Jump to content

Альтинум

Альтинум
Остатки римского декумануса
Алтинум расположен в Северной Италии.
Альтинум
Расположение Альтинума в Северной Италии
Координаты 45 ° 32'47 "N 12 ° 23'56" E  /  45,54639 ° N 12,39889 ° E  / 45,54639; 12,39889
Тип город
Часть Венеция и Истрия
История
Периоды Венетическая, римская, готическая, византийская, ломбардская

Альтинум (в Альтино, часть Кварто д'Альтино ) был древним городом венетов . [1] В 15 км к юго-востоку от современного Тревизо , недалеко от материкового берега Венецианской лагуны . Это также было недалеко от устьев рек Дезе, Зеро и Силе . Процветающий порт и торговый центр римского периода, он был разрушен Аттилой Гунном в 452 году. Город восстановился, но позже был заброшен, когда его начал покрывать морской песок. Его жители переселились на Торчелло и другие острова северной части лагуны.

Сегодня Алтинум является археологической зоной и имеет национальный археологический музей .

Доримский Альтинум

[ редактировать ]

Альтинум был венецианским поселением. Самое раннее присутствие человека в этом районе датируется 10 веком до нашей эры и связано с группами охотников-собирателей . [2] Самые ранние свидетельства существования ядра поселения датируются серединой 8-го века - серединой 7-го века до нашей эры. [3] В VII веке до нашей эры поселение немного переместилось на северо-запад, на свое историческое место. [4] Священная территория, датируемая концом VI века до нашей эры и возникшая в V и IV веках до нашей эры, имела предметы для подношения по обету из греческой , Великой Греции , этрусской и кельтской областей. [5] Это говорит о том, что Альтинум был главным портом венетов в протоисторическую эпоху.

Археология показывает, что в конце VI - начале V веков до нашей эры венеты имели ранние контакты с кельтскими территориями через пути сообщения вдоль рек Адидже и Пьяве в основных центрах на равнине реки По ( Эсте и Падуя , а также порты Адриатического моря). такие как Atria , современная Adria и Altinum). Между высокопоставленными семьями существовали торговые связи. Существовала определенная степень смешанных браков. Некоторые кельты поселились в этом регионе. Кельтские подарки и предметы моды появляются в захоронениях знатных семей. [6]

В начале 4-го века до нашей эры галлы вторглись на равнину По до Вероны . Это привело к постепенному этническому смешению и утрате культурной самобытности, особенно в приграничных районах венетов; Верона на западе, Венецианская лагуна и долина Пьяве на востоке. В некоторых местах временами происходил переход от традиционной практики кремации к ингумации и хранению оружия в захоронениях, что было исключением из погребальной культуры венетов. Пример этого был найден на кладбище в Алтинуме. Такие данные свидетельствуют о том, что межэтнические отношения выходили за рамки простой торговли и что существовали группы иностранных поселенцев. Возможно, это были торговцы, рабочие и/или наемники. [6]

Страбон указал на социальную, экономическую и ритуальную значимость лошадей и коневодства среди доримских венетов. Он писал, что они уделяли внимание коневодству, «которое, хотя теперь и полностью заброшено, прежде пользовалось у них большим уважением вследствие древнего увлечения разведением мулов, о котором так упоминает Гомер : «Из [Ве]нети для лесных мулов, знаменитых «Именно здесь Дионисий , тиран Сицилии , держал свой завод скаковых лошадей. И, как следствие, [венетские] лошади пользовались большим уважением в Греции, а их порода долгое время пользовалась большой репутацией». [7] (Гомер действительно писал «откуда род диких мулов». Илиада II. 857). Страбон также отмечал, что венеты воздали честь Диомеду , принося в жертву белого коня. [8]

В Алтинуме большое количество лошадей было похоронено в жертвенной яме в городском святилище и на кладбище к северу от города. В последнем насчитывалось около тридцати лошадей, тогда как в других венетских городах их было всего несколько, за исключением кладбища, посвященного исключительно примерно тридцати лошадям, к югу от Эсте . Захоронения датируются IV и III веками до нашей эры. Свидетельства жертвоприношений в святилище продолжаются и в период Римской империи. Здесь были найдены останки около двадцати лошадей, а также останки крупного рогатого скота, овец, коз и свиней. Ритуальными подношениями были головы или части задних ног или хвостов, которые были разобраны, очищены от кожи и мяса. Эскизы обезглавленных лошадей или частей тела подтверждают ключевую роль этого животного в религиозных культах. [3] [4]

Роман Алтинум

[ редактировать ]

Археологические находки показывают, что периметр Альтинума был отмечен водными путями, за которыми находились кладбища. Обилие водотоков создает картину города, глубоко привязанного к воде, что было характерно для городов Венето . Преобразование Альтинума из венетского города в римский город началось с реорганизации его болотистой среды посредством регулирования водного режима и расширения сети каналов. Основная работа заключалась в рытье канала Силочелло, чтобы соединить реку Силе (которая находилась к северу от города) с каналом, который сегодня называется Санта-Мария и который течет к югу от города от реки Дезе до лагуны. . Наиболее важными архитектурными находками являются городские ворота на канале, обозначающие северную окраину города, еще одно общественное здание, выходящее на канал, обозначающий южную окраину города, и храм недалеко от канала Санта-Мария, который был перестроен в монументальная форма деревянного сооружения V века до нашей эры. [4] (Информацию о каналах Алтинума см. в разделе «Порт и каналы»).

В 225 году до нашей эры венеты и римляне заключили договор о союзе в преддверии битвы при Теламоне между Римом и союзом между галльскими племенами инсубров и бойев северной Италии и наемниками гесатами . Основание колонии Аквилеи на кельтской территории как крепости для защиты северной Италии от вторжений с северо-востока и востока было важным моментом в процессе романизации венетов и Альтинума, который восходит к первой половине XIX в. 2 век до нашей эры. Алтинум оказался на полпути и остановкой между Равенной и новой важной колонией. Его порт увеличился в размерах. Это также произошло из-за того, что римляне развивали морскую торговлю в верхней части Адриатического моря. [9]

Процесс романизации частично был обусловлен присутствием римских, латинских и италийских купцов, привлеченных в этот порт прибыльной торговлей. Надписи свидетельствуют о раннем присутствии семей Публиция , Барбия , Коссутия и Сауфея в Аквилее и Вирунуме (современный Магдаленсберг ), городе в Норикуме (на территории современной Австрии ), где велась добыча железа. Это были семьи всаднического ранга (римский предпринимательский класс). В Аквилею они попали из центральной Италии и оттуда распространились на северные рынки, включая Алтинум. [4]

