Усин (китайская философия)

Усин | |||
---|---|---|---|
китайский | пять элементов | ||
|
пять элементов | |
Вьетнамский алфавит | пять элементов |
---|---|
Китайские иероглифы | пять элементов |
Часть серии о |
даосизм |
---|
![]() |
Классические элементы |
---|

Усин ( китайский : 五行 ; пиньинь : wϔxíng ), [ а ] обычно переводится как «Пять фаз» или «Пять агентов» . [ 2 ] представляет собой пятичастную концептуальную схему, используемую во многих традиционных китайских областях исследований для объяснения широкого спектра явлений, включая космические циклы, взаимодействие между внутренними органами , смену политических режимов и свойства лекарственных трав .
Агентами являются Огонь , Вода , Дерево , Металл и Земля . [ б ] Система усин использовалась с тех пор, как она была сформулирована во втором или первом веке до нашей эры во времена династии Хань . Оно появляется во многих, казалось бы, несопоставимых областях ранней китайской мысли, включая музыку , фэн-шуй , алхимию , астрологию , боевые искусства , военную стратегию , Цзин гадание И и традиционную медицину , служа метафизикой , основанной на космической аналогии.
Этимология
[ редактировать ]
Первоначально Усин имел в виду пять главных планет (Юпитер, Сатурн, Меркурий, Марс, Венера), которые в сочетании с Солнцем и Луной считались создателями пяти сил земной жизни. Вот почему слово состоит из китайских иероглифов, означающих «пять» ( 五 ; wǔ ) и «движущийся» ( 行 ; xíng ). «Движение» — это сокращение от «планеты», поскольку слово «планеты» на китайском языке буквально переводится как «движущиеся звезды» ( 行星 ; xíngxīng ). [ 6 ] Некоторые из шелковых текстов Мавандуи (до 168 г. до н.э.) также связывают усин с вуде ( 五德 ; wǔdé ), пятью добродетелями и пятью эмоциями. [ 7 ] [ 8 ] Ученые полагают, что различные предшественники концепции усин были объединены в одну систему со многими интерпретациями во времена династии Хань . [ 9 ]
Усин впервые было переведено на английский язык как «Пять элементов», проводя преднамеренные параллели с греческим расположением четырех элементов . [ 10 ] [ 8 ] Этот перевод до сих пор широко используется среди практикующих традиционную китайскую медицину , например, в названии акупунктуры пяти элементов. [ 11 ] Однако эта аналогия обманчива. Четыре элемента связаны с формой, веществом и количеством, тогда как усин «в первую очередь связаны с процессом, изменением и качеством». [ 12 ] Например, элемент усунь « Дерево » точнее рассматривать как « жизненную сущность » деревьев, а не как физическую субстанцию дерева. [ 13 ] Это побудило китаеведа Натана Сивина предложить альтернативный перевод «пять фаз» в 1987 году. [ 14 ] Но «фаза» также не может полностью передать смысл усин . В некоторых контекстах усин действительно связаны с физическими веществами. [ 15 ] Историк китайской медицины Манфред Поркерт предложил (несколько громоздкий) термин «Эволюционная фаза». [ 15 ] Пожалуй, наиболее широко принятый перевод среди современных ученых — это «пять агентов», предложенный Марком Калиновским. [ 16 ]
Циклы
[ редактировать ]В традиционной доктрине пять фаз связаны в два цикла взаимодействий: цикл порождения или созидания ( 生 shēng ), также известный как «мать-сын»; и цикл преодоления или разрушения ( 克 кэ ), также известный как «дедушка-внук» (см. диаграмму). Каждый из двух циклов можно анализировать в прямом или обратном направлении. Существует также «переигрывание» или чрезмерная версия деструктивного цикла. [ нужна ссылка ]
Взаимное продвижение
[ редактировать ]Генерирующий цикл ( 相 生 xiāngshēng ):
- Дерево питает огонь
- Огонь производит Землю (пепел, лаву)
- Земля несет металл (геологические процессы производят минералы)
- Металл собирает воду (например, водяной пар конденсируется на металле)
- Вода питает древесину (водные цветы, растения и другие изменения в лесу)
Ослабление
[ редактировать ]Обратный цикл генерации ( фазы утечка / фазы утечка xiāngxiè ):
- Дерево истощает воду
- Вода ржавеет Металл
- Металл обедняет Землю (эрозия, разрушительная добыча полезных ископаемых)
- Земля душит Огонь
- Огонь сжигает древесину (лесные пожары)
Межрегулирующее
[ редактировать ]Разрушительный цикл ( 相 克 xiāngkè ):
- Древесина захватывает (или стабилизирует) землю (корни деревьев могут предотвратить эрозию почвы)
- Земля содержит (или направляет) воду (плотины или берега рек)
- Вода гасит (или регулирует) огонь
- Огонь плавит (или очищает, или формирует) металл
- Рубит (или вырезает) металл по дереву.
