Беленус
Белен ( галльский : Belenos , Belinos ) — древний кельтский бог-целитель . Культ Белена простирался от итальянского полуострова до Британских островов, а главное святилище располагалось в Аквилее , на Адриатическом побережье. Посредством интерпретации romana Белен часто отождествлялся с Аполлоном , хотя его культ, по-видимому, сохранял определенную степень автономии в римский период. [1] [2]
Имя
[ редактировать ]Сертификаты
[ редактировать ]Теоним Belenus ) (или Belinus ), который является латинизированной формой галльского Belenos (или Belinos , появляется примерно в 51 надписи. Хотя большинство из них расположены в Аквилее ( Фриули , Италия), главном центре его культа, имя также встречается в местах, где в древности жили кельтские носители, в том числе в Галлии , Норикуме , Иллирии , Британии и Ирландии . [3]
Лингвист Бланка Мария Проспер утверждает, что Белинос . первоначальная форма, вероятно, была [4] которое также появляется в имени Белин (от более раннего Belinos ), валлийского лидера, умершего в 627 году нашей эры. [3] Известные варианты включают Bellinus и, возможно, Belus . [5] Божество, возможно, также было известно в Ирландии и Британии под вариантами Бел , Бели и Биле. [6]
Этимология
[ редактировать ]Этимология Беленоса остается неясной. Традиционно его переводили как «яркий» или «сияющий», заимствуя название от протоиндоевропейского корня *bʰelH- , интерпретируемого как «белый, сияющий» (ср. лит. báltas «белый»). , греч φαλός phalos 'белый', арм. bal 'бледный', гот. bala 'серый'). Эта теория была подкреплена интерпретацией Беленоса как . «галльского Аполлона », божества с атрибутами солнца [7] [8]
Однако эта этимология подвергается растущей критике в недавних исследованиях. Ксавье Деламар отмечает, что предлагаемые родственные слова , происходящие от *bʰelH-, похоже, не означают «сияющий», а скорее «[бледно] белый» или «серый», и предполагает, что Belenos может скорее происходить от галльской основы belo - («сильный «мощный»), прикрепленный к суффиксу — нос («господин, господин»), что привело бы к Беленосу как «Мастеру Силы». [8] В качестве альтернативы, Питер Шрийвер предположил, что корня * bʰel- , Belenos может быть основой индоевропейского обозначающего белену ( ср . валлийское bela , германское * bel(u)nōn , славянское *bъlnъ ), психоактивное растение, которое был известен как belenuntia по-галльски и как apollinaris по-латыни. [9] Бернхард Майер и Патриция де Бернардо Стемпель также утверждали, что имя может происходить от корня *g. В elH- , что означает «источник, источник». [10] [11] По словам Шашеля Коса, «тесная связь Белена с водой подтверждается двумя посвящениями Фонсу Б (элени) и алтарем, на котором Белену поклоняются вместе с нимфами. Термальные источники также засвидетельствованы в Юлиуме Карникум». [12] Попытка XIX века связать корень бель- с финикийским божеством Ваалом сейчас широко отвергается современными учёными. [5]
Связанные термины
[ редактировать ]Деревня, которая сейчас является частью муниципалитета Аквилеи, до сих пор носит название Белинья . [3] Вождя племени доримской Британии звали Кунобелинос (староваллийский Конбелин ), что, возможно, означает «собака Беленоса» или еще «сильный, как собака», если имя не теофорное . [13] [5] [14] Староваллийское личное имя Люэлин (современное Лливелин ) восходит к аналогичному составному * lugu-belinos (либо двандва с именами двух божеств, либо еще «сильный, как Лугус »). [14] Бриттонский вариант названия мог быть источником прихода Биллингсгейт в Лондоне, хотя это может быть народная этимология , и, возможно, фонтана Белентон (ныне Берантон) в лесу Броселианд в Бретани. [6] [5] Имена валлийских и ирландских предков Бели Маура и Байла также могут быть связаны. [5] [15]
