Томас Келлнер
Томас Келлнер | |
---|---|
Рожденный | Бонн , Северный Рейн-Вестфалия, Германия | 28 мая 1966 г.
Национальность | немецкий |
Известный | Фотография |
Движение | Кубизм |
Веб-сайт | Томаскельнер |

2013 год, перед фотографией из его серии Genius Loci — Два Зигенера в Царской земле . На нем изображен Первоуральский новый трубный завод.
Томас Келлнер (родился 28 мая 1966 года в Бонне ) — немецкий фотограф изобразительного искусства , преподаватель и куратор . Он стал известен прежде всего своими широкоформатными фотографиями знаменитых памятников архитектуры , которые благодаря множеству отдельных изображений и смещенной ракурсе камеры выглядят как «фотомозаики». [1]
Жизнь
[ редактировать ]С 1989 по 1996 год Келлнер изучал искусство и социальные науки в Зигенском университете, чтобы стать преподавателем. [2] Под руководством профессора Юргена Кёнигса, настоящей «школы фотографии с камерой-обскуры». [3] Разработанный на факультете искусств Зигенского университета , Келлнер интенсивно изучал возможности и ограничения этой техники. В то же время он экспериментировал с другими методами фотографии, такими как отпечатки на соляной бумаге и цианотипия . Он также работал с различными благородными процессами печати, такими как серебряно-желатиновый и бихромат камеди . [4]
В 1996 году Келлнер был удостоен премии Kodak Young Talent Award . [5] В 2003 и 2004 годах он был приглашенным профессором художественной фотографии в Гиссенском университете . [2] В 2012 году он занимал должность преподавателя фотографии в Падерборнском университете . [6]
В 2004 году Келлнер инициировал в своем родном городе проект «Фотографы: Сеть» - ежегодную курируемую им выставку, в которой представлены меняющиеся темы и международные художники. В 2013 году в его студии в Зигене состоялась последняя выставка сети, десятая по счету. Для этой выставки Келлнер отобрал работы 18 художников из семи стран и трех континентов. [7] Начиная с 2005 года художник несколько раз ездил в Бразилию для фотосъемки в рамках своего заказа по изображению архитектурных памятников Бразилиа. В 2010 году фотографии были показаны в Бразилиа по случаю 50-летия Бразилиа». [8]
В 2006 году Томас Келлнер предпринял обширное путешествие по Соединенным Штатам , Латинской Америке , Сирии и Китаю, где сфотографировал такие известные памятники, как мост Золотые Ворота , Бостонский Атенеум и Великую Китайскую стену в своей специальной технике .
он разработал фотопроект В 2010 году вместе с учениками Gesamtschule Gießen-Ost , темой которого был телекоммуникационный бункер в Гиссене. Проект финансировался городом Гиссен в рамках конкурса Stadt der jungen Forscher ( Город молодых исследователей ). [9] Целью фотохудожественной работы студентов над бункером было использование методологии Келлнера по деконструкции зданий и их реконструкции на его фотографиях «как процедура и преобразование ее к условиям на месте» (по-немецки «als Verfahren aufzunehmen und auf die Gegebenheiten vor Ort zu Transformieren). [10] Для этого совместно с учащимися были разработаны категории для работы с отдельными компонентами и сформулированы тематические области. После этого студенты сфотографировали отдельные участки своими камерами. Полученные фотографии были собраны в коллажи и презентации PowerPoint: «Благодаря сегментации и последующей рекомбинации различных точек зрения была создана всеобъемлющая и новая, но в то же время критическая картина бывшего бункерного комплекса и нынешней штаб-квартиры Musik- und Kunstverein[ ...] Студенты нашли эстетическую экспертизу национал-социализма в месте, которое само по себе является культурно-историческим свидетельством, одновременно захватывающим и трогательным». (на немецком языке «Благодаря сегментации и последующей рекомбинации различных точек зрения возник всеобъемлющий и новый, но в то же время критический образ бывшего бункерного комплекса и нынешней штаб-квартиры музыкально-художественного объединения. [...] Эстетическое исследование Национал-социализм в одном Студенты сочли это место, которое само по себе является культурным и историческим свидетельством, «впечатляющим и трогательным». [10]
В 2012 году Томас Келлнер поехал в Россию от имени RWE, чтобы работать в Екатеринбурге и Перми, чтобы фотографировать промышленную архитектуру ( Genius Loci ). Оба города были основаны Георгом Вильгельмом де Геннином из Зигена. Геннин был приглашен Петром Великим в 18 веке из-за его опыта в развитии экономики Урала и горнодобывающей промышленности в регионе. Заводы, которые он основал, обрабатывали сталь и металл. Келлнер фотографировал не только на месте в России, но и в окрестностях Зигена, чтобы запечатлеть связь между двумя регионами в обработке стали и металла. [11]
С 2004 года Томас Келлнер является членом Немецкого общества фотографии (Deutsche Gesellschaft für Photographie, DGPh) . Официант живет и работает в Зигене .
