Jump to content

Цианотипия

Цианотип водорослей, сделанный ботаником XIX века Анной Аткинс.
Сэр Джон Гершель (1842 г.) Экспериментальная цианотипия неопознанной гравюры женщины с арфой, Музей истории науки.
Архитектурный чертеж , Канада, 1936 год.
Открытка с цианотипией, Расин, Висконсин, ок. 1910 год

Цианотипия . (от древнегреческого : κυάνεος , kyáneos « темно-синий » и τύπος , týpos « знак, отпечаток, тип » ) — это медленно реагирующий, экономичный состав для фотопечати, чувствительный к ограниченному спектру ближнего ультрафиолета и синего света , диапазон 300 от нм до 400 нм, известное как излучение UVA. [1] Он производит монохромную печать синего цвета на различных подставках, часто используемых в искусстве и для репрографии в виде чертежей . Для любых целей в этом процессе обычно используются два химиката: цитрат железа-аммония или оксалат железа-аммония и феррицианид калия , а для проявления и фиксации используется только вода. Объявленный в 1842 году, он используется до сих пор.

Цианотип был обнаружен. [2] и названный так сэром Джоном Гершелем, который в 1842 году опубликовал свое исследование света на соединениях железа. [3] ожидая, что фотохимические реакции обнаружат в форме, видимой человеческому глазу, крайнюю инфракрасную часть электромагнитного спектра, обнаруженную его отцом Уильямом Гершелем, и ультрафиолетовые или « актинические » лучи, открытые в 1801 году Иоганном Риттером . Хотя Иоганн Вольфганг Дёберейнер в 1831 году опубликовал на немецком языке статью о светочувствительности оксалата железа . [4] [5] о чем Гершель узнал во время своего визита в Гамбург , он слишком слабо тонирован, чтобы сформировать удовлетворительное изображение, и для получения постоянного отпечатка потребуется вторая реакция. [6]

Альфред Сми в 1840 году с помощью электрохимии выделил чистую форму феррицианида калия. [7] который он отправил Гершелю, чье нововведение заключалось в использовании цитрата или тартрата аммония железа (III) , который тогда был коммерчески доступен в качестве тоника железа и также представлен ему Сми для фотографических целей. Он смешал цитрат железа и аммония в 20% водном растворе с 16% феррицианида калия, чтобы получить сенсибилизатор для покрытия обычной бумаги. Под воздействием солнечного света соль железа восстанавливается, а затем соединяется с феррицианидом с образованием ферроцианида железа; Прусский синий (также известный как синий Тернбулла или берлинский синий в Германии). [8] Усиление и фиксация достигаются простым промыванием отпечатка в воде, в которой легко растворяются неэкспонированный сенсибилизатор и продукты реакции.

Анна Аткинс , подруга семьи Гершель, в 1843–1861 годах при содействии Анны Диксон напечатала вручную несколько альбомов с ботаническими и текстильными образцами, особенно «Фотографии британских водорослей: цианотипические впечатления». [9] фактически первые в мире книги с фотографическими иллюстрациями. [10] После антарктической экспедиции Росса (1839–1843) Джон Дэвис, художник и натуралист, участвовавший в экспедиции, в 1848 году изготовил или заказал несколько цианотипов из морских водорослей, собранных во время путешествия. [11] Также в «Антиподах» Герберт Добби в подражание Аткинсу в 1880 году выпустил книгу « Новозеландские папоротники: 148 разновидностей, но с двусторонними страницами цианотипных отпечатков». [12]

Джон Мерсер в 1850-х годах использовал процесс печати фотографий на хлопчатобумажных тканях и обнаружил способы тонирования цианотипии фиолетовым, зеленым, коричневым, красным или черным. [8]

Как и все свои фотографические изобретения, Гершель не запатентовал свой процесс цианотипирования. Химик Джордж Томас Фишер-младший быстро распространил информацию о новом носителе по всему миру в своем популярном пятидесятистраничном руководстве 1843 года « Фотогеничные манипуляции», содержащем простые инструкции по теории и практике искусства фотографии: калотипия, цианотипия, ферротипия, хризотипия, антотипия, дагерротипия. и термография, [13] который в следующем году был переведен на немецкий и голландский языки. Этот материал был немедленно подхвачен и усовершенствован известными фотографами того времени, в том числе Уильямом Генри Фоксом Талботом. [14] и Генри Босс . Последний, создавая прекрасные презентационные альбомы с мостами и конструкционной сталью, предусмотрел соответствующий эффект в цвете: интенсивный синий цвет его изысканных цианотипов с больших стеклянных пластин был напечатан на тонкой французской бумаге размером 37 см х 43,6 см с водяными знаками «Johannot et Cie. Annonay», алоэ . Переплет из атласа и кожи [15] [16] [17]

Коммерческое использование началось только в 1872 году, через год после смерти Гершеля. Марион и компания Парижа первыми выпустили на рынок цианотипию под фирменным названием «Ферро-пруссия» для репрографии планов и технических чертежей, а также получили преимущество благодаря своей низкой стоимости и простоте обработки, для которой требовалась только вода. В этом применении и при производстве чертежной бумаги он оставался доминирующим процессом репрографии до 1940-х годов. [8] Во время 217-дневной осады города Мафекинг ( Мафикенг ) в Южной Африке во время Второй англо-бурской войны с октября 1899 года этот процесс использовался для печати марок и банкнот. [1]

С другой стороны, простая технология цианотипии оставалась доступной в непромышленной сфере и внесла свой вклад в народное искусство ; Франсуа Брюне отмечает цианотипии на тканях, которые использовали американские мастера по изготовлению лоскутных одеял после 1880 года: [18] а Джеффри Бэтчен цитирует тридцать или более ранних семейных фотографий, отпечатанных на цианотипе на ткани, зашитых в наволочки или одеяла, из коллекции Eastman House. [8] Сандра Сайдер увековечивает эту традицию в своем собственном изготовлении лоскутных одеял и выступает за увеличение музейных приобретений художественных лоскутных одеял. [19]

