Хазари Прасад Двиведи
Хазари Прасад Двиведи | |
---|---|
![]() Хазари Прасад Двиведи на индийской марке 1997 года | |
Рожденный | Баллия , Соединенные провинции Агра и Ауд , Британская Индия | 19 августа 1907 г.
Умер | (71 год) Дели , Индия | 19 мая 1979 г.
Занятие | Писатель, публицист, учёный, историк, прозаик, критик |
Известные работы | Кабир, История души Банбхата , Роль литературы, Почему приходит небо, Кутадж, Алок Парва |
Заметные награды | 1973: Премия Сахитьи Академии 1957: Падма Бхушан |
Хазари Прасад Двиведи ( деванагари : हज़ारीप्रसाद द्विवेदी) (19 августа 1907 – 19 мая 1979) был хинди писателем, историком литературы, эссеистом, критиком и ученым. Он написал множество романов, сборников эссе, исторических исследований средневековых религиозных движений Индии, особенно Кабира и Натха Сампрадаи, а также исторические очерки литературы на хинди .
Помимо хинди, он владел многими языками, включая санскрит , бенгали , пенджаби , гуджарати, а также пали , пракрит и апабхрамсу .
Обладая традиционными знаниями санскрита, пали и пракрита, а также современных индийских языков, Двиведи суждено было стать великим мостом между прошлым и настоящим. Будучи знатоком санскрита, хорошо знакомым с шастрами, он дал новую оценку «Сахитья-шастре» и по праву может считаться великим комментатором текстовой традиции индийской литературы.
В 1957 году он был награжден премией Падма Бхушан за вклад в литературу на хинди . [1] и премия Сахитьи Академии 1973 года за сборник эссе «Алок Парва». [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился 19 августа 1907 года в деревне Дубей Чхапра в округе Баллия штата Уттар-Прадеш. [3] в традиционной семье, известной астрологами. Его отец Пандит Анамол Двиведи был ученым знатоком санскрита .
Двиведи получил начальное образование до среднего экзамена в своей деревенской школе. После получения среднего уровня он также изучал Джйотишу (астрологию) и санскрит в традиционной школе, чтобы получить степень «Ачарья» по астрологии и степень «Шастри» по санскриту. Он получил степень доктора литературы на хинди в Университете Лакхнау в 1949 году.
Карьера
[ редактировать ]Двиведи присоединился к Висва Бхарати в 1930 году. Он преподавал санскрит и хинди, занимался исследованиями и творческим писательством. Он пробыл в Шантиникетане два десятилетия. Он помог основать Хинди Бхавану и был ее главой на протяжении многих лет. [4]
Во время своего пребывания в Шантиникетане он вступил в тесный контакт с Рабиндранатом Тагором и другими выдающимися деятелями бенгальской литературы . Он приехал, чтобы впитать тонкости бенгальского языка, эстетическую чувствительность Нандалала Боса , поиск корней Кшитимохана Сена и нежный, но пронзительный юмор Гурудаяла Маллика. Эти влияния очевидны в его более поздних произведениях.
Он покинул Шантиникетан в 1950 году и стал преподавателем кафедры хинди в Банарасском индуистском университете в Варанаси, где доктор Джаганнатх Прасад Шарма был преподавателем и заведующим кафедрой. Двиведи Джи служил там до 1960 года. Находясь на этой должности, он также был назначен членом первой Комиссии по официальному языку, созданной в 1955 году правительством Индии .
В 1960 году он поступил на работу в Пенджабский университет в Чандигархе в качестве профессора и заведующего кафедрой хинди и занимал эту должность до выхода на пенсию.
Работает
[ редактировать ]Двиведи был лучшим сахитьякаром. Вклад в индийское творчество и критические сочинения феноменален, а его интересы разнообразны.
Он написал следующие важные работы по истории литературы и критике:
- Роль литературы
- Ты не Сахитья Адикала
Вышеупомянутые его сочинения дали новое направление истории критики в литературе на хинди.
Он также опубликовал свой исторический анализ средневековой религиозной жизни Индии в следующих книгах:
- Кабир
- Мадхьякалин Дхарма Садхана
- Натха Сампрадая
Его работа о средневековом святом Кабире считается шедевром и представляет собой тщательно исследованный анализ мыслей, работ и учений Кабира.
Он также был выдающимся писателем. Его романы вращались вокруг исторических тем и персонажей. Его следующие исторические романы считаются классикой:
- Банбхатт Ки Атмкатха (1946)
- Анамдас Ка Пота
- Пунарнава
- Чару-чандра-Лекха
Он также был великим эссеистом. Некоторые из его памятных эссе:
- Калплата (Шириш ке пхул и другие эссе): Шириш ке пхул является частью книги NCERT на хинди для класса XII.
- Почему растут ногти?
- Цветок Ашока
- Кутай
- Алок Парва (Сборник)
Он также перевел множество произведений с английского и других языков на хинди. К ним относятся:
- Прабандха-Чинтамани (от Пракрита )
- Древняя коллекция Прабандхи
- Вишва Паричай
- Лал Канер
- «мути мар ти хоа мара»
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ коллекция Ачарьи Хазари Прасада Двиведи Веб-сайт Национального центра искусств Индиры Ганди (IGNCA), . Коллекция из 10 000 томов Ачарьи Хазари Прасада Двиведи была подарена его детьми IGNCA.
- ^ Хазари Прасад Двиведи
- ^ «Хазарипрасад Двиведи (1907-1979)» . Вишва Бхарати . Проверено 23 августа 2019 г. .
- Индийские эссеисты XX века
- Писатели на языке хинди
- Лауреаты Падма Бхушан в области литературы и образования
- Лауреаты премии Сахитья Академии на хинди
- Жители района Баллия
- 1907 рождений
- 1979 смертей
- Писатели из Уттар-Прадеша
- Индийские романисты XX века
- Индийские переводчики XX века
- Индийские биографы XX века
- Люди, связанные с Шантиникетаном