Карл Мария Сплетт
Карл Мария Сплетт (17 января 1898 г. - 5 марта 1964 г.) был немецким римско-католическим священником и епископом Данцига (Гданьска); его роль во время Второй мировой войны , особенно в качестве апостольского администратора Кульмской епархии , является спорной. После Второй мировой войны он был отдан под суд и заключен в тюрьму в Польше за предполагаемое сотрудничество с нацистским режимом, а затем депортирован в Западную Германию .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сплетт родился в Цоппоте (Сопот) в семье учителя, а затем вице-президента парламента Вольного города Данцига ( Volkstag ) Франца Сплетта. [ 1 ] Он посещал школу в Конице (Хойнице), Нойштадте (Вейхерово) и Данциге (Гданьск), где сдал аттестат зрелости в 1917 году. Сплетт изучал теологию и философию в семинарии в Кульмской епархии Пельплине , где он также выучил польский язык. [ 2 ] Он был рукоположен 10 июля 1921 года и после окончания Пельплина был отправлен в Рим для дальнейшего обучения, особенно в области канонического права , и практиковал в Sacra Rota Romana . [ 1 ]
Сплетт вернулся в Данциг в 1924 году и стал викарием в нескольких общинах тогдашней Апостольской администрации Данцига (возведенной в епархию в 1925 году). В 1935 году его повысили до капитула собора Оливы . [ 2 ] По словам Чеслава Мадайчика, Сплетт имел тесные отношения с нацистом Альбертом Форстером и преследовал планы по замене польского духовенства немецким. [ 3 ] Болеслав Кумор утверждает, что он предоставил Форстеру жилье, когда нацистский чиновник впервые прибыл в город, а Форстер в свою очередь поддержал Сплетта политически; в результате Сплетт пользовался полной поддержкой нацистской партии. [ 4 ] Форстер похвалил работу Сплетта для нацистов, сказав: «Это мой человек, я могу полностью положиться на его работу». [ 5 ]
Сплетт сменил Эдварда О'Рурка на посту главы Римско-католической епархии Данцига в 1938 году. В то время как нацисты, правившие Свободным государством Данциг с 1933 года, пытались назначить своего собственного кандидата Пола Шютца преемником епископа О'Рурка, Сплетт был назначен папой епископом. Сплетт также отказался назначить Шюца генеральным викарием, как того требовали местные нацисты. [ 6 ] Зофия Вашкевич утверждает, что его поддерживал нацист Форстер, который стал ее защитником. [ 7 ] [ 8 ]
Сам Сплетт 20 апреля 1939 года приказал церквям звонить в колокола в честь 50-летия Гитлера, а также молиться от его имени. [ 9 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Сплетт занимал должность епископа Данцига также после аннексии Свободного города Германией во время Второй мировой войны. 4 сентября Сплетт направил церквям письмо, в котором восхвалял вторжение Германии в Польшу и аннексию города нацистами и рекомендовал своей пастве молиться о Божьем благословении на Адольфа Гитлера. [ 10 ] Сразу после вторжения нацистский гауляйтер Альберт Форстер потребовал от Ватикана назначения Сплетта апостольским администратором Кульмской епархии . Польский епископ Войцех Оконьевский был вынужден бежать перед лицом нацистского вторжения, а его помощник Константин Доминик был интернирован нацистами. У Ватикана были сомнения, но 6 декабря 1939 года Папа Пий XII согласился с требованиями нацистов. [ 11 ] Его назначение было опротестовано польским правительством в изгнании как нарушение конкордата, подписанного с Римом. [ 11 ] Сплетт имел близкие отношения с нацистом Альбертом Форстером , который хвалил работу Сплетта для Германии. [ 3 ] Сплетт заменил польское духовенство немцами, введя 200 немецких священников в Хелмненскую епархию, где он вступил в должность с декабря 1939 года. После вторжения в Польшу семь из двенадцати польских священников и четыре немецких священника его епархии были убиты. [ 1 ] Во время его правления польское духовенство подвергалось притеснениям, а молитвы и мессы под его руководством восхваляли Гитлера. [ 3 ] Он также издал запрет на использование польского языка в церквях. Когда в мае 1940 года он запретил