Jump to content

Иисус Христос-суперзвезда (фильм)

Иисус Христос Суперзвезда
Афиша театрального релиза
Режиссер Норман Джуисон
Автор сценария
На основе
Продюсер:
В главных ролях
Кинематография Дуглас Слокомб
Под редакцией Энтони Гиббс
Музыка Эндрю Ллойд Уэббер
Распространено Универсальные картинки
Даты выпуска
Время работы
106 минут [1]
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 3,5 миллиона долларов [2]
Театральная касса 24,5 миллиона долларов [3]

«Иисус Христос-суперзвезда» — американский музыкально- драматический фильм 1973 года, снятый Норманом Джуисоном и написанный в соавторстве с Джуисоном и Мелвином Брэггом , основанный на одноименном концептуальном альбоме 1970 года, написанном Тимом Райсом и написанном Эндрю Ллойдом Уэббером , который, в свою очередь, вдохновил мюзикл 1971 года . В фильме, в котором снимались Тед Нили , Карл Андерсон , Ивонн Эллиман и Барри Деннен , изображен конфликт между Иудой и Иисусом. [4] а также эмоции и мотивации главных героев в течение недели распятия Иисуса .

Премьера фильма «Иисус Христос-суперзвезда» состоялась в Uptown Theater в Вашингтоне, округ Колумбия, 26 июня 1973 года. [5] и был показан в США 15 августа 1973 года. Нили, Андерсон и Эллиман были номинированы на премию «Золотой глобус» в 1974 году за роли Иисуса, Иуды и Марии Магдалины соответственно. Несмотря на критику со стороны нескольких религиозных групп и неоднозначные отзывы критиков, [6] фильм имел кассовый успех.

Актеры фильма едут на автобусе в пустыню Негев, чтобы воспроизвести Страсти Христовы в современных костюмах и реквизите. к фильму Пока они готовятся и танцуют под увертюру , Карл Андерсон , уже в роли Иуды Искариота , уходит от компании.

Иуда обеспокоен популярностью Иисуса; его провозглашают сыном Божьим, но Иуда чувствует, что слишком сильно верит в свое послание, и боится последствий их растущего движения. Он подвергает сомнению связь Иисуса с Марией Магдалиной (исторически обвиняемой в проститутке ) и почему он не приказывает своим последователям раздавать деньги бедным, на что Иисус говорит, что смертные не могут помочь всем. Тем временем храмовые священники, в том числе Каиафа , Анна и фарисеи, обеспокоены тем, что римляне рассматривают популярность Иисуса как восстание, и все согласны, что он должен быть казнен.

Когда Иисус и его последователи радостно прибывают в Иерусалим , он отвергает как приказ Каиафы распустить толпу, так и предложения Симона и других зелотов начать восстание против своих римских оккупантов . Иисус посещает Храм, где приходит в ярость, видя, что он полон ростовщиков и торговцев, и заставляет их всех уйти, разрушая их прилавки , к большому ужасу Иуды. Пока Иисус бродит по пустыне и исцеляет лепрозорий , Иуда идет к священникам и выражает свою обеспокоенность, а также беспокойство по поводу последствий предательства Иисуса. Как только священники предлагают ему деньги за то, чтобы он привел их к Иисусу, конфликтующий Иуда сообщает, что Иисус будет в Гефсиманском саду в четверг вечером.

Апостолы собираются в саду на пасхальный седер с Иисусом, который выражает скептицизм по поводу их лояльности, заявляя, что Петр отречется от него, а Иуда предаст его. Между Иисусом и Иудой возникает ожесточенный спор, поскольку Иуда сердито обвиняет Иисуса в том, что он упускает из виду их дело. Иуда уходит и возвращается с стражей, совершив свое предательство, в то время как Петр отрицает, что был с Иисусом членам населения. Охранники отводят Иисуса к Каиафе, который признает его виновным в богохульстве . Затем его отправляют к Понтию Пилату , римскому правителю Иудеи, но, поскольку он не имеет дела с евреями, Пилат отправляет Иисуса к царю Ироду , который убеждает Иисуса творить для него чудеса, но отвергает его как мошенника, когда он этого не делает. Обвинив Бога в том, что тот дал ему роль предателя, Иуда, охваченный горем и сожалением, вешается.

Иисуса возвращают к Пилату, который считает, что Иисус заблуждается, но не совершил никакого настоящего преступления, однако толпа оказывает на него давление, чтобы он приговорил Иисуса к смерти. Смущенный и разгневанный необъяснимой отставкой Иисуса и отказом защитить себя, Пилат понимает, что у него нет другого выбора, кроме как приказать казнить Иисуса, чтобы подавить разгневанные массы. После того, как Иисуса привели на Голгофу и распяли , актеры фильма, уже без костюмов, воссоединяются и садятся в автобус, чтобы уехать. Барри Деннен , Ивонн Эллиман и Карл Андерсон — единственные, кто заметил, что Тед Нили , сыгравший Иисуса, пропал.

