Пхулчандра Шастри
Сиддхантачарья Пандит Пхулчандра Шастри | |
---|---|
![]() Пандит Пхулчандра Шастри в 70-е годы | |
Рожденный | Силаван, Лалитпур , Уттар-Прадеш | 11 апреля 1901 г.
Умер | 31 августа 1991 г. Рурки, Уттаракханд | (90 лет)
Занятие | Автор |
Язык | Санскрит , Пракрит , Хинди , Бунделькханди , Апарамша |
Предмет | Джайнизм |
Известные работы | Саткхандагама , Касаяпахуда , Варна, Джати и Дхарма, Джайн Таттвамиманса |
Заметные награды | Присвоен титул Сиддхантачарья. |
Сиддхантачарья Пандит Пхулчандра Шастри (11 апреля 1901 — 31 августа 1991) был джайнским учёным, писателем, редактором, борцом за свободу, социальным реформатором и интеллектуальным гигантом в области джайнизма . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он наиболее известен тем, что посвятил большую часть своей жизни переводу на хинди выдающегося и старейшего дигамбарского джайнского канона Шаткхандагама и Касаяпахуда, а также комментариев к нему Дхавала , Маха-Дхавала и Джай-Дхавала . [ 4 ] [ 5 ] Он также был активным членом Индийского национального конгресса во время борьбы за свободу Индии. [ 4 ] Он также был решительным сторонником и сторонником искоренения многих зол в джайнском сообществе. [ 5 ] Пандитджи также был одним из основателей многих учебных и научных институтов. В знак признания его вклада в джайнскую философию присвоил ему титул «Сиддхантачарья» в Джайне Сиддхант Бхаване, Ара (Бихар). в 1962 году губернатор Бихара Анантасаянам Айянгар [ 4 ] [ 5 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]в деревне Силаван округа Лалитпур , которая является частью Бунделкханда в штате Уттар-Прадеш . Пандитджи родился 11 апреля 1901 года [ 6 ] Его родителями были Сингхай Дарьявлал Джайн и его жена Джанкибай. [ 1 ] Он завершил обучение в 1920 году у Шри Махавира Дигамбара Джайна Патшалы в Садхумале, Лалитпур. [ 6 ] Несмотря на финансовые трудности, Пандитджи позаботился о том, чтобы завершить свое образование. Его мотивировал и финансово помогал Шет Лакшмичанд Джайн (1856–1920), заминдар и бизнесмен из Лалитпура. [ 7 ] В 1922 году он окончил Шри Гопал Дигамбара Джайн Санскрит Видьялая, Морена . [ 8 ] Он женился в 1923 году в возрасте 22 лет. Он переселился из Силавана в Бину, а оттуда переселился и поселился в Варанаси . [ 9 ] Он читал лекции по джайнской философии в индуистском университете Банарас и Сьядвад Дигамабара Джайн Махавидьялая, Варанаси, с 1924 по 1928 год.
Карьера джайнского пандита
[ редактировать ]Как отмечает Пракаш Джайн в своей книге «Джайнская община Бунделькханда», [ 6 ] Одной из главных целей джайнских санскритских видьялай , многие из которых были основаны Кшуллакой Ганешпрасадом Варни , было подготовить большое количество джайнских пандитов или ученых-мирян, хорошо владеющих древними языками пракрита и санскрита, а также джайнской доктриной для изучения и провести исследование огромного массива неиспользованных древних текстов, хранящихся в храмовых комплексах и шастра-бхандарах на протяжении веков. Однако жизнь этих пандитов была трудной из-за нерегулярного источника дохода и постоянной миграции в поисках работы. От них также ожидалось, что они будут вести простой, строгий и консервативный образ жизни, соответствующий джайнскому пандиту. Пандит Пхулчандра Шастри был одним из таких типичных джайнов Пандитов, который вел простую и строгую жизнь и оставил после себя обширное наследие в виде переводов, редактирования и написания книг. [ 6 ]
Пандит Пхулчандра Шастри прекрасно понимал джайнскую философию и считался одним из величайших представителей джайнской теории кармы . [ 10 ] Он излагал философские и противоречивые темы джайнизма, такие как каста, стри-мукти (освобождение женщин) и присущая душам чистота. Эти темы были предметом ожесточенных споров между дигамбарскими пандитами Варанаси в течение первых нескольких десятилетий после обретения независимости . [ 11 ] Как отметил джайнский ученый, профессор Падманабх Джайни , публикация Пандитджи своего исследования ниятивады , основанного на различных древних джайнских текстах, вызвала большие споры среди джайнских ученых. Его интерпретация философской концепции нияти или предопределения открыла новую область исследований для сравнительного изучения доктрин адживики и джайнизма о рабстве и спасении. [ 12 ] Он, вместе со своими близкими друзьями и коллегами Пандитом Кайлашем Чандрой Шастри и Пандитом Джаганмоханом Лал Шастри, был известен как Ратнатрайи , то есть три драгоценности джайнизма. Он был протеже известного джайнского ученого и философа Ганешпрасада Варни . [ 13 ] Хотя он принадлежал к традиции Дигамбара Терапант , его экуменический и несектантский подход помог ему снизить напряженность между общиной Самайя в Таран Панте и его собственной общиной Парвар в Дигамбара Терапант , к которой он принадлежал. [ 4 ] [ 13 ]