исповедь на польском языке, вмешался Ватикан и приказал снять запрет. [ 3 ] Сплетт не только защищал свой запрет, но и утверждал, что он призван «защитить» людей, делающих признательные показания. [ 3 ] После этого аргумента он попытался заявить, что признания на польском языке используются «в националистических целях». [ 3 ] В конце концов Ватикан принял его объяснение. [ 3 ] Помимо запрета польского языка, Сплетт приказал убрать польские знаки и имена на кладбищах, с памятников и могил, а также во всех церквях, находящихся под его юрисдикцией. [ 3 ] Когда семья попросила его спасти трех заключенных польских священников в лагере Штутгоф, он сказал им, что «польские священники - не апостолы, а предатели». [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Богдан Петка утверждает, что Сплетт своим послушным и раболепным отношением к нацистам не только привел к разрушению польской религиозной жизни в городе, но и своим равнодушным отношением способствовал жестокому истреблению польского духовенства и разграблению польских церквей. [ 15 ]
По словам Самерского, несколько приходов были захвачены после того, как Сплетт первоначально отказался запретить использование польского языка в своей епархии. [ 6 ] еще шесть священников были арестованы гестапо , [ 6 ] что вынудило его запретить использование польского языка в его епархии в апреле/мае 1940 года. [ 1 ]
По словам Дитера Шенка, 5 сентября 1939 года Сплетт протестовал против ареста католических священников, а в феврале 1940 года Сплетт направил список католических священников, ставших жертвами преследований после вторжения Германии в Польшу, в Рейхсканцлей , немецкий Красный Крест, Вермахт. Верховное командование , Reichssicherheitshauptamt и Gauleitung . [ 16 ] Питер Райна отмечает, что священники, которых Сплетт стремился защитить, были в основном немцами, а не поляками. [ 17 ] Шенк подчеркивает, что Сплетт не сотрудничал, а поддался убийственному давлению нацистов, в то время как Питер Райна оспаривает, что он находился под каким-либо давлением или опасностью, и заявляет, что действия Сплетта были совершены с полной осознанностью. [ 16 ] [ 17 ]
8 октября 1940 года нацистский гауляйтер Альберт Форстер похвалил Сплетта, заявив, что он «продолжает выполнять все мои пожелания и приказы». [ 18 ]
В октябре 1942 года Сплетт написал фельдмаршалу Герингу письмо, в котором объявил себя «немецким епископом» и заявил о своей готовности и преданности делу распространения немецкой культуры во всех церквях своей епархии. [ 11 ] В письме он перечислил усилия, предпринятые им по германизации польских территорий, и похвалился, что, делая это, он «без конца выполнил свой долг немецкого епископа». [ 19 ] [ 18 ] [ 9 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Суд в Польше
[ редактировать ]Он остался в Гданьске после того, как Советский Союз оккупировал город в марте 1945 года, и был арестован Красной Армией 25 марта 1945 года, но вскоре освобожден. [ 1 ] Он продолжал оказывать помощь оставшимся католическим жителям, которые не бежали, а также вновь прибывшим польским поселенцам. [ нужна ссылка ] . В начале августа 1945 года польский кардинал Август Хлонд потребовал от Сплетта уйти со своего поста, но Сплетт отказался это сделать. 9 августа Сплетт был арестован польскими властями и предан суду за сотрудничество и притеснение польского народа. В суде приняли участие 36 человек, из них 22 священника и 4 монахини. [ 20 ]
Стефан Самерски сообщает, что на протяжении всего периода содержания под стражей Хлонд делал вид, будто Папа Пий XII распустил Сплетта, но это было не так. [ 6 ] Хлонд раскритиковал отказ Сплетта уйти в отставку, поскольку католическая церковь в Польше находилась в конфликте с коммунистическими властями; Решение Сплетта дало повод против Церкви. 1 февраля 1946 года он был приговорен к восьми годам тюремного заключения и заключен в тюрьму Вронки . После освобождения из тюрьмы Сплетт содержался под домашним арестом в Старом Бореке на юге Польши и в монастыре Дукла .
