Симфонические танцы (Рахманинов)

Симфонические танцы , соч. 45 — оркестровая сюита из трёх частей, написанная в октябре 1940 года русским композитором Сергеем Рахманиновым . Это его последнее крупное сочинение и единственное произведение, полностью написанное во время жизни в Соединенных Штатах.
Эта работа позволила ему предаться ностальгии по той России, которую он знал, так же, как он это сделал в Симфонии № 3 . [ 1 ] а также подвести итог его давнему увлечению церковными песнопениями. В первом танце он цитирует вступительную тему своей Симфонии № 1 , взятую из мотивов, характерных для русской церковной музыки. В финале он цитирует и Dies irae , и песнопение «Благославен Ты, Господи» («Благословен еси, Господи») из своего Всенощного бдения . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Рахманинов сочинил « Симфонические танцы» через четыре года после своей Третьей симфонии , в основном в поместье Ханиман «Орчард-Пойнт» в Центрпорте, штат Нью-Йорк , с видом на пролив Лонг-Айленд . Его первоначальное название было «Фантастические танцы » с названиями частей «Полдень», «Сумерки» и «Полночь». [ 3 ] Хотя в конце августа 1940 года композитор написал дирижеру Юджину Орманди , что произведение закончено и осталось только оркестровать, в рукописи полной партитуры указаны даты завершения — сентябрь и октябрь 1940 года. [ 3 ] Премьера состоялась 3 января 1941 года Орманди и Филадельфийским оркестром , которому он посвящен. [ 4 ]
Произведение полностью представляет поздний стиль композитора с его любопытными, изменчивыми гармониями, почти прокофьевским гротескизмом внешних частей и акцентом на отдельных инструментальных тонах повсюду (подчеркивается использованием им альт-саксофона во вступительном танце). . [ 2 ] Вступительный трехнотный мотив, введенный тихо, но вскоре усиленный сильными стаккато аккордами и ответственный за большую часть ритмической живости части, напоминает тему Шемахинской царицы в Римского-Корсакова опере «Золотой петушок» . [ 5 ] единственная музыка другого композитора, которую он вывез с собой из России в 1917 году.
Симфонические танцы сочетают в себе энергичные ритмические секции, напоминающие Стравинского » «Весну Священную , с некоторыми из самых пышных гармоний композитора. Ритмическая живость, характерная для позднего стиля Рахманинова, возможно, еще более усилилась здесь по двум причинам. Во-первых, его воодушевил успех его балета «Рапсодия на тему Паганини» в 1939 году, и он захотел написать что-нибудь в качестве продолжения. [ 3 ] Во-вторых, он, возможно, включил материал, предназначенный для балета « Скифы» , начатый в 1914–1915 годах, но заброшенный еще до того, как он покинул Россию. [ 5 ] Хотя неизвестно, что ни одна рукопись балета не сохранилась, это не делает невероятным его цитирование произведения, учитывая замечательную память Рахманинова. Он мог вспомнить и точно воспроизвести отрывки, которые слышал много лет назад, даже те, которые слышал только один раз. [ 6 ]
Произведение примечательно тем, что используется альт-саксофон в качестве сольного инструмента . Рахманинову, очевидно, посоветовал его использовать американский оркестратор и композитор Роберт Рассел Беннетт . Композиция включает в себя несколько цитат из других произведений Рахманинова и может рассматриваться как подведение итогов всей его карьеры композитора. Первый танец заканчивается измененной цитатой из его неудачной Первой симфонии (1897), ностальгически переданной здесь в мажорной тональности. Призрачный второй танец в некоторых зарисовках назывался «сумерками». Финальный танец представляет собой своего рода борьбу между темой Dies Irae , олицетворяющей Смерть , и цитатой из девятой части его « Всенощного бдения» (1915), изображающей Воскресение (текст Всенощного бдения в девятой части факт повествует об обнаружении скорбящими пустой могилы Христа и Воскресшего Господа). Тема Воскресения в конце концов одерживает победу ( он написал слово « Аллилуйя в этом месте партитуры »).
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение партитурировано для оркестра пикколо , 2- х флейт , 2-х гобоев , английского рожка , 2-х кларнетов , бас -кларнета , альт-саксофона , 2-х фаготов , контрафагота , 4-х валторн , 3- х труб , 3-х тромбонов , тубы , литавр , треугольника , бубна . боковой барабан , тарелки , большой барабан , тамтам , ксилофон , колокольчики , трубчатые колокольчики , арфа , фортепиано и струнные .
