Дело Гнилички
Дело Гнилички , обращение Гнилички или дело Гнилички [ 1 ] — политико-религиозный скандал, произошедший в Галичине в первые месяцы 1882 года.
В конце декабря 1881 года 129 крестьян, жителей села Гнилички , законно перешли из греко-католицизма в православие . Поводом для принятия такого решения стал спор со своим пастором и желание основать отдельный греко-католический приход. Ведущий русофильский активист отец Иван Наумович вдохновил их сменить религию, не осознавая до конца последствий. Однако политический характер обращения был быстро обнаружен, и решение о смене религии было отменено.
Обращение Гниличского побудило австрийские власти принять решительные меры против русофильского движения в целом. По мнению исследователей, австрийские политики были обеспокоены развитием российского панславизма , а когда отношения между Австрией и Россией ухудшились из-за противоречия интересов на Балканах , они решили использовать всю эту историю как предлог для подавления движения, выступавшего за Галичину. объединение с Россией. Отца Наумовича и группу из девяти других русофилов обвинили в государственной измене, шпионаже и нарушении общественного порядка. Эти обвинения были явно преувеличены и, по мнению историков, превышали реальные возможности подсудимых. В конечном итоге, вероятно, из-за давления со стороны российской дипломатии, суд закончился мягкими приговорами, вынесенными только за нарушение общественного порядка.
Дело Гнилички считается переломным событием в истории дебатов о культурном и национальном самосознании галицких украинцев. [ 1 ] Суд над Гниличским побудил ведущих русофилов эмигрировать в Россию, а Ватикан заменил львовского греко-католического митрополита Иосифа Сембратовича пропольским и пролатинским Сильвестром Сембратовичем .
Обращение жителей Гниличков
[ редактировать ]Обстоятельства события
[ редактировать ]По мнению Влодзимира Осадчи , вся ситуация стала результатом участия русофильских активистов в конфликте между настоятелем греко-католического прихода в Гниличках и жителями деревни Гнилички Мале. [ 2 ] Греко-католическое население, проживающее в этом селе, с 1877 года просило об учреждении филиального прихода из-за недостаточной по церковному уставу численности (800 человек). Бывший священник в Гниличках Ян Герасимович (Гарасимович) посоветовал подать запрос по этому поводу уездным властям и консистории . [ 2 ]
Конверсия
[ редактировать ]На рубеже 1881 и 1882 годов в галицкой прессе сообщалось, что 129 жителей села Гнилички Мале Збаражского уезда подали прошение о переходе из восточного католицизма в православие . [ 1 ] Заявление, адресованное уездному управлению, было датировано 25 декабря 1881 года и подписано 21 лицом. Они заявили о смене веры с греко-католицизма на православие от имени себя и своих несовершеннолетних детей. [ 2 ] В греко-католическую консисторию было отправлено более длинное письмо, в котором те же лица обвиняли Папу в нарушении положений Брестской унии , навязывании ее силой и разрушении церквей. В негативном отношении к русинскому населению обвинялись и священники латинского обряда, работавшие в Галичине. Особенно негативные высказывания делались в адрес иезуитов , сравнивая их с фарисеями и волками в овечьей шкуре. [ 3 ] Заявление завершилось декларацией лояльности императору Австрии. Отдельное письмо было адресовано настоятелю православного Свято-Георгиевского прихода во Львове. [ 2 ]
Расследование, проведенное греко-католической консисторией во Львове, показало, что жители Гнилицких Малых не знали о последствиях обращения. Они не понимали слова «православие» и считали, что поданные ими заявления касались лишь создания в селе отдельного греко-католического прихода. Письма в консисторию, написанного то ли отцом Наумовичем, то ли его сыном Николаем, они так и не прочитали. [ 2 ] После визита комиссии греко-католической консистории в Гнилички Мале они отменили решение об изменении веры. [ 4 ] Комиссия удовлетворилась этим заявлением и не стала проводить более глубокое расследование с целью найти вдохновителей обращения. Они приняли версию, что переход в православие крестьянам предложил местный помещик граф Делла Скала, мать которого принадлежала к этой вере. [ 3 ]
