Цветовой тест Люшера
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Январь 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
— Цветовой тест Люшера это психологический тест, изобретенный Максом Люшером в Базеле , Швейцария, впервые опубликованный в 1947 году на немецком языке и впервые переведенный на английский язык в 1969 году. Самая простая форма теста предписывает испытуемому упорядочить серию из 8 цветов в порядке предпочтение . Этот тест утверждает, что порядок предпочтений может выявить характеристики личности испытуемого. Простота теста позволила его тщательно протестировать.
История
[ редактировать ]Люшер разработал свой цветовой тест во время учебы в докторантуре Базельского университета. Впервые он опубликовал эту идею на первом Всемирном конгрессе психологов в Лозанне в 1947 году, а затем в 1949 году в качестве диссертации под названием «Цвет как психологическое средство исследования». [ 1 ] [ 2 ] После расширения и публикации его идей в течение следующих двух десятилетий тест приобрел широкую популярность, поскольку впервые был переведен на английский язык в изданиях 1969 + 1971 годов. [ 3 ]
Методология
[ редактировать ]В простом (коротком или 8-цветном) тесте, опубликованном в 1969 г., [ 3 ] испытуемому предлагается 8 карточек, каждая из которых содержит цвет. Цветовая гамма включает 4 «основных» (синий, желтый, красный, зеленый) и «вспомогательных» (фиолетовый, коричневый, серый и черный) цвета. Испытуемому предлагается выбрать цвет, который ему « нравится больше всего » или который « испытывает наибольшую симпатию ». Этот выбор выполняется итеративно с оставшимися цветами, пока все цвета не будут упорядочены по предпочтениям. Порядок записывается, при этом каждый цвет соответствует числовому значению от 0 до 7.
К результатам применяется ряд символов (парами), чтобы указать на отношение объекта к цвету, где:
Символ | Отношение | Выбор |
---|---|---|
+ | сильное предпочтение | 1-й и 2-й |
× | сочувствующий | 3-й и 4-й |
= | безразличие | 5-й и 6-й |
− | отказ | 7-й и 8-й |
Затем для каждого символа цветовая пара может быть проанализирована индивидуально. Например, +0+7 (сильное предпочтение серого и черного) означает, что субъект:
... чувствует, что с ним несправедливо и незаслуженно обошлись и предали в его надеждах, [и он] недоволен и восстает против существующих обстоятельств, которые он считает и оскорбляет.
Наконец, можно проанализировать пятую пару, состоящую из первого и последнего цветов (например, +0-5). Каждая комбинация дает процент того, как часто она выбиралась в предыдущих тестах Люшера с участием 36 892 студентов. Также иногда обозначаются звезды, при этом большое количество накопленных звезд можно интерпретировать как потенциальное психологическое расстройство. Затем тест можно повторить. Если второй тестовый прогон отличается от первого, предполагается, что последний более спонтанный и, следовательно, более достоверный. [ 3 ]
В качестве альтернативы можно использовать полный тест, но он был опубликован Люшером только на немецком языке и не был включен в первоначальный английский перевод. [ 4 ]
Психологическая основа
[ редактировать ]Люшер считал, что сенсорное восприятие цвета субъективны, и что это различие позволяет объективно и универсально для всех, но цветовые предпочтения объективно измерять субъективные состояния с помощью тестовых цветов. Люшер считал, что, поскольку выбор цвета осуществляется бессознательно, он раскрывает человека таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он воспринимает себя или хотел бы, чтобы его воспринимали.
Люшер считал, что черты личности можно определить по выбору цвета. Следовательно, субъекты, выбирающие одинаковые цветовые комбинации, имеют схожие личности. Чтобы измерить это, он провел тест, в котором испытуемым показывали 8 карточек разного цвета и просили расположить их в порядке предпочтения. Цвета делятся на «основные» (синий, желтый, красный, зеленый) и «вспомогательные» (фиолетовый, коричневый, серый и черный).
Цвета | Значения [ 5 ] [ 6 ] |
---|---|
Синий | «Глубина чувства» пассивный, концентрический, умиротворенность, спокойствие, нежность. |
Зеленый | «Эластичность воли» пассивная, концентрическая, защитная, настойчивость, самоуважение/утверждение, гордость, контроль. |
Красный [ а ] | «Сила воли» эксцентричная, активная, агрессивная, соревновательная, действие, желание, возбуждение, сексуальность. |
Желтый | «Спонтанность»: эксцентричный, активный, проективный, устремленный, ожидающий, возбужденный. |
Фиолетовый | «Идентификация» нереальное/желанное исполнение, обаяние, очарование. |
Коричневый | Телесные чувства, указывают на состояние тела. |
Черный | Небытие, отречение, капитуляция или отказ |
Серый | Неучастие и сокрытие |
После того, как испытуемые расставили карточки в порядке от наиболее понравившихся до наименее понравившихся, их попросили оценить, в какой степени их личности соответствуют описательным утверждениям, составленным Люшером для каждого цвета.
Результаты цветодиагностики Люшера содержат показания для личной оценки и специальные профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и связанных с ним физических симптомов. Он также предлагает дополнительную информацию по вербальной и гомеопатической терапии.
