Сесиль Фатиман
Сесиль Фатиман | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | Сесил Аттиман 18 век |
Умер | 19 век (112 лет) |
Религия | Гаитянский Воду |
Национальность | Будь осторожен |
Супруг | Жан-Луи Пьеро |
Дети | Мария Луиза Амелия Селестин |
Известный | Разжигание гаитянской революции |
Сесиль Фатиман ( фл. 1791–1845 ) была гаитянской вуду жрицей и революционеркой . Рожденная в семье порабощенной африканской женщины и корсиканского принца, она прожила свою молодую жизнь в рабстве, прежде чем ее привлекли идеалы Просвещения « свобода, равенство, братство » и гаитянский вуду, которые сформировали ее желание положить конец институту рабства на Гаити . Вместе с Датти Букманом она провела церемонию Вуду в Буа-Каймане и призвала порабощенных людей восстать против рабства, что положило начало Гаитянской революции . Позже она вышла замуж за своего коллегу-революционера Жана-Луи Пьеро , от которого у нее родилась дочь. Сообщается, что она прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 112 лет.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Сесиль Фатиман была дочерью порабощенной африканской женщины и корсиканского принца; [ 1 ] Гаитянский историк Родни Салнаве считал, что ее отец был сыном короля Корсики Теодора и что настоящее имя Фатимана было Сесил Аттиман. [ 2 ] Другие гипотезы о ее происхождении были выдвинуты различными историками: Аиша Хан считала, что она была мусульманкой и что ее фамилия «Фатиман» была родственной имени Фатима ; [ 3 ] и Эме Сезер считал ее конголезкой , хотя Дэвид Патрик Геггус задается вопросом, как в этой версии она могла носить имя «Фатиман». [ 4 ] Также считается, что она была родственницей Марии-Луизы Койдавид , будущей королевы Гаити . [ 5 ]
Описан как мулат с зелеными глазами , [ 6 ] Фатиман и ее мать с детства покупались и продавались в рабство . [ 7 ] Два ее брата исчезли после того, как их разлучили с ними и продали. [ 8 ] В конце концов Фатиман получила свободу либо до, либо во время восстания рабов 1791 года . [ 9 ]
Революция
[ редактировать ]По словам Аиши К. Финч, Фатиман переосмыслил идеалы Просвещения « свобода, равенство, братство чернокожих женщин » для гаитянского контекста, отстаивая физическую неприкосновенность и права собственности . [ 10 ] Она также поддержала гаитянский водоу с его призывом к Марасса Жюмо , который вызвал страх среди французских колонистов, таких как Медерик Луи Эли Моро де Сен-Мери . [ 11 ] Она рассматривала само тело как форму практики , посредством которой знание можно интерпретировать, входя в измененное состояние сознания . [ 12 ] Для Фатимана одержимость духами представляла собой резкий контраст с рабством , поскольку позволяла тем, кто ее испытал, на мгновение стать богами . [ 13 ]
В ночь с 21 на 22 августа 1791 г. [ 14 ] Фатиман председательствовал на церемонии в Кайманском лесу (англ. Alligator Wood ) в роли манбо вместе с Датти Букманом в роли унгана . [ 15 ] В густых лесах Северного Гаити , посреди грозы , [ 16 ] они собрали 200 порабощенных людей с ряда близлежащих плантаций и призвали их восстать против рабства. [ 17 ] Говорят, что в ту ночь Фатиман был одержим одним из Эзили , предположительно Данто . [ 18 ]
Фатиман тогда принес в жертву свинью черную , [ 19 ] при вызове lwa . [ 20 ] Гарви Ф. Ланди понял, что это обряд Петво вуду, который позже использовался гаитянами, сопротивлявшимися оккупации Соединенных Штатов и династии Дювалье . [ 21 ] Затем присутствующие выпили свиную кровь и принесли клятву: [ 22 ] они объединятся и убьют белых работорговцев. [ 23 ]