Переигрывание
[ редактировать ]Цикл чрезмерного разрушения ( 相相乘 xiāngchéng ):
- Древесина истощает Землю (истощение питательных веществ в почве, чрезмерное земледелие, чрезмерная культивация)
- Земля препятствует воде (чрезмерное запруживание)
- Вода тушит огонь
- Огонь плавит Металл (влияя на его целостность)
- Металл делает дерево жестким, поэтому его можно легко сломать.
Противодействие
[ редактировать ]Обратный или несовершенный деструктивный цикл ( 相 侮 xiāngwǔ или 相 耗 xiānghào ):
- Дерево тускнеет Металл
- Металл обесточивает Огонь (отводит тепло)
- Огонь испаряет воду
- Вода мутит (или дестабилизирует) Землю
- Земля гниет. Дерево (погребенная древесина гниет)
Небесный стебель
[ редактировать ]Движение | Древесина | Огонь | Земля | Металл | Вода |
---|---|---|---|---|---|
Небесные стебли | Цзя Цзя Йи Йи |
Бинг С Ding Диндин |
Ву Ву Джи сам |
Гэн Гэн Синь 辛 |
Ren Ренрен Gui Гиги |
Год заканчивается с | 4, 5 | 6, 7 | 8, 9 | 0, 1 | 2, 3 |
Мин Нэйинь
[ редактировать ]В Цзивэй гадании нэйин ( 納音 ) далее классифицирует Пять Элементов на 60 мин ( 命 ), или жизненные порядки, на основе ганьчжи . Подобно астрологическому зодиаку, мин используется гадалками для анализа личности и судьбы человека.
Заказ | Ганжи | Мин | Заказ | Ганжи | Мин | Элемент |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Цзя Цзыцзязи | Морской металлХайчжунцзинь | 31 | Цзя Ву Цзяу | металл Песчаный | Металл |
2 | И Чоу И Чоу | 32 | Вэй И | |||
3 | Бин Иньбининь | Печь- камин среднего огня | 33 | Бин Шэньбиншен | Лесной пожар | Огонь |
4 | Дин МаоДин Мао | 34 | Дин ты, Дин ты | |||
5 | У Чен У Чен | Лесная древесина | 35 | У СюУсюй | Луговой лес | Древесина |
6 | Джи Сиджиси | 36 | Джи Хай Джи Хай | |||
7 | Гэн Ву Гэн Ву | земля Дорога | 37 | Гэн Цзы Гэн Цзы | Adobe земляная стена земля | Земля |
8 | Синь ВэйСинь Вэй | 38 | Синь Чоу Синь Чоу | |||
9 | Рен Шенреншен | Меч металлическийJianfenggold | 39 | Жэнь Инь 壬寅 | Драгоценный металлзолото платина | Металл |
10 | Гуй Югуйю | 40 | Гуй МаоГуймао | |||
11 | Цзя СюйЦзясюй | огонь Вулканический | 41 | Цзя ЧэньЦзячен | Лампа огня огни Будды | Огонь |
12 | Йи Хайихай | 42 | Йи Си Йиси | |||
13 | Бин Цзы Бинцзы | Пещерная вода, сточные воды пещеры | 43 | Бин Ву Бинву | Небесная вода | Вода |
14 | Дин Чоу Дин Чоу | 44 | Дин ВейДин Вэй | |||
15 | У Инь | Крепость, земля, город, голова, почва | 45 | Шен У | земля Шоссе | Земля |
