Jump to content

Адольф Добрянский

Адольф Добрянский
Адолф Добряньский
Добрянский в Вене, 1883 г.
Рожденный ( 1817-12-19 ) 19 декабря 1817 г.
Умер ( 1901-03-19 ) 19 марта 1901 г.
Инсбрук , Австро-Венгрия (ныне Австрия )
Образование Bergakademie Schemnitz Банска Штьявница , Словакия
Организации
Известный Русинский активизм, политика, литература
Движение Галицкая русофилия
Награды Орден Святого Владимира 4-й степени (1849 г.)

Орден Святой Анны 3-й степени (1849 г.) Орден Железной Короны 3-й степени (1857 г.).

Орден Святой Анны 3-й степени (1862 г.)

Адольф Добрянский [ 1 ] ( Германия : Adolf Ritter von Sacsurov Dobrzanski , Rusyn : Адолф Добряньский , Russian : Добрянский Адольф Иванович 19 December 1817 – 19 March 1901) был общественной фигурой и участником карпатского языка русского ; and writer.

Добрянский был сторонником возвращения греко-католиков в православие и автором многочисленных трудов, посвященных истории, этнографии, религиозному и политическому положению Карпатской Руси . Он также был признанным лидером карпато-русинского движения и активистом за культурное, языковое и этническое объединение Австро - Венгрии с этническими русскими России русинов .

Среди внуков Добрянского лингвист Г. Я. Геровский, политик А. Я. Геровский, художник И. Е. Грабарь и юрист В. Е. Грабарь.

Молодежь и образование

[ редактировать ]

Добрянский родился в Рудлове , Словакия, в семье И.И. Добрянского, греко-католического священника (как и его дедушка) и Шарлотты Андреевны, урожденной Сепешази, дочери мэра Левочи .

Добрянские были старинным дворянским родом, который, согласно автобиографическим воспоминаниям Адольфа, восходил к православному герцогу Томову Сову, приехавшему в Венгрию в X веке вместе с венгерским принцем Гезой . Добрянские, скорее всего, были признаны дворянами в 1445 году мэром имения Маковица Кендесом , а их статус был подтвержден Законодательной палатой Марамароша в 1763 году.

Оба родителя были образованными людьми; его мать говорила по-немецки, по-венгерски, по-французски, знала латынь, украинский и церковнославянский языки . Он научился читать и писать по-русски дома; в пятилетнем возрасте его отправили к бабушке в Левочу учить немецкий язык. Там он начал посещать гимназию, которую проучил два года к 1828 году. Затем он закончил третий год обучения в Рожняве , где выучил венгерский язык. Он закончил четвертый и пятый курсы в Мишкольце , где изучил основы византийского обряда . На шестом и последнем курсе он снова учился в Левоче, где его отец (после перевода из Рудлова) был приходским священником в соседней Завадке .

Высшее образование он получил в Кошице на факультете философии и в Эгере , Венгрия, на юридическом факультете. Именно в это время сформировались его взгляды на мир, религию, общество и политику. В религиозном отношении он приблизился к православию и, будучи студентом, стал духовным лидером среди студентов, принявших славянофилию . После непродолжительной юридической практики он поступил в Академию горного и лесного хозяйства в Банской Штьявнице , где в течение четырех лет изучал горное управление и лесное хозяйство. Там он познакомился с галичанами , москвичами и другими славянами, приехавшими сюда учиться.

Государственная служба

[ редактировать ]

В 1840 году Добрянский был назначен стажером в Виндшахт (ныне Штьявницке Бане ), два года спустя он был назначен kunst офицером , «ремесленным офицером». Через четыре года его наградили за выдающуюся службу и отправили в Вену , Австрия. Здесь под руководством лучших инженеров он смог усовершенствовать свои знания в строительных мастерских железной дороги Вена-Глокенберг. В 1847 году его отправили в Богемию , где он открыл каменные и угольные шахты и снова был назначен художественным офицером в Брандисе. Находясь в Богемии, он познакомился с Вацлавом Ханко, Карелом Гавличеком Боровским, Франтишеком Палацким, Франтишеком Ригером и многими другими панславистами.

В марте 1848 года ему было поручено вернуться в Венгрию, где он был представлен министру финансов Лайошу Кошуту Мая, а затем отправился в Штьявницкие бане , где его жена Элеонора Осиповна (урожденная Мильвьюс) жила со своими детьми. Там его с энтузиазмом встретили местные словаки. Он баллотировался на выборах в венгерский парламент, но результаты выборов были аннулированы, и министром стал Эрих Шембери (Шемберг).

