Луи-Рене Левассор де Латуш Тревиль
Луи-Рене Мадлен Ле Вассор Граф Ла Туш-Тревиль | |
---|---|
![]() Портрет Латуш-Тревиля работы Антуана Морена | |
Рожденный | 3 июня 1745 г. Рошфор-сюр-Мер , Франция |
Умер | 19 августа 1804 г. Тулон , Франция | (59 лет)
Верность | ![]() ![]() ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1758 — 1804 |
Классифицировать | адмирал |
Битвы/войны | |
Награды | Командор Почетного легиона Имя начертано на Триумфальной арке |
Отношения | Сын Луи-Шарля Ле Вассора де Ла Туша. Племянник Шарля-Огюста Левассора де Ла Туш-Тревиль. |
Луи-Рене Мадлен Ле Вассор, граф Ла Туш-Тревиль [ 1 ] ( Французское произношение: [lwi ʁəne ləvasɔʁ de latuʃ tʁevil] ; 3 июня 1745 г. [ 1 ] - 19 августа 1804 г.) [ 2 ] был французским адмиралом. Он участвовал в американской войне за независимость и стал заметной фигурой в войнах за независимость Франции и наполеоновских войнах .
Латуш родился в знатной семье военно-морских офицеров и поступил на военную службу в возрасте 13 лет. Он дослужился до компетентного капитана фрегата, сражаясь с несколькими британскими кораблями во время американской войны за независимость . Его эскадра из двух фрегатов однажды довела до затопления 74-пушечный линейный корабль, и ему были доверены важные личности того времени в качестве пассажиров, в частности Людовик XVI и маркиз де Лафайет .
Во время революции Латуш, масон и помощник Филиппа Эгалите , занял прогрессивные позиции в качестве депутата в Генеральных штатах , а затем в Национальном Учредительном собрании . Его благородный статус, тем не менее, сделал его мишенью во время правления террора , и он был заключен в тюрьму и освобожден из тюрьмы только в результате Термидорианской реакции .
Вернувшись на флот после длительного периода безработицы, Латуш принял командование Булонской флотилией , где отразил набеги на Булонь, организованные Нельсоном . Затем он служил в экспедиции Сен-Доминго , что безвозвратно подорвало его здоровье. После своего возвращения он принял командование флотом в Тулоне, снова превратив его в мощный инструмент, но скончался от рецидива болезни, прежде чем у него появилась возможность его использовать. При его преемнике Вильневе отремонтированный им флот был разгромлен в битве при Трафальгаре .
Карьера
[ редактировать ]Латуш родился в Рошфор-сюр-Мер , Приморская Шаранта . Его отец, Луи-Шарль Ле Вассор де Ла Туш , был губернатором Мартиники до вторжения 1762 года и командующим военно-морскими силами Рошфора. [ 3 ] Его дядя, Шарль-Огюст Левассор де Ла Туш-Тревиль . [ 4 ] служил контр-адмиралом, командуя легкой эскадрой франко-испанского флота под командованием Орвилье в 1780 году. [ 1 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 13 лет Латуш вступил в Морскую гвардию . [ 1 ] и принимал участие в многочисленных морских сражениях во время Семилетней войны . Он начал плавать на Харди , переправляя войска в Канаду в 1758 году. [ 5 ] и принял участие в своем первом бою в 1759 году на борту 64-пушечного «Дракона» . [ 1 ] который находился под командованием его дяди, [ 6 ] участие в битве при Киберонском заливе . [ 1 ] Он также служил на коляске «Луиза» и преследовал блокирующую британскую эскадру Иль-д'Экс в октябре 1760 года, все еще находясь под командованием своего дяди. [ 6 ] В 1762 году служил на 74-пушечном «Интрепиде» и «Тоннане» . Летом того же года Латуш был откомандирован для командования двумя канонерскими лодками, с помощью которых он атаковал два британских корабля, один 60-пушечный и один 74-пушечный, ведя двухчасовой бой. [ 7 ]
После Парижского договора 1763 года Латуш принял участие в учебных кампаниях под командованием своего дяди Латуш-Тревиля и адмирала д'Эстена . [ 7 ] служил на кораблях Гаронна в 1763 году и Харди и Бриколь в 1765 году.
