Наука и цивилизация в Китае
Автор | Джозеф Нидэм |
---|---|
Оригинальное название | Наука и цивилизация в Китае |
Наука и цивилизация в Китае (с 1954 г. по настоящее время) — это продолжающаяся серия книг по истории науки и техники в Китае, публикуемая издательством Cambridge University Press . Его инициировал и редактировал британский историк Джозеф Нидэм (1900–1995). До создания этой энциклопедии Нидэм был уважаемым ученым и даже отвечал за букву «S» в ЮНЕСКО . [1] На сегодняшний день вышло семь томов в двадцати семи книгах. по версии Совета современной библиотеки . Эта серия вошла в список 100 лучших научно-популярных книг 20-го века [2] Работа Нидхэма была первой в своем роде, в которой хвалили китайский научный вклад и рассказывали об его истории и связи с глобальными знаниями в отличие от евроцентристской историографии. [3]
Задавая свои грандиозные вопросы: почему современная наука не развивалась в Китае и почему Китай технологически превосходил Запад до XVI века, книга Нидэма « Наука и цивилизация в Китае» также признана одной из самых влиятельных работ, стимулирующих дискурс. о мультикультурных корнях современной науки.
В 1954 году Нидхэм вместе с международной командой сотрудников инициировал проект по изучению науки, технологий и цивилизации древнего Китая. В рамках этого проекта была выпущена серия томов, опубликованных издательством Cambridge University Press . Проект все еще продолжается под руководством Издательского совета Научно-исследовательского института Нидхэма (NRI) под председательством Кристофера Каллена . [4]
Третий том энциклопедии был первым трудом, в котором описывались китайские достижения в картографии , геологии , сейсмологии и минералогии . Он также включает описания морских технологий, навигационные карты и карты колес. [5]
Нидхэмом Транслитерация китайских иероглифов использует систему Уэйда-Джайлза , хотя апостроф с придыханием (например, ch'i ) был передан как 'h' (а именно: chhi ; традиционный китайский: 氣; мандаринский пиньинь: qi ). отказалось от нее в пользу системы пиньинь , и том 5, часть 11 стал первым, в котором использовалась новая система. Однако в апреле 2004 года правление NRI [6]
Фон
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Интерес Джозефа Нидэма к истории китайской науки развился, когда он работал эмбриологом в Кембриджском университете . [7] В то время Нидхэм уже опубликовал работы по истории науки, в том числе свою книгу 1934 года под названием «История эмбриологии» , и был открыт для расширения своих исторических научных знаний. [8] Первое знакомство Нидэма с китайской культурой произошло в 1937 году, когда трое китайских студентов-медиков приехали работать с ним в Кембриджскую биохимическую лабораторию. [9] В результате интерес Нидхэма к китайской цивилизации и научному прогрессу вырос и побудил его изучать китайский язык у своих учеников. [9] Двое из этих студентов, Ван Лин и Лу Гвэй-джен , позже стали его сотрудниками по науке и цивилизации в Китае . [10]
В 1941 году восточные университеты Китая были вынуждены переехать на запад в результате Второй китайско-японской войны . [11] Китайские ученые обратились за помощью к британскому правительству, чтобы сохранить свою интеллектуальную жизнь. [11] В 1942 году Нидхэм был выбран и назначен дипломатом британского правительства, и ему было поручено совершить поездку в Китай и оценить ситуацию. [12] За три года пребывания там Нидэм понял, что китайцы разработали методы и механизмы, которые на несколько столетий старше, чем их европейские коллеги. [11] Нидхэм был обеспокоен исключением Китая из западной истории науки и начал задаваться вопросом, почему китайцы перестали разрабатывать новые методы после 16 века. [11]
Публикация
