Унган
Гаитянский священник вуду Унган | |
---|---|
Лидер Гаитянского Воду | |
Расположение | Гаити |
Религиозное происхождение | Дагомея (ныне Республика Бенин) |
Родительское племя | Фон |
Язык | английский, французский, фоновый, креольский |
Религия | Гаитянский Воду |
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
Унган (также пишется как хунган ) — термин, обозначающий священника- мужчину в гаитянском вуду (священник-женщина известна как мамбо ) . [ 1 ] Этот термин происходит от языков Gbe (фон, эве, аджа, фла, ген, макси и гун). Слово хуннонган означает главный жрец. Хоуннонган или унганы также известны как макандалы . [ 2 ]
Гаитянский Вуду – это африканская диаспорическая религия , которая сочетает в себе традиционный Вуду из Королевства Дагомея с римским католицизмом . По аналогии со своим западноафриканским наследием, унганы являются лидерами сообщества, которые управляют храмами ( унфо ), чтобы уважать и служить ива (также пишется как лоа ) вместе с Великим Мэтром (великим магистром или создателем). [ 3 ] Лва подобны духам, включающим в себя совокупность богов йоруба и римско-католических святых. Лва проявляются в людях во время церемоний Вуду через одержимость духами. У каждого ива есть особый танцевальный ритм, песня, жертвенные продукты и одежда. [ 4 ] Лва выбирают унганов во сне, где боги Водуна поручают им быть их слугами в мире смертных. [ 5 ] Роль унгана — сохранять ритуалы и песни, поддерживать и развивать отношения между духами и сообществом в целом. [ 6 ] унганам поручается руководство службой всех духов своего рода, проведение ритуалов для общины — церемоний смерти и бракосочетания; лечебные ритуалы; посвящения для новых жрецов (тессы); создание зелий и произнесение заклинаний; и толкования снов . [ 7 ] Иногда они также могут быть бокорами (колдунами).
Датти Букман был унганом, известным тем, что спровоцировал восстание рабов на Гаити в 1791 году, работая вместе с Сесиль Фатиман , чтобы вдохновить и организовать рабов для революции. Среди других известных унганов — художник Клотер Базиль, профессор Патрик Беллегард-Смит и Дон Педро, почитатель Петро Ива .
История
[ редактировать ]Гаитянское вуду происходит из Королевства Дагомея, которое составляет часть современного Бенина и западной Нигерии . Во время работорговли тысячи людей из Дагомеи были порабощены и перевезены через Атлантику на острова Карибского моря . Во время французского колониального периода экономика Сен-Доминго (современное Гаити ) была основана на рабском труде на сахарных плантациях. Эти уроженцы Западной Африки принесли культуру и религию водун со своей родины на Гаити. Водун вместе с навязанным Европой римским католицизмом слились, чтобы создать то, что мы знаем как Гаитянское Вуду. Таким образом, существует множество элементов гаитянского вуду, которые можно проследить до происхождения Дагомеи.
Помимо воды и христианства, гаитянское вуду также включало в себя элементы ислама и мифологии кельтских моряков, которые оказали влияние на гаитянское вуду на невольничьих лодках и в портах. Такое сочетание традиций дает унганам репутацию «космополитов» в своей манере. [ 8 ] Унганы несут ответственность за поддержание жизнеспособности Гаитянского Вуду и его адаптацию к современным потребностям. Автор Ян Томсон заявил, что «священник вуду обычно является проницательным бизнесменом», доказывая, что и унган , и гаитянская религия вуду гибки и способны адаптироваться к меняющейся среде, чтобы выжить. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]В языках гбе (на которых говорят в Нигерии, Бенине, Того и Гане) термин водун является синонимом префикса хун- , который является корнем имени унган среди других терминов, таких как хунси и хунфорт . [ 8 ] Окончание -gan также происходит из Дагомеи, что означает «начальник духов» или, другими словами, «главный жрец». Суффикс «Ган или га» означает большой или важный. «Си или Ши» обозначает женщину, например, хунси означает женщину-священника или приверженца.