В сентябре 1768 года в возрасте 23 лет он был произведён в прапорщики. Возможно, под давлением семьи, которая надеялась на более быстрое продвижение по службе, [ 7 ] или потому что реформа ВМФ заставила его уйти в отставку, [ 8 ] он ушел из военно-морского флота и поступил на службу в армию. [ 7 ] Он стал помощником генерал-губернатора д'Эннери . [ 8 ] недавно назначенный губернатор Мартиники , который добился для него звания капитана кавалерии. [ 8 ] В 1771 году он был переведен капитаном в Ларошфуко-Драконов полк драгунский и стал адъютантом генерал-губернатора Вальера . [ 9 ] который командовал в Сен-Доминго. [ 10 ]
В 1772 году министр военно-морского флота Бойнс удовлетворил неоднократные просьбы семьи Латуша: [ 9 ] и он был восстановлен в военно-морском флоте в звании « капитана де Брюло ». [ 1 ] Латуш был назначен командовать флейтом Куртье . [ 9 ] В 1774 году Латуш выдвинул предложение Министерству военно-морского флота об исследовательской экспедиции вокруг Австралии, чтобы выяснить, разделены ли Новая Голландия и Новый Южный Уэльс проливом; план был отклонен, поскольку министерство предпочло использовать Иль-де-Франс в качестве передовой базы для такой операции. [ 11 ] Латуш переписывался с капитаном Куком о планах исследований в 1775 и 1776 годах. [ 12 ]
Служба о Гермионе и американской войне за независимость
[ редактировать ]
В мае 1777 года он был произведён в лейтенанты и получил под командование 20-пушечный корвет «Россиньоль» . [ 1 ] которые сопровождали конвои и переправляли сообщения. [ 7 ] Он захватил двух английских каперов и трех торговых судов. [ 1 ] [ 9 ] Благодаря своим наградам он был назначен кавалером ордена Сен-Луи . [ 1 ] [ 7 ] Он был назначен командиром 26-пушечного фрегата «Гермиона» . [ 7 ]
28 мая 1779 года Гермиона заметила британского капера, которого она заманила в ловушку, притворившись бегущим ночью. Чтобы вызвать утомительную погоню, Латуш время от времени позволял маяку своего корабля поглядывать, прежде чем утром вернуться назад, чтобы атаковать своего противника. Капером был 18-пушечный «Диффиденс » из Фалмута. [ 13 ] На следующий день напал еще один 18-пушечный капер, и Латуш тоже захватил его, используя ту же уловку. [ 13 ] [ Примечание 1 ] Затем Латуш вернулся в Рошфор со своими двумя наградами и многочисленными пленными. [ 13 ]
С 21 марта по 28 апреля 1780 г. [ 14 ] Латуш взял с собой генерала Лафайета в качестве пассажира во время трансатлантического рейса из Франции в Бостон. [ 1 ] [ 13 ] Затем, присоединившись к флоту под командованием контр-адмирала Детуша и по приказу Барраса и Терне , [ 9 ] он руководил строительством нескольких артиллерийских батарей для обороны Род-Айленда . [ 13 ]
После того, как он закончил работу с батареями, Латушу разрешили отправиться в круиз от Лонг-Айленда и перехватить корабль, направляющийся в Нью-Йорк . [ 13 ] Он быстро захватил два приза, а 7 июня 1780 года заметил четыре паруса: фрегат «Ирис» и три меньших военных корабля. [ 13 ] В последовавшей за этим битве 7 июня 1780 года Латуш сам был ранен в руку мушкетной пулей. [ 1 ] и Гермиона потеряла десять человек убитыми и 37 ранеными. [ 15 ] [ Примечание 2 ] Его противник, капитан Джеймс Хокер, позже обвинил его в бегстве с места происшествия, на что Латуш ответил: «В моем плохом состоянии я не мог вас преследовать. Почему же тогда вы не продолжили бой?» [ Примечание 3 ]
16 марта Латуш-Тревиль участвовал в битве у мыса Анри , которая произошла в устье Чесапикского залива . [ 16 ] Это действие привело к часто повторяемому, но ошибочному сообщению о том, что Латуш-Тревиль участвовал в «битве против Чесапика ( март 1781 г.)». [ Примечание 4 ]
13 апреля 1781 года в Париже умер отец Латуша, Луи-Шарль Ле Вассор де Ла Туш . Латуш унаследовал его титул и после этого стал называться «граф де Латуш». [ 17 ]

Затем он продолжил плавание у берегов Северной Америки в составе эскадры под командованием адмирала Лаперуза , флагманом которой был Астре . [ 1 ]
21 июля два фрегата столкнулись с британским конвоем у берегов Новой Шотландии . В результате морского сражения при Луисбурге Астри и Гермиона вынудили HMS Charlestown поднять свое знамя, но не смогли подняться на борт, что позволило ей бежать ночью. [ 1 ] [ 18 ] Тем не менее, они захватили 14-пушечный эскорт Джека и трех торговых судов, которых они доставили в Бостон. [ 18 ]
