Архитектурная икона
— Архитектурная икона это здание , которое считается новаторским или претендует на уникальность благодаря своему дизайну.
Определение
[ редактировать ]Эти выдающиеся здания и ансамбли отвечают нескольким из следующих критериев:
- широкое признание
- популярность
- оригинальность
- значение символа
- значение для развития архитектуры
- представитель архитектурного стиля
Сабина Тиль-Силинг пишет в предисловии к книге «Архитектурные иконы 20-го века» : «Здания впечатляют для своего времени и своего окружения, будь то благодаря своим конструктивным достижениям или новаторскому использованию материалов, благодаря их формальному языку или потому, что они воплощают совершенно новый тип здания впервые». [1]
Некоторые здания превратились в места паломничества любителей архитектуры или даже стали достопримечательностями городов и даже стран. Но их часто неправильно понимали непрофессионалы, даже когда они стали образцами для подражания для целых поколений архитекторов.
Том Райт , архитектор Бурдж-эль-Араб, сказал на ту же тему: «Как можно сказать, что здание стало символом? Если вы можете нарисовать его за пять секунд, и все поймут, что это такое». [2]
Критика
[ редактировать ]
Чтобы достичь абстрактной цели, архитекторы часто планируют, выходя за рамки потребностей своих клиентов. Чикагский врач Эдит Фарнсворт, поручившая Людвигу Мису ван дер Роэ в 1945 году спроектировать загородный дом, в котором она могла бы уединиться для отдыха, не была впечатлена пуризмом ее дома Фарнсворт , который стоил ей больших денег, и выразила свое мнение. архитектору следующим образом: «Я хотел чего-то «осмысленного», а получил только эту гладкую, поверхностную софистику » (по-немецки: Ich wollte etwas «Bedeutungsvolles» haben, und alles was ich bekam, war diese glatte, oberflächliche Sophisterei. ) [3]
И именно этот особняк стал местом паломничества архитектурных туристов. Люди, о которых пишет Леблан: «Архитектурный турист — это смелый человек, который легко планирует целое путешествие, чтобы увидеть определенное здание; который ищет полдня, чтобы найти его; который часами задерживается на пороге, надеясь войти. Но его упорство того стоит, потому что, чтобы полностью понять здание, нужно увидеть его самому». (по-немецки: «Архитектурный турист — это смелый человек, который легко планирует всю поездку, чтобы увидеть то или иное здание; который тратит полдня на его поиски; который часами слоняется на пороге в надежде попасть внутрь. Но его настойчивость того стоит, потому что, чтобы полностью понять здание, нужно увидеть его самому » . [3]

Юрген Титц, который в Neue Zürcher Zeitung [4] критически исследует стремление к созданию новых архитектурных символов, вызванное так называемым « эффектом Бильбао » Фрэнка О. Гери в Музея Гуггенхайма баскском Бильбао , а также подчеркивает тот факт, что здание нужно увидеть самому. Сначала эта волна моды достигла мегаполисов, а затем и небольших городов, потому что чем более характерно здание, тем лучше его можно продать. Благодаря известным зданиям отдельные места сразу узнаются: Эйфелева башня символизирует Париж, а Парфенон — Афины.
Во времена глобализации архитектурные образы становятся визитной карточкой конкуренции между мегаполисами: «В то же время растущая инфляция на подиуме архитектурных образов грозит внести всеобщую путаницу. Стоял ли этот дом в Гамбурге, Токио или Париже? это музей в Берне, Манчестере или Сеуле. Был ли это архитектор Эйзенман , Колхас или Пиано ?» (на немецком языке: Zugleich droht die wachsende Inflation auf dem Catwalk der Architekturbilder zur allgemeinen Verwirrung beizutragen. Stand dieses Haus в Гамбурге, Токио или Париже? War es das Museum в Берне, Манчестере или Сеуле? Hiess der Architekt Eisenman, Koolhaas oder Piano? ) Дилемма этой архитектуры, ориентированной на визуальный эффект, заключается в том, что она должна полагаться на быстрый взгляд. Титц называет это «архитектурным фаст-фудом, который максимально легко употреблять» (по-немецки: ein möglichst leicht konsumierbares Architektonisches Fast Food). [4] В то же время часто забывают, что то, что представляет собой качество архитектуры, можно ощутить только на месте: «Но модернистский комплекс зданий также постоянно генерирует новые образы для мирового маркетинга в архитектурном цирке: экологически амбициозные у Фостера, элегантно выразительные у Гери, зигзагообразная деконструкция у Либескинда (по-немецки: Но конструктор модернизма также постоянно порождает новые образы для глобального маркетинга в архитектурном цирке: экологически амбициозные у Фостера, элегантно-экспрессивные у Гери, зубчатые деконструкции у Либескинда. ) [4]
Однако эти разработанные с помощью компьютера маркетинговые стратегии грозят, по мнению Титца, превратить архитектуру в клише, которым полно потемкинских деревень . [4]
Некоторые примеры
[ редактировать ]Примером этого является здание Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, которое стало символом современного небоскреба , а в последующие десятилетия — наиболее подражаемым примером такого рода во всем мире. Строительство Сиднейского оперного театра было частью переосмысления архитектуры 1950-х годов.