Роберт Журек, заместитель директора Польского центра исторических исследований в Берлине: [ 21 ] рассматривает это как показательный процесс и часть антикатолической политики польского правительства после Второй мировой войны. Его целью было изобразить папскую политику как антипольскую, поскольку Ватикан доверил польскую епархию «немецкому шовинисту». Журек подчеркивает, что в заявлении от 16 января 1946 года даже польский Катовице епископ Станислав Адамский подчеркнул заслуги Сплетта в пастырском окормлении в оккупированной Польше. Адамски отметил, что Сплетт действовал под массированным давлением со стороны гестапо и что нацисты пытались представить епископа инициатором своей антипольской политики. Несмотря на давление польских властей, все католические священники, допрошенные в качестве свидетелей, дали оправдательные показания. [ 22 ]
Однако польские чиновники на самом деле не интересовались подоплекой действий Сплетта. [ нужна ссылка ] . Настоящая цель судебного процесса заключалась в том, чтобы оправдать прекращение действия Конкордата 1925 года польскими властями и отделить Польскую Католическую Церковь от Ватикана. [ 22 ]
Историк Питер Райна утверждает, что суд был справедливым и Сплетту было разрешено защищать себя свободно, без каких-либо трудностей, препятствий и в широком объеме. [ 17 ] Для Райны это не был показательный процесс, и вина Сплетта была очевидна; тот же приговор он получил бы, если бы его предстали перед судом в Нюрнберге. [ 17 ] Ян Зарин пишет, что хотя нападки на Сплетта часто были оскорбительными, они не были лишены оснований из-за его раболепного отношения к гестапо. [ 23 ] Профессор Ежи Серчик пишет, что из-за антипольских действий Сплетта во время войны в польском обществе почти не было неодобрения приговора Сплетту. [ 24 ]
Дальнейшая жизнь в Западной Германии
[ редактировать ]В 1956 году, после протестов Западной Германии и польского примаса кардинала Стефана Вышинского , новое польское правительство разрешило его эмиграцию в Западную Германию. Он оставался официальным епископом Данцига до своей смерти в 1964 году и активно пастырски заботился об изгнанном населении Данцига . [ 2 ] По возвращении он искал контактов и работал с «Bund der Danziger». [ 25 ] организация немцев, ранее проживавших в Гданьске, требовавшая аннексии польского города, а также «эвакуации поляков с нашей родины». [ 26 ] Публикация, с которой Сплетт работал в Западной Германии, называлась Unser Danzig ( «Наш Гданьск »), в которой Сплетт опубликовал в 1958 году, что право Германии на польские территории поддерживается самим Папой. [ 27 ] [ 28 ] По словам немецкого историка Дитера Шенка, и «Бунд дер Данцигер», и «Унсер Данциг» после войны служили убежищем для многих бывших нацистских активистов и чиновников. [ 29 ]
Он играл активную роль в улучшении германо-польских отношений на протяжении Второго Ватиканского Собора . [ 2 ] [ нужна цитата для проверки ]
Административную должность гданьского епископа занимали мелкие церковные чиновники. Его сменил Эдмунд Новицкий , его епископ-соадъютор с 1956 года.
Сплетт умер в Дюссельдорфе .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и biographie.de. Архивировано 15 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стефан Самерски (1995). «Сплетт, Карл Мария». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 10. Герцберг: Бауц. столбцы. 1043–1046. ISBN 3-88309-062-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чеслав Мадайчик. Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, страницы 177–212, том 2, Национальное научное издательство, Варшава, 1970 г.
- ↑ Современность 1914–1992, Том 8 Болеслав Кумор Редакция Люблинского католического университета, 2001 г.
- ↑ Верные Богу и стране: католическое духовенство в борьбе за независимость Польши во Второй мировой войне. Станислав Подлевский стр. 161 Ноябрь 1971 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Самерски, Стефан (2003). Данцигская епархия в фотографиях из жизни: ординарии, вспомогательные епископы, генеральные викарии, апостольские посетители с 1922/25 по 2000 год (на немецком языке). ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-6284-8 .
- ^ Политика Ватикана в отношении Польши 1939–1945 Зофия Вашкевич стр. 171 Штаты. Издатель Научный, 1980 г.
