Jump to content

Резня на Гаити 1804 г.

(Перенаправлено из резни на Гаити 1804 года )

1804 г. Резня на Гаити
Часть последствий гаитянской революции
Гравюра, изображающая убийство во время резни
Расположение Первая империя Гаити
Дата февраль 1804 ( 1804-02 ) — 22 апреля 1804 ; 220 лет назад ( 1804-04-22 )
Цель Европейцы (преимущественно французы ), мулаты
Тип атаки
Резня , геноцид [1]
Летальные исходы 3,000–5,000
Раненый Неизвестный
Преступники Армия Жан-Жака Дессалина

Резня на Гаити 1804 года , которую иногда называют геноцидом гаитянцев . [1] [2] [3] была проведена афро-гаитянскими солдатами, в основном бывшими рабами , по приказу Жан-Жака Дессалина против большей части оставшегося европейского населения на Гаити , которое в основном включало французов . [4] [5] Гаитянская революция разгромила французскую армию в ноябре 1803 года, а Декларация независимости Гаити . 1 января 1804 года была принята [6] С февраля 1804 г. [7] до 22 апреля 1804 года отряды солдат переходили из дома в дом по всему Гаити, пытая и убивая целые семьи. [8] Погибло от 3000 до 5000 человек. [7]

В резне не участвовали выжившие польские легионеры , дезертировавшие из французского легиона и вступившие в союз с порабощенными африканцами, а также немцы, не принимавшие участия в работорговле. Вместо этого им было предоставлено полное гражданство в соответствии с конституцией и классифицированы как Нуар , новая правящая этническая группа. [9] [ нужна страница ]

Николас Робинс, Адам Джонс и Дирк Мозес предполагают, что казни были « второстепенным геноцидом», в котором угнетенная группа использует средства геноцида для уничтожения своих угнетателей. [10] [11] Филипп Жирар предположил, что угроза повторного вторжения и восстановления рабства является одной из причин резни. [12]

На протяжении начала-середины девятнадцатого века события резни были хорошо известны в Соединенных Штатах. Кроме того, многие беженцы из Сен-Доминиканы переехали из Сен-Доминго в США, поселившись в Новом Орлеане , Чарльстоне , Нью-Йорке , Балтиморе и других прибрежных городах. Эти события усилили опасения по поводу возможных восстаний на юге США , а также поляризовали общественное мнение по вопросу об отмене рабства. [13] [14]

Анри Кристофа , личный секретарь [15] [16] который был порабощен большую часть своей жизни, попытался объяснить инцидент, ссылаясь на жестокое обращение с черными рабами со стороны белых рабовладельцев в Сен-Доминго : [17]

Разве не подвешивали людей головами вниз, не топили их в мешках, не распинали на досках, не хоронили заживо , не давили в ступах? Разве они не заставляли их потреблять фекалии ? И, содрав с них плетью, не бросали ли они живых на съедение червям, или в муравейники, или привязывали к кольям в болоте, на съедение комарам? Разве они не бросили их в кипящие котлы с тростниковым сиропом ? Разве они не сажали мужчин и женщин в бочки, утыканные шипами, и не скатывали их по склонам гор в пропасть? Разве они не отдали этих жалких негров на съедение собакам-людоедам до тех пор, пока последние, насытившись человеческой плотью, не оставили искалеченные жертвы на добивку штыками и кинжалами ?

Гаитянская революция

[ редактировать ]
«Сожжение равнины Кап-дю-Кап – резня белых черными». 22 августа 1791 года рабы подожгли плантации, подожгли города и устроили резню белого населения.