Производство

[ редактировать ]
Ивонн Эллиман и Тед Нили в роли Марии Магдалины и Иисуса

Разработка

[ редактировать ]

Во время съемок фильма «Скрипач на крыше» (1971) Барри Деннен , сыгравший второстепенную роль в фильме, предоставил концептуальный альбом Эндрю Ллойда Уэббера Тима Райса Норману Джуисону и «Иисус Христос-суперзвезда» (1970), где Деннен озвучил Пилата. В то время пластинка, несмотря на то, что ее заглавная песня была хитом, была «встречена огромной дозой британского безразличия и даже снисходительности», вспоминал Уэббер, и продюсер Fiddler on the Roof Патрик Палмер считал ее «малоизвестной пластинкой». альбом из Англии», когда Джуисон впервые получил его. [7] Джуисон описал себя как «любопытно тронутый» и «наполненный захватывающими визуальными образами», когда впервые услышал пластинку, пораженный ее способностью исполнять так много без произнесенных строк. [7] [8] : 216  Впервые он публично выразил заинтересованность в постановке фильма на основе альбома в интервью на нью-йоркской премьере « Скрипача на крыше» : «Я видел в нем захватывающий новаторский фильм, каким он и был — только музыка и тексты, никаких диалогов. " [8] : 216 

Джуисон, узнав, что MCA Records права на фильм принадлежат , связался с Лью Вассерманом, чтобы получить возможность снять экранизацию мюзикла. Хотя рассматривались и другие режиссеры, прошлая фильмография Джуисона, а также его проект фильма побудили Universal нанять его. [8] : 216  Вскоре последовала встреча Джуисона, Уэббера и Universal Pictures руководителя Неда Танена . [7] Уэббер согласился на кинопроект, сославшись на опыт Джуисона с фильмом «Скрипач на крыше» , адаптации мюзикла на религиозные темы. [7]

Последней постановкой « Иисуса Христа-суперзвезды» перед выходом фильма была постановка Роберта Стигвуда на Бродвее в 1970 году. При бюджете более 1 000 000 долларов, не считая собственных финансовых вкладов Стигвуда, прибыль от спектакля составила 700 000 долларов при общей сумме в 8 557,83 доллара. Однако его пробег оказался короче запланированного. Профессиональные отзывы были крайне ужасными, а с коммерческой точки зрения шоу пришло в упадок к восьмому месяцу из-за сокращения предварительных покупок билетов и слишком высоких цен для молодых фанатов шоу. В течение 11 месяцев ажиотаж продолжался благодаря воскресным утренникам и скидкам на определенные шоу. Инсайдеры Бродвея считали, что это продлится до выхода экранизации. [8] : 212 

Работа над сценарием началась с наброска Тима Райса . Его видением был эпический фильм в стиле «Бен-Гура» (1959), в котором его рабочий процесс описывался как выяснение того, «какой массивный визуальный эффект сопровождал какую песню». [7] Однако концепция Джуисона отличалась, и поэтому проект Райс был отменен. [7] Вместе с Мелвином Брэггом Джуисон написал сценарий как стилизацию , сочетающую в себе библейские и современные элементы культуры, особенно с устройством создания театральной группы. [7] Брэгг, уже зарекомендовавший себя как телесценарист, был соавтором сценария. Он описал участие в проекте как «своего рода случайность»: его подписали только после того, как коллега спросил: «Хотите попробовать?» [9] Подытоживая Брэгга, «все хорошие моменты были тем, над чем [я] работал», хотя Брэгг все же предоставил Джуисону информацию о том, что, по его мнению, было чрезмерным использованием режиссером толпы в кадрах. [9] Брэгг и Джуисон написали сценарий, исследуя локации, путешествуя по пустыням Израиля, пока концептуальный альбом проигрывался на магнитофоне, погружая их в обстановку фильма. [7]

Актер Роль
Тед Нили    Иисус Христос
Карл Андерсон    Иуда Искариот
Ивонн Эллиман    Мария Магдалина
Барри Деннен    Понтий Пилат
Боб Бингэм     Каиафа
Ларри Маршалл    Саймон Зелотс
Джош Мостел    Царь Ирод
Курт Ягджян     Аннас
Филип Тубус     Питер

«Иисус Христос-суперзвезда» стал первой киноработой всех актеров, кроме Деннена и Джоша Мостела . [10] Актерский состав состоял в основном из актеров бродвейского шоу, а Тед Нили и Карл Андерсон играли роли Иисуса и Иуды соответственно. Нили сыграл репортера и прокаженного в бродвейской версии и недостаточно изучил роль Иисуса. Андерсон также недостаточно изучал Иуду, но взял на себя роль на Бродвее и в Лос-Анджелесе, когда Бен Верин заболел. Вместе с Денненом Ивонн Эллиман (Мария Магдалина) и Боб Бингэм свои бродвейские роли в фильме повторили (Каиафа). (Эллиман, как и Деннен, также появился на оригинальном концептуальном альбоме.)

Согласно заметкам о кастинге, которые Джуисон написал на канцелярской бумаге в отеле «Беверли-Хиллз» , он рассматривал Мика Джаггера , Джона Леннона , Пола Маккартни , Барри Гибба , Роберта Планта и Иэна Гиллана . в качестве главных героев [7] Гиллан, сыгравший Иисуса на концептуальном альбоме, отклонил предложение Джуисона, потому что думал, что он больше порадует фанатов, отправившись в тур с Deep Purple . [11] Продюсеры также рассматривали Микки Доленца (из The Monkees ) и Дэвида Кэссиди на роль Иисуса. [11] Затем, в 1971 году, Джуисон поехал из Палм-Спрингс , Калифорния, в Лос-Анджелес, чтобы увидеть Нили на сцене в музыкальной адаптации The Who 's Tommy (1969), после приглашения агента Нили. [7] Нили не появился в ночь прибытия Джуисона, так как у него был перерыв. Однако на следующее утро Нили, одетый в одежду Levi's , с накладными усами и бородой, встретил Джуисона в мотеле, чтобы извиниться за свое отсутствие на представлении, причиной которого была болезнь. [7] После 20-минутной встречи и не видя, как Нили исполняет эту роль, Джуисон сказал своему партнеру по производству Пэту Палмеру: «У меня было предчувствие, что я нашел нашего Иисуса». [7]

Отвечая на вопрос Vatican Press о том, почему Джуисон выбрал на роль Иуды чернокожего актера, режиссер ответил, что Андерсон «проходил испытания вместе со многими другими в Лондоне, и, как всегда бывает, фильм действительно подсказал нам, что делать. настолько успешным, что у меня вообще не было никаких сомнений в том, что он был самым талантливым актером, сыгравшим эту роль». [7]

У нас уже был здесь один Иисус, и он доставил нам более чем достаточно хлопот.

