Сент-Эрик
Сент-Эрик | |
---|---|
![]() | |
Король Швеции | |
Царствование | в. 1156 – 18 мая 1160 г. |
Предшественник | Сверкер I |
Преемник | Магнус II |
Рожденный | в. 1120-25 |
Умер | 18 мая 1160 г. Уппсала , Швеция |
Похороны | Церковь Старой Упсалы , позже перенесенная в Уппсальский собор. |
Супруг | Кристина Датская |
Проблема Деталь |
|
Дом | Эрик |
Отец | Джедвард |
Религия | Римский католицизм |
Святой Эрик ( Erik den helige ; Sankt Erik ; ум. 18 мая 1160 ), также называемый Эриком Едвардссоном , Эриком IX , [ а ] Эрик Святой , Святой Эрик и Эрик Законодатель , [ 1 ] был шведским королем в 12 веке, ок. 1156–1160. Римский мартиролог католической церкви называет его святым, память которого увековечена 18 мая. [ 2 ] Он был основателем Дома Эриков , который правил Швецией с перерывами с ок. 1156-1250.
Фон
[ редактировать ]Поскольку более поздние короли из дома Эрика постоянно хоронились в аббатстве Варнем недалеко от Скара в Вестергётланде , считается, что семья Эрика имеет геатские корни, как и другие средневековые правящие дома Швеции. Остеологические исследования останков Эрика позволяют предположить, что он, возможно, прожил последние 10–15 лет своей жизни в Вестергётланде, а не в Уппланде , где он умер. С другой стороны, известно, что единственное поместье, которым он владел, находится в Вестманланде в Свеланде . [ 3 ] Эриксберг в центре Вестергётланда считается первоначальной семейной усадьбой.
У Эрика был брат, имя которого начиналось с буквы «Дж»; этого брата отождествили с Йоаром Едвардссоном. Это, в свою очередь, соответствует « Саге о короле Сверре» , в которой говорится об «Эйрике Святом, сыне Джатварда». [ 4 ] Позднесредневековая шведская традиция также знает короля по имени Эрик Едвардссон. [ 5 ] Имя отца, Джедвард (Эдвард), не является скандинавским и может указывать на английское миссионерское влияние. Согласно традиции XIV века, матерью Эрика была Сесилия, дочь короля Блот-Свейна . [ 6 ] Однако эта информация является спорной.
Легенда
[ редактировать ]
Никаких современных источников с информацией об Эрике обнаружено не было, а первое письменное упоминание о нем содержится в письме во время правления его сына Кнута Эрикссона. В письме Эрик упоминается как «король шведов»; единственное полное описание жизни Эрика - это агиографическая легенда, датируемая концом 13 века. Историчность легенды широко обсуждалась шведскими историками. В нем рассказывается, что Эрик был королевской крови и был единогласно избран королем Швеции, когда образовалась вакансия королевского сана. В нем также говорится, что Эрик правил десять лет, что означает начало его правления ок. 1150. Если это верно, он был бы королем-соперником Сверкера I , взошедшего на трон в ок. 1132 г. и был убит в 1156 г. Во всяком случае предполагается, что Эрик был признан в большинстве провинций после 1156 г. Хотя его отцовство неясно, есть веские доказательства того, что он укрепил свои притязания на престол женитьбой на датской принцессе Кристине Бьёрнсдоттер . внучка короля Инге Старшая . В его владения не входил Эстергётланд сын Сверкера Карл VII Шведский . , где в конце 1150-х годов правил [ 7 ]
Согласно легенде, Эрик много сделал для утверждения христианства в своем королевстве. [ 8 ] Однако единственный надежный источник, упоминающий о его правлении, - это цистерцианская хроника ок. 1200. Вопреки впечатлению о проклерикальной политике «Легенды об Эрике», в ней говорится, что король Эрик и королева Кристина преследовали монахов Варнемского аббатства в Вестергётланде . Некоторые монахи уехали в Данию , где в 1158 году было основано аббатство Витскёль . Однако после этого Эрик и Кристина изменили свою позицию и позволили Варнхем реорганизовать под руководством аббата Герхарда из аббатства Альвастра . [ 9 ] Источник начала XIII века добавляет, что он делал пожертвования аббатству Нидала в Смоланде . [ 10 ]
Крестовый поход в Финляндию