В 1791 году человек ямайского происхождения по имени Датти Букман стал лидером порабощенных африканцев, удерживаемых на большой плантации в Кап-Франсэ . [18] После Французской революции он планировал уничтожить всех французов, живущих в Кап-Франсэ. [18] 22 августа 1791 года порабощенные африканцы напали на Ле-Кап, где разрушили плантации и казнили всех французов, живших в этом регионе. [18] Короля Людовика XVI обвинили в безразличии к резне, а рабы, похоже, думали, что король на их стороне. [19] В июле 1793 года французы в Ле-Ке были убиты. [20]

Несмотря на провозглашение французами эмансипации, чернокожие встали на сторону испанцев, пришедших оккупировать регион. [21] В июле 1794 года испанские войска стояли в стороне, пока черные войска Жана-Франсуа убивали французских белых в Форт-Дофине . [21]

Филипп Жирар пишет, что геноцид как стратегию. обе стороны конфликта открыто рассматривали [22] Белые силы, посланные Наполеоном Бонапартом, совершили массовые убийства, но были разбиты прежде, чем они смогли осуществить геноцид, в то время как армия под командованием Жан-Жака Дессалина , состоящая в основном из бывших рабов, смогла уничтожить белое гаитянское население. [22] Жирар описывает пять основных факторов, приведших к резне, которую он называет геноцидом: (1) гаитянские солдаты находились под влиянием Французской революции, которая оправдывала убийства и крупномасштабные массовые убийства идеологическими соображениями; (2) экономические интересы побудили французских плантаторов подавить восстание, а также повлияли на бывших рабов, которые захотели убить плантаторов и завладеть плантациями; (3) восстание рабов продолжалось более десяти лет и само по себе было реакцией на столетие жестокого колониального правления, что сделало насильственную смерть обычным явлением и, следовательно, ее было легче принять; (4) резня была формой классовой войны , в которой бывшие рабы могли отомстить своим бывшим хозяевам; и (5) последние этапы войны превратились в расовый конфликт, в котором белые столкнулись с черными и мулатами , в котором расовая ненависть, дегуманизация и теории заговора способствовали геноциду . [22]

Дессалин пришел к власти после поражения Франции и последующей эвакуации территории, ранее известной как Сен-Доминго . В ноябре 1803 года, через три дня после капитуляции войск Рошамбо , Дессалин приказал казнить 800 французских солдат, оставшихся из-за болезни во время эвакуации. [23] [24] Он действительно гарантировал безопасность оставшемуся белому гражданскому населению. [25] [ нужна страница ] [26] Однако Джереми Попкин пишет, что высказывания Дессалина типа «На острове все еще есть французы, и вы все равно считаете себя свободными» говорят о враждебном отношении к оставшемуся белому меньшинству. [23]

Слухи о белом населении предполагали, что они попытаются покинуть страну, чтобы убедить иностранные державы вторгнуться и восстановить рабство. В дискуссиях между Дессалином и его советниками открыто предлагалось казнить белое население ради национальной безопасности. Белым, пытавшимся покинуть Гаити, не удалось это сделать. [24]

1 января 1804 года Дессалин провозгласил Гаити независимым государством. [27] В середине февраля Дессалин приказал некоторым городам (Леоган, Жакмель, Ле-Ке) подготовиться к массовым убийствам. [24] 22 февраля 1804 года он подписал указ, предписывающий всех белых во всех городах. казнить [28] Используемое оружие должно быть бесшумным, таким как ножи и штыки, а не огнестрельным оружием, чтобы убийство можно было совершать более тихо и не предупреждать предполагаемых жертв звуками выстрелов и тем самым не давать им возможности сбежать. [29]

Гравюра Жан-Жака Дессалина 1806 года . На нем изображен генерал с поднятым в одной руке мечом, а в другой держит отрубленную голову белой женщины.

В течение февраля и марта Дессалин путешествовал по городам Гаити, чтобы убедиться, что его приказы выполняются. Несмотря на его приказы, массовые убийства часто не проводились до тех пор, пока он лично не посещал города. [23]

Ход резни демонстрировал почти одинаковую картину в каждом городе, который он посетил. До его приезда, несмотря на его приказы, было совершено всего несколько убийств. [30] Когда прибыл Дессалин, он сначала рассказал о зверствах, совершенных бывшими белыми властями, такими как Рошамбо и Леклер , после чего потребовал, чтобы его приказы о массовых убийствах белого населения района были приведены в исполнение. Как сообщается, он приказал нежелающим принимать участие в убийствах, особенно мужчинам смешанной расы , чтобы не возлагать вину исключительно на чернокожее население. [31] [32] Массовые убийства происходили на улицах и за пределами городов.