Галльский термин belenuntia (Βελενούντιαν), обозначающий белену , галлюциногенное растение, также известное на латыни как apollinaris , может быть производной формой Belenos . [16] [17] Вариант беленион , названный Псевдо-Аристотелем ядовитым растением , по-видимому, является источником испанского beleño («белена»). [17] Галло-римский термин belisa также мог быть заимствован в древневерхненемецком языке как bilisa (ср. современное немецкое Bilsenkraut «белена»). [3] В древности белена широко использовалась в лечебных целях, что является еще одним доказательством целебных свойств Беланоса. [18] Неглубокая каменная тарелка, найденная в Сен-Шама (юг Франции) и посвященная Белейно, могла, таким образом, использоваться для хранения галлюциногенных веществ. [3]
По мнению Деламарра, имя богини Белисамы , по-видимому, построено на той же основе bel(o) — («сильный, могущественный»), присоединенной к усиливающему суффиксу — isama , и поэтому может быть переведено как «Очень могущественная». [8] Шрийвер скорее связывает его с основой слова «белена», * beles- , присоединенной к неизвестному суффиксу —ma , и сравнивает имя с галльским теонимом Belisa-maros . [19] Личное имя Белловесус , вероятно, можно перевести как «Достойный власти», от bello - («власть»), присоединенного к uesus («достойный, хороший, заслуживающий»). [8]
Испанские ученые также связывают имя божества с аквитанским антропонимом Белинатепос или Белантепос (считается, что это связано с лошадьми), а также с топонимами Беленьо и Белоньо. [20] [21]
Эпитеты
[ редактировать ]В древней Галлии и Британии Аполлон обычно ассоциировался с солнцем и целебными свойствами. [22] Его могли приравнять к пятнадцати или более различным именам и эпитетам (включая Беленуса , Виндоннуса , Гранноса , Борво , Мапонуса , Моритасга и других). [22] [23]
Бог почитался как Аполлон Белен в лечебном храме Сент-Сабина (Бургундия), куда к нему обращались паломники, ищущие лекарства от своих болезней. Если Белен интерпретировать как значение «сияющий, блестящий», то его можно сравнить с кельтским эпитетом Виндоннус (от * windo — «белый»), приписываемым Аполлону как божеству, возвращавшему свет и зрение людям с заболеваниями глаз в Эссаруа ( Бургундия). [22]
Исторический культ
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]По словам филолога Хельмута Бирхана , Беленус считался «типичным карнийским оракулом и божеством, дающим здоровье», хотя его широкое распространение среди древних кельтских народов может указывать на общекельтское происхождение культа. [3] Ученый Миранда Олдхаус-Грин пишет, что божество, вероятно, существовало еще до римского периода. [22] Филолог Марьета Шашель Кос считает, что поклонение Белену распространилось из Норика в сторону близлежащих городов Аквилеи и Юлиума Карникума (современный Зуглио ). [12]
Локации
[ редактировать ]Тертуллиан , писавший в ок. 200 г. н.э. идентифицирует Белена как национального бога Норикума. Надписи, посвященные Белену, сосредоточены в Восточных Альпах и Цизальпинской Галлии , но есть свидетельства того, что популярность бога получила более широкое распространение в римский период. [24]
Около 240 года Иродиан упоминает поклонение Белену в Аквилее , где он считался богом-покровителем. [22] [12] Во время осады города в 238 году нашей эры императором Максимином Фраксом , который погиб во время этого события, а вскоре после этого его армия потерпела поражение, Белен был призван божественным защитником Аквилеи. [12] Солдаты сообщили, что видели появление бога, парящего в воздухе, сражающегося и защищающего свой город, что напоминает защиту Аполлоном Дельф от войск Бренноса . [3] Посвящения Фонсу Белени («Фонтан Беленоса») показывают связь с лечебными источниками. [25] Императоры третьего века Диоклетиан и Максимиан посвятили Белену по надписи в районе Аквилеи. Еще 6 вотивных надписей Белена были обнаружены в Алтинуме , Конкордии и Юлиуме Карникуме . [24]