Цианотипия создавала негативы, меняя местами темные и светлые участки изображения или объекта, экспонированного на нем, но Гершель также придумал версию, хотя и более сложную, для создания позитивов, которые, как он надеялся, помогут в его амбициях по созданию изображений с полностью естественными цветами. гуммиарабика, железа и цианофера . Его трудности были преодолены Анри Пелле в 1877 году с помощью метода прямого позитивного фотографического отслеживания [6] [20] который он коммерциализировал. [21]

Формула и метод Гершеля

[ редактировать ]

В типичной процедуре смешивают равные объемы 8,1% (мас./об.) раствора феррицианида калия и 20% раствора цитрата железа и аммония. Общую контрастность раствора сенсибилизатора можно повысить добавлением примерно 6 капель 1%-ного ( мас./об. ) раствора дихромата калия на каждые 2 мл раствора сенсибилизатора. [ нужна ссылка ]

Затем этот слегка светочувствительный раствор наносят на восприимчивую поверхность (например, бумагу или ткань) и оставляют высыхать в темном месте. Цианотипы можно печатать на любой подложке, способной впитывать раствор железа. Хотя акварельная бумага является предпочтительным материалом, хлопок, шерсть и даже желатиновая проклейка на непористых поверхностях использовались . Следует проявлять осторожность и избегать использования бумаги с щелочным буфером, которая со временем ухудшает качество изображения.

Изображение можно получить, подвергая сенсибилизированную бумагу воздействию источника ультрафиолетового света (например, солнечного света) в виде контактной печати . Сочетание УФ-света и цитрата восстанавливает железо(III) до железа(II). Далее следует сложная реакция железа(II) с феррицианидом. В результате получается нерастворимый синий пигмент (ферроцианид железа), известный как берлинская лазурь . [22] Время экспозиции варьируется в широких пределах: от нескольких секунд при сильном прямом солнечном свете до 10–20 минут в пасмурный день.

После экспонирования бумагу проявляют промывкой в ​​холодной проточной воде: водорастворимые соли железа(III) смываются. Детали, подвергшиеся воздействию ультрафиолета, становятся синими, так как в бумаге остается нерастворимый в воде пигмент берлинской лазури. Именно это придает отпечатку типичный синий цвет. [22] Синий цвет темнеет при высыхании.

Улучшенная формула

[ редактировать ]

Ингредиенты практически не изменились с момента его создания в 1840 году. [23] В 1994 году Майк Уэр усовершенствовал формулу Гершеля, добавив в нее оксалат аммония-железа(III), также известный как оксалат железа-аммония , чтобы заменить нестабильный и ненадежный цитрат железа-аммония и железа. [24] Его преимущества заключаются в том, что он представляет собой удобный однокомпонентный раствор с хорошим сроком хранения, который не способствует росту плесени. Раствор хорошо впитывается волокнами бумаги, поэтому он не скапливается на поверхности и не приводит к образованию «липкости», которая может прилипать к негативам. Бумага лучше сохраняет пигмент, при этом на этапе стирки теряется небольшая часть изображения берлинской лазури, а экспозиция короче (примерно в 4-8 раз), чем при традиционном процессе. Раствор цианотипа, даже если его излишки смыть водой, остается в некоторой степени светочувствительным. Отпечаток, который хранился или демонстрировался при ярком свете, со временем выцветает, поскольку свет вызывает химическую реакцию, которая меняет берлинскую лазурь цианотипа на белый. Однако этот процесс можно обратить вспять, храня цианотипы в темноте. Это вернет им первоначальную яркость. [25]

Различные уровни состава цитрата железа-аммония (или оксалата) и феррицианида калия приведут к различным эффектам в конечных цианотипах. Смеси половины цитрата железа-аммония и половины феррицианида калия дают средний, равномерный оттенок синего, который чаще всего наблюдается при цианотипии. Смесь одной трети цитрата железа-аммония и двух третей феррицианида калия даст более темный синий цвет и более контрастный конечный отпечаток. [26]

Недостатками формулы Уэра являются более высокая стоимость, более сложное приготовление и уровень токсичности. [27]

Ветка паприки (Чили) с обнаженными листьями, цианотипия в виде фотограммы.
Ветка паприки (Чили) с листьями, цианотипия в виде фотограммы, обнаженная.

Самый простой вид цианотипической печати — это фотограмма , получаемая путем расположения объектов на сенсибилизированной бумаге. Свежие или прессованные растения — типичный объект, но любой непрозрачный или полупрозрачный объект создаст изображение. Лист стекла будет прижимать плоские предметы к плотному контакту с бумагой, в результате чего изображение будет четким. В противном случае трехмерные или не совсем плоские объекты будут создавать более или менее размытое изображение в зависимости от угла падения и ширины источника света.

Разновидностью фотограмм являются хемиграммы . Раствор цианотипа наносится, разливается или распыляется неравномерно. Вариант живописи действия возникает в результате многократного мытья и нанесения, размещения предметов сверху.

Более сложные отпечатки можно сделать из произведений искусства или фотографий на прозрачном или полупрозрачном носителе. Процесс цианотипии меняет местами светлое и темное, поэтому негативный для печати позитивного изображения требуется оригинал. Фотонегативы большого формата или прозрачные цифровые негативы позволяют создавать изображения с полным тональным диапазоном, а литографическую пленку для создания высококонтрастных изображений можно использовать .

