Jump to content

Наука и цивилизация в Китае

(Перенаправлено с «Наука и цивилизация в Китае »)

Наука и цивилизация в Китае
Наука и цивилизация в Китае (перевод на китайский)
Автор Джозеф Нидэм
Оригинальное название Наука и цивилизация в Китае

Наука и цивилизация в Китае (с 1954 г. по настоящее время) — это продолжающаяся серия книг по истории науки и техники в Китае, публикуемая издательством Cambridge University Press . Его инициировал и редактировал британский историк Джозеф Нидэм (1900–1995). До создания этой энциклопедии Нидэм был уважаемым ученым и даже отвечал за букву «S» в ЮНЕСКО . [1] На сегодняшний день вышло семь томов в двадцати семи книгах. по версии Совета современной библиотеки . Эта серия вошла в список 100 лучших научно-популярных книг 20-го века [2] Работа Нидхэма была первой в своем роде, в которой хвалили китайский научный вклад и рассказывали об его истории и связи с глобальными знаниями в отличие от евроцентристской историографии. [3]

Задавая свои грандиозные вопросы: почему современная наука не развивалась в Китае и почему Китай технологически превосходил Запад до XVI века, книга Нидэма « Наука и цивилизация в Китае» также признана одной из самых влиятельных работ, стимулирующих дискурс. о мультикультурных корнях современной науки.

В 1954 году Нидхэм вместе с международной командой сотрудников инициировал проект по изучению науки, технологий и цивилизации древнего Китая. В рамках этого проекта была выпущена серия томов, опубликованных издательством Cambridge University Press . Проект все еще продолжается под руководством Издательского совета Научно-исследовательского института Нидхэма (NRI) под председательством Кристофера Каллена . [4]

Третий том энциклопедии был первым трудом, в котором описывались китайские достижения в картографии , геологии , сейсмологии и минералогии . Он также включает описания морских технологий, навигационные карты и карты колес. [5]

Нидхэмом Транслитерация китайских иероглифов использует систему Уэйда-Джайлза , хотя апостроф с придыханием (например, ch'i ) был передан как 'h' (а именно: chhi ; традиционный китайский: 氣; мандаринский пиньинь: qi ). отказалось от нее в пользу системы пиньинь , и том 5, часть 11 стал первым, в котором использовалась новая система. Однако в апреле 2004 года правление NRI [6]

Джозеф Нидхэм в 1988 году в окружении китайских ученых-историков и ученых.

Разработка

[ редактировать ]

Интерес Джозефа Нидэма к истории китайской науки развился, когда он работал эмбриологом в Кембриджском университете . [7] В то время Нидхэм уже опубликовал работы по истории науки, в том числе свою книгу 1934 года под названием «История эмбриологии» , и был открыт для расширения своих исторических научных знаний. [8] Первое знакомство Нидэма с китайской культурой произошло в 1937 году, когда трое китайских студентов-медиков приехали работать с ним в Кембриджскую биохимическую лабораторию. [9] В результате интерес Нидхэма к китайской цивилизации и научному прогрессу вырос и побудил его изучать китайский язык у своих учеников. [9] Двое из этих студентов, Ван Лин и Лу Гвэй-джен , позже стали его сотрудниками по науке и цивилизации в Китае . [10]

В 1941 году восточные университеты Китая были вынуждены переехать на запад в результате Второй китайско-японской войны . [11] Китайские ученые обратились за помощью к британскому правительству, чтобы сохранить свою интеллектуальную жизнь. [11] В 1942 году Нидхэм был выбран и назначен дипломатом британского правительства, и ему было поручено совершить поездку в Китай и оценить ситуацию. [12] За три года пребывания там Нидэм понял, что китайцы разработали методы и механизмы, которые на несколько столетий старше, чем их европейские коллеги. [11] Нидхэм был обеспокоен исключением Китая из западной истории науки и начал задаваться вопросом, почему китайцы перестали разрабатывать новые методы после 16 века. [11]

Публикация

[ редактировать ]