[ редактировать ]Легенда также приписывает Эрику первоначальное распространение христианской веры в Финляндии , «которая в то время была языческой и причинила Швеции большой вред». [ 11 ] Стремясь завоевать и обратить в свою веру финнов, он якобы возглавил Первый шведский крестовый поход к востоку от Балтийского моря . «Тогда Эрик Святой попросил народ Финляндии принять христианство и заключить с ним мир. Но когда они отказались принять его, он сразился с ними и победил их мечом, отомстив за кровь христианских людей, которую они часто проливали. и в течение долгого времени. И когда он одержал такую почетную победу, он молился Богу, падая на колени со слезами на глазах. Тогда один из его добрых людей спросил, почему он плачет, если он должен радоваться почетной победе, которая. он победил врагов Иисуса Христа и святой веры. Тогда он ответил: Я счастлив и славлю Бога, поскольку Он дал нам победу, но я очень сожалею, что сегодня погибло так много душ, которые могли бы обрести вечную жизнь, если бы они приняли христианство». [ 12 ] Эрик убедил английского Генриха епископа Упсалы остаться в Финляндии для евангелизации финнов, а позже стал мучеником. [ 13 ]

Прямых подтверждений из других источников об этом «крестовом походе» нет. Однако в папской булле начала 1170-х годов упоминаются жалобы на то, что «финны всегда, когда им угрожают враждебные армии, обещают хранить христианское вероучение и с нетерпением просят проповедников и учителей христианского закона; но когда армия возвращается, они отвергают веру, презирают и жестоко преследуют проповедников». [ 14 ] Булл подразумевает, что шведы уже находились в определенном отношении к финнам и проводили против них экспедиции. Более того, папское письмо от 1216 года зарезервировало за внуком Эрика Эриком X право на языческие земли, завоеванные его предками. [ 15 ] Если интерпретировать буквально, это может означать завоевания Финляндии Эриком IX и Канутом I (его дедом и отцом). Однако если «крестовый поход» и состоялся, то, вероятно, это был не более чем морской рейд. [ 16 ]
Достижения
[ редактировать ]Эрик изображен в легенде как идеал справедливого правителя, который поддерживал тех, кого угнетали сильные мира сего, и изгонял из своего королевства грубых и несправедливых. [ 17 ] Предположительно, он отвечал за кодификацию законов своего королевства. [ 13 ] который стал известен как Закон короля Эрика . [ 18 ] Кроме того, гипотеза утверждает, что он основал монашеский капитул в Старой Уппсале , начатый бенедиктинцами , пришедшими из датского аббатства Оденсе или из аббатства Врета . [ 19 ] Если бы это было так, он бы установил непопулярную систему десятин для поддержки Церкви, подобную той, которая существует в других странах Европы. Легенда сильно подчеркивает личное благочестие Эрика: «Этот наш святой царь проводил множество благочестивых молитв и сеансов, а также постился. Он проявлял сочувствие к людям, терпящим бедствие, щедро раздавал милостыню бедным людям и заставлял себя носить рубаху. из конского волоса, которым он пользовался, когда умерщвлял плоть... Как он поступал со своим тайным врагом, находящимся в половой части, это видно из того обстоятельства, что когда он соблюдал безбрачие во время поста или религиозных на торжествах он часто тайно принимал ванну с холодной водой - даже зимой - таким образом, выгоняя с холодом непозволительное тепло тела". [ 12 ] Хотя многое из этого можно разумно рассматривать как агиографические стереотипы, научное исследование его останков показывает, что он потреблял много пресноводной рыбы, что указывает на соблюдение постов. [ 20 ]
Убийство
[ редактировать ]Хотя легенда утверждает, что Эрик был единогласно принят королем, обстоятельства показывают, что это было не так. Помимо Карла Сверкерссона в Эстергётланде , на престол претендовал датский принц Магнус Хенрикссон , будучи правнуком Инге I и праправнуком короля Свейна Эстридсона Дании .