В качестве символов места или времени сегодня скорее возводят такие здания, как оперный театр в Сиднее или музей Гуггенхайма в Бильбао. Однако они выполняют ту же функцию, что и колоссальные статуи, и формируют имидж соответствующего города на международном уровне.
— Андрес Лепик, Skysraper [5]
Список (выборка)
[ редактировать ]Этот список никогда не может быть полным, но он должен дать представление о разнообразии зданий.
Картина | Имя / Год | Архитектор | Место | Примечания |
---|---|---|---|---|
![]() |
Парфенон 5 век до н.э. |
Афины , Греция | Классический греческий храм, известный с момента его постройки своими гармоничными пропорциями, который многие считают «вершиной всей архитектуры». [6] и идеальное выражение человечности. | |
![]() |
Пантеон 119/125 |
Рим , Италия | Пантеон, построенный при императоре Адриане, имел самый большой купол в мире на протяжении более 1700 лет, если судить по его внутреннему диаметру, и обычно считается наиболее хорошо сохранившимся зданием римской древности. | |
![]() |
Собор Святой Софии 537 |
Стамбул , Турция | Собор Святой Софии, построенный в виде купольной базилики, в VI веке установил новые архитектурные акценты. Значение купола с точки зрения истории архитектуры заключается не в его размерах, а в том, что впервые он опирается всего на четыре колонны и парит над помещением внизу. | |
![]() |
Шартрский собор 1260 |
Шартр , Франция | Шартрский собор — место встречи многих художественных и культурно-исторических течений. В начале классической фазы готической архитектуры существовало два принципиально разных подхода, из которых только один оказался успешным и стал гораздо более известным. | |
![]() |
Вилла Капра «Ла Ротонда» 1571 |
Андреа Палладио | Виченца , Италия | Идеальное здание эпохи Возрождения , эстетика которого стремилась соответствовать эстетике древних моделей. Томас Джефферсон анонимно представил на конкурс проект президентской резиденции в Вашингтоне, который представлял собой вариант виллы Ротонда. Этот дизайн не был принят, но он подобрал элементы для собственного дома в Монтичелло . |
![]() |
Хрустальный дворец 1851 |
Джозеф Пакстон | Лондон , Великобритания | Быстровозводимое здание на основе серийно выпускаемых модульных компонентов. Столь сознательно продемонстрировать строительство с представительной архитектурой было новинкой. |
![]() |
Святое Семейство 1882 |
Антонио Гауди | Барселона , Испания | Храм Святого Семейства — необычное произведение сакральной архитектуры, которое интерпретирует готические мотивы современными средствами. |
![]() |
Эйфелева башня 1889 |
Гюстав Эйфель | Париж , Франция | В течение 41 года с момента возведения кованый железный каркас оставался самым высоким сооружением в мире, вызвав волну строительства башен по всему миру. Выдающееся архитектурное положение основано, с одной стороны, на множестве зданий, придерживавшихся строительного принципа, некоторые из которых даже копировали внешний вид, а с другой стороны, башня построена совершенно без какого-либо исторического образца. |
![]() |
Дом Ритвельда Шредера 1924 |
Геррит Ритвельд | Утрехт , Нидерланды | Здание является одним из самых важных зданий движения Де Стиль . |
![]() |
Чилихаус 1924 |
Фриц Хёгер | Гамбург , Германия | Чилихаус был образцом кирпичного экспрессионизма 1920-х годов. Корабль с носовой частью стал символом экспрессионизма в архитектуре. |
![]() |
Башня Эйнштейна 1924 |
Эрих Мендельсон | Потсдам , Германия | Обсерватория в Научном парке Альберта Эйнштейна на Телеграфенберге в Потсдаме является революционным зданием для своего времени. |
![]() |
Подкова поселение 1925–1930 |
Бруно Таут | Берлин , Германия | Hufeisensiedlung, которому принадлежит дом отдыха Tautes Heim, во всем мире считается ключевым объектом реформаторского городского жилищного строительства. |
Баухаус Дессау 1926 |