Вооруженный вновь обретенными знаниями, Нидэм вернулся в Кембридж в 1948 году и начал работать над книгой вместе с одним из китайских студентов-медиков, которых он встретил в Кембридже, Ван Лином , который теперь был профессором университета. [13] Первоначально он планировал опубликовать только один том своих открытий в издательстве Кембриджского университета, но позже передумал и предложил до одиннадцати томов. [11] В 1954 году Нидэм опубликовал первый том «Науки и цивилизации в Китае» , который был хорошо принят, за ним последовали другие тома, посвященные конкретным научным областям и темам. [14] Нидхэм вместе со своими сотрудниками лично участвовал во всех томах «Науки и цивилизации» вплоть до смерти Нидхэма в 1995 году. [11] После смерти Нидхэма Кембриджский университет основал Исследовательский институт Нидхэма . [15] Ученые института продолжают работу Нидхэма и после его смерти опубликовали еще 8 томов книги « Наука и цивилизация в Китае» . [15]

Объем Заголовок Авторы Дата Примечания
Том. 1 Вводные ориентации Ван Лин (младший научный сотрудник) 1954
Том. 2 История научной мысли Ван Лин (младший научный сотрудник) 1956 ОКЛК
Том. 3 Математика и науки о небе и земле Ван Лин (младший научный сотрудник) 1959 ОКЛК
Том. 4 , Часть 1 Физика и физическая технология
Физика
Ван Лин (младший научный сотрудник) при сотрудничестве Кеннета Робинсона 1962 ОКЛК
Том. 4 , Часть 2 Физика и физическая технология
Машиностроение
Ван Лин (соавтор) 1965  
Том. 4 , Часть 3 Физика и физическая технология
Гражданское строительство и мореплавание
Ван Лин и Лу Гвэй-джен (соавторы) 1971  
Том. 5 , Часть 1 Химия и химическая технология
Бумага и печать
Цянь Цуэнь-Сюйнь 1985  
Том. 5 , Часть 2 Химия и химическая технология
Спагирические открытия и изобретения: Магистерства золота и бессмертия
Лу Вэй-джен (соавтор) 1974  
Том. 5 , Часть 3 Химия и химическая технология
Спагирические открытия и изобретения: исторический обзор: от эликсиров киновари до синтетического инсулина
Хо Пин-Ю и Лу Гвэй-джен (соавторы) 1976  
Том. 5 , Часть 4 Химия и химическая технология
Спагирические открытия и изобретения: аппараты и теория
Лу Гвей-джен (соавтор), при участии Натана Сивина 1980  
Том. 5 , Часть 5 Химия и химическая технология
Спагирические открытия и изобретения: физиологическая алхимия
Лу Вэй-джен (соавтор) 1983  
Том. 5 , Часть 6 Химия и химическая технология
Военные технологии: ракеты и осады
Робин Д.С. Йейтс, Кшиштоф Гавликовский, Эдвард МакИвен, Ван Линг (соавторы) 1994  
Том. 5 , Часть 7 Химия и химическая технология
Военные технологии: пороховая эпопея
Хо Пин-Ю, Лу Гвэй-джен, Ван Лин (соавторы) 1987  
Том. 5 , Часть 8 Химия и химическая технология
Военные технологии: ударное оружие и кавалерия
Лу Вэй-джен (соавтор)
Том. 5 , Часть 9 Химия и химическая технология
Текстильные технологии: прядение и намотка
Дитер Кун 1988  
Том. 5 , Часть 10 «Работа в процессе»
Том. 5 , Часть 11 Химия и химическая технология
Черная металлургия
Дональд Б. Вагнер 2008  
Том. 5 , Часть 12 Химия и химическая технология
Керамическая технология
Роуз Керр , Найджел Вуд, материалы Цай Мэй-фэнь и Чжан Фукан 2004  
Том. 5 , Часть 13 Химия и химическая технология
Горное дело
Питер Голас 1999  
Том. 6 , Часть 1 Биология и биологические технологии
Ботаника
Лу Гвэй-джен (соавтор), при участии Хуан Син-Цунга 1986  
Том. 6 , Часть 2 Биология и биологические технологии
Сельское хозяйство
Франческа Брей 1984  
Том. 6 , Часть 3 Биология и биологические технологии
Агропромышленность и лесное хозяйство
Кристиан А. Дэниелс и Николас К. Мензис 1996  
Том. 6 , Часть 4 Биология и биологические технологии
Традиционная ботаника: этноботанический подход
Жорж Метайе 2015  
Том. 6 , Часть 5 Биология и биологические технологии
Ферментации и пищевая наука
Хуан Син-Цунг 2000  
Том. 6 , Часть 6 Биология и биологические технологии
Лекарство
Лу Гвей-джен, Натан Сивин (редактор) 2000  
Том. 7 , Часть 1 Социальный фон
Язык и логика
Кристоф Харбсмайер 1998  
Том. 7 , Часть 2 Социальный фон
Общие выводы и размышления
Кеннет Гирдвуд Робинсон (редактор), Рэй Хуанг (соавтор), введение Марка Элвина 2004 ОКЛК

