Шесть музыкальных моментов (Рахманинов)

Six moments musicaux (French for "Six Musical Moments"; Russian : Шесть музыкальных моментов , romanized : Shest’ muzykál’nykh moméntov ), Op . 16, is a set of solo piano pieces composed by the Russian composer Sergei Rachmaninoff between October and December 1896. [ 1 ] Каждый мюзикл «Момент» воспроизводит музыкальную форму, характерную для предыдущей музыкальной эпохи. Формы, которые появляются в воплощении Рахманинова, — это ноктюрн , песня без слов, баркарола , виртуозный этюд , тема и вариации . [ 2 ]
Отдельные произведения были описаны как «настоящие концертные произведения, которые лучше всего исполнять на сцене и с концертным роялем». [ 3 ] Несмотря на то, что каждое произведение составлено как часть сета, оно представляет собой концертное соло с индивидуальными темами и настроениями. [ 2 ] Пьесы охватывают самые разные темы: от похоронного марша номер три до канона номер шесть. «Музыкальные моменты» - это одновременно возвращение Рахманинова и революция в сольной фортепианной композиции. [ 3 ] Обычное представление длится 30 минут. [ 2 ] [ 4 ]
В интервью 1941 года Рахманинов сказал: «Когда я записываю свою музыку, я стараюсь сделать так, чтобы она говорила просто и прямо то, что у меня на сердце, когда я сочиняю». [ 5 ] [ 6 ] Хотя «Музыкальные моменты» были написаны потому, что ему не хватало денег, [ 7 ] пьесы суммируют его знания в области фортепианной композиции на тот момент. [ 1 ] Андантино открывает сет длинной задумчивой мелодией, которая перерастает в стремительную кульминацию. [ 7 ] Вторая пьеса, Allegretto , — первая из немногих в сете, раскрывающая его мастерство игры на фортепиано. [ 8 ] Andante cantabile контрастирует с двумя окружающими его пьесами, явно названными « похоронный марш » и « плач ». [ 1 ] [ 9 ] Престо черпает вдохновение из нескольких источников, в том числе из прелюдий Фредерика Шопена , чтобы синтезировать взрыв мелодической интенсивности. [ 1 ] Пятое, Adagio sostenuto, представляет собой передышку в форме баркаролы перед финалом Maestoso , завершающим набор густой трехчастной фактурой. [ 8 ] [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]К осени 1896 года финансовое положение 23-летнего Рахманинова стало шатким, чему не способствовало то, что во время предыдущей поездки на поезде у него украли деньги. [ 7 ] Ощущая нехватку времени, как финансово, так и из-за тех, кто ожидал симфонию, он «бросился в производство». [ 10 ] 7 декабря он написал Александру Затаевичу , русскому композитору, с которым познакомился еще до написания произведения, в котором говорилось: «Я спешу, чтобы получить необходимые мне деньги к определенному сроку... Это постоянное финансовое давление оказывается на одной рукой, весьма полезно... к 20-му числу этого месяца я должен написать шесть фортепианных пьес». [ 10 ] Рахманинов завершил все шесть в октябре и декабре 1896 года и посвятил все Затаевичу. [ 11 ] Несмотря на поспешные обстоятельства, произведение свидетельствует о его ранней виртуозности и подает пример качества его будущих произведений. [ 1 ]
«Шесть музыкальных моментов» — это сложное произведение, имеющее большую продолжительность, более плотную текстуру и более высокие виртуозные требования к исполнителю, чем любое из предыдущих сольных фортепианных произведений Рахманинова. Он похож на Александра Скрябина знаменательный «Этюд ре ♯ минор» более функциональны, чем орнаментальны (соч. 8, № 12) — в обоих произведениях детали в их музыкальной аргументации . [ 1 ] Именно здесь, а не в «Morceaux de fantaisie» (соч. 3, 1892 г.) или «Morceaux de salon» (соч. 10, 1894 г.), Рахманинов вкладывает в свою музыку особые качества своей игры. [ 1 ] В третьем и пятом номерах присутствует страстный лиризм, но остальные требуют пианиста с виртуозной техникой и музыкальным восприятием. [ 1 ] Они были написаны в середине карьеры Рахманинова. [ 12 ] и создал основу внутренних голосов, которую он развил в своих Прелюдиях (соч. 23) и Этюдах-табло (соч. 33). [ 1 ] Хотя обычно он давал премьеры собственных фортепианных произведений, он не был первым, кто их исполнял, и дата первого публичного исполнения еще не определена. [ 1 ]