Жречество Вуду
[ редактировать ]Унганы могут быть выбраны тремя способами – посредством похожего на сон опыта, в котором Ива сообщает, что они выбраны в качестве их слуг, посредством видений, или посредством ритуалов деградации и переноса после унгана смерти важного . [ 5 ] Каждый унган имеет власть в своем храме, однако в Гаитянском Вуду нет официальной иерархии.
Чтобы стать унганом , нужно сначала пройти инициацию. Во-первых, должен пройти период изоляции и уединения (типичный для африканской инициации), известный как Куш Канзо. [ 9 ] Затем происходит Лаве Тет («омовение головы»), представляющая собой церемонию, во время которой волосы моют семь раз смесью растений для духовного очищения и лучшего получения Ива . Затем совершаются различные ритуалы и жертвоприношения. Часто это длительный и дорогостоящий процесс, так как необходимо приобрести множество предметов, таких как презентация любимых блюд и напитков Ивы , а также специальная церемониальная одежда ручной работы.
При посещении Папа Локо (покровителя манбо и унганов ) унгану как асон (священная погремушка) вручается знак их священства. Унганы также получают духовное имя от Папа Локо, которое используется для идентификации среди других унганов и манбо .
Ритуалы и церемонии
[ редактировать ]Из-за большого количества католиков на Гаити многие гаитяне исповедуют католичество и исповедуют религию Вуду. Поэтому церемонии Вуду не разрешается проводить во время крупных христианских праздников, таких как Рождество. Некоторые особенности католицизма составляют часть гаитянского вуду, такие как чтение Библии, чтение молитв и использование свечей. [ 7 ]
Унган . имеет полный контроль и играет центральную роль в церемониях [ 7 ] каждый унган или манбо имеет оригинальный взгляд на стиль выполняемого ритуала. [ 10 ] Они служат посредниками между последователями Вуду и Ива . Обычные цвета унгана — красный, черный и белый. [ 11 ]
У унганов могут быть ученики или помощники, называемые баджи-канами . [ 9 ]
Посвящение
[ редактировать ]Освящение - это способ посвящения священному, который выполняется в гаитянском вуду путем подписания креста с одинаковой длиной руки над предметом, человеком или пространством, которое должно быть освящено. Унган . обычно выполняет это и может использовать для благословения кусочек имбирного листа или другую веточку, смоченную водой [ 6 ] Унган (смесь кукурузной муки и трав , сначала выровняет свою миску с флёр джинен посвященная определенному веве ). [ 6 ] с космосом, в центре которого они находятся. Затем выполняется вире (ритуальный набор поворотов и наклонов для ориентации тела), держа в руках свечу и чашку с водой. После этого приветствуют каждое из четырех направлений. После этого унган ставит чашку с водой на землю и касается земли тыльной стороной ладони, говоря: «Мы пришли из земли и к ней вернемся». другой вир Наконец, исполняется , и унган со своим асоном приглашает публику сесть. Когда все расселись, песни для каждого ива и веве в течение ночи неоднократно поются .
Ритуалы смерти
[ редактировать ]После смерти члены семьи могут посетить унгана, чтобы узнать, кто виноват в смерти. [ 5 ]
Десоунен — это ритуал смерти и первое годовое поминовение, которое проводится после смерти посвященного вуду. Унган помещает кусочки трупа, например , умершего ногти или волосы, в гови . Ива , с которым умерший имел особую связь (часто семейный Ива ), вызывают и просят овладеть телом в последний раз. Затем приносятся жертвы Ива и на труп капают кровь. Лва просят навсегда покинуть тело и обрести покой в священном ожерелье, которое носил умерший и теперь хранит в гови . Это официально освобождает гво боннандж (священную жизненную силу) из трупа, позволяя гво боннандж свободно обрести новую жизнь.