16 | Цзи Мао Цзи Мао | 46 | Джи Ю Джи Ю | |||
17 | Гэн ЧенГенгчен | Воск металлический | 47 | Гэн Сюй Гэнсюй | Ювелирный металл | Металл |
18 | Синь Си | 48 | Хай Синь | |||
19 | Рен Ву Ренву | древесина Ивовая | 49 | Рен Цзы | дерево Тутовое | Древесина |
20 | Гуй Вэйгуивэй | 50 | Гуй Чоу Гуйчо | |||
21 | Шен Цзя | Ручей водыВода Идзуми | 51 | Цзя ИньЦзя Инь | воды Пороги | Вода |
22 | Йи Ёотори | 52 | И Мао | |||
23 | Бин СюйБинсюй | Черепица земля | 53 | Бин Чен Бинчен | земля Пустынная | Земля |
24 | Дин Хай Дин Хай | 54 | Дин Си Дин Си | |||
25 | У Цзы У Цзы | Огонь молнии, человек, молния, огонь | 55 | Ву Ву Ву | Солнечный огонь | Огонь |
26 | Цзи Чоу Цзи Чоу | 56 | Цзи Вэйдживэй | |||
27 | Гэн Инь 庚寅 | Хвойная древесина | 57 | Гэн Шен | дерево Гранатовое | Древесина |
28 | Синь МаоСинь Мао | 58 | Синь ЮСинь Ю | |||
29 | Рен Ченренчен | Речная вода, длинная проточная вода | 59 | Рен СюйРэнсюй | вода Океанская | Вода |
30 | Гуй Сигуиси | 60 | Гуй Хайгуайхай |
Приложения
[ редактировать ]Схема усин применяется для объяснения явлений в различных областях.
Фазы года
[ редактировать ]Пять фаз длятся около 73 дней каждая и обычно используются для описания преобразований природы, а не их формирующих состояний.
- Дерево/Весна: период роста, расширения, порождающего обильную жизненную силу, движение и ветер.
- Огонь/Лето: период набухания, цветения, расширения от жары.
- Землю можно рассматривать как период тишины, переходной между другими фазами или сезонами, а в отношении преобразующих сезонных периодов ее можно рассматривать как конец лета. Этот период связан со стабильностью, выравниванием и сыростью.
- Металл/Осень: период сбора урожая, трансмутации, сжатия, сбора и засухи.
- Вода/Зима: период уединения, спокойствия, консолидации и прохлады.
Космология и фэн-шуй
[ редактировать ]
Искусство фэн-шуй (китайская геомантия ) основано на усин , при этом структура космоса отражает пять фаз, а также восемь триграмм . Каждая фаза имеет сложную сеть ассоциаций с различными аспектами природы (см. таблицу): цвета, времена года и формы взаимодействуют в соответствии с циклами. [ 17 ]
Взаимодействие или поток энергии могут быть обширными, разрушительными или истощающими, в зависимости от цикла, к которому они принадлежат. Понимая эти потоки энергии, практикующий фэн-шуй пытается перераспределить энергию на благо клиента.