Вальтер Гропиус | Дессау , Германия | Помимо нового тогда функционального разделения отдельных структур, объединенных в единый организм, особенностью является стена крыла мастерской, полностью растворенная в стекле. | |
![]() |
Павильон Барселоны 1929 |
Людвиг Мис ван дер Роэ | Барселона , Испания | В здании, ставшем законодателем стиля современной архитектуры, были реализованы два конструктивных принципа ван дер Роэ: свободная планировка и «плавающая крыша». |
![]() |
Вилла Тугендхат 1930 |
Людвиг Мис ван дер Роэ | Брно , Чехия | Конструкция и стена были строго отделены друг от друга и должны были позволить «свободно» разделить план этажа. |
![]() |
Падающая вода 1937 |
Фрэнк Ллойд Райт | недалеко от Питтсбурга , Пенсильвания , США. | Клиент хотел здание с видом на водопад. После тщательного обследования участка, включая все деревья и камни, Райт предложил построить здание над водопадом. |
![]() |
Стеклянный дом 1949 |
Филип Джонсон | Нью-Ханаан , Коннектикут , США | Стеклянный дом отличается радикальным сокращением наружных стен. |
![]() |
Фарнсворт Хаус 1951 |
Людвиг Мис ван дер Роэ | Плано Иллинойс , США | Наружные стены полностью стеклянные и обеспечивают прямую связь с природой в любой ситуации, для обеспечения конфиденциальности предусмотрены только легкие занавески. |
![]() |
Нотр-Дам-дю-От 1955 |
Ле Корбюзье | Роншан , Франция | Благодаря своей органичной форме церковь также является местом паломничества архитекторов и любителей искусства. |
![]() |
Музей Соломона Р. Гуггенхайма 1959 |
Фрэнк Ллойд Райт | Нью-Йорк , Нью-Йорк , США | Райт создал извилистую рампу и лифт, который доставляет посетителей к самой высокой точке рампы, чтобы они могли пройти мимо произведений искусства. |
![]() |
Берлинская филармония 1963 |
Ганс Шарун | Берлин , Германия | Архитектура во многом стирает разделение между художником и публикой, художники сидят «посреди» публики. |
Монреальская биосфера 1967 |
Ричард Бакминстер Фуллер | Монреаль , Канада | Павильон США на выставке «Экспо 67» в Монреале сделан из стали и акрила и стал образцом для многих последующих зданий. | |
![]() |
Кафедральный собор Бразилиа 1970 |
Оскар Нимейер | Бразилиа , Бразилия | Кафедральный собор и здание парламента характеризуют недавно построенную бразильскую столицу. |
![]() |
Финляндия Холл 1971 |
Алвар Аалто | Хельсинки , Финляндия | Архитектурный стиль функционально ориентирован и представляет собой яркий контраст с зачастую меланхоличным пейзажем. |
![]() |
Олимпийский стадион Мюнхена 1972 |
Гюнтер Бениш | Мюнхен , Германия | Архитектурная группа «Олимпиапарк» спроектировала стадион, вписанный в ландшафт. Олимпийский стадион стал символом новой легкости немецкой послевоенной архитектуры. |
![]() |
Сиднейский оперный театр 1973 |
Йорн Утзон | Сидней , Австралия | Сиднейский оперный театр — популярная туристическая достопримечательность, достопримечательность Сиднея и Австралии. Дания сегодня также рассматривает Оперный театр как часть своего культурного наследия. |
![]() |
Центр Жоржа Помпиду 1977 |
Ренцо Пиано , Ричард Роджерс и Джанфранко Франкини | Париж , Франция | Несущая конструкция и трубы для инженерных и инженерных коммуникаций здания были заметно расположены снаружи здания. Значительный шаг на пути к современной архитектуре и постмодернистской архитектуре . |
![]() |
Лувр Пирамида 1989 |
Йео Мин Пей | Париж , Франция | Пирамида состоит из 602 ромбических и 69 треугольных стеклянных сегментов. Великая пирамида Гизы Образцом пропорций послужила . |
![]() |
Пожарная часть 1993 |
Заха Хадид | Вайль-на-Рейне , Германия | Структура состоит из четко вырезанных зубцов и кромок в конструкции стекла. |
![]() |
Башня «Восточная жемчужина» 1995 |
Цзя Хуанчэн | Шанхай , Китай | Его уникальная конструкция из одиннадцати сфер разного размера и разной высоты, поддерживаемых колоннами, стала одной из самых известных достопримечательностей города Шанхая. |
![]() |
Термы Вальс 1996 |
Питер Цумтор | Вальс , Швейцария | Спа напоминает карьер, из которого вырезали кубоиды. Остальные блоки и полости между ними образуют все здание. |
