Симфония № 2 (Рахманинов)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2014 г. ) |

Симфония № 2 ми минор , соч . 27 — четырёхчастное сочинение для оркестра, написанное в период с октября 1906 по апрель 1907 года русским композитором Сергеем Рахманиновым . Премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 26 января 1908 года под управлением композитора. Его продолжительность составляет около 60 минут в необрезанном виде; сокращенные выступления могут длиться всего 35 минут. Партитура посвящена Сергею Танееву , русскому композитору, педагогу, теоретику, писателю, ученику Петра Ильича Чайковского . Произведение остается одним из самых популярных и известных произведений композитора.
История
[ редактировать ]На момент написания Второй симфонии Рахманинов провел два успешных сезона в качестве дирижера Императорской оперы Большого театра в Москве. Он считал себя прежде всего композитором и чувствовал, что график выступлений отнимает у него время на сочинение.

Затем он переехал со своей женой и маленькой дочерью в Дрезден , Германия, чтобы проводить больше времени в сочинении музыки, а также избежать политических потрясений, которые поставили Россию на путь революции. Семья оставалась в Дрездене три года, проводя лето в имении зятя Рахманинова в Ивановке . Именно в это время Рахманинов написал не только свою Вторую симфонию, но и тональную поэму « Остров мертвых» .
Рахманинов не был до конца убежден в том, что он талантливый симфонист. На премьере 1897 года его Симфония № 1 (под управлением Александра Глазунова ) была признана полной катастрофой; критика в его адрес была настолько резкой, что повергла молодого композитора в приступ депрессии. Даже после успеха его Фортепианного концерта № 2 (завоевавшего в 1904 году премию Глинки и 500 рублей ), [ 1 ] Рахманинову все еще не хватало уверенности в своих произведениях. Он был очень недоволен первым проектом своей Второй симфонии, но после нескольких месяцев доработок закончил работу и дирижировал премьерой в 1908 году под бурные аплодисменты. Десять месяцев спустя эта работа принесла ему еще одну премию Глинки. Триумф восстановил чувство собственного достоинства Рахманинова как симфониста.
Из-за своей огромной длины Симфония № 2 подвергалась множеству переработок, особенно в 1940-х и 1950-х годах, в результате которых продолжительность произведения сократилась с почти часа до всего лишь 35 минут. До 1970 года произведение обычно исполнялось в одной из его переработанных, более коротких версий. С тех пор оркестры использовали почти исключительно полную версию, хотя иногда и без повтора экспозиции в первой части. 2016 года Компакт-диск Previn / LSO — одна из доступных сокращенных версий (9026–60791–2).
Музыка
[ редактировать ]Подсчет очков
[ редактировать ]Симфония написана для полного оркестра с 3 флейтами (3-й дублирующий пикколо ), 3 гобоями (3-й дублирующий английский рожок ), 2 кларнетами в A и B ♭ , бас-кларнетом в A и B ♭ , 2 фаготами , 4 валторнами , 3 трубами , 3 тромбона , туба , литавры , малый барабан , бас барабан , тарелки , колокольчики и струны .
Движения
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей:
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть начинается с медленного мрачного вступления, в котором вводится и развивается «девизная» тема симфонии. Это приводит к страстной кульминации, после которой соло на английском рожке переходит в аллегро в сонатной форме , состоящее из первой темы, полученной из «девиза», и второй темы.
Экспозиция начинается с гораздо более легкого и мечтательного ощущения по сравнению с остальной частью части с использованием пышной гармонии и обильного использования триолей. Нижние струны играют мягкое пиццикато , а верхние струны играют простую мелодию с использованием последовательности аккордов III-vi (G-Bm-Em), которая затем переходит в страстную парящую кульминацию, типичную для композиторского стиля Рахманинова. Экспозиция может повторяться, а может и не повторяться в зависимости от того, исполняется ли симфония без купюр.
В отличие от экспозиции, развитие порой бурное и проходит через несколько ключевых центров. В разработке используются только центральная девизная тема и первый предмет.
После долгой доминантной педали перепросмотр начинается с того, что первая тема заявлена вторично по отношению к нарастанию кульминации, которая уже продолжалась на протяжении всего развития. После кульминации произносится вторая тема ми мажор.
Кода ми минор возобновляет стиль и темп развития по мере его интенсивного нарастания, а кульминацией движения являются два фортиссимо всплеска .
