Адольф Добрянский
Адольф Добрянский | |
---|---|
Адолф Добряньский | |
![]() Добрянский в Вене, 1883 г. | |
Рожденный | |
Умер | |
Образование | Bergakademie Schemnitz Банска Штьявница , Словакия |
Организации |
|
Известный | Русинский активизм, политика, литература |
Движение | Галицкая русофилия |
Награды | Орден Святого Владимира 4-й степени (1849 г.)
Орден Святой Анны 3-й степени (1849 г.) Орден Железной Короны 3-й степени (1857 г.). Орден Святой Анны 3-й степени (1862 г.) |
Адольф Добрянский [ 1 ] ( Германия : Adolf Ritter von Sacsurov Dobrzanski , Rusyn : Адолф Добряньский , Russian : Добрянский Адольф Иванович 19 December 1817 – 19 March 1901) был общественной фигурой и участником карпатского языка русского ; and writer.
Добрянский был сторонником возвращения греко-католиков в православие и автором многочисленных трудов, посвященных истории, этнографии, религиозному и политическому положению Карпатской Руси . Он также был признанным лидером карпато-русинского движения и активистом за культурное, языковое и этническое объединение Австро - Венгрии с этническими русскими России русинов .
Среди внуков Добрянского лингвист Г. Я. Геровский, политик А. Я. Геровский, художник И. Е. Грабарь и юрист В. Е. Грабарь.
Молодежь и образование
[ редактировать ]Добрянский родился в Рудлове , Словакия, в семье И.И. Добрянского, греко-католического священника (как и его дедушка) и Шарлотты Андреевны, урожденной Сепешази, дочери мэра Левочи .
Добрянские были старинным дворянским родом, который, согласно автобиографическим воспоминаниям Адольфа, восходил к православному герцогу Томову Сову, приехавшему в Венгрию в X веке вместе с венгерским принцем Гезой . Добрянские, скорее всего, были признаны дворянами в 1445 году мэром имения Маковица Кендесом , а их статус был подтвержден Законодательной палатой Марамароша в 1763 году.
Оба родителя были образованными людьми; его мать говорила по-немецки, по-венгерски, по-французски, знала латынь, украинский и церковнославянский языки . Он научился читать и писать по-русски дома; в пятилетнем возрасте его отправили к бабушке в Левочу учить немецкий язык. Там он начал посещать гимназию, которую проучил два года к 1828 году. Затем он закончил третий год обучения в Рожняве , где выучил венгерский язык. Он закончил четвертый и пятый курсы в Мишкольце , где изучил основы византийского обряда . На шестом и последнем курсе он снова учился в Левоче, где его отец (после перевода из Рудлова) был приходским священником в соседней Завадке .
Высшее образование он получил в Кошице на факультете философии и в Эгере , Венгрия, на юридическом факультете. Именно в это время сформировались его взгляды на мир, религию, общество и политику. В религиозном отношении он приблизился к православию и, будучи студентом, стал духовным лидером среди студентов, принявших славянофилию . После непродолжительной юридической практики он поступил в Академию горного и лесного хозяйства в Банской Штьявнице , где в течение четырех лет изучал горное управление и лесное хозяйство. Там он познакомился с галичанами , москвичами и другими славянами, приехавшими сюда учиться.
Государственная служба
[ редактировать ]В 1840 году Добрянский был назначен стажером в Виндшахт (ныне Штьявницке Бане ), два года спустя он был назначен kunst офицером , «ремесленным офицером». Через четыре года его наградили за выдающуюся службу и отправили в Вену , Австрия. Здесь под руководством лучших инженеров он смог усовершенствовать свои знания в строительных мастерских железной дороги Вена-Глокенберг. В 1847 году его отправили в Богемию , где он открыл каменные и угольные шахты и снова был назначен художественным офицером в Брандисе. Находясь в Богемии, он познакомился с Вацлавом Ханко, Карелом Гавличеком Боровским, Франтишеком Палацким, Франтишеком Ригером и многими другими панславистами.
В марте 1848 года ему было поручено вернуться в Венгрию, где он был представлен министру финансов Лайошу Кошуту Мая, а затем отправился в Штьявницкие бане , где его жена Элеонора Осиповна (урожденная Мильвьюс) жила со своими детьми. Там его с энтузиазмом встретили местные словаки. Он баллотировался на выборах в венгерский парламент, но результаты выборов были аннулированы, и министром стал Эрих Шембери (Шемберг).
