Алеко (Рахманинов)
Студент | |
---|---|
Опера Сергея Рахманинова | |
![]() Рахманинов в 1892 году. | |
Родное название | Русский : Алеко |
Либреттист | Vladimir Nemirovich-Danchenko |
Язык | Русский |
На основе | Цыгане by Pushkin |
Премьера | 9 мая 1893 г. Большой театр , Москва |
Алеко (русский: Алеко ) — первая из трёх законченных опер Сергея Рахманинова . Русское либретто написано Владимиром Немировичем-Данченко и представляет собой экранизацию поэмы «Цыгане» Александра Пушкина 1827 года . Опера была написана в 1892 году как дипломная работа Московской консерватории и получила в этом году высшие награды консерваторских судей. [ нужна ссылка ] Впервые оно было исполнено в Москве 9 мая 1893 года.
История выступлений
[ редактировать ]Премьера Большого театра состоялась 9 мая ( 27 апреля по ст. ст. ) 1893 года в Москве.
Композитор дирижировал еще одним выступлением в Киеве 18/30 октября 1893 года. ( Чайковский присутствовал на московской премьере « Алеко» , а Рахманинов намеревался услышать премьеру «Патетической симфонии » Чайковского 16/28 октября, но ему пришлось успеть на поезд до Киева. выполнить свое обязательство по дирижированию Алеко . [ 1 ] ) В представлении на праздновании столетия Пушкина 27 мая 1899 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге Федор Шаляпин играл главную роль, а в нем использовались хор и балет Мариинского театра .
Опера впервые была представлена в Англии 15 июля 1915 года в Лондонском оперном театре под руководством Владимира Розинга . [ 2 ]
джазовой композицией Сезон 2016/17 Нью-Йоркской городской оперы открылся в Розовом зале Линкольн-центра двойной афишей «Алеко и Пальаччи» — оперы, премьера которой также состоялась в мае 1892 года. Джеймс Мина Дирижировал Стефан Шкафаровский . , а главную партию исполнил [ 3 ] В 2024 году Opera North представила Алеко вслед за Cavalleria Rusticana в двойной афише, где Роберт Хейворд исполнил и Альфио, и Алеко. [ 4 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Московская премьера актерский состав 9 мая 1893 г. (Режиссер: Ипполит Альтани ) |
Киевская премьера актерский состав 18 октября 1893 г. (Дирижер: Рахманинов) |
Актерский состав премьеры Санкт-Петербурга 27 мая 1899 г. (Дирижер: Рахманинов) |
---|---|---|---|---|
Студент | баритон | Богомир Корсов | Александр Бобров | Федор Шаляпин |
Молодой цыган | тенор | Lev Klementyev | Алексей Борисенко | Ivan Yershov |
Земфира | сопрано | Mariya Deysha-Sionitskaya | Вера Эйген | Mariya Deysha-Sionitskaya |
Старик, отец Земфиры | бас | Степан Власов | Левицкий | Ялмар Фрей |
Цыганка | контральто | Yelizaveta Shubina | Alla Tomskaya | |
Хор, немые роли: Цыгане |
Краткое содержание
[ редактировать ]Отряд цыган разбил на ночь палатки на берегу реки. Под бледной луной они разжигают костры, готовят еду и воспевают свободу своего кочевнического существования. Старый цыган рассказывает историю. Давным-давно он полюбил Мариулу, которая бросила его ради другого мужчины, оставив после себя Земфиру, свою дочь. Земфира теперь взрослая, у нее есть собственный ребенок, она живет с Алеко, русским, покинувшим цивилизацию ради цыганской жизни. Услышав эту историю, Алеко возмущается, что отец Земфиры не отомстил Мариуле. Но Земфира не согласна. Для нее, как и для ее матери, любовь свободна, а сама она уже устала от собственничества Алеко и теперь любит цыганку помоложе, из своего народа. После танцев для женщин и мужчин цыгане ложатся спать. Появляется Земфира со своим молодым возлюбленным, которого она страстно целует, прежде чем исчезнуть в своей палатке, чтобы присмотреть за ребенком. Входит Алеко, и Земфира насмехается над ним, напевая о своем диком любовнике. В одиночестве Алеко размышляет о катастрофе своих отношений с Земфирой и неудаче своей попытки сбежать из обычного мира. С наступлением рассвета он вместе удивляет Земфиру и ее возлюбленного. В муках ревности он убивает их обоих. Все цыгане собираются, потревоженные шумом. Под предводительством отца Земфиры они сохраняют Алеко жизнь, но навсегда изгоняют его от себя.
