Фотография во Вьетнаме
Традиция фотографии зародилась в 19 веке во Вьетнаме и с тех пор дала начало современной фотографии и фотожурналистике в 20 веке.
Ранняя история (19 век)
[ редактировать ]
Фототехнологии были привезены во Вьетнам фотографами из Европы и Гонконга, открывшими фотостудии в Ханое , Сайгоне и других городах. [1] Первые фотографии Вьетнама были сделаны Жюлем Итье в Дананге в 1845 году. [2] Первые фотографы использовали фотографию для документирования археологических памятников в регионе, создания портретов колониальных администраторов и вьетнамских королевских особ, а также для съемки повседневной жизни таких городов, как Сайгон.

Ранний коммерческий успех и распространение фотографии можно объяснить признанием потенциала фотографии для распространения информации о Кохинхине , Тонкине и Аннаме колониальными администраторами . Поэтому фотографам часто поручали снимать первые военные экспедиции. Например, Эмиль Гселль (1838–1879) был нанят для фотографирования Ангкор-Вата в Комиссии по исследованию Меконга . Позже Гселль станет первым французом, открывшим коммерческую фотостудию в Сайгоне. [3] Среди других известных владельцев французских фотостудий - Орельен Пестель (1855–1897), чьи фотографии были выставлены на Всемирной выставке 1894 года в Лионе и использовались для объявления об участии Индокитая во Всемирной выставке 1900 года в Париже. [3]
Еще одним фактором, который способствовал распространению фототехнологий во Вьетнаме, была важность семейных портретов, которые будут использоваться как часть конфуцианской практики поклонения предкам. Коммерческие фотостудии обслуживали не только колониальных администраторов, но и мандаринскую элиту. Среди известных владельцев фотостудий — Пун Лунь (繽綸) (1864–1900), китайский фотограф, открывший студии в Сайгоне, Фучжоу и Сингапуре , а также Нгуен Динь Хан (также известный как Хан Ки) (1884–1946), который владел сетью коммерческих студий во Вьетнаме и, как говорят, нанял Хо Ши Мина в свою парижскую студию. [4] [3]
Известные фотографы
[ редактировать ]

Первыми фотографами, работавшими во Вьетнаме, были:
- Октава Бермона де Во [5] (1831–95)
- Жюль-Феликс Аполлинер Ле Бас [6] (1834–75)
- Август Захтлер [7] (?–1874)
- Джон Томсон [8]
- Вильгельм Бургер [9] (1844–1920)
- Эмиль Гселль [10] (1837–1869)
Коммерческие студии:
- Клеман Жилле [11] (эт. 1863–1867)
- Чарльз Парант [12] (эт. 1864 г.)
- Пун Лунь [13] (р. 1867–1872)
- Dang Huy Tru 's Фотомагазин Cam Hieu Duong [14] (эт. 1869–1874 гг.)
- Пан Ки [15] (р. 1870)
- Луи Огюст Гюстав играет [16]
- Ноэми Ари-Жуан [17] (эт. 1877–1881 гг.)
Расцвет фотожурналистики (20 век)
[ редактировать ]
Практика коммерческой салонной фотографии уменьшилась с началом Первой Индокитайской войны (1946–1954) и Второй Индокитайской войны (1955–1975) и была вытеснена практиками репрезентативной фотографии, такими как фотожурналистика , которые служили для документирования исторических событий, а также распространения изображений война для международной аудитории. [18]

Раздел Вьетнама по 17-й параллели после Женевской конференции 1954 года отразил не только противоречивые идеологии внутри вьетнамского республиканизма, но и различия в институциональных структурах информационных агентств. Правительство Северного Вьетнама учредило Вьетнамское агентство новостей (ВНА) в 1945 году, вскоре после провозглашения Хо Ши Мином независимости в Ханое , а также Агентство новостей освобождения (ЛНА) на юге по тропе Хо Ши Мина . Фотографы ВНА и ЛНА были как солдатами, так и военными корреспондентами, прошедшими военную подготовку и технику фотографии и подчинявшимися Народной армии Вьетнама. [18] Аналогичным образом, Республика Южный Вьетнам наняла фотографов в Управление политической войны Армии Республики Вьетнам (ARVN) и местные газеты, штаб-квартира которых находилась в Сайгоне. Однако вьетнамские фотографы в Республике Южный Вьетнам также имели возможность работать внештатно для западных средств массовой информации, таких как Associated Press . [19]
Зарегистрировано 72 случая смерти корреспондентов ВНА и ЛНА Северного Вьетнама и 4 военных корреспондентов Южного Вьетнама, работавших на западные СМИ. [19]
Северный Вьетнам
[ редактировать ]Фотографии, представленные ВНА или ЛНА, были опубликованы в местных газетах, а также в изданиях, имеющих распространение в государствах Восточной Европы, таких как Viet Nam Pictorial. Такие фотографии, сделанные военными корреспондентами Северного Вьетнама, как правило, фокусировались на разнообразных аспектах жизни и опыта людей во время войны, а не на жестоких сценах войны, как это видно на изображениях, созданных военными корреспондентами, работающими на западные информационные агентства. [20] Критики утверждают, что эта разница свидетельствует о снижении важности объективности для фотожурналистов Северного Вьетнама и желании проявить свободу действий при съемке изображений, которые подчеркивают продолжение повседневной жизни гражданского населения. [21] Однако недавняя критика фотографии той эпохи, особенно со стороны Лама Тон Тай (1935–2001), основателя ЛНА, указывает на ограничения правительства Северного Вьетнама, которое запрещало съемку боевых сцен и раненых солдат. Лам также предполагает, что чувство коллективной вьетнамской сентиментальности привело к избеганию съемки изображений насилия и вместо этого к принуждению создавать красивые изображения. [22]