Через год и сутки после смерти необходимо снова снять гвобонай, чтобы обеспечить безопасность и здоровье родственников умершего. [ 9 ] Эта церемония называется retirer d'en bas de l'eau («извлечь из-под воды»): [ 4 ] мертвых, лишенных материальной формы и ушедших на отдых в воды бездны, ритуально вызывают из «под воды». Это окончательная привязка семьи Ива к гови , достигнутая унганом посредством песен, танцев и молитв выдающемуся Ива.
Лва Почитание
[ редактировать ]Чтобы вызвать каждую Ива конкретную веве , необходимо проследить . Унган . записывает их в свой личный блокнот, где для каждого ива имеются уникальные формулы с конкретными диаграммами и инструкциями [ 6 ] Эти инструкции включают в себя определенные ритмы барабанов, танцевальные движения и песни. [ 10 ] Особая комбинация мультисенсорных средств побуждает Ива покинуть вилокан (обитель Ива ) и овладеть унганом во время церемонии. одного или нескольких Ива При необходимости по случаю можно вызвать .
Виль-о-Камп
[ редактировать ]Говорят, что домом Ива является остров под водой в мифологическом городе Виль-о-Камп. [ 2 ] В город проникло немного живых людей, однако контакт с городом более распространен и может быть достигнут через унган . Унган Ива сначала вызывает Легбу ( перекрестка ), который обеспечивает дальнейшее общение с божественным миром, выступая в качестве переводчика и защитника Ива . Легба вызывается ритмичным танцем и песней, а также рисунком веве .
Одержимость духом
[ редактировать ]Говорят, что одержимость духом обычно происходит на церемониях, где несколько участников могут на мгновение овладеть ива, которых вызывает унган . Одержимый может получить характеристики избранного Ива и совершать необычные действия, например прикасаться к горячему утюгу, не оставляя при этом следов ожогов. Одержимость может происходить и вне церемонии Вуду, но только во время эмоционального стресса. [ 12 ]
Паломничество в Со-д'О
[ редактировать ]паломничество в деревню Со-д'О Ежегодно последователи гаитянского вуду совершают в центральной части Гаити. 16 июля тысячи людей собираются у водопадов недалеко от деревни, чтобы отдать дань уважения Деве Марии и Эзили Фреде Дагомее. Паломники купаются в водах, чтобы подготовиться к одержимости духами и исцелению. [ 9 ] Унганы строят крошечные храмы на полянах в джунглях рядом с водопадом, где танцуют с паломниками, держащими в руках синие и красные ленты, обвязывая их вокруг деревьев, чтобы избавить себя от плохого здоровья. [ 13 ]
Известные унганы
[ редактировать ]Защитник борьбы с рабством Датти Букман родился в Сенегамбии (современный Сенегал и Гамбия) и был привезен на Ямайку во время работорговли. Оттуда он в конце концов оказался на Гаити, где он стал миссионером, начав Гаитянскую революцию 1791 года. Букман был унганом и поэтому имел значительное влияние на рабское население, что позволило спровоцировать восстание рабов. Букман был также известен своим последователям как «Замбо». [ 2 ] 14 августа 1791 года Букман вместе с Сесиль Фатиман ( манбо ) отправился в лес Буа-Кайман в северной части Гаити. Здесь проходила церемония Вуду. Легенда умалчивает подробности церемонии. Как диаспоральная религия, устная речь играет большую роль в истории гаитянского вуду, поэтому между историками существует много разногласий относительно точных событий, которые произошли. Единственные письменные записи относятся к периоду французской оккупации, поэтому их достоверность сомнительна. Широко распространена версия, что Фатиман, как полагают, связался с западноафриканскими божествами, принося в жертву животных и принося клятву. Считается, что Букман произнес страстную речь, призывающую порабощенных африканцев почитать свое первоначальное Высшее Существо и противостоять «ложному» христианскому Богу. Речь Букмана завершилась словами « Route lalibete nan tout ké nou! » («Слушайте голос свободы, который говорит в сердцах всех нас!»). Речь преследовала не только религиозные цели, но и пробудила среди рабов стремление к свободе и свободе.