Основные арии и числа
[ редактировать ]- Aleko's Cavatina / Каватина Алеко (Kavatina Aleko)
- The Young Gypsy's Romance / Романс Молодого Цыгана (Romans Molodogo Tsygana)
- The Old Gypsy's Story / Рассказ Старика (Rasskaz Starika)
- Men's Dance / Пляска мужчин (Plyaska muzhchin)
Критический прием
[ редактировать ]Как и две другие оперы Рахманинова, «Алеко» показывает, как Рахманинов обретает свой индивидуальный стиль, независимый от традиционных номерных опер или . музыкальных драм Вагнера Михаил Букиник, современник Рахманинова по консерватории, вспоминал репетиции оперы:
Я был учеником оркестрового класса, и во время репетиций мы не только восхищались, но радовались и гордились его смелыми гармониями и были готовы видеть в нем реформатора. [ 5 ]
Джеффри Норрис отметил, что критика оперы лишена драматического импульса, а либретто - как наспех созданная «мешанина». Современный критик в « Московских ведомостях» писал об опере во время премьеры:
Недостатки, конечно, есть, но они далеко перевешиваются достоинствами, что позволяет ожидать многого от этого молодого композитора в будущем. [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]- 1951 Ivan Ivanovich Petrov , Nina Pokrovskaya, Anatoly Orfenov, Alexander Ognivtzev, Bronislava Zlatogorova; Bolshoi Theatre Chorus and Orchestra; Nikolai Golovanov , Melodiya
- 1987 Evgeny Nesterenko , Svetlana Volkova, Vyacheslav Polozov , Vladimir Matorin , Raisa Kotova; USSR TV & Radio Large Chorus, Moscow Philharmonic Symphony Orchestra; Dmitri Kitaenko , Moscow Studio Archives / Alto
- 1990 Arthur Eisen , Lyudmila Sergienko, Gegham Grigoryan , Gleb Nikolsky, Anna Volkova, Vasily Lanovoy; USSR Academic Grand Chorus of Radio & TV, USSR Academic Symphony Orchestra; Yevgeny Svetlanov , Melodiya
- 1993 Vladimir Matorin , Natalia Erassova, Viatcheslav Potchapski, Vitaly Tarastchenko, Galina Borissova; Russian State Choir, Bolshoi Theatre Orchestra; Andrei Chistiakov , [ 7 ] Песня мира
- 1995 Самсон Исумов, Марина Лапина, Олег Коулько, Леонид Тищенко; Хор «Алеко», Донецкий филармонический оркестр; Роман Кофман (Live Rotterdam), Verdi Records / Brilliant
- 1996 Никола Гюселев , Благовеста Карнабатлова, Павел Курчумов, Димитр Петков, Тони Христова; Хор Болгарского радиовещания, Пловдивский филармонический оркестр; Руслан Райчев, Каприччио
- 1997 Сергей Лейферкус , Мария Гулегина , Илья Левинский, Анатолий Кочерга, Анн Софи фон Оттер ; Хор Гетеборгской оперы, Симфонический оркестр Гетеборга ; Неэме Ярви , Deutsche Grammophon
- 2006 Egils Silins, Maria Gavrilova, Alexandra Dursuneva, Andrey Dunayev; Moscow Chamber Choir, RSO Moscow ; Vladimir Fedoseyev , Relief
- 2007 Василий Герелло, Ольга Гурякова, Всеволод Гривнов, Михаил Кит; Капелла Юрлова, Московский камерный оркестр ; Константин Орбелян , Делос
- 2009 Сергей Мурзаев, Светла Васильева , Евгений Акимов, Геннадий Беззубенков, Надежда Васильева; Хор Реджио Турина, Филармонии BBC ; Джанандреа Нозеда , Чандос
- Известные отрывки
- 1929 Федор Шаляпин : Каватина Алеко. Доступно на LP, CD, онлайн. Электрическая (микрофонная) запись. Также существует акустическая (валторная) запись 1924 года.
- Видео
- 1986 Evgeny Nesterenko (Aleko), Nelli Volshaninova/Svetlana Volkova (Zemfira), Sandor Semenov/Mikhail Muntyan (Young Gypsy), Vladimir Golovin/Vladimir Matorin (Old Gypsy), Maria Papazian/Raisa Kotova (Old Gypsy Woman); Gosteleradio Chorus, Moscow State Symphony Orchestra; Dmitri Kitaenko , VAI
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Разговор о классике
- ^ Уильямс, Гордон. Британский театр в Великой войне: переоценка , с. 273,. Нью-Йорк: Континуум (2003).
- ^ «Нью-Йоркская опера откроет сезон двойным Биллом Алеко и Паяччи » , Opera News Desk, Broadwayworld.com, 12 августа 2016 г.
- ^ Дрейер, Мартин. Cavalleria Rusticana и Aleko - Opera North в Большом театре Лидса . Опера , май 2024, Том 75, №5, стр.675-676.
- ^ Яссер, Джозеф , «Прогрессивные тенденции в музыке Рахманинова» (зима, 1951/1952). Темп (Новая серия), 22 : стр. 11–25.
- ^ Норрис, Джеффри (июль 1973 г.). «Студенческая опера Рахманинова». Музыкальный ежеквартальный журнал . 59 (3): 441–448. дои : 10.1093/mq/LIX.3.441 .
- ^ Курайши, Ибрагим (1997). " Мечтаю . Сергей Рахманинов". Ежеквартальный журнал «Опера» . 13 (4): 201–204. дои : 10.1093/oq/13.4.201 .