DCI-P3
| |
![]() Диаграмма цветности CIE 1931, показывающая гамму P3 и гаммы некоторых других распространенных цветовых пространств RGB. Углы зеленого треугольника — это основные цвета цветового пространства P3. источник света Показанные здесь белые точки — это D65 , который используется для дисплея P3, и CCT 6300 K, который используется с DCI-P3. | |
Аббревиатура | П3 |
---|---|
Статус | Опубликовано |
Организация | |
Авторы | DCI |
Базовые стандарты | RGB |
Сопутствующие стандарты | sRGB , BT.2020 , DCDM |
Домен | Цветовое пространство , цветовая модель |
DCI-P3 — это цветовое пространство, впервые определенное в 2005 году в рамках Инициативы цифрового кино , которое будет использоваться для распространения цифрового театрального кинофильма. [1] (ДКДМ [2] ). Display P3 — это вариант, разработанный Apple Inc. для дисплеев с широкой гаммой.
История
[ редактировать ]Разработка стандарта
[ редактировать ]В 2005 году компания Digital Cinema Initiatives, LLC в Голливуде , Калифорния, выпустила Спецификацию системы цифрового кино версии 1.0 . [3] который определил колориметрию того, что впоследствии стало известно как цветовое пространство DCI-P3.
Согласно разделу 8.3.4 спецификации, синий основной цвет такой же, как Rec. 709 , sRGB и Adobe RGB с доминирующей длиной волны 464,2 нм . Красный основной цвет имеет более глубокий красный цвет, чем sRGB и Adobe RGB, поскольку он излучает более длинную доминирующую длину волны — 614,9 нм. Основной красный цвет также находится дальше от точки белого, то есть он более насыщенный, чем красно-оранжевый в sRGB.
Наиболее существенным отличием является зеленый основной цвет, который намного ближе к спектральному локусу, чем sRGB или Adobe RGB. Зеленая первичная обмотка DCI-P3 имеет преобладающую длину волны 544,2 нм. Зеленый основной цвет Adobe RGB более синеватый с доминирующей длиной волны 534,7 нм. Зеленый основной цвет sRGB более желтоватый при длине волны 549,1 нм.
DCI-P3 покрывает 53,6% [4] ( диаграммы цветности CIE 1931 года см. врезку), которая описывает цветовую гамму человеческого зрения при дневном свете ( фотопическое зрение ), определенную экспериментально в 1920-х годах. В этом исследовании участники визуально сопоставляли смесь красного, зеленого и синего «основного» света с конкретными, чистыми монохроматическими цветными огнями. Это определило спектральный локус, который является внешним краем диаграммы, и максимальную степень цветового зрения человека.
Меньшая, практичная гамма для сравнения — это гамма Pointer , которая состоит из диффузно отражающих цветов поверхности. DCI-P3 охватывает 86,9% гаммы Pointer, [5] в то время как для сравнения Rec. 709/sRGB покрывает только 69,4%.
Хотя DCI-P3 был разработан организацией Digital Cinema Initiatives (DCI), многие соответствующие технические стандарты опубликованы Обществом инженеров кино и телевидения (SMPTE), например SMPTE EG 432-1 и SMPTE RP 431-2 . [6] 10 ноября 2010 г. SMPTE опубликовала SMPTE EG 432-1:2010, который включает вариант цветового пространства с использованием D65 точки белого (около 6503,51 К) вместо точки белого ~ 6300 К DCI-P3. [7] 6 апреля 2011 г. SMPTE опубликовала SMPTE RP 431-2:2011, который определяет среду просмотра эталонов. [8]
Цвета DCI-P3 поддерживаются на CSS 4. уровне [9] в браузерах Safari с 2017 года (версия 10.1) и Google Chrome с марта 2023 года (версия 111). [10]
Технология отображения
[ редактировать ]Первоначально DCI-P3 был доступен с театральными ксеноново-дуговыми проекционными системами. Эта новая технология создала проблемы для кинематографистов, работающих с цифровыми медиа на настольных рабочих станциях, а именно: как точно просматривать цветовое пространство театральной среды просмотра во время процесса производства и постпроизводства.
- В 2008 году [11] HP выпустила первый монитор HP DreamColor [12] [13] который может отображать 97% цветового пространства DCI-P3.