Когда Венгерская революция той весной разразилась , жизнь Добрянского вскоре оказалась в опасности. Он бежал в Спиш и скрывался у своего отца, затем у своего зятя Яницкого М. Геровского в Малькове, пока не прибыла австрийская армия под командованием графа Шлика. Затем он переехал в Прешов, где начал собирать подписи под петицией императору Францу Иосифу о присоединении так называемой «Угро-Руси» (или Венгерской Руси ; также известной как Карпатская Русь ) к Галицкому королевству и Лодомерия , которая освободила бы подкарпатское население от венгерского господства. Когда ситуация в Венгрии изменилась, генерал Шлика был вынужден отступить, а Добрянский был взят в плен ганноверцами в начале 1849 года, после чего отправился в Галичину, остановившись в Тулице, где родился его сын Мирослав, прежде чем двинуться дальше в Пшемысль .

Позже Добрянский отправился во Львов , где остановился в архиепископстве возле Георгиевского собора. Во Львове он принял активное участие в галицко-русском национальном движении , познакомился с Куземским, Малиновским, Лотоцким, Величковским, Петрушевичем, Зубрским и другими. Он принимал участие в работе «Главного российского совета» и присутствовал на его заседаниях в качестве депутата. Их целью было еще раз подать просьбу галицкому графу-наместнику о присоединении Угро-Руси к Галицко-Лодомерийскому королевству. Затем Добрянский поехал в Вену за ответом, встретился с заместителем министра внутренних дел, и ему сказали, что профсоюз противоречит общественным интересам.

19 мая 1849 года Добрянский был назначен штатским комиссаром русской армии Франца Зичи, которая затем была направлена ​​в союзную Австрию для подавления венгерского восстания. 13 июня Добрянский перешел в 3-й отряд под командованием генерала Фридриха фон Рюдигера . Позже он участвовал в сражениях при Ваци и Дебрецене , брал пленных при Вилагоше, присутствовал на приеме Рюдигером венгерской военной делегации в деревне Артанде, представившей петицию от имени всей венгерской армии об аннексии. Венгрии в Россию. несколько наград Позднее Добрянский получил от русского графа Ивана Паскевича : орден Св. Владимира 4-й степени, орден Св. Анны 3-й степени, а также медаль «За примирение Венгрии с Трансильванией».

После подавления восстания Добрянский некоторое время занимал должность верховного комиссара в уезде Бач-Бодрог . [ сомнительно обсудить ] но был вынужден оставить эту работу из-за серьезной болезни. После выздоровления он отправился в Вену с несколькими карпато-русинскими патриотами. Делегацию, уполномоченную епископом Йосипом Гаганцем, принял император Франц Иосиф. Оно представило еще одну просьбу о присоединении Угро-Руси к Галичине. Эта просьба также была отклонена, но вскоре после этого был образован Ужгородский уезд , в котором на административные должности были назначены несколько русинов. Затем Добрянский принял должность второго окружного корреспондента (писаря) и должность губернатора Ужгорода. Это позволило ему более существенно посвятить себя национальному возрождению Угро-Руси. Под его руководством были назначены российские чиновники, в переговорах использовался русский язык, улицы были покрыты русскими вывесками. Это было негативно воспринято венграми в регионе и расценено как стремление к девенгеризации и ассимиляции русинов. Через пять месяцев Добрянский был отозван приказом командующего Кошицкого военного округа генерала Иоганн Бордоло фон Борео — в Сарис в качестве королевского комиссара по расследованию преступлений местного мэра и чиновников. Позднее он был назначен информатором в различных регионах: в 1851 г. секретарем 1-го класса при венгерском депутате, затем в 1853 г. членом депутатского совета в Велики-Варадине и впоследствии переведен на ту же должность в Будапеште. За выполнение этих задач он был удостоен чести правительства, а в 1857 году награжден орденом Железной Короны 3-й степени, а также рыцарским званием с правом присоединения к своей фамилии дворянской частицы Сачуров (после название деревни близ Рудлова, которую он купил).

В 1859 году Добрянский был избран членом-корреспондентом Королевского института за заслуги в химико-геологическом исследовании минеральных источников. В 1861 году он был на смотре тюрьмы в Мукачеве . В том же году он принял участие в выборах в венгерский сейм , стал депутатом, но венгры позаботились об аннулировании выборов. Он также был избран на перевыборах, но и эти результаты были аннулированы. В 1862 г. он получил орден Св. Анны 2-й степени по случаю празднования 1000-летия России, а в 1863 г. ему был присвоен чин австрийского советника. В том же году он также стал членом Matice Slovenska и сотрудничал с журналом Slovenské Noviny . [ 2 ] Вместе с Александром Духновичем Добрянский участвовал в организации и основании в 1863 году Общества св. Иоанна Предтечи в Прешове и в основании в 1864 году Литературного общества св. Василия Великого в Ужгороде — оба эти события способствовали распространению литературы. сосредоточено на духовном и культурном просвещении.