В Порт-о-Пренсе , несмотря на приказ, в городе произошло лишь несколько убийств. После прибытия Дессалина 18 марта число убийств возросло. По словам торгового капитана, в городе погибло около 800 человек, а выжило около 50. [32] 18 апреля 1804 года Дессалин прибыл в Кап-Аитьен . До его прибытия здесь произошло лишь несколько убийств, но после его прибытия убийства переросли в резню на улицах и за пределами города. Источники, созданные в то время, утверждали, что в Кап-Аитьене было убито 3000 человек; Филипп Жирар пишет, что эта цифра нереальна, поскольку после эвакуации французов в поселении проживало всего 1700 белых людей. [32]

Перед отъездом из города Дессалин объявлял амнистию всем белым, которые выжили, скрываясь во время резни. Однако когда эти люди покинули свое укрытие, большинство (французов) тоже были убиты. [32] Много [ количественно ] Однако белые были спрятаны и вывезены в море иностранцами. [32] Однако были заметные исключения из заказных убийств. Группа польских перебежчиков была амнистирована и получила гаитянское гражданство за отказ от верности Франции и поддержку независимости Гаити. Дессалин называл поляков «белыми неграми Европы» в знак солидарности и благодарности. [33]

Французы, которые были одной из двух главных целей резни на Гаити 1804 года, которую Дессалин и его компания специально объявили резней, [12] составляли подавляющее большинство белого населения. Секретарь Дессалина Луи Буарон-Тоннер жаловался, что провозглашение независимости было недостаточно агрессивным, заявив, что «...нам нужна кожа белого человека для пергамента, его череп для чернильницы, его кровь для чернил и штык». за ручку!", [12] Сам Дессалин позже специально пообещал «убить каждого француза, который осквернит землю свободы своим кощунственным присутствием». [12]

Людей, выбранных для убийства, преследовали в первую очередь по трем критериям: «цвет кожи, гражданство и призвание». Хотя некоторые белые, такие как поляки и немцы, которым было предоставлено гражданство, а также «несколько ветеранов нефранцузского происхождения и американских торговцев, а также некоторые полезные профессионалы, такие как священники и врачи», были пощажены, политическая принадлежность не рассматривалась. [12] Белые жертвы почти полностью были французами, что соизмеримо с их долей в белом населении Гаити. Что касается целей резни, лозунг Дессалина, иллюстрирующий его миссию по искоренению белого населения, гласит: «Разбейте яйца, снимите [sic] ярмо [каламбур на слове «желтый», которое означает и ярмо, и мулат] и ешь белое». [12] Белые представители высшего сословия были не единственной целью; любой белый человек любого социально-экономического статуса также должен был быть убит, включая городскую бедноту, известную как petits blancs . [34] Во время резни были обычным явлением нанесение ножевых ранений, обезглавливание и потрошение. [35] [ нужна страница ]

Параллельно с убийствами грабежи и изнасилования происходили . Как и в других местах, большинство женщин первоначально не были убиты, и, как сообщается, солдаты несколько колебались в этом вопросе. Советники Дессалина, однако, указывали, что белые гаитяне не исчезнут, если оставить женщинам рожать белых мужчин, и после этого Дессалин приказал убить и женщин, за исключением тех, кто согласился выйти замуж. небелые мужчины. [30]

Одним из самых известных участников резни был Жан Зомби, мулат из Порт-о-Пренса, известный своей жестокостью. В одном из рассказов описывается, как Зомби остановил белого человека на улице, раздел его донага и отвел к лестнице Президентского дворца, где убил его кинжалом. Сообщается, что Дессалин был среди зрителей; Говорят, что он был «в ужасе» от этого эпизода. [36] В гаитянской традиции вуду стала фигура Жана Зомби прообразом зомби . [37] [ противоречивый ]

По завершении резни Дессалин, как сообщается, заявил: «Я пойду в могилу счастливым. Мы отомстили за наших братьев. Гаити превратилось в кроваво-красное пятно на лице земного шара!» [35]

Последствия

[ редактировать ]

Эффекты на Гаити

[ редактировать ]