Цианотипия может быть нанесена комбинированной печатью с использованием гумиля. [28] или с изображением бихромата камеди , в котором для полноцветного изображения на основе цветоделения он может образовывать синий слой; или его можно комбинировать с нарисованным вручную слоем. [29]

Тонирование

[ редактировать ]
Цианотипия, тонированная танином, чаем и кофе, левая сторона: перед тонированием отбелена стиральной содой, изображение цветка сделано с помощью Image Creator

В цианотипии обычно желаемый цвет — синий. Однако можно достичь множества альтернативных эффектов. Они делятся на три категории: уменьшающие, усиливающие и тонизирующие. [30] Обычно отпечатки перед тонированием отбеливают, но можно добиться различных эффектов, тонируя отпечатки без отбеливания. [31]

  • Процессы отбеливания — это способы уменьшения интенсивности синего цвета. Для этого можно использовать карбонат натрия , аммиак, буру, фотопроявитель «Дектол» и другие химические вещества. Бытовой отбеливатель также эффективен, но имеет свойство разрушать бумажную основу. Сколько и как долго отбеливать, зависит от содержания изображения, толщины эмульсии и типа тонирования. При использовании отбеливателя важно контролировать процесс отбеливания, промывая его чистой водой, как только будет достигнут желаемый эффект, чтобы предотвратить потерю деталей в светлых участках. [32]
  • Усиление процессов усилит эффект синего цвета. В качестве химических веществ используются перекись водорода или слабокислые вещества: лимонная кислота, лимонный сок, уксус или уксусная кислота и т. д. [30] Их также можно использовать для ускорения процесса окисления, в результате которого образуется синий пигмент.
  • Процессы тонирования используются для изменения цвета оксида железа на отпечатке. [30] Изменение цвета зависит от используемого реагента. Можно использовать различные агенты, в том числе различные виды чая, кофе, вина, мочи, дубильную кислоту или пирогалловую кислоту, в результате чего тона варьируются от коричневого до черного. [33] Большинство процессов тонирования в некоторой степени окрашивают белые части отпечатка.

Длительная консервация

[ редактировать ]

Цианотипия, одна из самых надежных технологий печати викторианской эпохи, сама по себе довольно стабильна, но, в отличие от большинства исторических и современных процессов, отпечатки плохо реагируют на основные условия окружающей среды. [34] В результате не рекомендуется хранить или представлять отпечаток на музейной доске с химическим буфером , поскольку это приводит к выцветанию изображения. Еще одной необычной характеристикой цианотипии является ее регенеративное поведение: отпечатки, выцветшие из-за длительного воздействия света, часто можно значительно восстановить их первоначальный тон, просто временно храня их в темном месте. [35] [36]

Цианотипия на ткани остается стойкой, но ее необходимо стирать вручную с использованием бесфосфатного мыла. [37] чтобы не превратить синий в желтый.

Цианотипия в художественной практике

[ редактировать ]

Художественный потенциал

[ редактировать ]

Успех цианотипии как формы художественного выражения заключается в ее способности манипулировать или искажать. [38] Он производит отличительные эффекты и универсален, [27] возможность печати на самых разных поверхностях, [24] включая бумагу, дерево, ткань, [39] стекло, оргстекло , кость, скорлупа и яичная скорлупа, гипс и керамика , [26] [40] и в любом масштабе; на сегодняшний день 2017 г. наибольшая составляет 276,64 м. 2 (2977,72 футов 2 ), созданный Стефаносом Цакирисом в Салониках, Греция, 18 сентября 2017 года. [41] Робин Хилл в 2001 году выставил Sweet Everyday , цианотипию длиной 30,5 м (100 футов), обертывающую галерею Леннона, Weinberg, Inc. в Сохо и вызывающую волнистые мазки, помещая обычные пакеты для покупок на светочувствительную бумагу, подвергаемую воздействию света. [42] Увеличение фотографических негативов или позитивов непосредственно на эмульсию невозможно из-за низкой чувствительности эмульсии (кроме солнечного фотоувеличителя ), поэтому требуется контактная печать с соотношением 1:1. Низкая чувствительность позволяет контролировать прогресс в печатной рамке во время экспонирования. Следовательно, а также благодаря длительной выдержке, он подходит для большинства негативов, как с высокой, так и с низкой контрастностью. Как узнаваемую технологию XIX века, такие художники, как Джон Дагдейл, используют ее, чтобы вызвать или критиковать викторианскую эстетику и социальные конструкции. [25]

Художник не ограничивается воспроизведением существующих фотонегативов. Отпечатки могут быть сделаны из трехмерных объектов, используя возможность размещения объектов поверх светочувствительного материала. После воздействия света окончательный отпечаток представляет собой контур предмета. [26] с внутренними деталями, через которые они пропускают свет, в зависимости от их относительной прозрачности и экспозиции; Ботанические цианотипы Анны Аткин четко фиксируют более прозрачные сегменты лепестка или листа. [43] Оригинал объекта, использованного для создания цианотипической фотограммы, включая, например, человеческую фигуру, воспроизводится в натуральную величину. Роберта Раушенберга и Сьюзен Вейл Совместные цианотипы , в том числе «Без названия» (Двойной Раушенберг) , ок. 1950 год [44] были сделаны обоими художниками лежа, держась за руки, на большом листе светочувствительной бумаги (обработанной химикатами цианотипии). Получившиеся отпечатки их тел в различных позах в настоящее время являются частью постоянной коллекции Музея современного искусства . [38] Во Франции с конца 1970-х годов Нэнси Уилсон-Пажич делала цианотипические фотограммы всего, от разбитого лобового стекла до себя («Падающие ангелы»), а затем и нескольких длинных серий музейных коллекций и мантий высокой моды Кристиана Лакруа и других дизайнеров. . Результаты были показаны по всему миру и находятся в крупных учреждениях и государственных коллекциях.

Синий оттенок естественным образом символически ассоциируется с морем или небом. [45] Как отмечает немецкий фотограф Томас Келлнер в своих кубистских портретах фарфоровых кукол 1997 года с множеством отверстий; «Мне особенно нравится синий цвет в этой серии, поскольку синий имеет другую глубину фона, чем черный принт. Синий по-прежнему бесконечен, тогда как черный обычно имеет характер окончания». [46] Отрицательная форма может дезориентировать или сюрреалистична; [26] в то время как белый цвет часто используется для обрамления или выделения центрального объекта во многих художественных средствах, в цианотипии может быть наоборот, требуя от художника адаптировать свои идеи к эффекту. [25]

Не менее важен и выразительный потенциал нанесения эмульсии кистью, ракелем, валиком или тканью или методом штамповки для достижения каллиграфического эффекта. [26]

Процесс цианотипирования довольно гибок, и его можно масштабировать до невероятных размеров. Например, в 2017 году Стефанос Цакирис создал цианотипию площадью 276,64 квадратных метра в Салониках, Греция . Этот отпечаток, являющийся мировым рекордсменом по размеру крупнейшего цианотипного отпечатка, был создан для того, чтобы помочь людям научить людей цианотипной фотографии и повысить осведомленность об окружающей среде. [47]

Художники

[ редактировать ]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]
Автопортрет Линли Самборна, моделирующего (10 января 1895 г.) для мультфильма Punch «Вполне по-английски, вы знаете!»