- ^ Новое время 1914–1992 - Том 8 - Страница 440 Болеслав Кумор – 2001 г. В таких обстоятельствах епископ Сплетт при поддержке викария Форстера
- ^ Перейти обратно: а б Доктор Александра Кмак-Памирская Трансформации образа епископа Карла Марии Сплетта в исторической памяти в Польше и в Германии на протяжении многих лет: Летняя школа современной истории, 2012 г., под ред. Камиль Дворачек, Лукаш Каминьский, Варшава, 2013 г., стр. 184–196, ISBN 978-83-7629-476-6 .
- ^ Рочник Гданьский, Том 59, стр. 157 Гданьское научное общество, 1999 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Церкви и религия во Второй мировой войне. Ян Банк, Лив Геверс, Bloomsbury Publishing, 2016 г. Глава 4. Церкви на оккупированных территориях
- ↑ Тысячелетие 1966 года: в свете документов МВД Ванда Чудзик Oficyna Wydawnicza Rytm, 1998 г. «Бывший епископ Сплетт назвал польских священников, заключенных в Штутгофе, предателями».
- ^ Венц - Том 35, выпуски 1–4 - стр. 117 1992 год "цитата из высказывания немецкого епископа Гданьска Карла Сплетта: "Польские священники - не апостолы, а предатели".
- ^ Места боев и мученичества в Быдгощском воеводстве 1939–1945 гг. - Страница 28 Зигмунт Дрвенцкий - 1969 г. Сплетт не только не предотвратил истребление польских священников, но и поддержал эту политику. Известно его высказывание о том, что «польские священники — не апостолы, а предатели» («Polnische Prister sind keine Apostel, sondern Verräter»).
- ^ Богдан Пентка: Петр Семков, «Политика Третьего рейха в отношении польского населения в бывшем Вольном городе Гданьске в 1939–1945 годах».
- ^ Перейти обратно: а б Шенк, Дитер . Епископ Сплетт поддался убийственному давлению национал-социалистов. Он не был коллаборационистом (PDF) (на немецком языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д Он заслужил наказание" Петер Райна Тыгодник Повшехны 42/2000
- ^ Перейти обратно: а б Ежегодник Гданьска, том 66 Национальный институт Оссолинских, 2006, стр. 188.
- ^ Приложение 1 Станислав Гершевский, Гданьское научное общество Збигнева Новака, 1992 – 367, стр. 291
- ↑ Католическая церковь на польских землях во время нацистской оккупации – стр. 299. Зенон Фиялковский - 1983 г. Во время суда над Сплеттом показания дали 36 человек, в том числе 22 священника и 2 монахини.
- ^ «Центр исторических исследований Польской академии наук в Берлине» . cbh.pan.pl. Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Журек, Роберт (2005). Между национализмом и примирением - Церкви и немецко-польские отношения 1945–1956 (на немецком языке). Бёлау. п. 249. ИСБН 3-412-10805-7 .
- ^ Церковь и власть в Польше (1945–1950) Ян Жарын, Общество Станислав Скарбимежский, стр. 1997 г. 1997 г.
- ^ «Тыгодник Повшехны Онлайн» . еженедельник.com.pl . Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Политика, выпуски 2348–2351. Издатель Современный РГП "Праса-Ксенжка-Рух", 2002 г. стр. 69
- ^ Немцы с Востока: исследование их миграции, переселения и последующей групповой истории, с 1945 года. Х.В. Шёнберг, стр. 186, 2012 г.
- ^ Организации соотечественников в Федеративной Республике Германии в 1945–1967 годах: с особым упором на Союз землевладельцев Западной Пруссии, Союз граждан Гданьска и Союз землевладельцев Вислы-Варты Рафала Фукса Видона. Познаньские, 1968, стр. 21.
- ^ CM Splett, О смерти Папы Пия XII. «Наш Данциг» выпуск 21.1 XI 1958 г.
- ^ Человек Гитлера в Данциге: Альберт Форстер и преступления нацистов в Данциге-Западная Пруссия Дитц, 2000 Дитер Шенк, стр. 192