![]() |
Музей современного искусства Нитерой 1996 |
Оскар Нимейер | Нитерой , Бразилия | Музей современного искусства Нитерой имеет диаметр 50 м и напоминает своей формой ножку атомного гриба или НЛО. |
![]() |
Музей Гуггенхайма в Бильбао 1997 |
Фрэнк Гери | Бильбао , Испания | Очень причудливое здание славится своим архитектурным стилем в стиле деконструктивизм . Но здание музея также означает экономический успех, см. Эффект Бильбао . |
![]() |
Бурдж аль Араб 1999 |
Том Райт | Дубай , Объединенные Арабские Эмираты | Заказчик хотел сделать достопримечательность Дубая, что архитектор реализовал с помощью запоминающейся формы. За очень короткое время роскошный отель в форме паруса яхты стал визитной карточкой Дубая. |
![]() |
Пекинский национальный стадион 2008 |
Херцог и де Мерон | Пекин , Китай | Из-за своей формы стадион получил прозвище «птичье гнездо». Архитектор Жак Херцог надеется, что «это здание станет для Пекина тем же, чем Эйфелева башня для Парижа». |
![]() |
Бурдж Халифа 2010 |
Адриан Смит | Дубай , Объединенные Арабские Эмираты | С 2008 года Бурдж-Халифа является самым высоким зданием в мире. Инвесторы держали высоту в секрете до открытия 4 января 2010 года. Благодаря Бурдж-Халифе различные категории рекордов самого высокого здания будут присвоены одному зданию впервые с момента возведения Эмпайр-стейт-билдинг в 1931 году. |
Metropol Parasol 2011 |
Юрген Майер | Севилья , Испания | Новая достопримечательность Севильи имеет длину 150 метров, ширину 70 метров и высоту 26 метров и считается крупнейшим деревянным сооружением в мире. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сабина Тиль-Силинг, изд. Архитектура! 20 век [ Архитектура! XX век ]. Мюнхен: Издательство Престель. ISBN 978-3791320137 .
- ^ Ли, Джонатан (1 июля 2006 г.). 50 великих приключений. Особые места и люди, их создавшие [ 50 огромных приключений. Особые места и люди, их создавшие . Мюнхен: Издательство Престель. ISBN 978-3791335308 .
- ^ Jump up to: а б ЛеБланс, Сидней (1998). в Америке архитектура Современная Мюнхен: Немецкая издательская компания. ISBN 978-3421031365 .
- ^ Jump up to: а б с д Титц, Юрген (30 января 2006 г.). «Встроенные символы» . Новая газета Цюриха . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ Андрес Лепик: Небоскреб. Издательство Престель, 2004, Мюнхен, ISBN 978-3791331553 . Цитата: «Сегодня такие здания, как Оперный театр в Сиднее или Музей Гуггенхайма в Бильбао, скорее всего, будут построены как символы места или времени. Однако они выполняют ту же функцию, что и колоссальные статуи прошлого, и формируют образ. соответствующего города на международном уровне».
- ^ Певснер, Николас (28 апреля 2008 г.). до присутствия зарождения Европейская архитектура от Мюнхен: Престель. п. 11. ISBN 978-3791339276 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дженкс, Чарльз (24 апреля 2005 г.). Знаменитое здание: сила загадки . Лондон: Издательство Фрэнсис Линкольн. ISBN 978-0711224261 .
- Куль, Изабель (12 июля 2007 г.). вам следует зданий, о которых 50 знать Мюнхен: Издательство Престель. ISBN 978-3791338378 .
- Ли, Джонатан (1 июля 2006 г.). 50 великих приключений. Особые места и люди, их создавшие [ 50 огромных приключений. Особые места и люди, их создавшие . Мюнхен: Издательство Престель. ISBN 978-3791335308 .
- Лепик, Андрес (25 августа 2004 г.). Небоскребы . Мюнхен: Издательство Престель. ISBN 978-3791331553 .
- Паркин, Нил (март 2006 г.). архитектуры чудес Семьдесят Мюнхен: Фредеркинг и Талер. ISBN 978-3894055363 .
- Сабина Тиль-Силинг, изд. Архитектура! 20 век [ Архитектура! XX век ]. Мюнхен: Издательство Престель. ISBN 978-3791320137 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Комсток, Пол (3 апреля 2007 г.). «Знаковое здание. Интервью с архитектором Чарльзом Дженксом» . Архивировано из оригинала 31 августа 2010 г. Проверено 19 июня 2019 г.