Пандит Пхулчандра Шастри наиболее известен благодаря редактированию и переводу « Шаткхандагамы» и « Касаяпахуды» . [ 4 ] [ 5 ] Эти тексты представляют собой наиболее важную дигамбара- каноническую литературу джайна , которая стала доступной современному обществу благодаря усилиям Пандитджи и команды выдающихся джайнских ученых, таких как доктор Хиралал Джайн, доктор А.Н. Упадхье , Пт. Кайлаш Чандра Шастри, Pt. Хиралал Шастри, Pt. Балачандра Шастри , Pt. Натурам Преми и Pt. Девакинандан Наяк. Вся работа велась на основе древних рукописей из пальмовых листьев. Это продолжалось с 1939 по 1985 год. Падманабх Джайни отмечает, что « Шаткхандагама» и «Касаяпахуда» вместе с их комментариями «Дхавала» , «Махадхавала» и «Джаядхавала» , которые были переведены на хинди Пандитом Пхулчандрой, имели эпические масштабы и состояли из 172 000 шлок . [ 14 ] Он также является автором множества книг по джайнизму, таких как «Варна», «Джати Аур Дхарма» и «Джайн Таттвамимамса». Помимо перевода Шаткхандагамы и Касаяпахуды , он отредактировал и перевел многочисленные древние джайнские тексты, такие как Таттвартхасутра , Ратнакаранда Шравакачара и Сарвартхасиддхи . [ 5 ] Он также редактировал такие журналы, как «Шанти-Синдху», издаваемые Ачарьей Шанти Сагаром Сарасвати Бхаваном, Натепуте (Солапур) с 1935 по 1937 год, и другой журнал «Джнанодая», издаваемый Бхаратией Джнанпитхом, Каши, с 1949 по 1952 год.
Борец за свободу и другие социальные причины
[ редактировать ]Помимо своей карьеры лектора и джайнского ученого, Пандит Пхулчандра Шастри принимал участие в борьбе за свободу Индии . Он стал активным членом Индийского национального конгресса во время британского правления в Индии . Он вызвался в качестве должностного лица в окружных комитетах Конгресса Бины, Сагара, Солапура и Амравати . В комитете Конгресса Амравати он занимал пост совместного секретаря. Он также принимал участие в различных съездах Конгресса, проходивших в Яватмале , Пуне и Натепуте. Пандитджи принял активное участие в движении «Выход из Индии», за что был заключен в тюрьму. [ 4 ] Пандитджи носил только одежду Хади и был ярым сторонником движения Свадеши . [ 5 ] [ 13 ]
Пандит Пхулчандра Шастри также принимал активное участие в решении социальных вопросов. Он выступал против многих злых обычаев и обычаев, распространенных в джайнском обществе. Он отстаивал право входа неприкасаемых в джайнские храмы. Он поддержал широко оппозиционный законопроект о входе в храм хариджанов 1949 года на основании джайнской доктрины, которая не верит в кастовую систему. Он также выступал против ненужных расходов во имя религии, особенно на Гаджратах , шествиях колесниц, запряженных слонами. [ 5 ]
Пандитджи был одним из основателей многих учреждений. Он был одним из основателей и первым действующим совместным секретарем Всеиндийского Дигамбара Джайн Видват Паришад, состоявшегося в 1944 году. Он также сыграл важную роль в основании Интерколледжа Шри Ганеша Варни, Лалитпур, УП в 1946 году, который финансировался Сетом Джинешвардасом Тарайей. из Лалитпура. В 1946 году он стал одним из основателей и секретарем Шри Санмати Джайн Никетан, Нария, Варанаси. Позже он основал Джайнский (исследовательский) институт Шри Ганеша Варни Дигамбера в Варанаси в 1971 году. Он также был одним из основателей, совместным секретарем и редактором Шри Ганеша Прасада Варни Джайн Грантмала в Варанаси. [ 5 ]
Награды и похвалы
[ редактировать ]Пандитджи был удостоен титула Сиддхантачарьи в Джайн Сиддхант Бхаване, Арра (Бихар) в 1962 году губернатором Бихара доктором. Анантасаянам Айянгар . [ 4 ] Пандитджи получил почетное звание Сиддхантаратны от вице-президента Индии Басаппы Джатти в 1974 году по случаю празднования 2500-летия Нирваны Бхагавана Махавиры . В 1985 году ему вручили том с поздравлениями в присутствии Ачарьи Видьянанда Муни. [ 5 ] Серебряная мемориальная доска была вручена ему в 1987 году Всеиндийским дигамбаром Джайн Махасангхой. Он был удостоен награды Пракрит Джнан Бхарти от Свасти Шри Чарукирти Бхаттараки на Первой Национальной конференции по пракриту, Бангалор, 1990 год.
