Jump to content

Карл Мария Сплетт

Мемориальная доска в Оливском соборе

Карл Мария Сплетт (17 января 1898 г. - 5 марта 1964 г.) был немецким римско-католическим священником и епископом Данцига (Гданьска); его роль во время Второй мировой войны , особенно в качестве апостольского администратора Кульмской епархии , является спорной. После Второй мировой войны он был отдан под суд и заключен в тюрьму в Польше за предполагаемое сотрудничество с нацистским режимом, а затем депортирован в Западную Германию .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сплетт родился в Цоппоте (Сопот) в семье учителя, а затем вице-президента парламента Вольного города Данцига ( Volkstag ) Франца Сплетта. [ 1 ] Он посещал школу в Конице (Хойнице), Нойштадте (Вейхерово) и Данциге (Гданьск), где сдал аттестат зрелости в 1917 году. Сплетт изучал теологию и философию в семинарии в Кульмской епархии Пельплине , где он также выучил польский язык. [ 2 ] Он был рукоположен 10 июля 1921 года и после окончания Пельплина был отправлен в Рим для дальнейшего обучения, особенно в области канонического права , и практиковал в Sacra Rota Romana . [ 1 ]

Сплетт вернулся в Данциг в 1924 году и стал викарием в нескольких общинах тогдашней Апостольской администрации Данцига (возведенной в епархию в 1925 году). В 1935 году его повысили до капитула собора Оливы . [ 2 ] По словам Чеслава Мадайчика, Сплетт имел тесные отношения с нацистом Альбертом Форстером и преследовал планы по замене польского духовенства немецким. [ 3 ] Болеслав Кумор утверждает, что он предоставил Форстеру жилье, когда нацистский чиновник впервые прибыл в город, а Форстер в свою очередь поддержал Сплетта политически; в результате Сплетт пользовался полной поддержкой нацистской партии. [ 4 ] Форстер похвалил работу Сплетта для нацистов, сказав: «Это мой человек, я могу полностью положиться на его работу». [ 5 ]

Сплетт сменил Эдварда О'Рурка на посту главы Римско-католической епархии Данцига в 1938 году. В то время как нацисты, правившие Свободным государством Данциг с 1933 года, пытались назначить своего собственного кандидата Пола Шютца преемником епископа О'Рурка, Сплетт был назначен папой епископом. Сплетт также отказался назначить Шюца генеральным викарием, как того требовали местные нацисты. [ 6 ] Зофия Вашкевич утверждает, что его поддерживал нацист Форстер, который стал ее защитником. [ 7 ] [ 8 ]

Сам Сплетт 20 апреля 1939 года приказал церквям звонить в колокола в честь 50-летия Гитлера, а также молиться от его имени. [ 9 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Сплетт занимал должность епископа Данцига также после аннексии Свободного города Германией во время Второй мировой войны. 4 сентября Сплетт направил церквям письмо, в котором восхвалял вторжение Германии в Польшу и аннексию города нацистами и рекомендовал своей пастве молиться о Божьем благословении на Адольфа Гитлера. [ 10 ] Сразу после вторжения нацистский гауляйтер Альберт Форстер потребовал от Ватикана назначения Сплетта апостольским администратором Кульмской епархии . Польский епископ Войцех Оконьевский был вынужден бежать перед лицом нацистского вторжения, а его помощник Константин Доминик был интернирован нацистами. У Ватикана были сомнения, но 6 декабря 1939 года Папа Пий XII согласился с требованиями нацистов. [ 11 ] Его назначение было опротестовано польским правительством в изгнании как нарушение конкордата, подписанного с Римом. [ 11 ] Сплетт имел близкие отношения с нацистом Альбертом Форстером , который хвалил работу Сплетта для Германии. [ 3 ] Сплетт заменил польское духовенство немцами, введя 200 немецких священников в Хелмненскую епархию, где он вступил в должность с декабря 1939 года. После вторжения в Польшу семь из двенадцати польских священников и четыре немецких священника его епархии были убиты. [ 1 ] Во время его правления польское духовенство подвергалось притеснениям, а молитвы и мессы под его руководством восхваляли Гитлера. [ 3 ] Он также издал запрет на использование польского языка в церквях. Когда в мае 1940 года он запретил исповедь на польском языке, вмешался Ватикан и приказал снять запрет. [ 3 ] Сплетт не только защищал свой запрет, но и утверждал, что он призван «защитить» людей, делающих признательные показания. [ 3 ] После этого аргумента он попытался заявить, что признания на польском языке используются «в националистических целях». [ 3 ] В конце концов Ватикан принял его объяснение. [ 3 ] Помимо запрета польского языка, Сплетт приказал убрать польские знаки и имена на кладбищах, с памятников и могил, а также во всех церквях, находящихся под его юрисдикцией. [ 3 ] Когда семья попросила его спасти трех заключенных польских священников в лагере Штутгоф, он сказал им, что «польские священники - не апостолы, а предатели». [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Богдан Петка утверждает, что Сплетт своим послушным и раболепным отношением к нацистам не только привел к разрушению польской религиозной жизни в городе, но и своим равнодушным отношением способствовал жестокому истреблению польского духовенства и разграблению польских церквей. [ 15 ]