К концу апреля 1804 года было убито от 3000 до 5000 человек. [38] а белые гаитяне были практически уничтожены, за исключением избранной группы белых, которые были амнистированы. В число спасенных вошли бывшие польские солдаты , получившие гаитянское гражданство за помощь чернокожим гаитянам в боях против белых колонизаторов; небольшая группа немецких колонистов, приглашенных в северо-западный регион еще до революции; и группа врачей и специалистов. [23] Сообщается, что пощадили также людей, имевших связи с офицерами гаитянской армии, а также женщин, согласившихся выйти замуж за небелых мужчин. [38]

Дессалин не пытался скрыть резню от мира. [39] В официальном заявлении от 8 апреля 1804 года он заявил: «Мы дали этим истинным каннибалам войну за войну, преступление за преступление, возмущение за возмущение. Да, я спас свою страну, я отомстил за Америку ». [23] Он назвал резню актом национальной власти. Дессалин считал уничтожение белых гаитян актом политической необходимости, поскольку они рассматривались как угроза миру между черными и свободными цветными людьми. Это также рассматривалось как необходимый акт мести. [38] Секретарь Дессалина Буарон-Тоннер заявил: «Для нашей декларации независимости нам нужна кожа белого человека в качестве пергамента, его череп в качестве чернильницы, его кровь в качестве чернил и штык в качестве пера!» [40]

Дессалин стремился заверить, что Гаити не представляет угрозы для других стран. Он направил усилия по установлению дружественных отношений также на страны, где рабство все еще было разрешено. [41]

В конституции 1805 года все граждане были определены как «черные». [42] Конституция также запретила белым мужчинам владеть землей, за исключением людей, уже родившихся или родившихся в будущем от белых женщин, натурализованных как гражданки Гаити, а также немцев и поляков, получивших гаитянское гражданство. [38] [43] Резня оказала долгосрочное влияние на взгляды на Гаитянскую революцию . Это способствовало возникновению наследия расовой враждебности в гаитянском обществе. [42]

Жирар пишет в своей книге «Потерянный рай »: «Несмотря на все усилия Дессалина по рационализации, массовые убийства были столь же непростительны, сколь и глупы». [39] Тринидадский историк CLR Джеймс согласился с этой точкой зрения в своей революционной работе «Черные якобинцы» , написав, что «несчастная страна... была разрушена экономически, ее население лишено социальной культуры, [и] ее трудности удвоились из-за этой резни». Джеймс написал, что резня была «не политикой, а местью, а мести нет места в политике». [44]

Филипп Жирар писал, что «когда геноцид закончился, белого населения Гаити практически не существовало». [45] Ссылаясь на Жирара, Николас Робинс и Адам Джонс описывают резню как « подчиненный геноцид», в котором группа, ранее находившаяся в неблагоприятном положении, использовала геноцид, чтобы уничтожить своих предыдущих угнетателей. [10]

Влияние на американское общество

[ редактировать ]

Во время Гражданской войны в США основным предлогом для белых южан , большинство из которых не владели рабами, для поддержки рабовладельцев (и в конечном итоге для борьбы за Конфедерацию ) был страх перед геноцидом, подобным резне на Гаити в 1804 году. [46] Предполагаемая неудача отмены смертной казни на Гаити и Ямайке прямо упоминалась в дискурсе Конфедерации как причина отделения. [47] Восстание рабов было важной темой в дискурсе политических лидеров Юга и оказало влияние на общественное мнение США с тех пор, как произошли события. Историк Кевин Джулиус пишет:

Когда аболиционисты громко провозгласили, что « все люди созданы равными », в ушах южан раздались отголоски вооруженных восстаний рабов и расового геноцида. Во многом их недовольство аболиционистами можно рассматривать как реакцию на события на Гаити. [13]

В преддверии 1860 года президентских выборов в США Роджер Б. Тейни , председатель Верховного суда , написал: «Я помню ужасы Сан-Доминго» и сказал, что выборы «определят, будет ли что-то подобное происходить». посетить наших южных соотечественников». [14]