Британия

[ редактировать ]

Анна Аткинс, которая также была опытным акварелистом , в своих цианотипических ботанических образцах считается первой, кто создал искусство с использованием этого материала. [48] в котором морские растения кажутся подвешенными в синеве океана, [49] и хотя сотни ее изображений удовлетворяют научное любопытство, их эстетическое качество с тех пор служит источником вдохновения для художников-цианотипистов. [43] [50]

Цианотипическая фотография была популярна в викторианской Англии , но стала менее популярной по мере совершенствования фотографии. [51] К середине 1800-х годов немногие фотографы продолжали использовать его доступные качества, и на Великой выставке 1851 года, несмотря на обширную демонстрацию фотографических технологий, был представлен только один пример процесса цианотипии. [1] [52] Питер Генри Эмерсон проиллюстрировал мнение британцев о том, что цианотипы недостойны покупки или выставки, своим утверждением: «Никто, кроме вандала, не напечатает пейзаж красным или цианотипией». [53]

Следовательно, процесс перешел к проверке домашних негативов фотографами-любителями и открыткам , хотя другой британский ученый, член Королевского астрономического общества [54] Вашингтон Тисдейл , [55] за свою жизнь прочитал сотни лекций и был одним из первых, кто иллюстрировал их слайдами-фонарями , а до 1890 года для записи своих экспериментов и образцов использовал цианотипию, коллекция которой хранится в Музее истории науки. , Оксфорд . [56]

Эдвин Линли Самборн использовал цианотипы в качестве архива эталонных изображений для своих мультфильмов «Панч» . [57]

Кураторы и практики во Франции поддержали этот процесс. Карикатуристу, иллюстратору, писателю и фотографу-портретисту Берталлу (урожденному Шарлю Альберту, виконту д'Арну, графу Лимож-Сен-Санс) в качестве партнера Ипполита Баярда в 1860-х годах было поручено сделать цианотипические портреты со стеклянных негативов для Общества этнографии. за публикацию Collection anthropologique . [58] Несмотря на художественное исполнение, они также удовлетворяют научные интересы группы, поскольку каждый объект фотографируется обнаженным спереди, сзади и в профиль не в поле, а в своей студии. В проекте также используется легкость создания повторов цианотипов для публикации. [59] Цианотипы Анри Лесека , которые он сделал после того, как после 1856 года отказался от фотографии, чтобы продолжить живопись и коллекционирование произведений искусства, представляли собой репринты его знаменитых работ, сделанные около 1870 года, поскольку он боялся возможной утраты из-за выцветания. Он указал даты перепечаток оригинальных негативов, некоторые из которых до сих пор находятся в хорошем состоянии. [1] Они широко представлены во французских коллекциях. [8] С начала 1850-х по 1870-е годы Коро и связанные с ним художники, работавшие в городе Барбизон и его окрестностях, приняли рисованное клише-верр , и хотя большинство из них было напечатано на соленой или альбуминизированной бумаге, некоторые использовали цианотипию. [60]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В США эта среда сохранилась и в 20 веке. Эдвард Мейбридж сделал контактные цианотипические отпечатки последовательностей движений своих животных. [61] и этнографические цианотипы коренных жителей Северной Америки Эдварда Кертиса хранятся в доме Джорджа Истмана .

Пикториализм

[ редактировать ]
Эдвард Стейхен (1904) Полуночное озеро Джордж или Дорога в долину – восход луны .
Берта Эвелин Жак, Без названия, ок. 1900 г., цианотип, NGA 136408

Пикториалисты по всей Европе и другим западным странам, стремясь добиться признания фотографии как вида искусства, делали упор на ручное ремесло в печати, имитацию живописи и рисунка и опирались на символистские сюжеты и темы. Многие из практиков были уважаемыми любителями, чья работа была вознаграждена в системе международных «салонов», управляемых такими организациями, как Клуб камер Нью-Йорка , а конкуренция способствовала повышению уровня технических экспериментов со всеми современными процессами, такими как как калотипия , цианотипия, печать на резине , платиновая печать , бромойль и автохром . [62]

Кларенса Уайта Безупречные бытовые и пленэрные картины своей смелой композицией обязаны современникам живописцам Томасу Уилмеру Дьюингу , Уильяму Мерритту Чейзу и Джону Уайт-Александру . Его трудоемкий процесс включал в себя обработку негативов, затем проведение тестов на цианотипию, игру с размерами, пропорциями и другими переменными, а затем создание отпечатка на платине, который он затем тщательно и выразительно ретушировал. Альфред Стейглиц на портрете Уайта (1907), хранящемся в Художественном музее Принстонского университета, выглядит яростно критически настроенным по отношению к сохранившейся там цианотипии. [63]

На рубеже веков художник-фотограф Эдвард Стейхен , тогда связанный с Альфредом Стейглицем, который пропагандировал фото-сецессион и пикториализм посредством своей операторской работы (1903–1917), создал репродукции Полуночного озера Джордж, которые сейчас хранятся в коллекции Альфреда Стиглица: фотографии. в Чикагском институте искусств, где в 2007 году научная экспертиза гравюр и его записей пришла к выводу, что цианотипия была включена в их преобладающий бихромат камеди по сравнению с производством платины. [64] В первом выпуске Camera Work Стейхен провокационно утверждал , что «каждая фотография является подделкой от начала до конца, а чисто безличная, необработанная фотография практически невозможна». [64]