По словам Самерского, несколько приходов были захвачены после того, как Сплетт первоначально отказался запретить использование польского языка в своей епархии. [ 6 ] еще шесть священников были арестованы гестапо , [ 6 ] что вынудило его запретить использование польского языка в его епархии в апреле/мае 1940 года. [ 1 ]

По словам Дитера Шенка, 5 сентября 1939 года Сплетт протестовал против ареста католических священников, а в феврале 1940 года Сплетт направил список католических священников, ставших жертвами преследований после вторжения Германии в Польшу, в Рейхсканцлей , немецкий Красный Крест, Вермахт. Верховное командование , Reichssicherheitshauptamt и Gauleitung . [ 16 ] Питер Райна отмечает, что священники, которых Сплетт стремился защитить, были в основном немцами, а не поляками. [ 17 ] Шенк подчеркивает, что Сплетт не сотрудничал, а поддался убийственному давлению нацистов, в то время как Питер Райна оспаривает, что он находился под каким-либо давлением или опасностью, и заявляет, что действия Сплетта были совершены с полной осознанностью. [ 16 ] [ 17 ]

8 октября 1940 года нацистский гауляйтер Альберт Форстер похвалил Сплетта, заявив, что он «продолжает выполнять все мои пожелания и приказы». [ 18 ]

В октябре 1942 года Сплетт написал фельдмаршалу Герингу письмо, в котором объявил себя «немецким епископом» и заявил о своей готовности и преданности делу распространения немецкой культуры во всех церквях своей епархии. [ 11 ] В письме он перечислил усилия, предпринятые им по германизации польских территорий, и похвалился, что, делая это, он «без конца выполнил свой долг немецкого епископа». [ 19 ] [ 18 ] [ 9 ]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Суд в Польше

[ редактировать ]

Он остался в Гданьске после того, как Советский Союз оккупировал город в марте 1945 года, и был арестован Красной Армией 25 марта 1945 года, но вскоре освобожден. [ 1 ] Он продолжал оказывать помощь оставшимся католическим жителям, которые не бежали, а также вновь прибывшим польским поселенцам. [ нужна ссылка ] . В начале августа 1945 года польский кардинал Август Хлонд потребовал от Сплетта уйти со своего поста, но Сплетт отказался это сделать. 9 августа Сплетт был арестован польскими властями и предан суду за сотрудничество и притеснение польского народа. В суде приняли участие 36 человек, из них 22 священника и 4 монахини. [ 20 ]

Стефан Самерски сообщает, что на протяжении всего периода содержания под стражей Хлонд делал вид, будто Папа Пий XII распустил Сплетта, но это было не так. [ 6 ] Хлонд раскритиковал отказ Сплетта уйти в отставку, поскольку католическая церковь в Польше находилась в конфликте с коммунистическими властями; Решение Сплетта дало повод против Церкви. 1 февраля 1946 года он был приговорен к восьми годам тюремного заключения и заключен в тюрьму Вронки . После освобождения из тюрьмы Сплетт содержался под домашним арестом в Старом Бореке на юге Польши и в монастыре Дукла .