[ редактировать ]Вооруженный вновь обретенными знаниями, Нидэм вернулся в Кембридж в 1948 году и начал работать над книгой вместе с одним из китайских студентов-медиков, которых он встретил в Кембридже, Ван Лином , который теперь был профессором университета. [13] Первоначально он планировал опубликовать только один том своих открытий в издательстве Кембриджского университета, но позже передумал и предложил до одиннадцати томов. [11] В 1954 году Нидэм опубликовал первый том «Науки и цивилизации в Китае» , который был хорошо принят, за ним последовали другие тома, посвященные конкретным научным областям и темам. [14] Нидхэм вместе со своими сотрудниками лично участвовал во всех томах «Науки и цивилизации» вплоть до смерти Нидхэма в 1995 году. [11] После смерти Нидхэма Кембриджский университет основал Исследовательский институт Нидхэма . [15] Ученые института продолжают работу Нидхэма и после его смерти опубликовали еще 8 томов книги « Наука и цивилизация в Китае» . [15]
Объемы
[ редактировать ]Объем | Заголовок | Авторы | Дата | Примечания |
---|---|---|---|---|
Том. 1 | Вводные ориентации | Ван Лин (младший научный сотрудник) | 1954 | |
Том. 2 | История научной мысли | Ван Лин (младший научный сотрудник) | 1956 | ОКЛК |
Том. 3 | Математика и науки о небе и земле | Ван Лин (младший научный сотрудник) | 1959 | ОКЛК |
Том. 4 , Часть 1 | Физика и физическая технология Физика | Ван Лин (младший научный сотрудник) при сотрудничестве Кеннета Робинсона | 1962 | ОКЛК |
Том. 4 , Часть 2 | Физика и физическая технология Машиностроение | Ван Лин (соавтор) | 1965 | |
Том. 4 , Часть 3 | Физика и физическая технология Гражданское строительство и мореплавание | Ван Лин и Лу Гвэй-джен (соавторы) | 1971 | |
Том. 5 , Часть 1 | Химия и химическая технология Бумага и печать | Цянь Цуэнь-Сюйнь | 1985 | |
Том. 5 , Часть 2 | Химия и химическая технология Спагирические открытия и изобретения: Магистерства золота и бессмертия | Лу Вэй-джен (соавтор) | 1974 | |
Том. 5 , Часть 3 | Химия и химическая технология Спагирические открытия и изобретения: исторический обзор: от эликсиров киновари до синтетического инсулина | Хо Пин-Ю и Лу Гвэй-джен (соавторы) | 1976 | |
Том. 5 , Часть 4 | Химия и химическая технология Спагирические открытия и изобретения: аппараты и теория | Лу Гвей-джен (соавтор), при участии Натана Сивина | 1980 | |
Том. 5 , Часть 5 | Химия и химическая технология Спагирические открытия и изобретения: физиологическая алхимия | Лу Вэй-джен (соавтор) | 1983 | |
Том. 5 , Часть 6 | Химия и химическая технология Военные технологии: ракеты и осады | Робин Д.С. Йейтс, Кшиштоф Гавликовский, Эдвард МакИвен, Ван Линг (соавторы) | 1994 | |
Том. 5 , Часть 7 | Химия и химическая технология Военные технологии: пороховая эпопея | Хо Пин-Ю, Лу Гвэй-джен, Ван Лин (соавторы) | 1987 | |
Том. 5 , Часть 8 | Химия и химическая технология Военные технологии: ударное оружие и кавалерия | Лу Вэй-джен (соавтор) | ||
Том. 5 , Часть 9 | Химия и химическая технология Текстильные технологии: прядение и намотка | Дитер Кун | 1988 | |
Том. 5 , Часть 10 | «Работа в процессе» | |||
Том. 5 , Часть 11 | Химия и химическая технология Черная металлургия | Дональд Б. Вагнер | 2008 | |
Том. 5 , Часть 12 | Химия и химическая технология Керамическая технология | Роуз Керр , Найджел Вуд, материалы Цай Мэй-фэнь и Чжан Фукан | 2004 | |
Том. 5 , Часть 13 | Химия и химическая технология Горное дело | Питер Голас | 1999 | |
Том. 6 , Часть 1 | Биология и биологические технологии Ботаника | Лу Гвэй-джен (соавтор), при участии Хуан Син-Цунга | 1986 | |
Том. 6 , Часть 2 | Биология и биологические технологии Сельское хозяйство | Франческа Брей | 1984 | |
Том. 6 , Часть 3 | Биология и биологические технологии Агропромышленность и лесное хозяйство | Кристиан А. Дэниелс и Николас К. Мензис | 1996 | |
Том. 6 , Часть 4 | Биология и биологические технологии Традиционная ботаника: этноботанический подход | Жорж Метайе | 2015 | |
Том. 6 , Часть 5 | Биология и биологические технологии Ферментации и пищевая наука | Хуан Син-Цунг | 2000 | |
Том. 6 , Часть 6 | Биология и биологические технологии Лекарство | Лу Гвей-джен, Натан Сивин (редактор) | 2000 | |
Том. 7 , Часть 1 | Социальный фон Язык и логика | Кристоф Харбсмайер | 1998 | |
Том. 7 , Часть 2 | Социальный фон Общие выводы и размышления | Кеннет Гирдвуд Робинсон (редактор), Рэй Хуанг (соавтор), введение Марка Элвина | 2004 | ОКЛК |
Резюме