Фототехника
[ редактировать ]Томас Келлнер работает с однообъективной зеркальной камерой и использует пленки диаметром 35 мм небольшие рулоны . Каждая фотография имеет размер 24×36 миллиметров. Каждый рулон пленки состоит из 36 отдельных кадров. Для транспортировки пленки сверху и снизу каждого кадра делают перфорацию, на которой отмечают тип используемой пленки и номер каждого кадра. Проявив пленку, Келлнер разрезает ее на полоски одинаковой длины и собирает их в один большой негатив. Затем это используется для создания контактного листа , на котором все еще видна метаинформация о фильме и соответствующем номере кадра.
Обычно фотографы используют контактный лист для выбора сфотографированных отдельных изображений, которые затем увеличиваются. Обычно он никогда не является частью готовых фотографий. Материал как носитель имиджевой информации остается невидимым. Но Келлнер допускает, что информация по-прежнему будет видна на пленке на его готовых фотографиях.
С одной стороны, эта информация отделяет отдельные изображения друг от друга, создавая тем самым ритм и структуру фотографируемого объекта, а с другой стороны, зритель таким образом может следить за рабочим процессом художника: «Материальность в фотографии трактуется вполне редко, в отличие от всех других жанров, таких как живопись, скульптура, графика и т. д. Сегодня мы всегда обсуждаем стиль, сам выбранный материал, например, пигменты, холст, камень и т. д. В фотографии, которая сильно медиатизирована, все склонны к смотрите только на окно эпохи Возрождения, на изображенный объект, самое большее на композицию или авторство, стоящее за ним, редко обсуждается выбранная фотобумага, ее поверхность, ее пигменты, ее зернистость или значение пикселей. Однако это могло бы быть согласовано. , были необходимы уже давно ввиду включения фотографии в искусство по современным критериям [...] Выбранный материал, характерный стиль фотографического процесса должны быть частью авторского решения и быть неотъемлемой частью произведения. послание фотографии». (на немецком языке «Die Materialität in der Fotografie wird recht selten behandelt, im Unterschied zu allen anderen Genres. In der Malerei, in der Bildhauerei, in der Grafik и т. д. Immer diskutieren wir heute den Duktus, das gewählte Material an sich, wie die Pigmente» , die Leinwand, den Stein и т. д. В фотографии, die суровая медиализация - это тенденция погрузиться в атмосферу Возрождения в эпоху Возрождения, затем abgebildeten Gegenstand, максимальную композицию или авторское искусство, чтобы получить лучшую фотобумагу, seine Oberfläche. , или Seine Pigmente, или Sein Korn, bzw. ты с цуром Entscheidung des Autors gehören und zur Bildaussage unabdingbar hinzugehören». [12]
Когда Келлнер берется за проект, он заранее делает эскизы, разделяя объект съемки на квадратные секции и отмечая запланированные настройки камеры для каждой секции. [13] При фактическом фотографировании объекта между первым и последним снимком рулона может пройти несколько часов, поскольку Келлнер делает свои фотографии в хронологическом порядке, одну за другой. [14]
Если вначале Келлнер работал только с одним рулоном пленки (а готовая фотография состояла всего из 36 отдельных изображений размером 35 мм), то теперь он использует до 60 рулонов пленки. Для его фотографии Гранд-Каньона было таким образом создано 2160 отдельных снимков, а вместе с ними и 2160 различных видов чуда природы, которые он затем собрал в одну фотографию длиной 5 метров. [15] [16]
