На последнем дыхании (фильм, 1960)
задыхающийся | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Французский | Запыхавшись |
Режиссер | Жан-Люк Годар |
Автор сценария | Жан-Люк Годар |
Рассказ |
|
Продюсер: | Жорж де Борегар |
В главных ролях |
|
Кинематография | Рауль Кутар |
Под редакцией | Сесиль Декужи |
Музыка | Боевой Солал |
Производство компания | Империя Фильмы |
Распространено | Общество новой кинематографии |
Дата выпуска |
|
Время работы | 90 минут |
Страна | Франция |
Языки |
|
Бюджет | 400 000 французских франков (80 000 долларов США) [ 1 ] |
Театральная касса | 2 295 912 поступлений (Франция) [ 2 ] [ 3 ] |
«На последнем дыхании» ( фр . À bout de souffle , букв. «Запыхавшись») — французской новой волны криминальный драматический фильм 1960 года , сценарий и режиссёр Жан-Люк Годар . В главных ролях Жан-Поль Бельмондо в роли странствующего преступника по имени Мишель и Джин Сиберг в роли его американской подруги Патрисии. Этот фильм стал первой полнометражной работой Годара и ознаменовал прорыв Бельмондо как актера.
«На последнем дыхании» — влиятельный пример французского кино «новой волны » ( nouvelle смутный ). [ 4 ] Наряду с Франсуа Трюффо » «400 ударами и Алена Рене » « Хиросима, моя любовь , вышедшими годом ранее, он привлек международное внимание к новым стилям французского кинопроизводства. В то время «Дыхание» привлекло большое внимание своим смелым визуальным стилем, который включал в себя нетрадиционное для того времени использование прыжковых сокращений .
После первого выхода во Франции фильм привлек более двух миллионов зрителей. С тех пор этот фильм считался одним из лучших когда-либо созданных фильмов появлялся в десятилетних опросах кинематографистов и критиков журнала Sight & Sound и неоднократно по этой теме. В мае 2010 года в США была выпущена полностью отреставрированная версия фильма, приуроченная к 50-летию фильма.
Сюжет
[ редактировать ]Мишель — молодой и опасный преступник, который моделирует себя по образцу Хамфри Богарта . Угнав машину в Марселе, Мишель стреляет и убивает полицейского, преследовавшего его на проселочной дороге. Без гроша в кармане и скрывающийся от полиции, он обращается к американской любовнице Патриции, студентке и начинающей журналистке, которая продает газету New York Herald Tribune на бульварах Парижа. Амбивалентная Патрисия невольно прячет его в своей квартире, в то время как он одновременно пытается соблазнить ее и потребовать ссуду для финансирования их побега в Италию. Патрисия говорит, что беременна, вероятно, от ребенка Мишеля. Когда полиция допрашивает ее, Патрисия понимает, что Мишель скрывается. В конце концов она предает его, но до прибытия полиции рассказывает Мишелю, что она сделала. Он в некоторой степени смирился с жизнью в тюрьме и поначалу не пытается сбежать. Приходит его друг и пытается передать ему пистолет, но он отказывается. Когда приезжает полиция, друг уезжает, но бросает пистолет Мишелю, который его подбирает. Полиция стреляет в него на улице, и, пробежав по кварталу, он падает в обморок. Когда Патрисия стоит над умирающим Мишелем, он проклинает ее в своих последних словах, но она не понимает его французского языка. [ 5 ] : 39
Бросать
[ редактировать ]
- Жан-Поль Бельмондо в роли Мишеля Пуаккара/Ласло Ковача
- Джин Сиберг в роли Патрисии Франкини
- Дэниел Буланже — инспектор полиции Виталь
- Анри-Жак Юэ в роли Антонио Беррути
- Роджер Ханин в роли Карла Зумбаха
- Ван Дуд, как Ван Дуд
- Лилиан Дрейфус в роли Лилиан
- Жан-Пьер Мельвиль в роли Парвулеско
- Жан-Люк Годар как информатор
- Ричард Бальдуччи в роли Толмачева
- Филипп де Брока в массовке
- Жан Душе в массовке
- Жан Херман в массовке
- Андре С. Лабарт в массовке
- Жак Риветт в роли тела мужчины, сбитого машиной
Производство
[ редактировать ]Предыстория и написание
[ редактировать ]«На последнем дыхании» был основан на статье Франсуа Трюффо, прочитанной в «Коротко о новостях», о Мишеле Портале и его американской подруге Беверли Линетт. В ноябре 1952 года Портейл угнал машину, чтобы навестить свою больную мать в Гавре, и в итоге убил полицейского на мотоцикле. [ 6 ] Трюффо написал трактовку вместе с Клодом Шабролем , но они разошлись во мнениях по поводу структуры рассказа.