Движение | Металл | Огонь | Древесина | Вода | Земля | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Триграмма ханзи | Сухой | выкупать | Оставлять | шок | Сюнь | бугристый | Генерал | Кун |
Триграмма пиньинь | Цянь | дуи | ли | Чжэнь | Ксун | кён | ген | кун |
Триграммы | ☰ | ☱ | ☲ | ☳ | ☴ | ☵ | ☶ | ☷ |
Я Цзин | Небеса | Озеро | Огонь | Гром | Ветер | Вода | Гора | Поле |
Планета (Небесное тело) | Венера | Марс | Юпитер | Меркурий | Сатурн | |||
Цвет | Белый | Красный | Зеленый | Черный | Желтый | |||
День | Пятница | Вторник | Четверг | Среда | Суббота | |||
Сезон | Осень | Лето | Весна | Зима | Средний | |||
Кардинальное направление | Запад | Юг | Восток | Север | Центр |
Династические переходы
[ редактировать ]По мнению политического философа периода Воюющих царств Цзоу Яня ( ок. 305–240 до н.э.), каждый из пяти элементов обладает персонифицированной добродетелью ( 德 ; dé ), которая указывает на предопределенную судьбу ( 運 ; yùn ) династии; следовательно, циклическая последовательность элементов также указывает на династические переходы. Цзоу Янь утверждает, что Мандат Неба подтверждает легитимность династии, посылая самопроявляющиеся благоприятные знаки ритуального цвета (желтый, синий, белый, красный и черный), который соответствует стихии новой династии (Земля, Дерево, Металл, Огонь и Вода). Начиная с династии Цинь, большинство китайских династий использовали теорию Пяти Элементов, чтобы узаконить свое правление. [ 18 ]
Китайская медицина
[ редактировать ]
Взаимозависимость сетей цзанфу в организме представляла собой круг из пяти вещей, и поэтому китайские врачи разбили его на пять фаз. [ 19 ] [ 20 ]
Чтобы объяснить целостность и сложность человеческого тела, китайские ученые-медики и врачи используют теорию пяти элементов для классификации эндогенных влияний человеческого организма на органы, физиологической активности, патологических реакций, а также экологических или экзогенных (внешних, экологических) влияний. Эта диагностическая способность сегодня широко используется в традиционной пятифазной акупунктуре, в отличие от современных конфуцианских восьми принципов, основанных на традиционной китайской медицине. Более того, в сочетании эти две системы представляют собой формативное и функциональное исследование постнатального и пренатального влияния на генетику, психологию, социологию и экологию. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Музыка
[ редактировать ]Хуайнаньцзы Yuelìng и глава Юэлин ( 月令 ; ) Книги Ритуалов устанавливают следующие корреляции:
Движение | Древесина | Огонь | Земля | Металл | Вода |
---|---|---|---|---|---|
Цвет | Цин (зеленый и синий) | Красный | Желтый | Белый | Черный |
Арктическое направление | восток | юг | центр | запад | север |
Базовая пентатоники высота | рог | взимать | дворец | бизнес | перо |
Базовая высота пентатоники пиньинь | сок | Чжу | гонг | Шан | йо |
сольфеджио | ми или Е | соль или G | сделать или С | ре или Д | ла или А |
- Цин — китайское слово, обозначающее как зеленый, так и синий цвет. В современном мандаринском языке для каждого из них есть отдельные слова, но, как и во многих других языках , в старых формах китайского не было различия между зеленым и синим. [ 25 ]
- В большинстве современной музыки различные пяти- или семинотные гаммы (например, мажорная гамма) определяются путем выбора пяти или семи частот из набора двенадцати полутонов в равнотемперированной настройке. Китайская система настройки шиэр лю наиболее близка к древнегреческой настройке Пифагора. [ 26 ]
Боевые искусства
[ редактировать ]Тай-чи использует пять элементов для обозначения различных направлений, позиций или моделей работы ног: вперед, назад, влево, вправо и центр или три шага вперед (атака) и два шага назад (отступление). [ 18 ]
Пять шагов ( 五step ; wϔ bù ):
- Дзинбу ( прогресс ; прогресс ; jìnbù ) – шаг вперед
- Туйбу ( шаг назад ; tùibù ) – шаг назад
- Цзуогу ( zuogu ; zuogu ; zǔogù ) – шаг налево
- Юпан ( правая кастрюля ; yòupàn ) – правильный шаг
- Чжундин ( 中定 ; zhōngdìng ) – центральное положение, баланс, равновесие.
Боевое искусство синъицюань метафорически использует пять элементов для обозначения пяти различных состояний боя.
