Jump to content

Симфонические танцы (Рахманинов)

Сергей Рахманинов

Симфонические танцы , соч. 45 оркестровая сюита из трёх частей, написанная в октябре 1940 года русским композитором Сергеем Рахманиновым . Это его последнее крупное сочинение и единственное произведение, полностью написанное во время жизни в Соединенных Штатах.

Эта работа позволила ему предаться ностальгии по той России, которую он знал, так же, как он это сделал в Симфонии № 3 . [ 1 ] а также подвести итог его давнему увлечению церковными песнопениями. В первом танце он цитирует вступительную тему своей Симфонии № 1 , взятую из мотивов, характерных для русской церковной музыки. В финале он цитирует и Dies irae , и песнопение «Благославен Ты, Господи» («Благословен еси, Господи») из своего Всенощного бдения . [ 2 ]

Рахманинов сочинил « Симфонические танцы» через четыре года после своей Третьей симфонии , в основном в поместье Ханиман «Орчард-Пойнт» в Центрпорте, штат Нью-Йорк , с видом на пролив Лонг-Айленд . Его первоначальное название было «Фантастические танцы » с названиями частей «Полдень», «Сумерки» и «Полночь». [ 3 ] Хотя в конце августа 1940 года композитор написал дирижеру Юджину Орманди , что произведение закончено и осталось только оркестровать, в рукописи полной партитуры указаны даты завершения — сентябрь и октябрь 1940 года. [ 3 ] Премьера состоялась 3 января 1941 года Орманди и Филадельфийским оркестром , которому он посвящен. [ 4 ]

Произведение полностью представляет поздний стиль композитора с его любопытными, изменчивыми гармониями, почти прокофьевским гротескизмом внешних частей и акцентом на отдельных инструментальных тонах повсюду (подчеркивается использованием им альт-саксофона во вступительном танце). . [ 2 ] Вступительный трехнотный мотив, введенный тихо, но вскоре усиленный сильными стаккато аккордами и ответственный за большую часть ритмической живости части, напоминает тему Шемахинской царицы в Римского-Корсакова опере «Золотой петушок» . [ 5 ] единственная музыка другого композитора, которую он вывез с собой из России в 1917 году.

Симфонические танцы сочетают в себе энергичные ритмические секции, напоминающие Стравинского » «Весну Священную , с некоторыми из самых пышных гармоний композитора. Ритмическая живость, характерная для позднего стиля Рахманинова, возможно, еще более усилилась здесь по двум причинам. Во-первых, его воодушевил успех его балета «Рапсодия на тему Паганини» в 1939 году, и он захотел написать что-нибудь в качестве продолжения. [ 3 ] Во-вторых, он, возможно, включил материал, предназначенный для балета « Скифы» , начатый в 1914–1915 годах, но заброшенный еще до того, как он покинул Россию. [ 5 ] Хотя неизвестно, что ни одна рукопись балета не сохранилась, это не делает невероятным его цитирование произведения, учитывая замечательную память Рахманинова. Он мог вспомнить и точно воспроизвести отрывки, которые слышал много лет назад, даже те, которые слышал только один раз. [ 6 ]

Произведение примечательно тем, что используется альт-саксофон в качестве сольного инструмента . Рахманинову, очевидно, посоветовал его использовать американский оркестратор и композитор Роберт Рассел Беннетт . Композиция включает в себя несколько цитат из других произведений Рахманинова и может рассматриваться как подведение итогов всей его карьеры композитора. Первый танец заканчивается измененной цитатой из его неудачной Первой симфонии (1897), ностальгически переданной здесь в мажорной тональности. Призрачный второй танец в некоторых зарисовках назывался «сумерками». Финальный танец представляет собой своего рода борьбу между темой Dies Irae , олицетворяющей Смерть , и цитатой из девятой части его « Всенощного бдения» (1915), изображающей Воскресение (текст Всенощного бдения в девятой части факт повествует об обнаружении скорбящими пустой могилы Христа и Воскресшего Господа). Тема Воскресения в конце концов одерживает победу ( он написал слово « Аллилуйя в этом месте партитуры »).

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение партитурировано для оркестра пикколо , 2- х флейт , 2-х гобоев , английского рожка , 2-х кларнетов , бас -кларнета , альт-саксофона , 2-х фаготов , контрафагота , 4-х валторн , 3- х труб , 3-х тромбонов , тубы , литавр , треугольника , бубна . боковой барабан , тарелки , большой барабан , тамтам , ксилофон , колокольчики , трубчатые колокольчики , арфа , фортепиано и струнные .