Белен был важным богом Юлиума Карникума (современный Зульо ), города недалеко от границы с Норикумом, населенного карни . Святилище, посвященное божеству, датируется второй половиной I века до нашей эры, когда два старосты деревни отметили его обновление. [12] Эпиграфические посвящения богу известны также в Венеции и Римини. [22] Алтарь был также найден в Селее (современный Целье ), одном из самых важных норийских городов. Культ, возможно, был занесен сюда из Аквилеи, о чем свидетельствует имя его основателя, Луция Сентиуса Форенсиса, причем существование Сентиев хорошо засвидетельствовано в Аквилее, но не в Норикуме. [26]
Авзоний (позже 4-го века нашей эры) ссылается на святилища, посвященные Белену в Аквитании , и упоминает храмового священника культа по имени Фебиций. Божество было также популярно в Провансе, о чем свидетельствуют надписи из районов Марселя и Нима . [22] Вотивная надпись времен кесарева сечения поэта Луция Эракса Бардуса была найдена в Рошмоле, недалеко от Бардонеккья (Бардоннеш), в Италии ( Альпи-Грай ). [3] В Аква Борвонис ( Бурбон-Ланси ) эдуи поклонялись Белену в сочетании с целебными водами. [27]
Супруга
[ редактировать ]Изображения Белена иногда показывают, что его сопровождает женщина, возможно, галльское божество Белисама . [28] Название реки Бьен ( Bienne в 1337 году н. э.), современная восточная Франция, и топоним Бьен ( apud Belnam в 1142 году нашей эры), современная Швейцария, также свидетельствуют о существовании женской формы * Belenā . [8]
В Норикуме Беленуса, возможно, также сопровождало неизвестное женское божество по имени Белестис (или Белена, Белестис Августа, Белестрис, Белинка ), которому, возможно, поклонялись как богине природы и плодородия. [29] [12] Два святилища, посвященные богине, были найдены в Подлюбеле в Караванках . [29]
Связанные убеждения
[ редактировать ]Средневековая Ирландия
[ редактировать ]Некоторые ученые предполагают, что ирландский Бел связан с богом Беленом. [6] Огни в честь божества зажигались на кельтском празднике Белтайн («Огни Бела») 1 мая. [30] Иногда скот загоняли между двумя кострами, чтобы избавиться от болезней, что Шрейвер сравнил с традиционным немецким обычаем сжигания белены, собранной в Иванов день, чтобы защитить скот от болезней и колдовства. [31]
Современная Словения
[ редактировать ]Словенское божество Белин , засвидетельствованное в XIX веке историком Симоном Рутаром , может служить свидетельством выживания культа Белена в регионе и его более поздней интеграции в словенские верования, возможно, смешанные с атрибутами славянского бога Белибога . [32] [4] Местное население считало его великим целителем, способным своим «ключом» вылечить слепоту. [33] Профессор Моника Кропей также утверждает, что Белен, возможно, был включен в словенские предания как беличи , тип сказочных существ. [29] Резный камень на юго-западе Словении, который местное население среди других названий называет Берлиной , также может быть связан с этим. Он связан с древними ритуалами и представляет собой две примитивно вырезанные фигуры с головами, украшенными лучами. [4]
Наследие
[ редактировать ]Наука
[ редактировать ]планета 11284 Белен малая В его честь названа . [34]
Популярная культура
[ редактировать ]Галлы из франшизы «Астерикс» часто ругаются «Беленосом» и « Тутатисом ». [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шрийвер 1999 , с. 24: «Помимо связи с римским Аполлоном, мало что известно о функции и значении Беленоса (Паули Виссова св. Беленуса). Вероятно, он связан с медициной».
- ^ Бирхан 2006 , с. 195: «Кельтское божество, имя которого часто связывают с греко-римским богом Аполлоном (см. интерпретацию романа), хотя культ Беленоса, по-видимому, сохранил некоторую степень независимости... Белена часто отождествляли с Аполлоном и считали типичным Карнийский оракул и божество, дающее здоровье».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бирхан 2006 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б с Проспер 2017 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с д и МакКиллоп 2004 , св Беленус .
- ^ Jump up to: а б с Лиминг 2005 , с. 48.
- ^ Писатель 1999 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с д и Деламар 2003 , с. 72.
- ^ Писатель 1999 , стр. 24–27.
- ^ Майер 1994 , с. 40.