Еще один известный унган — художница Клотер Базиль. Свою творческую карьеру он начал с создания веве (священных изображений, нарисованных на полу рассыпанием порошков), но этот ритуал проводят все унганы , поэтому официально Базиль в то время не считался художником. [ 3 ] В 1973 году Ива во сне Базиля поручил ему сделать флаги для его храма в Порт-о-Пренсе. В 1980 году Базиль открыл мастерскую, где члены семьи и друзья могли внести свой вклад в его работу. Его рисунки представляют собой отличительные геометрические формы, основанные на воспоминаниях снов, а затем перенесены на ткань. Этот процесс аналогичен процедурам, предпринимаемым имамами и марабутами для создания гадания или амулета. В интервью 1993 года в Бруклине, штат Массачусетс, Базил описал процесс выбора Ива для выполнения своих работ: «Поскольку Ива выбрала меня, я был вынужден делать то, что они хотели. Ива — это ошеломляющий опыт. Есть две возможности: либо ты делаешь то, что они хотят, либо ты умрешь». На флагах, сделанных Базиле, есть символы, которые представляют каждую группу Ива, поэтому в них заключена сила Ива. Флаги предназначены для ритуального использования, чтобы активировать эту силу. Базиле также производит Paquet Congo (оформленные бутылки), которые сигнализируют о Petro Iwa.
Патрик Беллегард-Смит — еще один известный унган , почетный профессор африкологии в Университете Висконсин-Милуоки.
Унган Дон Педро (или Дон Петво) жил в конце 18 века и был активным участником борьбы за независимость Гаити в 1804 году. [ 9 ] Педро был одарен ясновидением и создал стремительный танец в честь Петро Ива , названного в его честь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корбетт, Боб. «Знакомство с Вуду на Гаити» . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Клодин, Мишель; Беллегард-Смит, Патрик (2006). Водоу в гаитянской жизни и культуре . Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Jump up to: а б Векслер, Анна (1997). «Интервью с Клотер Базиль». Каллалу . 2 (2): 383–398.
- ^ Jump up to: а б Флейшхак, Мария; Шенкель, Эльмар (2016). Хозяева - или (Почти) Невидимые: Спектральные Феномены в Литературе и СМИ . Питер Ланг АГ.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон, Джордж, Итон (1940). «Гаитянская магия». Социальные силы . 19 (1): 95–100. дои : 10.2307/2570849 . JSTOR 2570849 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Стивен, Финли; Гиллори, Маргарита Саймон; Пейдж, Хью Р. (2014). Эзотеризм в религиозном опыте афроамериканцев (19-е изд.). Брилл.
- ^ Jump up to: а б с Серафин, Х; Нолан, Э. (2014). Ритуалы и традиционные мероприятия в современном мире . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б Деманглс, Лесли Джеральд (1977). «Африканские интерпретации христианского креста в Водуне». Социологический анализ . 38 (1): 13–24. дои : 10.2307/3709833 . JSTOR 3709833 .
- ^ Jump up to: а б с д и Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE. ISBN 9781412936361 .
- ^ Jump up to: а б Данэм, Кэтрин (1979). «Открытое письмо черным театрам». Черный ученый . 10 (1): 3–6. дои : 10.1080/00064246.1979.11412713 .
- ^ Андерсон, Мишель (1982). «Настоящее вуду — синтетическое». Обзор драмы . 26 (2): 89–110. дои : 10.2307/1145433 . JSTOR 1145433 .
- ^ Виттковер, Эд; Дуйон, Л.; Бижу, Л. (1964). «Одержимость духом в гаитянских церемониях водун». Acta Psychotherapeuica et Psychosomatica . 12 (1): 72–80. дои : 10.1159/000285719 . ПМИД 14140555 .
- ^ Виленц, Эми (зима 1987 г.). «Вуду на Гаити сегодня». Гранд Стрит . 6 (2): 105–123. дои : 10.2307/25006962 . JSTOR 25006962 .