было сделано в двух вариантах Огромное количество материала, найденного в журналах «Наука» и «Цивилизация», . однотомная Первая, популярная книга Роберта Темпла по истории под названием «Гений Китая» , была завершена чуть более чем за 12 месяцев и доступна в 1986 году к визиту королевы Елизаветы II в Китай. Это касалось только вклада Китая и было «тепло встречено» Джозефом Нидэмом во введении, хотя в « Пекинском обозрении» он раскритиковал, что в нем есть «некоторые ошибки… и различные заявления, которые мне хотелось бы видеть довольно выраженными». иначе». [16] Второй был сделан Колином Ронаном , писателем по истории науки, который выпустил пятитомный сборник «Краткая наука и цивилизация: сокращение оригинального текста Джозефа Нидэма» . в период с 1980 года до его смерти в 1995 году [17] Эти тома охватывают:

  1. Китай и китайская наука
  2. Математика, астрономия, метеорология и науки о Земле
  3. Магнетизм, морская техника, навигация, путешествия.
  4. Машиностроение, машины, часовой механизм, ветряные мельницы, воздухоплавание.
  5. Гражданское строительство, дороги, мосты, гидротехника

Критика со стороны ученых

[ редактировать ]

Книга «Наука и цивилизация в Китае» высоко ценится среди ученых из-за обширного сравнительного освещения китайских инноваций. [18] Нидэм потратил много времени на перевод и расшифровку первоисточников по науке и цивилизации в Китае . [18] Все его усилия помогли подтвердить, что научные достижения и аналитическая изобретательность были в изобилии в Китае в раннее Новое время. [19] Тем не менее, начиная с его первого тома, некоторые ученые в области науки , истории науки и китаеведения критиковали работу Нидхэма за ее слишком сравнительный характер. [18] В своей работе Нидэм писал, что многочисленные китайские изобретения оказались на Западе, в том числе магнитный компас и механические часы . [18] Нидэм также писал, что, как только эти изобретения достигли Европы , они оказали большое влияние на общественную жизнь и помогли стимулировать экономику, а также положили начало научной революции . [18] Другие ученые критиковали его марксистское происхождение, его понимание китайской культуры и его методологию. [18]

В статье «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае»» автор Роберт Финли критикует Нидхэма, предполагая, что «Нидхэм никогда не уклонялся от смелых обобщений», «использует множество устаревших концепций и делает бесчисленное количество необоснованных утверждений». . [18] В поддержку этого утверждения Финли указывает, что Нидэм никогда не фокусируется на отдельных государствах и регионах, вместо этого он помещает достижения Китая, Индии, ислама и Запада в контекст взаимных отношений евразийских культур. [18]

Редактор шестого тома Натан Сивин и научный сотрудник Нидхэма Лу Гвей-джен включили обновленные исследования, подтверждающие некоторые утверждения Нидхэма. Однако Сивин критикует Нидэма, предлагая провести дополнительные исследования, ссылаясь на свои предположения о роли даосизма в продвижении научных достижений в Китае. [20]

Социолог Тоби Э. Хафф дает обзор уникального наследия Нидхэма в своей книге «Расцвет ранней современной науки: ислам, Китай и Запад». Но Хафф предполагает, что Нидхэм произвел множество вводящих в заблуждение впечатлений относительно предполагаемых научных преимуществ Китая перед Западом. [21]

Критическое признание

[ редактировать ]

Книга Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае» не вызвала критики со стороны ученых из других областей исследований. [18]