Фото-сепаратист франко-американского происхождения Пол Берти-Хэвилленд , связанный браком с компанией Lalique, демонстрирует японизм в своих угрюмых цианотипных портретах и ​​обнаженных телах, сделанных между 1898–1920 годами. [65] Другой американский фотохудожник Фред Холланд Дэй в 1911 году сделал цианотипии молодых людей, обнаженных или в матросских костюмах, которые хранятся в Библиотеке Конгресса. [66] и французский художник Шарль-Франсуа Жандель напечатал свои эротические изображения связанных женщин в своей живописной мастерской в ​​Париже, а затем в Шаранте в 1890–1900 годах. [67]

Более традиционная американская гравер Берта Жак , придерживавшаяся антимодернистских взглядов позднего викторианского движения искусств и ремесел , с 1894 года создала более тысячи цианотипных фотографий полевых цветов. [68]

Импрессионизм

[ редактировать ]

Американский художник Теодор Робинсон писал в Живерни в 1887–1892 годах, одновременно с Моне , портрет которого он сделал цианотипией, и стогами сена, которые Моне, как известно, нарисовал. Он отметил, что «рисовать непосредственно с натуры сложно, поскольку все не остается прежним; камера помогает сохранить изображение в памяти». [69] Он часто рисовал сетку поверх своих цианотипов или альбуминовых отпечатков, чтобы облегчить перенос композиции с композиционными поправками на холст, хотя и осознавал, что «я должен остерегаться фотографии, получить от нее все, что смогу, а затем уйти». Его фотографические изображения хранятся в библиотеке и художественной галерее Канахохари, а также в Фонде искусств Терра. [69] [8]

Модернизм

[ редактировать ]

Модернистский подход Артура Уэсли Доу оказал влияние на фотохудожников в красноречиво простых композициях, изображающих среду Новой Англии , таких как «Сосна» (1895), [70] цианотипия, связанная с его интересом во время учебы во Франции к плоским, декоративным качествам японского искусства и искусства Les Nabis . [71]

В Европе Йозеф Судек , «Пражский поэт», иногда использовал цианотипию для достижения импрессионистического эффекта в период раннего модернизма.

Родившийся в Милане фотограф, гравер, художник, сценограф и режиссер-экспериментатор Луиджи Веронези , хорошо осведомленный о международных дебатах по поводу абстракции, был впечатлен абстрактным потенциалом фотограммы. Он участвовал в выставке 1934 года в Париже с международной группой художников-абстракционистов « Абстракция-Создание », благодаря которой он познакомился с Фернаном Леже . » Леже Он черпал вдохновение из «Механического балета , сюрреализма через метафизическую живопись Джорджо де Кирико и коллеги-фотографа Джузеппе Кавалли, вместе с которым, убежденный в существенной «бесполезности» искусства, в 1947 году он основал группу под названием La Bussola («Компас»). Под влиянием теорий конструктивизма (и политически поддерживая коммунизм), Веронези использовал фотограмму цианотипии после 1932 года как средство выявления метафизических качеств объектов. [72] [73]

Поздний модерн

[ редактировать ]
Кэтрин Янсен (1981) Голубая комната, цианотипия на ткани, смешанная техника.

В эссе 2008 года А.Д. Коулман отметил возвращение старых методов пикториализма, применяемых в художественной фотографии с 1976 года: [62] тенденция, представленная в Франчески Вудман поздних цианотипах и в контактных отпечатках Барбары Кастен и Беа Неттлс . [74] Уэстон Наеф, куратор отдела фотографии в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, в статье критика Лайла Рексера в New York Times в 1998 году подтвердил, что «Оглядываясь назад на пионеров [фотографии], современные художники видят способ вернуть выразительность искусство, обманутое технологиями», имея в виду потерю «близости» в цифровых изображениях, объясняющую влечение художников к дагерротипам, тинтипам, цианотипам, стереооптическим изображениям, белковым отпечаткам, влажным коллодиевым пластинам; все физические и практические методы. [75] Художники Дэвид Макдермотт и Питер Макгоф , которые встретились на арт-сцене Ист-Виллидж Нью-Йорка в 1980-х годах и до 1995 года довели это явление до крайности, реконструируя себя как викторианских джентльменов, перенимая образ жизни и документируя его и свое имущество с помощью старинных фотоаппаратов и фотоаппаратов. материалы, впервые вдохновленные открытием цианотипии и датирующие их современные работы девятнадцатым веком. [76]

Современный

[ редактировать ]
Индиго XII , Кейт Кордсен . Цианотипия на бумаге ручной работы

С 2000 года на английском языке ежегодно публикуется около 10 книг, и их число растет, на английском языке, в названии которых фигурирует слово «цианотипия», по сравнению с всего 95 книгами с 1843 по 1999 год. [77] Хотя это была форма искусства с момента ее зарождения, число художников, использующих процесс цианотипии, резко возросло, и это не только фотографы. В книге британской выставки 2022 года « Квадрат кругов замешательства: нео-пикториализм в 21 веке» восемь современных художников: Такаши Араи , Селин Бодин, Сьюзен Держес , Дэвид Джордж, Джой Грегори , Том Хантер , Ян Филлипс-Макларен и Спенсер Роуэлл. использовать ремесло фотографии в постмодернистских целях, включая цианотипию. [78]

Международный

[ редактировать ]

Многие из них были включены в первое американское международное исследование цианотипов в 2016 году; Цианотипы Вустерского художественного музея : синий период фотографии [45] который продемонстрировал использование этого носителя, выходящее далеко за рамки утилитарной контактной печати негативов; Энни Лопес сшивала цианотипы, напечатанные на тамале, для создания платьев; Брук Уильямс тонировала свои цианотипы чаем, корректируя их цвет так, чтобы они соответствовали ее истории как американки ямайского происхождения; и Хью Скотт-Дуглас экспериментировали с фотограммами и абстракцией.

В 2018 году Публичная библиотека Нью-Йорка представила работы девятнадцати современных художников, использующих этот материал. Выставка , организованная через 175 лет после выхода первой книги Анны Аткин о цианотипах « Британские водоросли» , называлась «Преломленная Анна Аткинс: современные работы» . [79]

Среди других, кто в настоящее время работает с цианотипией, есть;

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Кристиан Марклей , который предлагает музыкальные партитуры в своих сетках кассет или их размотке.