По легенде, Дьявол вдохновил Магнуса на его козни. Он использовал подарки и грандиозные обещания, чтобы привлечь шведскую знать, в том числе «сильного человека в королевстве». Если это основано на здравой традиции, это может означать, что Магнус вступил в союз с Карлом из конкурирующего Дома Сверкеров . [ 21 ] Это предположение подтверждается заявлением в позднесредневековой хронике. [ 22 ]
Без ведома короля союзники собрали значительную армию и напали на Эрика возле Уппсалы в Остра Аросе, когда он присутствовал на мессе в праздник Вознесения в мае 1160 года. Король, узнав о приближении врага, дослушал мессу до конца. , затем вооружился сам и немногими людьми, находившимися под рукой, и вышел навстречу войскам Магнуса. Рыцари повстанцев стащили его с лошади на землю, насмехались над ним, нанесли ему удары ножом, а затем обезглавили. [ 23 ]
Некоторые детали насильственной смерти Эрика, похоже, подтверждаются научным исследованием его костей (см. ниже). В противном случае папская булла его сыну Кануту I подтверждает, что он был убит неустановленными врагами. [ 24 ] Краткая хроника в Västgötalagen ок. В 1250 году говорится: «Двенадцатым был король Эрик. Его слишком рано казнили в неудачный момент. Он всегда совершал добрые дела, пока был жив, и поэтому был вознагражден Богом и его ангелами; его кости покоятся в Уппсале. по благодати Божией явилось много добрых предзнаменований». [ 25 ] В письме 1172 года Папа Александр III жалуется, что некоторые люди в Швеции начали поклоняться «человеку, убитому во время разврата и пиршества». Некоторые ученые предположили, что это намек на короля Эрика и что празднование Дня Вознесения сопровождалось пиршеством, которое сделало возможным внезапное нападение повстанцев. Однако идентификация неясна. [ 26 ]
Преемственность
[ редактировать ]После убийства Эрика Магнус Хенрикссон смог прийти к власти. Однако правление Магнуса оказалось недолгим, и он так и не объединил королевство полностью, прежде чем в следующем году погиб от рук соперников. Точно так же его убийца (и возможный сообщник в смерти Эрика) Карл VII был убит в 1167 году после того, как сын Эрика Канут I вернулся из изгнания. [ 27 ] Канут победил своих соперников-сверкеров к 1173 году и объединил королевство за десятилетия до своей смерти в 1195 или 1196 году. Хотя Эрик был недолговечным и в конечном итоге неудачным правителем, Канут основал Дом Эрика как правящую династию и использовал память о его отец, чтобы закрепить свой режим. Ему косвенно наследовал его сын Эрик X и внук Эрик XI . [ 28 ]
Семья
[ редактировать ]Эрик был женат на Кристине Бьернсдоттер из датского дома Эстридсен .
- Дети
- Канут I Шведский , король Швеции 1167–1196 гг.
- Филип Эрикссон; некоторые историки считают Филиппа отцом Хольмгера, отца Канута II Швеции .
- Екатерина ; замужем за Нильсом Блейком .
- Маргарет ; вышла замуж в 1185 году за Сверре I Норвежского , умерла в 1202 году.
Почитание
[ редактировать ]
Убитый король Эрик был похоронен в церкви Старой Уппсалы, которую он перестроил вокруг курганов своих языческих предшественников. Примерно в 1167 году, когда его сын начал приходить к власти после смерти последнего короля Сверкеров, тело Эрика было помещено в святилище, хотя прямых доказательств этому нет до ок. 1220. Сын Эрика Канут или Кнут поощрял почитание своего отца как мученика, как видно из так называемого Валлентунского календаря 1198 года. [ 24 ] Факты и вымысел о его жизни были неразрывно перемешаны воедино, включая предполагаемое чудо фонтана, бьющего из земли, куда упала голова короля после того, как ее отрубили. В 1273 году, спустя столетие после того, как Канут объединил Швецию, мощи и регалии Эрика были перенесены в нынешний собор Уппсалы, построенный на месте мученичества. Перевод одновременно продемонстрировал и расширил глубину его религиозных взглядов.
Евангелическо -лютеранская церковь в Америке чтит память Эрика 18 мая как «Эрика, короля Швеции, мученика 1160 года». [ 29 ] Память Эрика отмечается Римско-католической церковью 18 мая. [ 30 ] Шведские традиции включали шествия в день его праздника от собора до Старой Уппсалы с просьбой о хорошем урожае. Католический собор Святого Эрика в Стокгольме назван в честь короля Эрика.