Второе движение
[ редактировать ]Эта часть на самом деле напоминает скерцо лишь постольку, поскольку она относится к ранней и средней романтической традиции симфонических движений и использованию типичной формы скерцо ( АБАКАБА ). Однако это размер 2/2, тогда как типичное скерцо имеет размер 3/4 или какой-то тройной размер. Часть ля минор открывается оживленным остинато на верхних струнах. как неотъемлемая часть крупномасштабных произведений Рахманинова Dies Irae Простое пение упоминается здесь, в первых тактах у рожков, .
Раздел B представляет собой лирическую кантабильную мелодию до мажор . Музыка замедляется, и упоминается вступительное остинато, а при возвращении к части А она резко ускоряется до начального темпа. Центральная часть трио начинается с внезапного, тутти , фортиссимо си-доминанта 7-го аккорда и является примером мастерства Рахманинова в контрапункте и фугальном письме, благодаря его занятиям у Танеева, которому посвящена эта симфония. В завершение части снова произносится Dies Irae, на этот раз духовым хором. Импульс растворяется и заканчивается pianississimo ( ppp ).
Третья часть
[ редактировать ]Эта часть имеет широкую трехчастную форму, и ее часто запоминают по вступительной теме, которую исполняют первые скрипки и которая позже повторяется как мелодия, так и как аккомпанирующая фигура. Однако эта вступительная тема на самом деле представляет собой введение в основную мелодию части, которая представлена длинным соло кларнета и представляет собой типичное творение Рахманинова, вращающееся вокруг отдельных нот и сопровождаемое богатой гармонией.
Развитие основано на девизной теме симфонии Dies Irae, как если бы она продолжалась с момента вступления к первой части. Хроматическое наращивание приводит к страстной кульминации до мажор.
Накал спадает, и центральная мелодия третьей части повторяется, на этот раз в исполнении первых скрипок, а в аккомпанементе звучат фрагменты вступительной темы. Девиз Dies Irae повторяется еще раз, по-видимому, для того, чтобы создать финал, дополняющий вступление первой части, поскольку третья часть завершается спокойным образом, медленно затухая в струнных.
Четвертое движение
[ редактировать ]Финальная часть выполнена в сонатной форме. Живая, похожая на фанфары первая тема, заимствованная из первой темы Скерцо, похожей на «Dies Irae», исполняется всем оркестром, переходя в маршевую интерлюдию, начинающуюся солью минор, в исполнении деревянных духовых инструментов .
После возвращения первой темы первая тема завершается и переходит непосредственно ко второй теме, которая представляет собой массивную, широкую мелодию ре мажор, исполняемую на струнных. После затихания пианиссимо вступительная тема третьей части, на этот раз ре мажор, ненадолго вспоминается под струнные тремоло. После резкого соединения основных тем второй и первой частей начинается раздел развития, состоящий из двух разделов, первый из которых вводит новые мелодические идеи, а второй вращается вокруг нисходящей гаммы.
Перепросмотр первоначально представляет только первую тему, а затем переходит к доминирующей педали, переходя к триумфальному повторению второй темы, теперь уже в основной тональности ми мажор, в которой фрагменты первой темы, темы девиза и нисходящей гаммы. могут быть быть услышанным в сопровождении. Вихревая кода завершает симфонию фортиссимо повторением медного хорала, появившегося в конце второй части. Заключительные такты представляют собой еще одну особенность крупномасштабных произведений Рахманинова - характерное решительное четырехнотное ритмическое окончание (в данном случае представленное в тройном ритме), которое также звучит в его Сонате для виолончели , втором и третьем фортепианных концертах и в измененной форме. в своем четвертом фортепианном концерте и «Симфонических танцах» .