Эффект от фотографий
[ редактировать ]Первой фотографией, созданной Келлнером с помощью этой техники, было изображение Эйфелевой башни (1997), которое он задумал как дань уважения художнику-кубисту Роберту Делоне . Делоне был очень очарован зданием, которое на тот момент было самым высоким в мире, и посвятил большую часть своей работы его изображению. Келлнер взял типичную кубистическую «многоракурсность» (по-немецки «Mehransichtigkeit»). [17] подход к объектам и превратил его в центральный элемент дизайна своих фотографий. Перспектива отдельных изображений, сдвинутая по отношению к центральной перспективе , создает впечатление движения неподвижных архитектурных икон : «Зрителю кажется, что, разбирая здание на отдельные части изображения и наклоняя камеру в несколько раз, наиболее Знаменитые места мира – от Эйфелевой башни до Бруклинского моста – начинают раскачиваться, раскачиваться и даже танцевать. Архитектура переворачивается с ног на голову». [18]
Когда Келлнер отправился в Мексику в 2006 году, чтобы сфотографировать там важные здания, один критик заметил, что его фотографии были очень похожи на те, что были сделаны после землетрясения в Мехико 1985 года . [19] «Фотографии Келлнера часто воспринимаются как деконструкция достопримечательностей человеческой культуры. С этой точки зрения его фотографии являются визуальным проявлением того, как культура стала уязвимой, сломанной и разрушающейся». [20] Таким образом, танец и разрушение тесно связаны в произведениях Келлнера.
Восприятие крупных объектов обычно не воспринимается человеком с одного взгляда. Лишь по мере того, как взгляд блуждает и складывает «общий вид» из множества различных впечатлений, изображаемый предмет становится ясным: «Наш мозг сводит поступающую сенсорную информацию в единое целое и приписывает этому восприятию смысл» (по-немецки «Unser Gehirn ergänzt einlaufende» Sinnesinformationen zu einem einheitlichen Ganzen und schreibt dieser Wahrnehmung Bedeutung zu"). [21] Келлнер не только показывает в своих работах именно такое сочетание отдельных образов для формирования гештальт-восприятия , но и сам зритель активно воссоздает этот опыт при просмотре фотографии Келлнера. Его глаза тоже постоянно перемещаются между восприятием отдельных изображений и общим планом, и фотографии Келлнера, таким образом, можно воспринимать как своего рода экспериментальную установку для непосредственного переживания того, что происходит, когда мы видим большие объекты: " Работы Келлнера не случайно должны выглядеть как собранные пазлы, поскольку они побуждают вдумчивого зрителя разгадать — как визуально, так и интеллектуально — смысл этих архитектурных сооружений. Мы расшифровываем сцены из складываемых им фрагментов, из автоматических ожиданий, подаваемых им. наш мозг, а также из более или менее смутных воспоминаний об этих структурах». [22]
Работы в сборниках (подборка)
[ редактировать ]- Музей Джорджа Истмана , [23] Рочестер, Нью-Йорк , США
- Музей изящных искусств, Хьюстон , [24] Хьюстон, Техас, США
- Коллекция Шупмана. Фотография в Германии после 1945 года. [25] Бад-Херсфельд, Германия