Сама по себе смена веры не считалась преступлением по австро-венгерскому законодательству. Однако в случае с обращением Гнилички власти пришли к выводу, что авторы заявлений руководствовались не религиозными, а политическими мотивами. Они также установили, что консисториальная комиссия недостаточно расследовала обстоятельства дела. [ 3 ] а известный русофильский активист, настоятель греко-католического прихода в Скалате Было признано, что в обвинениях против католицизма в заявлении указано, что текст написали не крестьяне Гнилицки , Иван Наумович . [ 2 ] Дальнейшее расследование позволило идентифицировать ведущего Ивана Шпундера как фактического лидера группы новообращенных. Шпундер поддерживал тесные контакты с отцом Наумовичем и разделял его политические взгляды. Другой важной фигурой в деле был Олекса Залуский, также русофил и друг отца Наумовича, который находился в конфликте с священником Гнилицких из-за неоднократного высказывания им однозначно антиправославных взглядов. [ 2 ] Видя недовольство жителей Гнилички Мале отсутствием церкви в их деревне, Шпундер стал продвигать идею принятия православия, которую передал ему отец Наумович. [ 2 ] В конце концов, он убедил жителей Гнилички-Мале, когда они узнали о планах построить новый греко-католический костел в Гнилицки-Вельке; как прихожане, они должны будут внести финансовый вклад в инвестиции. [ 5 ] Сам священнослужитель, по словам Влодзимежа Осадчи, хотел показать последствия политики австрийских властей, вмешивающихся в религиозную жизнь галицко-русинского населения, и тем самым заставить власть сделать выбор: пропагандировать латинский обряд или согласиться на распространение православия. [ 2 ]
Реакция властей Галичины и прессы
[ редактировать ]
Уездный администратор Збаража в докладе Высшему Императорскому и Царскому Губернаторству во Львове заявил, что события в Гнилицках были давно спланированной акцией антигосударственной деятельности, а также что:
Это нападение есть лишь вспышка широко распространенной русофильской агитации, направленной на возмущение крестьян, нарушение мира и порядка, разжигание национальной ненависти. [ 1 ]
При этом этот администратор, как и греко-католический священник Гнилички, утверждал, что никакой русофильской пропаганды в селе никогда не велось, а население не выражало особых симпатий к православию. Напротив, жандармерия города Нове-Сёло в донесении командованию округа в Збараже заявила, что:
Гнилички долго терпели бедность и нужду, потому что у них не было своего местного священника, о котором они просили, а власти не могли ему его делегировать, поэтому они отправили властям заявление о том, что перейдут в православие. [ 6 ]
Львовская пресса широко освещала дело Гнилицких, обвиняя русофилов в антигосударственном заговоре. [ 4 ] Дзенник Польский заявил, что агитация, проводимая этой группой, стала опасной для австрийского государства и требует решительного противодействия. Подобные комментарии появились и в других польских газетах. Краков Час интерпретировал обращение как свидетельство внутреннего упадка Греко-католической церкви. Подобные замечания были сделаны в газетах «Газета Народова» , «Пшеглон Львовский» , «Газета Краковская» , «Газета Костельна » и «Курьер Познаньский» . [ 3 ]
Сама Греко-католическая церковь стремилась разрядить ситуацию. [ 5 ] Митрополит Иосиф Сембратович 31 декабря 1881 года выступил с письмом в защиту католицизма, а двумя днями ранее осудил русофильские газеты «Пролом» и «Вице» . [ 3 ] Он также утверждал, что критические мнения о возглавляемой им Церкви преувеличены. [ 3 ] Однако после проведения предварительного расследования, однозначно установившего, что новообращенные из Гнилички не руководствовались религиозными мотивами, австрийские власти решили принять решительные меры против русофилов. [ 4 ] Это радикально отличало прежнее отношение властей к этому движению. На протяжении 1870-х годов к русофилии терпели, поскольку она не подрывала лояльности галицких украинцев к Австрии. Власти начали воспринимать это как опасное только в конце десятилетия, с развитием российского панславянского движения. [ 7 ] Бернадетта Войтович-Хубер подчеркивает, что на момент скандала австро-российские отношения были особенно напряженными из-за противоречия интересов обоих государств в Балканском регионе. Поэтому австрийские власти решили использовать все это дело как предлог для ликвидации движения, выступающего за объединение Галичины с Россией. [ 5 ]
