Богемный каприз

Богемский каприс , соч. 12, также известное как « Каприччио на цыганские темы », — симфоническая поэма для оркестра, написанная Сергеем Рахманиновым в 1892–1894 годах.
История
[ редактировать ]Рахманинов начал работу над произведением летом 1892 года, написав в августе в письме своему другу, баритону Михаилу Слонову, что сначала напишет произведение для фортепиано в четыре руки , а позже оркеструет его. [ 1 ] Рахманинов завершил эту оркестровую версию два года спустя, в середине сентября 1894 года. [ 2 ] [ 3 ] Рахманинов посвятил произведение Петру Лодыженскому, жене цыганки Анны Александровны Лодыженской, которой он позже посвятил свою Первую симфонию . [ 1 ] [ 2 ] Премьера пьесы состоялась в Москве 22 ноября 1894 года под дирижированием самого Рахманинова в рамках гастролей со скрипачкой Терезиной Туа . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Позже у Рахманинова возникла сильная неприязнь к этому произведению. В 1908 году он назвал это одно из трех своих произведений, которые «напугали» его, и хотел бы внести в него изменения вместе со своим Первым фортепианным концертом и Первой симфонией, хотя он никогда не переделывал каприччио. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] В 1930 году он назвал ее единственной из своих работ, от которой он «предпочел бы отречься». [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]Произведение написано в тональности ми минор и ми мажор и разделено на три части. Первая часть, отмеченная Allegro vivace , открывается ударами литавр , при этом музыка развивается через медленные и драматические аккорды, озвученные низкими деревянными духовыми и отраженными низкими медными духовыми. Короткая пауза с сильным ветром приводит произведение к яркому взрыву, возглавляемому струнными, и мотив повторяется несколько раз на протяжении всего произведения. Средняя часть пьесы, отмеченная Lento lugubre , медленная и затянутая, с педальной точкой ми минор. [ 10 ] В заключительной части произведения, напротив, оркестр перестраивается к громкой и живой кульминации, и после короткой и мощной передышки в си миноре композиция завершается громким аккордом ми мажор.
Рахманинов начал писать каприччио вскоре после завершения своей оперы «Алеко» , произведения, также сосредоточенного на цыганских темах, и произведение содержит несколько отсылок к опере. [ 3 ]
Произведение сравнивают с -Корсакова Римского «Испанским каприсом» и Чайковского » «Итальянским капризом . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Норрис 2001 , с. 20 .
- ^ Jump up to: а б Мартин 1990 , с. 92 .
- ^ Jump up to: а б Норрис 2001 , с. 95 .
- ^ Скотт 2011 , с. 52 .
- ^ Мартин 1990 , с. 509 .
- ^ Норрис 2001 , с. 21 .
- ^ Jump up to: а б Мартин 1990 , с. 93 .
- ^ Бертенссон и Лейда 2001 , с. 145 .
- ^ Норрис 2001 , с. 97 .
- ^ Норрис 2001 , с. 96 .
- ^ Мартин 1990 , с. 92–3 .
Источники
[ редактировать ]- Бертенссон, Сергей; Лейда, Джей (2001). Сергей Рахманинов – Жизнь в музыке (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-253-21421-8 .
- Мартин, Барри (1990). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер . Олдершот: Scolar Press. ISBN 978-0-859-67809-4 .
- Норрис, Джеффри (2001). Рахманинов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-198-16488-3 .
- Скотт, Майкл (2011). Рахманинов . Челтнем: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-7242-3 .