Кейт Кордсен применяет японскую эстетику и некартезианскую перспективу в своих цианотипических пейзажах в масштабе фрески.

Бетти Хан была одной из первых, кто начал использовать цианотипию в других средствах искусства, включая ручную роспись с вышивкой, как феминистское заявление. [80]

Меган Рипенхофф повторяет образ Анны Аткинс, выставляя подготовленные ею бумаги под волны, так что свет проникает сквозь движущийся песок, ракушки и водные потоки. [45] [81]

Канадка Эрин Ширрефф воплощает свои скульптурные интересы в крупномасштабных цианотипических фотограммах временных трехмерных композиций в своей студии с многочасовыми выдержками, во время которых формы компонентов перемещаются, добавляются или убираются для эффекта прозрачности. [82]

Германия

[ редактировать ]

Немецкий художник Марко Брейер шлифует цианотипные отпечатки на акварельной бумаге, изображая течение времени.

Исландия

[ редактировать ]

Исландская художница и режиссер Инга Лиза Миддлтон использует цианотипию для ностальгических представлений о своей родине, а также в качестве символического цвета в изображениях, предупреждающих зрителей о надвигающейся катастрофе в морской среде.

Великобритания

[ редактировать ]

Инсталляция 12 000 цианотипных отпечатков американского резидента британского происхождения Валеда Бешти в Барбаканской художественной галерее прослеживает визуальную временную шкалу с октября 2013 года по сентябрь 2014 года в работе под названием « Частичная разборка изобретения без будущего: беспорядок и случайные заметки, в которых» Шкивы и зубчатые колеса беспорядочно разбросаны по всему верстаку, созданные из каждого предмета из студии художника, экспонированного на бумаге, картоне или дереве с цианотипическим покрытием.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уэр, Майк (2004). Цианотипия: история, наука и искусство фотопечати берлинской лазурью . Лондон; Брэдфорд (Англия): Музей науки; Национальный музей фотографии, кино и телевидения. ISBN  978-1-900747-07-3 . OCLC   701793636 .
  2. ^ Уэр, Майк (1998). «Цианотипия Джона Гершеля: изобретение или открытие?». История фотографии (зима 1998 г.) . 22 (4): 371–379. дои : 10.1080/03087298.1998.10443901 .
  3. ^ Гершель, Джон Ф.В. (1842). «О действии лучей солнечного спектра на цвета растений и на некоторые новые фотографические процессы» . Философские труды Лондонского королевского общества . 132 : 181–214. Бибкод : 1842RSPT..132..181H . OCLC   973449546 .
  4. ^ Книги Market House, изд. (1999). Дёберейнер, Иоганн Вольфганг. В «Словаре ученых» . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-280086-2 .
  5. ^ Дёберейнер, Иоганн Вольфганг «О химических знаниях о невесомости в органической природе», диссертация в Байер, Вольфганг (1965). Справочник по истории фотографии = исходные презентации по истории фотографии (на немецком языке). Лейпциг: Издательство Photo Cinema. ОСЛК   3132088 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдер, Йозеф Мария; Эпстин, Эдвард (1945). История фотографии . дои : 10.7312/eder91430 . ISBN  978-0-231-88370-2 . OCLC   1104874591 .
  7. ^ Сми, Альфред (сентябрь 1840 г.). «О ферросесквицианурете калия». Философский журнал . Серия 3. 17 (109): 193–201.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ханнави, Джон, изд. (16 декабря 2013 г.). Энциклопедия фотографии девятнадцатого века . Рутледж. дои : 10.4324/9780203941782 . ISBN  978-0-203-94178-2 .
  9. ^ Аткинс, Анна; Шааф, Ларри Джон; Чуанг, Джошуа (2018). Солнечные сады: цианотипы Анны Аткинс: [выставка в публичной библиотеке Нью-Йорка от 19 октября 2018 г. до 17 ноября 2019 г.) . Нью-Йоркская публичная библиотека. ISBN  978-3-7913-5798-0 . OCLC   1062398057 .
  10. ^ Шааф, Ларри (апрель 1982 г.). «Цианотипы Анны Аткинс: эксперимент в публикации фотографий». История фотографии . 6 (2): 151–72. дои : 10.1080/03087298.1982.10442730 .
  11. ^ Ньютон, Гаэль; Эннис, Хелен; Лонг, Крис (1988). Оттенки света: фотография и Австралия, 1839–1988 гг . Канберра: Австралийская национальная галерея: Коллинз, Австралия. ISBN  978-0-642-08152-0 . OCLC   19222178 .
  12. ^ Добби, Герберт; Хей, Элизабет (1880). Новозеландские папоротники: 148 разновидностей . OCLC   155885797 .
  13. ^ Фишер, Джордж Томас (1843). Манипулирование фотогенией: содержит простые инструкции по теории и практике искусства фотографии, калотипии, цианотипии, ферротипии, хризотипии... Лондон: Г. Найт и сыновья. OCLC   491515258 .
  14. ^ Маймон, Веред (2015). Уникальные изображения, неудачные копии: Уильям Генри Фокс Талбот и ранняя фотография . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  978-1-4529-5352-6 . OCLC   1065707839 .
  15. ^ Чарльз Веренберг, Миссисипи Блю, Генри П. Боссе и его виды на реку Миссисипи , Twin Palms 2002, ISBN   0-944092-98-5
  16. ^ Мун, Эбби (2016). Выразительный потенциал пейзажей Боссе в цианотипах: синий период фотографии . Вустерский художественный музей.
  17. ^ Веренберг, Чарльз; Босс, Генри (2001). Синий Миссисипи: Генри П. Боссе и его взгляды на реку Миссисипи между Миннеаполисом и Сент-Луисом, 1883–1891 гг . Сан-Франциско, Калифорния: Solo Zone. ISBN  978-1-886163-14-0 . OCLC   83749664 .
  18. ^ Макморрис, Пенни; Кайл, Майкл (1986). Художественное одеяло . Сан-Франциско: Quilt Digest Press. ISBN  978-0-913327-08-1 . OCLC   13643272 .