Фотожурналисты были выходцами из самых разных слоев общества. Например, Динь Донг Донь (1920–2013) работал в фотостудии в подростковом возрасте, прежде чем присоединиться к Вьетмину в 1936 году. Позже он стал личным фотографом Хо Ши Мина в 1945 году и основал Вьетнамскую ассоциацию фотохудожников (ВАПА) с Лам Тон Тай в 1965 году. [1] [18] С другой стороны, Ле Минь Чынг (1930–2011) был признан негодным к бою и переведен на работу фотографом ВНА. Среди других известных фотографов - Доан Конг Тинь (р. 1943), который начал заниматься фотографией во время учебы в военной академии, Во Ан Кхань (р. 1936), фотографировавший дельту Меконга, Май Нам (р. 1931), работавший в Ханое Тьен Фонг. (Пионер), Нгуен Хуен, основатель англоязычной ежедневной газеты Việt Nam News, и Чонг Тхань (1945–2000), который возглавлял Viet Nam Pictorial и привнес «восточно-германское и российское влияние во вьетнамскую фотографию». [18]
Влияние Восточной Германии и России на вьетнамскую фотографию можно также увидеть в фототехнике, используемой корреспондентами ВНА и ЛНА. Например, фотографам часто выдавали советский дальномер FED или восточногерманскую Praktica . [18]
Южный Вьетнам
[ редактировать ]Меньше известно об условиях и опыте южновьетнамских военных корреспондентов. Потенциальным объяснением является отсутствие в истории войны повествований о южновьетнамцах, отдающее предпочтение роли фотографов с Севера, отражающих политический нарратив Севера, освобождающего Юг. Другое объяснение заключается в том, что вклад южновьетнамских военных корреспондентов затмевается их евро-американскими коллегами. [1] Известные военные корреспонденты АРВН в основном были признанными салонными фотографами, которые решили использовать свое ремесло для поддержки идеологической позиции РВ. В их число входили Нгуен Нгок Хан (1927–2017), который был подполковником и официальным военным фотографом ARVN, Нгуен Мань Дан (р. 1925), который вместе с Нгуеном Нгок Ханом создал фотокнигу «Вьетнам в огне» и Нгуен Ван Тонг (р. 1925), всемирно известный салонный фотограф, проживавший в Северном Вьетнаме до переезда в Сайгон. [23] [24] Из-за своей связи с правительством Южного Вьетнама Нгуен Нгок Хан, Нгуен Мань Дан и Нгуен Ван Тонг были отправлены в лагеря перевоспитания после 1975 года. [1]
Среди других известных военных корреспондентов - южновьетнамские фотографы, работавшие в западных средствах массовой информации, такие как Хуэн Тхань Мо (1938–1965), который работал в съемочной группе CBS до того, как присоединиться к Associated Press в качестве штатного фотографа, а также его младший брат Хуэн Конг. Ут (известный как Ник Ут ) (р. 1951), который также работал в Associated Press и получил Пулитцеровскую премию в 1973 году. [19]
Примирение прошлого: выставка фотографий фотографов Северного и Южного Вьетнама
[ редактировать ]Новые выставки военных фотографий корреспондентов Северного и Южного Вьетнама предполагают создание пространств для признания и памяти всех фотографов во время войны. [21] Например, «Реквием – Вьетнамская коллекция» на выставке в Музее жертв войны в Хошимине 10 марта 2000 года были представлены изображения военных корреспондентов независимо от национальности, политической ориентации или принадлежности к прессе. [19] Выставка, организованная в сотрудничестве с проектом «Индокитайский реквием», VNA и VAPA в ознаменование двадцать пятой годовщины окончания «антиамериканского сопротивления ради национального спасения», отразила усилия и желания примирить прошлое и потенциально построить отношения сотрудничества. между Вьетнамом и США. [20]
Практики современной и современной фотографии (21 век)
[ редактировать ]До Дой Мой (1975–1986)
[ редактировать ]Вьетнамская ассоциация художественных фотографов (ВАПА), основанная Лам Тон Тай и Динь Данг Доном в 1965 году, организовывала первые выставки художественных фотографий и была основной движущей силой дебатов о том, что характеризует «художественную» и «документальную» вьетнамскую фотографию. [1] Ключевыми качествами художественной фотографии были красота, а также способность уловить суть повседневной жизни, особенно сельской местности, поскольку она является единственной константой в быстро меняющемся ландшафте страны. [1] До экономической либерализации посредством Đổi Mới правительство было главным покровителем фотографии и искусства. В результате VAPA представляет собой ортодоксальную фотографию во Вьетнаме, поскольку ее членами были одни из самых известных фотографов и как ассоциация была основана с миссией использования фотографии для поддержки революции в соответствии с социалистической идеологией. [1]
После Дой Мой (1986 – настоящее время)