Сервис на Эгле
[ редактировать ]После возвращения во Францию 20 июня 1781 года Латуш получил звание капитана. [ 18 ] [ Примечание 5 ] В 1782 году ему было поручено переправлять чиновникам крупные суммы денег. [ 20 ] [ Примечание 6 ] и оборудование в Америку, возглавляя эскадру из двух фрегатов, состоящую из Эгля и Глуара , под командованием капитана де Валлонга. [ 18 ]
Латуш принял командование фрегатом «Эгль». [ 2 ] который вместе с «Глуаром » переправлял средства и оборудование для флота адмирала де Водрейя . [ 18 ] 5 сентября 1782 года эскадра столкнулась с одиноким 74-пушечным HMS Hector : в завязавшемся двухдневном бою два фрегата сильно повредили « Гектор» и не сумели захватить его лишь тогда, когда на горизонте появилась британская эскадра. Латуш отступил, а Гектор потерпел крушение. несколько дней спустя [ 18 ] [ 20 ]
Захватывать
[ редактировать ]Фрегаты продолжили свой путь, когда 12 сентября они заметили британскую эскадру в составе двух линейных кораблей, фрегата, двух корветов и бриг-шлюпа . Латуш захватил бриг HMS Racoon . [ 21 ] Затем Латуш повернул к реке Делавэр , а HMS Vestal , HMS Bonetta и призовой Sophie во главе с капитаном Г. К. Эльфинстоном в Уорвике бросились в погоню. Латуш высадил своих пассажиров и сокровища на катерах с фрегатов. [ 21 ] Затем он попытался спастись от своих гораздо более сильных противников, переплыв берега в устье реки Делавэр, но Эгль сел на мель; Глуара тоже коснулась дна, но ей удалось освободиться и добраться до канала. [ 21 ] Латуш попыталась освободить Эгля , но с отступающим приливом она не только все прочнее выбрасывалась на берег, но и падала на бок, выводя из строя ее батарею. [ 21 ] Увидев, что его корабль потерян, Латуш приказал отрубить ему мачты и пробить корпус; затем он эвакуировал ее команду; [ 21 ] Оставшись лишь с несколькими людьми, Латуш произвел несколько выстрелов из своих кормовых преследователей, прежде чем поднять знамя. [ 2 ] [ 21 ] [ 22 ] Несмотря на меры по выводу Эгля из строя , британцы смогли его восстановить и принять на вооружение как HMS Aigle .
Адмирал Водрей писал военно-морскому министру Кастри :
Господин де ла Туш заслуживает вашего выговора; с ним на борту была содержанка, с которой он жил; англичане, захватив ее, вернули ему, как если бы она была его женой. Это известно и не может не произвести плохого впечатления в стране с добрыми нравами. [ 23 ] [ Примечание 7 ]
Латуш был доставлен в плен в Нью-Йорк, а оттуда переведен в Англию. [ 17 ] Он оставался узником до Парижского договора 1783 года. [ 2 ]
Служба во Франции во время революции
[ редактировать ]По возвращении Латуша во Францию его назначили руководить гаванью Рошфора. [ 17 ] Ему также было поручено нарисовать карту Олерона . [ 17 ] который был опубликован в первом томе французского журнала Hydrographie française . [ 17 ] [ 24 ] [ Примечание 8 ] В 1784 году он сменил Бруни д'Антрекасто на посту заместителя директора гаваней и арсеналов, занимая эту должность до 1787 года, когда он стал канцлером герцога Орлеанского . [ 17 ] Одновременно он также служил инспектором артиллерийской школы Военно-морской академии. [ 17 ] и соавтор Военно-морского кодекса 1786 года. [ 1 ] [ 24 ] В июле 1786 года он отплыл на корвете из Онфлёра в Гавр , переправляя короля Людовика XVI . [ 17 ]
Его дядя, Шарль-Огюст Левассор де Ла Туш-Тревиль , умер в 1788 году и завещал ему свое имя; с этого момента Латуш добавил к своему имени «Тревиль», став «графом де Латуш-Тревиль». [ 17 ]

В начале Французской революции в 1789 году Латуш-Тревиль был избран депутатом от дворянства. [ 2 ] для бейливика Монтаржи ; он продолжал заседать в Национальном учредительном собрании и занимал эту должность до закрытия заседания 10 октября 1791 года. [ 17 ] Латуш занял либеральную позицию и был одним из первых дворян, объединивших силы с третьим сословием. [ 2 ] В сентябре 1791 года, после того как король Людовик XVI утвердил новую конституцию, Национальное Учредительное собрание было распущено, и Латуш-Тревиль возобновил свою военно-морскую деятельность.