Роберт Журек, заместитель директора Польского центра исторических исследований в Берлине: [ 21 ] рассматривает это как показательный процесс и часть антикатолической политики польского правительства после Второй мировой войны. Его целью было изобразить папскую политику как антипольскую, поскольку Ватикан доверил польскую епархию «немецкому шовинисту». Журек подчеркивает, что в заявлении от 16 января 1946 года даже польский Катовице епископ Станислав Адамский подчеркнул заслуги Сплетта в пастырском окормлении в оккупированной Польше. Адамски отметил, что Сплетт действовал под массированным давлением со стороны гестапо и что нацисты пытались представить епископа инициатором своей антипольской политики. Несмотря на давление польских властей, все католические священники, допрошенные в качестве свидетелей, дали оправдательные показания. [ 22 ]

Однако польские чиновники на самом деле не интересовались подоплекой действий Сплетта. [ нужна ссылка ] . Настоящая цель судебного процесса заключалась в том, чтобы оправдать прекращение действия Конкордата 1925 года польскими властями и отделить Польскую Католическую Церковь от Ватикана. [ 22 ]

Историк Питер Райна утверждает, что суд был справедливым и Сплетту было разрешено защищать себя свободно, без каких-либо трудностей, препятствий и в широком объеме. [ 17 ] Для Райны это не был показательный процесс, и вина Сплетта была очевидна; тот же приговор он получил бы, если бы его предстали перед судом в Нюрнберге. [ 17 ] Ян Зарин пишет, что хотя нападки на Сплетта часто были оскорбительными, они не были лишены оснований из-за его раболепного отношения к гестапо. [ 23 ] Профессор Ежи Серчик пишет, что из-за антипольских действий Сплетта во время войны в польском обществе почти не было неодобрения приговора Сплетту. [ 24 ]

Дальнейшая жизнь в Западной Германии

[ редактировать ]

В 1956 году, после протестов Западной Германии и польского примаса кардинала Стефана Вышинского , новое польское правительство разрешило его эмиграцию в Западную Германию. Он оставался официальным епископом Данцига до своей смерти в 1964 году и активно пастырски заботился об изгнанном населении Данцига . [ 2 ] По возвращении он искал контактов и работал с «Bund der Danziger». [ 25 ] организация немцев, ранее проживавших в Гданьске, требовавшая аннексии польского города, а также «эвакуации поляков с нашей родины». [ 26 ] Публикация, с которой Сплетт работал в Западной Германии, называлась Unser Danzig ( «Наш Гданьск »), в которой Сплетт опубликовал в 1958 году, что право Германии на польские территории поддерживается самим Папой. [ 27 ] [ 28 ] По словам немецкого историка Дитера Шенка, и «Бунд дер Данцигер», и «Унсер Данциг» после войны служили убежищем для многих бывших нацистских активистов и чиновников. [ 29 ]

Он играл активную роль в улучшении германо-польских отношений на протяжении Второго Ватиканского Собора . [ 2 ] [ нужна цитата для проверки ]

Административную должность гданьского епископа занимали мелкие церковные чиновники. Его сменил Эдмунд Новицкий , его епископ-соадъютор с 1956 года.

Сплетт умер в Дюссельдорфе .

