Jump to content

Звездный архитектор

Starchitect — это словосочетание, используемое для описания архитекторов, чья известность и признание критиков превратили их в идолов мира архитектуры и, возможно, даже принесли им некоторую известность среди широкой публики. Статус знаменитости обычно ассоциируется с авангардной новизной. Девелоперы по всему миру проявили желание привлечь «высших талантов» (т.е. звездных архитекторов) в надежде убедить сопротивляющиеся муниципалитеты одобрить крупные застройки, получить финансирование или повысить стоимость своих зданий. [1] Ключевой характеристикой является то, что звездная архитектура почти всегда является «знаковой» и хорошо заметной на сайте или в контексте. Поскольку статус зависит от текущей известности в средствах массовой информации, угасание статуса СМИ означает, что архитекторы теряют статус «звездных архитекторов» - следовательно, можно составить список бывших «звездных архитекторов».

Эффект Бильбао

[ редактировать ]

Здания часто рассматриваются как возможность получения прибыли, поэтому создание « дефицита » или определенной степени уникальности повышает ценность инвестиций. Баланс между функциональностью и авангардизмом повлиял на многих застройщиков . Например, архитектор-девелопер Джон Портман обнаружил, что строительство отелей- небоскребов с огромными атриумами — что он и делал в различных городах США в 1980-х годах — было более прибыльным, чем максимизация площади. [2]

Однако именно подъем постмодернистской архитектуры в конце 1970-х и начале 1980-х годов породил идею о том, что звездный статус в архитектурной профессии связан с авангардом, связанным с популярной культурой , - что, как утверждали постмодернистские критики, такие как Чарльз Дженкс был высмеян защитниками модернистской архитектуры . В ответ Дженкс выступил за « двойное кодирование »; [3] то есть, что постмодернизм может быть понятен и доступен широкой публике и в то же время получит «критическое одобрение». Звездные архитекторы того периода часто строили мало, или их самые известные работы были «бумажной архитектурой» — незавершенными или даже невозводимыми схемами, но известными благодаря частому воспроизведению в архитектурных журналах, таких как работы Леона Криера , Майкла Грейвса , Альдо Росси , Роберт А.М. Стерн , Ганс Холляйн и Джеймс Стирлинг . Когда постмодернизм пришел в упадок, его авангардистские взгляды пострадали из-за ассоциаций с народным языком и традиционализмом, и знаменитости снова вернулись к модернистскому авангардизму. [4]

Но высокотехнологичное направление модернизма сохранялось параллельно с формально регрессивным постмодернизмом; тот, который часто отстаивал «прогресс», прославляя, если не разоблачая, структурную и системную инженерию. Подобную технологическую виртуозность можно обнаружить в это время в работах Нормана Фостера , Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса , последние двое спроектировали скандальный Центр Помпиду (1977) в Париже , который открылся для международного признания. Эта так называемая высокотехнологичная архитектура показала, что индустриальная эстетика – архитектура, характеризующаяся как городской суровостью, так и инженерной эффективностью – имела популярность. Это также было в некоторой степени очевидно в так называемой деконструктивистской архитектуре , такой как использование сетчатых ограждений , необработанной фанеры и других промышленных материалов в проектах жилой и коммерческой архитектуры. Вероятно, самым известным практиком в этом направлении, по крайней мере, в 1970-х годах, является ныне всемирно известный архитектор Фрэнк Гери. , чей дом в Санта-Монике, Калифорния , обладает этими характеристиками.

Музей Гуггенхайма в Бильбао работы Фрэнка Гери , расположенный вдоль реки Нервион , Бильбао.

, поскольку городское поколение на рубеже двадцатого века набирает обороты, Экономисты прогнозируют, что глобализация и мощь транснациональных корпораций сместят баланс сил от национальных государств к отдельным городам , которые затем будут конкурировать с соседними городами и городами в других местах за большую часть прибыльные современные отрасли промышленности, которые все чаще в крупных городах Западной Европы и США не включают производство. Таким образом, города приступили к «изобретению себя заново», отдавая приоритет ценности культуры. Муниципалитеты и некоммерческие организации надеются, что использование звездного архитектора увеличит трафик и доходы туристов на их новые объекты. После популярного и критического успеха музея Гуггенхайма в Бильбао ( Испания ) Фрэнка Гери , в котором захудалый район города, переживающего экономический спад, принес огромный финансовый рост и престиж , средства массовой информации начали говорить о так называемом «Бильбао». Эффект"; [5] Считалось, что звездный архитектор, спроектировавший элитное, престижное здание, сыграл решающую роль в создании достопримечательности города. Аналогичными примерами являются Северный Имперский военный музей (2002 г.), Большой Манчестер , Великобритания, автор Дэниел Либескинд , Киасма Музей современного искусства , Хельсинки , Финляндия , автор Стивен Холл , и Центральная библиотека Сиэтла (2004 г.), штат Вашингтон , США. , ОМА .