Грофф Конклин из Galaxy Science Fiction в 1955 году сказал, что Том. 1 «представляет богато украшенную картину развития цивилизации на Дальнем Востоке» и что «он предназначен для всех, кто заинтригован неизведанным, будь то будущее (научная фантастика) или прошлое (научная история)». [22]

Джонатан Спенс написал в статье New York Times 1982 года : «Эта работа является самым амбициозным начинанием в области китаеведения в этом столетии». [23]

В некрологе Нью -Йорк Таймс , посвященном Нидхэму, говорится, что люди, получившие образование в Китае, приветствуют энциклопедию Нидхэма и сравнивают его с Чарльзом Дарвином с точки зрения важности научных знаний. [24]

В 1999 году Роджер Харт опубликовал книгу « За пределами науки и цивилизации: критика пост-Нидхэма», в которой содержится более подробный анализ работы Нидхэма о том, как науки Запада и Китая различаются на практике, создавая разные исторические атрибуты. [25]

По словам Аруна Бала, автора книги «Диалог цивилизаций в зарождении современной науки» , Нидэм постулирует, что научные знания могут развиваться, чтобы больше напоминать китайские философские взгляды на природу; что означает его веру в присущую китайцам мудрость. [26]

Вопрос Нидхэма

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

После обширного исследования китайских инноваций Джозеф Нидэм задумался над вопросом: почему современная наука перестала развиваться в Китае после 16 века? [18] Нидэм полагал, что это произошло из-за социально-политической системы Китая , на которую китайские изобретения не повлияли. [18] В отличие от Запада, в Китае не было структуры, при которой купцы могли бы получать прибыль от своих изобретений. [18] Как только китайские изобретения достигли Европы , они произвели революцию в своей социально-политической системе, которая использовала эти изобретения для доминирования над политическими соперниками. [18] По мнению Нидэма, китайские инновации, такие как порох , компас , бумага и книгопечатание , помогли превратить европейский феодализм в капитализм . [18] К концу 15 века Европа активно финансировала научные открытия и морские исследования. [18] Парадоксальность Европа этого вывода заключалась в том, что превзошла Китай в научных инновациях, используя китайские технологии. [18]

Реформулировка

[ редактировать ]

После того, как было опубликовано несколько томов книги «Наука и цивилизация в Китае» , Нидэму задали вопрос о его теории происхождения науки на Западе. [18] Нидэм, обеспокоенный прошлой критикой и отклонением его работы как марксистской теории, отказался публично заявить о своем отношении к марксизму . [18] Позже, в работе Нидэма «Великое титрование », он переформулировал свой вопрос так: «почему между первым веком до нашей эры и пятнадцатым веком нашей эры китайская цивилизация была гораздо более эффективной, чем западная, в применении человеческих естественных знаний для практических человеческих нужд». [27] Переформулировка вопроса изменила повествование о науке и цивилизации в Китае . [18] Первоначально вопрос вращался вокруг неспособности Китая развиваться в науке после 16-го века. [18] Фокус сместился в сторону изучения достижений Китая до развития в Европе, этот фокус был обращен на всюду по науке и цивилизации в Китае . [20]

Попытка Нидхэма раскрыть причины взлета и падения Китая как элитной научно и технологически развитой страны обсуждалась и обсуждалась на протяжении десятилетий, включая статью Джастина Ифу Линя « в журнале Чикагского университета Загадка Нидхэма». [28]

Научный дискурс

[ редактировать ]

В конце 1950-х и начале 1960-х годов, в ответ на книгу Нидэма « Наука и цивилизация в Китае» , западные историки настаивали на том, что современная наука уникальна для западных цивилизаций. [29] Такие ученые, как Роджер Харт, заявили, что работа Нидхэма сыграла важную роль в изменении критериев определения современной науки. В книге Харта «Воображаемые цивилизации: Китай, Запад и их первая встреча » Харт вводит идею «Великого разрыва» между «примитивным не-Западом и современным Западом» в истории науки. [29] Харт объясняет концепцию «Великого разрыва» как представление о том, что незападные цивилизации практиковали ложную науку, и критикует европоцентристское утверждение о том, что развитие современной науки было исключительно западным. [29]