Где-то между 153 и 131 годами до нашей эры была построена Виа-Анния . Оно соединяло Атрию (современную Адрию ) с Аквилеей . Он проходил через Патавиум ( Падуя ), затем приближался к побережью и проходил через Альтинум. В 131 году до нашей эры была построена Виа Попилия , соединившая Ариминум (современный Римини ), Равенну и Атрию . Таким образом, Альтинум стал связан по суше с этими важными городами, что облегчило перемещение товаров. И снова значение порта возросло. [10] [9] Его жителям были предоставлены латинские права , ограниченная форма римского гражданства , в 89 г. до н. э. и в последние десятилетия Римской республики , в 49 г. до н. э., они приобрели полное римское гражданство и были отнесены к Скаптия . римскому племени [4] Город стал муниципалитетом , вероятно, в 42-40 гг. до н.э. [11]

Веллей Патеркул писал, что в преддверии последней гражданской войны Римской республики (32–30 гг. до н. э.) между Октавианом (позже известным как император Август ) и Марком Антонием Гай Азиний Поллион долгое время держал Венецию под контролем Марка Антония с помощью его семь легионов и совершили блестящие дела под Альтинумом и другими городами региона. Затем он присоединился к Марку Антонию. [12] Это было в 42-40 годах до нашей эры. Поллион Азиний был либо последним губернатором региона Венеция в Римской Италии , либо членом комиссии, которой было поручено раздавать землю ветеранам войны. Со своими легионами он смог предоставить городам Венеции административную автономию, предоставив им статус муниципалитетов без особых проблем . Вполне вероятно, что, говоря, что Азиний Поллион совершил блестящие дела («magnis speciosisque rebus»), Веллей Патеркул имел в виду, что Азиний выделил ветеранам землю возле Альтина и Патавиума и основал колонию Иула Конкордия ( современный Одерцо ), которую, Юлий Цезарь вероятно, имел . запланировано, но не выполнено. [11]

Где-то между 31 и 12 годами до нашей эры Октавиан основал гавань Равенны как один из портов приписки для своего нового флота. [13] Он стал одним из главных римских военных портов, что способствовало развитию Альтинума. [9] поскольку это увеличило значение верхней части Адриатического моря .

Город извлек выгоду из инфраструктуры, заказанной императором Клавдием . В 46 году н. э. он открыл ответвление Виа Клаудиа Августа от Альтинума до Тридентума (сегодняшний Тренто ) в итальянских Альпах . Друз начал его строительство в 15 году нашей эры. Он соединил Гостилью (сегодняшнюю Остилью ) на реке По с « липами » на Дунае на юге Германии через Тридентум . Клавдий также построил дорогу вдоль побережья, которая напрямую соединяла Алтинум с Атрией . Он также расширил судоходный маршрут внутри лагун Септем-Мария. [14] в Альтинум со строительством еще одного канала, ямки Клодии, таким образом соединив его с Равенной. Хотя этот внутренний маршрут позволял плавать только судам меньшего размера, он гарантировал связь даже в плохую погоду. [9] Это повысило стратегическое и коммерческое значение Альтинума как центра торговли между Средиземным морем , северо-востоком Италии и за пределами Альп.

Во время гражданских войн, последовавших за смертью императора Нерона (см. Год четырех императоров , 69 г. н. э.), Марк Антоний Примус , поддержавший предложение Веспасиана свергнуть Вителлия , двинулся в Италию со своими войсками. Тацит писал, что он занял Аквилею и затем был «с радостью принят» в Опитергиуме ( Одерцо ) и Альтинуме и что в Альтинуме был оставлен военный контингент на случай нападения флота в Равенне. [15]

В 169 году, во время Маркоманских войн (166-180 гг. н. э.), соимператоры Марк Аврелий и Луций Вер возвращались в Рим с фронта в Паннонии . Говорят, что Луций Верус пострадал от апоплексического удара недалеко от Альтинума. Он вышел из кареты, истекая кровью, и был доставлен в Алтинум, где умер через три дня, не имея возможности говорить. [16] Некоторые современные ученые полагают, что он, возможно, стал жертвой Антониновой чумы . [17]

К 4 веку н.э. Альтинум стал резиденцией епископства . Первым епископом был Гелиодор Альтинский (умер около 410 г.). Он сопровождал святого Иеронима в его первом путешествии на Восток. Вернувшись, он стал епископом Алтинума и присутствовал на антиарианском совете Аквилеи 381 г. н.э. в этом качестве [18] Святой Иероним написал письма Гелиодору и его племяннику Непоциану, священнику. В утешительном письме, написанном Гелиодору после смерти Непоциана в 396 году, он упомянул, что в Алтинуме было много церквей и святилищ мучеников и что пресвитерий Непотиана был украшен всевозможными цветами, ветками и виноградными листьями. Собор (построенный в 381 г.) имел два входа, затененных занавесями. В нем был алтарь, блестящие полы, не задымленные стены и подсобное помещение, связанное с ризницей. [19] Святой Иероним описал Алтинум как «населенный центр, здания которого располагались близко друг к другу, и множество очагов затемняли воздух густым смогом». [20] Сегодня Алтинум больше не является жилой епархией . Он внесен в список Католической церкви как титульный престол . [21]

Пик расцвета Альтинума пришелся на период с I века до нашей эры по II век нашей эры. Его размеры были сравнимы с размером Помпеи . [22] Уменьшение количества археологических находок позволяет предположить, что после этого Альтинум, как и другие города региона Венето , начал приходить в упадок. [23] Однако он сохранил заметную роль.

Альтинум в Tabula Peutingeriana

Кодекс Феодосиана (Кодекс Феодосия), сборник римских законов при христианских императорах с 312 по 430-е годы, заказанный Феодосием II и Валентинианом III в 429 году и опубликованный в 438 году, записывает шестнадцать законов, изданных императорами в Альтинуме, особенно между 364 и 399. Приводятся также сведения о том, что в этом городе часто останавливались императоры во второй половине IV века и что между 364 и 406 годами здесь регулярно работала императорская канцелярия. [24] В редакции Tabula Peutingeriana , иллюстрированного маршрута Римской империи, написанной в начале V века, был символ, изображающий Альтинум как город с двумя башнями. [25] что представляло его как важный и густонаселенный город. [24] [26]

Алтинум и другие города и деревни в регионе были разрушены в 452 году Аттилой . гунном [27] Согласно Chronicon Venetum et Gradense , самой ранней венецианской хронике, написанной Иоанном Диаконом в середине 10-го и начале 11-го века, беженцы из Альтинума бежали на Торчелло и другие острова в северной части Венецианской лагуны . Некоторые из жителей этих островов переселили островную группу Риво-Альто в центральную часть лагуны 450–500 лет спустя и способствовали развитию нового города — Венеции . Таким образом, по традиции, которая до сих пор глубоко укоренилась, возникновение Венеции связано с разрушением Альтинума Аттилой, его кончиной и беженцами, бежавшими из этого города. вторжение лангобардов в северную Италию в 568 году, которое пощадило лагуны северо-западного побережья Италии, находившиеся под византийским Ответственным за эту гибель также считается влиянием. Подразумевается, что это нанесло последний удар по остаткам города. Однако археологические исследования опровергли это мнение. Хотя действия Аттилы вполне могли еще больше способствовать упадку города, Алтинум преодолел это и продолжал существовать в течение нескольких столетий.