Фатиман провозгласила Букмана главнокомандующим восстания рабов, и по ее указанию присутствующие упали на колени и поклялись подчиняться его приказам. [ 24 ] В версии Эме Сезера она также возглавляет пение «э-э-бомба». [ 25 ] Эта церемония положила начало гаитянской революции , кульминацией которой стало создание независимого государства Гаити . [ 26 ] Во время революции Фатиману и другим манбо приписали революционерам «сверхчеловеческое мужество». [ 27 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После создания Гаити Королевства Анри Кристофом , [ 28 ] Фатиман вышла замуж за Жана-Луи Пьеро , генерала Вооружённых сил Гаити . [ 29 ] и принц при монархическом режиме Кристофа. [ 28 ] У них был общий ребенок, [ 30 ] Мария Луиза Амелия Селестин . [ 31 ] После развода пары Пьеро женился на Луизе Женевьеве Койдавид , сестре королевы Марии-Луизы Койдавид. [ 32 ] В 1845 году Пьеро стал президентом восстановленной Республики Гаити . [ 29 ] с Койдавидом в качестве его первой леди . [ 28 ] Его режим продлился всего 10 месяцев. [ 33 ]
Фатиман прожила в Ле-Капе всю оставшуюся жизнь, благодаря чему сохранила хорошее здоровье; [ 34 ] Сообщается, что она умерла в возрасте 112 лет. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Историография
[ редактировать ]Хотя Фатиман вошел в исторические записи благодаря отчетам Антуана Далмаса, [ 35 ] плантационному врачу, наблюдавшему за церемонией, которую она провела в Буа-Каймане, о жизни Фатиман сохранилось мало архивных свидетельств, что оставило значительные пробелы в ее биографии. [ 36 ] Поэтому для составления ее личной истории были использованы нетрадиционные исторические методологии. Диалектическим методом были заполнены пробелы в архивных материалах грамотностью диаспоры . [ 37 ] Например, Этьен Шарлье подтвердила свое присутствие в устной истории революции посредством интервью с потомками революционеров. [ 38 ] Ее участие в церемонии Буа-Кайман было подтверждено в семейных записях XIX века. [ 39 ] предоставлено ее внуком Пьером Бенуа Рамо , генералом, который возглавлял гаитянское сопротивление оккупации Гаити Соединенными Штатами . [ 40 ]
Несмотря на ее центральную роль в разжигании гаитянской революции, Фатиман часто отсутствует в исторических повествованиях того периода. [ 41 ] Во время прославления мужских фигур, таких как Букман, Анри Кристоф, Жан-Жак Дессалин и Туссен Л'Увертюр , многие женщины, участвовавшие в гаитянской революции , включая саму Фатиман, часто полностью игнорируются. [ 42 ] Роль Фатимана в революции была исключена из отчетов некоторыми историками, такими как Жан Фушар , которые в основном полагались на колониальные документы и имели тенденцию исключать женщин из исторических записей. [ 23 ] Стремясь преуменьшить роль Вуду в революции, Леон-Франсуа Хоффман и Франк Сильвен даже оспаривали существование церемонии Вуду в Буа-Каймане. [ 42 ] Но историк Кэролин Фик смогла с уверенностью сказать, что встреча в Буа-Каймане была исторически обоснованной, и подтвердила, что она имела характер Вуду. [ 43 ]
Популярная культура
[ редактировать ]В пьесе CLR James 1934 года « Туссен Лувертюр: история единственного успешного восстания рабов в истории » Фатиман был переписан как персонаж Селестины, жрицы вуду, которая председательствовала на церемонии Буа-Кайман. Она также вдохновила персонажа Танте Роуз в романе Исабель Альенде « 2009 года Остров под морем» . [ 44 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даян 1998 , с. 47; Фик 1990 , с. 93; Финч 2020 , с. 295; Ланди 2009 , с. 262.