Реликварий
[ редактировать ]Уппсальский собор ( швед . Uppsala domkyrka ) продолжает выставлять с реликвией напоказ гроб . В средние века каждый новый шведский король приносил присягу, держась за реликварий. [ 31 ] Оригинальный средневековый гроб был переплавлен Юханом III , отчасти для того, чтобы выплатить выкуп за Эльвсборг, требуемый по Штеттинскому договору (1570 г.), и для финансирования войны против России. Нынешний гроб в стиле ренессанс был заказан в 1570-х годах для хранения его мощей польской католической королевой Йохана Екатериной Ягеллон . [ 32 ]
В апреле 2014 года шведские исследователи открыли нынешний реликварий, чтобы изучить его содержимое, а в период судебно-медицинской экспертизы собор продемонстрировал погребальную корону. [ 33 ] [ 34 ] 19 марта 2016 года исследователи объявили предварительные результаты о том, что мощи Эрика содержат травмы, соответствующие легендам о его кончине, и что вскоре они опубликуют подробный отчет. Двадцать три из двадцати четырех костей в реликварии принадлежат одному и тому же мужчине в возрасте от 35 до 40 лет (вторая кость, большеберцовая, принадлежит мужчине того же периода). [ 33 ] Погибший был мужчиной крепкого телосложения ростом около 171 сантиметра, хорошо питавшимся и хорошо тренированным. [ 35 ] На костях были не только зажившие раны, соответствующие финскому крестовому походу и сражениям на протяжении всей жизни, но и обезглавленное тело содержало множественные ножевые ранения в спине, оставшиеся примерно в момент смерти. [ 33 ] Дальнейшие травмы позвонков шеи могли произойти только вне боя, поскольку во время боя кольчуга защищала эти шейные позвонки. [ 33 ]
Покровительство
[ редактировать ]
Эрик является покровителем Швеции , и и ее столицы Стокгольма его коронованная голова изображена на гербе города.
Святой Эрик изображается в искусстве как молодой король, которого убивают во время мессы с епископом Генрихом Уппсальским. В соборе Упсалы находится серия картин позднего средневековья, изображающих Эрика и Генриха Уппсальских.
Археологические свидетельства Троицкой церкви
[ редактировать ]Согласно легенде, король Эрик Святой был убит во время посещения мессы в ecclesia Sancte trinitatis, «церкви Троицы» в Монс Домини. Нынешняя церковь Троицы в Уппсале была основана в конце 13 века и не может быть той церковью, где был убит Эрик. Ученые обсуждали разные места расположения старой Троицкой церкви, но наличие предсоборных могил в окрестностях собора может указывать на то, что первоначальная Троицкая церковь располагалась на том же месте, что и собор. Стремясь пролить свет на раннюю историю собора и Монса Домини, археолог Магнус Алькарп и геофизик Яана Густафссон исследовали большую часть собора с помощью георадара (георадара). Результаты этого расследования подтвердили существование более старого здания под собором, во всех деталях соответствующего очертаниям романской церкви XII века, а это означает, что собор является местом более ранней церкви Троицы. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Упоминание Эрика Едвардссона как короля Эрика IX является более поздним изобретением, отсчитываемым в обратном порядке от Эрика XIV (1560–1568). Он и его брат Карл IX (1604–1611) использовали цифры в соответствии с вымышленной историей Швеции . Число шведских монархов по имени Эрик до Эрика XIV (не менее семи) неизвестно, и ни один из них не использовал цифры. Было бы спекулятивно пытаться приписать этому королю математически точную цифру.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гай-Райан, Джесси. «Ужасная легенда о шведском короле на самом деле может быть правдой», Atlas Obscura, 19 марта 2016 г.
- ^ «Мартиролог» (на итальянском языке)
- ^ Сабина Стен и др., «Скелет Эрика святого» , Fornvännen 111, 2016, стр. 28, 33.
- ^ «Сага о короле Сверре, глава 100» . Архивировано из оригинала 25 мая 2016 г. Проверено 13 августа 2013 г.
- ^ Свен Тунберг. Шведская история до Вара-Дагара. Андра Делен. Äldre medeltiden. Стокгольм: PA Norstedt & Söners Förlag, 1926, с. 47.
- ^ Гете Паулссон, Annales suecici medii aevi. Шведские средневековые анналы, аннотированные и опубликованные , Лунд: Gleerup, 1974, с. 265.
- ^ Питер Сойер. Когда Швеция стала Швецией . Алингсос: Виктория Бокферлаг, 1991, стр. 42-3.
- ^ Легенда об Эрике, цитируется у Карла Гримберга. Прекрасные судьбы шведского народа . Стокгольм: PA Norstedt & Söners Förlah, 1926, с. 328.
- ^ Свен Тунберг, 1926, с. 46.