Менялись черты побережья северо-восточной Италии. Начиная с периода Римской империи, территория Альтинума постепенно покрывалась песком, принесенным морем, который превратился в ил. В целом римские города внутри страны, от Градо до Равенны, становились все менее и менее пригодными в качестве портов. Произошел переход от отдельных портов, контролируемых имперскими властями, к периферийным портам в районах-сателлитах вдоль новых речных маршрутов, которые, скорее всего, контролировались новыми инвесторами и судовладельцами. Торговля переместила эти места. В случае с Альтинумом он переместился в Торчелло, который находился на речном канале через лагуну, ведущем в открытое море. Археологические раскопки во внутренних городах и лагунах не выявили каких-либо внезапных перемещений населения или резкого увеличения населения в портах-спутниках или в Торчелло, как можно было бы ожидать с учетом притока беженцев. Находки показывают, что происходила постепенная колонизация лагун, медленный сдвиг на протяжении веков, который начался еще во времена Римской империи. [28] [29]

Помимо медленно развивающихся проблем внутренних портов, этой тенденции также способствовали экономические изменения и новые экономические возможности, такие как рыбоводство и производство соли. Сельское хозяйство играло второстепенную, но фундаментальную роль в создании новых стабильных поселений за счет интенсивной обработки ограниченных земельных участков, которые, вероятно, не обрабатывались. Если это так, то они могут быть использованы военной элитой, у которой есть средства для продуктивных и, прежде всего, инфраструктурных инвестиций. В Торчелло для защиты острова были построены насыпи. Для обслуживания морской торговли были построены причальные сооружения и склады. [28] [29] Калаон утверждает, что археология показывает, что епископ Торчелло, землевладелец-аристократ, построил свою церковь в Торчелло «не столько потому, что боялся набегов варваров, сколько потому, что он сделал стратегический выбор. Он решил разместить свою кафедру в периферийном, но процветающем регионе. район, возможно, один из самых густонаселенных во всей сельской местности». [28]

После падения западной части Римской империи (условная дата 476 г. до н. э.) остготы вторглись в Италию и основали Готское королевство (493–553 гг.). Византийский император Юстиниан I (527–565) решил присоединить Италию к Византийской империи . Это привело к Готской войне (535–554 гг.) между византийцами и остготами, которую выиграли первые. Византийское правление в северной Италии было недолгим, поскольку лангобарды вторглись в северную Италию (568–73 гг.), за исключением лагун северо-восточного побережья Италии. В конечном итоге Альтинум перешел под власть герцогства Тревизо Королевства Лангобардов (568–774).

Нарсесу , византийскому военачальнику в Италии на заключительном этапе Готской войны, удалось захватить Витале, епископа Альтинума, который много лет назад укрылся в Агунтуме в Норикуме , недалеко от современного Лиенца. [30] Если бы произошло частичное отступление высшего духовенства Альтинума, это произошло бы во время Готических войн . [26]

Павел Диакон , лангобардский историк, писал, что епископ Альтинумский принимал участие в синоде Марано (590 г.) во время Трехглавного раскола (553-698 гг.).

Письмо византийского полководца в Альтинуме, написанное в 590 году Хильдеберту I , одному из королей франков , свидетельствует, что в Альтинуме еще сохранились городские стены. [31]

Переезд епископа Торчелло относят к V веку или к VII веку. Однако он прошел долгий и извилистый путь, который окончательно закончился в начале 11 века. [26]

Упоминания древних писателей

[ редактировать ]

Марк Валериус Мартиалис (Марциал), поэт I века, писал: «Вы, берега Алтинума, соперничающие с сельскими красотами Байй,… и вы, Аквилея… Вы будете пристанищем и местом отдыха моей старости, если моя пенсия будет в моем собственном распоряжении». [32] Байи были популярным морским курортом в Неаполитанском заливе , который был очень моден среди богатых римлян.

Страбон , географ I века до н.э., дал описание северной Италии и Венето: «Вся эта страна полна рек и болот, особенно район Венеции, который также испытывает морские приливы. единственная часть нашего моря [Средиземноморья], которая подвергается такому же влиянию, как и океан, и, как и он, имеет приливы и отливы, в результате чего большая часть равнины покрыта лагунами, жители которых вырыли каналы и дамбы. По примеру Нижнего Египта, так что часть страны осушена и возделана, а остальная часть доступна для судоходства. Некоторые из их городов стоят посреди воды, как острова, другие лишь частично окружены, такие как те, что лежат над болотами. внутри страны расположены на [судоходных реках]… постоянно разбухающие от дождей и снегов». [33]

Страбон также описал Равенну и Альтинум: «На болотах расположен великий [город] Равенна, полностью построенный на сваях и пересеченный каналами, которые можно пересечь по мостам или на паромах. Во время полных приливов его омывает вода. большое количество морской воды, а также речной, и, таким образом, сточные воды уносятся, а воздух очищается… Замечательной особенностью этого места является то, что, хотя оно и расположено посреди болота, воздух здесь чистый. совершенно безобиден… Другой замечательной особенностью является особенность его виноградных лоз, которые, хотя и растут на болотах, очень быстро плодоносят и дают большое количество плодов, но погибают через четыре или пять лет. Алтинум также стоит на болотах, и его положение очень благоприятно. похоже на Равенну». [34]

В своем описании региона Венето Плиний Старший , натуралист I века до нашей эры и нашей эры, писал, что река Силе течет с холмов Тревизо в Альтинум. [35] Что касается реки По , он писал: «Нет реки, которая, как известно, получила бы больший прирост, чем эта, на столь коротком пространстве; настолько настолько, что она толкается вперед этим огромным водоемом и, вторгаясь в сушу, образует глубокие каналы на его пути: следовательно, хотя часть его потока отводится реками и каналами между Равенной и Альтинумом, на пространстве в 120 [римских] миль , все же, в том месте, где он сбрасывает огромное тело Говорят, что из его вод оно образует семь морей… и… «Следующее устье [По]… [этруски] ранее сделали из Сагиса, таким образом втягивая стремительный поток реки в болота Атриани, которые они называют Семь морей; и на которых находится благородный порт Атрия…» [36] Под вторжением на землю Плиний имел в виду наводнения. Семь морей (Септем Мария) представляли собой серию лагун, которые император Клаузий соединил с Альтинумом (см. выше). Атрия теперь современная Адриа .