Когда Венгерская революция той весной разразилась , жизнь Добрянского вскоре оказалась в опасности. Он бежал в Спиш и скрывался у своего отца, затем у своего зятя Яницкого М. Геровского в Малькове, пока не прибыла австрийская армия под командованием графа Шлика. Затем он переехал в Прешов, где начал собирать подписи под петицией императору Францу Иосифу о присоединении так называемой «Угро-Руси» (или Венгерской Руси ; также известной как Карпатская Русь ) к Галицкому королевству и Лодомерия , которая освободила бы подкарпатское население от венгерского господства. Когда ситуация в Венгрии изменилась, генерал Шлика был вынужден отступить, а Добрянский был взят в плен ганноверцами в начале 1849 года, после чего отправился в Галичину, остановившись в Тулице, где родился его сын Мирослав, прежде чем двинуться дальше в Пшемысль .
Позже Добрянский отправился во Львов , где остановился в архиепископстве возле Георгиевского собора. Во Львове он принял активное участие в галицко-русском национальном движении , познакомился с Куземским, Малиновским, Лотоцким, Величковским, Петрушевичем, Зубрским и другими. Он принимал участие в работе «Главного российского совета» и присутствовал на его заседаниях в качестве депутата. Их целью было еще раз подать просьбу галицкому графу-наместнику о присоединении Угро-Руси к Галицко-Лодомерийскому королевству. Затем Добрянский поехал в Вену за ответом, встретился с заместителем министра внутренних дел, и ему сказали, что профсоюз противоречит общественным интересам.
19 мая 1849 года Добрянский был назначен штатским комиссаром русской армии Франца Зичи, которая затем была направлена в союзную Австрию для подавления венгерского восстания. 13 июня Добрянский перешел в 3-й отряд под командованием генерала Фридриха фон Рюдигера . Позже он участвовал в сражениях при Ваци и Дебрецене , брал пленных при Вилагоше, присутствовал на приеме Рюдигером венгерской военной делегации в деревне Артанде, представившей петицию от имени всей венгерской армии об аннексии. Венгрии в Россию. несколько наград Позднее Добрянский получил от русского графа Ивана Паскевича : орден Св. Владимира 4-й степени, орден Св. Анны 3-й степени, а также медаль «За примирение Венгрии с Трансильванией».
После подавления восстания Добрянский некоторое время занимал должность верховного комиссара в уезде Бач-Бодрог . [ сомнительно – обсудить ] но был вынужден оставить эту работу из-за серьезной болезни. После выздоровления он отправился в Вену с несколькими карпато-русинскими патриотами. Делегацию, уполномоченную епископом Йосипом Гаганцем, принял император Франц Иосиф. Оно представило еще одну просьбу о присоединении Угро-Руси к Галичине. Эта просьба также была отклонена, но вскоре после этого был образован Ужгородский уезд , в котором на административные должности были назначены несколько русинов. Затем Добрянский принял должность второго окружного корреспондента (писаря) и должность губернатора Ужгорода. Это позволило ему более существенно посвятить себя национальному возрождению Угро-Руси. Под его руководством были назначены российские чиновники, в переговорах использовался русский язык, улицы были покрыты русскими вывесками. Это было негативно воспринято венграми в регионе и расценено как стремление к девенгеризации и ассимиляции русинов. Через пять месяцев Добрянский был отозван приказом командующего Кошицкого военного округа генерала Иоганн Бордоло фон Борео — в Сарис в качестве королевского комиссара по расследованию преступлений местного мэра и чиновников. Позднее он был назначен информатором в различных регионах: в 1851 г. секретарем 1-го класса при венгерском депутате, затем в 1853 г. членом депутатского совета в Велики-Варадине и впоследствии переведен на ту же должность в Будапеште. За выполнение этих задач он был удостоен чести правительства, а в 1857 году награжден орденом Железной Короны 3-й степени, а также рыцарским званием с правом присоединения к своей фамилии дворянской частицы Сачуров (после название деревни близ Рудлова, которую он купил).
В 1859 году Добрянский был избран членом-корреспондентом Королевского института за заслуги в химико-геологическом исследовании минеральных источников. В 1861 году он был на смотре тюрьмы в Мукачеве . В том же году он принял участие в выборах в венгерский сейм , стал депутатом, но венгры позаботились об аннулировании выборов. Он также был избран на перевыборах, но и эти результаты были аннулированы. В 1862 г. он получил орден Св. Анны 2-й степени по случаю празднования 1000-летия России, а в 1863 г. ему был присвоен чин австрийского советника. В том же году он также стал членом Matice Slovenska и сотрудничал с журналом Slovenské Noviny . [ 2 ] Вместе с Александром Духновичем Добрянский участвовал в организации и основании в 1863 году Общества св. Иоанна Предтечи в Прешове и в основании в 1864 году Литературного общества св. Василия Великого в Ужгороде — оба эти события способствовали распространению литературы. сосредоточено на духовном и культурном просвещении.
