Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов)
Сергей Рахманинов сочинил свой № 1 минор фа ♯ Концерт для фортепиано с оркестром , соч. 1, в 1891 году , в возрасте 17–18 лет (первые две части были закончены, когда ему было еще 17 лет; третья часть и оркестровка были завершены вскоре после того, как ему исполнилось 18 лет). Работу он посвятил Александру Зилоти . Он тщательно пересмотрел работу в 1917 году.
Инструментарий
[ редактировать ]- 2 флейты
- 2 гобоя
- 2 кларнета
- 2 фагота
- 4 валторны
- 2 трубы
- 3 тромбона
- Перкуссия
- Строковый раздел
- Только медленно [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Владимир Ашкенази с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превена. | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Работа состоит из трех частей:
- Оживленный – Умеренный (F ♯ минор)
- Этот контраст с более поздними произведениями можно услышать в первых тактах, где духовые фанфары предшествуют роскоши двойных октав и аккордов на фортепиано – музыкальный жест, похожий на фортепианные концерты Шумана и Грига. Этот расцвет происходит позже в движении и является важным фактором симметрии движения . Основная тема (как и другие темы в этом произведении, общие для обеих версий) коротка по меркам Рахманинова, но уже демонстрирует последовательные приемы и арочный замысел, присущие его более поздним произведениям. [ 2 ]
- Анданте ( ре мажор ) [версия 1917 года: анданте ]
- Этот задумчивый ноктюрн длится всего 74 такта. В доработанной версии текстура менее громоздкая; гармонии остаются прежними, но оживляются случайными хроматическими нотами. [ 3 ]
- Allegro vivace ( F♯ минор F♯ → мажор )
- Рахманинов заменил первоначально скучное начало отрывком фортиссимо , чередующим тактовые размеры 9
8 и 12
8 . Эта часть имеет форму сонаты рондо которой , развитие представляет собой длинную часть ми-бемоль мажор . Величественное возрождение главной темы концерта было устранено. В оригинальной версии он попытался использовать эту тему в последовательной обработке, подобной тому, что он сделает позже во Втором и Третьем концертах. Проблема здесь заключалась в том, что эта тема не так легко поддавалась такой трактовке, поэтому звучала надуманно. Кроме того, это движение появилось слишком поздно, чтобы правильное экспансивное усилие преобладало в других концертах. [ 3 ] - Рахманинов заменил первоначально скучное начало отрывком фортиссимо , чередующим тактовые размеры 9
Обзор
[ редактировать ]
Первая версия
[ редактировать ]Фактически это была вторая попытка Рахманинова написать фортепианный концерт. В 1889 году он начал, но отказался от концерта до минор (кстати, в той же тональности, в которой он позже напишет свой Второй фортепианный концерт ). 26 марта 1891 года он писал Наталье Скалон: «Я сейчас сочиняю фортепианный концерт. Две части уже написаны; последняя часть не написана, но сочинена; я, вероятно, закончу весь концерт к лету, а затем в лето организуй это». [ 4 ] Он закончил сочинять и писать музыку 6 июля и остался доволен написанным. [ 5 ] Премьера первой части состоялась 17 марта 1892 года в Московской консерватории под управлением композитора и Василия Сафонова . Возможно, это был единственный раз, когда композитор исполнил концерт в оригинальной форме, хотя Силоти, которому он посвящен, несколько раз программировал его на исполнение сам. [ 6 ]
Студентам, изучающим композицию, обычно советовали основывать свои усилия на конкретной модели для своих первых упражнений в новых формах. В случае Рахманинова это был Фортепианный концерт Грига , {[sfn|Niels|2001|p=4}}, который был его любимым произведением и с которым он был знаком по Зилоти, репетировавшем его в доме Рахманиновых весной и лето 1890 года для будущих концертов. [ 7 ] Всю музыкальную структуру внешних частей Рахманинов адаптировал к концерту Грига, буквально встраивая в него свою музыку. Со всеми другими своими концертами Рахманинов оказался более предприимчивым. [ 8 ]
Редакция и текущая структура
[ редактировать ]Публика уже была знакома со Вторым и Третьим концертами еще до того, как Рахманинов переработал Первый в 1917 году. Первый сильно отличается от его более поздних произведений; взамен менее запоминающихся мелодий этот концерт включает в себя элементы юношеской бодрости и порывистости.