Критика
[ редактировать ]Этот тест занимает одно из первых мест в опубликованном списке дискредитированных процедур в психологии. [ 7 ] [ 8 ] Ему не хватает конструктивной валидности , и его рассматривают как пример эффекта Барнума . [ 9 ] где мнимый анализ личности (на самом деле состоящий из расплывчатых общих черт, применимых к большинству людей) считается точным испытуемыми, которые прошли личностный тест перед рассмотрением своих «результатов». Сравнение цветового теста Люшера и Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI), проведенное в 1984 году, выявило незначительное совпадение между двумя тестами, что побудило авторов призвать к осторожному использованию первого. [ 10 ] Некоторые до сих пор поддерживают цветовой тест Люшера как обеспечивающий высокую точность невербального теста, включающего всего восемь цветов, особенно у детей. [ 11 ] хотя большинство научного сообщества ставит его на первое место в списках дискредитированных тестов. [ 7 ]
Большинство проверочных исследований не считают цветовой тест Люшера значимым. [ 12 ] [ 13 ] но одно проверочное исследование рекомендовало его в качестве возможного предварительного скрининга для анализа темперамента Тейлора-Джонсона . [ 14 ]
Оригинальный английский перевод содержит обширную библиографию, подтверждающую тест. Однако анализ ссылок показал, что многие из них даже не существуют. [ 4 ] : 4
Приложения
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
Цветовой тест Люшера применялся для оценки преступности. [ 15 ]
Сноски
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Биография» . Фонд Макса Люшера . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Люшер, Макс (1949). Цвет как психологическое средство исследования (кандидатская диссертация).
- ^ Jump up to: а б с Люшер, Макс (1969). Цветовой тест Люшера . Перевод Скотта, Яна. Случайный дом. ISBN 0671780735 .
- ^ Jump up to: а б с Мелхуиш, Питер Уильям (1973). Исследование цветового теста Люшера (магистерская диссертация по психологии). дои : 10.14288/1.0101351 .
- ^ Хосс, Роберт и Хоффман, Кертисс. Отражает ли цвет сновидения эмоции? Исследование долгосрочного ведения журнала. Архивировано 19 февраля 2009 г. в Wayback Machine (pdf), Международная конференция ASD Psiber Dreaming 2004, Международная ассоциация по изучению снов .
- ^ «Цветовой тест Люшера» . Университет Севани . Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Норкросс, Джон; Кучер, Джеральд; Гарофало, Ариэль (1 октября 2006 г.). «Дискредитированные психологические методы лечения и тесты: опрос Дельфи» . Профессиональная психология: исследования и практика . 37 (5): 515–522. дои : 10.1037/0735-7028.37.5.515 .
- ^ Кучер, Джеральд; Макманн, Мэдлин; Стаут, Анника; Норкросс, Джон (25 апреля 2014 г.). «Дискредитированные методы оценки и лечения, используемые с детьми и подростками: опрос Delphi» . Журнал клинической детской и подростковой психологии . 44 (5): 722–729. дои : 10.1080/15374416.2014.895941 . ПМИД 24766155 . S2CID 5009628 .
- ^ Холмс, Купер Б.; Бьюкенен, Джо Энн; Дунган, Дэвид С.; Рид, Тереза (1986). «Эффект Барнума в интерпретации цветового теста Люшера». Журнал клинической психологии . 42 (1): 133–136. doi : 10.1002/1097-4679(198601)42:1<133::AID-JCLP2270420122>3.0.CO;2-7 . ISSN 1097-4679 .
- ^ Холмс, CB; Вурц, П.Дж.; Уолн, РФ; Дунган, Д.С.; Джозеф, Калифорния (1984). «Связь между цветовым тестом Люшера и MMPI». Журнал клинической психологии . 40 (1): 126–128. doi : 10.1002/1097-4679(198401)40:1<126::AID-JCLP2270400123>3.0.CO;2-A . ПМИД 6746918 .
- ^ Бадалян, штат Лоу; Мастюкова, Е.М.; Корабельникова, Е.А. (1995). «Применение цветового теста Люшера для оценки эмоционального статуса детей и подростков с органическим поражением ЦНС и пограничной психопатологией». Журнал Неврологии и Психиатрии имени С.С. Корсакова . 95 (5): 44–47. PMID 8585376 .
- ^ Браун, Клод MJ; Бонта, Джеймс Л. (1979). «Межкультурная валидность, надежность и стимульные характеристики цветового теста Люшера». Журнал оценки личности . 43 (5): 459–60. дои : 10.1207/s15327752jpa4305_3 . ПМИД 512812 .
- ^ Пикко, Ричард Д.; Дзиндолет, Мэри Т (2016). «Изучение цветового теста Люшера». Перцептивные и моторные навыки . 79 (3, часть 2): 1555–8. дои : 10.2466/pms.1994.79.3f.1555 . ПМИД 7870544 . S2CID 2020521 .
- ^ Доннелли, Фрэнк А. (2016). «Цветовой тест Люшера: исследование достоверности». Перцептивные и моторные навыки . 44 : 17–18. дои : 10.2466/pms.1977.44.1.17 . S2CID 147407189 .
- ^ Ложь, Нильс; Форд, CV (1988). «Мальчики, ставшие преступниками». Acta Psychiatrica Scandinavica . 77 (S342): 1–122. дои : 10.1111/j.1600-0447.1988.tb10569.x . ПМИД 3044011 . S2CID 24933249 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница цветового теста Люшера (многоязычная, включая английский)
- Сторонняя реализация цветового теста Люшера