Витрувий , римский архитектор I века до нашей эры, писал о планировке земли на болотах. «…если в болотах выложены стены, и эти болота будут вдоль моря, и будут смотреть на север или между севером и востоком, и эти болота будут выше морского берега, то они покажутся разумно расположенными. Ибо если прорубить дамбы, то будет сделан выход воды на пляж; а когда море вздувается от штормов, то происходит разлив в болота, который, взбалтываясь и перемещаясь и смешиваясь с морской солью, не позволяет рождаться там разным видам болотных существ: притом тем, которые, плавая, с более высоких мест, прибывая к берегу, погибают от незнакомой солености. Пример этого можно найти на галльских болотах, окружающих Алтин, Равенну, Аквилею и другие города, в подобных местах, ближайших к болотам. Ибо благодаря этим причинам они обладают невероятной целебностью». [37] Это описание соответствует системе стен и каналов Альтинума. [11]

В своем «Комментарии к «Георгикам» Вергилия » Мавр Сервий Хонорат , грамматист (флорит конца IV в.), так писал о линтрах (маленьких плоскодонных лодках): «Линтры: малые речные суда. Недаром [Виргилий ] помнит о линтрах, потому что в большей части Венеции, богатой реками, всякая торговля ведется на линтрах, как, например, в Равенне и Альтинуме, где даже охота, охота и обработка полей ведутся в литрах». [38]

Гратций Фалиск (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), поэт, известный своим «Кинегетиконом» , стихотворением об охоте, писал о типах лесов, которые можно использовать для охоты. Он упомянул сосновый лес и метлу из Алтинума. [39] Метлу использовали для изготовления стрел.

Относительно пектиновых моллюсков нигеррими Плиний Старший писал: «Пектиновые, самые большие и среди них те, что более черные летом, больше всего встречаются в Митилини , Тиндари , Салоне , Альтинуме…» [40]

В своем трактате о сельском хозяйстве ( De Re Rustica ) Луций Юний Модерат Колумелла (4–70 гг. н. э.) писал: «Для этого использования лучше добывать коров из Алтинума, которых местные жители называют «Цеве». Они невысокие и дают большое количество молока, именно по этой причине и разводят эту породу…» [41] Он также писал, что в то время как предыдущие поколения фермеров считали овец из Калабрии , Апулии и Милето лучшими, в его дни «самой ценной считается порода из Галлии [северной Италии], особенно из Альтинума». [42]

Выпас овец был важен во времена Римской империи, поскольку люди носили шерстяную одежду. Что касается белой шерсти, Марсьяль писал: «Апулия отличается руном первого качества, Парма — вторым. Овцы, шерсть которых имеет третье качество, отличают Алтинум». [43] Тертуллиан 155 – ок. 240? э.) упоминал «...овец Милето, Селега , Алтинума или тех, которыми славятся Тарент или Бетика , потому что природа этих мест придает цвет шерсти». [44] В 301 году «Эдикт о максимальных ценах», изданный императором Диоклетианом, шерсть Алтинума назначила довольно высокую цену (200 динариев за фунт). Он также назначил плату в размере 30 динариев за фунт рабочим, производившим шерсть в Таренте, Лаодикии и Алтине. [11]

Средневековая история

[ редактировать ]

К 10 веку территория Альтинума была полностью заброшена. Епископ Альтинумский переехал на остров Торчелло (см. выше). Епископы Торчелло подчеркнули свое происхождение от Альтинума и на протяжении веков сохраняли юридический титул епископа Альтинума. Монахи монастыря Санто-Стефано переехали в Тумбу Леседу. остров (ныне он называется Ла Салина) в архипелаге поселения Аммиана в 900 году. На них был основан монастырь Санти Феличе э Фортунато. [45] Оба поселения находились в северной части Венецианской лагуны.

Документация об этом районе в этот период скудна и поступает в основном от церковных учреждений (монастыри Санти Феличе и Фортунато и Сан Джорджио Маджоре и епископа Торчелло) или от семей, владевших землей в этом районе (Карбонара, Коллальто, Марчелло). и Кверини). Текст 1095 года свидетельствует о существовании Альтино Майоре и Альтино Питуло, что указывает на то, что деревня все еще существовала и что она, возможно, разделилась на две части. В тексте также указано, что церкви Санта-Мария (старый собор), Сан-Мартино и Сант-Аполлинаре еще существовали. [46]

В 1388 году, когда Венецианская республика аннексировала территорию Тревизо , которая доходила до материкового берега Венецианской лагуны, богатые венецианцы основали сельскохозяйственную деревню недалеко от берега и на месте Альтинума. Он был назван Сан-Микеле-дель-Кварто в честь небольшой церкви, находившейся в четырех римских милях от Альтинума. [47]

Разграбление города

[ редактировать ]

После того, как Альтинум был заброшен, его здания и кладбищенские камни постепенно расхищались для использования в качестве строительных материалов на Торчелло и других островах в лагуне, а в будущей Венеции, поскольку в лагуне не хватало строительных материалов. XVI века Гуманисты , а затем антиквары и ученые обнаружили некоторые камни из Алтинума в поисках надписей римской эпохи. Во второй половине XIX века Теодор Моммзен стремился каталогизировать всю латинскую эпиграфику Венеции. Под записью «Альтинум» он собрал и перевел 181 надпись. Многие из них имели неопределенное происхождение , и лишь небольшую часть можно точно идентифицировать. [4]

Археологические и дистанционные исследования

[ редактировать ]

Археологические исследования начали развиваться в основном после осушения этой болотистой территории в начале 20 века. Альтинум — единственный крупный римский город в Северной Италии и один из немногих в Европе, средневековые на вершине которого не строились города. Это облегчает археологические исследования и позволяет с помощью дистанционного зондирования . проводить исследования [22]

Находки кремневых артефактов, относящихся к советерийской культуре, показали присутствие групп охотников-собирателей в 9500-6500 годах до нашей эры. Среда водно-болотных угодий, богатая растительностью из-за водотоков, питаемых тающими льдами и источниками на равнине, компенсировала трудности выживания, созданные жарким и засушливым климатом поздней бореальной эпохи . Находки раковин и морских моллюсков позволяют предположить использование пищевых ресурсов прибрежной среды. В те времена Венецианская лагуна еще не сформировалась, а береговая линия проходила на несколько километров дальше от материка, чем сейчас. Присутствие человека в районах Адриатического побережья продолжалось в последующие тысячелетия благодаря группам охотников-собирателей позднего мезолита (6500–5500 гг. до н.э.). [2]