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и biographie.de. Архивировано 15 августа 2010 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Стефан Самерски (1995). «Сплетт, Карл Мария». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 10. Герцберг: Бауц. столбцы. 1043–1046. ISBN  3-88309-062-Х .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чеслав Мадайчик. Политика Третьего рейха в оккупированной Польше, страницы 177–212, том 2, Национальное научное издательство, Варшава, 1970 г.
  4. Современность 1914–1992, Том 8 Болеслав Кумор Редакция Люблинского католического университета, 2001 г.
  5. Верные Богу и стране: католическое духовенство в борьбе за независимость Польши во Второй мировой войне. Станислав Подлевский стр. 161 Ноябрь 1971 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Самерски, Стефан (2003). Данцигская епархия в фотографиях из жизни: ординарии, вспомогательные епископы, генеральные викарии, апостольские посетители с 1922/25 по 2000 год (на немецком языке). ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN  978-3-8258-6284-8 .
  7. ^ Политика Ватикана в отношении Польши 1939–1945 Зофия Вашкевич стр. 171 Штаты. Издатель Научный, 1980 г.
  8. ^ Новое время 1914–1992 - Том 8 - Страница 440 Болеслав Кумор – 2001 г. В таких обстоятельствах епископ Сплетт при поддержке викария Форстера
  9. ^ Перейти обратно: а б Доктор Александра Кмак-Памирская Трансформации образа епископа Карла Марии Сплетта в исторической памяти в Польше и в Германии на протяжении многих лет: Летняя школа современной истории, 2012 г., под ред. Камиль Дворачек, Лукаш Каминьский, Варшава, 2013 г., стр. 184–196, ISBN   978-83-7629-476-6 .
  10. ^ Рочник Гданьский, Том 59, стр. 157 Гданьское научное общество, 1999 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Церкви и религия во Второй мировой войне. Ян Банк, Лив Геверс, Bloomsbury Publishing, 2016 г. Глава 4. Церкви на оккупированных территориях
  12. Тысячелетие 1966 года: в свете документов МВД Ванда Чудзик Oficyna Wydawnicza Rytm, 1998 г. «Бывший епископ Сплетт назвал польских священников, заключенных в Штутгофе, предателями».
  13. ^ Венц - Том 35, выпуски 1–4 - стр. 117 1992 год "цитата из высказывания немецкого епископа Гданьска Карла Сплетта: "Польские священники - не апостолы, а предатели".
  14. ^ Места боев и мученичества в Быдгощском воеводстве 1939–1945 гг. - Страница 28 Зигмунт Дрвенцкий - 1969 г. Сплетт не только не предотвратил истребление польских священников, но и поддержал эту политику. Известно его высказывание о том, что «польские священники — не апостолы, а предатели» («Polnische Prister sind keine Apostel, sondern Verräter»).
  15. ^ Богдан Пентка: Петр Семков, «Политика Третьего рейха в отношении польского населения в бывшем Вольном городе Гданьске в 1939–1945 годах».
  16. ^ Перейти обратно: а б Шенк, Дитер . Епископ Сплетт поддался убийственному давлению национал-социалистов. Он не был коллаборационистом (PDF) (на немецком языке).
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Он заслужил наказание" Петер Райна Тыгодник Повшехны 42/2000
  18. ^ Перейти обратно: а б Ежегодник Гданьска, том 66 Национальный институт Оссолинских, 2006, стр. 188.
  19. ^ Приложение 1 Станислав Гершевский, Гданьское научное общество Збигнева Новака, 1992 – 367, стр. 291
  20. Католическая церковь на польских землях во время нацистской оккупации – стр. 299. Зенон Фиялковский - 1983 г. Во время суда над Сплеттом показания дали 36 человек, в том числе 22 священника и 2 монахини.
  21. ^ «Центр исторических исследований Польской академии наук в Берлине» . cbh.pan.pl. ​Проверено 18 февраля 2020 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Журек, Роберт (2005). Между национализмом и примирением - Церкви и немецко-польские отношения 1945–1956 (на немецком языке). Бёлау. п. 249. ИСБН  3-412-10805-7 .
  23. ^ Церковь и власть в Польше (1945–1950) Ян Жарын, Общество Станислав Скарбимежский, стр. 1997 г. 1997 г.
  24. ^ «Тыгодник Повшехны Онлайн» . еженедельник.com.pl . Проверено 18 февраля 2020 г.
  25. ^ Политика, выпуски 2348–2351. Издатель Современный РГП "Праса-Ксенжка-Рух", 2002 г. стр. 69
  26. ^ Немцы с Востока: исследование их миграции, переселения и последующей групповой истории, с 1945 года. Х.В. Шёнберг, стр. 186, 2012 г.
  27. ^ Организации соотечественников в Федеративной Республике Германии в 1945–1967 годах: с особым упором на Союз землевладельцев Западной Пруссии, Союз граждан Гданьска и Союз землевладельцев Вислы-Варты Рафала Фукса Видона. Познаньские, 1968, стр. 21.
  28. ^ CM Splett, О смерти Папы Пия XII. «Наш Данциг» выпуск 21.1 XI 1958 г.
  29. ^ Человек Гитлера в Данциге: Альберт Форстер и преступления нацистов в Данциге-Западная Пруссия Дитц, 2000 Дитер Шенк, стр. 192
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8207a64c31a4348cf4ced99a84bcbf57__1706815680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/57/8207a64c31a4348cf4ced99a84bcbf57.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carl Maria Splett - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)