Jump to content

Обезглавливание Мока

Обезглавливание Мока
Часть осады Санто-Доминго (1805 г.)
Эспайлат в Доминиканской Республике
Расположение Санто-Доминго
Дата 3 апреля 1805 г. ( 1805-04-03 ) -
28 апреля 1805 г. ( 1805-04-28 )
Цель Жан-Луи Ферран и его войска-доминиканцы.
Тип атаки
резня
Оружие Штыки , мачете , топоры , огнестрельное оружие , мечи
Летальные исходы 500 (и Мока), [ 1 ] 400 в Сантьяго [ 2 ]
Жертвы Гражданские лица Санто-Доминго
Преступники Армия Первой империи Гаити
Мотив Расправа [ 1 ] [ 2 ]

Обезглавливание Мока ( испанский : Degüello de Moca ; французский : Decapitation de Moca ; гаитянский креольский : Masak nan Moca ) [ 3 ] резня, произошедшая в Санто-Доминго (ныне Доминиканская Республика ) в апреле 1805 года, когда вторгшаяся гаитянская армия напала на мирных жителей по приказу Жан-Жака Дессалина и Анри Кристофа во время их отступления на Гаити после неудавшейся попытки положить конец французскому правлению в Санто-Доминго. Об этом событии рассказал выживший Гаспар Арредондо-и-Пичардо в своей книге Memoria de mi salida de la isla de Santo Domingo el 28 de abril de 1805 (Память о моем отъезде с острова Санто-Доминго 28 апреля 1805 года) , которая была написана Сообщается, что спустя почти 40 лет после резни произошла резня. [ 4 ] [ 5 ] Более широкое вторжение было частью серии гаитянских вторжений в Санто-Доминго и произошло после возвращения Санто-Доминго после осады (1805 г.) . [ 6 ] Гаитянский историк Жан Прайс-Марс писал, что войска убивали жителей целевых поселений независимо от расы. [ 7 ]

Рейды, проведенные гаитянскими силами вторжения, возглавили Анри Кристоф и Жан-Жак Дессалин , присутствовавшие во время действий. Муниципалитеты Санто-Доминго ( Монте-Плата , Котуи , Ла-Вега , Сантьяго , Мока , Сан-Хосе-де-лас-Матас , Монте-Кристи и Сан-Хуан-де-ла-Магуана ) были сожжены, сообщалось о массовых убийствах в Сантьяго и Мока и убийстве 500 мирных жителей в Мока [ 1 ] и еще 400 в Сантьяго [ 2 ] после неудавшейся попытки изгнания французских войск под предводительством Жана-Луи Феррана. Позже Ферран потерпел поражение от Хуана Санчеса Рамиреса в битве при Пало-Хинкадо , после чего покончил жизнь самоубийством из собственного пистолета. [ 8 ] [ 2 ]

Прелюдия

[ редактировать ]
Вторжение в Туссен-Лувертюр, работа Хосе Аллосы.
Иллюстрация Хосе Аллосы, на которой Доминга Нуньес встречает генерала Туссена Лувертюра.

После кампании 1801 года Туссена Лувертюра в Санто-Доминго, которая привела к освобождению порабощенного населения на востоке, крупные французские силы высадились в заливе Самана с помощью местных жителей Санто-Доминго. [ 1 ] положить конец объединению Лувертюра с восточной половиной острова и использовать Санто-Доминго в качестве плацдарма для нового французского вторжения на Гаити. [ 1 ] [ 2 ] Заручившись поддержкой испанского населения для своего правления на острове, французские войска под командованием генерала Франсуа Мари Керверсо и Жана-Луи Феррана быстро двинулись к восстановлению рабства, подавив сопротивление вольноотпущенников в районе реки Нигуа. [ 2 ] Французские войска, посланные в экспедицию на Сен-Доминго, в конечном итоге потерпели неудачу, в результате чего были потеряны почти все из 50-тысячных сил вторжения, отправленных на остров, хотя сам Лувертюр попал в плен и погиб. [ 1 ] [ 2 ] Стремясь укрепить хрупкие позиции Франции на востоке, Ферран совершил переворот против командования Керверсо, объединив их истощенные силы и проведя серию административных изменений. В попытке реанимировать рухнувшую экономику Санто-Доминго, возникшую в результате продолжающейся эмиграции белых испанцев, Ферран издал указ об экспроприации собственности любого человека из числа эмигрантов, который не вернулся к установленному сроку. [ 2 ] а также реимпорт рабов на остров. [ 9 ] В 1804 году вспыхнули приграничные военные действия: гаитяне воспользовались предыдущей эвакуацией Ферраном Сантьяго, Ла-Веги и Котуи, чтобы захватить эти города, поставив их руководителем вольноотпущенника смешанной расы из Санто-Доминго по имени Хосе Кампос Табарес. Французские войска вернулись, чтобы изгнать гаитян, но сами покинули город из-за опасений репрессий со стороны войск Дессалина. В мае Дессалин обратится к жителям Санто-Доминго со следующим обращением:

