудитории за свою работу в качестве социологического исследователя. [4] После его смерти круг друзей и бывших коллег взялся за издание неопубликованных произведений. [5]

В следующей статье кратко представлено социально-антропологическое творчество Алена Тестара через три темы его исследований: антропология охотников-собирателей; концепции сравнительной социологии и эволюция обществ. В сносках веб-ссылки указывают на рефераты, статьи, статьи в научных обзорах, критику книг других авторов, коллоквиумы и ресурсы для дальнейшего использования. Также включен отрывок из его обширной библиографии.

Инженер социальных наук

[ редактировать ]

по специальности инженер . После окончания Высшей национальной горной школы в Париже [6] и после непродолжительной работы на предприятии Ален Тестар начал изучать этнологию. В 1975 году он получил докторскую степень, защитив диссертацию «Дуалистические классификации в Австралии: очерк эволюции социальной организации». [7] под руководством Жака Барро. В 1982 году он начал работать в Национальном центре научных исследований (CNRS) и впоследствии стал членом группы «Социальное присвоение природы» в Национальном музее естественной истории и Лаборатории этнологии и сравнительной социологии в Университет Париж X – Нантер, где он выполнял ряд образовательных заданий. Ален Тестар был членом Лаборатории социальной антропологии Коллеж де Франс и почетным научным сотрудником CNRS.

Антропология охотников-собирателей

[ редактировать ]

Первые работы Алена Тестара посвящены социальной организации австралийских аборигенов и охотников-собирателей , народов, которые во время колонизации не занимались никакими формами земледелия или скотоводства (австралийские аборигены, сан , арктические и субарктические американские индейцы). , пигмеи и др.).

Оппозиция Сбор/Хранение

[ редактировать ]

Его книга «Охотники-собиратели, или Истоки социального неравенства» (1982). [8] быстро стал классикой среди доисториков. Он вновь обращается к классической оппозиции между охотниками-собирателями и земледельцами (или садоводами). Эта оппозиция была признана обоснованной как в этнологии, так и в доисторической археологии, как и идея неолитической революции, ранее выдвинутая В. Гордоном Чайлдом : радикальная трансформация социальных и экономических структур, которая, как утверждалось, знаменовала собой переход от экономики собирательства и охота на одну, основанную на приручении растений и сельскохозяйственных культур. В своей книге Ален Тестар указывает, что более половины обществ охотников-собирателей, известных этнологии, на самом деле имеют те же характеристики, что и земледельческие общества : оседлое общество, указывающее на деревенскую жизнь; повышенная демографическая плотность (выше, чем у соседних земледельцев); значительные иерархии, включая рабство и дифференциацию социальных слоев, таких как дворяне и простолюдины. Обычно это американские индейцы Тихоокеанского побережья, Калифорнии и народы Юго-Восточной Сибири. Эти народы, которые эксплуатируют только дикие (неодомашненные) пищевые ресурсы, такие как лосось, желуди и т. д., собирают их в больших количествах в сезон изобилия и хранят, чтобы обеспечить достаточное количество продуктов питания в оставшуюся часть года. Эти охотники-собиратели живут запасами продовольствия точно так же, как земледельцы живут запасами зерна, которые они хранят в своих амбарах или элеваторах.

Таким образом, они обладают тем, что Ален Тестарт называет «технико-экономической структурой», аналогичной структуре земледельцев. Как следствие, их общества также аналогичны. Классическую оппозицию охотников-собирателей и земледельцев он предлагает заменить на более общую классификацию, в зависимости от того, опирается ли их экономика на крупномасштабное накопление сезонных, основных пищевых ресурсов. Эволюционные последствия этой перестройки очень ясны. Ни в коем случае нельзя сохранять однолинейную концепцию . Скорее, мы наблюдаем эволюцию, которая расходится, в результате чего, в одном случае, появляются охотники-собиратели, занимающиеся запасанием пищи, которые остаются неизменными до XIX века, а в другом случае — земледельцы, некоторые из которых развились в совершенно разные формы. общества.

