Хинаяна
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Хинаяна — это санскритский термин, который когда-то применялся вместе к путям Шравакаяны и Пратьекабуддаяны в буддизме . Этот термин появился примерно в первом или втором веке. Хинаяна считается предварительной или малой (хина) колесницей (яна) учения Будды. Ее часто противопоставляют Махаяне , второй колеснице учения Будды, или великой (маха) колеснице (яне). Третья колесница учения Будды — это Ваджраяна , неразрушимая (ваджра) колесница (яна).
Западные ученые использовали термин Хинаяна для описания ранних учений буддизма, поскольку учения Махаяны обычно давались позже. [ 1 ] Современная буддийская наука отвергла этот уничижительный термин и вместо этого использует термин Никайский буддизм для обозначения ранних буддийских школ . Хинаяну также неуместно использовали как синоним Тхеравады , которая является основной традицией буддизма в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии .
На санскрите «Хинаяна» ( / ˌ h iː n ə ˈ j ɑː n ə / , हीनयान ) — это термин, буквально означающий «маленькое/неполноценное средство передвижения» или «маленький путь». Считалось, что приверженцы немахаянских традиций обязаны придерживаться только Пяти заповедей . [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово хинаяна образовано от слова хина : [ 4 ] «маленький», «бедный», «неполноценный», «заброшенный», «неполноценный», «неполноценный»; и яна (यान): [ 5 ] «транспортное средство», где «средство» или «путь», что означает «путь к просветлению». Общества палийских текстов Палийско-английский словарь (1921–25) определяет хину еще более жестко, с семантическим полем, которое включает в себя «бедный, несчастный; мерзкий, подлый, отвратительный, презренный» и «презренный».
Этот термин был переведен Кумарадживой и другими на классический китайский язык как «маленькое транспортное средство» (小 означает «маленький», 乘 означает «транспортное средство»), хотя существуют также более ранние и более точные переводы этого термина. На монгольском языке ( Бага Холгон ) термин хинаяна также означает «маленькое» или «меньшее» средство передвижения или, лучше сказать, путь. [ 6 ] в то время как в тибетском языке есть как минимум два слова для обозначения этого термина: theg chung, что означает «маленькое транспортное средство». [ 7 ] и theg dman означает «низший проводник» или «низший духовный подход». [ 8 ]
Трангу Ринпоче подчеркивал, что хинаяна никоим образом не подразумевает «низшее качество». В своем переводе и комментарии к книге Асанги « Отличие Дхармы от Дхарматы » он пишет: «Все три традиции хинаяны, махаяны и ваджраяны практиковались в Тибете, и что хинаяна, которая буквально означает «меньшая колесница», ни в чем не уступает Махаяна». [ 9 ]
По мнению Всемирного сообщества буддистов , термин Хинаяна не следует использовать для обозначения какой-либо существующей формы буддизма. [ нужна ссылка ]
Происхождение
[ редактировать ]По мнению Яна Наттьера , наиболее вероятно, что термин Хинаяна появился позже термина Махаяна и был добавлен только позже из-за антагонизма и конфликта между идеалами бодхисаттвы и шравака. Затем последовательность терминов началась с термина Бодхисаттваяна «колесница бодхисаттвы», которому был присвоен эпитет Махаяна «Великая колесница». Лишь позднее, после того как отношение к учению бодхисаттвы стало более критичным, термин Хинаяна был создан как обратное образование, контрастирующее с уже устоявшимся термином Махаяна. [ 10 ] В самых ранних текстах Махаяны термин Махаяна часто используется как эпитет и синоним Бодхисаттваяны, но термин Хинаяна сравнительно редок в ранних текстах и обычно вообще не встречается в самых ранних переводах. Таким образом, часто воспринимаемая симметрия между Махаяной и Хинаяной может быть обманчивой, поскольку эти термины на самом деле не были придуманы по отношению друг к другу в одну и ту же эпоху. [ 11 ]
По словам Пола Уильямса , «глубоко укоренившееся заблуждение относительно неизменной и повсеместной жесткой критики Малой Колесницы со стороны [Махаяны] не подтверждается нашими текстами». [ 12 ] Уильямс заявляет, что, хотя в некоторых случаях присутствуют доказательства конфликта, существуют также существенные доказательства, демонстрирующие мирное сосуществование между двумя традициями. [ 12 ]
Члены махаяны ранних буддийских школ