- ^ Свен Тунберг, «Святой Эрик, святой король Швеции. Некоторые взгляды» , Форнвеннен 1941, стр. 264.
- ^ Карл Гримберг, 1926, с. 329.
- ^ Jump up to: а б Легенда об Эрике, цитируемая Карлом Гримбергом, 1926, с. 329.
- ^ Jump up to: а б Кифер, Джеймс Э., «Эрик, король Швеции», Биографические очерки памятных христиан прошлого.
- ^ Свен Тунберг, 1926, с. 51.
- ^ Свен Тунберг, 1941, с. 277.
- ^ Филип Лайн, королевская власть и формирование государства в Швеции 1130-1290 гг . Лейден: Брилл, 2007, стр. 90, 425.
- ^ Карл Гримберг, 1926, с. 328.
- ^ Свен Тунберг, 1926, с. 50.
- ^ Филип Лайн, королевская власть и формирование государства в Швеции 1130-1290 гг . Лейден: Брилл, 2007, стр. 89–90.
- ^ Сабина Стен, 2016, с. 33.
- ^ Свен Тунберг, 1926, стр. 51-2.
- ^ Ганс Гиллингстам (1973–1975). «Карл Сверкерссон» . Шведский биографический лексикон, том 20 .
- ^ Карл Гримберг, 1926, стр. 329-30.
- ^ Jump up to: а б Стуре Болин со статьей (о культе и литургии святого Эрика) Бенгта Хильдебранда (1953). «Эрик Святой» . Шведский биографический лексикон, том 14 .
- ^ Линдквист, Томас (2021). Законы Вестгёты . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-003-17437-0 .
- ^ Свен Тунберг, 1926, с. 52.
- ^ Матс Г. Ларссон, 2002, с. 185.
- ^ Свен Тунберг, 1926, стр. 57-86.
- ^ «Церковный год» (PDF) . Обновление богослужения . Январь 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 8 сентября 2006 г. . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Монахи Рамсгейта. «Эрик». Книга Святых 1921 года. CatholicSaints.Info. 1 января 2013 г.
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Боррелли, Антонио. «Святой Эрик IX», Святые и Блаженные
- ^ Сабина Стен, 2016, с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д «Наука проливает новый свет на жизнь и смерть средневекового короля Эрика» . ЭврекАлерт! . 16 марта 2016 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ «Реликварий Святого Эрика» . Церковь Швеции | Уппсальский собор. Архивировано из оригинала 06 февраля 2019 г.
- ^ Сабина Стен, 2016, стр. 30-31.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Эртель, Кристиан (2014). Культ Святого Эрика в средневековой Швеции: почитание королевского святого, двенадцатый – шестнадцатый века . Бреполи. ISBN 978-2-503-56474-6 .
- Сэндс, Трейси Р. (2008). «Культ Святого Эрика, короля и мученика, в средневековой Швеции». В Дюбуа, Томас (ред.). Святость на Севере . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9410-0 .
На шведском языке
[ редактировать ]- Карл М. Чельберг, «Потомки Эрика Святого и претенденты среди них», Исторический журнал 43, 1923.
- Кристиан Ловен, «Эрикскультен в Уппсале - двойной святой и длинная вокзальная дорога», Орсбокен Уппланд, 2004 г.
- Стуре Болин со статьей (о культе и литургии Св. Эрика) Бенгта Хильдебранда (1953). «Эрик Святой». Шведский биографический лексикон, том 14 .
- Бенгт Тордеман (ред.), Эрик Святой - история, культ, реликвии . Стокгольм, 1954 год.
- Лауриц Вейбулл , «Эрик Святой», в книге «Стокгольмская кровавая баня и другие критические исследования» . Стокгольм, 1965 год.
- Хенрик Агрен, Эрик Святой – Отец страны или приспешник? Судьба национального покровителя в шведской историографии от Реформации до Просвещения , 2013.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Американская Циклопедия . 1879. .
- Шведские монархи XII века
- Убитые монархи XII века
- Дореформационные святые лютеранского литургического календаря
- 1160 смертей
- Средневековые шведские святые
- Шведские католики
- Похороны в соборе Упсалы
- Христианские святые XII века
- Римско-католические королевские святые
- Средневековые легенды
- Шведский фольклор
- Финский фольклор
- Дом Эрика
- Убийства в Швеции
- Шведские римско-католические святые
- Королевские перезахоронения
- Лютеранские святые
- Сыновья королей