Полицейский Тель-Авива [8] : 215 

Съемки фильма «Иисус Христос-суперзвезда» проходили в более чем 20 местах на четырех палестинских и израильских лагерях: Иерусалим , Мертвое море , Беэр-Шева и Назарет ; наиболее используемым местом был Иродион на Западном берегу Палестины. [7] Бюджет был установлен в размере чуть менее 3,5 миллионов долларов и частично поддержан правительством Израиля; Помимо скидки в размере 23,5% на импорт иностранной валюты, проект профинансировали некоторые высокопоставленные чиновники, которые пытались открыть Израильский киноцентр. [7] Джуисон, в свою очередь, написал статью для Variety, рекламирующую израильские районы для съемок. Как он писал, «в стране и среди ее жителей есть дух, который захватывает вас, и если вы проведете там какое-то время, вы никогда не будете прежним». [7] Эллиман, Нили и Андерсон получили по 16 500 долларов каждый за свои роли (108 624 доллара в 2022 году), а Джуисону заплатили сниженный гонорар в размере 15 000 долларов (98 749 долларов в 2022 году) в обмен на 10% мировой прибыли от фильма. [7]

Стрельба началась 18 августа 1972 года в пещерах Бейт-Губрин (сегодня национальный парк Бейт-Гуврин ), после нескольких дней очистки фекалий от птиц и летучих мышей. Место, которое использовалось для фрагментов «Что за шум?», «Странная вещь, загадочная» и «Все в порядке», Джуисон выбрало, чтобы Иисус и его апостолы выглядели как подпольное движение рок-артистов; Фактически, он нанял для «Апостолов» малоизвестных рок-музыкантов, и только двое из них имели опыт работы в кино. [7] Затем производство было перенесено на Западный Берег , который был оккупирован Израилем после Шестидневной войны . Хореограф Роберт Исков вспоминал: «Арабы с автоматами пришли из-за холма, указывая на нас. Они были из соседней деревни, и произошла какая-то размолвка, не имеющая ничего общего с настоящей войной». [7] Для большинства сцен Исков определил место в первый день хореографии, а танцы и операторская работа импровизировались в зависимости от места. «Песнь царя Ирода» и «Суперзвезда» были единственными фильмами, локации которых были запланированы до начала производства. [7] Заброшенный набатейский город Авдат использовался для сцен с римскими священниками. [7]

Для большинства актеров, которые были светскими хиппи , съемки мюзикла погрузили их в религиозную среду. В перерывах они громко проигрывали концептуальный альбом, читали «Евангелие от Иисуса Христа в Водолее» (1908) и проводили волейбольные матчи между командами «Иуда» и «Иисус». [7] 46-летний Джуисон, когда не снимался, редко общался с актерами. [7] Нили написала, что во время съемок распятия актерам казалось, что они идут по пути Христа, и плакали, глядя на выступление Нили на кресте. [7]

Изменения

[ редактировать ]

Как и спектакль, фильм вызвал споры даже несмотря на изменения, внесенные в сценарий. Некоторые тексты для фильма были изменены. Реприза «Все в порядке», спетая перед песней Марии Иисусу «Я не знаю, как любить его», была сокращена, оставив только заключительный текст: «Закрой глаза, закрой глаза и расслабься, ни о чем не думай». tonight» без изменений, а предыдущие тексты были опущены, в том числе слова Иисуса «И я думаю, что сегодня вечером я буду хорошо спать». В сцене, где группа нищих и прокаженных одолевает Иисуса: «Исцелитесь!» был изменен на «Оставь меня в покое!», а в «Смерти Иуды» фраза Каиафы «То, что ты сделал, будет спасением Израиля» была изменена на «То, что ты сделал, будет спасением всех».

Лирика «Суд перед Пилатом» содержит некоторые заметные изменения и дополнения. Фраза Иисуса «Может быть, где-нибудь для меня будет царство, если бы я только знал» заменена на «если бы вы только знали». В киноверсии у Пилата также есть больше строк (впервые использованных в оригинальной бродвейской постановке), в которых он с презрением обращается к толпе, когда они произносят имя Цезаря: «Что это нового/Уважение к Цезарю?/До сих пор это было заметно не хватает! / Кто этот Иисус? Почему он другой? / Вы, евреи, производите мессий мешками!» и «Вот человек/Вот ваш разбитый король/Вы лицемеры!/Вы ненавидите нас больше, чем он!» Эти реплики Пилата с тех пор присутствуют в каждой постановке шоу.

В саундтрек вошли две песни, которых нет в оригинальном концептуальном альбоме. «Тогда мы решены», в котором лучше раскрыты тревоги и страхи Анны и Каиафы относительно Иисуса, является оригинальным для фильма. В саундтреке также присутствует песня «Could We Start Again Please?» который был добавлен к бродвейскому шоу и постановкам. Большинство других изменений не были поддержаны более поздними постановками и записями, хотя в большинстве постановок, как правило, сохраняется расширенная версия «Суд перед Пилатом».