[ редактировать ]было сделано в двух вариантах Огромное количество материала, найденного в журналах «Наука» и «Цивилизация», . однотомная Первая, популярная книга Роберта Темпла по истории под названием «Гений Китая» , была завершена чуть более чем за 12 месяцев и доступна в 1986 году к визиту королевы Елизаветы II в Китай. Это касалось только вклада Китая и было «тепло встречено» Джозефом Нидэмом во введении, хотя в « Пекинском обозрении» он раскритиковал, что в нем есть «некоторые ошибки… и различные заявления, которые мне хотелось бы видеть довольно выраженными». иначе». [16] Второй был сделан Колином Ронаном , писателем по истории науки, который выпустил пятитомный сборник «Краткая наука и цивилизация: сокращение оригинального текста Джозефа Нидэма» . в период с 1980 года до его смерти в 1995 году [17] Эти тома охватывают:
- Китай и китайская наука
- Математика, астрономия, метеорология и науки о Земле
- Магнетизм, морская техника, навигация, путешествия.
- Машиностроение, машины, часовой механизм, ветряные мельницы, воздухоплавание.
- Гражданское строительство, дороги, мосты, гидротехника
Прием
[ редактировать ]Критика со стороны ученых
[ редактировать ]Книга «Наука и цивилизация в Китае» высоко ценится среди ученых из-за обширного сравнительного освещения китайских инноваций. [18] Нидэм потратил много времени на перевод и расшифровку первоисточников по науке и цивилизации в Китае . [18] Все его усилия помогли подтвердить, что научные достижения и аналитическая изобретательность были в изобилии в Китае в раннее Новое время. [19] Тем не менее, начиная с его первого тома, некоторые ученые в области науки , истории науки и китаеведения критиковали работу Нидхэма за ее слишком сравнительный характер. [18] В своей работе Нидэм писал, что многочисленные китайские изобретения оказались на Западе, в том числе магнитный компас и механические часы . [18] Нидэм также писал, что, как только эти изобретения достигли Европы , они оказали большое влияние на общественную жизнь и помогли стимулировать экономику, а также положили начало научной революции . [18] Другие ученые критиковали его марксистское происхождение, его понимание китайской культуры и его методологию. [18]
В статье «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае»» автор Роберт Финли критикует Нидхэма, предполагая, что «Нидхэм никогда не уклонялся от смелых обобщений», «использует множество устаревших концепций и делает бесчисленное количество необоснованных утверждений». . [18] В поддержку этого утверждения Финли указывает, что Нидэм никогда не фокусируется на отдельных государствах и регионах, вместо этого он помещает достижения Китая, Индии, ислама и Запада в контекст взаимных отношений евразийских культур. [18]
Редактор шестого тома Натан Сивин и научный сотрудник Нидхэма Лу Гвей-джен включили обновленные исследования, подтверждающие некоторые утверждения Нидхэма. Однако Сивин критикует Нидэма, предлагая провести дополнительные исследования, ссылаясь на свои предположения о роли даосизма в продвижении научных достижений в Китае. [20]
Социолог Тоби Э. Хафф дает обзор уникального наследия Нидхэма в своей книге «Расцвет ранней современной науки: ислам, Китай и Запад». Но Хафф предполагает, что Нидхэм произвел множество вводящих в заблуждение впечатлений относительно предполагаемых научных преимуществ Китая перед Западом. [21]
Критическое признание
[ редактировать ]Книга Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае» не вызвала критики со стороны ученых из других областей исследований. [18]
Грофф Конклин из Galaxy Science Fiction в 1955 году сказал, что Том. 1 «представляет богато украшенную картину развития цивилизации на Дальнем Востоке» и что «он предназначен для всех, кто заинтригован неизведанным, будь то будущее (научная фантастика) или прошлое (научная история)». [22]
Джонатан Спенс написал в статье New York Times 1982 года : «Эта работа является самым амбициозным начинанием в области китаеведения в этом столетии». [23]
В некрологе Нью -Йорк Таймс , посвященном Нидхэму, говорится, что люди, получившие образование в Китае, приветствуют энциклопедию Нидхэма и сравнивают его с Чарльзом Дарвином с точки зрения важности научных знаний. [24]
В 1999 году Роджер Харт опубликовал книгу « За пределами науки и цивилизации: критика пост-Нидхэма», в которой содержится более подробный анализ работы Нидхэма о том, как науки Запада и Китая различаются на практике, создавая разные исторические атрибуты. [25]
