Jump to content

Дело Гнилички

Иван Наумович

Дело Гнилички , обращение Гнилички или дело Гнилички [ 1 ] — политико-религиозный скандал, произошедший в Галичине в первые месяцы 1882 года.

В конце декабря 1881 года 129 крестьян, жителей села Гнилички , законно перешли из греко-католицизма в православие . Поводом для принятия такого решения стал спор со своим пастором и желание основать отдельный греко-католический приход. Ведущий русофильский активист отец Иван Наумович вдохновил их сменить религию, не осознавая до конца последствий. Однако политический характер обращения был быстро обнаружен, и решение о смене религии было отменено.

Обращение Гниличского побудило австрийские власти принять решительные меры против русофильского движения в целом. По мнению исследователей, австрийские политики были обеспокоены развитием российского панславизма , а когда отношения между Австрией и Россией ухудшились из-за противоречия интересов на Балканах , они решили использовать всю эту историю как предлог для подавления движения, выступавшего за Галичину. объединение с Россией. Отца Наумовича и группу из девяти других русофилов обвинили в государственной измене, шпионаже и нарушении общественного порядка. Эти обвинения были явно преувеличены и, по мнению историков, превышали реальные возможности подсудимых. В конечном итоге, вероятно, из-за давления со стороны российской дипломатии, суд закончился мягкими приговорами, вынесенными только за нарушение общественного порядка.

Дело Гнилички считается переломным событием в истории дебатов о культурном и национальном самосознании галицких украинцев. [ 1 ] Суд над Гниличским побудил ведущих русофилов эмигрировать в Россию, а Ватикан заменил львовского греко-католического митрополита Иосифа Сембратовича пропольским и пролатинским Сильвестром Сембратовичем .

Обращение жителей Гниличков

[ редактировать ]

Обстоятельства события

[ редактировать ]

По мнению Влодзимира Осадчи [ pl ] , вся ситуация стала результатом участия русофильских активистов в конфликте между настоятелем греко-католического прихода в Гниличках и жителями деревни Гнилички Мале. [ 2 ] Греко-католическое население, проживающее в этом селе, с 1877 года просило об учреждении филиального прихода из-за недостаточной по церковному уставу численности (800 человек). Бывший священник в Гниличках Ян Герасимович (Гарасимович) посоветовал подать запрос по этому поводу уездным властям и консистории . [ 2 ]

Конверсия

[ редактировать ]

На рубеже 1881 и 1882 годов в галицкой прессе сообщалось, что 129 жителей села Гнилички Мале Збаражского уезда подали прошение о переходе из восточного католицизма в православие . [ 1 ] Заявление, адресованное уездному управлению, было датировано 25 декабря 1881 года и подписано 21 лицом. Они заявили о смене веры с греко-католицизма на православие от имени себя и своих несовершеннолетних детей. [ 2 ] В греко-католическую консисторию было отправлено более длинное письмо, в котором те же лица обвиняли Папу в нарушении положений Брестской унии , навязывании ее силой и разрушении церквей. В негативном отношении к русинскому населению обвинялись и священники латинского обряда, работавшие в Галичине. Особенно негативные высказывания делались в адрес иезуитов , сравнивая их с фарисеями и волками в овечьей шкуре. [ 3 ] Заявление завершилось декларацией лояльности императору Австрии. Отдельное письмо было адресовано настоятелю православного Свято-Георгиевского прихода во Львове. [ 2 ]

Расследование, проведенное греко-католической консисторией во Львове, показало, что жители Гнилицких Малых не знали о последствиях обращения. Они не понимали слова «православие» и считали, что поданные ими заявления касались лишь создания в селе отдельного греко-католического прихода. Письма в консисторию, написанного то ли отцом Наумовичем, то ли его сыном Николаем, они так и не прочитали. [ 2 ] После визита комиссии греко-католической консистории в Гнилички Мале они отменили решение об изменении веры. [ 4 ] Комиссия удовлетворилась этим заявлением и не стала проводить более глубокое расследование с целью найти вдохновителей обращения. Они приняли версию, что переход в православие крестьянам предложил местный помещик граф Делла Скала, мать которого принадлежала к этой вере. [ 3 ]