- Институт искусств Чикаго : Коллекция фотографий, [26] Чикаго, Иллинойс, США
- Вустерский художественный музей , [27] Вустер, Массачусетс, США
- Музей Фокса Талбота, аббатство Лакок , [28] Лакок, Англия
- Библиотека Конгресса , [29] Вашингтон, округ Колумбия, США
Персональные выставки (избранное)
[ редактировать ]- 2002: Музей фотографии Гриффина, [30] Винчестер, Массачусетс, США
- 2003: Памятники , [31] Rosenberg & Kaufmann Fine Art, Нью-Йорк, США
- 2006: Танго Метрополис , [32] Галерея Коэна Амадор, Нью-Йорк, США
- 2006: Танго Метрополис , [33] Галерея Стивена Коэна, Лос-Анджелес, Калифорния, США
- 2008: Томас Келлнер: Архитектурные фотографии , [34] Галерея Шнайдер, Чикаго, Иллинойс, США
- 2012: Маленькие чудеса , [35] Музей фотографии Лишуй, Лишуй, Китай
- 2013: гения Место [36] Дом-музей фотографии Метенкова, Екатеринбург, Россия
- 2017: Разрушенная архитектура , [37] Музей Фокса Талбота , аббатство Лакок, Англия
- 2017: Черное и белое , [38] Рейкьявикский музей фотографии , Рейкьявик, Исландия
- 2018: Танго Метрополис , [39] Галерея Конни Дицшолд, Сидней, Австралия
- 2019: Все встряхнулось: Америка Томаса Келлнера , [40] Американский музей и сады , поместье Клавертон , Бат, Англия
Групповые выставки (выборка)
[ редактировать ]- 2002: «Виды архитектуры» , [41] Гренобльский музей, Гренобль, Франция
- 2004: Искусство и архитектура 1900–2000 , [42] Палаццо Дукале , Генуя, Италия
- 2004: По кусочкам: Фотомонтажи из коллекции , [43] Институт искусств Чикаго , Иллинойс, США
- 2005: Новое для просмотра: последние приобретения в фотографии , [44] Художественный музей Вустера , Вустер, Массачусетс, США
- 2008: Разум в игре , [45] Институт искусств Чикаго, Иллинойс, США
- 2010: Мадрид О Боже! , [46] Круг изящных искусств , Мадрид, Испания
- 2011: Фотографии – Коллекция Хоакима Пайвы , [47] Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро , Бразилия.
- 2013: После Photoshop: манипулируемая фотография в эпоху цифровых технологий , [48] Музей изящных искусств, Хьюстон , Техас, США
- 2015: Подарки от Нэнси и Тома О’Нилов , [49] Балтиморский художественный музей , Балтимор, Мэриленд, США
- 2016: Большой , [50] Музей Кунстпаласт , Дюссельдорф, Германия
- 2018: Пейзаж, который помнит , [51] Музей современного искусства, Зиген , Германия
- 2018: Аналоговое черно-белое: фотография в Западной Германии 1945–2000 годов из коллекции Шупмана , [52] Кунстхалле Эрфурт , Эрфурт, Германия
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас Келлнер, изд. (30 сентября 2019 г.). Все встряхнулось. Америка Томаса Келлнера . Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. ISBN 978-3946688709 .
- Томас Келлнер, изд. (30 октября 2014 г.). Genius Loci: Два России жителя Зигена в царской . Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. ISBN 978-3944721026 .
- Томас Келлнер, изд. (1 октября 2014 г.). Контакты (на немецком и английском языках). Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. ISBN 978-3944721286 .
- Томас Келлнер, изд. (1 июня 2013 г.). Хьюстон, у нас проблема! (на немецком и английском языках). Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. ISBN 978-3942831772 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флюкингер, Рой (2013). «Дыхательное пространство». В Келлнере, Томасе (ред.). Хьюстон, у нас проблема! . Зельтманн и Зёне. п. 11. ISBN 978-3942831772 .