[ редактировать ]Хотя 18–20 ранние буддийские школы в наше время иногда условно относят к Хинаяне, это не обязательно верно. Нет никаких свидетельств того, что Махаяна когда-либо относилась к отдельной формальной школе буддизма, а скорее к определенному набору идеалов и более поздних доктрин. [ 13 ] Пол Уильямс также отметил, что Махаяна никогда не имела и никогда не пыталась иметь отдельную линию винаи или посвящения от ранних буддийских школ, и поэтому бхикшу и бхикшуни, придерживающиеся Махаяны, формально придерживаются винаи ранней школы. Это продолжается и сегодня в линии посвящения Дхармагуптака в Восточной Азии и линии посвящения Муласарвастивада в тибетском буддизме . Махаяна никогда не была отдельной сектой ранних школ. [ 14 ] От китайских монахов, посещавших Индию, мы теперь знаем, что как махаянские, так и немахаянские монахи в Индии часто жили в одних и тех же монастырях бок о бок. [ 15 ]
Китайский буддийский монах и паломник седьмого века Ицзин писал о взаимосвязи между различными «колесниками» и ранними буддийскими школами в Индии. Он писал: «На Западе существуют многочисленные подразделения школ различного происхождения, но есть только четыре основные школы с непрерывной традицией». Этими школами являются Махасангхика -никая, Стхавира-никая , Муласарвастивада-никая и Саммития- никая. [ 16 ] Объясняя их доктринальную принадлежность, он затем пишет: «Какую из четырех школ следует отнести к Махаяне или к Хинаяне, не определено». Иными словами, не было простого соответствия между буддийской школой и тем, изучают ли ее члены учения «Хинаяны» или «Махаяны». [ 17 ]
Относить к «хинаяне» целые школы, в которых содержались не только шраваки и пратьекабудды, но и махаянские бодхисаттвы, было бы нападкой на школы их собратьев-махаянистов, а также на их собственные. показано , что этот термин относится к людям, основанным на доктринальных различиях. Вместо этого в определении Хинаяны , данном Ицзин, [ 18 ]
Хинаяна как Шравакаяна
[ редактировать ]Ученый Изабель Онианс утверждает, что, хотя «Махаяну... очень иногда называли ранним буддизмом Хинаяной, Низшим Путем, [...] преобладание этого имени во вторичной литературе далеко не пропорционально тому, что встречается в индийской литературе». тексты». Она отмечает, что термин Шравакаяна был «более политкорректным и гораздо более обычным» термином, используемым махаянистами. [ 19 ] Джонатан Силк утверждал, что термин «Хинаяна» использовался для обозначения того, кого хотелось критиковать в каждом конкретном случае, и не относился к какой-либо определенной группе буддистов. [ 20 ]
Хинаяна и Тхеравада
[ редактировать ]Взгляды китайских паломников
[ редактировать ]Китайский монах Ицзин , посетивший Индию в VII веке, отличал Махаяну от Хинаяны следующим образом:
Оба принимают одну и ту же Винайю , и у них есть общие запреты пяти оскорблений , а также практика Четырех Благородных Истин . Тех, кто почитает (относится с большим уважением) бодхисаттв и читает сутры Махаяны , называют махаянистами, а тех, кто не выполняет их, называют хинаянистами. [ 18 ]
В VII веке китайский буддийский монах Сюаньцзан описывает одновременное существование Махавихары и вихары Абхаягири в Шри-Ланке. Он называет монахов Махавихары «Хинаяна Стхавирами», а монахов Абхаягири Вихара — «Махаяна Стхавирами». [ 21 ] Сюаньцзан далее пишет: «Махавихаравасины отвергают Махаяну и практикуют Хинаяну, в то время как Абхаягиривихаравасины изучают учения как Хинаяны, так и Махаяны и пропагандируют Трипитаку » . [ 22 ]
Философские разногласия
[ редактировать ]Махаянисты занимались прежде всего философской диалектикой вайбхашика школы Сарвастивады , которая имела, безусловно, самое «всеобъемлющее здание доктринальной систематики» среди школ никаи. [ 23 ] Имея это в виду, иногда утверждают, что махаянисты не считали бы Тхераваду школой «Хинаяны», поскольку, в отличие от ныне исчезнувшей школы Сарвастивады , основного объекта критики Махаяны, школа Тхеравады не претендует на существование независимой школы. дхармы ; в этом он сохраняет позиции раннего буддизма . Кроме того, концепция бодхисаттвы как человека, который откладывает просветление вместо того, чтобы достичь пробуждения как можно скорее, не имеет корней в текстовом или культурном контексте Тхеравады, нынешнем или историческом. Помимо того, что школы Тхеравады географически удалены от Махаяны, различие Хинаяны используется в отношении определенных взглядов и практик, которые возникли в самой традиции Махаяны. Школы Тхеравады, а также Махаяны подчеркивают необходимость безотлагательного пробуждения человека, чтобы положить конец страданиям. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Таким образом, некоторые современные деятели тхеравадина выразили сочувственную позицию по отношению к философии Махаяны, обнаруженной в Сутре сердца и Муламадхьямакакарике . [ 27 ] [ 28 ]