По словам Аруна Бала, автора книги «Диалог цивилизаций в зарождении современной науки» , Нидэм постулирует, что научные знания могут развиваться, чтобы больше напоминать китайские философские взгляды на природу; что означает его веру в присущую китайцам мудрость. [26]
Вопрос Нидхэма
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]После обширного исследования китайских инноваций Джозеф Нидэм задумался над вопросом: почему современная наука перестала развиваться в Китае после 16 века? [18] Нидэм полагал, что это произошло из-за социально-политической системы Китая , на которую китайские изобретения не повлияли. [18] В отличие от Запада, в Китае не было структуры, при которой купцы могли бы получать прибыль от своих изобретений. [18] Как только китайские изобретения достигли Европы , они произвели революцию в своей социально-политической системе, которая использовала эти изобретения для доминирования над политическими соперниками. [18] По мнению Нидэма, китайские инновации, такие как порох , компас , бумага и книгопечатание , помогли превратить европейский феодализм в капитализм . [18] К концу 15 века Европа активно финансировала научные открытия и морские исследования. [18] Парадоксальность Европа этого вывода заключалась в том, что превзошла Китай в научных инновациях, используя китайские технологии. [18]
Реформулировка
[ редактировать ]После того, как было опубликовано несколько томов книги «Наука и цивилизация в Китае» , Нидэму задали вопрос о его теории происхождения науки на Западе. [18] Нидэм, обеспокоенный прошлой критикой и отклонением его работы как марксистской теории, отказался публично заявить о своем отношении к марксизму . [18] Позже, в работе Нидэма «Великое титрование », он переформулировал свой вопрос так: «почему между первым веком до нашей эры и пятнадцатым веком нашей эры китайская цивилизация была гораздо более эффективной, чем западная, в применении человеческих естественных знаний для практических человеческих нужд». [27] Переформулировка вопроса изменила повествование о науке и цивилизации в Китае . [18] Первоначально вопрос вращался вокруг неспособности Китая развиваться в науке после 16-го века. [18] Фокус сместился в сторону изучения достижений Китая до развития в Европе, этот фокус был обращен на всюду по науке и цивилизации в Китае . [20]
Попытка Нидхэма раскрыть причины взлета и падения Китая как элитной научно и технологически развитой страны обсуждалась и обсуждалась на протяжении десятилетий, включая статью Джастина Ифу Линя « в журнале Чикагского университета Загадка Нидхэма». [28]
Научный дискурс
[ редактировать ]В конце 1950-х и начале 1960-х годов, в ответ на книгу Нидэма « Наука и цивилизация в Китае» , западные историки настаивали на том, что современная наука уникальна для западных цивилизаций. [29] Такие ученые, как Роджер Харт, заявили, что работа Нидхэма сыграла важную роль в изменении критериев определения современной науки. В книге Харта «Воображаемые цивилизации: Китай, Запад и их первая встреча » Харт вводит идею «Великого разрыва» между «примитивным не-Западом и современным Западом» в истории науки. [29] Харт объясняет концепцию «Великого разрыва» как представление о том, что незападные цивилизации практиковали ложную науку, и критикует европоцентристское утверждение о том, что развитие современной науки было исключительно западным. [29]
В книге Балы «Диалог цивилизаций в зарождении современной науки» исследуются исторические и эпистемологические предположения, чтобы отойти от европоцентристского взгляда на развитие современной науки. [30] Сопоставление Нидхэмом атрибутов восточной и западной науки побудило Бала постулировать, что будущее науки может быть близко к китайскому взгляду на природу. [30] Нидэму и его соавторам приписывают сбор множества доказательств влияния и вклада китайских технологий и идей, которые способствовали развитию современной науки в Европе. [30]