Годар работал пресс-агентом в компании 20th Century Fox , когда познакомился с продюсером Жоржем де Борегаром . Он помог Борегару со сценарием для «Pêcheur d'Islande» , но предложил ему «На последнем дыхании», потому что ему понравился сценарий. Шаброль и Трюффо теперь стали звездными режиссерами. Они были на Каннском кинофестивале в мае 1959 года, когда написали Борегару, чтобы поддержать Годара в качестве режиссера. Их имена помогли фильму дать добро, но оба сыграли в нем очень небольшие роли. [ 6 ]
Окончательный сценарий мало чем отличается от первоначальной версии Трюффо, за исключением гораздо более длинной сцены в спальне. [ 7 ] : 153 Годар писал сценарий по ходу дела. Он сказал Трюффо: «Темой будет история мальчика, который думает о смерти, и девочки, которая не думает». [ 8 ] : 29–30 Трюффо считал, что изменение концовки Годаром было личным: «В моем сценарии фильм заканчивается тем, что мальчик идет по улице, а все больше и больше людей поворачиваются и смотрят ему вслед, потому что его фотография находится на обложках всех газет... Жан -Люк выбрал жестокий конец, потому что по натуре он был более грустным, чем я». [ 9 ] [ 8 ]
Годар использовал сценариста Поля Жегоуфа , известного как самодовольный соблазнитель женщин, как вдохновение для создания персонажа Мишеля. [ 6 ] Коллега режиссера «Новой волны» Жак Риветт появляется в эпизодической роли в роли трупа мужчины, сбитого машиной на улице. [ 10 ] : 74 В фильме много шуток, таких как молодая женщина, продающая Cahiers du Cinéma , и случайный псевдоним Мишеля Ласло Ковач, имя персонажа Бельмондо в фильме Шаброля 1959 года « Паутина страсти» .
Жан-Поль Бельмондо До «На последнем дыхании» не был известен за пределами Франции . Чтобы повысить коммерческую привлекательность фильма, Годар искал выдающуюся исполнительницу главной роли, которая была бы готова работать в его малобюджетном фильме. Он пришел к Джин Сиберг благодаря знакомству с ее мужем Франсуа Мореем. [ 11 ] В июне 1959 года Себерг согласился сняться в фильме за 15 000 долларов, что составляет одну шестую бюджета фильма. Годар дал Морейлю эпизодическую роль в фильме. [ 6 ] Во время съемок Себерг в частном порядке поставил под сомнение стиль Годара и задался вопросом, будет ли фильм коммерчески жизнеспособным. После успеха она повторила свою роль в «Великом Эскроке» Годара . [ 11 ]
Годар хотел, чтобы фильм снял оператор Мишель Латуш после работы с ним над его короткометражными фильмами. Вместо этого Де Борегар нанял Рауля Кутара , с которым у него был контракт. [ 12 ]
Этно-фантастика 1958 года «Moi, un noir» оказала огромное влияние на Годара. Это можно увидеть в использовании резких переходов, использовании реальных локаций, а не построенных декораций, а также документальном, кинохроническом формате съемок. [ 13 ] [ 14 ]
Съемки
[ редактировать ]Годар задумал «На последнем дыхании» как документальный фильм и поручил оператору Раулю Кутару снять весь фильм на ручную камеру практически без освещения. [ 15 ] Чтобы снимать при слабом освещении, Кутарду пришлось использовать пленку Ilford HP5 , которая не была доступна в качестве кинопленки в то время . Поэтому он взял 18-метровые отрезки пленки HP5, продаваемой для 35-миллиметровых фотоаппаратов, и склеил их в рулоны по 120 метров. Во время разработки он увеличил отрицательную величину на одну ступень с 400 ASA до 800 ASA . [ 16 ]
Размер отверстий звездочек в фотопленке отличался от размера кинопленки, и камера Eclair Cameflex была единственной камерой, которая работала с используемой пленкой. [ 12 ] Почти весь фильм пришлось дублировать на этапе постобработки, потому что Cameflex был шумным и не мог синхронизировать звук. [ 12 ] [ 17 ]
