Звездный архитектор
Starchitect — это словосочетание, используемое для описания архитекторов, чья известность и признание критиков превратили их в идолов мира архитектуры и, возможно, даже принесли им некоторую известность среди широкой публики. Статус знаменитости обычно ассоциируется с авангардной новизной. Девелоперы по всему миру проявили желание привлечь «высших талантов» (т.е. звездных архитекторов) в надежде убедить сопротивляющиеся муниципалитеты одобрить крупные застройки, получить финансирование или повысить стоимость своих зданий. [1] Ключевой характеристикой является то, что звездная архитектура почти всегда является «знаковой» и хорошо заметной на сайте или в контексте. Поскольку статус зависит от текущей известности в средствах массовой информации, угасание статуса СМИ означает, что архитекторы теряют статус «звездных архитекторов» - следовательно, можно составить список бывших «звездных архитекторов».
Эффект Бильбао
[ редактировать ]Здания часто рассматриваются как возможность получения прибыли, поэтому создание « дефицита » или определенной степени уникальности повышает ценность инвестиций. Баланс между функциональностью и авангардизмом повлиял на многих застройщиков . Например, архитектор-девелопер Джон Портман обнаружил, что строительство отелей- небоскребов с огромными атриумами — что он и делал в различных городах США в 1980-х годах — было более прибыльным, чем максимизация площади. [2]
Однако именно подъем постмодернистской архитектуры в конце 1970-х и начале 1980-х годов породил идею о том, что звездный статус в архитектурной профессии связан с авангардом, связанным с популярной культурой , - что, как утверждали постмодернистские критики, такие как Чарльз Дженкс был высмеян защитниками модернистской архитектуры . В ответ Дженкс выступил за « двойное кодирование »; [3] то есть, что постмодернизм может быть понятен и доступен широкой публике и в то же время получит «критическое одобрение». Звездные архитекторы того периода часто строили мало, или их самые известные работы были «бумажной архитектурой» — незавершенными или даже невозводимыми схемами, но известными благодаря частому воспроизведению в архитектурных журналах, таких как работы Леона Криера , Майкла Грейвса , Альдо Росси , Роберт А.М. Стерн , Ганс Холляйн и Джеймс Стирлинг . Когда постмодернизм пришел в упадок, его авангардистские взгляды пострадали из-за ассоциаций с народным языком и традиционализмом, и знаменитости снова вернулись к модернистскому авангардизму. [4]
Но высокотехнологичное направление модернизма сохранялось параллельно с формально регрессивным постмодернизмом; тот, который часто отстаивал «прогресс», прославляя, если не разоблачая, структурную и системную инженерию. Подобную технологическую виртуозность можно обнаружить в это время в работах Нормана Фостера , Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса , последние двое спроектировали скандальный Центр Помпиду (1977) в Париже , который открылся для международного признания. Эта так называемая высокотехнологичная архитектура показала, что индустриальная эстетика – архитектура, характеризующаяся как городской суровостью, так и инженерной эффективностью – имела популярность. Это также было в некоторой степени очевидно в так называемой деконструктивистской архитектуре , такой как использование сетчатых ограждений , необработанной фанеры и других промышленных материалов в проектах жилой и коммерческой архитектуры. Вероятно, самым известным практиком в этом направлении, по крайней мере, в 1970-х годах, является ныне всемирно известный архитектор Фрэнк Гери. , чей дом в Санта-Монике, Калифорния , обладает этими характеристиками.
, поскольку городское поколение на рубеже двадцатого века набирает обороты, Экономисты прогнозируют, что глобализация и мощь транснациональных корпораций сместят баланс сил от национальных государств к отдельным городам , которые затем будут конкурировать с соседними городами и городами в других местах за большую часть прибыльные современные отрасли промышленности, которые все чаще в крупных городах Западной Европы и США не включают производство. Таким образом, города приступили к «изобретению себя заново», отдавая приоритет ценности культуры. Муниципалитеты и некоммерческие организации надеются, что использование звездного архитектора увеличит трафик и доходы туристов на их новые объекты. После популярного и критического успеха музея Гуггенхайма в Бильбао ( Испания ) Фрэнка Гери , в котором захудалый район города, переживающего экономический спад, принес огромный финансовый рост и престиж , средства массовой информации начали говорить о так называемом «Бильбао». Эффект"; [5] Считалось, что звездный архитектор, спроектировавший элитное, престижное здание, сыграл решающую роль в создании достопримечательности города. Аналогичными примерами являются Северный Имперский военный музей (2002 г.), Большой Манчестер , Великобритания, автор Дэниел Либескинд , Киасма Музей современного искусства , Хельсинки , Финляндия , автор Стивен Холл , и Центральная библиотека Сиэтла (2004 г.), штат Вашингтон , США. , ОМА .
