Jump to content

Констанция Моцарт

(Перенаправлено с Констанцы Вебер )

Констанция Моцарт
Портрет Джозефа Ланге около 1782 г.
Рожденный
Констанция Вебер

( 1762-01-05 ) 5 января 1762 г.
Целль-им-Визенталь , округ Лёррах, земля Баден-Вюртемберг, Германия
Умер 6 марта 1842 г. ) ( 1842-03-06 ) ( 80 лет
Зальцбург , Австрия
Супруги
Дети

Мария Констанца Сесилия Жозефа Йоханна Алоизия Моцарт ( урожденная Вебер ; 5 января 1762 — 6 марта 1842) была опытной австрийской певицей. Она была замужем дважды, сначала за Вольфгангом Амадеем Моцартом ; затем Георгу Николаусу фон Ниссену . У нее и Моцарта было шестеро детей: Карл Томас Моцарт , Франц Ксавер Вольфганг Моцарт и еще четверо, которые умерли в младенчестве. Вместе со своим вторым мужем она стала биографом Моцарта.

Ранние годы

[ редактировать ]

Констанца Вебер родилась в Целль-им-Визентале , городке недалеко от Лёрраха в Баден-Вюртемберге , на юго-западе Германии, тогдашней Дальней Австрии . Ее матерью была Сесилия Вебер , урожденная Штамм. Ее отец, Фридолин Вебер, работал « контрабасистом , суфлером и переписчиком музыки ». [ 1 ] Сводный брат Фридолина был отцом композитора Карла Марии фон Вебера . У Констанцы было две старшие сестры, Жозефа и Алоизия , и одна младшая, Софи . Все четверо получили певческое образование, а Жозефа и Алоизия сделали выдающуюся музыкальную карьеру, позже выступив на премьерах ряда произведений Моцарта.

На протяжении большей части воспитания Констанцы семья жила в родном городе ее матери Мангейме , важном культурном, интеллектуальном и музыкальном центре. 21-летний Моцарт вместе со своей матерью посетил Мангейм в 1777 году в поисках работы и установил тесные отношения с семьей Веберов. Он влюбился — не в 15-летнюю Констанцу, а в Алоизию. [ 2 ] Пока он был в Париже , Алоизия получила должность певицы в Мюнхене , и семья сопровождала ее туда. Она отвергла Моцарта, когда он проезжал через Мюнхен на обратном пути в Зальцбург. [ 2 ]

Семья переехала в Вену в 1779 году, снова вслед за Алоизией, которая продолжила свою карьеру. Через месяц после их прибытия Фридолин умер. [ 2 ] К тому времени, когда Моцарт переехал в Вену в 1781 году, Алоизия вышла замуж за Йозефа Ланге , который согласился помогать Сесилии Вебер ежегодной стипендией; она также взяла постояльцев, чтобы свести концы с концами. Дом, в котором жили Веберы (на втором этаже), находился по адресу Ам-Питер, 11 и носил имя (как часто носили дома в то время): Zum Auge Gottes («Глаз Бога»). [ 3 ]

Брак с Моцартом

[ редактировать ]

По прибытии в Вену 16 марта 1781 г. [ 4 ] Моцарт остановился в доме Тевтонского ордена со штабом своего покровителя, архиепископа Коллоредо . В мае он «был вынужден уехать» и решил поселиться в доме Веберов, первоначально намереваясь «пробыть там всего неделю». [ 5 ]

Через некоторое время Сесилии Вебер стало очевидно, что Моцарт ухаживает за Констанце, которой сейчас 19 лет, и в интересах приличия она попросила его уйти. [ 6 ] Моцарт переехал 5 сентября в комнату на третьем этаже Грабена .