Сама по себе смена веры не считалась преступлением по австро-венгерскому законодательству. Однако в случае с обращением Гнилички власти пришли к выводу, что авторы заявлений руководствовались не религиозными, а политическими мотивами. Они также установили, что консисториальная комиссия недостаточно расследовала обстоятельства дела. [ 3 ] а известный русофильский активист, настоятель греко-католического прихода в Скалате Было признано, что в обвинениях против католицизма в заявлении указано, что текст написали не крестьяне Гнилицки , Иван Наумович . [ 2 ] Дальнейшее расследование позволило идентифицировать ведущего Ивана Шпундера как фактического лидера группы новообращенных. Шпундер поддерживал тесные контакты с отцом Наумовичем и разделял его политические взгляды. Другой важной фигурой в деле был Олекса Залуский, также русофил и друг отца Наумовича, который находился в конфликте с священником Гнилицких из-за неоднократного высказывания им однозначно антиправославных взглядов. [ 2 ] Видя недовольство жителей Гнилички Мале отсутствием церкви в их деревне, Шпундер стал продвигать идею принятия православия, которую передал ему отец Наумович. [ 2 ] В конце концов, он убедил жителей Гнилички-Мале, когда они узнали о планах построить новый греко-католический костел в Гнилицки-Вельке; как прихожане, они должны будут внести финансовый вклад в инвестиции. [ 5 ] Сам священнослужитель, по словам Влодзимежа Осадчи, хотел показать последствия политики австрийских властей, вмешивающихся в религиозную жизнь галицко-русинского населения, и тем самым заставить власть сделать выбор: пропагандировать латинский обряд или согласиться на распространение православия. [ 2 ]

Реакция властей Галичины и прессы

[ редактировать ]
Губернатор Галиции Анджей Потоцкий после дела Гниличека решил действовать решительно против русофилов

Уездный администратор Збаража в докладе Высшему Императорскому и Царскому Губернаторству во Львове заявил, что события в Гнилицках были давно спланированной акцией антигосударственной деятельности, а также что:

Это нападение есть лишь вспышка широко распространенной русофильской агитации, направленной на возмущение крестьян, нарушение мира и порядка, разжигание национальной ненависти. [ 1 ]

При этом этот администратор, как и греко-католический священник Гнилички, утверждал, что никакой русофильской пропаганды в селе никогда не велось, а население не выражало особых симпатий к православию. Напротив, жандармерия города Нове-Сёло в донесении командованию округа в Збараже заявила, что:

Гнилички долго терпели бедность и нужду, потому что у них не было своего местного священника, о котором они просили, а власти не могли ему его делегировать, поэтому они отправили властям заявление о том, что перейдут в православие. [ 6 ]

Львовская пресса широко освещала дело Гнилицких, обвиняя русофилов в антигосударственном заговоре. [ 4 ] Дзенник Польский заявил, что агитация, проводимая этой группой, стала опасной для австрийского государства и требует решительного противодействия. Подобные комментарии появились и в других польских газетах. Краков Час интерпретировал обращение как свидетельство внутреннего упадка Греко-католической церкви. Подобные замечания были сделаны в газетах «Газета Народова» , «Пшеглон Львовский» , «Газета Краковская» , «Газета Костельна » и «Курьер Познаньский» . [ 3 ]

Сама Греко-католическая церковь стремилась разрядить ситуацию. [ 5 ] Митрополит Иосиф Сембратович 31 декабря 1881 года выступил с письмом в защиту католицизма, а двумя днями ранее осудил русофильские газеты «Пролом» и «Вице» . [ 3 ] Он также утверждал, что критические мнения о возглавляемой им Церкви преувеличены. [ 3 ] Однако после проведения предварительного расследования, однозначно установившего, что новообращенные из Гнилички не руководствовались религиозными мотивами, австрийские власти решили принять решительные меры против русофилов. [ 4 ] Это радикально отличало прежнее отношение властей к этому движению. На протяжении 1870-х годов к русофилии терпели, поскольку она не подрывала лояльности галицких украинцев к Австрии. Власти начали воспринимать это как опасное только в конце десятилетия, с развитием российского панславянского движения. [ 7 ] Бернадетта Войтович-Хубер подчеркивает, что на момент скандала австро-российские отношения были особенно напряженными из-за противоречия интересов обоих государств в Балканском регионе. Поэтому австрийские власти решили использовать все это дело как предлог для ликвидации движения, выступающего за объединение Галичины с Россией. [ 5 ]