[ редактировать ]Осторожная либерализация экономической политики во Вьетнаме привела к диверсификации источников финансирования и большей творческой свободе фотографов. Были также созданы возможности для расширения международной известности посредством выставок и программ стипендий, которые послужили катализатором развития изобразительного искусства и документальной фотографии. [25] [26]
Đổi Mới также способствовал возвращению зарубежных вьетнамских художников ( Việt Kiều ), которые стали заметными фигурами в экосистеме современного искусства. [1]
Художественная фотография
[ редактировать ]Для проведения исследований и распространения информации о вьетнамской фотографии Лам Тон Тай в 1997 году основал Центр фотографических исследований и разработок. Позже в 1998 году центр открыл первый факультет фотографии во Вьетнаме в Колледже искусств и культуры Хошимина, в результате чего распространение факультетов фотографии в других университетах по всей стране. [1]
Хошиминский колледж искусств и культуры соберет выдающихся фотографов того времени для обучения следующего поколения практиков-современников. Например, Буй Суан Хай (р. 1953) и его ученики стали заметными фигурами в современной вьетнамской фотографии. Буй Суан Хей , один из первых южновьетнамских фотографов, отправленных за границу для изучения фотографии в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке VAPA в 1996 году, характеризуется чувством двойственности и дезориентации. Используя Holga, непрофессиональную камеру, известную своим расфокусированным качеством изображений, Буй создал серию «Пейзажи» (1996 – по настоящее время), в которой представлены диптихи уличных сцен Хошимина. В его серии «Манекены» (1999 – по настоящее время) манекены, найденные возле магазинов одежды, используются как метафора перемен, охвативших город и страну. Критики также предположили, что серия «Манекены» отражает творческое разочарование и бессилие художников того времени, которые «наряжались, но не могли быть самими собой». [1]
Среди учеников Буи Нгуен Тхонг Линь (род. 1973), который использует фотографию для создания коллекций изображений, таких как его серия «Мотоциклы» (2006–2007), в которой документируются повседневные дела водителей Се Ома и меняющийся городской пейзаж, а также Буй Хуу Фуок (б. 1976), чья серия «Удостоверения личности» (2003–2004) представляет собой критику способности фотографии передавать подобие объекта. [1]
Документальная фотография
[ редактировать ]Фотографы-документалисты испытывают потенциал самоцензуры, особенно те, чьи работы могут раскрыть изнанку вьетнамского общества. Тем не менее, практика документальной фотографии продолжает процветать в современном Вьетнаме. [1]
Среди известных фотографов - Доан Док Минь (р. 1957), который снимает портреты жертв « Агента Оранж» в своей серии «Страдания и улыбки » (2000–2005), чтобы продемонстрировать желание жертв бороться за свою жизнь и противопоставить изображениям иностранных фотографов, которые их изображают. как печально, Нгуен Хоай Линь (род. 1967), чья серия «Дельта Красной реки» (1995–2005) представляет собой исследование региона, из которого была перемещена его семья, Майка Элан (урожденная Нгуен Тхань Хай) (род. 1986), которая изображает жизни гомосексуальных пар в «Розовом выборе» (2011–2012) и Лам Хиеу Туан (р. 1973), который был студентом Буи и документировал изменения в архитектурном ландшафте Хошимина со времен «Ди Муи в квартирах» (2005 – 2006). [1]
Художники Вьет Киеу
[ редактировать ]Помимо переосмысления жанров фотографии, практики современного искусства, особенно художники Вьет Киу, использовали найденные изображения в качестве средства. Пожалуй, самая известная практика принадлежит Динь К. Ле (род. 1968), который вернулся во Вьетнам в 1996 году из Калифорнии . Его работы, такие как «От Вьетнама до Голливуда» (2003–2005), объединяют документальные фотографии времен Второй войны в Индокитае в трехмерные гобелены. Динь вместе с другими художниками Вьет Киу , такими как Тиффани Чунг , Туан Эндрю Нгуен и Пхунам, основал Sàn Art в 2007 году. Будучи некоммерческой библиотекой современного искусства и выставочным пространством в городе Хошимин, Sàn Art стремится создать возможности для обсуждения вопросов искусства. создание практик и стало важной частью вьетнамской экосистемы искусств. [27] Другой известный фотограф Việt Kiều - Ричард Стрейтматтер-Тран (р. 1972), чьи работы критикуют использование агента Orange американскими войсками. В фильме « Самый громкий звук » (2005) представлены диптихи вьетнамцев в их обычной одежде, а затем в оранжевых костюмах, похожих на костюмы, которые носят заключенные в тюрьме Абу-Грейб . [25]
Между Вьет Киу и местными художниками существуют разногласия, которые раскритиковали свое возвращение во Вьетнам как самомотивацию в поисках дополнительных справочных материалов для работы. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Чжуан, Вубин (2016). «Вьетнам» в фотографии Юго-Восточной Азии: обзор . Сингапур: Издательство Национального университета Сингапура. стр. 271–313. ISBN 978-981-4722-12-4 .