В конце января 1882 года были арестованы отец Иван Наумович, редакторы русофильских изданий Иосиф Марков и Венедикт Площаньский, придворный советник Адольф Добрянский (Добжанский) и его дочь Ольга Грабар, а также Иван Шпундер и Олекса Залуский. [ 4 ] В конечном итоге обвинение предъявлено также отцу Николаю Огоновскому, активисту-русофилу Аполлону Ничаю и журналисту Исидору Трембицкому. [ 5 ] По словам Стефана Кеневича , губернатора Галичины, Анджей Казимеж Потоцкий , до сих пор терпивший деятельность русофилов, теперь решил их подавить. [ 4 ] Полиция обыскала дома арестованных, обнаружив ряд их писем и писем, в которых они высказывали даже более радикальную критику Брестской унии и католической церкви в целом, чем в опубликованных текстах, открыто выражая свои пророссийские взгляды. . Эти материалы считались достаточными доказательствами для предъявления самых серьезных обвинений, в том числе в государственной измене. [ 3 ]
Реакция церковных властей
[ редактировать ]Провинциал ордена иезуитов Генрик Ностиц-Яковский в письме папскому нунцию в Вене описал Серафино Ваннутелли Греко-католическую церковь как «пронизанную расколом». [ 3 ] Это письмо побудило Ваннутелли сообщить об этом Конгрегации по евангелизации народов , префект которой кардинал Джованни Симеони был озадачен позицией греко-католического духовенства, исповедующего русофильские взгляды. [ 3 ] Ваннутелли также связался с митрополитом Иосифом Сембратовичем, призвав его принять решительные меры. [ 3 ]
Суд над русофилами
[ редактировать ]Обвинение государственной против группы русофилов включало обвинения в измене , шпионаже , [ 7 ] и стремление отделить Буковину , части Венгрии и Восточную Галицию от Австрии. Прокурор обвинил подсудимых в распространении славянофильских концепций в сотрудничестве со Славянским благотворительным комитетом, тем самым занимаясь деятельностью в пользу России. [ 4 ] Участие части обвиняемых в церемониальном движении в Галичине также считалось частью пророссийской пропаганды. [ 8 ] По мнению Влодзимира Осадчи, обвинения были совершенно невероятными, а предполагаемые намерения обвиняемых выходили за рамки возможностей русофилов. [ 4 ] Джон-Пол Химка выразил аналогичную точку зрения. [ 8 ]
Суд над русофилами, также известный как процесс Ольги (Ольги) Грабар и ее товарищей, начался в Областном уголовном суде во Львове 12 июня 1882 года. Председательствующим судьей трибунала был украинский националист Лев Будзиновский. [ 7 ]
Обвиняемые восприняли суд как возможность публично выразить свои политические взгляды. [ 7 ] Давая показания в суде, отец Иван Наумович утверждал, что действовал из «гуманизма, религии, любви», будучи убежденным в отрицательном влиянии «иезуитов» на русинское население. [ 2 ] Он утверждал, что галицкие русины не делали различия между своей религией (греко-католицизмом) и православием, считая их одной «русинской верой». [ 4 ] Он высказал точку зрения, что увлечение русской культурой не подрывает лояльности к австрийскому государству. [ 9 ] Он подчеркнул, что не является организатором более широкого движения за обращение в православие, а лишь надеется, что подобный поступок жителей одного села побудит митрополита Львовского созвать провинциальный Синод, а Папу Римского — отозвать иезуитские и воскресные ордена из Галичины, что, по его мнению, способствовало полонизации украинского населения. [ 9 ] Он также коснулся вопросов, не связанных напрямую с судебным процессом, заявив, что польско-украинское сотрудничество в Галиции было бы возможно, если бы украинцам было гарантировано 47 мест в Сейме Галиции и Лодомерии , что дало бы им реальную возможность защитить свои собственные интересы. [ 7 ]
Русофильская пресса называла подсудимых мучениками, пострадавшими от польских интриг. Даже газеты, связанные с украинскими русофильскими фракциями, обычно враждебными русофилам, выразили солидарность с обвиняемыми и подчеркнули, что судебный процесс касается проблем всей русинской общины в Галичине (после суда эта поддержка ослабла). [ 7 ] В некоторых польских кругах дело также сочли искусственно раздутым. Российская пресса и дипломатия резко протестовали против суда над русофилами. Константин Победоносцев Обер-прокурор Святейшего Синода лично подал письмо протеста в посольство Австро-Венгрии. [ 4 ] По словам Чеслава Партача, только после суда над Гниличком австрийское правительство осознало значительную поддержку, которую русофилы получили из России, масштабы проправославной и пророссийской пропаганды в их прессе, а также существенную поддержку, которую движение получило от Иерархия Греко-католической церкви. [ 7 ]