В конце января 1882 года были арестованы отец Иван Наумович, редакторы русофильских изданий Иосиф Марков и Венедикт Площаньский, придворный советник Адольф Добрянский (Добжанский) и его дочь Ольга Грабар, а также Иван Шпундер и Олекса Залуский. [ 4 ] В конечном итоге обвинение предъявлено также отцу Николаю Огоновскому, активисту-русофилу Аполлону Ничаю и журналисту Исидору Трембицкому. [ 5 ] По словам Стефана Кеневича , губернатора Галичины, Анджей Казимеж Потоцкий , до сих пор терпивший деятельность русофилов, теперь решил их подавить. [ 4 ] Полиция обыскала дома арестованных, обнаружив ряд их писем и писем, в которых они высказывали даже более радикальную критику Брестской унии и католической церкви в целом, чем в опубликованных текстах, открыто выражая свои пророссийские взгляды. . Эти материалы считались достаточными доказательствами для предъявления самых серьезных обвинений, в том числе в государственной измене. [ 3 ]

Реакция церковных властей

[ редактировать ]

Провинциал ордена иезуитов Генрик Ностиц-Яковский [ pl ] в письме папскому нунцию в Вене описал Серафино Ваннутелли Греко-католическую церковь как «пронизанную расколом». [ 3 ] Это письмо побудило Ваннутелли сообщить об этом Конгрегации по евангелизации народов , префект которой кардинал Джованни Симеони был озадачен позицией греко-католического духовенства, исповедующего русофильские взгляды. [ 3 ] Ваннутелли также связался с митрополитом Иосифом Сембратовичем, призвав его принять решительные меры. [ 3 ]

Суд над русофилами

[ редактировать ]

Обвинение государственной против группы русофилов включало обвинения в измене , шпионаже , [ 7 ] и стремление отделить Буковину , части Венгрии и Восточную Галицию от Австрии. Прокурор обвинил подсудимых в распространении славянофильских концепций в сотрудничестве со Славянским благотворительным комитетом, тем самым занимаясь деятельностью в пользу России. [ 4 ] Участие части обвиняемых в церемониальном движении в Галичине также считалось частью пророссийской пропаганды. [ 8 ] По мнению Влодзимира Осадчи, обвинения были совершенно невероятными, а предполагаемые намерения обвиняемых выходили за рамки возможностей русофилов. [ 4 ] Джон-Пол Химка выразил аналогичную точку зрения. [ 8 ]

Суд над русофилами, также известный как процесс Ольги (Ольги) Грабар и ее товарищей, начался в Областном уголовном суде во Львове 12 июня 1882 года. Председательствующим судьей трибунала был украинский националист Лев Будзиновский. [ 7 ]

Обвиняемые восприняли суд как возможность публично выразить свои политические взгляды. [ 7 ] Давая показания в суде, отец Иван Наумович утверждал, что действовал из «гуманизма, религии, любви», будучи убежденным в отрицательном влиянии «иезуитов» на русинское население. [ 2 ] Он утверждал, что галицкие русины не делали различия между своей религией (греко-католицизмом) и православием, считая их одной «русинской верой». [ 4 ] Он высказал точку зрения, что увлечение русской культурой не подрывает лояльности к австрийскому государству. [ 9 ] Он подчеркнул, что не является организатором более широкого движения за обращение в православие, а лишь надеется, что подобный поступок жителей одного села побудит митрополита Львовского созвать провинциальный Синод, а Папу Римского — отозвать иезуитские и воскресные ордена из Галичины, что, по его мнению, способствовало полонизации украинского населения. [ 9 ] Он также коснулся вопросов, не связанных напрямую с судебным процессом, заявив, что польско-украинское сотрудничество в Галиции было бы возможно, если бы украинцам было гарантировано 47 мест в Сейме Галиции и Лодомерии , что дало бы им реальную возможность защитить свои собственные интересы. [ 7 ]