Латуш имел чин контр-адмирала после реформы военно-морского флота 20 декабря 1790 года. [ 17 ] В этом качестве в 1792 году он принял командование эскадрой из четырех кораблей в Бресте . [ 2 ] Он отплыл из Бреста в Тулон на своем флагманском корабле « Лангедок» , чтобы присоединить свою дивизию к Средиземноморской эскадре под командованием контр-адмирала Трюге . [ 2 ] Принимал участие в рейдах на Онелью , Кальяри и Ниццу. [ 24 ] во время Итальянской армии , и участвовал в нападении на Сардинию в октябре 1792 года (которое обернулось неудачей, когда экспедиционный корпус был отбит). Затем Латуш-Тревиль и Трюге вернулись в Тулон.

1 января 1793 года Латуш-Тревиль был произведен в контр-адмиралы. [ 2 ] Затем его отправили с миссией в Неаполь после того, как посол этого королевства в Константинополе спровоцировал дипломатический конфликт, оскорбив своего французского коллегу. Латуш угрожал обстрелять город и получил извинения от Фердинанда I Обеих Сицилий . [ 25 ] Затем Латуш ушел, но ему пришлось вернуться в Неаполь для ремонта из-за ураганного ветра, и в конце концов он встретился с Трюге 8 февраля 1793 года. [ 25 ] 14 февраля они высадили 6000 добровольцев в Кальяри, которым два дня спустя пришлось снова высадиться под обстрелом и в шторм. [ 25 ] Затем флот снова вернулся в Тулон. [ 25 ]
В марте 1793 года, в разгар войны Первой коалиции , Латуш принял командование «Морской армией Океана» (Брестским флотом), но как только он занял свой пост, революционные подчиненные заклеймили его как аристократа. 15 сентября, [ 26 ] в разгар террора он был арестован как «подозреваемый» по приказу Комитета общественной безопасности . [ 26 ] и поступил в кассу 3 октября. [ 2 ] [ 27 ] Он провел один год в тюрьме Ла Форс . [ 26 ] и был освобожден только 20 сентября 1794 г. [ 26 ] после термидорианской реакции .
Освободившись, Латуш вернулся в Монтаржи, где был назначен начальником легиона Национальной гвардии округа. [ 26 ] Будучи масоном , он дослужился до почтенного в ложе Les Disciples d'Heredom et de la Madeleine Réunis в Монтаржи. [ 28 ] Латуш был реабилитирован при Директории , и в декабре 1795 года ему было восстановлено его звание. [ 2 ] но тем не менее остался на пять лет без командования в ВМФ. [ 2 ] С 1797 по 1798 год он вместе с другом-судовладельцем управлял оборудованием для военно-морского флота, а к 1799 году он настолько отчаялся, что разместил в Le Moniteur Universel объявление о капитанских должностях каперов. [ 29 ] Лишь в 1799 году он вернулся на действительную военную службу. [ 26 ]
Служба в Булонской флотилии.