Контекст

[ редактировать ]

1972–1973 годы были периодом снижения интереса к религии во всем мире, но также были наполнены фильмами на религиозные темы, такими как «Иисус Христос-суперзвезда» , «Годспелл» , «Дорога Евангелия: История Иисуса» , «Брат Сан», «Сестра Мун» , « Сиддхартха» , « Дворец Гризера» , «Марджо». и Экзорцист . [12] Эллис Нассур и Ричард Бродерик, написав книгу по истории мюзикла, опубликованную в год выхода фильма, объявили 1973 год «годом фильмов об Иисусе», снятых не в Голливуде, таких как Нью-Йорке снятый в фильм «Годспелл», , в Тунисе — снят фильм «Иисус-бунтовщик» , а на Святой Земле — фильм «Дорога Евангелия: История Иисуса» . [8] : 215  Дэвид В. Помрой в статье для Theology Today объяснил эту тенденцию студиями, извлекающими выгоду из контркультурных духовных движений, таких как движение Иисуса . [12] В десятилетие 1970-х годов фильмы об Иисусе также стали более яркими в таких произведениях, как «Иисус Христос-суперзвезда» , «Годспелл» и «Жизнь Брайана Монти Пайтона» (1979). [13] Нассур и Бродерик отметили, что «Дорога Евангелия» , «Иисус Христос-суперзвезда» и «Годспелл» , в частности, отклонились от драматического стиля Сесила Б. Демилля, типичного для более ранних популярных религиозных фильмов. [8] : 215 

Театральная касса

[ редактировать ]

«Иисус Христос-суперзвезда» собрал в прокате 24,5 миллиона долларов (161,3 миллиона долларов в 2022 году). [3] и заработал на аренде в Северной Америке 10,8 миллиона долларов (71,1 миллиона долларов в 2022 году) в 1973 году. [14] при предполагаемом производственном бюджете в 3,5 миллиона долларов. [2] Это был самый кассовый мюзикл в США и Канаде за год. [15]

Критический ответ

[ редактировать ]

На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 50% на основе 30 рецензий со средней оценкой 6/10. По мнению критиков веб-сайта, « Иисус Христос-Суперзвезда слишком мужественен, чтобы впасть в святотатство, но неправильный подбор и тональная монотонность мешают этому мюзиклу». [16] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 64 из 100 по мнению 7 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы». [17]

Роджер Эберт дал фильму три звезды из четырех, назвав его «ярким, а иногда и захватывающим дух пересказом» исходного материала. Он похвалил его как улучшенную версию «коммерческого халтуры» исходного материала, «легкую, а не напыщенную» и «внешнюю, а не нарциссическую». [18] Он аплодировал изображению Иисуса как «человека, сильного и достижимого», достигнутому только в других произведениях «Евангелие от Матфея» (1964) и «Последнее искушение Христа» (1988). [18]

Напротив, Говард Томпсон из «Нью-Йорк Таймс» писал: «Бродвей и Израиль встречаются лицом к лицу и катастрофически в киноверсии рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда» , снятой в библейском регионе. Блеск мод-попа, музыкальное безумие и неоновые огни. трубы этого сверхгорячего сценического сокровища, в котором заключена Величайшая История, теперь болезненно увеличены, обнажены и в конечном итоге залатаны под голубым величественным израильским небом, как будто по естественному решению». [19] Артур Д. Мерфи из Variety написал, что фильм «парадоксальным образом одновременно очень хорош и очень разочаровывает. Абстрактная концепция фильма ... меняется от элегантно простой через вынужденную метафору к откровенно синтетической по драматическому воздействию». [20] [21] Джин Сискел из « Чикаго Трибьюн» дал фильму две с половиной звезды из четырех и назвал музыку «более чем прекрасной», но нашел характер Иисуса «настолько запутанным, таким бесформенным, что фильм не может добиться какого-либо значимого успеха». способ." Сискель также согласился с обвинениями в антисемитизме фильма. [22] Чарльз Чамплин из Los Angeles Times писал: «Недостатки относительны, цена достойного восхищения стремления к совершенству, а множество сильных сцен, визуально и драматически, в «Суперзвезде» оказывают замечательное воздействие: хаос храма, прокаженные, рубрики самого распятия». [23] Гэри Арнольд из The Washington Post раскритиковал фильм как «китчевое произведение», которое «не делает ничего для христианства, кроме как коммерциализировать его». [24]

Ответ религиозных групп

[ редактировать ]
Выстрел в голову Папы Павла VI
Папа Павел VI похвалил фильм и предположил, что он привлечет больше людей к христианству.

Джуисон смог показать фильм Папе Павлу VI . Тед Нили позже вспоминал, что Папе «открыто понравилось то, что он увидел. Он сказал: «Мистер Джуисон, я не только ценю ваш прекрасный фильм о рок-опере, я верю, что он приведет к христианству больше людей во всем мире, чем что-либо когда-либо». до.'" [25] [2] Для Папы песня Марии Магдалины « Я не знаю, как его любить » «имела вдохновенную красоту». [26] Тем не менее, фильм, как и мюзикл, подверглись критике со стороны некоторых религиозных групп. [6] Как сообщалось в статье New York Times : «Когда в октябре 1971 года открылась постановка, она подверглась критике не только со стороны некоторых евреев как антисемитская, но и со стороны некоторых католиков и протестантов как кощунственная в изображении Иисуса как молодого человека, который возможно, даже заинтересуется сексом». [27] За несколько дней до выхода киноверсии Национальный консультативный совет по связям с еврейской общиной охарактеризовал ее как «коварную работу», которая «хуже, чем постановка», драматизируя «старую ложь о коллективной ответственности евреев за смерть Иисуса». ", и заявил, что это возродит "религиозные источники антисемитизма". [28] Джуисон в ответ заявил, что фильм «никогда не предназначался и не претендовал на то, чтобы быть подлинным или глубоким богословским произведением». [29]