Некоторые историки хвалят стандарты качества и тщательности, поддерживаемые во всех томах « Науки и цивилизации в Китае» . [31] но другие усомнились в точности его содержания. [32] Джордж Метайе выразил обеспокоенность по поводу методологии Нидхэма, когда обнаружил, что некоторые даты, указанные Нидхэмом, не могут быть подтверждены достаточными доказательствами. [32] Несмотря на распространенную критику « Науки и цивилизации» в Китае , которая предполагает, что она, возможно, была предвзята марксистскими убеждениями Нидхэма и политическим левым подходом, такие ученые, как Грегори Блю, считают, что недостаточно доказательств в поддержку того, что именно идеологические наклонности Нидхэма побудили его сформулировать вопросы Нидхэма. . [32] Однако такие историки, как Х. Флорис Коэн, критиковали неосмотрительный подход Нидхэма к своей работе, утверждая, что Нидхэм слишком часто демонстрировал свои собственные предубеждения в своих трудах и пытался пропагандировать свое собственное историческое повествование. [33] Подобно тому, как Нидхэм критикует других историков за преувеличение влияния Греции на современную науку, критики Нидэма утверждают, что он имел склонность преувеличивать влияние китайской науки таким же образом. [29]
С момента публикации первого тома книги «Наука и цивилизация в Китае» в 1954 году, в 21 веке, среди историков возникло растущее стремление ослабить влияние Европы в историческом повествовании современной науки. [30] Переформулированный вопрос Нидхэма привлек внимание таких ученых, как Дэвид Дж. Хесс , социальный антрополог, который сослался на один из списков Нидхэма в журнале «Наука и цивилизация в Китае», чтобы предположить, что, поскольку китайцы технологически превосходили Запад до 16 века, Китайская наука сыграла решающую роль в создании современной науки. [30] Американский китаевед Натан Сивин опровергает этот аргумент, предполагая, что до научной революции технологии не были хорошим показателем научного потенциала. [29]
Разделение научных разработок на Востоке и Западе происходит тематически в научных дебатах о том, насколько велика ответственность Запада за развитие науки. Джозеф Нидэм противопоставил более «органичное» понимание природы, которого придерживался Китай, «механической» перспективе, через которую Запад рассматривал существование. [30] Хотя некоторые члены научного сообщества считали китайскую науку скорее «лженаукой», для Нидэма эти достижения были частью протонаучного периода, который позже был принят Западом после 16 века. [30]
Нидэм противопоставляет западную современную науку и восточное естествознание как «современные» и «примитивные» науки, которые отличались своей «универсальностью». [29] Он указывает, что, поскольку примитивные науки средневековья были переплетены с их культурными корнями, примитивные науки не смогли стать «универсальными», пока они не были интегрированы с математикой — подвиг, совершенный Западом. [29] В ответ историкам, таким как Руперт Холл , которые считали, что восточная наука оказала незначительное влияние на современную науку, [30] Нидэм утверждает, что, поскольку современная наука была продуктом объединения естествознания и математики, как восточной органической науке, так и западной механической науке следует отдать равную заслугу в создании современной науки. [29] В поддержку мнения Нидхэма Марта Э. Хэнсон заявляет, что западная наука не могла воспроизвести тысячелетние китайские технологии производства керамики и фарфора вплоть до публикации научного анализа китайского фарфора Жоржа Фогта в 1900 году. [34]
Грандиозные вопросы Нидхэма побудили других ученых задокументировать влияние неевропейских культур на развитие современной науки. [30] Такие ученые, как Арун Бала, высоко оценили «Науку и цивилизацию в Китае» как наиболее полный современный обзор научных и технологических достижений любой неевропейской цивилизации. [30] Работа Нидхэма помогла мотивировать публикацию большего количества работ, в которых документировалось влияние мультикультурного вклада на развитие современной науки на ее зарождающихся этапах, в том числе «Наука и цивилизация в исламе» Сейеда Хассиена Насра . [30]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бостон, Ричард (20 июня 1971 г.). «Джозеф Нидэм, настоящая вещь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Современная библиотека, 1999. 100 лучших документальных произведений».