- В 2014 году Eizo представила первый профессиональный монитор 4K с поддержкой цветового пространства P3.
- В 2015 году настольный компьютер Apple iMac стал первым потребительским компьютером со встроенным дисплеем с широким цветовым охватом , поддерживающим цветовое пространство P3. Реализация Apple, известная как Display P3 , использует точку белого D65 и кривую воспроизведения тона sRGB (иногда называемую гаммой ).
- В 2016 году UHD Alliance объявил свои спецификации Ultra HD Premium , которые требуют, чтобы устройства отображали не менее 90% цветового пространства DCI-P3 (по площади, а не по объему). [14] [15]
- Также в 2016 году Apple, Samsung и Microsoft выпустили мобильные и настольные устройства с поддержкой P3. [ нужна ссылка ]
Колориметрия P3
[ редактировать ]Цветовое пространство | ТРК | Белая точка | ЦКТ | Основные цвета | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
х | и | К | Р х | Р й | Г х | Г й | Б х | К | ||
DCI-P3 (Театральный) | в 2.6 | 0.314 | 0.351 | ~6300 | 0.680 | 0.320 | 0.265 | 0.690 | 0.150 | 0.060 |
DCI-P3 «Сим D60» | 0.32168 | 0.33767 | ~6000 | |||||||
Дисплей P3 (D65) | sRGB | 0.3127 | 0.3290 | 6504 | ||||||
P3-D65 (ХДР) | ПК | |||||||||
Canon DCI-P3+ | Пользователь | 0.314 | 0.351 | ~6300 | 0.740 | 0.270 | 0.220 | 0.780 | 0.090 | -0.090 |
DCI P3
[ редактировать ]Созданный в рамках Digital Cinema Initiative, DCI-P3 предназначен для просмотра в полностью затемненном кинотеатре. В проекционной системе используется простая гамма-кривая 2,6, номинальная яркость белого составляет 48 кд/м. 2 (14 футов длины ), а точка белого основана на проекторе с ксеноновой лампой для коррелированной цветовой температуры (CCT) ~6300 К. Неправильно называть ее «D63», поскольку эта точка белого не является Стандартный источник света CIE и не находится в планковском локусе . Вместо этого белая точка немного зеленее. Это стало результатом оптимизации светоотдачи с помощью проекторов с ксеноновыми дуговыми лампами, обычно используемых в кинотеатрах. [7]
DCI-P3 «Сим D60»
[ редактировать ]При обработке контента с использованием дисплея или проектора в цветовом пространстве P3 пользователи имеют возможность использовать выходное преобразование в DCI-P3 D60-sim, которое соответствует номинальной точке белого цветового пространства ACES .
Дисплей P3
[ редактировать ]Apple Inc разработала дисплеи с использованием основных цветов P3 и соответствующего цветового пространства Display P3. [17] [18] Хотя он использует стандартные основные цвета P3 RGB, точка белого имеет значение D65 вместо точки белого DCI ~6300 K. Точка белого D65 является существующим стандартом для обычных устройств sRGB ( Adobe RGB также использует D65). Дисплей P3 использует кривую передачи sRGB, которая примерно соответствует гамме 2,2. [19] Гамма дисплея P3 примерно на 50% больше, чем у sRGB по объему и на 25% по поверхности. [20]
Начиная с iPhone 7 , встроенная камера создает изображения с тегами профиля Display P3 ICC .
P3-D65 для HDR
[ редактировать ]В некоторых продуктах Netflix HDR используется P3-D65 в сочетании с PQ кривой передачи . [21] [22]
DCI-P3+
[ редактировать ]Компания Canon создала цветовое пространство с расширенной гаммой, которое они назвали DCI-P3+, используя ту же точку белого ~6300 К, что и DCI-P3. В остальном P3+ не имеет никакого отношения ни к DCI-P3, ни к Digital Cinema Initiative. В отличие от цветового пространства DCI-P3, которое определяет реальную технологию отображения, цветовое пространство Canon DCI-P3+ использует воображаемые основные цвета, которые невозможно реализовать ни с помощью какой-либо физической технологии отображения. [23]
Критика
[ редактировать ]Поскольку цветовой охват P3 больше, чем у sRGB, дизайны, созданные для P3, но представленные на дисплее sRGB без использования управления цветом, имеют тенденцию выглядеть более тусклыми или менее насыщенными. [24] Apple предлагает создать отдельный набор изображений или цветовых элементов для каждого цветового пространства, sRGB и Display-P3, что усложняет ситуацию.