Тим Райс сказал, что Иуда видел Иисуса как простого человека. Некоторые христиане сочли это замечание, а также то, что в мюзикле не было показано воскресение , кощунственными. Хотя фактическое воскрешение не было показано, заключительная сцена фильма тонко намекает на воскресение (хотя, согласно комментарию Джуисона к выпуску DVD, сцена не планировалась таким образом). [30] Библейские пуристы указали на небольшое количество отклонений от библейского текста как на дополнительные проблемы; например, сам Пилат видит сон вместо своей жены, а католики утверждают, что фраза «пофигу, этот хлеб мог бы быть моим телом» слишком протестантская в богословии , хотя в следующих строках Иисус действительно говорит: «Это мое тело». кровь, которую ты пьешь. Это мое тело, которое ты ешь».

Премия Категория Номинанты Результат Ссылка.
Награды Академии Лучшая оценка: партитура оригинальной песни и адаптация или партитура: адаптация Андре Превен , Герберт В. Спенсер и Эндрю Ллойд Уэббер номинирован [31]
Премия Британской киноакадемии Лучшая операторская работа Дуглас Слокомб номинирован [32]
Лучший дизайн костюмов Ивонн Блейк номинирован
Лучший саундтрек Лес Виггинс , Гордон МакКаллум и Кит Грант Выиграл
Премия ООН Норман Джуисон номинирован
Награды Британского общества кинематографистов Лучшая операторская работа в полнометражном театральном фильме Дуглас Слокомб Выиграл [33]
Премии Давида ди Донателло Лучший иностранный фильм Норман Джуисон Выиграл [34]
Золотой глобус Лучший фильм – мюзикл или комедия номинирован [35]
Лучший актер в кинофильме (мюзикле или комедии) Карл Андерсон номинирован
Тед Нили номинирован
Лучшая женская роль в кинофильме (мюзикле или комедии) Ивонн Эллиман номинирован
Самый многообещающий новичок - мужчина Карл Андерсон номинирован
Тед Нили номинирован
Награды NAACP Image Awards Выдающийся актер кинофильма Карл Андерсон номинирован
Выдающаяся актриса кинофильма Ивонн Эллиман номинирован
Международный кинофестиваль в Вальядолиде Золотой шип Норман Джуисон номинирован

В книге Гарри Медведя «Золотая индейка» и Майкла Медведя 1980 года Нили был удостоен «награды» за «Худшее исполнение актером роли Иисуса Христа». [36] Нили продолжал воссоздавать роль Иисуса в многочисленных турне рок-мюзикла по стране.

Спустя годы фильм все еще пользовался популярностью, выиграв в 2012 году конкурс Huffington Post в номинации «Лучший фильм об Иисусе». [37]

Саундтрек

[ редактировать ]

Саундтрек к фильму был выпущен на виниле лейблом MCA Records в 1973 году. [38] [39] Он был переиздан на компакт-диске в 1993 году. [40] и переиздан в 1998 году к своему 25-летию. [41] [42] Надо отметить, что саундтрек к фильму представляет собой новую запись, отличную от альбома 1970 года , несмотря на то, что некоторые исполнители совпадают.

График (1973–74) Пик
Австралийские альбомы ( Kent Music Report ) [43] 25
Голландские альбомы ( 100 лучших альбомов ) [44] 1

Наследие

[ редактировать ]

Доктор Джейхун Ян из Университета Хюпсунг Джуисона и Брэгга сказал, что « Иисус Христос-суперзвезда обладает собственным творческим потенциалом, принося кинобизнесу об Иисусе новое вдохновение и новый прорыв». [45] : 2  По словам Хайме Кларк-Соулза, сериал « Иисус Христос-суперзвезды » «продолжает очаровывать и провоцировать зрителей», причем его точки зрения варьируются от «простого культурного артефакта» до «политического заявления, которое все еще имеет некоторую актуальность», до «экзистенциального своего рода путешествие». [46] : 145 

Атом Эгоян , армяно-канадский режиссер, наиболее известный по фильму «Сладкая будущая жизнь» (1997), неоднократно смотрел фильм «Иисус Христос-суперзвезда» в кинотеатре «Хайда» в Виктории , Британская Колумбия . Как он объяснил, кинематография и постановка фильма стали для него обучающим опытом: «То, как движется камера, как она движется в такт музыке, как монтируется фильм, постановочный дизайн, устройство кадрирования… было просто блестяще задумано как зрелище в фильме». [7]

Академический анализ

[ редактировать ]
Во время сцены «Гефсимания» на экране мелькают представления различных картин Иисуса Христа на кресте, таких как работы Гойи , Тинторетто , Веласкеса , Грюневальда и Босха . Это картина Грюневальда «Распятие» ( ок. 1512–1516). [7] [47]

«Иисус Христос-суперзвезда» — это повествование о страстях , которое наиболее точно соответствует Евангелии от Марка изображению этой истории в . В дополнение к вступлению, отражающему 1:4 Евангелия от Марка с точки зрения предзнаменования распятия, сценарий охватывает многие темы Марка, такие как «путь (греч. ὁδός, ходос )», «слепота учеников», « служение» и «помышления о божьем». [45] : 1  [46] : 141 

