Концерт для фортепиано с оркестром (Римский-Корсаков)
Концертное фортепиано | |
---|---|
Николай Римский-Корсаков | |
![]() Композитор ок. 1870 г. | |
Ключ | До-диез минор |
Опус | 30 |
Составленный | 1882 | –83
Выполненный | Март 1884 г. |
Движения | три |
Николай Римский-Корсаков сочинил свой Фортепианный концерт до -диез минор , соч. 30, между 1882 и 1883 годами. Впервые оно было исполнено в марте 1884 года на одном из Милия Балакирева концертов Бесплатного музыкального училища в Петербурге . [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Концерт написан одной непрерывной частью с тремя контрастными частями:
- Модерато — Аллегретто квазиполона.
- Анданте переехал
- Аллегро
Обзор
[ редактировать ]После долгого перерыва Милий Балакирев вновь появился на русской музыкальной сцене в 1881 году, на первом концерте Свободной музыкальной школы сезона 1881-82 годов. [ 2 ] Именно Балакирев предложил Римскому-Корсакову написать фортепианный концерт. Римский-Корсаков не был пианистом. Тем не менее, как писал Римский-Корсаков: «Надо сказать, что он звучал прекрасно и оказался вполне удовлетворительным в смысле фортепианной техники и стиля; это очень удивило Балакирева, которому мой концерт пришелся по душе. Он вовсе не ожидал, что Я... должен уметь сочинять что-нибудь совершенно пианистическое». [ 3 ]
Римский-Корсаков выразил признательность Ференцу Листу за написание этой работы: [ 3 ] посвятив его ему. Как и концерты Листа, особенно второй , он состоит из одной части, с разделами, которые контрастируют, но перетекают друг в друга без строгих границ. Это также листианство в своем виртуозном декоративном пианизме. [ 4 ] В отличие от концертов Листа, концерт Римского-Корсакова монотематичен . Римский-Корсаков взял эту тему из № 18 сборника народных песен Балакирева, изданного в 1866 году. Эту песню он подвергает тематическим метаморфозам , опять же в листовской манере, меняя ее характер и стиль по ходу произведения. Еще одним потенциальным влиянием стала « Русская фантазия» си минор для фортепиано с оркестром Эдуарда Направника . Римский-Корсаков дирижировал этим произведением в Москве во время Всероссийской выставки 1882 года. [ 5 ] Как и концерт Римского-Корсакова, « Фантазия» написана в свободной форме , но использует три русские народные песни вместо одной (в том числе « Песню о волжских бурлаках »). [ 6 ]
Влияние и пренебрежение
[ редактировать ]Лиризм концерта, бравурные отрывки и изобретательное использование народной песни прочно поставили его в лагерь русских националистов . [ 4 ] Это оказало влияние на нескольких других русских композиторов, в том числе на Глазунова , Аренского и, особенно в его Первом фортепианном концерте , на Рахманинова . [ 4 ] Однако на Западе это произведение редко можно услышать, во многом из-за его краткости (средняя продолжительность исполнения около 15 минут).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Балакирев, Милий. «Сборник популярных русских песен» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ↑ Римский-Корсаков, Николай, Моя музыкальная жизнь , 256.
- ^ Перейти обратно: а б Римского-Корсакова, 263.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарден, Эдвард, аннотации к Hyperion CDA66640, Фортепианные концерты Балакирева и Римского-Корсакова (Лондон: Hyperion Records Inc., 1993), 2.
- ^ Римский-Корсаков, 260.
- ^ Сойфертис, Евгений, Аннотации к Hyperion CDA67511, Направник: Concerto Symphonique, Fantasie Russe; Блюменфельд: Аллегро (Лондон: Hyperion Records Limited, 2005) 5).
Источники
[ редактировать ]- Гарден, Эдвард, аннотации к фортепианным концертам Hyperion CDA66640, Балакирева и Римского-Корсакова (Лондон: Hyperion Records Inc., 1993).
- Римский-Корсаков Николай, Моя музыкальная жизнь .
- Сойфертис, Евгений, Аннотации к Hyperion CDA67511, Направник: Симфонический концерт, Русская фантазия; Блюменфельд: Аллегро (Лондон: Hyperion Records Limited, 2005).
- Свон, Альфред Дж. Русская музыка и ее источники в распевах и народных песнях. John Baker LTD: Лондон, 1973. стр. 125.