В книге Балы «Диалог цивилизаций в зарождении современной науки» исследуются исторические и эпистемологические предположения, чтобы отойти от европоцентристского взгляда на развитие современной науки. [30] Сопоставление Нидхэмом атрибутов восточной и западной науки побудило Бала постулировать, что будущее науки может быть близко к китайскому взгляду на природу. [30] Нидэму и его соавторам приписывают сбор множества доказательств влияния и вклада китайских технологий и идей, которые способствовали развитию современной науки в Европе. [30]

Некоторые историки хвалят стандарты качества и тщательности, поддерживаемые во всех томах « Науки и цивилизации в Китае» . [31] но другие усомнились в точности его содержания. [32] Джордж Метайе выразил обеспокоенность по поводу методологии Нидхэма, когда обнаружил, что некоторые даты, указанные Нидхэмом, не могут быть подтверждены достаточными доказательствами. [32] Несмотря на распространенную критику « Науки и цивилизации» в Китае , которая предполагает, что она, возможно, была предвзята марксистскими убеждениями Нидхэма и политическим левым подходом, такие ученые, как Грегори Блю, считают, что недостаточно доказательств в поддержку того, что именно идеологические наклонности Нидхэма побудили его сформулировать вопросы Нидхэма. . [32] Однако такие историки, как Х. Флорис Коэн, критиковали неосмотрительный подход Нидхэма к своей работе, утверждая, что Нидхэм слишком часто демонстрировал свои собственные предубеждения в своих трудах и пытался пропагандировать свое собственное историческое повествование. [33] Подобно тому, как Нидхэм критикует других историков за преувеличение влияния Греции на современную науку, критики Нидэма утверждают, что он имел склонность преувеличивать влияние китайской науки таким же образом. [29]

С момента публикации первого тома книги «Наука и цивилизация в Китае» в 1954 году, в 21 веке, среди историков возникло растущее стремление ослабить влияние Европы в историческом повествовании современной науки. [30] Переформулированный вопрос Нидхэма привлек внимание таких ученых, как Дэвид Дж. Хесс , социальный антрополог, который сослался на один из списков Нидхэма в журнале «Наука и цивилизация в Китае», чтобы предположить, что, поскольку китайцы технологически превосходили Запад до 16 века, Китайская наука сыграла решающую роль в создании современной науки. [30] Американский китаевед Натан Сивин опровергает этот аргумент, предполагая, что до научной революции технологии не были хорошим показателем научного потенциала. [29]

Разделение научных разработок на Востоке и Западе происходит тематически в научных дебатах о том, насколько велика ответственность Запада за развитие науки. Джозеф Нидэм противопоставил более «органичное» понимание природы, которого придерживался Китай, «механической» перспективе, через которую Запад рассматривал существование. [30] Хотя некоторые члены научного сообщества считали китайскую науку скорее «лженаукой», для Нидэма эти достижения были частью протонаучного периода, который позже был принят Западом после 16 века. [30]

Нидэм противопоставляет западную современную науку и восточное естествознание как «современные» и «примитивные» науки, которые отличались своей «универсальностью». [29] Он указывает, что, поскольку примитивные науки средневековья были переплетены с их культурными корнями, примитивные науки не смогли стать «универсальными», пока они не были интегрированы с математикой — подвиг, совершенный Западом. [29] В ответ историкам, таким как Руперт Холл , которые считали, что восточная наука оказала незначительное влияние на современную науку, [30] Нидэм утверждает, что, поскольку современная наука была продуктом объединения естествознания и математики, как восточной органической науке, так и западной механической науке следует отдать равную заслугу в создании современной науки. [29] В поддержку мнения Нидхэма Марта Э. Хэнсон заявляет, что западная наука не могла воспроизвести тысячелетние китайские технологии производства керамики и фарфора вплоть до публикации научного анализа китайского фарфора Жоржа Фогта в 1900 году. [34]

Грандиозные вопросы Нидхэма побудили других ученых задокументировать влияние неевропейских культур на развитие современной науки. [30] Такие ученые, как Арун Бала, высоко оценили «Науку и цивилизацию в Китае» как наиболее полный современный обзор научных и технологических достижений любой неевропейской цивилизации. [30] Работа Нидхэма помогла мотивировать публикацию большего количества работ, в которых документировалось влияние мультикультурного вклада на развитие современной науки на ее зарождающихся этапах, в том числе «Наука и цивилизация в исламе» Сейеда Хассиена Насра . [30]