Махаянистов беспокоила субстанциалистская мысль сарвастивадинов и саутрантикинов , и, подчеркивая доктрину шуньяты , Давид Калупахана утверждает, что они стремились сохранить раннее учение. [ 29 ] Тхеравадины также опровергли сарвастивадинов и саутрантикинов (и последователей других школ) на том основании, что их теории противоречили несущественности канона. Аргументы Тхеравады сохранены в Катхаваттху . [ 30 ]
Мнения ученых
[ редактировать ]Некоторые западные ученые до сих пор считают школу Тхеравады одной из школ Хинаяны, упоминаемых в литературе Махаяны, или считают Хинаяну синонимом Тхеравады. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Эти ученые понимают этот термин как относящийся к школам буддизма, которые не принимали учения сутр Махаяны как подлинные учения Будды. [ 32 ] [ 34 ] В то же время ученые возражают против уничижительного значения термина «Хинаяна», и некоторые ученые не используют его ни для одной школы. [ 36 ]
Роберт Турман пишет: «Никайский буддизм» — это монета профессора Масатоши Нагатоми из Гарвардского университета , который предложил мне использовать его для восемнадцати школ индийского буддизма, чтобы избежать термина «хинаяна-буддизм», который некоторые считают оскорбительным. представители традиции Тхеравады». [ 37 ]
В буддизме Махаяны существовало множество интерпретаций относительно того, к кому или чему относится термин Хинаяна . Калу Ринпоче заявил, что «меньшее» или «высшее» обозначение «не относится к экономическому или социальному статусу, а касается духовных способностей практикующего». [ 38 ] Ринпоче утверждает:
Малая Колесница основана на осознании того факта, что все, что мы переживаем в сансаре, отмечено страданием. Осознание этого порождает желание избавиться от страданий, освободиться на индивидуальном уровне и достичь счастья. Мы движимы собственными интересами. Отречение и настойчивость позволяют нам достичь нашей цели. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса (Оксфорд, 1899), «Имя собственное: более простое или меньшее средство. Название самой ранней системы буддийского учения (противоположной поздней Махаяне; см. Яна )».
- ^ «Санскритский словарь» .
- ^ «Значение хины | значение хины на санскрите | происхождение и история хины | санскритские слоги, звуки и текст на хина» .
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . Проверено 15 апреля 2009 г.
- ^ «Также несомненно, что буддийские группы и отдельные лица в Китае (включая Тибет ), Корее , Вьетнаме и Японии в прошлом, как и в самом недавнем настоящем, идентифицировали себя как буддисты Махаяны, даже если полемические или ценностные утверждения заложены в них. в этом термине ощущалось лишь смутно, если вообще ощущалось». Энциклопедия буддизма Macmillan , 2004, стр. 492.
- ^ «Рангджунг Еше Wiki - Словарь Дхармы: тег чунг» . Радуга Еше Wiki . Фонд Цадра.
- ^ «Рангджунг Еше Wiki — Словарь Дхармы: theg dman» . Радуга Еше Wiki . Фонд Цадра.
- ^ Ринпоче 2004 , с. 113.
- ^ Наттье 2003 , с. 174 (сноска 6).
- ^ Наттье 2003 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Уильямс 2004 , с. 43.
- ^ Наттье 2003 , стр. 193–194.
- ^ Уильямс 2009 , стр. 4–5.
- ^ Уильямс 2000 , с. 97.
- ^ Уолсер, Джозеф (2005) Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура : стр. 41
- ^ Уолсер, Джозеф (2005) Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура : стр. 41-42.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2009 , с. 5.
- ^ Изабель Онианс, «Тантрическая буддийская апологетика, или антиномизм как норма», D.Phil. диссертация, Оксфорд, Trinity Term 2001, стр. 72.
- ^ Джонатан А. Силк. Что такое буддизм Махаяны? Нумен 49:4 (2002):335-405. Статья перепечатана в журнале Williams, Buddhism, Vol III , Routledge, 2005 г.
- ^ Баруа, Бибхути. Буддийские секты и сектантство. 2008. с. 53
- ^ Хиракава и Гронер 2007 , с. 121.