Половое разделение труда как идеология

[ редактировать ]

Во второй работе Ален Тестар прослеживает некоторую инвариантность, которую можно назвать почти трансисторической, поскольку она широко встречается в самых разных обществах, включая общества первой индустриальной эпохи. Одним из них является разделение труда между мужчинами и женщинами. Краткое наблюдение показывает, например, что женщин вообще держат далеко от всех профессий, связанных с кровью (хирургия, вооруженные профессии, охота и т. д.). Рассмотрение этнографических данных, собранных об охотниках-собирателях, показывает, что разделение задач между мужчинами и женщинами по собирательству и охоте подчиняется простому закону: женщины исключаются не из охоты, а из тех видов охоты, которые проливают кровь. У инуитов , сибиряков и австралийских аборигенов можно наблюдать женщин, охотящихся с сетями и дубинками, но никогда с луками, стрелами или гарпунами. Эти данные опровергают представление о том, что половое разделение труда у охотников-собирателей могло быть основано на природе (женщины не охотились из-за повторяющихся беременностей) и не имело никакой связи с экономической рациональностью, поскольку что могло оправдать женщин, охотящихся, но не использующих типичное охотничье оружие?

В своем «Очерке об основах полового разделения труда среди охотников-собирателей» (1986) [9] Ален Тестарт утверждает, что это разделение должно быть основано на идеологии, включающей символизм крови. Наконец, связывая эти запреты или табу в отношении оружия с очень многочисленными табу, связанными с менструальной кровью, он показывает, как эта идеология действует, чтобы не допустить, чтобы кровь, пролитая женщинами, смешивалась или смешивалась с кровью, пролитой мужчинами на охоте.

Концепции сравнительной социологии

[ редактировать ]

Ален Тестар часто очень критично относился к социальной антропологии; он упрекал ее в использовании понятий расплывчатых, неточных и слишком простых по сравнению с понятиями, употребляемыми в исторических науках или в истории права. Он утверждает, что для научного проекта комплексной социологии фундаментально важно рассмотреть небольшие доколониальные общества без государства, которые до сих пор изучались только этой дисциплиной. По мнению Алена Тестара, сегодняшняя главная научная задача при изучении этих обществ состоит в том, чтобы иметь возможность использовать те же термины и ту же проблематику, что и исторические науки. С этой точки зрения он пересмотрел ряд вопросов, чтобы дать более точное определение терминам.

Например: рабство, понимаемое как крайняя форма рабской зависимости, необходимо тщательно отличать от других форм, таких как крепостное право , римский колонат , илотизм и т. д. В книге « Рабы, долг и власть: исследования по сравнительной социологии». [10] Ален Тестар замечает, что рабу не приписан ни один типичный образ жизни. В особенности это относится к античному рабу : раб латифундий и раб, работающий на стороне своего господина, имеют очень мало общего; гладиатор и фаворит принца, выполняющий важные функции в императорских кабинетах, имеют еще меньше общего. Не существует единого материального и социального состояния, характерного для рабства. Общим для этих рабов является лишь их юридический статус рабов: если рассматривать только греческие и римские примеры, то любимая наложница хозяина и рабочий в рудниках Лауриона не могут иметь законных детей. И, согласно законам, общим как для классических Афин, так и для Древнего Рима , и наложница, и шахтер подвергаются пыткам, когда их вызывают для дачи показаний в суде. Раба нельзя рассматривать иначе, как как ясную юридическую категорию.

Но правовые условия рабства, например, в Древнем Риме и у ашанти , совсем не одинаковы. Они даже полностью меняются от начала до конца Римской империи, точно так же они различаются между королевством Ашанти и королевством Абомея . Это правовое измерение необходимо расширить, чтобы охватить более широкую социологическую характеристику.

Ален Тестар считает исключенность одной из важнейших характеристик раба. Он цитирует работы африканистов, показавших, что раб в доколониальной Африке считался человеком «без родственников», человеком без имени и без потомков. . Раб в Античности был исключен из состава города-государства, а именно из прав, связанных со статусом гражданина. Согласно исламскому закону, раб мог быть рабом только в том случае, если он был посторонним в сообществе верующих на момент своего порабощения. Во многих старых азиатских королевствах раб не имел никакой связи с королем, не платил налогов и не был обязан служить в армии. Ален Тестар резюмирует эти факты, говоря, что повсюду раб определялся как исключение из областей, которые общество считало наиболее фундаментальными. Характер этого исключения может быть разным; в одном обществе существует исключение из родительских прав, в другом — из города-государства; в третьем – от любого контакта с принцем. Эта социологическая характеристика адекватно отличает рабство от других форм зависимости.