- ^ Беннетт (2020) , с. 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нгуен, Дюк Хиеп; Таката, Эллен (2014). «Фотография во Вьетнаме с конца девятнадцатого века до начала двадцатого». Трансазиатский обзор фотографии . 4 (2): 1–35. hdl : 2027/spo.7977573.0004.204 .
- ^ «Пун Лунь» . Исторические фотографии Китая . Бристольский университет . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Беннетт (2020) , стр. 24–25.
- ^ Беннетт (2020) , с. 28.
- ^ Беннетт (2020) , с. 32.
- ^ Беннетт (2020) , с. 38.
- ^ Беннетт (2020) , с. 41.
- ^ Беннетт (2020) , с. 60.
- ^ Беннетт (2020) , стр. 46–49.
- ^ Беннетт (2020) , стр. 49–50.
- ^ Беннетт (2020) , стр. 50–52.
- ^ Беннетт (2020) , с. 54.
- ^ Беннетт (2020) , стр. 54–55.
- ^ Беннетт (2020) , с. 56.
- ^ Беннетт (2020) , стр. 56–57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пейдж, Тим; Нивен, Дуг; Райли, Крис (2002). Другой Вьетнам: фотографии войны с другой стороны . Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic. ISBN 978-0792264651 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фаас, Хорст; Пейдж, Тим (1997). Реквием: по фотографам, погибшим во Вьетнаме и Индокитае (1-е изд.). Лондон: Рэндом Хаус. ISBN 978-0679456575 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Швенкель, Кристина (2009). Американская война в современном Вьетнаме: транснациональная память и репрезентация . Индиана: Издательство Индийского университета. ISBN 978-0-253-22076-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Швенкель, Кристина (зима 2008 г.). «Демонстрация войны, примирение прошлого: фотографическое изображение и транснациональное поминовение в современном Вьетнаме». Журнал вьетнамских исследований . 3 (1): 36–77. дои : 10.1525/vs.2008.3.1.36 .
- ^ Хиен, Нина (весна 2013 г.). «Хорошее, плохое и некрасивое: на улице и на земле во Вьетнаме». Местная культура/Глобальная фотография . 3 (2). hdl : 2027/spo.7977573.0003.202 .
- ^ Санчес, Татьяна (16 апреля 2017 г.). «Сан-Хосе: умирает Нгуен Нгок Хан, легендарный фотограф войны во Вьетнаме» . Новости Меркурия. Группа новостей района залива . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Нгуен, Мань Дан; Нгуен, Нгок Хан (1969). Вьетнам в огне (1-е изд.). Республика Вьетнам: Главное управление политической войны.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мелис, Вим (2013). Другая Азия: Фотографии Южной и Юго-Восточной Азии . Амстердам, Нидерланды: Stichting Aurora Borealis.
- ^ ДиКвинцио, Апсара (2012). Шесть линий полета: меняющаяся география в современном искусстве . Сан-Франциско, Калифорния: Музей современного искусства Сан-Франциско. ISBN 978-0520274310 .
- ^ Рот, Мойра (2001). «Упрямая история: Динь К. Ле, война во Вьетнаме, фотография и память». Художественный журнал . 60 (2): 39–53. дои : 10.2307/778063 . JSTOR 778063 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Беннетт, Терри (2020). Ранняя фотография во Вьетнаме . ISBN 978-19129-6-104-7 .