В 1864 году императорским указом Добрянский был также назначен советником Венгерской придворной канцелярии в Вене (высшего руководящего органа Венгрии до 1867 года). В конце концов он стал членом венгерского сейма в 1865 году и до 1868 года работал политиком, экономистом и оратором, внося предложения по развитию местного самоуправления, налоговым реформам и национальному самоопределению. В 1867 году он ушел с государственной службы и полностью посвятил себя национальному возрождению Карпатской Руси, поселившись в своем имении.
Культурная, образовательная и национальная деятельность
[ редактировать ]Вернувшись на родину, Добрянский много времени уделял просветительской, литературной и организационной работе. Он был главой Ордена Святого Василия Великого, который поддерживал закарпатскую, галицкую и словацкую прессу, уделял большое внимание церковным вопросам. В 1868 году он сформулировал план развития уро-русинской церкви и объявил о нем вместе с двумя другими членами сейма. Для венгров этот план был неприемлем; они стали выступать за автономию всей Венгерской католической церкви, а не только Угро-русинской униатской церкви. избрать специальный Совет Угро-Русинской церкви В ответ на критику со стороны Венгрии Добрянский предложил на Синоде 1869 года , где Добрянский представлял округ Земплин. Однако епископ Мукачевский Панкович и венгерское большинство Собора приняли резолюцию [ сомнительно – обсудить ] за полную автономию Венгерской католической церкви. В знак протеста Добрянский покинул совет и написал письмо, в котором выразил несогласие с решением участников. В результате поддержка многих лидеров уро-русинской и румынской церквей помешала реализации результатов обсуждений собора.
Однако Добрянский нажил новых врагов, к которым теперь присоединилось венгерское духовенство. В 1871 году он подвергся нападению венгерских националистов в Ужгороде, однако жертвой стал его сын Мирослав, получивший серьезные ранения. Добрянский больше не мог открыто посещать венгерские встречи или принимать участие в русских встречах, число которых без его руководства значительно сократилось. Он критиковал возникшую в 1870-х годах фракцию украинофилов за ущерб, который она наносила «русскому» делу; он также критиковал русофилов за бездействие. В 1875 году он на несколько месяцев посетил Россию и несколько крупных городов, встретившись с видными русскими мыслителями Константином Победоносцевым , Михаилом Катковым , И. С. Аксановым, Иваном Петровичем Корниловым, Сергеем Соловьевым , а также другими; также был принят царем Александром III .
Осенью 1881 года Адольф Добрянский по просьбе руководителей галицко-русского движения оставил свое имущество в Чертижном во Львове. Там он возглавил галицко-русинскую борьбу за национальное самоопределение, которая всячески подавлялась поляками, контролирующими регион. Он остановился у своего зятя Ю. М. Геровского, юриста и русинского активиста. Он охотно включился в борьбу и был избран председателем общества «Русское Казино», которое организовывало собрания галичан. Он пытался создать связи среди галицких патриотов, свести к минимуму противоречия между русофилами и украинофилами, объединить всех русинов для общих целей. Однако ситуация в Империи к тому времени уже изменилась; Австрия, которая раньше отдавала предпочтение русофилам, теперь вместо этого поддержала украинизацию Галичины. Таким образом, деятельность Добрянского была расценена как нежелательная. Поляки, в частности, видели в нем угрозу, что привело к судебному разбирательству против его дочери Ольги Грабарь и нескольких других российских сановников в 1882 году. После суда, на котором он был оправдан, Добрянский был вынужден переехать в Вену.
В Вене Добрянский почти непрерывно занимался литературной деятельностью. В период с 1882 по 1887 г. было опубликовано несколько его работ по истории «Галицкой Руси», Угро-Руси, церковному делу, этнографии и языкознанию. В 1883 году он обратился к папе по делу защиты И. Г. Наумовича, обвиненного в расколе во время суда над его дочерью. В 1885 году русский публицист П. Ф. Левдик опубликовал в Москве свою записку «О современных религиозно-политических отношениях Австро-Венгерской России» , состоявшую из ответов на письма галицко-русинских лидеров о роли русской печати. [ нужны разъяснения ] в Австрии. Большое внимание Добрянский уделял панславизму , развивая идеи единого славянского языка (т. е. межславянского ). Он участвовал в организации и работе славянских газет, таких как «Парламентар» , «Велеград » и «Славянский мир» , а также таких обществ, как Общество православной богемы .