Движение | Кулак | китайский | Пиньинь | Описание |
---|---|---|---|---|
Металл | Разделение | взломать | Пчела | Расколоться, как топор, рубящий и снова |
Вода | Бурение | дрель / дрель | Цзуань | Горизонтальное бурение вперед, как гейзер |
Древесина | Дробление | крах | Хлопнуть | Обрушиться, как здание рушится само по себе. |
Огонь | стучать | пистолет | Пао | Взрыв наружу, как из пушки, при блокировании |
Земля | Пересечение | горизонтальный/горизонтальный | Привет | Пересечение линии атаки с переворотом |
Усин Хэкидао , Гогё Айкидо (五行合气道) — это искусство жизни, уходящее корнями в конфуцианскую, даосскую и буддийскую теории. Он сосредоточен на прикладных исследованиях мира и здоровья, а не на защите или физических действиях. Он подчеркивает единство разума, тела и окружающей среды с использованием физиологической теории инь, ян и пятиэлементной традиционной китайской медицины . Его движения, упражнения и учения развивают, направляют и гармонизируют ци . [ 18 ]
Гогио
[ редактировать ]Японский термин — гогё ( японский :五行, латинизированный : гогё). В V и VI веках ( период Кофун ) [ 27 ] Япония переняла различные философские дисциплины, такие как даосизм , китайский буддизм и конфуцианство, через монахов и врачей из Китая. В отличие от теории Годая , основанной на форме и пришедшей в Японию через Индию и тибетский буддизм. [ 28 ] развитие системы Онмёдо . В частности, усин был адаптирован в гогё. Эти теории широко практикуются в японской акупунктуре и традиционной медицине Кампо . [ 29 ] [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Иглоукалывание
- Классический элемент
- Цвет в китайской культуре
- Летящая звезда фэн-шуй
- Юморизм
- Ци
- Усинская живопись
- Цзанфу
- Инь и Ян
Примечания
[ редактировать ]- ^ Японский: гогё ( 五行 ); [ 1 ] Корейский: охэн ( 오행 ); Вьетнамский: пять элементов (五行)
- ^ Этот порядок представления известен как последовательность « Дней недели ». В порядке «взаимного зарождения» ( 相生 ; xiāngshēng ) это Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. В порядке «взаимного преодоления» ( 相克 ; xiāngkè ) это Дерево, Земля, Вода, Огонь и Металл. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаяси, Макото; Хайек, Матиас (2013). «Введение редакции: Онмёдо в истории Японии» . Японский журнал религиоведения : 3. doi : 10.18874/jjrs.40.1.2013.1-18 . ISSN 0304-1042 .
- ^ Теобальд, Ульрих (2011) «Теория Инь-Ян и пяти агентов, корреляционное мышление» на ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства
- ^ Дэн Юй; Сюй Пэн; Дэн Хай (2000). «Характеристики и новый английский перевод У Син и Инь-Ян». Китайский журнал интегративной медицины . году . Архивировано из оригинала в 2015 -07-16.
- ^ Дэн Ю и др.; Свежий переводчик «Фрактальной пятисистемы Цзан Сян», «Китайского журнала интегративной медицины»; 1999 год
- ^ Дэн Ю и др., Фрактальные множества TCM , Журнал математической медицины, 1999, 12 (3), 264-265.
- ^ Доктор Зай, Дж. Даосизм и наука: космология, эволюция, мораль, здоровье и многое другое . Ультравизум, 2015.
- ^ Натан Сивин (1987), Традиционная медицина в современном Китае , стр. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Дечар, Лори (2006). Пять духов: алхимическая акупунктура для психологического и духовного исцеления . Нью-Йорк: Книги Фонарей. стр. 20–360. ISBN 1590560922 .
- ^ Литтлджон, Ронни. «Усин (У-син)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Натан Сивин (1987), Традиционная медицина в современном Китае , стр. 73.
- ^ Хикс, Анджела; Хикс, Джон; Моль, Питер (2010). Конституционная акупунктура пяти элементов (второе изд.). Elsevier Науки о здоровье. ISBN 978-0-7020-4448-9 . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Натан Сивин (1995), «Наука и медицина в истории Китая», в его книге «Наука в Древнем Китае» (Олдершот, Англия: Variorum), текст VI, стр. 179.