В фильме основное внимание уделяется конфликту персонажей, особенно Иисуса и Иуды. [46] : 141  Характеристика либо не основана на Евангелиях, либо составлена ​​из составных персонажей из различных Евангелий; Иуда, например, происходит от как в Евангелии от Матфея , так и в Евангелии от Иоанна . его изображения [46] : 142, 144  С другой стороны, персонаж Мэри отличается от любого другого Священного Писания: « шлюха - мулатка, которая является местом состязания между двумя альфа-самцами», - писал Кларк-Соулз. [46] : 144 

Иуда играет роль, которую символически играл сатана в Евангелиях, как оппозиция миссии Иисуса. Это символизируется Иудой в красном и Иисусом в светлой одежде. [46] : 142  [46] : 142  В контексте выхода фильма в 1970-х годах Иуда - революционер, который является частью массового движения против «человека» общества, его прагматизм проявляется в его опасениях по поводу того, что движение увлечется. [46] : 142  Однако он находится в замешательстве, что открывает возможность священству воспользоваться его сочувствием к угнетенным. [46] : 142 

Иисус также ссорится с Апостолами, которые изображаются эгоцентричными, наслаждающимися общением только с такой жертвенной фигурой, как Иисус. [46] : 143  как поют на Тайной вечере, «всегда надеялся, что стану апостолом / Знал, что добьюсь успеха, если постараюсь / Тогда, когда мы уйдём на пенсию, мы сможем написать Евангелия / Так что о нас всё равно будут говорить, когда мы» я умер». [48]

Изюминкой для критиков и ученых является человеческое представление библейских персонажей, особенно Иисуса. [46] : 143–144  Кларк-Соулс резюмировал: «[фильм] помогает нам представить этих людей как реальных людей со смешанными мотивами, телами, которые потеют, жаждут секса, засыпают после слишком большого количества вина и умирают». [46] : 144  Иисус показан нетерпеливым, измученным и раздраженным, нападающим на Апостолов за то, что они «такие поверхностные, тупые и медлительные» в одной из сцен. [46] : 143  На публичных собраниях он оценивающе смотрит на толпу; однако в одном случае, когда римляне входят в середине танцевальной сцены, настроение Иисуса меняется и поет: «Ни ты, Симон, ни 50 000, ни римляне, ни книжники, ни сам обреченный Иерусалим не понимают, что такое сила, понять, что такое слава, понять вообще, понять вообще». [46] : 143  Следуя эпизоду «Храм», он встречает огромное количество тех, кто нуждается в исцелении, и может исцелить лишь некоторых из них. [46] : 143  Поворотным моментом для Иисуса является «Гефсимания», где он сетует на то, что стал «печальным и уставшим» после того, как был «вдохновлен» создать движение, и набрасывается на Бога: «Покажи мне, что есть причина, по которой ты хочешь, чтобы я умер». […] Смотри, как я умираю. Посмотри, как я умираю». [46] : 143 

Ким Паффенрот чувствовал, что Иуда и Мария были самыми глубокими из всех персонажей, даже больше, чем Иисус: «их песни преследуют и раздражают, а их изображения страстны, даже в большей степени, чем изображение Иисуса, который кажется слишком пассивным, растерянным». и слабый». [48]

«Иисус Христос-суперзвезда» — одна из многих постановок Джуисона, основной темой которых является предательство. [7] Еще одной важной темой является сговор религиозных властей с правительством из корыстных побуждений. [46] : 140  Римляне, стремясь сохранить целостность своего государства, распинают Иисуса, заметив его вызов политическому, экономическому и религиозному истеблишменту, например, когда Иисус уничтожает современные атрибуты, продаваемые в «Храме». [46] : 140–141 

«Иисус Христос-суперзвезда» отличается от других фильмов об Иисусе отсутствием верности оригинальному библейскому тексту, а также его модернизацией с точки зрения костюмов, постановки и поведения. [45] : 1–2  В «Иисусе Христе-суперзвезде» большинство персонажей отражают движение хиппи и молодежную культуру 1960-х и 1970-х годов с точки зрения их танцев и современных платьев, за исключением главного героя, носящего одежду. [45] : 1–2  [49] В фильме создается напряжение, заключающееся в том, что социальные проблемы, преобладавшие в эпоху Иисуса, по-прежнему важны и в настоящее время. [7] [46] : 144  На открытии изображены актеры, едущие в автобусе с надписью на арабском и иврите, намекающей на Шестидневную войну, и взволнованно выносящие крест из автобуса. [46] : 141  На рынке в «Храме» продаются древние товары, такие как птицы и овцы, а также зеркала, оружие, гранаты, пистолеты и наркотики. [46] : 140 

Хотя интерпретация библейских писаний для комментариев по современным политическим социальным проблемам является обычным аспектом религиозных фильмов, «Иисус Христос-суперзвезда» — один из немногих, который охватывает несколько тем одновременно. [49] Существуют антивоенные настроения и настроения войны во Вьетнаме : вооруженные пулеметами солдаты в военной форме, воры торгуют гранатами, пулеметами и наркотиками, а Иуда сталкивается с танками и истребителями. [45] : 2  [46] : 142  Пол В.М. Флешер и Роберт Торри интерпретировали израильские местоположения как отсылку к конфликту на Ближнем Востоке . [49] Использование чернокожего актера в роли Иуды добавляет компонент движения за гражданские права , наиболее ярко выраженный в его самоубийстве, когда он повесился на веревке на дереве, что напоминает линчевания, связанные с той эпохой. [49] [46] : 142  Кларк-Соулс проанализировал, что раса играет «важнейшую, хотя и неоднозначную роль в фильме», поскольку белый актер и черный актер изображают людей, которые в первом веке принадлежали к одной и той же еврейской расе. [46] : 142  В «Небеса в их мыслях» Иуда спрашивает Иисуса: «Заботишься ли ты о своей расе?» [46] : 142 