  1. ^ Бостон, Ричард (20 июня 1971 г.). «Джозеф Нидэм, настоящая вещь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2018 г.
  2. ^ Современная библиотека, 1999. 100 лучших документальных произведений».
  3. ^ Якобсен, Стефан Гаарсманд (2013). «Китайское влияние или образы?: Меняющиеся истории того, как Европа эпохи Просвещения читала Китай». Журнал всемирной истории . 24 (3): 623–660. дои : 10.1353/jwh.2013.0076 . ISSN   1527-8050 . S2CID   143538155 .
  4. ^ «Наука и цивилизация в Китае» . Исследовательский институт Нидэма . Проверено 9 июля 2008 г.
  5. ^ Нидэм, Джозеф. Наука и цивилизация в Китае . Ван, Линг, 1917–1994 гг., Метали, Жорж, Хуанг, Х.Т. Кембридж [Англия]. ISBN  978-0521057998 . OCLC   779676 .
  6. ^ том 5, часть 11, страница xxxii
  7. ^ Мультауф, Роберт (октябрь 1996 г.). «Джозеф Нидэм (1900–1995)». Технологии и культура . 37 (4): 880–891. дои : 10.1353/tech.1996.0030 . JSTOR   3107121 . S2CID   258433587 .
  8. ^ Блю, Грегори (1997). «Джозеф Нидхэм - История публикаций». Китайская наука (14): 92. JSTOR   43290409 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винчестер, Саймон (2008). «Человек, который открыл Китай» . Природа . 454 (7203): 409–11. дои : 10.1038/454409а . ПМИД   18650901 . S2CID   20213946 . ПроКвест   204462222 .
  10. ^ Брук, Тимоти (1996). «Китаеведение Джозефа Нидэма». Современный Китай . 22 (3): 341. дои : 10.1177/009770049602200304 . S2CID   143987517 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Винчестер, Саймон (2008). «Человек, который открыл Китай» . Природа . 454 (7203): 410. дои : 10.1038/454409a . ПМИД   18650901 . S2CID   20213946 . ПроКвест   204462222 .
  12. ^ Мультауф, Роберт (октябрь 1996 г.). «Джозеф Нидэм (1900–1995)». Технологии и культура . 37 (4): 880–891. дои : 10.1353/tech.1996.0030 . JSTOR   3107121 . S2CID   258433587 .
  13. ^ Мультауф, Роберт (октябрь 1996 г.). «Джозеф Нидэм (1900–1995)». Технологии и культура . 37 (4): 883. doi : 10.1353/tech.1996.0030 . JSTOR   3107121 . S2CID   258433587 .
  14. ^ Блю, Грегори (1997). «Джозеф Нидхэм - История публикаций». Китайская наука (14): 93. JSTOR   43290409 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винчестер, Саймон (2008). «Человек, который открыл Китай» . Природа . 454 (7203): 411. дои : 10.1038/454409a . ПМИД   18650901 . S2CID   20213946 . ПроКвест   204462222 .
  16. ^ Лин Юань (23 марта 1987 г.). «Восток-Запад: Преодолевая научную пропасть» (PDF) . Обзор Пекина . Проверено 6 февраля 2011 г.
  17. ^ Колин Ронан (1980–95). Краткая наука и цивилизация . Издательство Кембриджского университета.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Финли, Роберт. «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае». Журнал всемирной истории , том. 11 нет. 2, 2000, стр. 265–303. Проект MUSE , doi:10.1353/jwh.2000.0035
  19. ^ Пердью, Питер К. «Проблемное наследие Джозефа Нидхэма». Технологии и культура , вып. 47 нет. 1, 2006, стр. 175–178. Проект MUSE , doi:10.1353/tech.2006.0092
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сивин (2017) .
  21. ^ Хафф, Тоби Э., 1942- (15 июня 2017 г.). Возникновение ранней современной науки: ислам, Китай и Запад (Третье изд.). Кембридж, Великобритания. ISBN  978-1-107-13021-0 . OCLC   962304126 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Конклин, Грофф (март 1955 г.). «5-звездочная полка Галактики» . Галактическая научная фантастика . стр. 95–99.
  23. ^ Спенс, Джонатан (18 апреля 1982 г.). «О КИТАЙ ЗАПАД НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 июля 2018 г.