Рукопись
[ редактировать ]Рукопись считалась утерянной до тех пор, пока ее не обнаружили в поместье частного коллекционера в 2004 году. Подлинность ее была подтверждена Джеффри Норрисом . Он содержит материалы, не вошедшие ни в одно опубликованное издание. [ 2 ] Рукопись стала собственностью Фонда Табора и была передана в постоянное пользование Британской библиотеке . [ 3 ] [ 4 ]
В мае 2014 года рукопись была продана на аукционе Sotheby's за 1 202 500 фунтов стерлингов. [ 5 ] [ 6 ]
Производные работы
[ редактировать ]Части первой и второй частей Симфонии (в частности, часть кантабиле ) несколько раз используются в качестве темы для сцены полета и заключительной сцены фильма в фильме 2014 года «Человек-птица » режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и даже используются в рекламных трейлерах. . Он включен в партитуру, написанную мексиканским джазовым барабанщиком Антонио Санчесом . [ 7 ]
Оперный тенор Кристиан Кеттер в аранжировке оперы Рахманинова «Здесь хорошо» (How Fair This Place) Op. 21, № 7 цитирует третью часть симфонии во вступлении к записи 2014 года «Возлюбленные: живи на сольном концерте». [ 8 ]
Части третьей части были использованы в песне поп-певца Эрика Кармена 1976 года « Never Gonna Fall in Love Again », которая позаимствовала вступление и основную мелодию третьей части в качестве припева и бриджа песни соответственно. Поскольку в то время авторские права на музыку Рахманинова все еще находились под защитой авторских прав (в большинстве стран срок их действия уже истек), Кармен была вынуждена выплатить гонорары поместью Рахманиновых за использование музыки композитора как для вышеупомянутой песни, так и для «All By Myself ». куплеты которого заимствованы из его второго фортепианного концерта. Эту мелодию также использовал джазовый пианист Данило Перес в качестве основной темы своей мелодии «If I Ever Forget You» на своем альбоме 2008 года Across the Crystal Sea . Чет Бейкер исполнил песню Дона Себески «You Can't Go Home Again» на своем альбоме You Can't Go Home Again на A&M, в основе которого использовалась основная мелодия третьей части, а Барри Манилоу спел «If I Must Love Again», также использовал эту мелодию в своем припеве. В 2012 году японский композитор и синтезатор Исао Томита написал свою собственную Симфонию «Ихатов»; он процитировал основную тему третьей части симфонии Рахманинова в пятой части («Ночь на галактической железной дороге»).
«Фортепианный концерт № 5 Рахманинова»
[ редактировать ]В апреле 2008 года компания Brilliant Classics выпустила Александра Варенберга аранжировку симфонии для фортепиано с оркестром под названием «Фортепианный концерт № 5 Рахманинова». Варенберг аранжировал Вторую симфонию Рахманинова как концертное произведение для фортепиано с оркестром. [ 9 ] Произведение содержит около 40% исходного материала из симфонии. [ 10 ] с некоторой оригинальной партитурой Варенберга, модификацией исходной партитуры и изменением многих гармоний «для улучшения звука и баланса». [ 10 ] Аранжировка Варенберга представляет собой трехчастный концерт с новой второй частью и переработанным финалом, «чтобы создать более напряженную и эффективную эмоциональную кульминацию финала концерта». [ 10 ]
В первой части концерта медленное вступление, развивающее основной мотив, сокращается из симфонии, при этом материал не отбрасывается, а переносится в каденцию концерта сразу после кульминации. Вторая часть концерта во многом следует за третьей частью симфонии, за исключением сразу после кульминации, когда вставляется экспозиция второй части симфонии, прежде чем вернуться к перепросмотру третьей части симфонии .
Записи
[ редактировать ]Известные записи включают следующее:
- Николай Соколофф дирижирует Кливлендским оркестром , 1928, Брансуик / Кливлендский оркестр, издание к 75-летию, Кливлендский оркестр, (вырезка, моно) (премьера записи) [ 11 ]
- Николай Голованов дирижирует Симфоническим оркестром Московского радио , 1945, Богема/Мелодия (разрез, моно)
- Артур Родзинский дирижирует Нью-Йоркской филармонией , 1945, EMI (вырезка, моно)
- Дмитрий Митропулос дирижирует Симфоническим оркестром Миннеаполиса , 1947, RCA Victor/Lys (вырезка, моно)
- Уильям Стейнберг дирижирует Питтсбургским симфоническим оркестром , 1953, EMI (вырезка, моно)
- Курт Зандерлинг дирижирует Ленинградской филармонией , 1956, Deutsche Grammophon (разрез, моно)
- Пол Пэрей дирижирует Детройтским симфоническим оркестром , 1957, Mercury Records (вырезано)
- Сэр Адриан Боулт дирижирует Лондонским филармоническим оркестром , 1957, RCA Victor Red Seal / Decca (вырезка, моно или стерео)
- Юджин Орманди дирижирует Филадельфийским оркестром , 1959, Sony (вырезано)
- Альфред Валленштейн дирижирует Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса , 1960, Capitol Records (вырезано)
- Андре Превен дирижирует Лондонским симфоническим оркестром , ок. 1967 RCA (вырезано)
- Поль Клецки дирижирует Оркестром романской Швейцарии , 1968, Декка / Лондон (первое коммерчески записанное выступление без сокращений)
- Юджин Орманди дирижирует Филадельфийским оркестром , 1973, RCA (полностью)
- Андре Превен дирижирует Лондонским симфоническим оркестром , 1973, EMI (полностью)
- Эдо де Ваарт дирижирует Роттердамским филармоническим оркестром , 1977, Decca (полностью)
- Юрий Темирканов дирижирует Государственным симфоническим оркестром СССР , 1977 год.