[ редактировать ]В 1799 году Латуш был назначен руководить морской дивизией в Бресте, имея отметку на 74-пушечном « Монблане» . [ 26 ] Вскоре после этого его назначили командовать всем Брестским флотом. [ 26 ] и перенес свой флаг на 110-пушечный «Грозный» . [ 26 ] Латуш-Тревиль защищал гавань, пока правительство не решило расформировать военно-морскую армию Бреста; Затем Латуш-Тревиль направил четыре своих корабля в Рошфор. [ 2 ]

Вскоре после этого, по совету министра военно-морского флота Форфе , [ 2 ] Первый консул Бонапарт выбрал Латуш-Тревиля для организации и руководства Булонской флотилией . Этот огромный флот небольших кораблей якобы был предназначен для переправки армии вторжения в Англию. [ 2 ] [ 26 ] но на самом деле это была дезинформационная уловка с целью оказать давление на британцев, чтобы они вступили в переговоры по Амьенскому договору . [ 30 ] Эта уловка помогла замаскировать истинную цель французских военных, которые собирали армии в Булони для вторжения в Австрию. [ 31 ] Вскоре после своего прибытия, 4 и 15 августа 1801 года, Латуш-Тревиль отразил несколько британских набегов , предпринятых адмиралом Нельсоном для уничтожения флотилии . [ 2 ]
Служба в Сен-Доминго
[ редактировать ]Во время Амьенского мира Латуш-Тревиль был назначен командовать морской эскадрой Рошфора. [ 32 ] в составе шести линейных кораблей, шести фрегатов и двух корветов, [ 26 ] во флоте адмирала Вилларе де Жуайеза , [ 2 ] переправляя 3000 человек Рейнской армии для экспедиции на Сен-Доминго . [ 26 ] Латуш с боем пробился в гавань Порт-о-Пренса , захватил ее форты и высадил десант. [ 26 ] Он и генерал Буде захватили Порт-о-Пренс и Леоган . Латуш-Тревилю удалось добиться мирной капитуляции генерала Лаплюма, в то время как на юге генерал Леклерк вынудил Туссена Л'Увертюра и Кристофа подчиниться французской власти. [ 33 ]
После отъезда Вилларе де Жуайеза в апреле 1802 года Латуш-Тревиль остался в Сен-Доминго с четырьмя линейными кораблями, девятью фрегатами и пятью корветами. [ 33 ] После восстановления рабства 20 мая 1802 года вспыхнуло новое восстание, которое сокрушило пораженную желтой лихорадкой армию генерала Леклерка. Латуш-Тревиль защищал гавани на юге, назначив Вильомеса на западную военно-морскую базу Сен-Доминго. [ 33 ] Ситуация стала еще более отчаянной после того, как британцы начали войну Третьей коалиции в мае 1803 года: Вильомесу пришлось вернуться во Францию, чтобы отремонтировать свой фрегат, поврежденный в бою 28 июня 1803 года , а британцы осуществили блокаду Сен-Доминго. это закончилось полным уничтожением армии Рошамбо. [ 33 ] В октябре 1803 года Латуш-Тревиль получил от британцев бесплатный проезд из-за плохого здоровья и вернулся во Францию. [ 32 ] [ 33 ]
Служба командующим Тулонским флотом.
[ редактировать ]
Латуш-Тревиль стал вице-адмиралом в декабре 1803 года. Вернувшись во Францию, он был назначен генеральным инспектором побережий Средиземного моря, прежде чем принять командование Тулонским флотом. [ 32 ] со своим флагом на новеньком 80-пушечном Bucentaure . [ 34 ] В то время в эскадре насчитывалось всего семь линейных кораблей и четыре фрегата, и дисциплина была сильно ослаблена; [ 32 ] в частности, офицеры ВМФ спали на борту своих кораблей только тогда, когда этого требовали их служебные обязанности. [ 32 ] Латуш-Тревиль решил жить на своем корабле, и под его примером и руководством моральный дух быстро улучшился. [ 32 ]
Латуш-Тревиль решил, что один корабль или фрегат будет патрулировать три дня за пределами гавани поочередно, в то время как другой всегда будет готов отправиться в плавание по первому сигналу. [ 35 ] Более того, вся эскадра регулярно поднималась на поддержку крейсеров всякий раз, когда превосходящие британские силы заходили в гавань Тулона, не позволяя британцам вести полезную разведку действий французов в этом районе. [ 35 ] Со временем эскадра получила в подкрепление еще три линейных корабля и еще три фрегата. [ 35 ]