Аболиционисты признали силу этого аргумента для общественного мнения как на Севере, так и на Юге. В переписке с « Нью-Йорк Таймс» в сентябре 1861 года (во время войны) аболиционист по имени Дж. Б. Лайон назвал это важным аргументом своих оппонентов:

Мы не знаем ничего лучше, чем вообразить, что эмансипация приведет к полному исчезновению цивилизации на Юге, потому что рабовладельцы и те, кто в их интересах, настойчиво твердили нам... и они всегда приводят примеры «ужасов». Сан-Доминго». [48]

Однако Лион утверждал, что отмена рабства в различных карибских колониях европейских империй до 1860-х годов показала, что конец рабству может быть достигнут мирным путем. [49]

Академическое обучение

[ редактировать ]

Жирар пишет, что резню 1804 года следует понимать в их конкретном гаитянском контексте. Он классифицирует массовые убийства как геноцид и противопоставляет их историческим аналогам. По его словам, резне на Гаити «не хватает моральной ясности, обычно связанной с геноцидом», поскольку французские колонисты издевались над чернокожими гаитянами и осуществили бы свой собственный геноцид, если бы выиграли конфликт. Жирар противопоставляет это Холокосту и другим геноцидам, совершенным доминирующей группой в обществе:

Геноцид на Гаити, напротив, был формой мести угнетенной группы против тех, кто доминировал над ней, во многом подобно геноцидам в Руанде и Камбодже.