В 1864 году императорским указом Добрянский был также назначен советником Венгерской придворной канцелярии в Вене (высшего руководящего органа Венгрии до 1867 года). В конце концов он стал членом венгерского сейма в 1865 году и до 1868 года работал политиком, экономистом и оратором, внося предложения по развитию местного самоуправления, налоговым реформам и национальному самоопределению. В 1867 году он ушел с государственной службы и полностью посвятил себя национальному возрождению Карпатской Руси, поселившись в своем имении.

Культурная, образовательная и национальная деятельность

[ редактировать ]

Вернувшись на родину, Добрянский много времени уделял просветительской, литературной и организационной работе. Он был главой Ордена Святого Василия Великого, который поддерживал закарпатскую, галицкую и словацкую прессу, уделял большое внимание церковным вопросам. В 1868 году он сформулировал план развития уро-русинской церкви и объявил о нем вместе с двумя другими членами сейма. Для венгров этот план был неприемлем; они стали выступать за автономию всей Венгерской католической церкви, а не только Угро-русинской униатской церкви. избрать специальный Совет Угро-Русинской церкви В ответ на критику со стороны Венгрии Добрянский предложил на Синоде 1869 года , где Добрянский представлял округ Земплин. Однако епископ Мукачевский Панкович и венгерское большинство Собора приняли резолюцию [ сомнительно обсудить ] за полную автономию Венгерской католической церкви. В знак протеста Добрянский покинул совет и написал письмо, в котором выразил несогласие с решением участников. В результате поддержка многих лидеров уро-русинской и румынской церквей помешала реализации результатов обсуждений собора.

Однако Добрянский нажил новых врагов, к которым теперь присоединилось венгерское духовенство. В 1871 году он подвергся нападению венгерских националистов в Ужгороде, однако жертвой стал его сын Мирослав, получивший серьезные ранения. Добрянский больше не мог открыто посещать венгерские встречи или принимать участие в русских встречах, число которых без его руководства значительно сократилось. Он критиковал возникшую в 1870-х годах фракцию украинофилов за ущерб, который она наносила «русскому» делу; он также критиковал русофилов за бездействие. В 1875 году он на несколько месяцев посетил Россию и несколько крупных городов, встретившись с видными русскими мыслителями Константином Победоносцевым , Михаилом Катковым , И. С. Аксановым, Иваном Петровичем Корниловым, Сергеем Соловьевым , а также другими; также был принят царем Александром III .

Осенью 1881 года Адольф Добрянский по просьбе руководителей галицко-русского движения оставил свое имущество в Чертижном во Львове. Там он возглавил галицко-русинскую борьбу за национальное самоопределение, которая всячески подавлялась поляками, контролирующими регион. Он остановился у своего зятя Ю. М. Геровского, юриста и русинского активиста. Он охотно включился в борьбу и был избран председателем общества «Русское Казино», которое организовывало собрания галичан. Он пытался создать связи среди галицких патриотов, свести к минимуму противоречия между русофилами и украинофилами, объединить всех русинов для общих целей. Однако ситуация в Империи к тому времени уже изменилась; Австрия, которая раньше отдавала предпочтение русофилам, теперь вместо этого поддержала украинизацию Галичины. Таким образом, деятельность Добрянского была расценена как нежелательная. Поляки, в частности, видели в нем угрозу, что привело к судебному разбирательству против его дочери Ольги Грабарь и нескольких других российских сановников в 1882 году. После суда, на котором он был оправдан, Добрянский был вынужден переехать в Вену.

В Вене Добрянский почти непрерывно занимался литературной деятельностью. В период с 1882 по 1887 г. было опубликовано несколько его работ по истории «Галицкой Руси», Угро-Руси, церковному делу, этнографии и языкознанию. В 1883 году он обратился к папе по делу защиты И. Г. Наумовича, обвиненного в расколе во время суда над его дочерью. В 1885 году русский публицист П. Ф. Левдик опубликовал в Москве свою записку «О современных религиозно-политических отношениях Австро-Венгерской России» , состоявшую из ответов на письма галицко-русинских лидеров о роли русской печати. [ нужны разъяснения ] в Австрии. Большое внимание Добрянский уделял панславизму , развивая идеи единого славянского языка (т. е. межславянского ). Он участвовал в организации и работе славянских газет, таких как «Парламентар» , «Велеград » и «Славянский мир» , а также таких обществ, как Общество православной богемы .