В соседней Тессере была найдена стоянка земледельцев и скотоводов эпохи раннего неолита с артефактами, типичными для культур центрально-северной Италии того времени. артефакты, датируемые периодом от неолита до раннего медного века . В Альтинуме были найдены [2]

Начиная со середины бронзового века (1600 г. до н. э.), происходила колонизация равнины реки По и центрально-восточной части Венето. К северо-востоку от Альтинума была обнаружена стоянка субапеннинской культуры позднего бронзового века (1300–1000 гг. До н.э.) (1350–1150 гг. До н.э.). К этому периоду были сделаны находки на канале Силончелло, очень близко к Альтинуму (к северо-востоку) и в городе. Поселение на песчаных холмах недалеко от реки Силе было заброшено в раннем бронзовом веке из-за проникновения моря . [2]

Эгейская керамика была найдена на островах Торчелло и Маццорбо . Вероятно, они находились на морском торговом пути из Эгейского моря и восточного Средиземноморья в район Альтинума между 9 и 7 веками до нашей эры. Этот маршрут продолжал использоваться в железном веке , о чем свидетельствуют находки аттической керамики на этих двух островах и других островах в северной части Венецианской лагуны (Сан-Томмазо-деи-Богноми, Сан-Джакомо-ин-Палудо, Виньоле и Сант'). Эрасмо ). [48]

Сухопутная дорога с фортом, оборудованным деревянными элементами, также прослежена в Ка'Троне и Портегранди, к северо-востоку от Альтинума. Это предшествовало виа Анния. Он мог соединять эти два прибрежных центра с другими прибрежными центрами на Адриатическом море, начиная с 11 века, а также с внутренними центрами и Альпами через реки Силе и Пьяве . [2]

Информацию о контактах Альтинума с кельтскими группами см. в разделе «Доримский Альтинум» выше.

До 1990-х годов считалось, что возникновение Алтинума датируется VII веком до нашей эры. Совсем недавно было обнаружено захоронение, относящееся к позднему бронзовому веку . Он был современником других материалов, найденных в близлежащих районах (у реки Зеро, у побережья лагуны и восточнее). Это привело к гипотезе о том, что самое раннее ядро ​​протоисторического поселения находилось недалеко от канала Санта-Мария (см. Ниже). Самые ранние следы человеческой деятельности в Альтинуме датируются первой половиной VIII века до нашей эры. Это простой карьер для волокнистых [49] материалы, аналогичные найденным в других венетских центрах, датируются несколько более ранним временем. Позже карьер был заполнен поселением, сосредоточенным вокруг большого здания (длиной 13 м и шириной 6,75 м) с двумя внутренними асимметричными пролетами, которые, должно быть, поддерживали двухскатную крышу . Вскоре более узкая сторона была расширена портиком. Он действовал во второй половине VIII века до нашей эры и был заброшен в первой четверти VII века до нашей эры. Это одно из старейших свидетельств квадратного плана зданий в Венето . Он получен из жилых и продуктивных прототипов, найденных в Тревизо , Одерцо и Конкордия-Сагиттария . На следующем этапе, после непродолжительного запустения, это место, похоже, превратилось в мастерскую. До середины VII века до нашей эры здесь был деревянный колодец, соединенный с небольшой системой каналов, и небольшая печь. Таким образом, самые ранние свидетельства существования ядра поселения датируются серединой 8-го века - серединой 7-го века до нашей эры. Затем эта территория некоторое время не использовалась, прежде чем была отведена под священную территорию. [3]

В VII веке до нашей эры поселение немного переместилось на северо-запад, на свое историческое место. Об этом свидетельствуют аэрофотосъемки , стратиграфия и образцы раскопок под руинами римского города. Это было на искусственном холме. Два священных участка обнаружены в диаметрально противоположных местах к северу и югу от поселения. Первый был идентифицирован косвенно по находке фрагмента жертвенника с надписью, посвященной богу Белатукадро. [4] Второй был найден во время работ по перестройке музейной территории и раскапывался с 1997 по 2000 год. Он датируется концом VI века до нашей эры и развивался в V и IV веках до нашей эры. Посвятительные надписи на венецианском языке и алфавите указывают на то, что он был посвящен Арно или Алтинуму, богу венетов . Таким образом, город был назван в честь этого бога. Он имел коммерческую роль, защищал торговлю местными сельскохозяйственными и промышленными товарами и лошадьми, а также импорт из Средиземного моря и за пределы Альп . Об этом свидетельствует его расположение у канала Санта-Мария, соединяющего его с лагуной. Кроме того, в его вотивных отложениях были предметы из Греции , Великой Греции и этрусков на равнине реки По . Его функция торгового центра показана в надписях. Они также демонстрируют мужской и военный характер из-за необходимости защиты продаваемых товаров. Это было одно из главных доримских святилищ в регионе. [4] [3]

В V веке до нашей эры это святилище представляло собой большое открытое пространство, окруженное прямоугольным портиком с двумя симметричными кельями в центре коротких сторон. Внутри двора, параллельно кельям, были обнаружены два больших ясеневых алтаря. За пределами этой территории обнаружены ямы с жертвенными останками и вотивными предметами. Останки многих лошадей были найдены в яме на краю святилища. Священная территория постепенно росла до романизации (2-1 века до н.э.). Это означает увеличение числа паломников по мере роста торговли города на Адриатическом море . [4] [5] Во второй половине I века до н.э. святилище стало посвящено римскому богу Юпитеру и приобрело вид священного леса. [50]

Стратиграфия, относящаяся к позднему бронзовому веку и переходу к железному веку, была обнаружена к юго-востоку от города в конце 1990-х годов и дальше на северо-восток, недалеко от реки Силе , в 2005 году. В 2002 году были датированы гробницы. конца VI — начала V в. до н.э. были найдены на восточной окраине города и к северу от него, у реки Зеро. Они были связаны с кладбищем, исследованным в конце 1970-х годов. [5] Доримское кладбище к северу от Альтинума занимало всю северную полосу, которую позже пересекал северный участок Виа-Анния и кладбище римского периода. Оно простиралось до левого берега реки Зеро. Такое расположение кладбищ на окраине города, разделенных водотоками, было типичным для других доримских городов Венетов, таких как Эсте и Падуя. Можно предположить, что водотоки играли особую роль в погребальных церемониях и представляли собой путь из города живых в город мертвых и переход в загробную жизнь. [4]