Съемки длились 23 дня с 17 августа по 12 сентября 1959 года. Они включали визит президента Эйзенхауэра в Париж, который Годар использовал в качестве фона для фильма. [ 15 ] [ 7 ] : 152 Съемочная группа встретилась в кафе «Нотр-Дам» и снимала два часа, пока у Годара не кончились идеи. По словам Кутара, фильм был практически импровизирован на месте, а диалоги Годар записывал в тетрадке, которую никому не разрешалось видеть. [ 6 ] Годар давал реплики Бельмондо и Себергу, проведя лишь краткие репетиции перед съемками.
Локации были выбраны заранее, а помощник режиссера Пьер Риссьен охарактеризовал съемки как очень организованные. Однако съемки велись без разрешений, что усиливало ощущение спонтанности, которого хотел Годар. [ 18 ] Смерть Мишеля была снята на улице Кампань-Премьер в Париже. [ 6 ] Актер Ричард Бальдуччи сказал, что съемочные дни могли варьироваться от 15 минут до 12 часов, в зависимости от того, сколько идей было у Годара. Продюсер Жорж де Борегар написал письмо съемочной группе, жалуясь на нестабильный график съемок. Кутар утверждал, что Борегар подрался с Годаром, когда застал директора в кафе в тот день, когда тот пришел больным. [ 12 ]
Годар снял первый эпизод фильма ближе к концу, но большая часть съемок была хронологической. В сцене спальни с Мишелем и Патрицией в отеле de Suède было минимальное количество съемочной группы и никакого света. Годар был полон решимости снимать там после того, как жил в отеле в начале 1950-х годов. Вместо того, чтобы арендовать тележку со сложными и трудоемкими гусеницами, Годар часто катал Кутара в инвалидной коляске. [ 12 ] В некоторых уличных сценах Кутар прятался в почтовой тележке с отверстием для объектива и грудой пакетов сверху.
Редактирование
[ редактировать ]«Дыхание» было обработано и отредактировано в GTC Labs в Жоинвилле Сесиль Декужи и его помощницей Лилой Херман. Декугис сказал, что перед выпуском фильм заработал репутацию худшего фильма года. [ 6 ]
Пьер Риссьен сказал, что стиль прыжковой резки не был задуман во время съемок фильма или на начальных этапах монтажа. [ 12 ] Кутар сказал, что «в том, как он был смонтирован, был размах, который совершенно не соответствовал тому, как он был снят. Монтаж придал ему совершенно другой тон, чем в фильмах, которые мы привыкли видеть». Использование в фильме прыжковых сокращений было названо новаторским. Эндрю Саррис проанализировал это как экзистенциальное представление «бессмысленности временного интервала между моральными решениями». [ 19 ]
Реклама
[ редактировать ]Годар и его друзья, разбирающиеся в средствах массовой информации, имели все возможности для того, чтобы привлечь внимание к фильму еще до его выхода. Ришар Бальдуччи отвечал за продвижение фильма и включил в съемочную группу репортера France-Observateur, который будет освещать процесс производства. Новеллизация Клода Франколена вышла в феврале 1960 года, за месяц до выхода фильма. Columbia также выпустила альбом саундтреков к музыке Марсьяля Солала. [ 8 ] : 93–4, 97
Прием
[ редактировать ]«На последнем дыхании» был на обложке январского номера Cahiers du cinéma , за несколько месяцев до его выхода. [ 20 ] В том же месяце Годар был награжден премией Жана Виго за работу над фильмом. [ 10 ] : 72 Люк Мулле писал: «Из всех фильмов, снимаемых сейчас новичками французского кинематографа, « Суфле» не лучший, поскольку «400 переворотов» имеет в нем фору; он не самый поразительный — у нас есть «Хиросима, мой друг» . любовь для этого. Но это наиболее представительно». [ 21 ] К июню того же года его уже называли «венцом новой волны». [ 22 ]
Босли Кроутер назвал фильм «захватывающим сообщением», которое является «подчеркнуто безудержно порочным, полностью лишенным морального тона» и шокирующим из-за «энергии его репортажной откровенности». Кроутер охарактеризовал монтаж Годара как «живописную какофонию». Он считал Бельмондо «гипнотически уродливым» и «самым эффективным зажигателем сигарет и прижимающим большой палец к губам с начала времен». [ 23 ] Арчер Уинстен счел это «очень прекрасной работой». Хотя он нашел фильм слишком несущественным, чтобы его можно было запомнить, он пришел к выводу, что «техника должна сохраниться, как и эти таланты, здесь столь заметные и запоминающиеся». [ 24 ]
В эссе 1972 года о «На последнем дыхании» Оливер Стоун сосредоточил внимание на сценах в спальне, которые стали основой фильма. Он объясняет жесткость кинематографических сцен в спальне их «определенным темпом от окна к кровати и кульминационным моментом в простынях. Даже в довольно извращенном воображении Вадима или Шаброля эти основные ритмы действуют. У Годара такого нет». [ 25 ]
Ричард Броуди с энтузиазмом заявил: « На последнем дыхании открылся... не в арт-хаусе, а в сети из четырех коммерческих кинотеатров, где за четыре недели было продано 259 046 билетов. Конечная прибыль была значительной... Успех фильма у публики соответствовал его в целом горячему успеху. и удивленный критический прием». [ 10 ] : 72
New York Times Критик А.О. Скотт написал в 2010 году, через 50 лет после выхода альбома Breathless , что это одновременно «поп-артефакт и смелое произведение искусства», и даже в 50 лет «все еще круто, все еще ново, все еще - в конце концов на этот раз – вестник из будущего кино». [ 26 ] Роджер Эберт включил его в свой список «Великих фильмов» в 2003 году, написав, что «ни один дебютный фильм со времен «Гражданина Кейна» в 1942 году не имел такого влияния», назвав его резкие переходы величайшим прорывом и вместо этого назвав революционным его «стремительный шаг, его хладнокровная отстраненность, пренебрежение властью и то, как его нарциссические молодые герои одержимы собой и не обращают внимания на общество в целом». [ 27 ]
фильм получил 95% баллов На сайте Rotten Tomatoes на основе 82 рецензий. [ 28 ]
Японский режиссер Акира Куросава назвал этот фильм одним из 100 своих любимых фильмов. [ 29 ]
Темы
[ редактировать ]Оливер Стоун использует Фридриха Ницше метафору о « последнем человеке » во время своего анализа Патриции. Каменные пересказы Так говорил Заратустра : «Что такое боль? Что такое любовь? Что такое творение?... Что такое звезда? Что еще есть что-нибудь?» [ 30 ] Стоун заключает, что такой философский скептицизм является логической конечной точкой для такого персонажа, как Патрисия. [ 25 ]
Хьюберт Дрейфус рассматривает этот фильм как пример концепции Ницше о нигилизме («активный» и «пассивный») . Мишель беззаботно активен и смел. Он влюбляется в Патрицию, которой некомфортно в таких помолвках. Ее сотрудничество с полицией приводит к его смерти. Монотонная реакция Патрисии на смерть Мишеля указывает на ее жестокую дистанцию в отношениях. Мишель знал, что ее холодность плохо для него кончится. [ 31 ]
Закрытие диалога
[ редактировать ]Предсмертные слова Мишеля невнятны и их трудно услышать: «C'est vraiment dégueulasse». На протяжении всего фильма слово «дегеулас» явно использовалось в значении «отвратительно» в отношении таких вещей, как просьба Мишеля о кредите и музыка Фредерика Шопена . Это слово имеет много других значений во французском языке. Это может быть синонимом слов «сука» или «пятка», а также подразумевать тошноту и позывы к рвоте. [ 7 ] : 17, 148
Английский
МИШЕЛЬ: Это действительно отвратительно.
ПАТРИЦИЯ: Что он сказал?
ВИТАЛ: Он сказал, что ты действительно отвратительна.
ПАТРИЦИЯ: Что такое «отвратительно»?
Последующие выпуски фильма имеют разные переводы:
DVD Фокс-Лорбер (2001)
МИШЕЛЬ: Это действительно отвратительно.
ПАТРИЦИЯ: Что он сказал?
ВИТАЛ: Он сказал: «Ты настоящий подонок».
ПАТРИЦИЯ: Что такое подонок?
DVD Criterion Collection (2007)/Восстановление (2010)
МИШЕЛЬ: Меня тошнит.
ПАТРИЦИЯ: Что он сказал?
ВИТАЛ: Он сказал, что из-за тебя его тошнит.
ПАТРИЦИЯ: Что это значит, «блевать»?
Отсылки к другим фильмам
[ редактировать ]«На последнем дыхании» пронизано постоянными шутками и отсылками к другим фильмам: [ 19 ]
- «Сорок пистолетов» ( Сэм Фуллер ): Годар имитирует выстрел от лица через ствол пистолета, который переходит к целующейся паре.
- Десять секунд до ада ( Роберт Олдрич ): Плакат со слоганом «Жить опасно до конца!» показан вскоре после того, как Мишель встречает Патрисию. [ 8 ] : 58
- Пушовер ( Ричард Куайн )
- Там, где заканчивается тротуар ( Отто Премингер )
- Водоворот (Премингер): игра, когда Патриция пытается потерять преследующего ее полицейского.
- Бонжур Тристесс (Отто Премингер): Годар сказал, что Патрисия была продолжением персонажа Себерг Сесиль.
- «Мальтийский сокол» ( Джон Хьюстон ): Мишель перефразирует фразу из фильма о том, как всегда влюбляться не в тех женщин.
- Стеклянный ключ ( Дэшил Хэммет ): Мишеля критикуют за то, что он носит шелковые носки с твидовым пиджаком, отсылка к роману Хэммета.
- Боб ле фламбер ( Жан-Пьер Мельвиль ): Мишель имеет в виду Боба Монтанье, находящегося в тюрьме.
- The Harder They Fall ( Марк Робсон ): Мишель подражает визитной карточке фильма Хамфри Богарта.
- Высокая Сьерра ( Рауль Уолш ): Последние мгновения жизни Себерга созданы по образцу пустого взгляда Иды Лупино на труп Хамфри Богарта. [ 7 ] : 15
- «На последнем дыхании» посвящен Monogram Pictures , которую Джонатан Розенбаум назвал «критическим заявлением о целях и границах».
Награды
[ редактировать ]- Премия Жана Виго 1960 года
- Берлинский международный кинофестиваль 1960 года : Серебряный медведь за лучшую режиссуру [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]Годар сказал, что успех « На последнем дыхании» был ошибкой. Он добавил: «Раньше был только один способ. Был только один способ делать что-то. Были люди, которые защищали его как авторское право, секретный культ только для посвященных. Вот почему я не сожалею о том, что сделал « На последнем дыхании » и провалил его. все отдельно». [ 12 ] В 1964 году Годар описал влияние, достигнутое им и его коллегами: «Мы ворвались в кино, как пещерные люди в Версаль Людовика XV ». [ 10 ] : 72
Британский институт кино включил фильм в несколько списков своего журнала Sight and Sound :
- 1992: Опрос критиков, № 22
- 2002: Опрос критиков, № 15 [ 34 ]
- 2012: Лучшие фильмы всех времен, № 13 [ 35 ]
- 2012: Лучшие фильмы режиссёров, № 11 [ 36 ]
- 2022: Лучшие фильмы всех времен по версии критиков, № 38 [ 37 ]
- 2022: Лучшие режиссерские фильмы всех времен, № 15. [ 38 ]
BBC » также включила в список «На последнем дыхании :
- 2018: Лучшие фильмы на иностранном языке, № 11 [ 39 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Этот фильм часто упоминается в серии книг «Молодежь в восстании» , поскольку он является фаворитом главной героини Шини Сондерс, включая ее мечты о побеге во Францию и ее увлечение Жан-Полем Бельмондо .
- В «Поколении Doom » персонажи играют в игру «Улыбнись, или я тебя задушу», а общая тема фильма — « нигилистический роуд-муви».
- Австралийская группа The Death Set назвала свой альбом 2011 года в честь главного героя Мишеля Пуаккара. [ 40 ]
- Финальная сцена упоминается (а позже упоминается визуально) в «Кальмаре и ките» . [ 41 ]
- В третьем эпизоде Ghost in the Shell: Stand Alone Complex , «Андроид и я», 35-миллиметровую катушку этого фильма можно увидеть на столе под катушкой Alphaville , когда Тогуса и Бато исследуют дом подозреваемого. . Другие работы Годара также разбросаны по сцене. Диалоги из этого фильма читают два других персонажа на протяжении всего эпизода. Темы этого эпизода параллельны темам как этого фильма, так и всего творчества Годара. Кульминация эпизода зависит от последних строк, в том числе одной дополнительной, из финальной сцены фильма.
- В эпизоде « Бруклин девять-девять » сержант Джеффордс упоминает «На последнем дыхании» , когда детективы обсуждают свои любимые фильмы о полицейских. Джеффордс называет фильм « На последнем дыхании » Франсуа Трюффо, несмотря на то, что обычно в таком значении используется только имя режиссера. Что касается этой ошибки, Джеффордса можно увидеть позже в этом сезоне на вечеринке , защищая свое заявление, говоря, что «фильмы - это среда творчества». [ 42 ]
- В «Мечтателях» один из главных героев воспроизводит сцену из фильма.
- Финальная сцена воссоздана в видео Romeo Void «Never Say Never».
- В выпуске №30 IDW продолжающейся серии комиксов «Трансформеры: больше, чем кажется на первый взгляд » Вирл голосует за повторный показ фильма во время вечера киносъемочной группы.
- Канадская группа The Tragically Hip сняла видеоклип на песню «In View», отдающий дань уважения фильму.
- В романе Клуб неисправимых оптимистов» « Жана-Мишеля Генассии 2001 года главный герой смотрит фильм в кинотеатре вместе со своей семьей. Театр пуст, и женщина, работающая в билетной кассе, советует не посещать его. Тем не менее, фильм ему нравится.
- 2017 года на языке малаялам Фильм « Маяанади» ( «Таинственная река ») режиссера Ашика Абу черпает вдохновение из «На последнем дыхании» . [ 43 ]
- Фильм 1967 года «Бонни и Клайд» содержит многочисленные визуальные отсылки к фильму «На последнем дыхании» , в том числе ранний кадр Уоррена Битти в шляпе, надвинутой на глаза, и со спичкой, наклоненной вверх, в губах, что перекликается со шляпой и сигаретой Жан-Поля Бельмондо в первых сценах. из Бездыханного . Позже Битти также носит пару черных солнцезащитных очков в круглой оправе с отсутствующей линзой, что является точной визуальной отсылкой к тому, что Бельмондо носит те же солнцезащитные очки с отсутствующей линзой позже в «На последнем дыхании» . Бонни и Клайд также разделяют общую сюжетную линию с «На последнем дыхании» : в ней участвует красивый молодой убийца-нигилист, который угоняет машины и общается с красивой, свободолюбивой молодой женщиной. Полин Кель в своей рецензии на «Бонни и Клайд» в журнале The New Yorker в 1967 году написала: «Если этот способ придерживаться более чем одного отношения к жизни нам уже знаком, если мы узнаем воображаемых грабителей, чьи игрушечные пистолеты проливают настоящую кровь и полицейские Кистоуна, которые их застрелили, из «Стреляйте в пианиста» Трюффо. а гангстерские картины Годара «На последнем дыхании» и «Банда аутсайдеров» — потому что молодые французские режиссеры открыли поэзию криминала в американской жизни (из наших фильмов) и показали американцам, как по-новому, «экзистенциально» показать ее на экране. "
- В «Очень секретной службе » персонажи идут на фильм «На последнем дыхании» в кинотеатре и смотрят культовую финальную сцену.
- В «Семи мужьях Эвелин Хьюго» вымышленная актриса Эвелин Хьюго, находящаяся на самом низком этапе своей карьеры, смотрит «На последнем дыхании» и вдохновляется поехать в Париж, чтобы возобновить свою карьеру.
См. также
[ редактировать ]- На последнем дыхании — американский ремейк 1983 года с Ричардом Гиром в роли Бельмондо и Валери Каприски в роли Себерг.
- Список франкоязычных фильмов
- Список фильмов, признанных лучшими
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мари, Мишель. Французская новая волна: художественная школа . Перевод Ричарда Нойперта. John Wiley & Sons, Incorporated, 2002. 65.
- ^ Информация о кассовых сборах фильма в Box Office Story.
- ^ «Таверна «Нигде» (2021)» . Касса Моджо . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Фильм: Видео и DVD Гид 2007 . Лондон: Холливелл. 2007. с. 1. ISBN 978-0-00-723470-7 .
- ^ Лесаж, Джулия. Жан-Люк Годар: Путеводитель по ссылкам и ресурсам . Г.К.Холл, 1979.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Комната 12, Hôtel de Suisse (1993). Режиссер Клод Вентура . В коллекции критериев, «На последнем дыхании» . DVD, диск 2. 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дадли Эндрю (1987). Бездыханный . Серия фильмов Рутгерса в печати. Издательство Университета Рутгерса. п. 146. ИСБН 978-0-8135-1253-2 .
Включает сценарий «Непрерывность», трактовку Трюффо, интервью и множество рецензий на фильм.
- ^ Jump up to: а б с д Фотиаде, Рамона (28 мая 2013 г.). Бут-де-суфле: Путеводитель по французскому кино . ИБТаурис. ISBN 978-0-85772-117-4 .
- ^ «Франсуа Трюффо о фильме «На последнем дыхании» » (PDF) . Задыхающаяся реставрация к 50-летию . Пресс-альбом «Rialto Pictures». Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2017 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Броуди, Ричард (2008). Все есть кино: Творческая жизнь Жана-Люка Годара . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Metropolitan Books. ISBN 978-0-8050-8015-5 .
- ^ Jump up to: а б «Загадка Джин Сиберг: Интервью с Гарри МакГи». Архивировано 25 января 2009 года в Wayback Machine , Film Threat, 28 марта. 2008 год
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бездыханный . Коллекция критериев. Спецрепортажи, диск 1. Интервью. 2007.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : CinemaTyler (3 февраля 2015 г.), Чему я научился во время просмотра: Breathless (1960) [ИНТЕРАКТИВНОЕ ВИДЕО] , получено 2 июля 2019 г.
- ^ «CIP-IDF > Прогнозы на 4 июня» . www.cip-idf.org . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Бегери, Бенджамин. Размышления: Двадцать один кинематографист за работой , с. 200. ASC Press, Голливуд.
- ^ Солт, Барри (2009). Стиль кино и технологии: история и анализ (3-е изд.). Звездное слово. п. 287. ИСБН 978-0-9509066-5-2 .
- ^ Бегери, Бенджамин. Размышления: Двадцать один кинематографист за работой , с. 201. ASC Press, Голливуд.
- ^ Соломонс, Джейсон (6 июня 2010 г.). «Жан-Люк Годар просто приходил и записывал какой-нибудь диалог, и мы репетировали, может быть, несколько раз» . Наблюдатель .
- ^ Jump up to: а б « Затаив дыхание, как кинокритика» . Автор Джонатан Розенбаум . В коллекции критериев , «На последнем дыхании» . DVD, диск 2. 2007 г.
- ^ Кинотеатры . Январь 1960 года. Том XVIII, № 103.
- ^ Мулле, Люк. « Жан-Люк Годар », Cahiers du cinéma . Апрель 1960. Том XVIII, № 106. 25–36.
- ^ Лабарт, Андре С. Чистое уважение , Cahiers du cinéma . Июнь 1960. Том XVIII, № 108. 48.
- ^ Кроутер, Босли. « Экран: Грязный взгляд на французскую жизнь ». Нью-Йорк Таймс . 8 февраля 1961 г. 26.
- ^ Уинстен, Арчер. « На последнем дыхании », New York Post . 8 февраля 1961 года.
- ^ Jump up to: а б Стоун, Оливер. « Верхом на гребне хаоса », The Village Voice . 11 мая 1972 г. 87.
- ^ Скотт, АО (21 мая 2010 г.). «Свежий взгляд на настоящее время» . Нью-Йорк Таймс . п. АР10 . Проверено 29 мая 2010 г.
- ^ Эберт, Роджер (20 июля 2003 г.). «Бездыханный» . РоджерЭберт.com . Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ «На последнем дыхании (1961)» . Гнилые помидоры . Проверено 25 августа 2024 г.
- ^ Томас-Мейсон, Ли (12 января 2021 г.). «От Стэнли Кубрика до Мартина Скорсезе: Акира Куросава однажды назвал 100 своих любимых фильмов всех времен» . Журнал Далеко . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Ницше, Фридрих. Так говорил Заратустра . Перевод Вальтера Кауфмана . Книги Пингвина, 1978. 17.
- ^ Хьюберт Дрейфус (весна 2006 г.). «Затаивший дыхание (À bout de souffle) Активный и пассивный нигилизм» . Интернет-архив . «Фил 7: Экзистенциализм в литературе и кино», Калифорнийский университет, Беркли . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ «На последнем дыхании (1960) — FAQ» . IMDB . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии» . berlinale.de . Проверено 14 января 2010 г.
- ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002» . Архивировано из оригинала 15 мая 2012 года.
- ^ «Опрос Sight & Sound 2012: 10 лучших фильмов всех времен» . Награды ежедневно . Август 2012 года . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ «100 лучших режиссеров» . bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 24 августа 2012 года . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ «Вид и звук: опрос критиков 2022 года о величайших фильмах всех времен» .
- ^ «Вид и звук: режиссерский опрос величайших фильмов всех времен 2022» .
- ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . Британская радиовещательная корпорация . 29 октября 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Набор смерти: Мишель Пуаккар» . Вилы . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Затаившая дыхание отсылка к «Кальмару и киту»» . Ютуб . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Озери, Гил; Лидман, Гейб; Энглер, Майкл (4 февраля 2014 г.). «Партия». Бруклин 9-9 . 1 сезон. 16 серия. Фокс.
Джеффордс : Но Трюффо написал «На последнем дыхании», а я всегда считал кино средством творчества.
- ^ «Является ли «Майянадхи» копией французской классики Годара «На последнем дыхании»?» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Январь 2018 года . Проверено 12 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Затаив дыхание на IMDb
- Затаив дыхание в AllMovie
- Затаив дыхание в базе данных фильмов TCM
- Затаив дыхание от Rotten Tomatoes
- Саундтрек Bout De Souffle на Discogs .
- Почему «На последнем дыхании»? Ретроспектива шедевра Жана-Люка Годара (эссе на сайте ThoughtCatalog.com)
- Затаив дыхание на NewWaveFilm.com
- Задыхаясь тогда и сейчас, эссе Дадли Эндрю из Criterion Collection
- фильмы 1960 года
- Криминальные драмы 1960 года
- Режиссерские дебютные фильмы 1960 года
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Фильмы Жана-Люка Годара
- Фильмы, действие которых происходит в Париже
- Французские черно-белые фильмы
- Французские криминальные драмы
- Французскоязычные фильмы 1960-х годов
- Многоязычные фильмы 1960-х годов
- Французские многоязычные фильмы
- Французские фильмы 1960-х годов.