В 1887 году, когда его дочь и зять переехали в Тироль вместе с женой и детьми , он последовал за ними в Инсбрук . Он прожил там до конца своей жизни, работая лидером местной славянской молодежи, и написал несколько работ на церковные и общественно-славянские темы, а также на темы общественно-политической и церковной жизни в современной России, в частности в работах Плоды учения графа Л. Н. Толстого и Вера и разум .

Адольф Добрянский умер 6 марта [ OS 19 марта] 1901 года в Инсбруке (Австро-Венгрия) после продолжительной болезни. Он был похоронен в Чертижне недалеко от Медзилаборце в восточной Словакии 13 марта [ OS 26 марта] при большом собрании. Церемонию отпевания совершили 12 священников.

Влияние и наследие

[ редактировать ]

Словацкая газета «Сокол» в 1862 году писала об Адольфе Добрянском: «Это человек огромной энергии и всесторонних знаний. Он много работал над расширением железных дорог. Районы, где он работал, превращались в богатую, процветающую страну. За его труды , император посвятил его в рыцари. Он работал среди венгров и показал высшие достижения в своей работе, чтобы показать добродетели невенгерских народов, как русин. Он работал и среди словаков, и у них были только слова величайшей признательности и. благодарность Добрянскому».

Словацкий писатель Вильям Паулины-Тот писал о нем: «Что касается его характера, то он добрая душа, честный, славянин, истинный христианин, верно соблюдающий все правила своей греко-католической церкви. Он бесстрашен духом, светлый и веселый, любит и работает не покладая рук, не боится трудностей и опасностей.... В его доме живет любовь и мир, там он самый счастливый и блаженный в кругу своей семьи... Храни его, Боже , пусть он доживет до реализации желаний и желаний своей жизни».

Свободно владея девятью языками (венгерским, немецким, английским, французским, греческим, латинским, итальянским, словацким и русским), его статьи публиковались в Москве, Париже, Будапеште, Вене и других городах. Он был великим оратором и глубоко верил в Бога. Он научил людей возделывать землю, сажать и прививать деревья, заниматься пчеловодством. Он заботился о школьном образовании крестьянских детей. В своем завещании он повелел разделить свое имущество поровну между жителями Цертижне.

Адольф Добрянский был главой большой семьи; практически все его дети и внуки были известными деятелями русинского движения. Его старшая дочь Ольга вышла замуж за политика Эммануила Ивановича Грабаря и родила двоих сыновей - художника и искусствоведа Игоря и юриста Владимира. Его дочь Елена вышла замуж за лингвиста Антона Семеновича Будилова; от этого брака родились сын Борис, филолог, и дочь Лидия, ставшая женой карпато-русинского политика Юлиана Михайловича Геровского; из их детей филолог Георгий и политик Алексей прославились как русские [ двусмысленный ] активисты. Карпато-русинские лидеры также выдали замуж его дочерей Ирину (за П.Я. Гомичко) и Веру (за И.П. Продана). Кроме того, у него было трое сыновей – Владимир, Мирослав и Борис. В 2006 году мэром Рудлова был избран родственник Адольфа Добрянского - Милан Добранский.

Могила Адольфа Добрянского в селе Чертижне , Словакия.