  24. ^ Лайалл, Сара (27 марта 1995 г.). «Джозеф Нидэм, исследователь Китая из Великобритании, умер в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июля 2018 г.
  25. ^ Харт, Роджер (1999). «За пределами науки и цивилизации: критика пост-Нидхэма». Восточноазиатская наука, технология и медицина . 16 (16): 88–114. дои : 10.1163/26669323-01601006 . ISSN   1562-918X . JSTOR   43150558 .
  26. ^ Бала, Арун (2006). Диалог цивилизаций в зарождении современной науки . дои : 10.1057/9780230601215 . ISBN  978-0-230-60979-2 . S2CID   142593876 .
  27. ^ Нидхэм, Джозеф. «Наука и общество на Востоке и Западе». В «Великом титровании: наука и общество на Востоке и Западе» . Джозеф Нидэм, 190–217. Лондон: Аллен и Анвин, 1969a.
  28. ^ Линь, Джастин Ифу (январь 1995 г.). «Загадка Нидхэма: почему промышленная революция зародилась не в Китае» (PDF) . Экономическое развитие и культурные изменения . 43 (2): 269–292. дои : 10.1086/452150 . ISSN   0013-0079 . S2CID   35637470 .
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Харт, Роджер (2013). Воображаемые цивилизации: Китай, Запад и их первая встреча . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. стр. 33–49. ISBN  9781421406060 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бала, Арун (2006). Диалог цивилизаций в зарождении современной науки . дои : 10.1057/9780230601215 . ISBN  978-0-230-60979-2 . S2CID   142593876 .
  31. ^ Соуза, Джордж Брайан; Керр, Роуз; Вуд, Найджел (2015). «Обзор науки и цивилизации в Китае, том 5, химия и химическая технология, часть 12, керамическая технология, КеррРоуз, ВудНайджел» . Восточноазиатская наука, технологии и медицина (42): 132–134. дои : 10.1163/26669323-04201011 . ISSN   1562-918X . JSTOR   90005753 .
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Амелунг, Иво (2007). «Обзор науки и технологий в Восточной Азии. Материалы XX Международного конгресса по истории науки [Льеж, 20-26 июля 1997 г.]» . Восточноазиатская наука, технологии и медицина (26): 136–142. дои : 10.1163/26669323-02601008 . ISSN   1562-918X . JSTOR   43150708 .
  33. ^ Амелунг, Иво (2007). «Обзор науки и технологий в Восточной Азии. Материалы XX Международного конгресса по истории науки [Льеж, 20-26 июля 1997 г.]» . Восточноазиатская наука, технологии и медицина (26): 136–142. дои : 10.1163/26669323-02601008 . ISSN   1562-918X . JSTOR   43150708 .
  34. ^ Хэнсон, Марта Э. (2007). Керр, Роуз; Вуд, Найджел; Мэй-фэнь, Цай; Фукан, Чжан; Хуанг, ХТ; Нидэм, Джозеф; Гвей-джен, Лу; Сивин, Натан; Робинсон, Кеннет Гирдвуд (ред.). «Небесные тома и земные тома Нидхэма» . Ранняя наука и медицина . 12 (4): 405–432. дои : 10.1163/157338207X231413 . ISSN   1383-7427 . JSTOR   20617687 .

Источники

[ редактировать ]
  • Роберт Финлей, «Китай, Запад и всемирная история в книге Джозефа Нидхэма « Наука и цивилизация в Китае », Journal of World History 11 (осень 2000 г.): 265–303.
  • Джастин Лин, «Загадка Нидхэма: почему промышленная революция зародилась не в Китае», Economic Development and Culture Change 43.2 (1995): 269-292. ссылка на JSTOR
  • Сивин, Натан (2017). «Вопрос Нидхэма» . Оксфордские библиографии.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ed796f6b496ea17a8fa03c8e077c416__1719356760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/16/4ed796f6b496ea17a8fa03c8e077c416.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and Civilisation in China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)