Жителям испанской части. Едва французская армия была изгнана, как вы поспешили признать мою власть. Свободным и спонтанным движением ваших сердец вы подчинились мне. Более заботясь о процветании, чем о разрушении той части, в которой вы живете, я оказал этому почтению благосклонный прием. С этого момента я считал вас своими детьми, и моя преданность вам остается неизменной. В доказательство моей отцовской жестокости в местах, подчинившихся моей власти, я предложил вождями никого, кроме людей, избранных из вас самих. Завидую, что причисляю тебя к своим друзьям, чтобы дать тебе все время, необходимое для воспоминаний, и увериться в твоей верности. [...] Разгневанный Ферран еще не внушил вам яд лжи и клеветы. Письма, основанные на отчаянии и слабости, были распространены, и многие из вас, соблазненные вероломными инсинуациями, немедленно обратились за дружбой и защитой к французам. Они осмеливаются оскорбить мою доброту, объединившись с моими жестокими врагами. Испанцы, одумайтесь! На краю пропасти, вырытой под твоими ногами, спасет ли тебя этот дьявольский служитель, когда огнем и мечом я буду преследовать тебя до твоего последнего укрепления? [...] Чтобы заманить испанцев на свою сторону, они распространяют сообщение о том, что в Санто-Доминго прибыли суда с войсками. [...] Чтобы посеять недоверие и террор, они постоянно рассуждают о судьбе, которую только что пережили французы; но разве у меня не было причин так с ними обращаться? Неправды французов принадлежат ли они испанцам? И должен ли я напоминать последним о преступлениях, которые первые задумали, приказали и совершили против нашего вида? [...] Еще несколько мгновений, и я сокрушу остатки французов под тяжестью своей могучей силы. Испанцы! Ты, к кому я обращаюсь исключительно потому, что хочу спасти тебя. Вы, виновные в уклонении от уплаты налогов, скоро сохраните свое существование лишь настолько, насколько мое милосердие сможет пощадить вас. Пришло время признать ошибку, которая может быть фатальной для вас, и разорвать все связи с моим врагом, если вы хотите, чтобы ваша кровь не смешивалась с его кровью. [...] Подумайте о своем сохранении. Получите здесь священное обещание, которое я даю, не делать ничего против вашей личной безопасности или ваших интересов, если вы воспользуетесь этой возможностью, чтобы показать себя достойными быть принятыми в число детей Гаити.

[ 10 ]

Люди постепенно вернутся, начиная с июля того же года, под руководством некоего Хосе Серапио Рейносо дель Орбе, чтобы сформировать военные организации для сопротивления будущему нападению Гаити. [ 2 ] В январе 1805 года Ферран объявит о возобновлении военных действий с Гаити и разрешит пограничным войскам и всем жителям Сибао и Озамы совершать набеги на Гаити с целью порабощения детей на доминиканских плантациях и продажи на экспорт. [ 2 ] [ 1 ] [ 11 ] [ 9 ] (частично мера, призванная компенсировать пограничным силам их защиту), а также приказ своему команданте Джозефу Руису казнить любого гаитянского мужчины старше 14 лет, найденного в Санто-Доминго. [ 11 ] Это ускорило бы вторжение Дессалина в феврале того же года. [ 2 ]