Личная жизнь
[ редактировать ]
Жену Пандитджи звали Путлибай. У них было четверо детей. Старшей была дочь, покойный доктор Шанти Джайн (MBBS, доктор медицинских наук), которая была замужем за покойным доктором Гайаном Чандом Джайном (компьютерные науки). Их вторая дочь, Смт. Сушила Джайн, магистр наук (директор в отставке, Государственный колледж, Бхопал), замужем за известным адвокатом и бывшим судьей г-ном Виджаем Кумаром Чоудхари, Бхопал. Их третья дочь г-жа Пушпа Джайн замужем за профессором Неми Чанд Джайн, живущим в Аризоне, США. Их младший сын — профессор Ашок Кумар Джайн, доктор философии, ученый-ядерщик и бывший профессор физики в ИИТ Рурки. Доктор Ашок женат на г-же Нирдже Джайн, магистра наук, бакалавра наук. В настоящее время доктор Ашок Джайн присматривает за учреждениями, созданными Пандитджи, и пытается сохранить его труды. Фонд Пандита Пхула Чандры Шастри был основан в честь Пандитджи. Он издает книги по джайнизму.
Работы и публикации
[ редактировать ]Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Автор книг
[ редактировать ]Книги, автором которых является Пандитджи: [ 4 ] [ 15 ]
- Джайн Дхарма и Варна Вьявастха – Бхаратваршия Дигамбер Джайн Паришад, Дели, 1945 год.
- Вишвашанти и Апариграхваад – Шри Ганеш Варни Грантмала, Варанаси, 1946 год.
- Джайн Таттвамиманса – Ашок Пракашан Мандир, Варанаси, 1960 год.
- Джайн Таттвамиманса (переработанное и расширенное издание) – Ашок Пракашан Мандир, Варанаси, 1978 г.; (третье исправленное издание), – Фонд Сиддхантачарья Пандит Пхулчандра Шастри, Рурки, 1996.
- Варна, Джати и Дхарма - Бхартия Джнанпит, 1963;
- Самадхан Джайна Татвы Самикши - Мемориальный фонд Пандита Тодармала, Джайпур, 1987.
- Акинчиткар, Эк Анушилан – Ашок Пракашан Мандир, Варанаси, 1990.
- История Парвара Джайн Самаджа - Бхаратваршия Дигамбер Джайн Парвар Сабха, Джабалпур, 1992.
Переводчик и редактор
[ редактировать ]Помимо вышесказанного, Пандит Пхулчандра Шастри также отредактировал или перевел следующие тексты: [ 4 ] [ 5 ] [ 15 ]
- Ратнакарандака Шравакачара Ачарьи Самантабхадры, Шри Джайна Сахитья Хинди Прасарак Карьялай, Мумбаи (1935)
- Шаткхандагама (Дхавала) (переводчик и редактор), опубликованный SSLC Jain S. Fund, Vidisha, MP и JSS Sangha, Солапур в 1939–1959 и 1973–1985 годах.
- Касаяпахуда (Джай-Дхавала) Бхаратваршия Дигамбер Джайн Сангха, Матхура, УП (1941–86)
- Махабандха, Бхартия Джнянапит, Нью-Дели. (1944–70)
- Прамеяратнамала - санскритская серия Чаукхамба, Банарас, 1928 г.
- Аалап Паддхати, Шри Сакал Дигамбер Панчан Натепуте (Солапур), 1934 год.