Движения
[ редактировать ]Распоряжения
[ редактировать ]Два фортепиано
[ редактировать ]Рахманинов написал переложение Одновременно с оркестровой версией для двух фортепиано. Впервые эта аранжировка была исполнена композитором вместе с Владимиром Горовицем на частной вечеринке в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, в августе 1942 года. [ 7 ]
Аранжировка для двух фортепиано вошла в Deutsche Grammophon альбом 2024 года «Рахманинов для двоих» Сергея Бабаяна и Даниила Трифонова . [ 8 ]
Балет
[ редактировать ]Название «Симфонические танцы» предполагает, что под композицию можно танцевать. Рахманинов переписывался с хореографом Михаилом Фокиным о возможном создании балета на основе « Танцев» . Он сыграл на фортепиано сочинение для Фокина; хореограф отреагировал с энтузиазмом. [ 9 ] Смерть Фокина в августе 1942 года положила конец всякому возможному сотрудничеству в этом направлении. [ 3 ]
В 1980-х годах Джозеф Альбано ставил танцы для балета Альбано в Хартфорде, штат Коннектикут. [ 10 ] В 1991 году Сальваторе Айелло поставил хореографию «Симфонические танцы» для Театра танца Северной Каролины. Питер Мартинс сделал это в 1994 году для New York City Ballet . [ 11 ] В 2012 году Алексей Ратманский поставил «Симфонические танцы» для Miami City Ballet. [ 12 ] Эдвард Лян сделал это в 2012 году для балета Сан-Франциско . [ 13 ] [ 14 ] Лиам Скарлетт в роли резидента-художника [ 15 ] поставила « Симфонические танцы» для Королевского балета , исполненные в рамках квадро-биллинга в Королевском оперном театре в Ковент-Гарден, Лондон, в 2017 году. [ 16 ]
Два органа
[ редактировать ]Существует транскрипция всего произведения французского композитора и исполнителя Жана Гийу , написанная для двух органов. [ 17 ]
Соло фортепиано
[ редактировать ]Пианист Инон Барнатан сам расшифровал произведение и записал его в 2023 году. [ 18 ] Также существует запись, на которой Рахманинов играет фортепианную редукцию Юджина Орманди , во время которой он поет, насвистывает и рассказывает о том, как, по его мнению, « Танцы» следует исполнять первой части . Рахманинов сыграл коду иначе, чем партитуру; эти незначительные изменения были воспроизведены пианистом Стивеном Ковачевичем, когда он исполнял произведение с Мартой Аргерих на концерте в честь своего 75-летия в Вигмор-холле . [ 19 ]
Записи
[ редактировать ]- Юджин Орманди , дирижирует Филадельфийским оркестром.
- Дмитрий Митропулос , дирижер Нью-Йоркской филармонии (1942)
- Николай Голованов , дирижирует Симфоническим оркестром Государственного радио СССР (1944 — 1-я и 3-я части, 1949 — 2-я часть)
- Евгений Светланов , дирижирует Государственным академическим симфоническим оркестром Российской Федерации.
- Кирилл Кондрашин , дирижирует Московской филармонией.
- Кирилл Кондрашин , дирижирует оркестром Консертгебау (Concertgebouw, 1976) [ 20 ]
- Марис Янсонс , дирижирует Санкт-Петербургской филармонией.
- Юрий Темирканов , дирижирует Санкт-Петербургской филармонией.
- Андре Превен , дирижер Лондонского симфонического оркестра
- Владимир Ашкенази , дирижирует оркестром Консертгебау.
- Лорин Маазель , дирижер Берлинской филармонии
- Серджиу Комисса , дирижирует Ванкуверским симфоническим оркестром.
- Эйдзи Оуэ , дирижирует Миннесотским оркестром
- Предраг Госта , дирижирует Лондонским симфоническим оркестром.
- Энрике Батис , дирижер Королевского филармонического оркестра
- Роберт Спано , дирижер Симфонического оркестра Атланты
- Дональд Йоханос , дирижирует Далласским симфоническим оркестром
- Юджин Гуссенс , дирижирует Лондонским симфоническим оркестром.