- ^ Якобсен, Стефан Гаарсманд (2013). «Китайское влияние или образы?: Меняющиеся истории того, как Европа эпохи Просвещения читала Китай». Журнал всемирной истории . 24 (3): 623–660. дои : 10.1353/jwh.2013.0076 . ISSN 1527-8050 . S2CID 143538155 .
- ^ «Наука и цивилизация в Китае» . Исследовательский институт Нидэма . Проверено 9 июля 2008 г.
- ^ Нидэм, Джозеф. Наука и цивилизация в Китае . Ван, Линг, 1917–1994 гг., Метали, Жорж, Хуанг, Х.Т. Кембридж [Англия]. ISBN 978-0521057998 . OCLC 779676 .
- ^ том 5, часть 11, страница xxxii
- ^ Мультауф, Роберт (октябрь 1996 г.). «Джозеф Нидэм (1900–1995)». Технологии и культура . 37 (4): 880–891. дои : 10.1353/tech.1996.0030 . JSTOR 3107121 . S2CID 258433587 .
- ^ Блю, Грегори (1997). «Джозеф Нидхэм - История публикаций». Китайская наука (14): 92. JSTOR 43290409 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винчестер, Саймон (2008). «Человек, который открыл Китай» . Природа . 454 (7203): 409–11. дои : 10.1038/454409а . ПМИД 18650901 . S2CID 20213946 . ПроКвест 204462222 .
- ^ Брук, Тимоти (1996). «Китаеведение Джозефа Нидэма». Современный Китай . 22 (3): 341. дои : 10.1177/009770049602200304 . S2CID 143987517 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Винчестер, Саймон (2008). «Человек, который открыл Китай» . Природа . 454 (7203): 410. дои : 10.1038/454409a . ПМИД 18650901 . S2CID 20213946 . ПроКвест 204462222 .
- ^ Мультауф, Роберт (октябрь 1996 г.). «Джозеф Нидэм (1900–1995)». Технологии и культура . 37 (4): 880–891. дои : 10.1353/tech.1996.0030 . JSTOR 3107121 . S2CID 258433587 .
- ^ Мультауф, Роберт (октябрь 1996 г.). «Джозеф Нидэм (1900–1995)». Технологии и культура . 37 (4): 883. doi : 10.1353/tech.1996.0030 . JSTOR 3107121 . S2CID 258433587 .
- ^ Блю, Грегори (1997). «Джозеф Нидхэм - История публикаций». Китайская наука (14): 93. JSTOR 43290409 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винчестер, Саймон (2008). «Человек, который открыл Китай» . Природа . 454 (7203): 411. дои : 10.1038/454409a . ПМИД 18650901 . S2CID 20213946 . ПроКвест 204462222 .
- ^ Лин Юань (23 марта 1987 г.). «Восток-Запад: Преодолевая научную пропасть» (PDF) . Обзор Пекина . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Колин Ронан (1980–95). Краткая наука и цивилизация . Издательство Кембриджского университета.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Финли, Роберт. «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае». Журнал всемирной истории , том. 11 нет. 2, 2000, стр. 265–303. Проект MUSE , doi:10.1353/jwh.2000.0035
- ^ Пердью, Питер К. «Проблемное наследие Джозефа Нидхэма». Технологии и культура , вып. 47 нет. 1, 2006, стр. 175–178. Проект MUSE , doi:10.1353/tech.2006.0092
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сивин (2017) .