Военная кампания

[ редактировать ]
Жан-Жак Дессалин напечатан на марке

После переправы в Санто-Доминго контингент сил численностью 2000 человек во главе с Анри Кристофом двинулся по столице, противодействуя пограничным силам Сантьяго, несмотря на то, что они насчитывали всего 200 человек. В результате последовавшего сражения меньшие силы были полностью уничтожены, взятые в плен люди были обезглавлены, а сам город был разграблен. [ 2 ] Тем, кто бежал в Мока, первоначально было предоставлено помилование при условии, что они больше не будут противостоять движению армии Дессалина. Как только различные силы встретились на окраине столицы, они обнаружили, что город с населением в 6000 человек был укреплен в ожидании их нападения, а все 2000 французских солдат на острове находились в обороне. Они взяли город в осаду на три недели, но, увидев на горизонте местный французский флот, плывущий в направлении Гаити, Дессалин прекратил атаку и бросился на защиту страны в ожидании нового французского вторжения. [ 2 ] [ 6 ] Вместо этого Дессалин решил снести с лица земли различные города, чтобы лишить французов полезной в военном отношении техники. [ 6 ]

Эти события были рассказаны в рассказах свидетеля Гаспара де Арредондо-и-Пичардо, молодого студента юридического факультета, живущего в Сантьяго, Санто-Доминго, который в конечном итоге переехал жить на Кубу . [ 5 ]

Дессалин вместе с армией Кристофа отступил на Гаити, чтобы подготовиться к новому французскому вторжению, и по пути сжег города при отступлении. По словам Гаспара Арредондо и Пичардо, население города Мока было уничтожено, а само поселение сожжено. [ 5 ] Как пересказывает Прайс-Марс, все встреченные люди были убиты, независимо от их расы. [ 7 ] Как продиктовал Пичардо:

Чернокожие вошли в город, как ярость ада, перерезая себе глотки с мечом в руках, топча все, что находили, и заставляя кровь течь повсюду. Представьте себе, каким был бы ужас, ужас и испуг, если бы этот район, которым так пренебрегали, на мгновение замолчал ввиду подобных событий, когда почти все собрались в главной церкви, а их пастор умолял божественную помощь, в то время как она представляла жертвенник – жертва нашего Искупления, и в готовности причаститься, как один из дней года, в который по обычаю даже те, кто был в стране, приходили исполнить годовое повеление. Толпа женщин, бегущих неизвестно куда. Крики детей и стариков, в ужасе вышедших из домов. Священник запутался среди тех, кто просил у него утешения.

[ 5 ]

Говоря о подробностях событий в Моке и резне жителей города в церкви, Пишардо далее заявляет:

Человека, еще не проглотившего сакраментальный вид, пронзили штыком и оставили лежать у дверей того же святилища. Оттуда тот, кто смог бежать, позже попадал в руки карибов [армии Кристофа], которые бродили по городу и не щадили ни одной встреченной жизни.

[...]

Все повиновались, полагая, что в их пользу будет провозглашено какое-то прощение или милость, но помилование должно было зарезать их всех после собрания, как загнанных в угол овец. Негры после совершения страшного, кощунственного и варварского жертвоприношения покинули город: из всех женщин, находившихся в церкви, в живых остались только две девочки, находившиеся под трупом матери, тети или сопровождавшего их человека. , они притворились мертвыми, потому что были залиты кровью, пролитой трупом, который они положили поверх пресвитерия. Там было по меньшей мере 40 детей с перерезанным горлом, а на вершине алтаря находилась женщина из Сантьяго, г-жа Мануэла Поланко, женщина из дона Франсиско Кампоса, члена Совета департамента, которая была принесена в жертву в день вторжения и висел на сводах Ратуши, с двумя или тремя смертельными ранами, от которых он умирал.