Ухаживание продолжалось, не совсем гладко. Сохранившаяся переписка указывает на то, что Моцарт и Констанция ненадолго расстались в апреле 1782 года из-за эпизода, связанного с ревностью (Констанция позволила другому молодому человеку измерить свои икры в салонной игре). [ 7 ] Перед Моцартом также стояла очень трудная задача получить разрешение на брак от своего отца Леопольда . [ 8 ]

Брак наконец состоялся в атмосфере кризиса. Дэниел Харц предполагает, что в конце концов Констанция переехала к Моцарту, что по нравам того времени поставило бы ее в опалу. [ 9 ] Моцарт написал Леопольду 31 июля 1782 года: «Все хорошие и благонамеренные советы, которые вы послали, не касаются случая человека, который уже зашел так далеко с девушкой. О дальнейшей отсрочке не может быть и речи». [ 9 ] Харц рассказывает: «Сестра Констанции Софи со слезами на глазах заявила, что ее мать отправит полицию за Констанце, если она не вернется домой [предположительно из квартиры Моцарта]». [ 9 ] 4 августа Моцарт написал баронессе фон Вальдштеттен, спрашивая: «Может ли полиция таким образом проникнуть в чей-нибудь дом? Возможно, это всего лишь уловка мадам Вебер, чтобы вернуть свою дочь. Если нет, я не знаю лучшего средства, чем женись на Констанции завтра утром или, если возможно, сегодня». [ 9 ]

Брак действительно состоялся в тот день, 4 августа 1782 года. В брачном контракте Констанца «назначает жениху пятьсот гульденов, которые [...] последний обещал увеличить на тысячу гульденов», при этом общая сумма «чтобы передать выжившему». При этом все совместные приобретения во время брака должны были оставаться общей собственностью обоих. [ 10 ] Через день после заключения брака по почте пришло согласие отца Вольфганга.

У пары было шестеро детей, из которых только двое дожили до младенчества.

  1. Раймунд Леопольд (17 июня - 19 августа 1783 г.) [ 11 ]
  2. Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 – 31 октября 1858)
  3. Иоганн Томас Леопольд (18 октября - 15 ноября 1786 г.) [ 12 ]
  4. Терезия Констанция Адельхайд Фридерике Мария Анна (27 декабря 1787 - 29 июня 1788) [ 13 ] [ 14 ]
  5. Анна Мария (род. 16 ноября 1789 г.) [ 15 ]
  6. Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (26 июля 1791 – 29 июля 1844)

После смерти Моцарта

[ редактировать ]
Констанца в 1802 году, портрет Ганса Хансена.

Моцарт умер в 1791 году, оставив долги и поставив Констанцу в затруднительное положение. В этот момент проявились деловые способности Констанции: она получила пенсию от императора, организовала прибыльные мемориальные концерты и начала кампанию по публикации произведений своего покойного мужа. [ 16 ] Эти усилия постепенно сделали Констанцу финансово обеспеченной и, в конечном итоге, богатой. [ 17 ] Она отправила Карла и Франца в Прагу, чтобы они обучались у Франца Ксавера Ниметчека , с которым она сотрудничала при написании первой полнометражной биографии Моцарта.

Ближе к концу 1797 года она познакомилась с Георгом Николаусом фон Ниссеном , датским дипломатом и писателем, который первоначально был ее арендатором. [ 18 ] Они начали жить вместе в сентябре 1798 года. [ 19 ] и поженились в Прессбурге (ныне Братислава ) в 1809 году. С 1810 по 1820 год они жили в Копенгагене, а впоследствии путешествовали по Европе, особенно по Германии и Италии. Они поселились в Зальцбурге в 1824 году. Оба работали над биографией Моцарта; В конце концов Констанца опубликовала его в 1828 году, через два года после смерти своего второго мужа.

В последние годы Констанцы в Зальцбурге ее сопровождали две оставшиеся в живых сестры, Алоизия и Софи , также вдовы, которые переехали в Зальцбург и прожили там свою жизнь. [ 20 ]

Влияние на музыку Моцарта

[ редактировать ]
Надгробие Констанции Моцарт, кладбище церкви Себастьяна, Зальцбург

Констанца была музыкантом по образованию и сыграла роль в карьере своего мужа. Можно привести два примера.

Необыкновенное сочинение для сопрано соло в Большой мессе до минор (например, в разделе «Christe eleison» движения Kyrie или арии «Et incarnatus est») предназначалось Констанце, которая пела на премьере 1783 года эта работа в Зальцбурге. Мейнард Соломон в своей биографии Моцарта умозрительно описывает это произведение как любовное приношение.