Основные работы

[ редактировать ]
  • Проект Политической программы Австрийской Руси (1871 г.) — указывает на необходимость автономии всей Австрийской Руси и превращения ее в единое целое Австрийской Федеральной Империи. Национально-культурное единство русской нации не может быть нарушено даже сепаратистской деятельностью украинской партии, которая, по мнению автора, при невозможности воскрешения Украины в австрийской монархии, «должна работать солидарно со «всеми нашими интеллигенция». [ 3 ]
  • Патриотические письма (1873) — в серии публикаций в галицко-русской газете « Слово » Добрянский критически рассматривает явление украинофилии. Он описывает «русскую» украинофилию не как национальное, а общественное движение, порожденное недовольством «малороссийского» казачества крепостным правом. С отменой крепостного права, полагал он, этот вопрос будет исчерпан и единство русского народа сможет быть восстановлено. Добрянский считал исторические, языковые и особенно политические конструкции «Украиноманова» абсурдными и вредными.
  • Для западных границ Подкарпатской Руси, со времен св. Владимира (1880 г.) - Добрянский, ссылаясь на ранние летописные и этнографические данные, утверждает, что "Древняя Русь простиралась до Кракова, построенного на фундаментах древнего Русь, хотя сам был греко-католиком, последовательно проводил политику, направленную на возвращение униатов в православие. В рамках этой стратегии он отстаивал автономию «карпато-русских» греко-католиков. от епархиального начальства Венгрии и защищал церковный славянский язык и восточно-христианскую традицию. Добрянский посвятил свои сочинения «Ответу венгерско-русского духовенства Прешовской епархии своему епарху» (1881) и «Обращению к Папе от имени епархии». Угро-русское духовенство Прешовской епархии с вопросом о ношении бороды униатскими священниками» (1881 г.) к этим проблемы.
  • Обращение И. Г. Наумовича (1883 г.) - попытка защитить отлученного отца И. Наумовича от Римско-католической церкви за попытку разжигания «раскола». Он противопоставляет упадок Галицко-Русской Греко-Католической Церкви, корни которой, по его мнению, коренятся в романизации, процветающему состоянию Православной Церкви.
  • О современном религиозно-политическом положении Венгерской Руси (1885 г.) - В этом произведении Добрянский прямо советует своим соотечественникам не ждать помощи из Рима. Он утверждал, что при продолжении политики латинизации возвращение Галичины и Венгерской Руси будет неизбежным, и открыто призывал к этому движению. Эта книга была запрещена в Австрии. [ 4 ]
  • Именование австро-венгерских русских (1885 г.) - В этой работе Добрянский на основе лингвистического, филологического и исторического анализа рассматривает термины « русин », « русин », « русь », « русский » быть идентичными. Эта полемическая работа противостояла официальной австро-украинской пропаганде, которая утверждала, что названия «русин» и «русин» относились только к « малороссам » Галичины и Подкарпатской Руси, а «русские» — только к « великороссам » Руси. Российская Империя . Добрянский показал несерьезность этих обвинений и вновь заявил об этническом, языковом и национально-культурном единстве всех «русских» национальностей.
  • В день памяти св. мученика Димитрия (1886 г.) - Добрянский является и автором этого важного церковно-политического манифеста, в котором утверждает, что св. Мефодий был архиепископом автокефальной Славянской Церкви, но после его смерти немецкое духовенство а поддержавшее его моравское правительство воспрепятствовало назначению преемника Мефодия, которым должен был стать Агапон Здатный. Венгерская церковь до конца XII века также была православной; союз был принят только в конце XII века, во время правления Белы Третьего. Это означает, что Православная Церковь является исконной для всего славянского мира, для всей Восточной и даже Центральной Европы, а католичество было введено немецким правлением. Добрянский предлагал создание общей славянской федерации в следующей форме: славянские государства присоединялись к России на федеративных началах.

Богословские труды

[ редактировать ]

Добрянский был стойким защитником славянофилов в Галичине и Угро-Руси, а также таких политических лидеров, как Константин Победоносцев . По их просьбе он занял принципиальную позицию против более прогрессивных западных «русских» и против сторонников церковной реформации. Он обсуждал их в Галиции в следующих работах:

  • Календарные вопросы на Руси и на Западе (1894 г.) - Добрянский восклицает о точности сторонников юлианского календаря, основанной на подробном рассмотрении в контексте церковной истории. Он утверждает, что юлианский календарь «прост, удобен и практичен и до сих пор остается непревзойденным». По его мнению, Римская Церковь может освободиться от папского ига только путем возвращения к прочным традиционным устоям Церкви Христовой, то есть через воссоединение с Православной Церковью.
  • Плоды учения графа Толстого (1896)
  • Осуждение задуманной реформы русского церковного управления русскими либералами нашего времени православному народу Галичины (1899 г.) - Добрянский рассуждал о критике Н. Дурнова и деятельности Святейшего Синода и русинских духовных семинарий. Он защищал власть Святейшего Правительствующего Синода над Православной Русинской Церковью, выступал против антицерковных кампаний и обсуждал опасности как католической, так и протестантской пропаганды. В частности, он изобразил опасность распространения «самого равнодушного отношения к религии, которое издавна было известно в Западной Европе под названием «неконфессионализм или неверие»».
  1. ^ ДОБРИАНСКИЙ, Адольф. В: Биографический лексикон Словакии . Том. II С—Ф. Словацкая национальная библиотека; Национальный институт биографии. 2004.стр. 272–273. ISBN  80-89023-44-4 .
  2. ^ [Ф. Ф. Аристов. Цит. соч., стр.210]
  3. ^ [Ф. Ф. Аристов. Карпатские писцы. М., 1916 г., св. 164 – 165]
  4. ^ [Ф. Ф. Аристов. цит. соч., стр.180]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b9e67be7908684476a71dc2944a30ac__1718298900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/ac/9b9e67be7908684476a71dc2944a30ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adolf Dobriansky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)