[ 5 ]

Путь разрушения армии Дессалина по возвращении пролегал не только через Моку, как объясняется в другом отрывке из Пишардо, продиктованном выжившим Эудженио Декамом, где говорится, что армия Дессалина сожгла каждый из городов, пройденных на обратном пути, здесь говорится:

На юге Доминиканской Республики расположены города Сан-Хаун-де-ла-Магуана, Лас-Матас (де-Фарфан), Лас-Каобас; на севере Доминиканской Республики (Сибао) — города Монте-Плата, Котуи, Сан-Франциско-де-Макорис, Мока, Ла-Вега, Сантьяго-де-лос-Кабальерос и Монте-Кристи. Все древние города сохранили в своих традициях ужасы, творимые этими дикими преступниками.

Нет красок, чтобы нарисовать картину таких ужасных деяний.

Представьте себе слепую массу, одержимую преступным головокружением, с неумолимой силой подталкиваемую, словно ненасытным ветром, к народу, который из-за традиций, из-за вопросов независимости, из-за расовой страсти был ненавистен с ненавистью к варварам. Карьера экспедиционной армии после ее поражения — это зловещая карьера, состоящая из этапов грабежей, убийств и поджогов. Разграблены и сожжены все перечисленные выше города. Самые выдающиеся граждане и знатные семьи подвергаются подлым наездам.

В Сантьяго-де-лос-Кабальерос пять священников были отправлены на виселицу. Согласно легенде, Дессалин сам поджег этот прославленный город. Еще до этого свирепые захватчики украсили себя песенными колокольчиками обезглавливания Мока, о которых никто не говорит без ужаса.

Жителям этого трудолюбивого города... лживыми обещаниями удается вернуть население в город. Подходящее место для такого пиршества человеческой крови? Где угодно: церкви достаточно. Туда заставляют невинных людей идти благодарить за мир. Вдруг по сигналу двери церкви быстро закрываются, и этот гнусный солдат творит [против них] непрестанное зло! Не прекращаясь ни перед невинным ребенком, которого закололи штыком, ни перед почтенным священником, который совершает богослужение и чья кровь пятнает пол алтаря.

[ 5 ]

Газета Otsego Herald, базирующаяся в Куперстауне, штат Нью-Йорк, опубликовала подробности кампании Дессалина 1805 года и репортажи о резне в Сантьяго:

Гаитийская армия выступила против Санто-Доминго. Сообщалось, что их численность составляла 40 000 человек. Дессалин, император, шел во главе их, пока они не достигли Сантьяго, внутреннего города, располагавшего значительными силами. Затем был проведен военный совет, на котором было решено штурмовать город. Императора, однако, попросили не рисковать своей жизнью при этой попытке. Руководство осадой было поручено генералу Браве, которому после отчаянного и кровавого сражения удалось захватить город; не обошлось, однако, и без значительных потерь — ходили слухи, что генерал Брейв был смертельно ранен и потерял 1000 своих лучших солдат. Предполагалось, что все французы и испанцы, оказавшиеся в городе, были преданы мечу. - Газета Otsego Herald, 25 апреля 1805 г.

[ 12 ]

При отступлении пленные из разных городов, подлежащих разрушению, были окружены армией. В Ла-Вегасе и Сантьяго были взяты в плен доминиканские мужчины, женщины и дети, всего около 900 человек. По пути на Гаити они были вынуждены ходить босиком и не могли носить головные уборы. Похитители жестоко обращались с ними. Они будут работать на государственных плантациях Гаити сроком на 4 года. [ 1 ]

Историчность

[ редактировать ]

Хотя некоторые историки признают детали резни в Сантьяго и Мока, другие ставят под сомнение историчность событий. [ 13 ] Известный доминиканский историк и священник Фрай Сиприано де Утрера [ es ] , обращаясь к этому вопросу, заявляет, что это событие было «просто преступным актом, совершенным против нескольких человек, а не общим бедствием или несчастьем населения Мока», далее указывая на то, что священники, пишущие истории, включающие 1805 год, никогда не упоминают о таких обезглавливаниях. [ 14 ] Роберто Марте, еще один известный доминиканский историк, утверждает, что, хотя повествование Пишардо имеет некоторую историческую ценность, его нельзя принимать за чистую монету. [ 4 ] Он основывает это на слабостях и пробелах в повествовании, например, на том факте, что это свидетельство было дано почти через 40 лет после этого факта, утверждает, что наблюдал события, на которых он не присутствовал, полагается на слухи, которые не цитируются и были построены во время Санто. Война Доминго против Гаити. [ 4 ] Другие историки поддержали критику текста Марте. [ 15 ]