Он использует тот же подход, чтобы предложить новое определение дара . Разница между подарком и обменом не зависит от возвращаемого подарка: общеизвестен регулярный обмен подарками. Различие также не зависит от того, ожидается ли взаимность: существует также дарение подарков с корыстными мотивами, когда что-то дарят в надежде получить больше взамен (например: бакшиш ). Коренное различие между подарком и обменом состоит в том, что даритель не может на законных основаниях претендовать на ответный подарок (даже если он ожидает подарка взамен или когда эта надежда является его самым важным мотивом), тогда как человек, который обменивается, всегда имеет право на ответный подарок. право требовать компенсацию. Разница не зависит ни от формы оплаты, ни от мотивов действующих лиц. И здесь именно юридический аспект позволяет нам различать оба явления: право требовать возмещения характеризует обмен, но отсутствует при дарении. На этом основании можно показать, что кула с Тробриан — это не подарок, а обмен: можно потребовать компенсацию, при необходимости силой. Совершенно иначе обстоит дело с потлачем американских индейцев тихоокеанского побережья, который следует охарактеризовать как серию даров и встречных даров.

Эти новые тезисы, основные направления которых раскрыты в книге «Критика дара: исследования некоммерческого обращения». [11] привести к переоценке знаменитых теорий Мосса , в частности его идеи «обязанности отдавать взамен». Ален Тестар упрекает Мосса в том, что он не уточнил, является ли природа обязательства юридической или только моральной, и, как следствие, затемняет природу и значение дара в истории и в обществе. Эти тезисы в настоящее время широко обсуждаются и обсуждаются.

Эволюция обществ

[ редактировать ]

Уже в своих самых ранних работах Ален Тестар ясно заявляет о себе как об эволюционисте. Это особенно верно в статье «Вопрос эволюционизма в социальной антропологии» 1992 года. [12] В этой статье он приветствует зачастую недооцененную оригинальность великих антропологов XIX века, в первую очередь Льюиса Х. Моргана , но одновременно критикует их методы. Сравнительная антропология или исключительно наблюдение за «предшествующими» и нынешними обществами ни в коем случае не адекватны для реконструкции эволюции прошлых обществ и культур. Он подчеркивает, что эта реконструкция должна опираться на исторические документы или документы доисторической археологии. По этой причине он считает сотрудничество, а также дискуссии с археологами, будь то доисториками или протоисториками, чрезвычайно важными. [13] [14]

Это убеждение побудило его взглянуть на погребальную практику двойственно, с археологической и этнологической точки зрения, и выдвинуть тезис о происхождении государства. Здесь он сосредотачивается на том, что он называет «сопровождающими мертвецами», имея в виду одного или нескольких мужчин, которые должны умереть, чтобы сопровождать умершего. На добровольной службе (2004, 2 части) [15] он изучил все этнографические и исторические отчеты об этой практике. По-видимому, оно было чрезвычайно широко распространено в прошлом, не только в королевствах, как часто думают, но и в обществах, основанных на происхождении (в Африке) или в ацефальных обществах, таких как общества американских индейцев на тихоокеанском побережье. Часто в этом замешаны рабы, которые играли роль верных слуг своих хозяев. Именно идею верности мастер хочет унести с собой в могилу. Ален Тестар указывает, что в этнологии такая практика встречается в обществах без государства, а в археологии — в неолитических обществах , и все это указывает на то, что она существовала в негосударственных обществах. Его также можно найти в некоторых формах архаического государства. Все эти данные указывают на то, что зародыши государственной власти – и деспотической власти – присутствуют задолго до появления государства. Могущественный человек черпает свою власть от зависимых, которые зависят от него до такой степени, что знают, что не переживут его. Они — его верные слуги, и этнографические данные совершенно ясно показывают, что его власть опирается больше на таких слуг, чем на родственников. Члены семьи несут двойную ответственность, поскольку обладают правами, аналогичными правам претендента, что делает их его потенциальными соперниками. Исторические и этноисторические данные свидетельствуют о многочисленных королевствах, особенно в Африке и в исламском мире, где короли опираются на «рабов короны»; у них даже есть целые армии рабских полков. Как мы можем не увидеть здесь преемственности? «Исключительная лояльность рабов», как гласит арабская поговорка, обеспечивает надежную основу для державы, которая хочет утвердить себя, и, как утверждает Ален Тестар, для державы, которая хочет утвердить себя в форме государства.

Основные публикации (французский)

[ редактировать ]

Некоторые документы доступны на английском языке

[ редактировать ]

2001 Рабы, которые не являются рабами, но на самом деле ими являются . Расширенное резюме на английском языке: 2001 г. Раб, долг и власть: исследования по сравнительной социологии . Париж: Странствия, 238 с.

2002 Масштабы и значение долгового рабства . Revue Française de Sociologie n°special 43: 173–204. Перевод: 2000: Важность и значение долгового рабства . Revue Française de Sociologie 41: 609–641.