Различия между оригиналом 1890–1891 годов и редакцией 1917 года многое говорят о развитии композитора за прошедшие годы. В оркестровых и фортепианных партиях текстура значительно истончена, и большая часть материала, который делал оригинальную версию размытой и эпизодической, удалена. {[sfn|Norris|1993|pp=106–107}}
Из всех редакций, внесенных Рахманиновым в различные произведения, эта была, пожалуй, самой удачной. Используя приобретенные знания в области гармонии , оркестровки , фортепианной техники и музыкальной формы, он превратил раннюю композицию в краткое, энергичное произведение. [ 3 ] Тем не менее он был обеспокоен тем, что переработанная работа не стала популярной среди публики. Он сказал Альфреду Свону : «Я переписал свой Первый концерт; теперь он действительно хорош. Вся юношеская свежесть присутствует, и все же он играет гораздо легче. И никто не обращает никакого внимания. Когда я говорю им в Америке, что Я сыграю Первый концерт, они не протестуют, но я по лицам вижу, что они предпочли бы Второй или Третий». [ 9 ]
Избранные записи
[ редактировать ]Рукописная версия
[ редактировать ]- Александр Гиндин , пианист, с Владимиром Ашкенази, дирижирующим Хельсинкским филармоническим оркестром , запись 2001 года (первая запись) [ 10 ]
Версия 1917 года
[ редактировать ]- Сергей Рахманинов , пианист, с Юджином Орманди, дирижирующим Филадельфийским оркестром , записано в 1941 году.
- Байрон Дженис , пианист, с Фрицем Райнером, дирижирующим Чикагским симфоническим оркестром , записано в 1957 году.
- Филипп Антремон , пианист, с Юджином Орманди, дирижирующим Филадельфийским оркестром , записано в 1958 году.
- Святослав Рихтер , пианист, с Куртом Зандерлингом, дирижирующим Ленинградским филармоническим оркестром , запись 1959 года.
- Байрон Дженис, пианист, под управлением Кирилла Кондрашина, дирижирующего Московским симфоническим оркестром , запись 1962 года.
- Эрл Уайлд , пианист, с Яшей Хоренштейном, дирижирующим Королевским филармоническим оркестром , записано в 1965 году.
- Тамаш Васари , пианист, с Юрием Ахроновичем, дирижирующим Лондонским симфоническим оркестром , записано в 1975 году.
- Петер Рёзель , пианист, с Куртом Зандерлингом, дирижирующим Берлинским симфоническим оркестром , записано в 1982 году.
- Золтан Кочиш , пианист, с Эдо де Ваартом, дирижирующим Симфоническим оркестром Сан-Франциско , записанным в 1983 году.
- Владимир Ашкенази с Бернаром Хайтинком , дирижирующим оркестром Концертгебау , записано в 1986 году.
- Михаил Руди с Марисом Янсонсом , дирижирующим Санкт-Петербургской филармонией , записано в 1993 году.
- Кристиан Цимерман , пианист, с Сейджи Одзавой, дирижирующим Бостонским симфоническим оркестром , записано в 1997 году.
- Николай Луганский , пианист, с Сакари Орамо и Симфоническим оркестром города Бирмингема , записан в 2003 году.
- Стивен Хаф , пианист, с Эндрю Литтоном, дирижирующим Симфоническим оркестром Далласа , записано в 2004 году.
- Лейф Уве Андснес , пианист, с Антонио Паппано, дирижирующим Берлинским филармоническим оркестром , записано в 2005 году.
- Борис Березовский , пианист, с Дмитрием Лиссом, дирижирующим Уральским филармоническим оркестром , запись 2006 года.
- Саймон Трчески , пианист, с Василием Петренко, дирижирующим Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля , записано в 2010 году.
- Юджа Ван , пианист, с Густаво Дудамелем , дирижирующим Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса , записано в 2023 году. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фортепианный концерт № 1 (Сергей Рахманинов)» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Норрис 1993 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Норрис 1993 , с. 111
- ^ Норрис 2001 , 1. 1873–92.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 36–37.
- ^ Харрисон 2005 , с. 37.
- ^ Харрисон 2005 , стр. 36–37.
- ^ Нильс 2001 , стр. 4–5.
- ^ Свон, Альфред Джулиус и Джейн Баллард Свон, «Рахманинов: Личные воспоминания», The Musical Quarterly , vol. 30 (1944), 8.
- ^ Нильс 2001 .
- ^ «Рахманинов 150: Юджа Ван, Густаво Дудамель и филармония Лос-Анджелеса исполняют произведения для фортепиано с оркестром» . Дойче Граммофон .
Источники
[ редактировать ]- Бертенссон, Сергей; Лейда, Джей (1956). Сергей Рахманинов: Вся жизнь в музыке . при содействии Софии Сатин. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. LCCN 55-10065 . OCLC 479248174 . Проверено 22 августа 2024 г. - из Интернет-архива .
- Харрисон, Макс (2005). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон и Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0-8264-5344-9 .
- Нильс, Элгер (2001). Сергей Рахманинов: Фортепианные концерты 1 и 4 (Оригинальные версии) (Примечания для СМИ). Александр Гиндин , фортепиано, с Хельсинкским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази . Ундина . ОДА 977.
- Норрис, Джеффри (2001). «Рахманинов [Рахманинов, Рахманинов], Серж [Сергей] (Васильевич)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.50146 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Норрис, Джеффри (1993). Рахманинов . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-870685-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Произведения Рахманинова для фортепиано с оркестром. Анализ произведений Рахманинова для фортепиано с оркестром, включая Концерты для фортепиано с оркестром и Рапсодию Паганини.