Происхождение фразы «архитектура вау-фактора» неясно, но с конца 1990-х годов она широко использовалась в управлении бизнесом как в Великобритании, так и в США для продвижения авангардистских зданий в рамках возрождения городов. [6] Это даже приобрело более научный аспект: в Великобритании были выделены деньги на изучение значения этого фактора. В исследовании, проведенном в Университете Сассекса (Великобритания) в 2000 году, заинтересованным сторонам было предложено рассмотреть «воздействие новых разработок на разум и чувства». [7] В попытке получить «рейтинг восхищения» для данного здания архитекторам, клиентам и предполагаемым пользователям здания было предложено задаться вопросом: «Что думают о здании прохожие?», «Является ли оно центром внимания?» для общества?" Индикатор качества проектирования был разработан Советом строительной индустрии Великобритании , поэтому органам, сдающим в эксплуатацию новые здания, будет предложено рассмотреть, имеет ли планируемое здание «вау-фактор» в дополнение к более традиционным проблемам функциональности и стоимости.
«Вау-фактор» также подхватили испанские архитектурные критики, такие как архитектурные критики New York Times Герберт Мушамп и Николай Уруссоф, в их аргументах о том, что город необходимо «радикально» изменить за счет новых башен. Обсуждая испанского архитектора Сантьяго Калатравы новый небоскреб на Саут-стрит, 80, недалеко от подножия Бруклинского моста , Уруссоф упоминает, что апартаменты Калатравы задуманы как автономные городские убежища, престижные объекты стоимостью 30 миллионов долларов для мировой элиты : «Если они по духу отличаются от особняки Вандербильтов прошлого, только тем и обещают быть более заметными. Они — рай для эстетов». [8]
Исторический обзор статуса архитекторов
[ редактировать ]Идея предоставления статуса знаменитости архитекторам не нова, но содержится в общей тенденции, начиная с эпохи Возрождения , предоставлять статус художникам. До современной эпохи художники западной цивилизации обычно работали под покровительством – обычно церкви или правителей государства – и их репутация могла стать товаром, так что их услуги могли покупаться разными покровителями. Одним из первых свидетельств статуса знаменитости является художника-архитектора Джорджо Вазари монография Le vite de' più eccellentipittori, scultori e Architettori (на английском языке « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов »), впервые опубликованная в 1550 году. запись итальянского Возрождения во времена его расцвета. Вазари, сам находившийся под покровительством великого герцога Козимо I Медичи , даже отдавал предпочтение архитекторам из города, где он проживал, Флоренции , приписывая им новаторство, почти не упоминая при этом другие города или места, расположенные дальше. Важность книги Вазари заключалась в возможности укрепить репутацию и статус без необходимости видеть людьми описываемые произведения. [9] Таким образом, развитие средств массовой информации имело столь же важное значение для знаменитостей в области архитектуры, как и для других сфер жизни.