Движения

[ редактировать ]
  1. (Не)аллегро (до минор – до мажор)
  2. Andante con moto (Tempo di valse) (соль минор)
  3. Lento assai – Allegro оживленное – Lento assai. Как и прежде – Аллегро живое (Ре минор – Ре мажор)

Распоряжения

[ редактировать ]

Два фортепиано

[ редактировать ]

Рахманинов написал переложение Одновременно с оркестровой версией для двух фортепиано. Впервые эта аранжировка была исполнена композитором вместе с Владимиром Горовицем на частной вечеринке в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, в августе 1942 года. [ 7 ]

Аранжировка для двух фортепиано вошла в Deutsche Grammophon альбом 2024 года «Рахманинов для двоих» Сергея Бабаяна и Даниила Трифонова . [ 8 ]

Название «Симфонические танцы» предполагает, что под композицию можно танцевать. Рахманинов переписывался с хореографом Михаилом Фокиным о возможном создании балета на основе « Танцев» . Он сыграл на фортепиано сочинение для Фокина; хореограф отреагировал с энтузиазмом. [ 9 ] Смерть Фокина в августе 1942 года положила конец всякому возможному сотрудничеству в этом направлении. [ 3 ]

В 1980-х годах Джозеф Альбано ставил танцы для балета Альбано в Хартфорде, штат Коннектикут. [ 10 ] В 1991 году Сальваторе Айелло поставил хореографию «Симфонические танцы» для Театра танца Северной Каролины. Питер Мартинс сделал это в 1994 году для New York City Ballet . [ 11 ] В 2012 году Алексей Ратманский поставил «Симфонические танцы» для Miami City Ballet. [ 12 ] Эдвард Лян сделал это в 2012 году для балета Сан-Франциско . [ 13 ] [ 14 ] Лиам Скарлетт в роли резидента-художника [ 15 ] поставила « Симфонические танцы» для Королевского балета , исполненные в рамках квадро-биллинга в Королевском оперном театре в Ковент-Гарден, Лондон, в 2017 году. [ 16 ]

Два органа

[ редактировать ]

Существует транскрипция всего произведения французского композитора и исполнителя Жана Гийу , написанная для двух органов. [ 17 ]

Соло фортепиано

[ редактировать ]

Пианист Инон Барнатан сам расшифровал произведение и записал его в 2023 году. [ 18 ] Также существует запись, на которой Рахманинов играет фортепианную редукцию Юджина Орманди , во время которой он поет, насвистывает и рассказывает о том, как, по его мнению, « Танцы» следует исполнять первой части . Рахманинов сыграл коду иначе, чем партитуру; эти незначительные изменения были воспроизведены пианистом Стивеном Ковачевичем, когда он исполнял произведение с Мартой Аргерих на концерте в честь своего 75-летия в Вигмор-холле . [ 19 ]