- ^ Финч 2020 , с. 295н7.
- ^ Уоткинс 2014 , с. 3н4.
- ^ Геггус 2002 , с. 253н62.
- ^ Финч 2020 , с. 296н11.
- ^ Даян 1998 , с. 47; Фик 1990 , с. 93; Финч 2020 , с. 295; Геггус 2002 , с. 90; Ланди 2009 , с. 262; Уоткинс, 2014 г. , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б Даян 1998 , с. 47; Финч 2020 , с. 295; Ланди 2009 , с. 262.
- ^ Даян 1998 , с. 47.
- ^ Финч 2020 , с. 295.
- ^ Финч 2020 , с. 297.
- ^ Финч 2020 , стр. 299–301.
- ^ Финч 2020 , стр. 303–304.
- ^ Финч 2020 , стр. 304–305.
- ^ Фик 1990 , с. 93; Финч 2020 , с. 301; Уоткинс, 2014 г. , стр. 1–2.
- ^ Фик 1990 , стр. 93–94; Финч 2020 , стр. 293, 301–302; Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218; Ланди 2009 , с. 262; Уоткинс, 2014 г. , стр. 1–2.
- ^ Фик 1990 , с. 93; Уоткинс 2014 , с. 2.
- ^ Финч 2020 , стр. 293, 301–302; Уоткинс 2014 , с. 2.
- ^ Финч 2020 , стр. 307–309; Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218.
- ^ Фик 1990 , с. 93; Финч 2020 , стр. 293, 301–302; Геггус 2002 , с. 90; Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218; Перес 2021 , с. 333; Ланди 2009 , с. 262; Уоткинс 2014 , с. 2.
- ^ Фик 1990 , с. 93; Финч 2020 , стр. 293, 301–302; Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218; Ланди 2009 , с. 262.
- ^ Ланди 2009 , стр. 262–263.
- ^ Фик 1990 , с. 93; Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218; Перес 2021 , с. 333; Уоткинс 2014 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218.
- ^ Уоткинс 2014 , с. 2.
- ^ Геггус 2002 , стр. 90, 253n62.
- ^ Финч 2020 , стр. 293–294.
- ^ Kingsbury & Chesnut 2019 , стр. 214–215.
- ^ Перейти обратно: а б с Финч 2020 , стр. 295–296.
- ^ Перейти обратно: а б Даян 1998 , стр. 47, 53; Финч 2020 , стр. 295–296; Ланди 2009 , с. 262.
- ^ Финч 2020 , стр. 295–296; Уоткинс 2014 , с. 3н6.
- ^ Уоткинс 2014 , с. 3н6.
- ^ Финч 2020 , стр. 295-296n11.
- ^ Даян 1998 , с. 53.
- ^ Даян 1998 , с. 47; Понедельник 2009 , с. 262.
- ^ Финч 2020 , стр. 296–298; Ланди 2009 , с. 262.
- ^ Финч 2020 , стр. 296–298.
- ^ Финч 2020 , стр. 298–299.
- ^ Геггус 2002 , с. 82; Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218.
- ^ Фик 1990 , с. 93; Геггус 2002 , с. 82; Ланди 2009 , с. 262.
- ^ Ланди 2009 , с. 262.
- ^ Кингсбери и Чеснат 2019 , с. 218; Уоткинс, 2014 г. , стр. 2–4.
- ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 2014 , с. 4.
- ^ Получено в 1990 г. , стр. 93–94.
- ^ Уоткинс 2014 , стр. 3–4.
Библиография
[ редактировать ]- Даян, Джоан (1998) [1995]. Гаити, история и боги . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520213688 .
- Фик, Кэролайн Э. (1990). Создание Гаити: революция Сен-Доминго снизу . Университет Теннесси Пресс . ISBN 0870496670 .