Проблемы доступности
[ редактировать ]Поскольку основной красный цвет P3 излучает более длинную длину волны (т. е. более глубокий красный цвет), чем sRGB, люди с некоторыми формами дефицита цветового зрения (так называемая дальтонизм) будут видеть цвета, включающие красный цвет, даже более темными, чем в sRGB. Это создает проблему доступности, например, для красного, фиолетового или оранжевого текста на черном фоне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Цветовые пространства» . Техниколор С.А. Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 г. Проверено 1 февраля 2016 г.
- ^ «Мастер распространения инициативы цифрового кино (DCDM), версия 1.0» . www.loc.gov . 11 апреля 2022 г. Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Спецификация системы цифрового кино, версия 1.0 (PDF) . Инициативы цифрового кино, ООО. 2005.
- ^ «Цифровое кино ждет светлое будущее» .
- ^ Jump up to: а б Кид Янсен (19 февраля 2014 г.). «Диапазон указателя» . tftcentral . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Общество инженеров кино и телевидения, 2011, Нью-Йорк: RP 431-2, Качество D-кинотеатра - эталонный проектор и среда для отображения DCDM в обзорных залах и кинотеатрах.
- ^ Jump up to: а б «EG 432-1:2010 – Цифровая обработка источника. Обработка цвета для цифрового кино». Институт инженеров электротехники и электроники . 10 ноября 2010 г. doi : 10.5594/SMPTE.EG432-1.2010 . ISBN 978-1-61482-039-0 .
- ^ «РП 431-2:2011 - Качество D-кинотеатра. Эталонный проектор и окружающая среда». Институт инженеров электротехники и электроники . 06 апреля 2011 г. doi : 10.5594/SMPTE.RP431-2.2011 . ISBN 978-1-61482-243-1 .
- ^ «Цветовая широкая гамма в CSS с Display-P3» . 2 марта 2020 г.
- ^ «Функция CSS color()» . Могу ли я использовать...
- ^ «HP DreamColor LP2480zx» . Студия Ежедневно . 01 июля 2008 г. Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Два дня с HP и DreamWorks» . ЮсТехн . 10 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 г. Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «HP и DreamWorks анонсируют революционную технологию цветного дисплея | Сеть CreativePro» . 16 апреля 2008 г. Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «UHD Alliance определяет качество домашних развлечений премиум-класса» . Деловой провод. 04.01.2016 . Проверено 1 февраля 2016 г.
- ^ Энди Вандервелл (06 января 2016 г.). «Что такое Ultra HD Premium? Объяснение нового стандарта HDR» . Доверенные отзывы . Time Inc. Великобритания . Проверено 19 сентября 2016 г.
- ^ Раджан Джоши; Шан Лю; Гэри Салливан; Герхард Тек; Е-Куй Ван; Цзичжэн Сюй; Ян Е (31 января 2016 г.). «Проект текста кодирования содержимого экрана HEVC 5» . JCT-ВК . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ «Мир цветов с широкой гаммой — iMac Edition» . www.astramael.com . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Документация разработчика Apple» . разработчик.apple.com . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ «displayP3 — CGColorSpace» . Документация разработчика Apple . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Дин Джексон (01 июля 2016 г.). «Улучшение цвета в Интернете» . Вебкит . Проверено 19 сентября 2016 г.
- ^ «Полнолицензионная техническая спецификация Netflix v9.1» . Справочный сайт для партнеров Netflix . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Netflix обсуждает Dolby Vision и HDR10» . Журнал стриминговых медиа . 19 июня 2017 г. Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «ПАБ ДИМ-1102-000» (PDF) . Canon.com . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ «Почему мои экраны Flutter выглядят размытыми?» . энте . Проверено 26 марта 2024 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ В полевых условиях возникла путаница из-за того, что основные цвета с минимальной гаммой эталонного проектора SMPTE были названы основными цветами «DCI P3». DCI определяет минимальную гамму, но не определяет основные цвета рабочего пространства; цветовое пространство DCDM — XYZ, пространство кодирования — X'Y'Z'. См.: Практика использования белой гаммы цифрового кино SMPTE – отчет исследовательской группы.Род Богарт и Рик Сэйр