- Лин Тунг проводит музыкальный фестиваль Гранд-Тетон , 1977 г. , запись GTMF, GTMF 1977 г. "(полная)" [ 12 ]
- Юрий Темирканов дирижирует Королевским филармоническим оркестром , 1978, EMI (полностью)
- Владимир Ашкенази дирижирует оркестром Консертгебау , 1982, Decca (полностью)
- Лорин Маазель дирижирует Берлинским филармоническим оркестром , 1983, Deutsche Grammophon (полностью)
- Саймон Рэттл дирижирует Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса , 1984, EMI (полностью)
- Dmitri Kitayenko conducting the Moscow Philharmonic Orchestra , 1985, Melodiya (complete)
- Андре Превен дирижирует Королевским филармоническим оркестром , 1985, Теларк (полностью)
- Геннадий Рождественский дирижирует Лондонским симфоническим оркестром, 1988, IMP / MCA Classics (полностью, с повтором первой части)
- Эндрю Литтон дирижирует Королевским филармоническим оркестром , 1990, Virgin Classics (полностью, с повтором первой части)
- Юрий Темирканов дирижирует Санкт-Петербургской филармонией , 1991, RCA (полностью, с повтором первой части)
- Михаил Плетнев дирижирует Российским национальным оркестром , 1993, Deutsche Grammophon (полностью)
- Вернон Хэндли дирижирует Королевским филармоническим оркестром , 1994, RPO (полностью, с повтором первой части)
- Марис Янсонс дирижирует Санкт-Петербургской филармонией , 1994, EMI (полностью)
- Валерий Полянский дирижирует Российским государственным симфоническим оркестром , 1997, Chandos Records (полностью)
- Иван Фишер дирижирует Будапештским фестивальным оркестром , 2004, Channel Classics Records (полностью)
- Валерий Гергиев дирижирует Лондонским симфоническим оркестром , 2010, London Symphony Orchestra Ltd ( полностью )
- Эндрю Литтон дирижирует Бергенским филармоническим оркестром , 2015, BIS Records ( полностью, с повтором первой части )
- Антонио Паппано играет и объясняет Симфонию № 1 Рахманинова. 2 с Sächsische Staatskapelle Dresden , 2018, EuroArts ( полностью )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харрисон, с. 113
- ^ Майкл Родди, Reuters, «Рукопись Симфонии № 2 Рахманинова, выставленная на продажу в Лондоне». Архивировано 30 июня 2016 г. в Wayback Machine . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Джеффри Норрис, «Потерянная симфония в кооперативной сумке» » . Телеграф.co.uk. 15 марта 2007 года . Проверено 4 марта 2014 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ http://www.sso.com.au/sysfiles/attachments/PROG44_071109_T&SRach2_SSO.pdf [ мертвая ссылка ]
- ↑ Sotheby's. Архивировано 10 июня 2016 г. в Wayback Machine . Проверено 1 июня 2016 г.
- ↑ Мел Спенсер, classic FM, 20 мая 2014 г., «Рукопись Рахманинова продана за 1,2 миллиона фунтов стерлингов». Архивировано 4 августа 2016 г. в Wayback Machine . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Как классическая музыка подорвала шансы композитора «Бердмена» на «Оскар»» . www.classicalmpr.org . 24 декабря 2014 года . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Здесь хорошо, соч. 21 № 7. How Fair This Spot (Арр Кеттер, Адд Зильберштейн) (Live) , заархивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. , получено 14 декабря 2019 г.
- ^ «Arkivmusic.com» . Рахманинов/Варенберг: Фортепианный концерт «№ 5» . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Варенберг (arkivmusic.com) [ нечеткий ]
- ^ Лаки, Питер (2004). «Симфония №2 ми минор, соч.27» . Кливлендский оркестр . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 4 марта 2014 г.
- ^ Дж. А. Стивенс - Ваш ключ к предметам коллекционирования - Музыкальная стойка
Источники
[ редактировать ]- Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN 0-8264-5344-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 2 (Рахманинов) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Сборник классической музыки Аркадия Чубрика: Рахманинов , бесплатные записи (на русском языке)
- Примечания к программе Центра Кеннеди
- Программные заметки из Карнеги-холла