Название набора навеяно Франца Шуберта сборником из шести коротких фортепианных пьес , также называемым «Шесть музыкальных моментов» (соч. 94, 1828). [ 13 ]
Состав
[ редактировать ]1. Андантино, си ♭ минор
[ редактировать ]
4 ). [ 2 ]
Первая пьеса имеет андантино (умеренный) темп , имеет длину 113 тактов и отмечена отметкой = 72. [ 14 ] Он разделен на три отдельных раздела. Первый представляет тему общего времени ( 4
4 ) с типичной ноктюрнной фигурой для левой руки. [ 14 ] Шуберта Пауза в середине произведения примерно в том же месте в первых музыкальных моментах еще больше подчеркивает влияние Шуберта. [ 9 ] Вторая часть отмечена con moto (с движением), по адресу = 76 и представляет собой вариацию первой темы в необычной конфигурации из семи четвертных нот на такт ( 7
4 ). Эта часть заканчивается каденцией . В третьем разделе представлена последняя вариация темы, снова в обычном времени, но в самом быстром темпе, Andantino con moto . = 84. Произведение заканчивается кодой , которая возвращается к первому темпу и повторяет части предыдущих трех частей. Он заканчивается идеальной аутентичной каденцией си ♭ минор. [ 14 ]
Андантино – самый длинный в сете по игровому времени (около восьми с половиной минут). [ 2 ] Его описывают как «общий гибрид», сочетающий в себе элементы ноктюрна , темы и вариаций жанров. [ 9 ] Мелодия хроматическая , синкопированная и длинная, все характерные элементы Рахманинов часто включает в свои произведения. [ 2 ] Из-за этого Андантино иногда называют продолжением его Ноктюрна ля минор из набора «Морсо де Салон» (соч. 10, № 1, 1894). [ 7 ] Однако Андантино имеет свои трудности, например, фрагменты с несколькими фразами, написанными одной рукой. [ 14 ]
2. Аллегретто, ми ♭ минор
[ редактировать ]
Второе произведение, названное «блестящим экспонатом», контрастирует с лирической и «атмосферной» мелодией первого произведения. [ 8 ] Произведение исполнено в быстром темпе allegretto (быстро). = 92. Длина 131 такт, больше всех шести пьес, [ 14 ] но второй по продолжительности по игровому времени, обычно не более трех с половиной минут (самый короткий — номер четыре). [ 2 ] Это произведение представляет собой типичный девятнадцатого века этюд , похожий по стилю на » Фредерика Шопена ( «Этюды соч. 10, 25), с мелодией, вкрапленной между быстрыми фигурами секстиплета . [ 2 ] Он имеет строгую троичную форму с кодой: одинаковые начальная и конечная части, начинающиеся с 1-го и 85-го тактов, и контрастная средняя часть, начинающаяся с 45-го такта. Вторая часть радикально меняет динамику , постоянно переходя от фортепиано к фортиссимо и даже сфорцандо . [ 14 ] Повсюду это неумолимый поток нисходящих полушагов Шопена и каскадная фигура левой руки, напоминающая «Революционный этюд» (соч. 10, № 12, 1831 г.). [ 2 ] Завершает пьесу медленная кода в Адажио (непринужденно), которая завершается плагальной каденцией ми ♭ минор. [ 14 ]
Рахманинов переработал это произведение в марте 1940 года, изменив мелодию, но оставив постоянные шестерни, доказав, что стремительные фигуры - это не просто бравура или чутье. [ 1 ]
3. Анданте кантабиле, си минор
[ редактировать ]
Постоянные трудности второго номера сменяет третье изделие в наборе — «интроспективное мечтание [мечта]». [ 7 ] Опираясь на предыдущую иллюстрацию «общего гибрида», это произведение описывается как смесь жанров песни без слов и похоронного марша . [ 9 ] создать то, что называют «самым русским» предметом набора, [ 2 ] содержащий одновременно звонкий бас и солидную мелодию, характерные для русской музыки . [ 1 ]