В 1999-2002 годах на участке Виа-Анния к юго-западу от Альтинума были обнаружены рвы и кладбища. Их датировка проблематична, поскольку дорога постепенно расширялась, пока не достигла ширины 12 метров. В районе Виа Клаудиа Августа , к северо-западу от города, были следы рвов и небольших каналов, возникшие в результате систематического разделения земель в поздней античности и проведения ремонтных работ. Более крупные участки земельного деления были отмечены в упомянутых районах на юго-западе, которые были связаны сетью рвов и каналов. Подобные следы были обнаружены южнее и дальше от города (5 км), недалеко от края лагуны, в пределах нынешней территории аэропорта, и на северо-востоке, в Портегранди, недалеко от края лагуны. [5]

Раскопки в центре города в 1995-97 годах выявили большой банный комплекс I-III веков. В начале 1990-х годов исследование слоя под городскими воротами на канале отодвинуло его датировку, которая ранее относилась к периоду Августа, к первой половине I века до нашей эры и выявило остатки впечатляющей церемонии закладки фундамента. . В слоях ниже территории августовского периода обнаружено древнее русло судоходного канала с причалами, являвшееся продолжением канала Силончелло (см. ниже). Создание систематического гидравлического плана восстановления хрупкой экосистемы лагуны восходит к первой половине I века до нашей эры. [5]

Систематические раскопки кладбищ в 2000 году обнаружили более 2000 гробниц и необычайное количество погребальных памятников, что делает Альтинум отличным местом для изучения погребальной архитектуры и ритуалов в северной Италии в период римской империи. Период Августа был периодом больших мавзолеев, особенно мавзолеев балдахинного типа, заимствованных из эгейско -восточных моделей. Несколько роскошных примеров были найдены на монументальном кладбище на Виа-Анния, где правящая элита начала строить свои грандиозные захоронения в последние десятилетия I века до нашей эры. В I веке н.э. их заменили многочисленные погребальные ограждения по обоим фасадам этого кладбища. Иногда они располагались близко друг к другу на длине более 170 м, при этом мавзолеи чередовались с различными типами погребальных построек и участками, занятыми только гробницами. Цилиндрические и восьмиугольные алтари, типичные для скульптурного искусства Альтинума, были постоянным декоративным элементом оградок. Вероятно, их размещали парами по углам. [4]

Южный участок канала Силончелло (см. Ниже) был заблокирован в последние десятилетия I века нашей эры, чтобы начать расширение города на восток. Об этом свидетельствует городской план нового района Огастан. [4]

В 2007 году группа геоморфологов из Падуанского университета провела исследование с использованием аэрофотоснимков видимого и ближнего инфракрасного диапазона (NIR) , которые были сделаны после периода длительной засухи, и разработала цифровую модель рельефа (DEM) для реконструкции городской топографии и Экологическая обстановка Altinum. NIR очень чувствителен к растительности, а отметки на полях подчеркивают археологические особенности. [22]

Посевы страдали от засухи и были очень чувствительны к присутствию под землей камней, кирпичей или уплотненной почвы. Они находились на разных стадиях созревания из-за различий в количестве воды в почве. Это привело к появлению более светлых следов, указывающих на каменную кладку, и обнажило очертания зданий на глубине не менее 40 см от поверхности. Более темные отметки обозначали вдавленные объекты, такие как канавы и каналы. К югу от центра города над тем местом, где раньше был канал, росла широкая полоса более спелых культур. Обследование охватило территорию в 100 гектаров . [51]

Карта города была реконструирована в мельчайших подробностях, раскрывая городскую ткань и водные пути, городские стены и ворота, уличную сеть и ранее неизвестные кварталы и здания, в том числе монументальные: амфитеатр , театр , одеон и форум , которые относятся к I веку до нашей эры и I веку нашей эры. Город располагался на вершине холма высотой 2–3 метра, и во времена Римской империи берег лагуны, вероятно, достигал подножия этого холма. Алтинум, вероятно, был частично окружен водой. Исследователи приходят к выводу, что результаты указывают на сложную городскую систему, «адаптированную к особенностям лагунной среды», и показывают, что «римляне успешно эксплуатировали амфибийную среду за несколько столетий до того, как начал возникать город Венеция». [22]

Карту Альтинума, реконструированную с помощью дистанционного зондирования, можно увидеть наложенной на Google Earth. [52]

Политический и административный центр города находился в самой северной части. Здесь, кроме очертаний форума, амфитеатра, театра и одеона, очертания Капитолия (храма Капитолийской Триады ) и базилики в ходе дистанционного зондирования 2007 года были выявлены также . Театр имел длину 120 м и радиус 60 м. Датируется между 40 и 20 годами до нашей эры. Он был одним из первых на севере Италии и одним из первых в провинциальном городке во всей Италии. Одеон был вдвое меньше. Амфитеатр находился на окраине, к северу от канала, обозначавшего северную границу города. Его длинная ось составляла 150 м, а размер был аналогичен размеру Арены ди Вероны (которая могла вместить 30 000 человек) и был больше, чем у Падуи и Аквилеи. [4]

В период с 2012 по 2015 год Венецианский университет Ка Фоскари проводил исследования на территории на востоке города, где геофизические исследования 2000 года выявили городскую территорию, дороги и здание с апсидой , которые соответствуют территории поздней Республики. монументальные городские ворота. В опросе 2007 года ситуация оказалась размытой. В период с 1989 по 1990 год проводились геофизические исследования на этом участке и прилегающем к нему на востоке. Выявлены ряд плинтусов вдоль главного канала и ответвляющегося от него вторичного канала. Это соответствует данным, взятым в 1972 году на восточном берегу вторичного канала, где были обнаружены фундаменты кирпичной набережной, опирающиеся на деревянные сваи, и семь прямоугольных постаментов, относящихся к большому зданию, идентифицированному как склад. Это говорит о том, что это был торговый район. [53]

В 2012 году было обследовано чуть менее половины территории. Основное внимание уделялось поверхностным находкам (на глубине 20–30 см). Эта территория в течение многих лет была занята лекарственными растениями и не распахивалась. Это было на отмеченном холме. Были найдены фрагменты керамики и архитектуры, монеты, глиняные материалы и другие предметы. Высокая концентрация штукатурки, мозаичной мозаики , архитектурных и каменных фрагментов указывает на наличие построек. Кампания 2014 года охватила остальную территорию и использовала те же методы. Электромагнитная разведка обнаружила три параллельные гравийные дороги с северо-востока на юго-запад средней длиной ок. 7 м и перпендикулярная им дорога вдоль северной окраины территории, параллельной каналу, обозначающему северную оконечность города. Другая структура такой же ориентации была обнаружена в центральной части исследования, но гравий не был обнаружен, и это мог быть канал. [53]

Находки некоторых скоплений остатков стекла и фрагментов тигля позволяют предположить, что здесь существовали стекольные заводы. Это важная находка, поскольку она может подтвердить гипотезу о том, что Альтинум играл роль в производстве стекла во времена Римской империи. [53]

Порт и каналы

[ редактировать ]

Сети рвов и каналов, обнаруженные к северо-западу, юго-западу и югу от Альтинума, каналы в городе и каналы, соединявшие город с лагуной, показывают, что Альтинуму необходимо было как соединить свой порт с лагуной, так и создать гидравлическую систему. чтобы управлять деликатными гидравлическими и экологическими условиями болотистой местности, в которой он находился. Это сформировало геоморфологию города . Витрувий дал некоторые указания на потребности управления болотистыми районами, включая Альтинум, а Страбон указал, что в городе есть система каналов (см. Выше). Альтинум успешно управлял своей часто заболоченной болотистой средой.