Происхождение фразы «архитектура вау-фактора» неясно, но с конца 1990-х годов она широко использовалась в управлении бизнесом как в Великобритании, так и в США для продвижения авангардистских зданий в рамках возрождения городов. [6] Это даже приобрело более научный аспект: в Великобритании были выделены деньги на изучение значения этого фактора. В исследовании, проведенном в Университете Сассекса (Великобритания) в 2000 году, заинтересованным сторонам было предложено рассмотреть «воздействие новых разработок на разум и чувства». [7] В попытке получить «рейтинг восхищения» для данного здания архитекторам, клиентам и предполагаемым пользователям здания было предложено задаться вопросом: «Что думают о здании прохожие?», «Является ли оно центром внимания?» для общества?" Индикатор качества проектирования был разработан Советом строительной индустрии Великобритании , поэтому органам, сдающим в эксплуатацию новые здания, будет предложено рассмотреть, имеет ли планируемое здание «вау-фактор» в дополнение к более традиционным проблемам функциональности и стоимости.

«Вау-фактор» также подхватили испанские архитектурные критики, такие как архитектурные критики New York Times Герберт Мушамп и Николай Уруссоф, в их аргументах о том, что город необходимо «радикально» изменить за счет новых башен. Обсуждая испанского архитектора Сантьяго Калатравы новый небоскреб на Саут-стрит, 80, недалеко от подножия Бруклинского моста , Уруссоф упоминает, что апартаменты Калатравы задуманы как автономные городские убежища, престижные объекты стоимостью 30 миллионов долларов для мировой элиты : «Если они по духу отличаются от особняки Вандербильтов прошлого, только тем и обещают быть более заметными. Они — рай для эстетов». [8]

Исторический обзор статуса архитекторов

[ редактировать ]
Титульный лист издания Le Vite 1568 года.

Идея предоставления статуса знаменитости архитекторам не нова, но содержится в общей тенденции, начиная с эпохи Возрождения , предоставлять статус художникам. До современной эпохи художники западной цивилизации обычно работали под покровительством – обычно церкви или правителей государства – и их репутация могла стать товаром, так что их услуги могли покупаться разными покровителями. Одним из первых свидетельств статуса знаменитости является художника-архитектора Джорджо Вазари монография Le vite de' più eccellentipittori, scultori e Architettori (на английском языке « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов »), впервые опубликованная в 1550 году. запись итальянского Возрождения во времена его расцвета. Вазари, сам находившийся под покровительством великого герцога Козимо I Медичи , даже отдавал предпочтение архитекторам из города, где он проживал, Флоренции , приписывая им новаторство, почти не упоминая при этом другие города или места, расположенные дальше. Важность книги Вазари заключалась в возможности укрепить репутацию и статус без необходимости видеть людьми описываемые произведения. [9] Таким образом, развитие средств массовой информации имело столь же важное значение для знаменитостей в области архитектуры, как и для других сфер жизни.

Хотя статус, возникающий в результате покровительства церкви и государства, сохранялся с ростом Просвещения и капитализма (например, положение архитектора Кристофера Рена под покровительством британской короны , лондонского Сити , англиканской церкви и Оксфордского университета в 17-м веке). столетия), наблюдалось расширение доступных художественных и архитектурных услуг, каждая из которых конкурировала за комиссионные с ростом промышленности и среднего класса . Архитекторы, тем не менее, оставались по существу слугами своих клиентов: в то время как романтизм и модернизм в других искусствах поощряли индивидуализм , прогресс в архитектуре был направлен в основном на улучшение характеристик зданий (стандартов комфорта), проектирование и разработку новых типологий зданий (например, фабрики, железнодорожные вокзалы , а позже и аэропорты ) и общественная благотворительность (проблемы урбанизации, государственного жилья , перенаселенности и т. д.), однако позволяя некоторым архитекторам заниматься архитектурой как автономным искусством (которое процветало с Ар-нуво и ар-деко ). [10] Герои современной архитектуры, [ нужна ссылка ] в частности Ле Корбюзье [ нужна ссылка ] , считались героическими [ нужна ссылка ] за создание теорий о том, как архитектура должна быть связана с развитием общества.

Такая реклама проникла и в популярную прессу: в послевоенную эпоху журнал Time время от времени изображал на обложке архитекторов — например, помимо Ле Корбюзье, Ээро Сааринен , Фрэнка Ллойда Райта и Людвига Миса ван дер Роэ . В последнее время в журнале Time также фигурировали Филип Джонсон , Питер Эйзенман , Рем Колхас и Заха Хадид . Ээро Сааринен специализировался на строительстве штаб-квартир престижных американских компаний, таких как General Motors , CBS и IBM , и эти компании использовали архитектуру для продвижения своего корпоративного имиджа: например, в 1950-х годах General Motors часто фотографировала свои новые модели автомобилей перед своей штаб-квартирой. в Мичигане . [11] Корпорации продолжают понимать ценность привлечения архитекторов для проектирования своих ключевых зданий. Например, производственная компания Vitra хорошо известна работами известных архитекторов, которые составляют ее помещения в Вайль-на-Рейне , Германия; в том числе Заха Хадид, Тадао Андо , SANAA , Herzog & de Meuron , Альваро Сиза и Фрэнк Гери ; как и модный дом Prada , поручивший Рему Колхасу разработать дизайн своих флагманских магазинов в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе . Однако на протяжении всей истории наибольший престиж имело проектирование общественных зданий – оперных театров, библиотек, ратуш и особенно музеев, которые часто называют «новыми соборами» нашего времени. [12]