- Саймон Рэттл , дирижер Берлинской филармонии
- Марта Аргерих и Нельсон Гернер на Эдинбургском международном фестивале 2011 (версия для двух фортепиано)
- Нина Шуман и Луис Магальяйнс, TwoPianists Records (версия для двух фортепиано)
- Валерий Гергиев , дирижирует Лондонским симфоническим оркестром.
- Semyon Bychkov , conducting the WDR Symphony Orchestra Cologne
- Валерий Полянский , дирижирует Государственной симфонической капеллой России.
- Чарльз Маккеррас , дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля.
- Эрих Лейнсдорф , дирижирует Рочестерским филармоническим оркестром.
- Леонард Слаткин , дирижирует Детройтским симфоническим оркестром.
- Владимир Ашкенази и Андре Превен , Decca Records (версия для двух фортепиано)
- Марта Аргерих и Нельсон Фрейре на Зальцбургском фестивале 2009 г. (версия для двух фортепиано)
- Янник Незе-Сеген , дирижирует Филадельфийским оркестром, 2021 г.
- Джон Элиот Гардинер , дирижер Симфонического оркестра NDR [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэйс 2002 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Норрис 1980 , с. 716 [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д Харрисон 2006 , с. 330
- ^ Салливан, Джек. Авторские права принадлежат Корпорации Карнеги-Холл, 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Харрисон 2006 , с. 331
- ^ Шенберг 1985 , стр. 311–313.
- ^ Пласкин, Гленн. Горовиц . Уильям Морроу и компания. Нью-Йорк. 1983. с. 223.
- ^
- Джозеф Горовиц (14 июня 2024 г.). «Совершенство в изгнании» . Американский учёный . Проверено 15 июня 2024 г.
- Audio on YouTube , Sergei Babayan and Daniil Trifonov
- ↑ Письмо Фокина Рахманинову от 23 сентября 1940 г.
- ^ Ховард, Шарма (31 июля 2014 г.). «Балет Альбано исполняет симфонические танцы только на один вечер» . Хартфорд Курант . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Острайх, Джеймс Р. (30 января 1994 г.). «Есть ли в симфонических танцах Рахманинова балет?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Маколей, Аластер (13 января 2014 г.). «Следить за счетом» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Оссола, Шерил А. (9 мая 2012 г.). «Примечания к программе - Программа 5: Пятый сезон / Симфонические танцы (мировая премьера) / Осколки стекла» . Балет Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 10 января 2014 г. Проверено 16 декабря 2016 г.
- ^ Геребен, Янош (22 марта 2012 г.). «SF Ballet представляет собой великолепный неоклассический микс» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 16 декабря 2016 г.
- ^ «Лиам Скарлетт – Люди» . Королевский оперный театр . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ « Симфонические танцы – Постановки» . Королевский оперный театр . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Гийу, Жан. Гийу Играть в Гийу . Universal Music Франция, 2010.
- ^ Джошуа Бароне (31 января 2024 г.). «Может ли фортепиано передать величие симфонической музыки Рахманинова?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «Theartsdesk Q&A: Пианист Стивен Ковачевич» . Отдел искусств .
- ^ «Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов – Королевский оркестр Концертгебау Кирилла Кондрашина (1994, компакт-диск)» . Дискогс .
- ^ «Рахманинов: Симфонические танцы ор.45 (Гардинер, НДР)» . Ютуб . 22 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон: Международная издательская группа Continuum. ISBN 0-8264-9312-2 .
- Мэйс, Фрэнсис (2002). История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра . Перевод Арнольда Дж. Померанса ; Эрика Померанс. Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21815-9 .
- Норрис, Грегори (1980). Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (20 томов) (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-23111-2 .
- Шенберг, Гарольд (1985). Виртуозы: великие исполнители классической музыки от Паганини до Паваротти . Винтажные книги. ISBN 0-394-75532-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Браун, вкладыш к записи Deutsche Grammophon под управлением Михаила Плетнева
- Примечания к записи Reference Recordings, проведенной Эйдзи Оуэ
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфонические танцы , соч. 45 (Рахманинов) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Запись на 2-х фортепиано , Pandora Records
- Рахманинов и день гнева , inkpot.com
- «Программные заметки» , Симфонический оркестр Сан-Франциско , Майкл Стейнберг