- ^ де Бернардо Стемпель, Патриция; Хайнцманн, Манфред; Матье, Николя (2013), де Бернардо Стемпель, Патриция; Хофенедер, Андреас (ред.), «Кельтские и другие божественные имена коренных народов, найденные на итальянском полуострове», Théonymie celtique, культы, интерпретация - Keltische Theonymie, Kulte, Interpretatio (1-е изд.), Австрийская академия наук Press, стр. 79, ISBN 978-3-7001-7369-4 , JSTOR j.ctv8mdn28.8
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шашель Кос 2022 , с. 228.
- ^ Писатель 1999 , с. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Проспер 2017 , с. 262.
- ^ Писатель 1999 , стр. 30–34, 39–40.
- ^ Писатель 1999 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Деламар 2003 , с. 71.
- ^ Писатель 1999 , с. 26.
- ^ Писатель 1999 , стр. 30–31.
- ^ Аспуру, Хосе Игнасио Сан Висенте Гонсалес (2008). «Обнаженный всадник и седло стелы Ирунья (Алава)» . Hispania Antiqua (32): 75, 78. ISSN 1130-0515 .
- ^ Грикур, Дэниел; Доминик, Холлард (2002). «Лугус и лошадь». Диалоги древней истории . 28 (2): 136. doi : 10.3406/dha.2002.2475 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Олдхаус-Грин 1997 , стр. 30–31.
- ^ Николь Юфер и Тьерри Лугинбюль (2001). Галльские боги: справочник имен кельтских божеств, известных из эпиграфики, древних текстов и топонимики. Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-200-7 .
- ^ Jump up to: а б Майер, Бернхард (2012). История и культура кельтов . Ч. Бек.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Писатель 1999 , с. 24.
- ^ Шашель Кос 2022 , с. 229.
- ^ МакКиллоп 2004 , св Беленус .
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия. Санта-Барбара: ABC-CLIO, Inc. ISBN 1-85109-440-7 .
- ^ Jump up to: а б с Кропей 2012 , с. 217.
- ^ МакКиллоп 2004 , св Беленус .
- ^ Писатель 1999 , стр. 34–35.
- ^ Шашель Кос 2001 , с. 14.
- ^ Шашель Кос 2001 , с. 9.
- ^ «Поиск в базе данных малых тел» . ssd.jpl.nasa.gov . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Гравил, Ричард (2003), Гравил, Ричард (редактор), «Среди людей старины», Бардское призвание Вордсворта, 1787–1842 , Palgrave Macmillan UK, стр. 11–32, doi : 10.1057/9780230510333_2 , ISBN 978-0-230-51033-3
Библиография
[ редактировать ]- Олдхаус-Грин, Миранда Дж . (1997). Словарь кельтских мифов и легенд . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27975-5 .
- Бирхан, Хельмут (2006). «Беленос/Белинос». В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-440-0 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Кропей, Моника (2012). Сверхъестественные существа из словенских мифов и сказок . Издательство ЗРК. ISBN 978-961-254-428-7 .
- Лиминг, Дэвид А. (2005). Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-515669-0 .
- МакКиллоп, Джеймс (2004). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860967-1 .
- Майер, Бернхард (1994). Лексикон кельтской религии и культуры . А. Кренер. ISBN 978-3-520-46601-3 .
- Проспер, Бланка Мария (2017). «Непримиримые галлы клялись Беленосом. Или так? Кельтская религия, белена и исторические заблуждения». Zeitschrift für celtische Philologie . 64 (1). дои : 10.1515/zcph-2017-0007 . ISSN 1865-889X . S2CID 165188823 .
- Шашель Кос, Марьета (2001). «Белизна» . Студия Мифологика Славика . 4 : 9–16. дои : 10.3986/sms.v4i0.1807 . ISSN 1581-128Х .
- Шашель Кос, Марьета (2022). «Белен, Кибела и Аттис: отголоски их культов на протяжении веков» . Славянская мифологическая студия . 25 . дои : 10.3986/SMS20222511 . ISSN 1581-128Х .
- Шрийвер, Питер (1999). «О белене и ранних европейских наркотиках». Журнал кельтской филологии . 51 (1): 17–45. дои : 10.1515/zcph.1999.51.1.17 . ISSN 1865-889X . S2CID 162678252 .