Современные воздействия

[ редактировать ]

Накануне этого события, в ответ на Базельский договор 1795 года, по которому вся Эспаньола уступила французам, большое количество белого населения начало эмигрировать с острова в близлежащие испанские владения, стремясь сохранить свой статус испанских подданных и владение своей собственностью. [ 2 ] [ 1 ] Этот поток быстро ускорился после объединения острова Лувертюром и формальной отмены рабства, когда еще больше белых испанцев покинули остров из-за опасений по поводу того, что ими управляют вольноотпущенники. [ 1 ] Это окажется катастрофой для экономики, поскольку почти во всех муниципалитетах будет не хватать рабочих. [ 2 ] Во время правления Феррана французский генерал испробовал все возможные методы, чтобы остановить эмиграцию и переманить обратно некоторую часть уехавших белых. Какого бы прогресса он ни достиг в этих целях, он был полностью обращен вспять вторжением 1805 года, когда путь разрушений, проложенный Дессалином по возвращении на Гаити, и постоянный страх перед будущими нападениями привели к тому, что большинство оставшихся белых покинули колонию в течение многих лет, чтобы приходить. [ 2 ] [ 16 ] По словам писателя-историка Яна Рогозинского, белая эмиграция, начавшаяся в 1801 году, привела к сокращению населения почти вдвое: со 125 000 в 1789 году до 63 000 в 1819 году. [ 16 ] В результате сельское население, состоящее в основном из смешанной расы, останется доминирующей демографической группой в Санто-Доминго. [ 16 ] Усилия Феррана в конечном итоге имели неприятные последствия, поскольку после вторжения Наполеона в Испанию в 1808 году местное сотрудничество и поддержка его правительства закончились, а вернувшееся белое население восстало, включая Хуана Санчеса Рамиреса , который победил генерала в битве, свергнул его правительство, и довел его до самоубийства. [ 8 ] [ 2 ] Гаитяне окажут помощь революционерам, которые впоследствии изгонят последние французские войска из Санто-Доминго. [ 1 ] Это восстание еще больше опустошит страну. [ 1 ]

Будущее влияние

[ редактировать ]

Националистические настроения, преобладающие среди испанского населения Санто-Доминго, в их глазах будут оправданы жестокостью кампании Дессалина. [ 17 ] После этого события и, в большей степени, после более позднего завоевания острова , в результате которого высшие классы потеряли большую часть своей власти, белая элита создала доминиканскую идентичность в противовес Гаити: жители Санто-Доминго изображались как белые. , католики и латиноамериканцы в культурном отношении . Гаитяне являются противоположностью и низшими черными , вудуистами , которые в культурном отношении были африканцами . [ 17 ] В соответствии с этим люди в колониальный период Санто-Доминго называли себя blancos de la tierra (буквально «белые земли ») независимо от расы. [ 17 ]

Даже после того, как Гаитяне оказали помощь борцам за независимость Доминиканской Республики в Войне за восстановление Доминиканской Республики , доминиканская элита стала рассматривать антигаитянство как инструмент национализма . Диктатура Рафаэля Трухильо поднимет это на новую высоту. Наняв команду доминиканских интеллектуалов, он реконструировал историю острова в своем националистическом повествовании. [ 17 ] Пенья Батлье в официальном обращении к доминиканскому народу заявил:

Этот тип откровенно нежелателен. Будучи чисто африканской расой, он не может представлять для нас никакого этнического стимула. Плохо питается и хуже одевается, он слаб, хотя и очень плодовит из-за плохих условий жизни.