В 1887 году, когда его дочь и зять переехали в Тироль вместе с женой и детьми , он последовал за ними в Инсбрук . Он прожил там до конца своей жизни, работая лидером местной славянской молодежи, и написал несколько работ на церковные и общественно-славянские темы, а также на темы общественно-политической и церковной жизни в современной России, в частности в работах Плоды учения графа Л. Н. Толстого и Вера и разум .
Адольф Добрянский умер 6 марта [ OS 19 марта] 1901 года в Инсбруке (Австро-Венгрия) после продолжительной болезни. Он был похоронен в Чертижне недалеко от Медзилаборце в восточной Словакии 13 марта [ OS 26 марта] при большом собрании. Церемонию отпевания совершили 12 священников.
Влияние и наследие
[ редактировать ]Словацкая газета «Сокол» в 1862 году писала об Адольфе Добрянском: «Это человек огромной энергии и всесторонних знаний. Он много работал над расширением железных дорог. Районы, где он работал, превращались в богатую, процветающую страну. За его труды , император посвятил его в рыцари. Он работал среди венгров и показал высшие достижения в своей работе, чтобы показать добродетели невенгерских народов, как русин. Он работал и среди словаков, и у них были только слова величайшей признательности и. благодарность Добрянскому».
Словацкий писатель Вильям Паулины-Тот писал о нем: «Что касается его характера, то он добрая душа, честный, славянин, истинный христианин, верно соблюдающий все правила своей греко-католической церкви. Он бесстрашен духом, светлый и веселый, любит и работает не покладая рук, не боится трудностей и опасностей.... В его доме живет любовь и мир, там он самый счастливый и блаженный в кругу своей семьи... Храни его, Боже , пусть он доживет до реализации желаний и желаний своей жизни».
Свободно владея девятью языками (венгерским, немецким, английским, французским, греческим, латинским, итальянским, словацким и русским), его статьи публиковались в Москве, Париже, Будапеште, Вене и других городах. Он был великим оратором и глубоко верил в Бога. Он научил людей возделывать землю, сажать и прививать деревья, заниматься пчеловодством. Он заботился о школьном образовании крестьянских детей. В своем завещании он повелел разделить свое имущество поровну между жителями Цертижне.
Семья
[ редактировать ]Адольф Добрянский был главой большой семьи; практически все его дети и внуки были известными деятелями русинского движения. Его старшая дочь Ольга вышла замуж за политика Эммануила Ивановича Грабаря и родила двоих сыновей - художника и искусствоведа Игоря и юриста Владимира. Его дочь Елена вышла замуж за лингвиста Антона Семеновича Будилова; от этого брака родились сын Борис, филолог, и дочь Лидия, ставшая женой карпато-русинского политика Юлиана Михайловича Геровского; из их детей филолог Георгий и политик Алексей прославились как русские [ двусмысленный ] активисты. Карпато-русинские лидеры также выдали замуж его дочерей Ирину (за П.Я. Гомичко) и Веру (за И.П. Продана). Кроме того, у него было трое сыновей – Владимир, Мирослав и Борис. В 2006 году мэром Рудлова был избран родственник Адольфа Добрянского - Милан Добранский.
Основные работы
[ редактировать ]- Проект Политической программы Австрийской Руси (1871 г.) — указывает на необходимость автономии всей Австрийской Руси и превращения ее в единое целое Австрийской Федеральной Империи. Национально-культурное единство русской нации не может быть нарушено даже сепаратистской деятельностью украинской партии, которая, по мнению автора, при невозможности воскрешения Украины в австрийской монархии, «должна работать солидарно со «всеми нашими интеллигенция». [ 3 ]
- Патриотические письма (1873) — в серии публикаций в галицко-русской газете « Слово » Добрянский критически рассматривает явление украинофилии. Он описывает «русскую» украинофилию не как национальное, а общественное движение, порожденное недовольством «малороссийского» казачества крепостным правом. С отменой крепостного права, полагал он, этот вопрос будет исчерпан и единство русского народа сможет быть восстановлено. Добрянский считал исторические, языковые и особенно политические конструкции «Украиноманова» абсурдными и вредными.