Жирар также противопоставляет открытый характер массовых убийств на Гаити и готовность руководства взять на себя ответственность и оправдать массовые убийства распылением и запутыванием ответственности как рядовых участников, так и лидеров других геноцидов. [50]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Жирар (2005a) , стр. 158–159.
  2. ^ Моисей и Стоун (2013) , с. 63.
  3. ^ Форд (2020) , с. 40.
  4. ^ Роджерс (2010) , с. 353.
  5. ^ Орицио (2001) , стр. 149, 157–159.
  6. ^ Сазерленд, Клаудия (16 июля 2007 г.). «Гаитянская революция (1791–1804)» . Blackpast.org . Проверено 17 июня 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б Жирар (2011) , стр. 319–322.
  8. ^ Даннер (2009) , стр. 107.
  9. ^ Жирар (2011) .
  10. ^ Jump up to: а б Робинс, Николас А.; Джонс, Адам, ред. (2009). Геноциды угнетенных: геноцид подчиненных в теории и практике . Издательство Университета Индианы. п. 3. ISBN  978-0-2532-2077-6 . Великое восстание и восстание рабов на Гаити — это два примера того, что мы называем «геноцидом подчиненных»: случаи, когда подчиненные субъекты — те, кто объективно угнетен и лишен власти — принимают стратегии геноцида, чтобы победить своих угнетателей.
    См. также: Джонс, Адам (2013). «Геноцид подчиненных: геноциды угнетенных». Бич геноцида: очерки и размышления . С Николасом Робинсом. Рутледж. п. 169. ИСБН  978-1-1350-4715-3 .
  11. ^ Кляверс (2019) , с. 110.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Жирар (2005а) .
  13. ^ Jump up to: а б Юлиус, Кевин С. (2004). Десятилетие аболиционистов, 1829–1838: годовая история первых событий движения против рабства . Джефферсон, Северная Каролина: ISBN McFarland & Co.  0-7864-1946-6 . [ нужна страница ]
  14. ^ Jump up to: а б Маркотт, Фрэнк Б. (2005). Шесть дней в апреле: Линкольн и Союз в опасности . Нью-Йорк: Издательство Алгора. п. 171. ИСБН  0-8758-6313-2 .
  15. ^ «Королевство Кристофа и республика Петиона» . Travellinghaiti.com . 12 января 2016 года . Проверено 17 июня 2022 г.
  16. ^ Хенли, Джон (14 января 2010 г.). «Гаити: долгий спуск в ад» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 8 июля 2023 г.
  17. ^ Хейнл, Майкл; Хейнл, Роберт Дебс; Хайнл, Нэнси Гордон (2005). Написано кровью: история гаитянского народа, 1492–1995 (переработанная редакция). Лэнхэм, Мэриленд; Лондон: Университет. Пресса Америки. ISBN  0-7618-3177-0 . [ нужна страница ]
  18. ^ Jump up to: а б с Чеус, Алан (2002). Прослушивание страницы: Приключения в чтении и письме . Издательство Колумбийского университета. стр. 58–59. ISBN  978-0-231-12271-9 .
  19. ^ Даутвейт, Джулия В. (2012). Франкенштейн 1790 года и другие утраченные главы революционной Франции . Издательство Чикагского университета. п. 110. ИСБН  978-0-226-16058-0 .
  20. ^ Геггус, Дэвид (1989). «Гаитянская революция» . В Найте, Франклин В.; Палмер, Колин А. (ред.). Современный Карибский бассейн . Издательство Университета Северной Каролины. п. 32. ISBN  978-0-8078-4240-9 .
  21. ^ Jump up to: а б Попкин, Джереми Д. (2007). Перед лицом расовой революции: свидетельства очевидцев гаитянского восстания . Издательство Чикагского университета. п. 252. ИСБН  978-0-226-67582-4 .
  22. ^ Jump up to: а б с Жирар (2005а) , аннотация.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Попкин (2012) , с. 137.
  24. ^ Jump up to: а б с Жирар (2011) , с. 319.
  25. ^ Даян (1998) .
  26. ^ Шен (2008) .
  27. ^ Даян (1998) , стр. 3–4.
  28. ^ Blancpain 2001, с. 7.
  29. ^ Даян (1998) , с. 4.
  30. ^ Jump up to: а б Жирар (2011) , стр. 321–322.
  31. ^ Даян (1998) , с. [ нужна страница ] .
  32. ^ Jump up to: а б с д и Жирар (2011) , с. 321.
  33. ^ Бак-Морсс, Сьюзен (2009). Гегель, Гаити и всеобщая история . Издательство Питтсбургского университета. стр. 75 и далее. ISBN  978-0-8229-7334-8 .
  34. ^ Жирар (2005a) , с. 139.
  35. ^ Jump up to: а б Пеццулло, Ральф (2006). Погружение в Гаити: Клинтон, Аристид и поражение дипломатии . унив. Пресса Миссисипи. ISBN  978-1-60473-534-5 .
  36. ^ Даян (1998) , с. 36.
  37. ^ Даян (1998) , стр. 35–38.
  38. ^ Jump up to: а б с д Жирар (2011) , с. 322.
  39. ^ Jump up to: а б Жирар (2005b) , с. 56.
  40. ^ Независимый Гаити , Страновые исследования Библиотеки Конгресса .
  41. ^ Жирар (2011) , с. 326.
  42. ^ Jump up to: а б Жирар (2011) , с. 325.
  43. ^ Конституция Гаити 1805 года .
  44. ^ Джеймс, CLR (1989) [1938]. Черные якобинцы; Туссен Л'Увертюр и революция Сан-Доминго (2-е изд.). Нью-Йорк: Винтажные книги. стр. 373–374. ISBN  0-679-72467-2 .
  45. ^ Жирар (2005a) , с. 140.
  46. ^ Саммерс, Марк Уолгрен (2014). Испытание воссоединения: новая история реконструкции . Литтлфилд История эпохи гражданской войны. Издательство Университета Северной Каролины. п. 12. ISBN  978-1-4696-1758-9 .
  47. ^ МакКарри, Стефани (2010). Расчеты Конфедерации: власть и политика на юге гражданской войны . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 12–13. ISBN  978-0-6740-4589-7 .
  48. ^ Лион, JB (6 сентября 1861 г.). «Что делать с рабами?» . Нью-Йорк Таймс . п. 2. ISSN   0362-4331 .
  49. ^ Шен, Кона (9 декабря 2008 г.). «Независимость Гаити, 1804–1805» . История Гаити, 1492–1805 гг . Университет Брауна , факультет африканских исследований. Архивировано из оригинала 3 мая 2011 года . Проверено 1 февраля 2012 года .
  50. ^ Жирар (2005a) , с. 158-159.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d71144fd0ed140c9a6be3cbf9153ebc7__1721363100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/c7/d71144fd0ed140c9a6be3cbf9153ebc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1804 Haitian massacre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)