Это произведение, состоящее всего из 55 тактов, является одним из самых коротких, но имеет одно из самых продолжительных времен исполнения - около семи минут (четыре с половиной, если не делать повтор). [ 2 ] Произведение построено в трехчастной форме. Темы первой и второй частей исполняются целиком в минорных терциях , сопровождаемые левой фигурой открытых квинт и октав . В третьей части мелодия состоит из минорных шестых , а также стаккато- октавного баса. Плач вступительной темы превращается в явный похоронный марш, когда левые октавы становятся регулярными. [ 1 ]
4. Престо, ми минор
[ редактировать ]
Четвертое произведение по качеству исполнения похоже на второе. Четвертая пьеса обнаруживает сходство с «Революционным этюдом» Шопена в напряженном месте фигуры левой руки. Пьеса имеет длину 67 тактов, продолжительность около трех минут и имеет самый быстрый темп в сете, Presto (быстрый) на = 104, и является самым коротким произведением по игровому времени. [ 2 ]

Престо имеет троичную форму с кодой. Произведение начинается фортиссимо вступлением с плотной фактурой в левой руке, состоящей из хроматических секстулетов. Мелодия представляет собой «восходящую квазивоенную» идею, вкрапленную между повторами фигуры левой руки. [ 7 ] мелодия, состоящая в основном из двух нот, является сильным объединяющим элементом. [ 1 ] Средняя часть представляет собой краткий период падения фигур пианиссимо в правой руке и повышения гамм в левой. Третий раздел отмечен Più vivo (больше жизни) и воспроизводится даже быстрее, чем вступление. = 112. [ 14 ] На этом этапе пьеса приобретает очень плотную текстуру, при этом исходная фигура левой руки исполняется обеими руками в разных регистрах . Техника быстрого изменения октавы, в которой исполняется мелодия, иногда называемая «регистровым смещением», используется для представления фигуры в более драматичной форме, увеличивающей интенсивность финала. [ 9 ] Концовка — кода в Prestissimo (очень быстро),
= 116 — последнее, размашистое повторение темы, завершающееся тяжелым аккордом ми минор . [ 14 ] который вновь обращается к озабоченности Рахманинова звуками колоколов, заметной в его концерте № 2 и Прелюдии до минор Фортепианном (соч. 3, № 2). [ 1 ]
Произведение представляет собой серьезное упражнение на выносливость и точность: вступление начинается с левой фигуры, требующей интервала в десятую долю . Кроме того, октавные интервалы неизменно появляются перед быстрыми шестикратными бегами, что требует быстрых действий запястий и рук. Двойные мелодии, которые Рахманинов использует в этом произведении, созданы специально для того, чтобы «держать обе руки занятыми», скрывая мелодию и затрудняя выдвижение правой руки. [ 2 ] Это единственная деталь в наборе с обозначением педалей . [ 14 ]
5. Адажио сустейн, ре ♭ мажор
[ редактировать ]
Произведение по форме похоже на баркаролу — народную песню с ритмичным сопровождением туплета . Игра занимает около пяти минут, ее длина составляет 53 такта, самый короткий по тактам. [ 2 ] Это адажио состенуто (продолжительное и непринужденное). = 54, с простой мелодией, представленной в троичной форме. [ 14 ]
В пьесе, лишенной каких-либо ярких фигур и сложных партитур, демонстрируется способность Рахманинова к музыкальному лиризму. Хотя пьеса кажется простой, настроение необходимо поддерживать, играя одновременно сдержанные, но динамичные тройные фигуры в левой руке. Мелодия, аккордовая текстура с частыми приостановленными тонами , создает сложную задачу в озвучивании и расстановке правильного акцента на правильных нотах. Его относительно короткие мелодические линии прямо контрастируют с характерно длинными строками Рахманинова, что дает более короткое время для произнесения фраз . [ 2 ]
6. Маэстосо, до мажор
[ редактировать ]
Последний предмет в наборе представляет собой квинтэссенцию произведения девятнадцатого века, и его описывают как « апофеоз или завершение борьбы». Похоже, что он вдохновлен текстурой Präludium из « Bunte Blätter» Шумана . Когда-то это произведение было резюмировано так:
Заключительная часть или часть цикла, виртуозная и блестящая, использующая весь спектр динамики и звучности, доступный фортепиано, доводящая набор пьес до великолепного завершения.