  1. Юджин Орманди , дирижирует Филадельфийским оркестром.
  2. Дмитрий Митропулос , дирижер Нью-Йоркской филармонии (1942)
  3. Николай Голованов , дирижирует Симфоническим оркестром Государственного радио СССР (1944 — 1-я и 3-я части, 1949 — 2-я часть)
  4. Евгений Светланов , дирижирует Государственным академическим симфоническим оркестром Российской Федерации.
  5. Кирилл Кондрашин , дирижирует Московской филармонией.
  6. Кирилл Кондрашин , дирижирует оркестром Консертгебау (Concertgebouw, 1976) [ 20 ]
  7. Марис Янсонс , дирижирует Санкт-Петербургской филармонией.
  8. Юрий Темирканов , дирижирует Санкт-Петербургской филармонией.
  9. Андре Превен , дирижер Лондонского симфонического оркестра
  10. Владимир Ашкенази , дирижирует оркестром Консертгебау.
  11. Лорин Маазель , дирижер Берлинской филармонии
  12. Серджиу Комисса , дирижирует Ванкуверским симфоническим оркестром.
  13. Эйдзи Оуэ , дирижирует Миннесотским оркестром
  14. Предраг Госта , дирижирует Лондонским симфоническим оркестром.
  15. Энрике Батис , дирижер Королевского филармонического оркестра
  16. Роберт Спано , дирижер Симфонического оркестра Атланты
  17. Дональд Йоханос , дирижирует Далласским симфоническим оркестром
  18. Юджин Гуссенс , дирижирует Лондонским симфоническим оркестром.
  19. Саймон Рэттл , дирижер Берлинской филармонии
  20. Марта Аргерих и Нельсон Гернер на Эдинбургском международном фестивале 2011 (версия для двух фортепиано)
  21. Нина Шуман и Луис Магальяйнс, TwoPianists Records (версия для двух фортепиано)
  22. Валерий Гергиев , дирижирует Лондонским симфоническим оркестром.
  23. Semyon Bychkov , conducting the WDR Symphony Orchestra Cologne
  24. Валерий Полянский , дирижирует Государственной симфонической капеллой России.
  25. Чарльз Маккеррас , дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля.
  26. Эрих Лейнсдорф , дирижирует Рочестерским филармоническим оркестром.
  27. Леонард Слаткин , дирижирует Детройтским симфоническим оркестром.
  28. Владимир Ашкенази и Андре Превен , Decca Records (версия для двух фортепиано)
  29. Марта Аргерих и Нельсон Фрейре на Зальцбургском фестивале 2009 г. (версия для двух фортепиано)
  30. Янник Незе-Сеген , дирижирует Филадельфийским оркестром, 2021 г.
  31. Джон Элиот Гардинер , дирижер Симфонического оркестра NDR [ 21 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мэйс 2002 , с. 272.
  2. ^ Jump up to: а б Норрис 1980 , с. 716 [ нужна полная цитата ]
  3. ^ Jump up to: а б с д Харрисон 2006 , с. 330
  4. ^ Салливан, Джек. Авторские права принадлежат Корпорации Карнеги-Холл, 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б Харрисон 2006 , с. 331
  6. ^ Шенберг 1985 , стр. 311–313.
  7. ^ Пласкин, Гленн. Горовиц . Уильям Морроу и компания. Нью-Йорк. 1983. с. 223.
  8. ^
    • Джозеф Горовиц (14 июня 2024 г.). «Совершенство в изгнании» . Американский учёный . Проверено 15 июня 2024 г.
    • Audio on YouTube , Sergei Babayan and Daniil Trifonov
  9. Письмо Фокина Рахманинову от 23 сентября 1940 г.
  10. ^ Ховард, Шарма (31 июля 2014 г.). «Балет Альбано исполняет симфонические танцы только на один вечер» . Хартфорд Курант . Проверено 6 июня 2016 г.
  11. ^ Острайх, Джеймс Р. (30 января 1994 г.). «Есть ли в симфонических танцах Рахманинова балет?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
  12. ^ Маколей, Аластер (13 января 2014 г.). «Следить за счетом» . Нью-Йорк Таймс .
  13. ^ Оссола, Шерил А. (9 мая 2012 г.). «Примечания к программе - Программа 5: Пятый сезон / Симфонические танцы (мировая премьера) / Осколки стекла» . Балет Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 10 января 2014 г. Проверено 16 декабря 2016 г.
  14. ^ Геребен, Янош (22 марта 2012 г.). «SF Ballet представляет собой великолепный неоклассический микс» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 16 декабря 2016 г.
  15. ^ «Лиам Скарлетт – Люди» . Королевский оперный театр . Проверено 2 мая 2017 г.
  16. ^ « Симфонические танцы – Постановки» . Королевский оперный театр . Проверено 2 мая 2017 г.
  17. ^ Гийу, Жан. Гийу Играть в Гийу . Universal Music Франция, 2010.
  18. ^ Джошуа Бароне (31 января 2024 г.). «Может ли фортепиано передать величие симфонической музыки Рахманинова?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2024 г.
  19. ^ «Theartsdesk Q&A: Пианист Стивен Ковачевич» . Отдел искусств .
  20. ^ «Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов – Королевский оркестр Концертгебау Кирилла Кондрашина (1994, компакт-диск)» . Дискогс .
  21. ^ «Рахманинов: Симфонические танцы ор.45 (Гардинер, НДР)» . Ютуб . 22 сентября 2019 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb019e4f9975cf01ce0ace7e37030730__1719799200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/30/fb019e4f9975cf01ce0ace7e37030730.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphonic Dances (Rachmaninoff) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)