- ^ Хафф, Тоби Э., 1942- (15 июня 2017 г.). Возникновение ранней современной науки: ислам, Китай и Запад (Третье изд.). Кембридж, Великобритания. ISBN 978-1-107-13021-0 . OCLC 962304126 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Конклин, Грофф (март 1955 г.). «5-звездочная полка Галактики» . Галактическая научная фантастика . стр. 95–99.
- ^ Спенс, Джонатан (18 апреля 1982 г.). «О КИТАЙ ЗАПАД НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Лайалл, Сара (27 марта 1995 г.). «Джозеф Нидэм, исследователь Китая из Великобритании, умер в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ Харт, Роджер (1999). «За пределами науки и цивилизации: критика пост-Нидхэма». Восточноазиатская наука, технология и медицина . 16 (16): 88–114. дои : 10.1163/26669323-01601006 . ISSN 1562-918X . JSTOR 43150558 .
- ^ Бала, Арун (2006). Диалог цивилизаций в зарождении современной науки . дои : 10.1057/9780230601215 . ISBN 978-0-230-60979-2 . S2CID 142593876 .
- ^ Нидхэм, Джозеф. «Наука и общество на Востоке и Западе». В «Великом титровании: наука и общество на Востоке и Западе» . Джозеф Нидэм, 190–217. Лондон: Аллен и Анвин, 1969a.
- ^ Линь, Джастин Ифу (январь 1995 г.). «Загадка Нидхэма: почему промышленная революция зародилась не в Китае» (PDF) . Экономическое развитие и культурные изменения . 43 (2): 269–292. дои : 10.1086/452150 . ISSN 0013-0079 . S2CID 35637470 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Харт, Роджер (2013). Воображаемые цивилизации: Китай, Запад и их первая встреча . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. стр. 33–49. ISBN 9781421406060 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бала, Арун (2006). Диалог цивилизаций в зарождении современной науки . дои : 10.1057/9780230601215 . ISBN 978-0-230-60979-2 . S2CID 142593876 .
- ^ Соуза, Джордж Брайан; Керр, Роуз; Вуд, Найджел (2015). «Обзор науки и цивилизации в Китае, том 5, химия и химическая технология, часть 12, керамическая технология, КеррРоуз, ВудНайджел» . Восточноазиатская наука, технологии и медицина (42): 132–134. дои : 10.1163/26669323-04201011 . ISSN 1562-918X . JSTOR 90005753 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Амелунг, Иво (2007). «Обзор науки и технологий в Восточной Азии. Материалы XX Международного конгресса по истории науки [Льеж, 20-26 июля 1997 г.]» . Восточноазиатская наука, технологии и медицина (26): 136–142. дои : 10.1163/26669323-02601008 . ISSN 1562-918X . JSTOR 43150708 .
- ^ Амелунг, Иво (2007). «Обзор науки и технологий в Восточной Азии. Материалы XX Международного конгресса по истории науки [Льеж, 20-26 июля 1997 г.]» . Восточноазиатская наука, технологии и медицина (26): 136–142. дои : 10.1163/26669323-02601008 . ISSN 1562-918X . JSTOR 43150708 .
- ^ Хэнсон, Марта Э. (2007). Керр, Роуз; Вуд, Найджел; Мэй-фэнь, Цай; Фукан, Чжан; Хуанг, ХТ; Нидэм, Джозеф; Гвей-джен, Лу; Сивин, Натан; Робинсон, Кеннет Гирдвуд (ред.). «Небесные тома и земные тома Нидхэма» . Ранняя наука и медицина . 12 (4): 405–432. дои : 10.1163/157338207X231413 . ISSN 1383-7427 . JSTOR 20617687 .
Источники
[ редактировать ]- Роберт Финлей, «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма « Наука и цивилизация в Китае », Journal of World History 11 (осень 2000 г.): 265–303.
- Джастин Лин, «Загадка Нидхэма: почему промышленная революция зародилась не в Китае», Economic Development and Culture Change 43.2 (1995): 269-292. ссылка на JSTOR
- Сивин, Натан (2017). «Вопрос Нидхэма» . Оксфордские библиографии.