Посередине Альтинум пересекал главный канал с запада на восток. Продолговатый полукруглый канал обозначал северную границу центральной части города, а южный - южную границу. Эти три канала доходили до реки Зеро к западу от города. Канал Силончелло, который существует до сих пор, проходит по наклонной прямой линии с северо-востока на юго-запад от реки Силе . Он приближался к северо-восточной окраине города. Продолжение этого канала на юг было соединено с тремя упомянутыми каналами. Он продолжался к югу от города и достиг канала Санта-Мария, который существует до сих пор и проходит к югу от города от реки Дезе до лагуны на болоте Палуде-ди-Кона и, таким образом, соединял порт, который находился к востоку от пристройки. канал, в лагуну. Канал Силончелло поворачивает на восток под прямым углом прямо перед городом, а затем на юг, достигая Палуде-ди-Кона немного восточнее. Таким образом, в порт можно было попасть через Силончелло с востока и через Санта-Марию с запада. [54]

Канал Силончелло также продолжался на восток и доходил до реки Силе, недалеко от ее устья. В то время река Пьяве, должно быть, впадала в Силе. Пьяве был предпочтительным маршрутом для перевозки древесины из лесов Кадоре в Альтинум, о чем свидетельствует надпись, найденная в Фельтре . Таким образом, этот канал имел стратегическое значение для поставок древесины. Остатки причала длиной 192 м на западном берегу Силончелло были найдены в 1930 году в нескольких сотнях метров к северу от города. [54]

Район речного причала, обнаруженный между 1988 и 1993 годами на западном берегу канала с севера на юг, который был направлен на канал Силончелло. Там были склады с портиками. Пристань и русло канала находились ниже городских построек периода Августа. В этот период канал был засыпан. [54]

Монументальные городские ворота построены по образцу городских ворот с центральным корпусом и угловыми башнями. Его датируют первой половиной I века до нашей эры. Он был богато украшен. Центральный корпус с воротами имел по две башни с каждой стороны. С обеих сторон сооружение было окружено двумя короткими стенными участками, прикрепленными к башням. Он опирался на прочные сваи, сделанные из дубовых стволов. Это было на канале, обозначающем северную границу города. Канал пересекался, возможно, через две арки, по Cardus Maximus . Этот канал теперь превратился в ров. Это было показано на карте XVI века. Он все еще имел значительную ширину, был виден и в конце 19 века дошел до реки Зеро. Это был предпочтительный маршрут для доставки товаров из порта к некоторым предполагаемым причалам на северной границе города и к началу Виа Клаудиа Августа. [54]

В 1972 году недалеко от ворот, на восточном берегу второстепенного канала, ответвлявшегося от основного внутри городской территории, был обнаружен фундамент кирпичного причала высотой 16,3 м с полностью изогнутыми арками, соединенными с большим зданием. Его материалы датированы концом I века до нашей эры и серединой I века нашей эры. В ходе электромагнитной разведки на противоположном берегу канала были обнаружены остатки внушительного комплекса доков с портиками. Результаты показывают, что он растянулся под углом более 120 м, что, кажется, точно повторяет морфологию канала, ширина которого составляла около 10 м. [54]

Фундаменты еще одного причала с портиком, аналогично связанного с большим зданием, были обнаружены вдоль канала, обозначавшего южную границу города, дно которого в середине 60-х годов было обозначено значительной впадиной местности. Он тянулся на восток непосредственно перед северным плечом моста, соединявшего Виа-Анния с городом. Он датирован периодом поздней республики. Он находился в ключевом положении в непосредственной близости от южного въезда в город и вдоль речной дороги, которая начиналась от порта и, должно быть, проходила через канал Санта-Мария. К нему был подключен этот канал. Она также понравилась Виа Анния. Отсюда товары могли попасть на внутренние рынки по суше через Виа Анния или по широкому каналу с деревянными берегами, который обрамлял эту дорогу на севере. [54]

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

[ редактировать ]