По мнению Осадчи, позиция российской дипломатии и, следовательно, опасения Австрии по поводу ухудшения двусторонних отношений с Россией, возможно, повлияли на окончательные низкие приговоры в суде. [ 4 ] 29 июля 1882 года суд снял с подсудимых обвинение в государственной измене. [ 9 ] Доказательства их русофильских взглядов не подтвердили тезис обвинения о существовании широко распространенного заговора с целью отделения Галиции от Австрии. [ 8 ] Лишь М. Добрянский был признан виновным в сборе информации об украинских националистах и социалистах, действующих в Галичине. Суд оставил в силе обвинение в нарушении общественного порядка. [ 7 ] В результате отец Наумович был приговорен к восьми месяцам тюремного заключения, Площаньский — к пяти, Шпундер и Залуский — к трем. Осужденные также были обременены судебными издержками. Верховный суд Вены подтвердил вердикт суда низшей инстанции. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]По словам Влодзимежа Осадчи:
Отступничество от православия галицкой общины Гниличков Збаражского уезда потрясло не только провинцию, но и вызвало громкий резонанс в высших санах Вены и апостольских залах Рима. (...) Вена и Рим предприняли ряд решительных шагов, чтобы коренным образом повлиять на состояние русинов и Церкви, точнее, греко-католического обряда. [ 2 ]
Папа Лев XIII , внимательно следивший за ситуацией в Галичине, отстранил от должности греко-католического митрополита Львовского Иосифа Сембратовича . Он покинул Львов в октябре 1882 года. На соборе его сменил племянник Сильвестр Сембратович , сторонник польско-украинского взаимопонимания и латинизации греко-католического обряда. [ 10 ] Вместе с Иосифом Сембратовичем из капитула и консистории Львовской ушли и два каноника со схожими взглядами, что способствовало принятию Церковью нового политического курса, соответствующего взглядам новоназначенного митрополита. [ 7 ]
Под влиянием процесса Гнилички ослабла и активность русофилов. Некоторые из них уехали в Россию, другие решили временно ограничить свою деятельность. Ослабило и ритуальное движение, т. е. активность того греко-католического духовенства, которое стремилось удалить латинские элементы из греко-католической литургии. По мнению галицких префектов, дело Гниличского произвело ожидаемый, т. е. сдерживающий эффект. [ 11 ] По словам Чеслава Партача , суд над Ольгой Грабар ослабил русофильское движение на следующие двадцать лет. [ 7 ] Несмотря на ослабление русофильского движения, на выборах в сейм Галичины и Лодомерии в 1883 году его представители получили семь мандатов, а украинские националисты — только четыре. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Войтович-Хубер (2008 , стр. 133)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Осадчи (2007 , стр. 246–249)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Химка (1999 , стр. 74–77).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Осадчи (2007 , стр. 251–253)
- ^ Jump up to: а б с д Войтович-Хубер (2008 , стр. 134–135)
- ^ Войтович-Хубер (2008 , стр. 134–136)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Партач (1997 , стр. 37–39)
- ^ Jump up to: а б с Химка (1999 , стр. 78–80).
- ^ Jump up to: а б с Войтович-Хубер (2008 , стр. 137–139)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 254)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 255)
- ^ Партач (1997 , стр. 41)
Библиография
[ редактировать ]- Войтович-Хубер, Бернадетта (2008). «Отцы нации». Греко-католическое духовенство в национальном движении галицких русинов (1867-1918) (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0383-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Осадчи, Влодзимеж (2007). Святая Русь. Развитие и влияние идеи православия в Галичине (на польском языке). Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. ISBN 978-83-227-2672-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Химка, Джон-Пол (1999). Религия и национальность в Западной Украине. Греко-католическая церковь и русинское национальное движение в Галиции, 1867-1900 гг . Монреаль: McGill-Queen's Press. ISBN 0-7735-1812-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Партач, Чеслав (1997). От Бадени до Потоцких. Польско-украинские отношения в Галичине в 1888-1908 годах (на польском языке). Торунь: Издательство Адама Маршалека. ISBN 83-7174-090-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )