Иисус Христос-суперзвезда (фильм)
Иисус Христос Суперзвезда | |
---|---|
Режиссер | Норман Джуисон |
Автор сценария |
|
На основе | |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Дуглас Слокомб |
Под редакцией | Энтони Гиббс |
Музыка | Эндрю Ллойд Уэббер |
Распространено | Универсальные картинки |
Даты выпуска |
|
Время работы | 106 минут [1] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 3,5 миллиона долларов [2] |
Театральная касса | 24,5 миллиона долларов [3] |
«Иисус Христос-суперзвезда» — американский музыкально- драматический фильм 1973 года, снятый Норманом Джуисоном и написанный в соавторстве с Джуисоном и Мелвином Брэггом , основанный на одноименном концептуальном альбоме 1970 года, написанном Тимом Райсом и написанном Эндрю Ллойдом Уэббером , который, в свою очередь, вдохновил мюзикл 1971 года . В фильме, в котором снимались Тед Нили , Карл Андерсон , Ивонн Эллиман и Барри Деннен , изображен конфликт между Иудой и Иисусом. [4] а также эмоции и мотивации главных героев в течение недели распятия Иисуса .
Премьера фильма «Иисус Христос-суперзвезда» состоялась в Uptown Theater в Вашингтоне, округ Колумбия, 26 июня 1973 года. [5] и был показан в США 15 августа 1973 года. Нили, Андерсон и Эллиман были номинированы на премию «Золотой глобус» в 1974 году за роли Иисуса, Иуды и Марии Магдалины соответственно. Несмотря на критику со стороны нескольких религиозных групп и неоднозначные отзывы критиков, [6] фильм имел кассовый успех.
Сюжет
[ редактировать ]Актеры фильма едут на автобусе в пустыню Негев, чтобы воспроизвести Страсти Христовы в современных костюмах и реквизите. к фильму Пока они готовятся и танцуют под увертюру , Карл Андерсон , уже в роли Иуды Искариота , уходит от компании.
Иуда обеспокоен популярностью Иисуса; его провозглашают сыном Божьим, но Иуда чувствует, что слишком сильно верит в свое послание, и боится последствий их растущего движения. Он подвергает сомнению связь Иисуса с Марией Магдалиной (исторически обвиняемой в проститутке ) и почему он не приказывает своим последователям раздавать деньги бедным, на что Иисус говорит, что смертные не могут помочь всем. Тем временем храмовые священники, в том числе Каиафа , Анна и фарисеи, обеспокоены тем, что римляне рассматривают популярность Иисуса как восстание, и все согласны, что он должен быть казнен.
Когда Иисус и его последователи радостно прибывают в Иерусалим , он отвергает как приказ Каиафы распустить толпу, так и предложения Симона и других зелотов начать восстание против своих римских оккупантов . Иисус посещает Храм, где приходит в ярость, видя, что он полон ростовщиков и торговцев, и заставляет их всех уйти, разрушая их прилавки , к большому ужасу Иуды. Пока Иисус бродит по пустыне и исцеляет лепрозорий , Иуда идет к священникам и выражает свою обеспокоенность, а также беспокойство по поводу последствий предательства Иисуса. Как только священники предлагают ему деньги за то, чтобы он привел их к Иисусу, конфликтующий Иуда сообщает, что Иисус будет в Гефсиманском саду в четверг вечером.
Апостолы собираются в саду на пасхальный седер с Иисусом, который выражает скептицизм по поводу их лояльности, заявляя, что Петр отречется от него, а Иуда предаст его. Между Иисусом и Иудой возникает ожесточенный спор, поскольку Иуда сердито обвиняет Иисуса в том, что он упускает из виду их дело. Иуда уходит и возвращается с стражей, совершив свое предательство, в то время как Петр отрицает, что был с Иисусом членам населения. Охранники отводят Иисуса к Каиафе, который признает его виновным в богохульстве . Затем его отправляют к Понтию Пилату , римскому правителю Иудеи, но, поскольку он не имеет дела с евреями, Пилат отправляет Иисуса к царю Ироду , который убеждает Иисуса творить для него чудеса, но отвергает его как мошенника, когда он этого не делает. Обвинив Бога в том, что тот дал ему роль предателя, Иуда, охваченный горем и сожалением, вешается.
Иисуса возвращают к Пилату, который считает, что Иисус заблуждается, но не совершил никакого настоящего преступления, однако толпа оказывает на него давление, чтобы он приговорил Иисуса к смерти. Смущенный и разгневанный необъяснимой отставкой Иисуса и отказом защитить себя, Пилат понимает, что у него нет другого выбора, кроме как приказать казнить Иисуса, чтобы подавить разгневанные массы. После того, как Иисуса привели на Голгофу и распяли , актеры фильма, уже без костюмов, воссоединяются и садятся в автобус, чтобы уехать. Барри Деннен , Ивонн Эллиман и Карл Андерсон — единственные, кто заметил, что Тед Нили , сыгравший Иисуса, пропал.
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Во время съемок фильма «Скрипач на крыше» (1971) Барри Деннен , сыгравший второстепенную роль в фильме, предоставил концептуальный альбом Эндрю Ллойда Уэббера Тима Райса Норману Джуисону и «Иисус Христос-суперзвезда» (1970), где Деннен озвучил Пилата. В то время пластинка, несмотря на то, что ее заглавная песня была хитом, была «встречена огромной дозой британского безразличия и даже снисходительности», вспоминал Уэббер, и продюсер Fiddler on the Roof Патрик Палмер считал ее «малоизвестной пластинкой». альбом из Англии», когда Джуисон впервые получил его. [7] Джуисон описал себя как «любопытно тронутый» и «наполненный захватывающими визуальными образами», когда впервые услышал пластинку, пораженный ее способностью исполнять так много без произнесенных строк. [7] [8] : 216 Впервые он публично выразил заинтересованность в постановке фильма на основе альбома в интервью на нью-йоркской премьере « Скрипача на крыше» : «Я видел в нем захватывающий новаторский фильм, каким он и был — только музыка и тексты, никаких диалогов. " [8] : 216
Джуисон, узнав, что MCA Records права на фильм принадлежат , связался с Лью Вассерманом, чтобы получить возможность снять экранизацию мюзикла. Хотя рассматривались и другие режиссеры, прошлая фильмография Джуисона, а также его проект фильма побудили Universal нанять его. [8] : 216 Вскоре последовала встреча Джуисона, Уэббера и Universal Pictures руководителя Неда Танена . [7] Уэббер согласился на кинопроект, сославшись на опыт Джуисона с фильмом «Скрипач на крыше» , адаптации мюзикла на религиозные темы. [7]
Последней постановкой « Иисуса Христа-суперзвезды» перед выходом фильма была постановка Роберта Стигвуда на Бродвее в 1970 году. При бюджете более 1 000 000 долларов, не считая собственных финансовых вкладов Стигвуда, прибыль от спектакля составила 700 000 долларов при общей сумме в 8 557,83 доллара. Однако его пробег оказался короче запланированного. Профессиональные отзывы были крайне ужасными, а с коммерческой точки зрения шоу пришло в упадок к восьмому месяцу из-за сокращения предварительных покупок билетов и слишком высоких цен для молодых фанатов шоу. В течение 11 месяцев ажиотаж продолжался благодаря воскресным утренникам и скидкам на определенные шоу. Инсайдеры Бродвея считали, что это продлится до выхода экранизации. [8] : 212
Работа над сценарием началась с наброска Тима Райса . Его видением был эпический фильм в стиле «Бен-Гура» (1959), в котором его рабочий процесс описывался как выяснение того, «какой массивный визуальный эффект сопровождал какую песню». [7] Однако концепция Джуисона отличалась, и поэтому проект Райс был отменен. [7] Вместе с Мелвином Брэггом Джуисон написал сценарий как стилизацию , сочетающую в себе библейские и современные элементы культуры, особенно с устройством создания театральной группы. [7] Брэгг, уже зарекомендовавший себя как телесценарист, был соавтором сценария. Он описал участие в проекте как «своего рода случайность»: его подписали только после того, как коллега спросил: «Хотите попробовать?» [9] Подытоживая Брэгга, «все хорошие моменты были тем, над чем [я] работал», хотя Брэгг все же предоставил Джуисону информацию о том, что, по его мнению, было чрезмерным использованием режиссером толпы в кадрах. [9] Брэгг и Джуисон написали сценарий, исследуя локации, путешествуя по пустыням Израиля, пока концептуальный альбом проигрывался на магнитофоне, погружая их в обстановку фильма. [7]
Кастинг
[ редактировать ]«Иисус Христос-суперзвезда» стал первой киноработой всех актеров, кроме Деннена и Джоша Мостела . [10] Актерский состав состоял в основном из актеров бродвейского шоу, а Тед Нили и Карл Андерсон играли роли Иисуса и Иуды соответственно. Нили сыграл репортера и прокаженного в бродвейской версии и недостаточно изучил роль Иисуса. Андерсон также недостаточно изучал Иуду, но взял на себя роль на Бродвее и в Лос-Анджелесе, когда Бен Верин заболел. Вместе с Денненом Ивонн Эллиман (Мария Магдалина) и Боб Бингэм свои бродвейские роли в фильме повторили (Каиафа). (Эллиман, как и Деннен, также появился на оригинальном концептуальном альбоме.)
Согласно заметкам о кастинге, которые Джуисон написал на канцелярской бумаге в отеле «Беверли-Хиллз» , он рассматривал Мика Джаггера , Джона Леннона , Пола Маккартни , Барри Гибба , Роберта Планта и Иэна Гиллана . в качестве главных героев [7] Гиллан, сыгравший Иисуса на концептуальном альбоме, отклонил предложение Джуисона, потому что думал, что он больше порадует фанатов, отправившись в тур с Deep Purple . [11] Продюсеры также рассматривали Микки Доленца (из The Monkees ) и Дэвида Кэссиди на роль Иисуса. [11] Затем, в 1971 году, Джуисон поехал из Палм-Спрингс , Калифорния, в Лос-Анджелес, чтобы увидеть Нили на сцене в музыкальной адаптации The Who 's Tommy (1969), после приглашения агента Нили. [7] Нили не появился в ночь прибытия Джуисона, так как у него был перерыв. Однако на следующее утро Нили, одетый в одежду Levi's , с накладными усами и бородой, встретил Джуисона в мотеле, чтобы извиниться за свое отсутствие на представлении, причиной которого была болезнь. [7] После 20-минутной встречи и не видя, как Нили исполняет эту роль, Джуисон сказал своему партнеру по производству Пэту Палмеру: «У меня было предчувствие, что я нашел нашего Иисуса». [7]
Отвечая на вопрос Vatican Press о том, почему Джуисон выбрал на роль Иуды чернокожего актера, режиссер ответил, что Андерсон «проходил испытания вместе со многими другими в Лондоне, и, как всегда бывает, фильм действительно подсказал нам, что делать. настолько успешным, что у меня вообще не было никаких сомнений в том, что он был самым талантливым актером, сыгравшим эту роль». [7]
Съемки
[ редактировать ]У нас уже был здесь один Иисус, и он доставил нам более чем достаточно хлопот.
— Полицейский Тель-Авива [8] : 215
Съемки фильма «Иисус Христос-суперзвезда» проходили в более чем 20 местах на четырех палестинских и израильских лагерях: Иерусалим , Мертвое море , Беэр-Шева и Назарет ; наиболее используемым местом был Иродион на Западном берегу Палестины. [7] Бюджет был установлен в размере чуть менее 3,5 миллионов долларов и частично поддержан правительством Израиля; Помимо скидки в размере 23,5% на импорт иностранной валюты, проект профинансировали некоторые высокопоставленные чиновники, которые пытались открыть Израильский киноцентр. [7] Джуисон, в свою очередь, написал статью для Variety, рекламирующую израильские районы для съемок. Как он писал, «в стране и среди ее жителей есть дух, который захватывает вас, и если вы проведете там какое-то время, вы никогда не будете прежним». [7] Эллиман, Нили и Андерсон получили по 16 500 долларов каждый за свои роли (108 624 доллара в 2022 году), а Джуисону заплатили сниженный гонорар в размере 15 000 долларов (98 749 долларов в 2022 году) в обмен на 10% мировой прибыли от фильма. [7]
Стрельба началась 18 августа 1972 года в пещерах Бейт-Губрин (сегодня национальный парк Бейт-Гуврин ), после нескольких дней очистки фекалий от птиц и летучих мышей. Место, которое использовалось для фрагментов «Что за шум?», «Странная вещь, загадочная» и «Все в порядке», Джуисон выбрало, чтобы Иисус и его апостолы выглядели как подпольное движение рок-артистов; Фактически, он нанял для «Апостолов» малоизвестных рок-музыкантов, и только двое из них имели опыт работы в кино. [7] Затем производство было перенесено на Западный Берег , который был оккупирован Израилем после Шестидневной войны . Хореограф Роберт Исков вспоминал: «Арабы с автоматами пришли из-за холма, указывая на нас. Они были из соседней деревни, и произошла какая-то размолвка, не имеющая ничего общего с настоящей войной». [7] Для большинства сцен Исков определил место в первый день хореографии, а танцы и операторская работа импровизировались в зависимости от места. «Песнь царя Ирода» и «Суперзвезда» были единственными фильмами, локации которых были запланированы до начала производства. [7] Заброшенный набатейский город Авдат использовался для сцен с римскими священниками. [7]
Для большинства актеров, которые были светскими хиппи , съемки мюзикла погрузили их в религиозную среду. В перерывах они громко проигрывали концептуальный альбом, читали «Евангелие от Иисуса Христа в Водолее» (1908) и проводили волейбольные матчи между командами «Иуда» и «Иисус». [7] 46-летний Джуисон, когда не снимался, редко общался с актерами. [7] Нили написала, что во время съемок распятия актерам казалось, что они идут по пути Христа, и плакали, глядя на выступление Нили на кресте. [7]
Изменения
[ редактировать ]Как и спектакль, фильм вызвал споры даже несмотря на изменения, внесенные в сценарий. Некоторые тексты для фильма были изменены. Реприза «Все в порядке», спетая перед песней Марии Иисусу «Я не знаю, как любить его», была сокращена, оставив только заключительный текст: «Закрой глаза, закрой глаза и расслабься, ни о чем не думай». tonight» без изменений, а предыдущие тексты были опущены, в том числе слова Иисуса «И я думаю, что сегодня вечером я буду хорошо спать». В сцене, где группа нищих и прокаженных одолевает Иисуса: «Исцелитесь!» был изменен на «Оставь меня в покое!», а в «Смерти Иуды» фраза Каиафы «То, что ты сделал, будет спасением Израиля» была изменена на «То, что ты сделал, будет спасением всех».
Лирика «Суд перед Пилатом» содержит некоторые заметные изменения и дополнения. Фраза Иисуса «Может быть, где-нибудь для меня будет царство, если бы я только знал» заменена на «если бы вы только знали». В киноверсии у Пилата также есть больше строк (впервые использованных в оригинальной бродвейской постановке), в которых он с презрением обращается к толпе, когда они произносят имя Цезаря: «Что это нового/Уважение к Цезарю?/До сих пор это было заметно не хватает! / Кто этот Иисус? Почему он другой? / Вы, евреи, производите мессий мешками!» и «Вот человек/Вот ваш разбитый король/Вы лицемеры!/Вы ненавидите нас больше, чем он!» Эти реплики Пилата с тех пор присутствуют в каждой постановке шоу.
В саундтрек вошли две песни, которых нет в оригинальном концептуальном альбоме. «Тогда мы решены», в котором лучше раскрыты тревоги и страхи Анны и Каиафы относительно Иисуса, является оригинальным для фильма. В саундтреке также присутствует песня «Could We Start Again Please?» который был добавлен к бродвейскому шоу и постановкам. Большинство других изменений не были поддержаны более поздними постановками и записями, хотя в большинстве постановок, как правило, сохраняется расширенная версия «Суд перед Пилатом».
Прием
[ редактировать ]Контекст
[ редактировать ]1972–1973 годы были периодом снижения интереса к религии во всем мире, но также были наполнены фильмами на религиозные темы, такими как «Иисус Христос-суперзвезда» , «Годспелл» , «Дорога Евангелия: История Иисуса» , «Брат Сан», «Сестра Мун» , « Сиддхартха» , « Дворец Гризера» , «Марджо». и Экзорцист . [12] Эллис Нассур и Ричард Бродерик, написав книгу по истории мюзикла, опубликованную в год выхода фильма, объявили 1973 год «годом фильмов об Иисусе», снятых не в Голливуде, таких как Нью-Йорке снятый в фильм «Годспелл», , в Тунисе — снят фильм «Иисус-бунтовщик» , а на Святой Земле — фильм «Дорога Евангелия: История Иисуса» . [8] : 215 Дэвид В. Помрой в статье для Theology Today объяснил эту тенденцию студиями, извлекающими выгоду из контркультурных духовных движений, таких как движение Иисуса . [12] В десятилетие 1970-х годов фильмы об Иисусе также стали более яркими в таких произведениях, как «Иисус Христос-суперзвезда» , «Годспелл» и «Жизнь Брайана Монти Пайтона» (1979). [13] Нассур и Бродерик отметили, что «Дорога Евангелия» , «Иисус Христос-суперзвезда» и «Годспелл» , в частности, отклонились от драматического стиля Сесила Б. Демилля, типичного для более ранних популярных религиозных фильмов. [8] : 215
Театральная касса
[ редактировать ]«Иисус Христос-суперзвезда» собрал в прокате 24,5 миллиона долларов (161,3 миллиона долларов в 2022 году). [3] и заработал на аренде в Северной Америке 10,8 миллиона долларов (71,1 миллиона долларов в 2022 году) в 1973 году. [14] при предполагаемом производственном бюджете в 3,5 миллиона долларов. [2] Это был самый кассовый мюзикл в США и Канаде за год. [15]
Критический ответ
[ редактировать ]На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 50% на основе 30 рецензий со средней оценкой 6/10. По мнению критиков веб-сайта, « Иисус Христос-Суперзвезда слишком мужественен, чтобы впасть в святотатство, но неправильный подбор и тональная монотонность мешают этому мюзиклу». [16] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 64 из 100 по мнению 7 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы». [17]
Роджер Эберт дал фильму три звезды из четырех, назвав его «ярким, а иногда и захватывающим дух пересказом» исходного материала. Он похвалил его как улучшенную версию «коммерческого халтуры» исходного материала, «легкую, а не напыщенную» и «внешнюю, а не нарциссическую». [18] Он аплодировал изображению Иисуса как «человека, сильного и достижимого», достигнутому только в других произведениях «Евангелие от Матфея» (1964) и «Последнее искушение Христа» (1988). [18]
Напротив, Говард Томпсон из «Нью-Йорк Таймс» писал: «Бродвей и Израиль встречаются лицом к лицу и катастрофически в киноверсии рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда» , снятой в библейском регионе. Блеск мод-попа, музыкальное безумие и неоновые огни. трубы этого сверхгорячего сценического сокровища, в котором заключена Величайшая История, теперь болезненно увеличены, обнажены и в конечном итоге залатаны под голубым величественным израильским небом, как будто по естественному решению». [19] Артур Д. Мерфи из Variety написал, что фильм «парадоксальным образом одновременно очень хорош и очень разочаровывает. Абстрактная концепция фильма ... меняется от элегантно простой через вынужденную метафору к откровенно синтетической по драматическому воздействию». [20] [21] Джин Сискел из « Чикаго Трибьюн» дал фильму две с половиной звезды из четырех и назвал музыку «более чем прекрасной», но нашел характер Иисуса «настолько запутанным, таким бесформенным, что фильм не может добиться какого-либо значимого успеха». способ." Сискель также согласился с обвинениями в антисемитизме фильма. [22] Чарльз Чамплин из Los Angeles Times писал: «Недостатки относительны, цена достойного восхищения стремления к совершенству, а множество сильных сцен, визуально и драматически, в «Суперзвезде» оказывают замечательное воздействие: хаос храма, прокаженные, рубрики самого распятия». [23] Гэри Арнольд из The Washington Post раскритиковал фильм как «китчевое произведение», которое «не делает ничего для христианства, кроме как коммерциализировать его». [24]
Ответ религиозных групп
[ редактировать ]Джуисон смог показать фильм Папе Павлу VI . Тед Нили позже вспоминал, что Папе «открыто понравилось то, что он увидел. Он сказал: «Мистер Джуисон, я не только ценю ваш прекрасный фильм о рок-опере, я верю, что он приведет к христианству больше людей во всем мире, чем что-либо когда-либо». до.'" [25] [2] Для Папы песня Марии Магдалины « Я не знаю, как его любить » «имела вдохновенную красоту». [26] Тем не менее, фильм, как и мюзикл, подверглись критике со стороны некоторых религиозных групп. [6] Как сообщалось в статье New York Times : «Когда в октябре 1971 года открылась постановка, она подверглась критике не только со стороны некоторых евреев как антисемитская, но и со стороны некоторых католиков и протестантов как кощунственная в изображении Иисуса как молодого человека, который возможно, даже заинтересуется сексом». [27] За несколько дней до выхода киноверсии Национальный консультативный совет по связям с еврейской общиной охарактеризовал ее как «коварную работу», которая «хуже, чем постановка», драматизируя «старую ложь о коллективной ответственности евреев за смерть Иисуса». ", и заявил, что это возродит "религиозные источники антисемитизма". [28] Джуисон в ответ заявил, что фильм «никогда не предназначался и не претендовал на то, чтобы быть подлинным или глубоким богословским произведением». [29]
Тим Райс сказал, что Иуда видел Иисуса как простого человека. Некоторые христиане сочли это замечание, а также то, что в мюзикле не было показано воскресение , кощунственными. Хотя фактическое воскрешение не было показано, заключительная сцена фильма тонко намекает на воскресение (хотя, согласно комментарию Джуисона к выпуску DVD, сцена не планировалась таким образом). [30] Библейские пуристы указали на небольшое количество отклонений от библейского текста как на дополнительные проблемы; например, сам Пилат видит сон вместо своей жены, а католики утверждают, что фраза «пофигу, этот хлеб мог бы быть моим телом» слишком протестантская в богословии , хотя в следующих строках Иисус действительно говорит: «Это мое тело». кровь, которую ты пьешь. Это мое тело, которое ты ешь».
Похвалы
[ редактировать ]В книге Гарри Медведя «Золотая индейка» и Майкла Медведя 1980 года Нили был удостоен «награды» за «Худшее исполнение актером роли Иисуса Христа». [36] Нили продолжал воссоздавать роль Иисуса в многочисленных турне рок-мюзикла по стране.
Спустя годы фильм все еще пользовался популярностью, выиграв в 2012 году конкурс Huffington Post в номинации «Лучший фильм об Иисусе». [37]
Саундтрек
[ редактировать ]Саундтрек к фильму был выпущен на виниле лейблом MCA Records в 1973 году. [38] [39] Он был переиздан на компакт-диске в 1993 году. [40] и переиздан в 1998 году к своему 25-летию. [41] [42] Надо отметить, что саундтрек к фильму представляет собой новую запись, отличную от альбома 1970 года , несмотря на то, что некоторые исполнители совпадают.
|
|
Графики
[ редактировать ]График (1973–74) | Пик |
---|---|
Австралийские альбомы ( Kent Music Report ) [43] | 25 |
Голландские альбомы ( 100 лучших альбомов ) [44] | 1 |
Наследие
[ редактировать ]Доктор Джейхун Ян из Университета Хюпсунг Джуисона и Брэгга сказал, что « Иисус Христос-суперзвезда обладает собственным творческим потенциалом, принося кинобизнесу об Иисусе новое вдохновение и новый прорыв». [45] : 2 По словам Хайме Кларк-Соулза, сериал « Иисус Христос-суперзвезды » «продолжает очаровывать и провоцировать зрителей», причем его точки зрения варьируются от «простого культурного артефакта» до «политического заявления, которое все еще имеет некоторую актуальность», до «экзистенциального своего рода путешествие». [46] : 145
Атом Эгоян , армяно-канадский режиссер, наиболее известный по фильму «Сладкая будущая жизнь» (1997), неоднократно смотрел фильм «Иисус Христос-суперзвезда» в кинотеатре «Хайда» в Виктории , Британская Колумбия . Как он объяснил, кинематография и постановка фильма стали для него обучающим опытом: «То, как движется камера, как она движется в такт музыке, как монтируется фильм, постановочный дизайн, устройство кадрирования… было просто блестяще задумано как зрелище в фильме». [7]
Академический анализ
[ редактировать ]«Иисус Христос-суперзвезда» — это повествование о страстях , которое наиболее точно соответствует Евангелии от Марка изображению этой истории в . В дополнение к вступлению, отражающему 1:4 Евангелия от Марка с точки зрения предзнаменования распятия, сценарий охватывает многие темы Марка, такие как «путь (греч. ὁδός, ходос )», «слепота учеников», « служение» и «помышления о божьем». [45] : 1 [46] : 141
В фильме основное внимание уделяется конфликту персонажей, особенно Иисуса и Иуды. [46] : 141 Характеристика либо не основана на Евангелиях, либо составлена из составных персонажей из различных Евангелий; Иуда, например, происходит от как в Евангелии от Матфея , так и в Евангелии от Иоанна . его изображения [46] : 142, 144 С другой стороны, персонаж Мэри отличается от любого другого Священного Писания: « шлюха - мулатка, которая является местом состязания между двумя альфа-самцами», - писал Кларк-Соулз. [46] : 144
Иуда играет роль, которую символически играл сатана в Евангелиях, как оппозиция миссии Иисуса. Это символизируется Иудой в красном и Иисусом в светлой одежде. [46] : 142 [46] : 142 В контексте выхода фильма в 1970-х годах Иуда - революционер, который является частью массового движения против «человека» общества, его прагматизм проявляется в его опасениях по поводу того, что движение увлечется. [46] : 142 Однако он находится в замешательстве, что открывает возможность священству воспользоваться его сочувствием к угнетенным. [46] : 142
Иисус также ссорится с Апостолами, которые изображаются эгоцентричными, наслаждающимися общением только с такой жертвенной фигурой, как Иисус. [46] : 143 как поют на Тайной вечере, «всегда надеялся, что стану апостолом / Знал, что добьюсь успеха, если постараюсь / Тогда, когда мы уйдём на пенсию, мы сможем написать Евангелия / Так что о нас всё равно будут говорить, когда мы» я умер». [48]
Изюминкой для критиков и ученых является человеческое представление библейских персонажей, особенно Иисуса. [46] : 143–144 Кларк-Соулс резюмировал: «[фильм] помогает нам представить этих людей как реальных людей со смешанными мотивами, телами, которые потеют, жаждут секса, засыпают после слишком большого количества вина и умирают». [46] : 144 Иисус показан нетерпеливым, измученным и раздраженным, нападающим на Апостолов за то, что они «такие поверхностные, тупые и медлительные» в одной из сцен. [46] : 143 На публичных собраниях он оценивающе смотрит на толпу; однако в одном случае, когда римляне входят в середине танцевальной сцены, настроение Иисуса меняется и поет: «Ни ты, Симон, ни 50 000, ни римляне, ни книжники, ни сам обреченный Иерусалим не понимают, что такое сила, понять, что такое слава, понять вообще, понять вообще». [46] : 143 Следуя эпизоду «Храм», он встречает огромное количество тех, кто нуждается в исцелении, и может исцелить лишь некоторых из них. [46] : 143 Поворотным моментом для Иисуса является «Гефсимания», где он сетует на то, что стал «печальным и уставшим» после того, как был «вдохновлен» создать движение, и набрасывается на Бога: «Покажи мне, что есть причина, по которой ты хочешь, чтобы я умер». […] Смотри, как я умираю. Посмотри, как я умираю». [46] : 143
Ким Паффенрот чувствовал, что Иуда и Мария были самыми глубокими из всех персонажей, даже больше, чем Иисус: «их песни преследуют и раздражают, а их изображения страстны, даже в большей степени, чем изображение Иисуса, который кажется слишком пассивным, растерянным». и слабый». [48]
«Иисус Христос-суперзвезда» — одна из многих постановок Джуисона, основной темой которых является предательство. [7] Еще одной важной темой является сговор религиозных властей с правительством из корыстных побуждений. [46] : 140 Римляне, стремясь сохранить целостность своего государства, распинают Иисуса, заметив его вызов политическому, экономическому и религиозному истеблишменту, например, когда Иисус уничтожает современные атрибуты, продаваемые в «Храме». [46] : 140–141
«Иисус Христос-суперзвезда» отличается от других фильмов об Иисусе отсутствием верности оригинальному библейскому тексту, а также его модернизацией с точки зрения костюмов, постановки и поведения. [45] : 1–2 В «Иисусе Христе-суперзвезде» большинство персонажей отражают движение хиппи и молодежную культуру 1960-х и 1970-х годов с точки зрения их танцев и современных платьев, за исключением главного героя, носящего одежду. [45] : 1–2 [49] В фильме создается напряжение, заключающееся в том, что социальные проблемы, преобладавшие в эпоху Иисуса, по-прежнему важны и в настоящее время. [7] [46] : 144 На открытии изображены актеры, едущие в автобусе с надписью на арабском и иврите, намекающей на Шестидневную войну, и взволнованно выносящие крест из автобуса. [46] : 141 На рынке в «Храме» продаются древние товары, такие как птицы и овцы, а также зеркала, оружие, гранаты, пистолеты и наркотики. [46] : 140
Хотя интерпретация библейских писаний для комментариев по современным политическим социальным проблемам является обычным аспектом религиозных фильмов, «Иисус Христос-суперзвезда» — один из немногих, который охватывает несколько тем одновременно. [49] Существуют антивоенные настроения и настроения войны во Вьетнаме : вооруженные пулеметами солдаты в военной форме, воры торгуют гранатами, пулеметами и наркотиками, а Иуда сталкивается с танками и истребителями. [45] : 2 [46] : 142 Пол В.М. Флешер и Роберт Торри интерпретировали израильские местоположения как отсылку к конфликту на Ближнем Востоке . [49] Использование чернокожего актера в роли Иуды добавляет компонент движения за гражданские права , наиболее ярко выраженный в его самоубийстве, когда он повесился на веревке на дереве, что напоминает линчевания, связанные с той эпохой. [49] [46] : 142 Кларк-Соулс проанализировал, что раса играет «важнейшую, хотя и неоднозначную роль в фильме», поскольку белый актер и черный актер изображают людей, которые в первом веке принадлежали к одной и той же еврейской расе. [46] : 142 В «Небеса в их мыслях» Иуда спрашивает Иисуса: «Заботишься ли ты о своей расе?» [46] : 142
Ремейки и сопутствующие производства
[ редактировать ]В интервью 2008 года журналу Variety кинопродюсер Марк Платт заявил, что он обсуждал с несколькими режиссерами ремейк фильма « Иисус Христос-суперзвезда» . [50]
В 2013 году было выпущено издание фильма на Blu-ray «40-летие», содержащее комментарии режиссера и Теда Нили, интервью с Тимом Райсом, фотогалерею и отрывок из оригинального трейлера. [51]
В 2015 году Нили объявил о предстоящем выпуске документального фильма под названием « Суперзвезды: создание и воссоединение фильма «Иисус Христос-суперзвезда» о производстве фильма. [52]
См. также
[ редактировать ]- Great Performances , один из многочисленных эпизодов которого был адаптацией мюзикла, выпущен прямо на видео в 2000 году. [53] [54]
- Список американских фильмов 1973 года
- Godspell , еще один мюзикл, изображающий Иисуса.
- Godspell — экранизация, вышедшая пару месяцев назад.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Иисус Христос Суперзвезда (А)» . ББФК . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Иисус Христос-суперзвезда в базе данных TCM Movie
- ^ Jump up to: а б « Иисус Христос-суперзвезда (1973)» . Числа . Нэш Информационные Сервисы, ООО. Архивировано из оригинала 24 августа 2014 года . Проверено 27 мая 2012 г.
- ^ Джуисон, Норман (2004). Это ужасное дело пошло мне на пользу. Автобиография . Торонто : Ключевые книги Портера . п. 164 . ISBN 1-55263211-3 . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Стереотип 'Суперзвезда'». Вашингтон Пост . 25 июня 1973 г. Б5. «Премьера фильма состоится во вторник вечером в театре Uptown в Вашингтоне, а для публики он откроется в среду».
- ^ Jump up to: а б Форстер, Арнольд; Эпштейн, Бенджамин (1974). Новый антисемитизм . Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill. стр. 91–101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Уэллс, Ира (3 июня 2021 г.). «Когда Норман Джуисон направил камеру на величайшую суперзвезду» . Квиллетт . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нассур, Эллис; Бродерик, Ричард (1973). Рок-опера; создание суперзвезды Иисуса Христа, от пластинки до бродвейского шоу и кинофильма . Нью-Йорк, издательство Hawthorn Books. стр. 215–248 . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ларсон, Сара (1 августа 2021 г.). «Воспитание Мелвина Брэгга» . Житель Нью-Йорка . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Мартинфилд, Шон (20 августа 2013 г.). «Разговор с Тедом Нили, голливудским «Иисусом Христом-суперзвездой» » . ХаффПост . Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Ричард Х.; Питтс, Майкл Р. (1981). Библия в кино. Контрольный список, 1897-1980 гг . Метучен, Нью-Джерси : Scarecrow Press . п. 169]. ISBN 0-81081473-0 . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 28 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Помрой, Дэвид В. (1 апреля 1974 г.). «1973 — год религиозного кино» . Богословие сегодня . 31 (1): 47–49. дои : 10.1177/004057367403100106 . S2CID 170365840 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Вреденбург, Стивен (октябрь 2016 г.). «Экранный Иисус: образы Христа на телевидении и в кино» . Журнал религии и кино . 20 (3). ПроКвест 1860270444 . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ "Большие прокатные фильмы 1973 года", Variety , 9 января 1974 г., стр. 19.
- ^ Фредерик, Роберт Б. (8 января 1975 г.). « Стинг», «Экзорцист» в специальном классе в БО в 1974 году». Разнообразие . п. 24.
- ^ «Иисус Христос-суперзвезда (1973)» . Гнилые помидоры . Фанданго . 15 августа 1973 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Обзоры Иисуса Христа-суперзвезды» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер (15 августа 1973 г.). «Иисус Христос Суперзвезда» . РоджерЭберт.com . Архивировано из оригинала 2 мая 2019 года . Проверено 6 мая 2019 г.
- ↑ Томпсон, Ховард (9 августа 1973 г.). «Мод-поп «Суперзвезда» выходит на экран» . Архивировано 6 мая 2019 года в Wayback Machine The New York Times . 28.
- ↑ Мерфи, Артур Д. (27 июня 1973 г.). «Рецензии на фильм: Иисус Христос-суперзвезда». Разнообразие . 20.
- ^ Эстрадный состав (1 января 1973 г.). «Иисус Христос Суперзвезда» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ↑ Сискель, Джин (24 июля 1973 г.). «...Суперзвезда». Чикаго Трибьюн . Раздел 2, с. 4.
- ↑ Чамплин, Чарльз (15 июля 1973 г.). «Фильм «Суперзвезда» объединяет настоящее и прошлое». Лос-Анджелес Таймс . Календарь, с. 21.
- ↑ Арнольд, Гэри (29 июня 1973 г.). «Хорошая книга, плохой фильм». Вашингтон Пост . Б11.
- ^ Хитон, Майкл (26 марта 2015 г.). « Иисус Христос-суперзвезда»: Тед Нили рассказывает о роли, которая изменила его карьеру и жизнь» . Кливлендский простой дилер . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Пеппер, Кертис Билл (10 апреля 1977 г.). «Один день из жизни Папы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Теплица, Линда (8 августа 1973 г.). «Кино суперзвезды возобновляет споры: еврейские группы заявляют, что открытие может спровоцировать антисемитизм, учитывая заявление компании о проблемах» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ↑ Шпигель, Ирвинг (24 июня 1973 г.). «Еврейское подразделение называет фильм «коварным»». Нью-Йорк Таймс . 44.
- ↑ Смит, Теренс (14 июля 1973 г.). «Правительство Израиля пытается отмежеваться от« Иисуса Христа-суперзвезды »» . Нью-Йорк Таймс . 19.
- ^ Раздел спойлеров. Архивировано 6 апреля 2018 г. в Wayback Machine на IMDb.
- ^ «Номинанты и победители 46-й церемонии вручения премии Оскар (1974)» . Оскар.орг . Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Премия BAFTA: фильм 1974 года» . БАФТА . 1969 год . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ «Лучшая операторская работа в художественном фильме» (PDF) . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ «Премия Давида ди Донателло 1974» . Муби . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ «Иисус Христос-суперзвезда – Золотой глобус» . ХФПА . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Гарри Медведь и Майкл Медведь, Награды «Золотая индейка»: номинанты и победители, худшие достижения в истории Голливуда , Патнэм, 1980, с. 95.
- ^ «В категории лучшего фильма об Иисусе победителем является». ХаффПост . 10 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Иисус Христос-суперзвезда [саундтрек к фильму MCA] на AllMusic .
- ^ Иисус Христос Суперзвезда (Альбом оригинальных саундтреков к фильму) на Discogs (список релизов).
- ^ Иисус Христос Суперзвезда (Альбом оригинальных саундтреков к фильму). Компакт-диск 1993 года на Discogs .
- ^ Иисус Христос-суперзвезда [переиздание оригинального саундтрека к фильму, посвященное 25-летию фильма] на AllMusic .
- ^ Иисус Христос Суперзвезда (Альбом оригинальных саундтреков к фильму). Переиздание, обновленное в 1998 году на Discogs .
- ^ Кент, Дэвид (1993). Австралийский картографический справочник 1970–1992 годов (иллюстрированное издание). Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс: Австралийский картографический справочник. п. 281. ИСБН 0-646-11917-6 .
- ^ "Dutchcharts.nl - Саундтрек / Эндрю Ллойд Уэббер - Иисус Христос-суперзвезда" (на голландском языке). Хунг Медиен. Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ян, Джейхун (осень 2007 г.). «Иисус Нормана Джуисона и Мелвина Брэгга в 1973 году и Евангелие от Марка» . Журнал религии и популярной культуры . 17 (1): 3. дои : 10.3138/jrpc.17.1.003 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Кларк-Соулз, Хайме (2013). «Иисус Христос Суперзвезда». Библия и кино: пятьдесят ключевых фильмов . Рутледж . стр. 140–145. ISBN 978-0-415-67719-6 . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ Коутс, Пол (2017) [2003]. Кино, религия и романтическое наследие . Тейлор и Фрэнсис . п. 92 . ISBN 978-1-35195153-1 . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 25 февраля 2018 г.
Таким образом, это удивительно и неожиданно мощно, когда его гефсиманская просьба о том, чтобы чаша прошла от него, выражается в быстром, пролептическом монтаже традиционных христианских изображений Распятия, многие из которых взяты из одной из самых устрашающих из таких картин, Изенгеймского алтаря. Матиаса Грюневальда.
- ^ Jump up to: а б Паффенрот, Ким (октябрь 2001 г.). «Киноизображения Иуды» . Журнал религии и кино . 5 (2). Архивировано из оригинала 25 августа 2004 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Флешер, Пол ВМ; Торри, Роберт (декабрь 1998 г.). «Преподавание религии и кино» . Журнал религии и кино . 2 (3). Архивировано из оригинала 15 октября 2004 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Ганс, Эндрю (15 июля 2011 г.). «Злой фильм и ремейк «Иисуса Христа-суперзвезды» на тарелке Платта» . Афиша . Архивировано из оригинала 31 января 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ «Иисус Христос-суперзвезда Blu-ray» . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ «Тед Нили - официальный сайт музыканта и актера из фильма « Иисус Христос - суперзвезда - Дом» . Архивировано из оригинала 1 октября 2015 года . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ «Иисус Христос Суперзвезда» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Леонард, Джон (16 апреля 2001 г.). «Радость наборов» . Журнал Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 15 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1973 года
- Музыкально-драматические фильмы 1970-х годов
- Драматические фильмы 1973 года
- Американские музыкальные драматические фильмы
- Американские рок-мюзиклы
- Каиафа
- Культурные изображения Иуды Искариота
- Культурные изображения Понтия Пилата
- Культурные изображения Святого Петра
- Фильмы по экранизациям
- Фильмы по альбомам
- Фильмы по мюзиклам
- Фильмы о христианстве
- Фильмы Нормана Джуисона
- Фильмы продюсера Роберта Стигвуда
- Фильмы, снятые в Израиле.
- Иисус Христос Суперзвезда
- Мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера
- Образы Марии Магдалины в кино
- Фильмы об Иисусе
- Хиппи-фильмы
- Споры, связанные с христианством, в кино
- Пропетые музыкальные фильмы
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов
- Мюзиклы, действие которых происходит в Римской империи
- Культурные изображения Ирода Антипы
- Фильмы продюсера Нормана Джуисона