[ редактировать ]

В интервью 2008 года журналу Variety кинопродюсер Марк Платт заявил, что он обсуждал с несколькими режиссерами ремейк фильма « Иисус Христос-суперзвезда» . [50]

В 2013 году было выпущено издание фильма на Blu-ray «40-летие», содержащее комментарии режиссера и Теда Нили, интервью с Тимом Райсом, фотогалерею и отрывок из оригинального трейлера. [51]

В 2015 году Нили объявил о предстоящем выпуске документального фильма под названием « Суперзвезды: создание и воссоединение фильма «Иисус Христос-суперзвезда» о производстве фильма. [52]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Иисус Христос Суперзвезда (А)» . ББФК . Проверено 1 июня 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Иисус Христос-суперзвезда в базе данных TCM Movie
  3. ^ Jump up to: а б « Иисус Христос-суперзвезда (1973)» . Числа . Нэш Информационные Сервисы, ООО. Архивировано из оригинала 24 августа 2014 года . Проверено 27 мая 2012 г.
  4. ^ Джуисон, Норман (2004). Это ужасное дело пошло мне на пользу. Автобиография . Торонто : Ключевые книги Портера . п. 164 . ISBN  1-55263211-3 . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 7 октября 2020 г.
  5. ^ «Стереотип 'Суперзвезда'». Вашингтон Пост . 25 июня 1973 г. Б5. «Премьера фильма состоится во вторник вечером в театре Uptown в Вашингтоне, а для публики он откроется в среду».
  6. ^ Jump up to: а б Форстер, Арнольд; Эпштейн, Бенджамин (1974). Новый антисемитизм . Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill. стр. 91–101.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Уэллс, Ира (3 июня 2021 г.). «Когда Норман Джуисон направил камеру на величайшую суперзвезду» . Квиллетт . Проверено 3 марта 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Нассур, Эллис; Бродерик, Ричард (1973). Рок-опера; создание суперзвезды Иисуса Христа, от пластинки до бродвейского шоу и кинофильма . Нью-Йорк, издательство Hawthorn Books. стр. 215–248 . Проверено 27 октября 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б Ларсон, Сара (1 августа 2021 г.). «Воспитание Мелвина Брэгга» . Житель Нью-Йорка . Проверено 3 марта 2022 г.
  10. ^ Мартинфилд, Шон (20 августа 2013 г.). «Разговор с Тедом Нили, голливудским «Иисусом Христом-суперзвездой» » . ХаффПост . Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 28 марта 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Ричард Х.; Питтс, Майкл Р. (1981). Библия в кино. Контрольный список, 1897-1980 гг . Метучен, Нью-Джерси : Scarecrow Press . п. 169]. ISBN  0-81081473-0 . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 28 марта 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б Помрой, Дэвид В. (1 апреля 1974 г.). «1973 — год религиозного кино» . Богословие сегодня . 31 (1): 47–49. дои : 10.1177/004057367403100106 . S2CID   170365840 . Проверено 17 ноября 2021 г.
  13. ^ Вреденбург, Стивен (октябрь 2016 г.). «Экранный Иисус: образы Христа на телевидении и в кино» . Журнал религии и кино . 20 (3). ПроКвест   1860270444 . Проверено 5 марта 2022 г.
  14. ^ "Большие прокатные фильмы 1973 года", Variety , 9 января 1974 г., стр. 19.
  15. ^ Фредерик, Роберт Б. (8 января 1975 г.). « Стинг», «Экзорцист» в специальном классе в БО в 1974 году». Разнообразие . п. 24.
  16. ^ «Иисус Христос-суперзвезда (1973)» . Гнилые помидоры . Фанданго . 15 августа 1973 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
  17. ^ «Обзоры Иисуса Христа-суперзвезды» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 12 июля 2018 г.
  18. ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер (15 августа 1973 г.). «Иисус Христос Суперзвезда» . РоджерЭберт.com . Архивировано из оригинала 2 мая 2019 года . Проверено 6 мая 2019 г.
  19. Томпсон, Ховард (9 августа 1973 г.). «Мод-поп «Суперзвезда» выходит на экран» . Архивировано 6 мая 2019 года в Wayback Machine The New York Times . 28.
  20. Мерфи, Артур Д. (27 июня 1973 г.). «Рецензии на фильм: Иисус Христос-суперзвезда». Разнообразие . 20.
  21. ^ Эстрадный состав (1 января 1973 г.). «Иисус Христос Суперзвезда» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 13 мая 2020 г.
  22. Сискель, Джин (24 июля 1973 г.). «...Суперзвезда». Чикаго Трибьюн . Раздел 2, с. 4.
  23. Чамплин, Чарльз (15 июля 1973 г.). «Фильм «Суперзвезда» объединяет настоящее и прошлое». Лос-Анджелес Таймс . Календарь, с. 21.
  24. Арнольд, Гэри (29 июня 1973 г.). «Хорошая книга, плохой фильм». Вашингтон Пост . Б11.
  25. ^ Хитон, Майкл (26 марта 2015 г.). « Иисус Христос-суперзвезда»: Тед Нили рассказывает о роли, которая изменила его карьеру и жизнь» . Кливлендский простой дилер . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
  26. ^ Пеппер, Кертис Билл (10 апреля 1977 г.). «Один день из жизни Папы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