Русофильская пресса называла подсудимых мучениками, пострадавшими от польских интриг. Даже газеты, связанные с украинскими русофильскими фракциями, обычно враждебными русофилам, выразили солидарность с обвиняемыми и подчеркнули, что судебный процесс касается проблем всей русинской общины в Галичине (после суда эта поддержка ослабла). [ 7 ] В некоторых польских кругах дело также сочли искусственно раздутым. Российская пресса и дипломатия резко протестовали против суда над русофилами. Константин Победоносцев Обер-прокурор Святейшего Синода лично подал письмо протеста в посольство Австро-Венгрии. [ 4 ] По словам Чеслава Партача, только после суда над Гниличком австрийское правительство осознало значительную поддержку, которую русофилы получили из России, масштабы проправославной и пророссийской пропаганды в их прессе, а также существенную поддержку, которую движение получило от Иерархия Греко-католической церкви. [ 7 ]

По мнению Осадчи, позиция российской дипломатии и, следовательно, опасения Австрии по поводу ухудшения двусторонних отношений с Россией, возможно, повлияли на окончательные низкие приговоры в суде. [ 4 ] 29 июля 1882 года суд снял с подсудимых обвинение в государственной измене. [ 9 ] Доказательства их русофильских взглядов не подтвердили тезис обвинения о существовании широко распространенного заговора с целью отделения Галиции от Австрии. [ 8 ] Лишь М. Добрянский был признан виновным в сборе информации об украинских националистах и ​​социалистах, действующих в Галичине. Суд оставил в силе обвинение в нарушении общественного порядка. [ 7 ] В результате отец Наумович был приговорен к восьми месяцам тюремного заключения, Площаньский — к пяти, Шпундер и Залуский — к трем. Осужденные также были обременены судебными издержками. Верховный суд Вены подтвердил вердикт суда низшей инстанции. [ 4 ]

Последствия

[ редактировать ]

По словам Влодзимежа Осадчи:

Отступничество от православия галицкой общины Гниличков Збаражского уезда потрясло не только провинцию, но и вызвало громкий резонанс в высших санах Вены и апостольских залах Рима. (...) Вена и Рим предприняли ряд решительных шагов, чтобы коренным образом повлиять на состояние русинов и Церкви, точнее, греко-католического обряда. [ 2 ]

Папа Лев XIII , внимательно следивший за ситуацией в Галичине, отстранил от должности греко-католического митрополита Львовского Иосифа Сембратовича . Он покинул Львов в октябре 1882 года. На соборе его сменил племянник Сильвестр Сембратович , сторонник польско-украинского взаимопонимания и латинизации греко-католического обряда. [ 10 ] Вместе с Иосифом Сембратовичем из капитула и консистории Львовской ушли и два каноника со схожими взглядами, что способствовало принятию Церковью нового политического курса, соответствующего взглядам новоназначенного митрополита. [ 7 ]

Под влиянием процесса Гнилички ослабла и активность русофилов. Некоторые из них уехали в Россию, другие решили временно ограничить свою деятельность. Ослабило и ритуальное движение, т. е. активность того греко-католического духовенства, которое стремилось удалить латинские элементы из греко-католической литургии. По мнению галицких префектов, дело Гниличского произвело ожидаемый, т. е. сдерживающий эффект. [ 11 ] По словам Чеслава Партача [ пл ] , суд над Ольгой Грабар ослабил русофильское движение на следующие двадцать лет. [ 7 ] Несмотря на ослабление русофильского движения, на выборах в сейм Галичины и Лодомерии в 1883 году его представители получили семь мандатов, а украинские националисты — только четыре. [ 12 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Войтович-Хубер, Бернадетта (2008). «Отцы нации». Греко-католическое духовенство в национальном движении галицких русинов (1867-1918) (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0383-5 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Осадчи, Влодзимеж (2007). Святая Русь. Развитие и влияние идеи православия в Галичине (на польском языке). Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. ISBN  978-83-227-2672-3 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Химка, Джон-Пол (1999). Религия и национальность в Западной Украине. Греко-католическая церковь и русинское национальное движение в Галиции, 1867-1900 гг . Монреаль: McGill-Queen's Press. ISBN  0-7735-1812-6 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Партач, Чеслав (1997). От Бадени до Потоцких. Польско-украинские отношения в Галичине в 1888-1908 годах (на польском языке). Торунь: Издательство Адама Маршалека. ISBN  83-7174-090-5 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd1065772536ad3e9e9a91754abf23f3__1721848200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/f3/cd1065772536ad3e9e9a91754abf23f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hniliczki affair - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)