- Робин Хэнкок, Бостонский университет, 1992 г. [ 9 ]
Эта «бурная, взволнованная» работа содержит «яростно разделенную тройными точками главную тему и лишь краткий туманный солнечный свет в середине, [который освещает] бурю перед тем, как громы фортиссиссимо вернутся и, наконец, начнут доминировать». [ 8 ] Несмотря на мрачные образы, представленные для описания произведения, произведение написано в до мажоре , и результат скорее беззаботный, чем мрачный. [ 2 ] но не так триумфально, как маэстозо . выразился бы [ 15 ]
Как и вторая и четвертая пьесы, номер шесть написан в форме этюда с повторяющейся, но технически сложной аккордовой мелодией, удваиваемой обеими руками. [ 2 ] В целом, в произведении одновременно исполняются три отдельных элемента: основная мелодия, непрерывные из тридцать второй ноты фигуры разорванных аккордов и нисходящей восьмой ноты мотив . [ 14 ] Динамика играет большую роль в этом произведении: фортиссимо , отмеченное в начале, сохраняется на протяжении всей первой части, лишь с короткими передышками до меццо форте . [ 14 ] Средняя часть совершенно мягче и содержит две области со значительным нарастающим напряжением, создающим вышеупомянутый «эффект апофеоза» с драматическими «фальстартами». [ 9 ] манипулирует темой Здесь Рахманинов контрапунктически , чтобы создать канонический эффект. Этот «тройной контрапункт… титаничен как по размеру, так и по воздействию, а также по потенциалу катастрофы». [ 9 ] имея в виду напряжение в ожидании финальной кульминации в этом «продолжающемся взрыве». [ 1 ] Непосредственно перед кодой густая фактура и канон внезапно исчезают, и пьеса становится фортепианной . При входе в коду произведение возобновляет тему forte и переходит в величественный финал, сыгранный fortississimo . [ 14 ]
Maestoso — одно из самых сложных произведений в наборе. Для поддержания полного резонансного звука необходимы выносливость и сила, а непрерывная тридцатисекундная фигура может утомить пианиста. [ 2 ] Постоянный темп является проблемой для этой пьесы, поскольку мелодия перемежается с двумя другими элементами. Кроме того, динамика, в основном форте и фортиссимо , указывает на то, что необходимо точное представление относительного объема. [ 2 ] Поддержание этой точности при управлении всеми остальными элементами произведения и успешном представлении музыкально солидного исполнения по-прежнему остается главной задачей для всех. [ 9 ]
Прием
[ редактировать ]« Шесть музыкальных моментов» были хорошо приняты критиками. Во время написания своей Симфонии № 1 Рахманинов отвлекался от сольной фортепианной работы, и « Моменты» рассматривались как его возвращение к зрелой композиции. [ 16 ] Несмотря на революционный и грандиозный стиль, [ 16 ] они сохраняют очарование его ранних произведений, как отметила пианистка Элизабет Вольф: «Они типичны для его ранних произведений: плотные, богатые контрапунктами, очень хроматические, остро националистические, глубоко прочувствованные и, конечно, исключительно сложные для пианиста. " [ 3 ] Более поздние исполнения этого произведения показали, что Рахманинов скрывал тонкий ритм и жизненную силу, которые проявлялись под длинными мелодичными фразами , что способствовало его признанию невероятно сложного музыканта. [ 17 ] «Моменты » доходят до того, что «подтверждают необъяснимое, присущее гению», с «изысканной мелодией, чудесными гармоническими изменениями, «небесной краткостью», сохраняя при этом «ощущение контраста и разнообразия, которое позволяет каждой миниатюре выделяться отдельно, дополняя работайте по обе стороны от него». [ 3 ] Хотя неизвестно, окупила ли финансовая реакция этого сочинения украденные деньги, эмоциональная реакция на него в последующие годы была омрачена катастрофической премьерой в 1897 году его двухлетнего труда: Симфонии № 1, соч. 13, 1895. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон: Континуум . стр. 72–73. ISBN 0-8264-9312-2 . Текст в Google Книгах .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Анджела Гловер (2003). « Музыкальные моменты , соч. 16» . Аннотированный каталог основных фортепианных произведений Сергея Рахманинова (докторский трактат). Университет штата Флорида . стр. 9–15 . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вольф, Элизабет (январь 2004 г.). «Элизабет Вольф: классическое фортепиано XIX века» . Magnatune.com . Проверено 10 сентября 2007 г.