- ^ Перейти обратно: а б «Томас Келлнер» . Зигенский университет . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Шейт-Коппитц, Стефани (2014). «Не что, а как. От ранних фотографических работ до главного творчества Томаса Келлнера». В Келлнере, Томасе (ред.). Контакт . Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. п. 16. ISBN 978-3944721286 .
- ^ Хуан, Ихуэй (2018). «Художник 1: Томас Келлнер». Теории в цифровых составных фотографиях. 12 художников и их работы . Абингдон: Рутледж. п. 15. ISBN 978-1138719170 .
- ^ «Танцующая архитектура в черно -белом цвете». Город Мюнстер . 4 сентября 2019 г. . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Преподавательская позиция в сфере искусства и художественного образования. Кураторская практика» [Преподавательская позиция в сфере искусства и художественного образования. Кураторская практика. Падерборнский университет . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Адам, Флориан (28 июня 2013 г.). «Диапазон фотографического взгляда» . Вестфаленпост . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ «Бразилиа глазами Томаса Келлнера» . Бразилиялеманханьюс . 17 мая 2010 года . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Мор, Аня (4 мая 2011 г.). «Открой историю с искусством. Телекоммуникационный бункер в сфере внеклассного обучения» [Открой историю с искусством. Телекоммуникационный бункер в сфере внеклассного обучения] (PDF) . Зеркало науки (на немецком языке). 28:57 . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мор, Аня (4 мая 2011 г.). «Открой историю с искусством. Телекоммуникационный бункер в сфере внеклассного обучения» [Открой историю с искусством. Телекоммуникационный бункер в сфере внеклассного обучения] (PDF) . Зеркало науки (на немецком языке). 28:64 . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Kunst trifft Technik» («Искусство встречается с технологией»). РВЕ . 24 ноября 2014 года . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Мюллер, Дирк (25 сентября 2012 г.). Нас окружают идеальные образы. Диалог с художником [ Нас окружают идеальные образы. Дискуссия с художником ]. Победа: Арс Виктория. п. 30. ISBN 978-3942831673 .
- ^ «Томас Келлнер: Танго Метрополис. Выставка в Немецком фотомузее» [Томас Келлнер: Танго Метрополис. Выставка в Немецком фотомузее. Немецкий фотомузей . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Уомбелл, Пол (2010). «Скелет». В Нетто, Карла Осорио (ред.). Бразилиа – 50 лет современной утопии . Бразилиа: АРП. п. 29.
- ^ Тис, Райнер (28 февраля 2020 г.). «Оригинальные архитектурные фотографии Томаса Келлнера, представленные в Доме искусства» [Оригинальные архитектурные фотографии. Томас Келлнер представляет Haus der Kunst]. Кёльнская городская газета . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Гафке, Матиас (24 октября 2016 г.). «Der bewegte Mann» («Человек в движении»). Фаз.нет . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Шейт-Коппитц, Стефани (2010). «Томас Келлнер. Видение с камерой и без». В Нетто, Карла Осорио (ред.). Бразилиа – 50 лет современной утопии [ Томас Келлнер. Видеть с фотоаппаратом и без него ]. Бразилиа: АРП. п. 29.
- ^ Лангер, Фредди (2019). «Большой Каньон». В Келлнере, Томасе (ред.). Все встряхнулось. Америка Томаса Келлнера . Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. п. 24. ISBN 978-3946688709 .
- ^ Кастро Р., Фернандо (2011). «Контакты бесконечного города» В Келлнере, Томасе (ред.). Мексика . Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. п. 55. ИСБН 978-3942831215 .
- ^ Паппас, Элисон (2013). «Пространство между». В Келлнере, Томасе (ред.). Хьюстон, у нас проблема! . Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. п. 33. ISBN 978-3942831772 .
