протравка

Мордансаж — это альтернативный фотографический процесс, который изменяет серебряно-желатиновые отпечатки, придавая им ухудшенный эффект. Раствор для протравки действует двумя способами: он химически отбеливает отпечаток, чтобы его можно было проявить, и удаляет черные участки эмульсии с бумаги, создавая вид вуали. После того, как эмульсия снята, ее можно удалить или манипулировать ею в зависимости от желаемого результата. Области, где была удалена эмульсия, выглядят рельефными. Эти отпечатки могут окислиться во время создания, что еще больше изменит тональность изображения.
История
[ редактировать ]Альтернатива фотография |
---|
![]() |
Мордансаж был создан Жан-Пьером Судром в 1960-х годах. [ 1 ] Хотя ему приписывают создание Мордансажа, он основан на процессе конца 19-го века, известном как травление-отбеливание. Этот процесс также называют отбеливающим травлением, желатиновым рельефом или обратным рельефом. [ 2 ] Впервые технология травления была описана Полем Лизегангом в 1897 году. [ 3 ] и первоначально использовался в качестве процесса переворачивания негативов . [ 2 ] Через год человек по имени Андресен предложил использовать в процессе перекись водорода и соляную кислоту вместо персульфата аммония . [ 4 ] используется лимонная кислота . Более поздние упоминания о процессе травления-отбеливания показывают, что химический состав очень близок к составу протравки, с той лишь разницей, что вместо ледяной уксусной кислоты [ 5 ] Судре усовершенствовал эту технику и назвал ее «морданаж». С тех пор его метод был перенят некоторыми из его учеников и оттуда распространился. [ 6 ] : 314 Американская студентка Судре, Элизабет Опаленик, создала то, что сейчас известно как «эффект драпировки» в процессе Мордансажа. [ 7 ]
Химия
[ редактировать ]Решение для мордансажа состоит из следующих материалов. [ 6 ] : 316 [ 8 ]
- 10 г хлорида меди(II)
- 50 мл ледяной уксусной кислоты
- 25 мл 30%-35% перекиси водорода
- дистиллированная вода — 1 литр
Процесс
[ редактировать ]
Процесс протравки можно использовать для обработки бумаги как на волокнистой основе , так и на бумаге с полимерным покрытием . После изготовления серебряно-желатинового отпечатка фотографию помещают в раствор морданса и оставляют там до тех пор, пока изображение не обесцветится. Перекись водорода в растворе размягчает желатин в эмульсии. Затем химикаты смываются с отпечатка. Некоторые люди предпочитают удалять части эмульсии, которые начали распадаться во время стирки; эти области будут самыми темными частями отпечатка.
После очистки отпечаток восстанавливается. Можно использовать различные свежие или отработанные проявители в различных разведениях, а также некоторые тонеры. [ 2 ] [ 9 ] Различные проявители и разведения приведут к разным тонам бумаги. [ 10 ] Области, где эмульсия разложилась, могут восстанавливаться неравномерно. Удаление эмульсии может вызвать обратный эффект при повторной проявке. После повторного проявления изображения оно снова смывается. отпечаток можно закрепить в фиксаторе На этом этапе . Пренебрежение фиксацией изображения может привести к окислению отпечатка, однако эти цветовые сдвиги могут оказаться желательным эффектом.
После закрепления производится окончательная промывка отпечатка. Любые образовавшиеся вуали хрупкие, поэтому отпечаток трудно стирать, не отрывая их от бумаги. Из-за этой трудности отпечатки морданки часто остаются пропитанными химикатами. Химическое насыщение бумаги может привести к тому, что эти отпечатки загрязнят рабочие места и другие фотографии.
Хотя процесс часто следует этому прогрессу, его можно изменить. Проявку отпечатка можно остановить в любой момент процесса с помощью стоп-ванны . [ 6 ] : 317 Альтернативно, иногда отпечатки отбеливают и перерисовывают несколько раз, пока художник не будет доволен результатом. [ 9 ]
Сохранение
[ редактировать ]Фотографии, которые не были должным образом зафиксированы и выстираны, могут со временем изменить цвет из-за окисления и миграции кислоты. Как и любая фотографическая печать, морданажная печать портится под воздействием света, влажности и высоких температур. [ 11 ] : 82–83, 101 Раствор для протравки кислый, поэтому отпечатки могут загрязнять другие материалы. Фотографии можно перекладывать на бумагу с щелочным буфером или заворачивать в полиэтилен, чтобы предотвратить миграцию кислоты. [ 11 ] : 56, 249–250
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брайерли, Дин (июнь 2008 г.). «Мордансаж». Черно-белый журнал . № 59. Новато, Калифорния: Ross Periodicals. п. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с Андерсон, Кристина З. (2006). Рабочая тетрадь по экспериментальной фотографии . Бозман: Кристина З. Андерсон. стр. 147–150.
- ^ Лизеганг, Пол (1898). Коллодионный процесс с солями йода и брома . Лейпциг.
- ^ Фридман, Джозеф С. (1945). История цветной фотографии . Нью-Йорк: Focal Press. п. 478.
- ^ Штребель, Лесли Д.; Ричард Д. Закиа (1993). «Травка-отбеливатель». Фокальная энциклопедия фотографии . Бостон: Focal Press. п. 282 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, Кристофер (2002). Книга альтернативных фотографических процессов . Нью-Йорк: Дельмар. ISBN 0-7668-2077-7 .
- ^ «В фокусе: Элизабет Опаленик» . недоэкспонированный . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Фудала, Кэролайн; Джонс, Ребекка М. (2019). «Химия мордансажа, исторический фотографический процесс». Аналитическая химия . 91 (22): 14482–14488. дои : 10.1021/acs.analchem.9b03205 . ПМИД 31621294 . S2CID 204756972 .
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли, Джонатан. «История Мордансажа и примечания к процессу» . Джонатан Бейли: Сочинения . Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ Эшбо, Марк Л. «Процесс Мордансажа» . Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ритценталер, Мэри Линн (2010). Сохранение архивов и рукописей . Чикаго: Общество американских архивистов.