  19. ^ Сидер, Сандра (2016). «Одеяла современного искусства в музейных коллекциях США» . Коллекционер художественных одеял . Хеврон, Коннектикут: Studio Art Quilt Associates, Inc. Архивировано из оригинала 21 апреля 2020 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
  20. ^ Дюшошуа, Питер С. (2007). Процессы репродукции фотографий . OCLC   1305965796 .
  21. ^ «Популярный сборник: копирование рисунков по фотографии» . Популярная наука . 13 (9): 251. Июнь 1878 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Общий вид на Ниагарский водопад с моста» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 11 февраля 2013 г.
  23. ^ Торнтуэйт, штат Вашингтон (1851 г.). Руководство по фотографии . Лондон: Хорн, Торнтвейт и Вуд. OCLC   316441617 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэр, Майк (2014). Цианомикон . Бакстон: www.mikeware.co.uk.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бернс, Нэнси (2016). Цианотипы: голубой период фотографии . Вустер: Художественный музей Вустера. ISBN  978-0-936042-06-0 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Андерсон, Кристина З. (2019). Цианотипия: пример в современной практике . Нью-Йорк: Focal Press. стр. 11–18. ISBN  978-0-429-44141-7 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хирш, Роберт; Валентино, Джон (2001). Фотографические возможности, 2-е издание . Фокальная пресса. ISBN  978-1-136-09053-0 . OCLC   1103262926 .
  28. ^ Кениг, Карл (1999). Гумойльная фотопечать, исправленное издание . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-136-09029-5 . OCLC   1016062767 .
  29. ^ Андерсон, Кристина З. (17 июня 2016 г.). Печать на резинке: пошаговое руководство, освещающее художников и их творческую практику . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. стр. 69, 73–77, 121, 149, 168, 266. ISBN.  978-1-138-10150-0 . OCLC   1047865042 .
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берковиц, Стивен. «Гибридная фотография — цианотипические тонеры» (PDF) .
  31. ^ Голаз, Аннет (2022). Цианотипическое тонирование с использованием растительных компонентов для естественного тона чертежей . Рутледж. ISBN  978-0-367-55356-2 . OCLC   1291715929 .
  32. ^ «Цианотипное тонирование: основы» . mpaulфотография . 01.04.2011 . Проверено 14 сентября 2015 г.
  33. ^ http://www.blog.alexisrago.com/residency-2019-cyanotype-workshop/ |Алексис Раго
  34. ^ Ханнави, Джон (16 декабря 2013 г.). Энциклопедия фотографии девятнадцатого века . Рутледж. ISBN  978-1-135-87327-1 .
  35. ^ Уэр, Майк (1999). «Цианотипы: их история, химия и сохранение» . Уход за коллекциями движущихся изображений и звуков : 115–123. OCLC   610989224 .
  36. ^ Алои, Джованни (2021). «Раскопанные: корни фотографии». Антенны: Журнал природы в визуальной культуре . 53 : 66–77.
  37. ^ «Инструкции по стирке ткани» . blueprintsonfabric.com.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Файнман, Миа (октябрь 2004 г.). «Кодак и рост любительской фотографии» . Хронология истории искусств Хайльбрунна, Метрополитен-музей .
  39. ^ Браун, Рут (2016). Цианотипия на ткани: схема изготовления... чертежи! . Публикации СК. ISBN  978-0-9554647-5-1 . OCLC   939708802 .
  40. ^ Энфилд, Джилл (2020). Руководство Джилл Энфилд по альтернативным фотографическим процессам: популярные исторические и современные методы . Рутледж. ISBN  978-1-138-22906-8 . OCLC   1125310189 .
  41. ^ * Цакирис, Стефанос (18 сентября 2017 г.). «Книга рекордов Гиннеса: Самый крупный цианотип» . Салоники.
  42. ^ «Гостиные: Карл Палаццоло, Денис Томасос, Робин Хилл». Абстрактное искусство онлайн . Январь 2001 года.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саска, Надежда (2010). «Анна Аткинс: Фотографии британских водорослей». Бюллетень Детройтского института искусств . 84 (1–4): 8–15. дои : 10.1086/dia23183243 . ISSN   0011-9636 . S2CID   165576017 .
  44. ^ «Роберт Раушенберг: Среди друзей» . Музей современного искусства . Проверено 12 февраля 2020 г.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лоос, Тед (5 февраля 2016 г.). «Цианотипия, синий период фотографии, возвращается» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 февраля 2020 г.
  46. ^ Келлнер, Томас; Терпин, Энтони (2012). «Потерянные воспоминания, или Ванные куклы Патриса (интервью)» . www.thomaskellner.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2022 г. Проверено 13 апреля 2022 г.
  47. ^ «Видео: Это музыкальное видео полностью создано из более чем 5000 цианотипных отпечатков» . DPReview . Проверено 9 ноября 2023 г.
  48. ^ Аткинс, Анна (1842). Британские водоросли: впечатления от цианотипирования . Британия. ISBN  978-3-95829-510-0 .
  49. ^ Хорнби, Луиза (2021). Тем не менее модернизм: фотография, литература, кино . Сл: Издательство Оксфордского университета. п. 147. ИСБН  978-0-19-762604-7 . OCLC   1265455908 .
  50. ^ "FlatFile-ДанаМэттьюз" . 04.04.2016 . Проверено 10 апреля 2022 г.
  51. ^ «Викторианская жизнь – 43 цианотипа» . Винтаж на каждый день . Проверено 18 августа 2019 г.
  52. ^ Официальный описательный и иллюстрированный каталог великой выставки произведений и промышленности всех стран . Том. 1.1. Лондон: Spicer Brothers, оптовая торговля канцелярскими товарами; У. Клоуз и сыновья, принтеры. 1851. стр. 441–442. OCLC   312476383 . Проверено 14 марта 2024 г.