В период ухаживаний пары Моцарт начал навещать барона Готфрида ван Свитена , который позволял ему изучить свою обширную коллекцию рукописей произведений Баха и Генделя . Моцарт был взволнован этим материалом, и ряд композиций показывает его влияние на его собственные произведения. Важным толчком послужила Констанца, видимо, влюбившаяся в барочный контрапункт . Об этом известно из письма, которое Моцарт написал своей сестре Наннерль 20 апреля 1782 года. К письму прилагалась рукописная копия «Фантазии и фуги» композитора , К. 394 .

Сначала я сочинил фугу и записал ее, пока обдумывал прелюдию. Я только надеюсь, что вы сможете это прочитать, потому что оно написано очень мелко; и надеюсь в дальнейшем, что вам понравится. В другой раз я пришлю тебе что-нибудь получше для клавира. Моя дорогая Констанция на самом деле является причиной появления этой фуги в мире. Барон ван Свитен, к которому я хожу каждое воскресенье, дал мне все произведения Генделя и Себастьяна Баха, чтобы я взял их с собой домой (после того, как я сыграл их ему). Когда Констанца услышала фуги, она в них просто влюбилась. Теперь она не будет слушать ничего, кроме фуг, и особенно (в таком составе) произведений Генделя и Баха. Ну, так как она часто слышала, как я играю фуги, вырванные из головы, она спросила меня, записывал ли я когда-нибудь их, а когда я ответил, что нет, она резко отругала меня за то, что я не записал некоторые из моих сочинений в этом самом художественно прекрасном альбоме. всех музыкальных форм и не переставала меня умолять, пока я не записал для нее фугу. [ 21 ]

Лечение биографов

[ редактировать ]
1840 года Сообщается, что дагерротип изображает Констанцию ​​Моцарт (при наличии серьезных сомнений см. текст), крайний слева спереди, за два года до ее смерти; Баварский композитор Макс Келлер [ де ] сидит в центре спереди, а слева от него - его жена Йозефа; сзади слева направо семейный повар Филип Латтнер (шурин Келлера) и дочери Келлера Луиза и Хосефа; Впервые это изображение было привлечено к вниманию ученых в 1958 году. [ 22 ]

Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , ряд ее биографов обращались с Констанце резко и несправедливо: «Ученые начала 20-го века резко критиковали ее как неумную, немузыкальную и даже неверную, а также как небрежную и недостойную жену Моцарта. Такие оценки (до сих пор актуальные) не основывались на убедительных доказательствах, были запятнаны антифеминизмом и, вероятно, были неправильными по всем пунктам». [ 1 ] Жалобы на несправедливость по отношению к Констанции также появляются в современных биографиях Моцарта Браунберенса (1990), Соломона (1995) и Холливелла (1998). [ 23 ]

Предполагаемая фотография

[ редактировать ]

С тех пор, как в 1958 году на нее впервые обратили внимание ученые, многочисленные источники средств массовой информации и публикации на протяжении многих лет утверждали, что единственная сохранившаяся фотография, на которой, как сообщается, изображено единственное известное изображение вдовы Моцарта, - это фотография самой Констанции (Моцарта) Ниссен в возрасте 78 лет. или дагерротип , предположительно был сделан в Альтёттинге , Бавария, в октябре 1840 года возле дома композитора Макса Келлера. Однако несколько исследователей Моцарта опровергли это утверждение как ложное по разным причинам. Во-первых, фотография не могла быть сделана на открытом воздухе, поскольку линзы, необходимые для создания таких изображений, были изобретены Йозефом Петцвалем только после смерти Констанции в 1842 году. [ 24 ] Во-вторых, документально подтверждено, что Констанца была искалечена изнурительным артритом в последние годы жизни . Как Агнес Селби, автор «Констанции, возлюбленной Моцарта» , высказала свое мнение по поводу фотографии на веб-сайте Classical Music Guide Forums 8 июля 2006 года: «Она совершенно не могла поехать навестить Максимилиана Келлера в тот период, когда фотография была Вопреки заявлениям, опубликованным в газете, Констанция не имела никаких контактов с Келлером с 1826 года». [ 24 ] [ 25 ] В-третьих, писатель и историк Шон Мангер отметил, что в 1840 году Констанце было бы 78 лет; заявив, что жить в тот период времени было «тяжело», и Констанца больше походила бы на женщину, сидящую слева от Келлера: «сухую и древнюю, с седыми волосами». [ 26 ]