Измерение статуса знаменитости

[ редактировать ]

Объективность в вопросе статуса может показаться сомнительной. Однако исследователи из Университета Кларксона использовали метод посещений Google , чтобы «измерить» степень статуса знаменитости: «чтобы установить точное математическое определение славы как в науке, так и в мире в целом». [13]

Премии и укрепление репутации

[ редактировать ]

Хотя широкой публике известно немного архитекторов, «звездные архитекторы» пользуются большим уважением среди своих профессиональных коллег и профессиональных средств массовой информации. Такой статус отмечен не только престижными комиссиями, но и различными премиями. Например, Притцкеровская премия , присуждаемая с 1979 года, пытается повысить свой престиж, упоминая, что ее процедуры созданы по образцу Нобелевской премии . [14]

В своей книге 1979 года «Архитектура и ее интерпретация » Хуан Пабло Бонта выдвинул теорию о том, как здания и архитекторы достигают канонического статуса. [15] Он утверждал, что здание и его архитектор приобретают культовый или канонический статус после периода, когда различные критики и историки создают интерпретацию, которая затем в течение значительного периода времени становится неоспоримой. Если сам текст получает канонический статус, то дополнительно подтверждается статус архитектора. Например, в первом издании Зигфрида Гедиона « книги Пространство, время и архитектура» финский архитектор Алвар Аалто (1949) вообще не упоминается . Во втором издании ему было уделено больше внимания, чем любому другому архитектору, включая Ле Корбюзье , которого до этого считали самым важным архитектором-модернистом.

Однако существует разница между каноническим статусом и «звездным архитектором»: поскольку часть аспекта «вау-фактора» этого термина зависит от текущей известности в СМИ, он используется только для описания практикующих в настоящее время архитекторов:

Бывшие звездные архитекторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Давиде Понзини и Микеле Настази, ЗВЕЗДНАЯ СТРОИТЕЛЬСТВО: Сцены, актеры и зрелища в современных городах . Турин, Аллеманди, 2011 г. http://www.starchitecture.it/category/book.
  2. ^ Чарльз Лэндри , Творческий город : Инструментарий для городских новаторов . Лондон; Эртскан, 2003.
  3. ^ Чарльз Дженкс, Что такое постмодернизм? Лондон, Academy Editions, 1984.
  4. ^ Чарльз Дженкс, «Новая парадигма в архитектуре» в Absolute Motion , Datutop 22, Тампере, 2002.
  5. Витольд Рыбчинский, «Эффект Бильбао», The Atlantic Monthly , сентябрь 2002 г.
  6. ^ Этот термин чаще используется в управлении бизнесом. См., например: Том Питерс , В погоне за вау , Нью-Йорк, Винтаж, 1994.
  7. Пол Келсо, «Архитекторов призывают использовать «вау-фактор» при проектировании новых общественных зданий Великобритании», The Guardian , 27 ноября 2000 г.
  8. Николай Уруссоф, «Горизонт Нью-Йорка», New York Times , 5 сентября 2004 г.
  9. ^ DJ Гордон и Стивен Оргел, «Легенда Леонардо», ELH , Vol. 49, № 2, Лето 1982 г.
  10. ^ Спиро Костоф, Архитектор: главы истории профессии , University of California Press, 2000.
  11. ^ Эева-Лииза Пелконен и Дональд Альбрехт (редакторы), Ээро Сааринен. Формируя будущее Нью-Хейвена, издательство Йельского университета, 2006.
  12. ^ Джастин Хендерсон, Музейная архитектура , Rockport Publishers, 2001.
  13. ^ Майк Мартин, «Ученые используют Google для измерения славы и заслуг», Sci-tech Today.com - 20 мая 2004 г., [1]
  14. ^ Домашняя страница Pritzer. Архивировано 10 января 2010 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Хуан Пабло Бонта, Архитектура и ее интерпретация . Лондон, Лунд Хамфрис, 1979 год.
  16. ^ Феррен, Эндрю (8 июня 2012 г.). «По следам первого звездного архитектора Турции» . Нью-Йорк Таймс .
  17. ^ «Синан: Первый звездный архитектор» . www.buildingcentre.co.uk . Архивировано из оригинала 21 мая 2016 г.

Отслеживание первого звездного архитектора Турции

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 547864283d9d959458af391a9a690794__1711560960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/94/547864283d9d959458af391a9a690794.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Starchitect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)