- ^ «Никто больше нигде не найдет столь организованного и полного доктрины, как у них»... «Действительно, ни одна другая конкурирующая школа никогда не приближалась к созданию такого всеобъемлющего здания доктринальной систематики, как Вайбхашика». Новый взгляд на теорию семян (биджа) Саутрантики: с особым упором на идеологическую преемственность между теорией семян Васубандху и ее прецедентами Шрилаты/Дарстантики. Пак Чанхван, доктор философии, Калифорнийский университет, Беркли, 2007 г., стр. 2.
- ^ Хоффман и Махинда 1996 , с. 192.
- ^ Кинг 1999 , с. 86.
- ^ Тера и Бодхи 1998 , с. 42.
- ^ Лопес 2005 , с. 24.
- ^ Фронсдал, Гил . «Пустота в буддизме Тхеравады» . Центр медитации «Инсайт» . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Бизнес 2015 , с. 6.
- ^ Бизнес 2015 , с. 24.
- ^ Монье-Вильямс, М. (1889). Буддизм в его связи с брахманизмом и индуизмом: и в его контрасте с христианством . Джон Мюррей . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гомбрич 2006 , стр. 83.
- ^ Коллинз 1990 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б ЛеВайн и Геллнер, 2007 , с. 14.
- ^ Свирер 2006 , с. 83.
- ^ Справочная библиотека буддизма Макмиллана, 2004, стр. 328
- ^ Роберт Турман и профессор Масатоши Нагатоми из Гарвардского университета: Роберт Турман, в книге «Пустота, которая есть сострадание» , сноска 10, 1980.
- ^ Ринпоче 1995 , с. 15.
- ^ Ринпоче 1995 , с. 16.
Источники
[ редактировать ]- Аналайо, Бхиккху (2014), «Заблуждение Хинаяны» (PDF) , Журнал Оксфордского центра буддийских исследований (6): 9–31
- Коллинз, Стивен (1990), Самоотверженные люди: образы и мысли в буддизме Тхеравады , Cambridge University Press , ISBN 978-0521701488
- Гомбрич, Ричард (2006), Буддизм Тхеравады , Рутледж , ISBN 978-0415-36508-6
- Хиракава, Акира; Гронер, Пол (2007), История индийского буддизма: от Шакьямуни до ранней Махаяны , Мотилал Банарсидасс , hdl : 10125/23030 , ISBN 978-8120809550
- Хоффман, Фрэнк Дж.; Махинда, Дигалле (1996), Палийский буддизм , Рутледж , ISBN 978-0700703593
- Калупахана, Дэвид (2015), Муламадхьямакакарика из Нагарджуны , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120807747
- Кинг, Ричард (1999), Индийская философия: введение в индуистскую и буддийскую мысль , издательство Джорджтаунского университета , ISBN 978-0878407569
- ЛеВайн, Сара; Геллнер, Дэвид Н. (2007), Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века , издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0674025547
- Лопес, Дональд мл. (2005), Срединный путь сумасшедшего: размышления о реальности тибетского монаха Гендуна Чопела , University of Chicago Press , ISBN 978-0226493169
- Наттиер, Январь (2003), Несколько хороших людей: Путь бодхисаттвы согласно «Исследованию Югры» (Ugraparipṛcchā) , University of Hawaii Press , стр. 174 (сноска 6), ISBN 978-0824830038
- Ринпоче, Калу (1995), Глубокий буддизм от Хинаяны до Ваджраяны , Clearpoint Press, ISBN 978-0963037152
- Ринпоче, Кхенчен Трангу (2004), Различие Дхармы и Дхарматы, Комментарий к Трактату Майтрейи , ISBN 978-1877294334
- Свирер, Дональд (2006), «Буддийские общества Тхеравады», Юргенсмейер, Марк (редактор), Оксфордский справочник глобальных религий , Oxford University Press , ISBN 978-0195137989
- Тера, Ньянапоника ; Бодхи, Бхиккху (1998), Исследования Абхидхаммы: буддийские исследования сознания и времени , Wisdom Publications , ISBN 978-0861711352
- Уильямс, Джейн; Уильямс, Пол (2004), Буддизм: критические концепции в религиоведении, том 3. , Routledge , ISBN 978-0415332293
- Уильямс, Пол (2000), Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию , ISBN 978-0415207010
- Уильямс, Пол (2009), Буддизм Махаяны: основы доктрины , Routledge , ISBN 978-0-415-35653-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Тхеравада – буддизм Махаяны» Статья доктора В. Рахулы
- Махаяна – Хинаяна – Тхеравада, представленная Бинь Хансоном, веб-мастером «BuddhaSasana» (www.budsas.org)