«Венеция и ее лагуна» ЮНЕСКО Объект Всемирного наследия был создан в 1987 году. Он включает в себя археологическую зону Альтинум. [47]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Птолемей , География 3.1.30
  2. ^ Jump up to: а б с д и Бьянчин Читтон Э., Конец доисторических времен, в Тирелли М. (редактор), Altino Antica, dai Veneti a Venezia, Марсилио, 2011, стр. 47-49
  3. ^ Jump up to: а б с д Гамбакурта Г., Доримский Альтино (8-4 века до н. э.), в Тирелли М. Древний Альтино, от венецианцев до Венеции, Марсилио, 2011, стр. 59, 72.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Тирелли, М., Часть III, Альтино в археологическом парке Археоадриа в Верхней Адриатике» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2017 г. Проверено 18 марта 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Креши Марроне Г., Тирелли М., Что мы знаем (сегодня) о древнем Альтино, Атти, Томе, CLXV, Класс моральных наук, литературы и искусства, Файл III, IV, 2007 г.
  6. ^ Jump up to: а б Капюи, Л. Эпоха кельтизации, в Тирелли М. (ред.), Altino Antica, dai Veneti a Venezia, Марсилио, 2011, стр. 81-93
  7. ^ Страбон, География, 5.1.4.
  8. ^ География, 5.1.4
  9. ^ Jump up to: а б с д Тирелли М., Порт Алтинум
  10. ^ Креши Марроне Г., Романизация (вторая половина III - половина I века до н.э.) в Тирелли М., (ред.), Altino Antica, dai Veneti a Venezia, Марсилио, 2011, стр. 95
  11. ^ Jump up to: а б с д Креши Марроне Г., Голос древних в Тирелли М., (ред.) Altino Antica, dai Veneti a Venezia, Марсилио, 2011, стр. 34, 37]
  12. ^ Веллей Патеркул, Сборник римской истории, 2.76.2
  13. ^ Маускопф Делияннис, Д., Равенна в поздней античности, издательство Кембриджского университета, 2010, стр. 26; ISBN   978-0521836722
  14. ^ Септем Мария Уильям Смит (редактор), Словарь греческой и римской географии (1854 г.)
  15. ^ Тацит, Истории, 3.6.
  16. ^ Historia Augusta, Жизни Луция Вера, стр.7
  17. ^ Бирли, А.Р., Марк Аврелий: Биография, Routledge, 2 издание, 1993, стр. 194-97; ISBN   978-0415171250
  18. ^ Блаженные Святые
  19. Святой Иероним, письма, 60.12.
  20. Святой Иероним, Письма, 14.10.
  21. ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN   978-88-209-9070-1 ), с. 830
  22. ^ Jump up to: а б с д Нинфо А., Фонтана, Моцци П., Феррарезе Ф., Карта Альтинума, предка Венеции, Наука, том 325, 31 июля 2009 г., стр. 577–62.
  23. ^ Тирелли, М., Альтино, в Blason Scarel S. (ред.), Аттила и гунны: Mostra Itinerante (Каталоги выставок), L'Erma Di Bretschneider, 1995, стр. 50-52
  24. ^ Jump up to: а б Сперти Л., Чиприано С., Паведжио А., Дельпоццо Э., Альтинум обнаруживает скрытый муниципалитет с помощью ГИС, исторических исследований и новых раскопок, Материалы 12-й конференции ICA «Цифровые подходы к картографическому наследию», Венеция, 26-28 апреля 2017 г.
  25. ^ Tabula Peutingeriana, Альтино
  26. ^ Jump up to: а б с Поссенти Л. Поздний античный и средневековый период (4 век нашей эры - 639 год нашей эры) в Тирелли М. (редактор), Altino antica, dai veneti a Venezia, Марсилио, 2011, стр. 173
  27. ^ De Gaulle Ab Anonymous Ravennate Descripta Disseruit, Tabulamgue Addidit, Nabu Press, 2011; ISBN   978-1247013695
  28. ^ Jump up to: а б с Калаон Д., Quando Torcello Era Abitata (Когда Торчелло был заселен), регион Венето, 2013. С английским переводом.
  29. ^ Jump up to: а б Калаон Д., Поздняя античность и раннее средневековье: склады, элиты и поселения, Баллиана Э., Бернарди А., Бисконтин Г., Калаон Д., Фальчи Л., Фригатти К., Иззо Ф.К., Лонгега Г., Малагути К., Марканти А., Мелотти Э., Поволо К., Прециозо А., Савчич Б., Скантамбурло К., Скэтто Д., Сгобби М., Видал Д., Зендри Э., Раскопки Торчелло, общее наследие . С английским переводом
  30. ^ Латинская история, 2.4
  31. ^ Сартор И., Средневековый и современный Альтино, Доссон, (Тревизо), 1990, с. 48
  32. ^ Боевой, Эпиграммы, 4.25.1
  33. ^ Страбон, География, 5.1 5.
  34. ^ Страбон, География, 5.1.7.
  35. ^ Плиний Старший, Естественная история, 3.6.119 или 3.20.16 (издание Джона Бостока)
  36. ^ Плиний Старший, Естественная история, 3.7.126 или 3.22 (издание Джона Бостока)
  37. ^ Витрувий, Об архитектуре, 1.4.11.
  38. ^ Мавр Сервий Хонорат, Комментарий к Георгике Вергилия, 1.262
  39. ^ Поздравляем. Кинегетикон. 130-34
  40. ^ Плиний Старший, Естественная история, 32. 150.
  41. ^ Луций Юний Модерат Колумелла, De Re Rustica, 6.24.5
  42. ^ Луций Юний Модерат Колумелла, De Re Rustica, 7.2.3
  43. ^ Боевой, Эпиграммы, 14.155.
  44. ^ Тертуллиан, Де Палий 3-5
  45. ^ Рандо Д., Пограничная церковь, Венецианские церковные учреждения в VI-XII веках, 1994, Иль Мулино, 1994 с. 94; ISBN   978-8815043221
  46. ^ Ланфранчи Л., Зилле Г., Территория Венецианского герцогства с 8 по 12 века, в «Истории Венеции», Том 2, Венеция, Международный центр искусств и костюма, 1958, стр. 21-22.
  47. ^ Jump up to: а б Приветственная карта Altinum
  48. ^ Бьянчин Ситтон Э., Венето между поздним бронзовым веком и последним бронзовым веком: население и социально-экономические аспекты связи между Адриатикой и за Альпами в книге «От Эгейского моря до Адриатики: социальные организации, способы обмена и взаимодействие в постдворцовую эпоху (12-11 вв. до н.э.); Материалы международного семинара, Удине, 2006 г., Квазар, 2009 г., стр. 257-71; ISBN   978-8871403700 . Текст на английском и итальянском языках
  49. ^ Фиктивный Викисловарь
  50. ^ Чиприано С., Тирелли М., Священная территория в римскую эпоху, в Креши Марроне Г., Тирелли М., (ред.), Алтиной, Святилище Альтино: Священные сооружения по сравнению с местами поклонения вдоль Виа Анния, Материалы конференции, ( Венеция, 4-6 декабря 2006 г.), Исследования и исследования Цизальпийской Галлии, Квазар, Рим, 2009 г., стр. 61-80; ISBN   978-8871404103
  51. ^ Выдержки из статьи Times
  52. ^ Google Земля
  53. ^ Jump up to: а б с Чиприано С., Проект Альтино 2012-2015: исследование в Гьяччае, в Сперти Л, Сильвии Чиприано С., Монике Паган М., в Исследованиях и исследованиях в Альтино и в археологических музеях Венето, День археологии: раскопки и исследование Департамента гуманистических исследований Университета Ка Фоскари, 2016 г., стр. 74-79.
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж Тирелли М., Порт Альтино

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блейсон Скарел, С., изд. (1996). Аттила и гунны: Передвижная выставка (Каталоги выставок) (на итальянском языке). Рим: L'Erma Di Bretschneider. ISBN  978-8870628746 .
  • Креши Марроне Г., Тирелли М. (ред.), Высоко с небес. Телевизионный город. Особенности forma urbis, Исследования и исследования Цизальпийской Галлии, Квазар, 2012; ISBN   978-8871404660
  • Ментасти, Р. (2010). Альтино, стекло лагуны (на итальянском языке). Тревизо: Вианелло Либри. ISBN  978-88-7200-335-0 .
  • Тирелли, М., изд. (2011). Древний Альтино, от венецианцев до Венеции (на итальянском языке). Венеция: Марсилио. ISBN  9788831708333 .
  • Занкетта, Р. (2018). Альтино палеохристианский. История религии у истоков христианства на нашей земле (на итальянском языке). Тревизо: Майкл Эдизиони. ISBN  978-8896913543 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 577bf3086d5953007cac63993f8c08e3__1697007240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/e3/577bf3086d5953007cac63993f8c08e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Altinum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)