2010 Рабство, 6000 лет назад . Перевод: 2010 (совместно с Ш. Женессом, Л. Бараем и Б. Булестеном): «Рабы неолитических гробниц» . Для науки 396: 74–80.

2013 Реконструкция социальной и культурной эволюции: случай приданого в Индоевропейском регионе . Текущая антропология, том 54, № 1, февраль 2013 г.

2013 Что такое подарок? и Неопределенность «обязательства отвечать взаимностью»: Критика Мосса , перевод гл. 1 и гл. 4 из: 2007 Critique du don: Études sur la communication non Marchande . Париж: Силлепс, 268 стр. (Критика дара: исследования некоммерческого обращения).

  1. ^ Исчерпывающее обсуждение вопроса об эволюционизме в социальной антропологии можно найти в статье Алена Тестара по этому вопросу , опубликованной в Revue Française de Sociologie Nr. 33, апрель – июнь 1992 г., стр. 155–187. Прочтите также последний абзац этой статьи.
  2. ^ См., например, статью « Полезны ли биологические модели для концептуализации эволюции обществ?» " в Prehistoires Méditerranéennes 2011/2 .
  3. Переиздание «Древнего общества» Льюиса Х. Моргана (1877 г.) было опубликовано в 1985 г. с предисловием Алена Тестара , которое можно получить на официальном сайте.
  4. После восторженного приема в газете Le Monde от 23 ноября 2012 г. обсуждение этой книги в обзоре Sciences Humaines (обновление от 23 декабря 2013 г.) демонстрирует постоянный интерес к эволюции обществ.
  5. эссе « Амазонка и кухарка: антропология полового разделения труда» . В конце января 2014 года издательство Gallimard в Париже опубликовало
  6. ^ Высшая национальная (инженерная) моя школа.
  7. ^ 1978: Дуалистические классификации в Австралии: Очерк эволюции социальной организации. Париж и Лилль: Дом гуманитарных наук и Лилль III, 222 стр. Резюме на французском языке: http://www.alaintestart.com/class_dual_austra.htm
  8. ^ 1982: Охотники-собиратели или происхождение неравенства, Париж: Société d'Ethnographie (Парижский университет X-Нантер)
  9. Видео последней конференции колледжа с Аленом Тестаром в Cité des Sciences. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine , 1 декабря 2011 г.
  10. ^ 2001, Раб, долг и власть: Исследования по сравнительной социологии. Париж: Странствия, 238 с.
  11. ^ 2007: Критика подарка: Исследования нерыночного обращения. Париж: Силлепс, 268 с.; Резюме на английском языке: http://www.alaintestart.com/UK/documents/encridon.html. [ постоянная мертвая ссылка ] . См. также Testart 2013: Что такое подарок? и Неопределенность «обязательства отвечать взаимностью»: Критика Мосса, перевод глав 1 и глав 4.
  12. ^ 1992: Вопрос эволюционизма в социальной антропологии. Revue Française de Sociologie 33: 155–187. http://www.alaintestart.com/doc_textes/qevol.pdf
  13. ^ Рецензию на «Богиню и зерно» можно найти во французском Revue de l'Histoire des Religions: http://rhr.revues.org/7838 . (4 апреля 2012 г.)
  14. ^ Видео Алена Тестара в Музее на набережной Бранли: « Предыстория других, от отрицания к вызову ». (2011)
  15. ^ 2004: Добровольное рабство (2 тома): I, Сопутствующие смерти; II. Происхождение государства. Париж: Странствия, 264 с. и 140 р. [Добровольное рабство (2 тома): Часть I, «Сопровождающие мертвецов»; Часть II. Происхождение государства. Резюме на английском языке: http://www.alain.teststart.com/UK/documents/engservitude.html .
[ редактировать ]

Обзоры книг

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Крис Найт, 1995. Кровные отношения: менструация и истоки культуры. Лондон и Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. См., в частности, главу 11 «Сырое и приготовленное» (стр. 374–416), где подробно рассматривается идея Алена Тестара о том, что «идеология крови» лежит в основе полового разделения труда в охотничьих обществах.

Джером Льюис, 2008. « Экила : кровь, тела и эгалитарное общество». Журнал Королевского антропологического института (NS) 14, 297–315. Сосредоточив внимание на африканских обществах охотников-собирателей, это подробный анализ Экилы – концепции менструальной потенции, которая иллюстрирует и подчеркивает важность идеи Алена Тестара об «идеологии крови».

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9ac734016547dc59599fe9b84674484__1712175960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/84/a9ac734016547dc59599fe9b84674484.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alain Testart - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)