  53. ^ Кроуфорд, Уильям (1979). Хранители света: история и рабочее руководство по ранним фотографическим процессам . Морган и Морган. п. 68. ОСЛК   644240024 .
  54. ^ «Некролог» . Королевское астрономическое общество . 8 августа 1830 г.
  55. ^ «Вашингтон Тисдейл» . Музей истории науки, Оксфорд . Проверено 18 августа 2019 г.
  56. ^ «Вашингтон Тисдейл» . Музей истории науки .
  57. ^ Хардинг, Колин (осень 2001 г.). «Купание в пробковой куртке? Эдвард Линли Самборн и фотография». Британский художественный журнал . 3 (1): 43–50.
  58. ^ Баярд и Берталь (Париж) (1865 г.). Этнографический сборник, сфотографированный под эгидой Этнографического общества и изданный при содействии специальной комиссии (на французском языке). Париж: Офисы Этнографического общества Imprimerie Lemercier. OCLC   981925860 .
  59. ^ де Лабарт, Шарль (1862). Справочник Этнографического общества, 1862 г. (на французском языке). Париж: Шаламель. OCLC   30855082 .
  60. ^ Матиас, Агнес; Мейсон, Райнер Майкл (2007). Матиас, Купферстих-Кабинетт (ред.). Рисунки «Световые клише-верре» Коро, Добиньи и др. из немецких собраний; [по случаю выставки «Рисунки света. Клише-верре Коро, Добиньи и других из немецких коллекций», Kupferstich-Kabinett, Государственные художественные собрания Дрездена, 9 июня – 3 сентября 2007 г.] (на немецком языке). Немецкое художественное издательство. ISBN  978-3-422-06723-3 . OCLC   239236369 .
  61. ^ «Цианотипы» . Национальный музей американской истории . 17 ноября 2014 г. Проверено 10 апреля 2022 г.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коулман, AD (ноябрь 2008 г.). «Возвращение подавленных / Месть пикториализма». Пограничные переходы . 27 (4): 72–80 – через EBSCO.
  63. ^ Далати, С. (2018). «Переосмысление сепии: фотография Кларенса Уайта в Дэвисе». Журнал Антиквариат . 185 (2): 58–59.
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Коннор, Кэслин; Пейт, Ариэль; Пенишон, Сильви; Касадио, Франческа (02 апреля 2020 г.). «Лунный свет или полночь? Исследование фаз гравюр Эдварда Стейхена «Восход луны»» . Журнал Американского института охраны природы . 59 (2): 111–122. дои : 10.1080/01971360.2020.1711689 . ISSN   0197-1360 . S2CID   219085989 .
  65. ^ «Японский фонарь – Пол Хэвиленд» . www.musee-orsay.fr . Проверено 13 апреля 2022 г.
  66. ^ День Голландии, Фред. «Результаты поиска по сайтам «Доступно в Интернете», «Дэй», «Ф. Холланд» (Фред Холланд), «Цианотипы» . Библиотека Конгресса . Проверено 12 апреля 2022 г.
  67. ^ «Шарль-Франсуа Жандель: Сборник произведений» . www.musee-orsay.fr . Проверено 13 апреля 2022 г.
  68. ^ «Берта Э. Жак» . Смитсоновский музей американского искусства . Проверено 25 марта 2018 г.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарф, Аарон (1968). Искусство и фотография . Лондон: Аллен Лейн, пиар «Пингвин». OCLC   1075334751 .
  70. ^ Грин, Нэнси Э (1990). Артур Уэсли Доу и его влияние . Итака, Нью-Йорк: Художественный музей Герберта Ф. Джонсона. ОСЛК   22530254 .
  71. ^ Глюк, Грейс (15 ноября 2002 г.). «Фотографии Артура Уэсли Доу» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 11 апреля 2022 г.
  72. ^ Спероне, Джан Энцо; Пелиццари, Мария Антонелла (2016), Живопись в Италии, 1910–1950-е годы: футуризм, абстракция, конкретное искусство , Робилант + Воена, с. 148
  73. ^ Миракко, Ренато (2006), итальянская абстракция: 1910–1960 , Маццотта, ISBN  978-88-202-1811-9
  74. ^ Ричес, Харриет (сентябрь 2012 г.). «Проецирующее прикосновение: поздние «чертежи» Франчески Вудман » . Фотографии . 5 (2): 135–157. дои : 10.1080/17540763.2012.701598 . ISSN   1754-0763 . S2CID   192002722 .
  75. ^ Харрис, Джейн (февраль 2001 г.). «Фиксация ауры: старая технология для новой фотографии». Искусство на бумаге . 5 (3): 64–68.
  76. ^ Юнкоса, Энрике; Ирландский музей современного искусства (2008). Макдермотт и Макгоф: опыт забавной химии: фотографии 1990-1890 годов . Дублин; Милан; Нью-Йорк: Ирландский музей современного искусства; совместно с Хартой. ISBN  978-88-8158-672-1 . OCLC   216938953 .
  77. ^ «Результаты по запросу «цианотипия» > «Книга» [WorldCat.org]» . www.worldcat.org . Проверено 11 апреля 2022 г.
  78. ^ Причард, Майкл (2020). Квадратура кругов замешательства. Неопикториализм в 21 веке . Бат: Королевское фотографическое общество. ISBN  978-0-904495-21-8 . OCLC   1295402994 .
  79. ^ «Преломленная Анна Аткинс: современные произведения» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 25 апреля 2022 г.
  80. ^ Марковиц, Салли Дж. (1 января 1994 г.). «Различие между искусством и ремеслом». Журнал эстетического воспитания . 28 (1): 55–70. дои : 10.2307/3333159 . JSTOR   3333159 .
  81. ^ Мерола, Алекс. «В новой книге Меган Рипенхофф собраны цианотипы, сделанные льдом – Фотография 1854 года» . Британский журнал фотографии . Проверено 14 марта 2023 г.
  82. ^ «Эрин Ширефф | На расстоянии вытянутой руки» . Сиккема Дженкинс и Ко . Проверено 11 апреля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 847a50e884f9fdfe04e941a8567034ac__1718751720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/ac/847a50e884f9fdfe04e941a8567034ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cyanotype - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)