Хотя статус, возникающий в результате покровительства церкви и государства, сохранялся с ростом Просвещения и капитализма (например, положение архитектора Кристофера Рена под покровительством британской короны , лондонского Сити , англиканской церкви и Оксфордского университета в 17-м веке). столетия), наблюдалось расширение доступных художественных и архитектурных услуг, каждая из которых конкурировала за комиссионные с ростом промышленности и среднего класса . Архитекторы, тем не менее, оставались по существу слугами своих клиентов: в то время как романтизм и модернизм в других искусствах поощряли индивидуализм , прогресс в архитектуре был направлен в основном на улучшение характеристик зданий (стандартов комфорта), проектирование и разработку новых типологий зданий (например, фабрики, железнодорожные вокзалы , а позже и аэропорты ) и общественная благотворительность (проблемы урбанизации, государственного жилья , перенаселенности и т. д.), однако позволяя некоторым архитекторам заниматься архитектурой как автономным искусством (которое процветало с Ар-нуво и ар-деко ). [10] Герои современной архитектуры, [ нужна ссылка ] в частности Ле Корбюзье [ нужна ссылка ] , считались героическими [ нужна ссылка ] за создание теорий о том, как архитектура должна быть связана с развитием общества.
Такая реклама проникла и в популярную прессу: в послевоенную эпоху журнал Time время от времени изображал на обложке архитекторов — например, помимо Ле Корбюзье, Ээро Сааринен , Фрэнка Ллойда Райта и Людвига Миса ван дер Роэ . В последнее время в журнале Time также фигурировали Филип Джонсон , Питер Эйзенман , Рем Колхас и Заха Хадид . Ээро Сааринен специализировался на строительстве штаб-квартир престижных американских компаний, таких как General Motors , CBS и IBM , и эти компании использовали архитектуру для продвижения своего корпоративного имиджа: например, в 1950-х годах General Motors часто фотографировала свои новые модели автомобилей перед своей штаб-квартирой. в Мичигане . [11] Корпорации продолжают понимать ценность привлечения архитекторов для проектирования своих ключевых зданий. Например, производственная компания Vitra хорошо известна работами известных архитекторов, которые составляют ее помещения в Вайль-на-Рейне , Германия; в том числе Заха Хадид, Тадао Андо , SANAA , Herzog & de Meuron , Альваро Сиза и Фрэнк Гери ; как и модный дом Prada , поручивший Рему Колхасу разработать дизайн своих флагманских магазинов в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе . Однако на протяжении всей истории наибольший престиж имело проектирование общественных зданий – оперных театров, библиотек, ратуш и особенно музеев, которые часто называют «новыми соборами» нашего времени. [12]
Измерение статуса знаменитости
[ редактировать ]Объективность в вопросе статуса может показаться сомнительной. Однако исследователи из Университета Кларксона использовали метод посещений Google , чтобы «измерить» степень статуса знаменитости: «чтобы установить точное математическое определение славы как в науке, так и в мире в целом». [13]
Премии и укрепление репутации
[ редактировать ]Хотя широкой публике известно немного архитекторов, «звездные архитекторы» пользуются большим уважением среди своих профессиональных коллег и профессиональных средств массовой информации. Такой статус отмечен не только престижными комиссиями, но и различными премиями. Например, Притцкеровская премия , присуждаемая с 1979 года, пытается повысить свой престиж, упоминая, что ее процедуры созданы по образцу Нобелевской премии . [14]
В своей книге 1979 года «Архитектура и ее интерпретация » Хуан Пабло Бонта выдвинул теорию о том, как здания и архитекторы достигают канонического статуса. [15] Он утверждал, что здание и его архитектор приобретают культовый или канонический статус после периода, когда различные критики и историки создают интерпретацию, которая затем в течение значительного периода времени становится неоспоримой. Если сам текст получает канонический статус, то дополнительно подтверждается статус архитектора. Например, в первом издании Зигфрида Гедиона « книги Пространство, время и архитектура» финский архитектор Алвар Аалто (1949) вообще не упоминается . Во втором издании ему было уделено больше внимания, чем любому другому архитектору, включая Ле Корбюзье , которого до этого считали самым важным архитектором-модернистом.