- Саптатикапракарана (отредактировано с комментариями на хинди) - Атмананд Джайн Прачарак Пустакалая, Агра, 1948 г.
- Таттвартх Сутра (отредактировано с комментариями на хинди) Ганеш Прасад Варни Джайн Грантхамала, Варанаси, 1950 г., Шри Ганеш Варни Санстхан, Варанаси, 1981 г.
- Панчадхьяи (комментарий на хинди) - Ганеш Прасад Варни Грантхамала, Варанаси, 1950.
- Джнанпит Пуджанджали - Бхартия Джнанпит Пракашан, Каши, (второе издание) 1957, 1977, 1982 гг.
- Сарвартхасиддхи - (редакция и перевод) - Бхартия Джнанпит, Нью-Дели, 1960, 1985.
- Самасааракалаша (со значениями) - Фонд Шри Дигамбара Джайна Свадхьяя Мадира, Сонгарх, 1964 год.
- Шри Каханджи Свами Абхинандан Грант (редактор) – Дигамбер Джайн Мумукшу Мандал, Мумбаи, 1964.
- Кания Таттва-Чарча (Книга первая) - Ачарьякалп Пандит Тодармал Грантмала, Джайпур, 1967.
- Кания Таттва-Чарча (Книга вторая) - Ачарьякалп Пандит Тодармал Грантмала, Джайпур, 1967.
- Самьягьян-Дипика (отредактировано и переведено) – Шри Дигамбара Джайн Мумукшу Мандал, Бхавнагар, 1970.
- Лабдхисаар-Кшапанасаар – Ашрам Шримада Раджчандры, Агаас, 1980.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джайн, Сатиш Кумар (1975), с. 93
- ^ Джайн, Пракаш (2011), с. 156
- ^ Джайни, Падманабх (2000), стр. 24
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уайли, Кристи (2006), с. 194
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джайн, Пракаш (2020), с. 67
- ^ Перейти обратно: а б с д Джайн, Пракаш (2020), с. 66
- ^ Джайн, Пракаш (2020), с. 55
- ^ Джайн, Пракаш (2020), с. 62
- ^ Джайн, Пракаш (2020), с. 70
- ^ Джайн, Дули Чандра (1989), с. 2
- ^ Джайн, Падманабх (2019), с. 52
- ^ Джайни, Падманабх (2000), стр. 108-09
- ^ Перейти обратно: а б с Корт, Джон (2006), с. 269
- ^ Джайни, Падманабх (2000), стр. 139
- ^ Перейти обратно: а б Джайн, доктор Премчандра; Джайн, Аша (2018)
Библиография
[ редактировать ]- Корт, Джон (2006). «Дигамбарский джайнский мистик пятнадцатого века и его последователи». В Питере Флюгеле (ред.). Исследования по истории и культуре джайнов . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781134235520 .
- Джайн, Дули Чандра (апрель 1989 г.). «Жизнь, свобода и стремление к счастью в джайнизме» . Даршан . VI (4) . Проверено 13 июня 2021 г.
- Джайн, Пракаш (2011). Джайны в Индии и за рубежом: социологическое введение . Дели: Публикации Шипра. ISBN 978-93-88691-41-3 .
- Джайн, Пракаш (2020). Джайнская община Бундельханда: социально-экономические и культурные изменения . Нью-Дели: Международная школа джайнских исследований. ISBN 978-81-86715-79-6 .
- Джайн, доктор. Премчанд; Джайн, Аша (2018). Видват-трайи: Трио учёных . Варанаси: Шри Ганеш Варни Дигамбар Джайн Санстан. ISBN 978-8186957530 .
- Джайн, Сатиш Кумар (1975). Прогрессивные джайны Индии . Шраман Сахитья Санстан.
- Джайни, Падманабх (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Дели: Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-1691-9 .
- Джайни, Падманабх (2019). Совпадения (Йогайога): Мемуары Падманабха С. Джайни . Мумбаи: хинди Грант Карьялайя. ISBN 978-81-88769-72-8 .
- Уайли, Кристи (2006). Джайнизм от А до Я. Дели: Vision Books (первоначально опубликовано Scarecrow Press). ISBN 81-7094-690-5 . OCLC 422763446 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Пт. Пхулчандраджи Шастри» . Джайн Самадж . Фонд Ахимса . Проверено 13 июня 2021 г.
- «Пт. Пхул Чандра Сиддханташастри» . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЖАЙНИЗМА . Проверено 13 июня 2021 г.