  27. ^ Теплица, Линда (8 августа 1973 г.). «Кино суперзвезды возобновляет споры: еврейские группы заявляют, что открытие может спровоцировать антисемитизм, учитывая заявление компании о проблемах» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
  28. Шпигель, Ирвинг (24 июня 1973 г.). «Еврейское подразделение называет фильм «коварным»». Нью-Йорк Таймс . 44.
  29. Смит, Теренс (14 июля 1973 г.). «Правительство Израиля пытается отмежеваться от« Иисуса Христа-суперзвезды »» . Нью-Йорк Таймс . 19.
  30. ^ Раздел спойлеров. Архивировано 6 апреля 2018 г. в Wayback Machine на IMDb.
  31. ^ «Номинанты и победители 46-й церемонии вручения премии Оскар (1974)» . Оскар.орг . Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 31 декабря 2011 г.
  32. ^ «Премия BAFTA: фильм 1974 года» . БАФТА . 1969 год . Проверено 3 июня 2021 г.
  33. ^ «Лучшая операторская работа в художественном фильме» (PDF) . Проверено 3 июня 2021 г.
  34. ^ «Премия Давида ди Донателло 1974» . Муби . Проверено 3 июня 2021 г.
  35. ^ «Иисус Христос-суперзвезда – Золотой глобус» . ХФПА . Проверено 3 июня 2021 г.
  36. ^ Гарри Медведь и Майкл Медведь, Награды «Золотая индейка»: номинанты и победители, худшие достижения в истории Голливуда , Патнэм, 1980, с. 95.
  37. ^ «В категории лучшего фильма об Иисусе победителем является». ХаффПост . 10 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  38. ^ Иисус Христос-суперзвезда [саундтрек к фильму MCA] на AllMusic .
  39. ^ Иисус Христос Суперзвезда (Альбом оригинальных саундтреков к фильму) на Discogs (список релизов).
  40. ^ Иисус Христос Суперзвезда (Альбом оригинальных саундтреков к фильму). Компакт-диск 1993 года на Discogs .
  41. ^ Иисус Христос-суперзвезда [переиздание оригинального саундтрека к фильму, посвященное 25-летию фильма] на AllMusic .
  42. ^ Иисус Христос Суперзвезда (Альбом оригинальных саундтреков к фильму). Переиздание, обновленное в 1998 году на Discogs .
  43. ^ Кент, Дэвид (1993). Австралийский картографический справочник 1970–1992 годов (иллюстрированное издание). Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс: Австралийский картографический справочник. п. 281. ИСБН  0-646-11917-6 .
  44. ^ "Dutchcharts.nl - Саундтрек / Эндрю Ллойд Уэббер - Иисус Христос-суперзвезда" (на голландском языке). Хунг Медиен. Проверено 17 июня 2022 г.
  45. ^ Jump up to: а б с д и Ян, Джейхун (осень 2007 г.). «Иисус Нормана Джуисона и Мелвина Брэгга в 1973 году и Евангелие от Марка» . Журнал религии и популярной культуры . 17 (1): 3. дои : 10.3138/jrpc.17.1.003 . Проверено 17 ноября 2021 г.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Кларк-Соулз, Хайме (2013). «Иисус Христос Суперзвезда». Библия и кино: пятьдесят ключевых фильмов . Рутледж . стр. 140–145. ISBN  978-0-415-67719-6 . Проверено 5 марта 2022 г.
  47. ^ Коутс, Пол (2017) [2003]. Кино, религия и романтическое наследие . Тейлор и Фрэнсис . п. 92 . ISBN  978-1-35195153-1 . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 25 февраля 2018 г. Таким образом, это удивительно и неожиданно мощно, когда его гефсиманская просьба о том, чтобы чаша прошла от него, выражается в быстром, пролептическом монтаже традиционных христианских изображений Распятия, многие из которых взяты из одной из самых устрашающих из таких картин, Изенгеймского алтаря. Матиаса Грюневальда.
  48. ^ Jump up to: а б Паффенрот, Ким (октябрь 2001 г.). «Киноизображения Иуды» . Журнал религии и кино . 5 (2). Архивировано из оригинала 25 августа 2004 года . Проверено 6 марта 2022 г.
  49. ^ Jump up to: а б с д Флешер, Пол ВМ; Торри, Роберт (декабрь 1998 г.). «Преподавание религии и кино» . Журнал религии и кино . 2 (3). Архивировано из оригинала 15 октября 2004 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
  50. ^ Ганс, Эндрю (15 июля 2011 г.). «Злой фильм и ремейк «Иисуса Христа-суперзвезды» на тарелке Платта» . Афиша . Архивировано из оригинала 31 января 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
  51. ^ «Иисус Христос-суперзвезда Blu-ray» . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 1 октября 2015 г.
  52. ^ «Тед Нили - официальный сайт музыканта и актера из фильма « Иисус Христос - суперзвезда - Дом» . Архивировано из оригинала 1 октября 2015 года . Проверено 1 октября 2015 г.
  53. ^ «Иисус Христос Суперзвезда» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
  54. ^ Леонард, Джон (16 апреля 2001 г.). «Радость наборов» . Журнал Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 15 марта 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93622a56b27a9353f5539bce6a0fe2a9__1720975140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/a9/93622a56b27a9353f5539bce6a0fe2a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jesus Christ Superstar (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)