Однако существует разница между каноническим статусом и «звездным архитектором»: поскольку часть аспекта «вау-фактора» этого термина зависит от текущей известности в СМИ, он используется только для описания практикующих в настоящее время архитекторов:
- Фрэнк Гери
- Сантьяго Калатрава
- Альваро Сиза
- Массимилиано Фуксас
- Кадзуё Седзима и Рюэ Нисидзава ( САНАА )
- Соу Фудзимото
- Дэвид Чайлдс ( Скидмор, Оуингс и Меррилл )
- Тадао Андо
- Норман Фостер
- Жанна Ганг
- Николас Гримшоу
- Стивен Холл
- Кристоф Ингенховен
- Это соевый соус
- Рем Колхас
- Даниэль Либескинд
- Грег Линн
- Вини Маас ( MVRDV )
- Том Мейн ( Морфозис )
- Ричард Мейер
- Херцог и де Мерон
- Жоау Луиш Каррильо да Граса
- Рафаэль Монео
- Жан Нувель
- Ренцо Пиано
- Эдуардо Соуто де Моура
- Уильям Педерсен ( Кон Педерсен Фокс )
- Кристиан де Портзампарк
- Джошуа Принс-Рамус (REX)
- Вольф Д. Прайс ( Coop Himmelb(l)au )
- Роберт Стерн
- Ричард Роджерс
- Бен ван Беркель (UNStudio)
- Бернар Чуми
- Рафаэль Виньоли
- Питер Цумтор
- Бьярке Ингельс (BIG)
- Кьетил Тредал Торсен (Снёхетта)
Бывшие звездные архитекторы
[ редактировать ]- Йозеф Хоффманн
- Мимар Синан [16] [17]
- Ле Корбюзье
- Антонио Гауди
- Луис Барраган
- Луис Доменек и Монтанер
- Марио Ботта
- Питер Эйзенман
- Майкл Грейвс
- Мужарул Ислам
- Филип Джонсон
- Людвиг Мис ван дер Роэ
- Оскар Нимейер
- ИМ Пей
- Кевин Рош
- Ээро Сааринен
- Роберт Вентури
- Дениз Скотт Браун
- Фрэнк Ллойд Райт
- Заха Хадид
- Гае Ауленти
- Чарльз Гватми
- Сезар Пелли ( Пелли Кларк Пелли )
- Хельмут Ян
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Давиде Понзини и Микеле Настази, ЗВЕЗДНАЯ СТРОИТЕЛЬСТВО: Сцены, актеры и зрелища в современных городах . Турин, Аллеманди, 2011 г. http://www.starchitecture.it/category/book.
- ^ Чарльз Лэндри , Творческий город : Инструментарий для городских новаторов . Лондон; Эртскан, 2003.
- ^ Чарльз Дженкс, Что такое постмодернизм? Лондон, Academy Editions, 1984.
- ^ Чарльз Дженкс, «Новая парадигма в архитектуре» в Absolute Motion , Datutop 22, Тампере, 2002.
- ↑ Витольд Рыбчинский, «Эффект Бильбао», The Atlantic Monthly , сентябрь 2002 г.
- ^ Этот термин чаще используется в управлении бизнесом. См., например: Том Питерс , В погоне за вау , Нью-Йорк, Винтаж, 1994.
- ↑ Пол Келсо, «Архитекторов призывают использовать «вау-фактор» при проектировании новых общественных зданий Великобритании», The Guardian , 27 ноября 2000 г.
- ↑ Николай Уруссоф, «Горизонт Нью-Йорка», New York Times , 5 сентября 2004 г.
- ^ DJ Гордон и Стивен Оргел, «Легенда Леонардо», ELH , Vol. 49, № 2, Лето 1982 г.
- ^ Спиро Костоф, Архитектор: главы истории профессии , University of California Press, 2000.
- ^ Эева-Лииза Пелконен и Дональд Альбрехт (редакторы), Ээро Сааринен. Формируя будущее Нью-Хейвена, издательство Йельского университета, 2006.
- ^ Джастин Хендерсон, Музейная архитектура , Rockport Publishers, 2001.
- ^ Майк Мартин, «Ученые используют Google для измерения славы и заслуг», Sci-tech Today.com - 20 мая 2004 г., [1]
- ^ Домашняя страница Pritzer. Архивировано 10 января 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Хуан Пабло Бонта, Архитектура и ее интерпретация . Лондон, Лунд Хамфрис, 1979 год.
- ^ Феррен, Эндрю (8 июня 2012 г.). «По следам первого звездного архитектора Турции» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Синан: Первый звездный архитектор» . www.buildingcentre.co.uk . Архивировано из оригинала 21 мая 2016 г.