- Финч, Аиша К. (2020). «Сесиль Фатиман и Петра Карабали, Гаити конца восемнадцатого века и Куба середины девятнадцатого века». В Болле, Эрика Л.; Сейяс, Татьяна; Снайдер, Терри Л. (ред.). Как если бы она была свободна: коллективная биография женщин и эмансипации в Америке . Издательство Кембриджского университета . стр. 293–311. ISBN 9781108493406 .
- Геггус, Дэвид Патрик (2002). Гаитянские революционные исследования . Издательство Университета Индианы . ISBN 0253109264 .
- Кингсбери, Кейт; Чеснут, Р. Эндрю (2019). «В ее собственном образе: рабыни и переосмысление польской Черной Мадонны в образе Эзили Данто, свирепой женщины Лва гаитянского вуду». Международный журнал латиноамериканских религий . 3 : 212–232. дои : 10.1007/s41603-019-00071-5 .
- Ланди, Гарви Ф. (2009). «Фатиман, Сесила» . В Асанте — Молефи Кете; Мазама, Ама (ред.). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE . ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- Перес, Элизабет (2021). «Слава поварам: педагогика чернокожих женщин, священные кухонные пространства и религии афро-диаспоры». В Хобсоне, Джанелл (ред.). Routledge Companion по истории культуры чернокожих женщин . Рутледж . дои : 10.4324/9780429243578-38 . ISBN 9780429243578 .
- Уоткинс, Анджела Дениз (2014). Мамбос, жрицы и богини: духовное исцеление через воду в рассказах чернокожих женщин Гаити и Нового Орлеана ( доктор философии ). Университет Айовы . дои : 10.5840/jcr20214439 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ченси, Мириам Дж. А. (2004). « На Гаити нет жирафов»: гаитянские женщины и государственный террор». В Сурьо, Мари-Аньес; Балутански, Кэтлин М. (ред.). Ecrire en pays assiégé – Гаити – Пишу в осаде . Издательство «Брилл» . стр. 303–321. дои : 10.1163/9789004485471_016 . ISBN 9789004485471 .
- Фик, Кэролайн Э. (1997). «Восстание рабов в Сен-Доминго 1791 года: социально-политический и культурный анализ». В Форстере, Роберт (ред.). Европейские и неевропейские общества, 1450-1800 гг . Рутледж . стр. 681–720. дои : 10.4324/9780429260148-13 . ISBN 9780429260148 .
- Фишер, Эрл Дж. (2021). «Введение в проповедь воинственности - призыв к более революционной гомилетике и герменевтике». Журнал коммуникации и религии . 44 (3): 41–55. дои : 10.5840/jcr20214439 . ISSN 0894-2838 .
- Неоги, Тания (2020). «Раскрытие молчаливого матрилинейного наследия индо-карибской диаспоры в «Качающемся мосту » Рамабаи Эспинета ». В Чаттерджи, Ниланджана; Чаттерджи, Аниндита (ред.). Ре-теоретизация индийской субконтинентальной диаспоры: старые и новые направления . Издательство Кембриджских ученых . ISBN 9781527560543 .
- Ноэль, Фредги (2023). Женщины-революционерки ( МИД ). Хантер Колледж .
- Рей, Терри (2017). "Введение". Священник и пророчица: аббат Увьер, Ромен Ривьер и революционный атлантический мир . Издательство Оксфордского университета . стр. 1–12. ISBN 9780190625849 .
- Рождение в 18 веке
- Смерти в XIX веке
- Гаитянские женщины XIX века
- Женщины-революционерки
- Активисты независимости Гаити
- Гаитянский народ французского происхождения
- Практикующие Гаити Вуду
- Гаитянские женщины-активистки
- Заявления о долголетии
- Мулаты Гаитяне
- Люди из Сен-Доминго
- Люди корсиканского происхождения
- Женщины в войне XIX века
- Женщины в гаитянской революции
- Женщины на войне в Карибском бассейне