[ 17 ] [ 18 ]

Память об обезглавливании Мока будет возрождена режимом Трухильо и использована для оправдания его политики истребления гаитянцев в Доминиканской Республике . [ 15 ]


[ редактировать ]

Узнан в «Праздник козла» романе перуанского писателя Марио Варгаса Льосы .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шенрих, Отто (2013). Санто-Доминго Страна с будущим . ISBN  978-3-8491-9198-6 . OCLC   863932373 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Понс, Фрэнк Мойя (1991). «Гаитянская революция в Санто-Доминго (1789-1809)». Ежегодник истории Латинской Америки . 28 (1). Boehlau Verlag Ges.mbH & Co. KG: 155. doi : 10.7767/jbla.1991.28.1.125 . ISSN   2194-3680 .
  3. ^ Тембури, Франсиско Хавьер (2016). Он говорит о Санто-Доминго . Punto Rojo Books SL с. 158. ИСБН  978-8-416-97902-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с Марс, Роберто (2017). Прошлое как история (на испанском языке). п. 208. ИСБН  978-9945-9088-8-6 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Арредондо и Пичардо, Гаспар де (2008). Память о моем отъезде с острова Санто-Доминго 28 апреля 1805 года .
  6. ^ Jump up to: а б с Сагас, Э.; Иноа, О. (2003). Доминиканский народ: документальная история . Издательство Маркуса Винера. п. 67. ИСБН  978-1-55876-297-8 . Проверено 20 мая 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б Прайс-Марс, Жан (1953). Республика Гаити и Доминиканская Республика (PDF) .
  8. ^ Jump up to: а б Саутли, капитан Томас (1827). Хронологическая история Вест-Индии . п. 421.
  9. ^ Jump up to: а б Матибаг, Э. (2003). Гаитянско-доминиканский контрапункт: нация, государство и раса на Эспаньоле . Пэлгрейв Макмиллан США. п. 85. ИСБН  978-1-4039-7380-1 . Проверено 22 мая 2023 г.
  10. ^ Рейнсфорд, М. (1805 г.). Исторический отчет о Черной империи Гаити: понимание основных событий революции Сан-Доминго; с его древним и современным состоянием . Специальные коллекции. Дж. Канди . Проверено 20 мая 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б Несслер, Грэм (2012). « «ПОЗОР НАЦИИ»: СИЛА ПОВТОРНОГО РАБСТВИЯ И ЗАКОН «РАБСТВА» ПРИ РЕЖИМЕ ЖАН-ЛУИ ФЕРРАНА В САНТО-ДОМИНГО, 1804-1809» . NWIG: Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 86 (1/2). [KITLV, Королевский нидерландский институт исследований Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, Брилл]: 5–28. ISSN   1382-2373 . JSTOR   41850692 . Проверено 19 мая 2023 г.
  12. ^ «Отечественный вестник» . Отсего Вестник . 25 апреля 1805 г.
  13. ^ Марс, Роберто (2017). Прошлое как история (на испанском языке). п. 50. ISBN  978-9945-9088-8-6 .
  14. ^ Марс, Роберто (2017). Прошлое как история (на испанском языке). п. 210. ИСБН  978-9945-9088-8-6 .
  15. ^ Jump up to: а б Хименес, Луис Альфонсо Эсколано (05 марта 2022 г.). « «Необходимая нация против исторической нации» и антигаитянский дискурсив: ее центральная роль в формировании доминиканской националистической историографии до трухильизма» . Критики. Научный журнал по развитию критического мышления. (на испанском языке). 1 (01). ISSN   2794-0470 . Проверено 24 мая 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Рогозинский, Ян (1999). Краткая история Карибского бассейна . Факты в файле. п. 221. ИСБН  9780816038114 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и «Гаити: антигаитианство в доминиканской культуре» . факультет.webster.edu . 20 сентября 1943 г. Проверено 21 мая 2023 г.
  18. ^ «Агрессия против Леско» . 30 июля 2007 г. Проверено 6 октября 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77ca0b77643fd1b0f9e9ba17fc5ab73f__1722671820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/3f/77ca0b77643fd1b0f9e9ba17fc5ab73f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Beheadings of Moca - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)