- ^ Чжан Чжунцзин, врач древней китайской медицины [ Дерево и Металл часто заменялись воздухом ]. Аудитория , система видеонаблюдения-10.
- ^ Натан Сивин (1987), Традиционная медицина в современном Китае (Анн-Арбор: Центр китайских исследований, Мичиганский университет), с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Наппи, Карла (2009). Обезьяна и чернильница: естественная история и ее трансформации в Китае раннего Нового времени . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 172. ИСБН 978-0-674-03529-4 . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Уншульд, Пол Н. (2003). Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь: природа, знания и образы в древнем китайском медицинском тексте . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 84. ИСБН 978-0-520-23322-5 . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Таблица пяти китайских элементов. Архивировано 28 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machine. Информация о китайских пяти элементах из Академии Северного Шаолиня в формате Microsoft Excel 2003.
- ^ Перейти обратно: а б с Чен, Юань (2014). «Дискурс легитимации и теория пяти элементов в императорском Китае» . Журнал исследований Сун-Юань . 44 (1): 325–364. дои : 10.1353/sys.2014.0000 . S2CID 147099574 .
- ^ «Традиционная китайская медицина: подробно» . Национальный центр дополнительного и интегративного здравоохранения . Архивировано из оригинала 4 апреля 2017 года . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Хафнер, Кристофер. «Системы органов ТКМ (Цзан Фу)» . Университет Миннесоты . Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ «Теория пяти элементов (У Син)» . Информация о китайских травах . 27.10.2019. Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 г. Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ «акупунктура пяти элементов» . www.cancer.gov . 2 февраля 2011 г. Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Пенойер, Джастин (5 октября 2020 г.). Истоки согласия о единстве биологических, экологических и социально-политических систем в Хуанди-Нэйцзин . Издательство Радужная жаба. ISBN 9781735666419 .
- ^ Эберхард, Вольфрам (декабрь 1965 г.). «Китайские региональные стереотипы». Азиатский опрос . 5 (12). Издательство Калифорнийского университета : 596–608. дои : 10.2307/2642652 . JSTOR 2642652 .
- ^ Майр, Виктор (4 октября 2019 г.). «Мрачное и мрачное: различие между сине-зеленым и его последствия» . Языковой журнал . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Джозеф С.И. Чен (1996). Ранние китайские работы в области естествознания: пересмотр физики движения, акустики, астрономии и научной мысли , стр.96-97. ISBN 962-209-385-Х .
- ^ Ватанабэ, Кендзи; Мацуура, Кейко; Гао, Пэнфэй; Хоттенбахер, Лидия; Токунага, Хидеаки; Нисимура, Ко; Имадзу, Ёсихиро; Райсенвебер, Хайдрун; Витт, Клаудия М. (2011). «Традиционная японская медицина Кампо: клинические исследования между современностью и традиционной медициной - состояние исследований и методологические предложения на будущее» . Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 2011 : 513842. doi : 10.1093/ecam/neq067 . ISSN 1741-427X . ПМК 3114407 . ПМИД 21687585 .
- ^ «Происхождение Годай Мё̄о̄» . Буддийская дверь Global . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Баракко, Лучано (01 января 2011 г.). Национальная интеграция и оспариваемая автономия: Карибское побережье Никарагуа . Издательство Алгора. ISBN 978-0-87586-823-3 .
- ^ «Исследование «Чжао Чэн Цзинь Цзан» (на китайском языке). [ постоянная мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фэн Юлань (Ю-лан Фунг), История китайской философии , том 2, с. 13
- Джозеф Нидэм , Наука и цивилизация в Китае , том 2, стр. 262–23.
- Мачиосия, Г. (2005). Основы китайской медицины (2-е изд.). Лондон: Elsevier Ltd.
- Чен, Юань (2014). «Дискурс легитимации и теория пяти элементов в императорском Китае». Журнал исследований Сун-Юань . 44 : 325–364. дои : 10.1353/sys.2014.0000 . S2CID 147099574 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Усин (У-син) . Интернет-энциклопедия философии , ISSN 2161-0002 .