Моцарт и Сальери (опера)
Моцарт и Сальери | |
---|---|
Опера Николая Римского-Корсакова | |
![]() Василий Шкафер в роли Моцарта и Федор Шаляпин в роли Сальери на премьере | |
Родное название | Russian : Моцарт и Сальери |
Язык | Русский |
На основе | Моцарт и Сальери by Alexander Pushkin |
Премьера | 1898 Театр Солодовникова , Москва |
Mozart and Salieri (Russian: Моцарт и Сальери , romanized : Motsart i Salyeri — одноактная опера в двух картинах Николая Римского-Корсакова , написанная в 1897 году на русское либретто , взятое почти дословно из Александра Пушкина 1830 года одноименной стихотворной драмы .
История основана на апокрифической легенде о том, что Антонио Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта из ревности к музыке последнего. [ 1 ] Моцарта цитаты из «Реквиема» и «Дон Жуана» Римский-Корсаков включил в партитуру . Ричард Тарускин поместил эту оперу в исторический контекст развития реалистической традиции в русской опере . [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]Первое представление состоялось в Театре Солодовникова в Москве , представленное Московской частной русской оперой , Москва , 7 декабря 1898 года ( 25 ноября по ст. ст. ). Дирижером был Иосиф Трюффи , сценографом — Михаил Врубель .
Федор Шаляпин , автор партии Сальери, утверждал, что часто пел эту пьесу как монодраму , поскольку роль Моцарта не поднималась выше g и находилась в пределах его диапазона.
В Великобритании первый британский спектакль был представлен 11 октября 1927 года, снова с Шаляпиным в роли Сальери. [ 3 ] а первый в США состоялся в Форест-Парке, штат Пенсильвания , в 1933 году. [ 4 ]
Недавнее возрождение в Великобритании произошло в августе 2016 года на 10-м фестивале Граймборн в театре Аркола в Лондоне; режиссером-постановщиком была Памела Шерманн, а музыкальным руководителем - Эндрю Чарити.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав Москва, 7 декабря 1898 г. (Режиссер: Иосиф Труффи) |
---|---|---|
Моцарт | тенор | Василий Шкафер |
Сальери | баритон | Федор Шаляпин |
Слепой скрипач | немая роль | |
Закулисный хор: поет несколько тактов Моцарта Реквиема во второй сцене. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Время : конец 18 века. Место : Вена , Австрия.
сцена 1
[ редактировать ]Сальери занимает высокое общественное положение как композитор и посвятил себя служению своему искусству. Однако втайне он завидует произведениям Моцарта, потому что признает их превосходное качество, особенно с учетом того, что он считает «праздным» характером Моцарта. Сальери приглашает Моцарта на ужин и планирует его отравить.
сцена 2
[ редактировать ]Моцарт и Сальери обедают в гостинице. Моцарт обеспокоен работой над «Реквиемом» , который ему заказал незнакомец в черном. Моцарт вспоминает сотрудничество Сальери с Пьером Бомарше и спрашивает, могло ли быть правдой то, что Бомарше однажды кого-то отравил, ведь гениальность и преступность, безусловно, несовместимы. Затем Сальери тайно подливает яд в напиток Моцарта. Моцарт начинает играть на клавишных, а Сальери начинает плакать. Моцарт это видит, но Сальери призывает Моцарта продолжать. Моцарт начинает чувствовать себя плохо и уходит. Сальери заканчивает оперу, размышляя над верой Моцарта в то, что гений не может убивать: разве Микеланджело не убивал ради своих заказов в Ватикане , или это были пустые слухи?
Записи
[ редактировать ]Аудиозаписи ( в основном студийные записи ) Источник: www.operadis-opera-discography.org.uk Моцарт и Сальери (рус.)
- 1948, Самуил Самосуд (дирижер), Театр Станиславского и Немировича-Данченко , Сергей Лемешев (Моцарт), Александр Пирогов (Сальери)
- 1951, Самуил Самосуд (дирижер), Оркестр и хор Радио СССР, Иван Козловский (Моцарт), Марк Рейзен (Сальери)
- 1974, Стоян Ангелов (дирижер), Симфонический оркестр Болгарского радио и телевидения, Хор Святослава Обретенова, Аврам Андреев (Моцарт), Павел Герджиков (Сальери), Теодор Муссев (фортепиано), Райна Манолова (скрипка)
- 1986, Mark Ermler (conductor), Bolshoy Theatre Orchestra and Chorus, Aleksandr Fedin (Mozart), Yevgeny Nesterenko (Salieri), Vera Chasovennaya (piano), Sergey Girshenko (violin)
- 1994, Юлий Туровский (дирижер), I Musici de Montréal, I Musici de Montréal Choir, Владимир Богачев (Моцарт), Никита Сторожев (Сальери)
- на немецком языке Моцарт и Сальери 1982, Марек Яновский (дирижер), Дрезденская государственная капелла, Симфонический хор Лейпцигского радио, Петер Шрайер (Моцарт), Тео Адам (Сальери), Питер Розель (фортепиано)
Видео
[ редактировать ]- VHS 1981, Живое выступление, Алексей Масленников (Моцарт), Артур Эйзен (Сальери), Л. Новиков (скрипач), Оркестр и хор Большого театра, Рубен Вартанян
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Дэвис, Питер Дж., «Болезни и смерть Моцарта - 2. Последний год и смертельная болезнь» (октябрь 1984 г.). The Musical Times , 125 (1700): стр. 554–557, 559–561.
- ^ Тарускин, Ричард (1970). «Реализм как проповедь и практика: диалог в русской опере». Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛВИ (3): 431–454. дои : 10.1093/mq/LVI.3.431 .
- ^ большой клад.
- ^ Римского-Корсакова Харлоу Робинсон, « Моцарт и Сальери ». Нью-Йорк Таймс , 16 августа 1981 г.
- Источники
- Холден, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- Варрак, Джон и Уэст, Юэн, Оксфордский оперный словарь Нью-Йорка: OUP: 1992. ISBN 0-19-869164-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оперы по произведениям Александра Пушкина
- Operas by Nikolai Rimsky-Korsakov
- Русскоязычные оперы
- Вольфганг Амадей Моцарт в художественной литературе
- Культурные изображения Вольфганга Амадея Моцарта
- Культурные изображения Антонио Сальери
- Оперы, основанные на реальных людях
- Оперы, действие которых происходит в Австрии
- Оперы, действие которых происходит в XVIII веке.
- 1898 оперы
- Оперы
- Одноактные оперы