- Для западных границ Подкарпатской Руси, со времен св. Владимира (1880 г.) - Добрянский, ссылаясь на ранние летописные и этнографические данные, утверждает, что "Древняя Русь простиралась до Кракова, построенного на фундаментах древнего Русь, хотя сам был греко-католиком, последовательно проводил политику, направленную на возвращение униатов в православие. В рамках этой стратегии он отстаивал автономию «карпато-русских» греко-католиков. от епархиального начальства Венгрии и защищал церковный славянский язык и восточно-христианскую традицию. Добрянский посвятил свои сочинения «Ответу венгерско-русского духовенства Прешовской епархии своему епарху» (1881) и «Обращению к Папе от имени епархии». Угро-русское духовенство Прешовской епархии с вопросом о ношении бороды униатскими священниками» (1881 г.) к этим проблемы.
- Обращение И. Г. Наумовича (1883 г.) - попытка защитить отлученного отца И. Наумовича от Римско-католической церкви за попытку разжигания «раскола». Он противопоставляет упадок Галицко-Русской Греко-Католической Церкви, корни которой, по его мнению, коренятся в романизации, процветающему состоянию Православной Церкви.
- О современном религиозно-политическом положении Венгерской Руси (1885 г.) - В этом произведении Добрянский прямо советует своим соотечественникам не ждать помощи из Рима. Он утверждал, что при продолжении политики латинизации возвращение Галичины и Венгерской Руси будет неизбежным, и открыто призывал к этому движению. Эта книга была запрещена в Австрии. [ 4 ]
- Именование австро-венгерских русских (1885 г.) - В этой работе Добрянский на основе лингвистического, филологического и исторического анализа рассматривает термины « русин », « русин », « русь », « русский » быть идентичными. Эта полемическая работа противостояла официальной австро-украинской пропаганде, которая утверждала, что названия «русин» и «русин» относились только к « малороссам » Галичины и Подкарпатской Руси, а «русские» — только к « великороссам » Руси. Российская Империя . Добрянский показал несерьезность этих обвинений и вновь заявил об этническом, языковом и национально-культурном единстве всех «русских» национальностей.
- В день памяти св. мученика Димитрия (1886 г.) - Добрянский является и автором этого важного церковно-политического манифеста, в котором утверждает, что св. Мефодий был архиепископом автокефальной Славянской Церкви, но после его смерти немецкое духовенство а поддержавшее его моравское правительство воспрепятствовало назначению преемника Мефодия, которым должен был стать Агапон Здатный. Венгерская церковь до конца XII века также была православной; союз был принят только в конце XII века, во время правления Белы Третьего. Это означает, что Православная Церковь является исконной для всего славянского мира, для всей Восточной и даже Центральной Европы, а католичество было введено немецким правлением. Добрянский предлагал создание общей славянской федерации в следующей форме: славянские государства присоединялись к России на федеративных началах.
Богословские труды
[ редактировать ]Добрянский был стойким защитником славянофилов в Галичине и Угро-Руси, а также таких политических лидеров, как Константин Победоносцев . По их просьбе он занял принципиальную позицию против более прогрессивных западных «русских» и против сторонников церковной реформации. Он обсуждал их в Галиции в следующих работах:
- Календарные вопросы на Руси и на Западе (1894 г.) - Добрянский восклицает о точности сторонников юлианского календаря, основанной на подробном рассмотрении в контексте церковной истории. Он утверждает, что юлианский календарь «прост, удобен и практичен и до сих пор остается непревзойденным». По его мнению, Римская Церковь может освободиться от папского ига только путем возвращения к прочным традиционным устоям Церкви Христовой, то есть через воссоединение с Православной Церковью.
- Плоды учения графа Толстого (1896)
- Осуждение задуманной реформы русского церковного управления русскими либералами нашего времени православному народу Галичины (1899 г.) - Добрянский рассуждал о критике Н. Дурнова и деятельности Святейшего Синода и русинских духовных семинарий. Он защищал власть Святейшего Правительствующего Синода над Православной Русинской Церковью, выступал против антицерковных кампаний и обсуждал опасности как католической, так и протестантской пропаганды. В частности, он изобразил опасность распространения «самого равнодушного отношения к религии, которое издавна было известно в Западной Европе под названием «неконфессионализм или неверие»».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ДОБРИАНСКИЙ, Адольф. В: Биографический лексикон Словакии . Том. II С—Ф. Словацкая национальная библиотека; Национальный институт биографии. 2004.стр. 272–273. ISBN 80-89023-44-4 .
- ^ [Ф. Ф. Аристов. Цит. соч., стр.210]
- ^ [Ф. Ф. Аристов. Карпатские писцы. М., 1916 г., св. 164 – 165]
- ^ [Ф. Ф. Аристов. цит. соч., стр.180]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись о рождении и крещении – Греко-католический приход Рудлова; крещен как Адольф Добранский