В конце июня 1804 года у Латуш-Тревиля случился рецидив заболевания, полученного в Сен-Доминго. [ Примечание 9 ] Однако он постоянно отказывался переходить на берег, заявляя: «Адмирал только рад, когда может умереть под флагом своего корабля». [ Примечание 10 ] [ 35 ] Действительно, после 10-дневной борьбы, 19 августа, Латуш-Тревиль погиб на борту «Бусентора» . [ 35 ] Лорд Нельсон позже писал:
Французские газеты пишут, что он умер из-за того, что так часто подходил к сигнальному столбу, чтобы наблюдать за нами: я всегда говорил, что это будет его смертью. [ 36 ]
Наследие
[ редактировать ]Латуш-Тревиль был похоронен на кладбище Тулона. В 1810 году пирамидальный мавзолей высотой семь метров был построен в Семафоре де ла Круа де Синья на мысе Сепет, откуда Латуш-Тревиль наблюдал за британцами в свой последний год. [ 37 ] 14 октября 1902 года военные власти решили перенести мавзолей. [ Примечание 11 ] на военное кладбище Сен-Мандрье-сюр-Мер ; тело было передано 29 апреля 1903 года. [ 38 ]
Французские авторы и историки часто сравнивали Латуша-Тревиля с Нельсоном, отчасти потому, что он сражался и победил его в рейдах на Булонь , отчасти потому, что, если бы не его безвременная смерть, он выступил бы против Нельсона при Трафальгаре . [ 39 ]

Имя Латуш было начертано на северной стене Триумфальной арки в его честь. [ 40 ]
В его честь три корабля ВМС Франции были названы Латуш-Тревиль : паровой ависо Латуш-Тревиль в 1860 году; броненосный крейсер Латуш-Тревиль в 1892 году; и типа F70 эсминец Latouche-Tréville , в настоящее время находящийся в строю.
-
Паровой ависо Реноден 2-го класса , похожий на Латуш-Тревиль (1860-1886).
-
Броненосный крейсер Латуш-Тревиль.
-
Эсминец типа F70 « Латуш-Тревиль»
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Герен (стр. 431) указывает, что ее имя означало «Резолюцию лондонских дам» , что, возможно, означает «Женская резолюция » Лондона.
- ^ В своей биографии Латуш-Тревиля Аннекен (том 2, стр. 108) приводит цифру в 37 убитых и 53 раненых. Цифра в десять убитых и 37 раненых взята из письма самого Латуш-Тревиля своему противнику, капитану Джеймсу Хокеру, цитируемого Трудом (т. 2, стр. 80).
- ^ « Как бы я ни разлагался, я не мог преследовать вас. Почему же тогда вы не продолжили борьбу? » Цитируется в Левоте, стр.295.
- ↑ Ошибка восходит к Биографическому словарю французских генералов и адмиралов революции и Империи 1792–1814 годов Джорджа Сикса (1934). Это обычный источник неправильной атрибуции. Например, см.: Гранье, с.233.
- ↑ Латуш узнал о своем повышении в сентябре, когда Энгажанте прибыл в Америку с этой новостью. [ 19 ]
- ^ Эннекен (стр. 109) приводит цифру «три миллиона золотом», не указывая денежную единицу; вероятно, французские ливреи . Например, три миллиона ливров равнялись стоимости шести 74-пушечных линейных кораблей.
- ^ " Г-н де Ла Туш заслуживает того, чтобы вы сделали ему выговор; с ним в одном доме жила особа, с которой он живет; англичане, забрав ее, отправили обратно к нему в качестве жены. Это стало известно и может иметь только плохой эффект в стране с хорошей моралью .
- ^ Латуш-Тревиль, однако, не был автором двух трактатов: одного по политической экономии , а другого по сельскому хозяйству ; автором этих работ, вероятно, был Жак Антуан Крёзе-Латуш . См. Левот, стр. 298.
- ^ Hennequin ( «Морская биография» , т.2, стр.112), Levot ( «Glories maritimes de la France» , стр.297), Guérin ( «Прославленные моряки» , стр.629) и Taillemite ( «Словарь французских моряков» , стр.310) все неясно относительно того, о каком именно заболевании идет речь. Эннекен наиболее точен в этом вопросе, заявляя, что «примерно в последние дни июля симптомы болезни, которая потребовала его возвращения из Санто-Доминго в Европу, стали очень очевидными и вскоре приняли тревожный оборот». (« К последним дням июля месяце симптомы болезни, вызвавшей необходимость его возвращения из Санто-Доминго в Европу, сильно проявились, и вскоре она приняла тревожный характер. »). Лево утверждает, что Латуш « Бусанторе из-за последствий на скончался болезни, которой он заразился в Сен-Доминго ».