- ^ Бриссон, Эрик (2007). «Рахманинов – Музыкальные моменты (6), соч.16» . Пианопедия . Проверено 19 августа 2007 г.
- ^ Original in Russian : „Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.“
- ^ Перейти обратно: а б «Мусоргский/Рахманинов – Картины с выставки / 6 музыкальных моментов » . Pristine Classical – компакт-диск Лили Зильберштейн (примечания) . 2004 . Проверено 16 сентября 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мэтью-Уокер, Роберт (1994). Полное собрание фортепианной музыки Сергея Рахманинова в исполнении Говарда Шелли . Нимбус Рекордс Лимитед . Примечания к вкладышу.
- ^ Перейти обратно: а б с д Даррелл, Р.Д. (1977). Фортепианная музыка Рахманинова (ноты). Вокс-бокс.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хэнкок, Робин Джеймс (1992). «Шесть музыкальных моментов» Рахманинова, соч. 16 и «Традиция миниатюры XIX века» (диссертация). Бостонский университет. OCLC 48147852 .
- ^ Перейти обратно: а б Бертенссон, Сергей; Джей Лейда; София Сатина (2001). Сергей Рахманинов: Вся жизнь в музыке . Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21421-1 .
- ^ Мартин, Барри (1990). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер . Лондон: Сколар Пресс. п. 111 . ISBN 978-0-859-67809-4 .
- ^ Андерсон, Кейт (2000). «Соната для фортепиано № 2; Вариации на тему Корелли; Музыкальные моменты : Рахманинов» . Идил Бирет выступает на Naxos Records . Проверено 20 августа 2007 г. , аннотации.
- ^ Рэндел, Дон М. (1999). Гарвардский краткий словарь музыки и музыкантов . Кембридж, Массачусетс: Pelknap Press ( Издательство Гарвардского университета ). ISBN 0-674-00978-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Рахманинов, Серж (2001). Соната № 1 и другие произведения для фортепиано соло . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 0-486-41885-5 . Текст в Google Книгах .
- ^ Уоллер, Патрик (2006). «Рахманиновский момент Музыки Ашкенази» . Музыкальная сеть International . Проверено 18 августа 2007 г. Примечания к вкладышу.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью-Уокер, Роберт (1984). Иллюстрированные жизнеописания великих композиторов: Рахманинов . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-0253-4 .
- ^ Су, Киан Хинг (14 мая 1999 г.). «Обзор концерта знаменитостей Лазаря Бермана» . Рецензии на концерт классической музыки «Летающая чернильница» . Архивировано из оригинала 7 октября 2007 г. Проверено 10 сентября 2007 г.
- ^ Фрид, Ричард (23 ноября 2002 г.). «О произведении: Симфония № 1 ре минор, соч. 13» . Центр исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди . Проверено 15 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальные моменты , соч. 16 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Piano.ru – Ноты (на русском языке)