- ^ Грютер, Томас (8 мая 2014 г.). "Восприятие формы: лица повсюду. Будь то облака, кора деревьев или диск луны - все виды объектов часто кажутся имеющими человеческие черты. Откуда берется эта иллюзия и что происходит в мозгу?" [Гештальт-восприятие: Лица повсюду. Будь то облака, кора деревьев или диск луны – все предметы часто кажутся имеющими человеческие черты. Откуда возникает эта иллюзия и что происходит в мозгу?]. спектр науки . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Кастро Р., Фернандо (2011). «Контакты бесконечного города» В Келлнере, Томасе (ред.). Мексика . Люденшайд; Берлин: Зельтманн и сыновья. п. 50. ISBN 978-3942831215 .
- ^ «Музей Истмана: Томас Келлнер» . Музей Джорджа Истмана . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Томас Келлнер, 51 # 01, Хьюстон, Танцующие дымоходы, нефтеперерабатывающий завод в Хьюстоне» . Музей изящных искусств, Хьюстон . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Коллекция Шупмана: Галерея» . www.ms-collection.de . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Коллекция: Томас Келлнер» . Художественный институт Чикаго . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Томас Келлнер: Храм Святого Семейства, Барселона» . Вустерский художественный музей . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Разломанная архитектура, кубистические фотографии Томаса Келлнера» . Национальный фонд Великобритании . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Томас Келлнер: Вашингтон, Капитолий 1» . Библиотека Конгресса . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Персональные выставки Выбор Томаса Келлнера» . Галерея «Инфокус» . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Выставки в Розенберге и Ко» . Фотография сейчас com . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Галерея Амадор – Здание Фуллера. Выставки в галерее Амадор» . Фотография сейчас com . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Галерея Коэна: Томас Келлнер» . Фотография сейчас com . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Томас Келлнер: Архитектурные фотографии» . Чикагочитатель com . 23 сентября 2009 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Коллекции: Работы» . Музей фотографии Лишуй . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Музей фотографии Дом Метенкова (19 ноября 2013 г.). "Томас Келлнер. Гений места. Проект-Видео-Хроник" [Томас Келлнер. Гений места. Проект «Видеохроника». Ютуб . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Джессика Миллер (9 июня 2017 г.). «Томас Келлнер: Художник, искажающий ваш взгляд на мир» . The Culturetrip com . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Черное и белое. Выставка Томаса Келлнера в Скотии в Рейкьявикском музее фотографии» . Рейкьявикский музей фотографии . 4 декабря 2017 г. Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Томас Келлнер: Танго Метрополис» . Галерея Конни Дицшольда . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Все встряхнулось: Америка Томаса Келлнера» . Артфонд орг . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Выставки: Архивы 2000–2002» . Музей Гренобля . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Палаццо Дукале представляет искусство и архитектуру 1900–2000 годов» [Палаццо Дукале представляет искусство и архитектуру 1900–2000 годов]. Артдейли . 25 октября 2004 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «По кусочкам: фотомонтаж от викторианских альбомов до современных работ» . Художественный институт Чикаго . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Новое для просмотра: последние достижения в фотографии» . Вустерский художественный музей . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Разум в игре» . Художественный институт Чикаго . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ «Мадрид, о боже!» [Мадрид, о боже!]. Кружок изящных искусств . 11 мая 2015 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Фотографии – Коллекция Хоакима Пайвы. Выставка в Рио-де-Жанейро, Бразилия» [Фотографии – Коллекция Хоакима Пайвы. Выставка в Рио-де-Жанейро, Бразилия]. Arteinformado com . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «После Photoshop: манипулируемая фотография в эпоху цифровых технологий» . Музей изящных искусств, Хьюстон . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Новые поступления: фотографии из коллекции О'Нила» . Балтиморский художественный музей . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Участники 2016» [Участники 2016]. Размер . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Пейзаж , который помнит » Музей современного искусства Зигена . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Аналоговый и черно-белый: Фотография в Западной Германии 1945–2000 годов из коллекции Шупмана » Художественные музеи Эрфурта . 14 октября 2018 года . Проверено 29 марта 2020 г.