- ^ «Адмирал слишком счастлив, когда может умереть под флагом своего корабля». Цитата в Hennequin, стр.112
- ^ Предположительно, потому что они видели в мавзолее потенциальный ориентир для вражеского флота. Эммануэль Дэвин, Les amis du vieux Toulon ; цитируется у Гранье, стр. 249.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Levot, p.295
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Levot, p. 296
- ^ Герен, Прославленные моряки , стр.429.
- ^ Герен, Прославленные моряки , стр.426.
- ^ Гранье, стр.232
- ^ Jump up to: а б Герен, Прославленные моряки , стр.428.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Герен, Прославленные моряки , стр.430.
- ^ Jump up to: а б с Хеннекен, стр.107
- ^ Jump up to: а б с д и Хеннекен, стр.108
- ^ Гранье, стр.233
- ^ День, стр. 129-130.
- ^ Линн, стр.272
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Герен, Прославленные моряки , стр.431.
- ^ Рош, стр.241
- ^ Женат, т.2, стр.80.
- ^ Тайлемайт, стр.310
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Герен, Прославленные моряки , стр.436.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Герен, Прославленные моряки , стр.433.
- ^ Монако (2000) , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Хеннекин, стр.109
- ^ Jump up to: а б с д и ж Герен, Прославленные моряки , стр.435.
- ^ «№12388» . Лондонская газета . 12 ноября 1782 г. стр. 3–4.
- ^ Гранье, стр.234
- ^ Jump up to: а б с Хеннекен, стр.110
- ^ Jump up to: а б с д Гранье, стр.235
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Герен, Прославленные моряки , стр.437.
- ^ Герен, Морская история Франции , стр.458.
- ^ Ван Хилл, Жан-Марк (2011). Словарь масонских моряков, мореплавателей и родственных профессий XVIII, XIX и XX веков . Харматтан. п. 305.
- ^ Гранье, стр.236
- ^ Фаррер, стр.298.
- ^ Гранье, стр.244
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хеннекен, стр.111
- ^ Jump up to: а б с д и Гранье, стр.246
- ^ Герен, Прославленные моряки , стр.438.
- ^ Jump up to: а б с д и Хеннекен, стр.112
- ↑ Брэдфорд, последняя страница главы 32.
- ^ Гранье, стр.248
- ^ "ville-saintmandrier.fr" . Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года.
- ^ Реми Монак, Латуш-Тревиль, 1745–1804: адмирал, бросивший вызов Нельсону , издания SPM, 2000, ISBN 2-901952-36-4
- ^ Тьерри, Дж.; Кулон, Г. (1838). Историческая справка о Триумфальной арке и Звезде (на французском языке). Париж: Росселин. п. 24 . Проверено 6 мая 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брэдфорд, Эрнл (1977). Нельсон: главный герой . Макмиллан Паблишерс Лимитед. ISBN 0-333-18561-7 .
- Дэй, Алан (2009). От А до Я открытия и исследования Австралии . Пугало Пресс. ISBN 978-0810868106 .
- Фаррер, Клод (1956). История ВМС Франции (на французском языке). Париж: Фламмарион.
- Герен, Леон (1845). Прославленные моряки Франции (на французском языке). Белен-Леприер и Моризо.
- Герен, Леон (1857). Морская история Франции (на французском языке). Полет. 5. Дюфур и Мулат.
- Эннекен, Жозеф Франсуа Габриэль (1835). Морская биография или исторические заметки о жизни и походах знаменитых французских и иностранных моряков (на французском языке). Полет. 2. Париж: Издательство Рено.
- Левот, Проспер (1866). Морская слава Франции: биографические очерки о самых знаменитых моряках (на французском языке). Бертран.
- Линн, Фрэнк М. (2011). Капитан Кук, Мастер морей . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300184310 .
- Монаке, Реми (2000). Приключения Луи-Рене де Латуш-Тревиля, спутника Лафайета и командира Гермионы (на французском языке). Париж: СПМ.
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней . Полет. 1. Группа Ретозель-Мори Мийо. ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 .
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней . Полет. 2. Группа Ретозель-Мори Мийо. ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 .
- Тайлемит, Этьен (2002). Словарь французских моряков . Талландье. ISBN 2-84734-008-4 .