Наследие

[ редактировать ]

В Королевской консерватории Брюсселя хранится несколько документов с автографами Констанции Моцарт, в том числе письма ее сыну Францу Ксаверу Вольфгангу Моцарту, а также небольшой иллюстрированный альбом сувениров , датированный 1789 годом, но охватывающий период 1801–1823 годов, в котором она собирает воспоминания, впечатления и стихи (ссылка на фонд Жана-Люсьена Холленфельца , B-Bc-FH-163).

См. также

[ редактировать ]
  • Биографии Моцарта - за возможную роль Констанцы в распространении множества биографических мифов о ее первом муже.
  • Иоганн Трэг - Гипотеза Клиффа Эйзена о том, как Констанца быстро урегулировала свое финансовое положение после смерти мужа, быстро продав рукописи этому местному дилеру.

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б Роща , статья «Моцарт», раздел 4.
  2. ^ Jump up to: а б с Соломон 1995 , с. [ нужна страница ]
  3. ^ Соломон 1995 , с. 253.
  4. ^ Немецкий 1965 , с. 193.
  5. ^ Немецкий 1965 , с. 196.
  6. ^ Соломон 1995 , с. 255.
  7. ^ Соломон 1995 , с. 259.
  8. ^ Соломон 1995 , с. 258.
  9. ^ Jump up to: а б с д Хартц 2009 , с. 47.
  10. ^ Немецкий 1965 , с. 204.
  11. ^ Моцарт день за днём - 1783. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
  12. ^ Моцарт день за днем ​​- 1786 г. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
  13. ^ Моцарт день за днем ​​- 1787 г. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
  14. ^ Моцарт день за днём - 1788. Архивировано 9 октября 2017 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
  15. ^ Моцарт день за днем ​​- 1789 , Моцартеум
  16. ^ Гриффин, Линн; Келли Макканн (1992). Книга женщин . Холбрук, Массачусетс: Bob Adams, Inc., с. 5 . ISBN  1-55850-106-1 .
  17. ^ Вольф 2012 , с. 8, цитируя Bauer 2009 , пишет: «Констанца, которая пережила композитора более чем на полвека и после ее смерти в 1842 году все же оставила двум своим сыновьям большое состояние в размере около 30 000 флоринов наличными, облигациями и сберегательными счетами – все это на основе доходов от музыки Моцарта».
  18. ^ Роща [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
  19. ^ Немецкий 1965 , стр. 485–486.
  20. ^ Соломон 1995 , с. 502.
  21. ^ Текст письма взят с сайта http://www.schillerinstitut.dk/bach.html . Не все ученые верят Моцарту на слово; у него была мотивация преувеличивать утонченность и вкус Констанцы, поскольку Леопольд был категорически против того, чтобы его сын женился на ней ( Heartz 2009 , стр. 63; Halliwell 1998 ).
  22. ^ Мюллер фон Асов, Э.Х. «На неизвестной фотографии Констанции Моцарт», Österreichische Musikzeitschrift 13 (1958): 93–95.
  23. ^ Более ранние критики, обвиненные в несправедливости, по-разному включают Альфреда Эйнштейна , Вольфганга Хильдесхаймера и Артура Шурига [ de ] .
  24. ^ Jump up to: а б Крис Паслес (16 июля 2006 г.). «Фото жены Моцарта — подделка» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 сентября 2016 г.
  25. ^ Рози Пентритр (27 января 2016 г.). «10 мифов о Моцарте» . Проверено 8 сентября 2016 г.
  26. ^ Шон Мангер (23 февраля 2014 г.). «Историческое фото и загадка: жена ли это Моцарта?» . История, Музыка . Архивировано из оригинала 11 января 2019 года . Проверено 10 января 2019 г.

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21cdc46f0328b7972a25bb3f1c49f3fd__1721284020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/fd/21cdc46f0328b7972a25bb3f1c49f3fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constanze Mozart - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)