Jump to content

Теория попытки самоубийства Петра Ильича Чайковского

Неизвестный фотограф. Пётр Ильич Чайковский , 1877 г.

Ряд исследователей на основе воспоминаний Николая Кашкина , профессора Московской консерватории , предполагают, что в 1877 году Петр Ильич Чайковский совершил неудачную попытку самоубийства и связывают ее с пребыванием композитора в Москве в период с 11 сентября (23 сентября) по 24 сентября (6 октября) 1877 года. Он вошел в холодную воду Москвы -реки с твердым намерением упасть. заболел сильной простудой или пневмонией . Обстоятельства этого события описаны в воспоминаниях Николая Кашкина, коллеги и друга композитора, написанных вскоре после смерти композитора. Публикация их журнальной версии в « Русском обозрении» началась в сентябре 1894 г. и завершилась в декабре 1895 г. (выпуски 29—36). В 1920 году в сборнике «Прошлое русской музыки». Материалы и исследования статья Николая Кашкина «Из воспоминаний о П. И. Чайковском» , опубликована . В нем он подробно описал обстоятельства, при которых сам Чайковский, по утверждению Кашкина, описал обстоятельства неудавшейся попытки самоубийства.

Принято считать, что попытка самоубийства Чайковского могла быть связана с состоявшейся незадолго до этого женитьбой композитора на Антонине Милюковой и углубила духовный кризис, в котором находился композитор в это время. Ряд советских музыковедов и современных исследователей творчества и биографии Чайковского отрицают факт попытки самоубийства, но многие из них согласны с тем, что композитор задумался в 1877 году о такой возможности и потому чрезвычайно ярко отразил тему смерти в созданных произведениях. в это время.

История Кашкина привлекла внимание нескольких публицистов. Сцена неудавшейся попытки самоубийства композитора появляется в двухсерийном художественном фильме «Чайковский» , снятом советским режиссером Игорем Таланкиным в 1969 году, и в британского режиссера Кена Рассела фильме «Любители музыки» 1971 года .

Обстоятельства

[ редактировать ]

Николай Кашкин

[ редактировать ]
Николай Кашкин (дата фото неизвестна)

В 1860-1870-х годах Николай Кашкин регулярно посещал собрания московского кружка музыкантов, возглавляемого Николаем Рубинштейном . В состав этой группы входили преподаватели музыкальных классов Московского отделения Русского музыкального общества , а затем Московской консерватории , образованной на их основе в 1866 году. На ее заседаниях часто исполнялись и обсуждались произведения Чайковского. [ 1 ] в течение нескольких лет был близкий друг обоих Герман Ларош , учившийся в Петербургской консерватории Посредником в переписке между Кашкиным и композитором, жившим в Петербурге, в первой половине 1860-х годов. Именно Николай Кашкин инициировал приглашение Чайковского вести занятия по теории музыки в Москве. Личное знакомство Кашкина и Чайковского произошло в январе 1866 года после приезда композитора в Москву. [ 2 ]

Во время проживания композитора в Москве Кашкин и Чайковский постоянно встречались на занятиях в Московской консерватории, на вечерах в « Художественном кружке » и на собраниях педагогического кружка консерватории, часто исполняли обработки симфонических произведений в четыре руки. Когда во время работы в консерватории возникали трудности, Чайковский обычно обращался не к Рубинштейну, на квартире которого он жил, а к Кашкину. После отъезда композитора из Москвы в 1877 году Кашкин и Чайковский переписывались, но их встречи уже не были регулярными. Тем не менее Кашкин утверждал: «недолгота наших отношений позволяла нам понимать друг друга с полуслова», и композитор высоко ценил дружбу с ним. Брат Чайковского Модест писал, что Ларош и Кашкин приезжали к композитору чаще всего в Майданово. Летом 1890 года Кашкин прожил два месяца в имении композитора Фроловское. [ 3 ]

Чайковский рассказывал другу о своих творческих планах и деталях своей работы, а в некоторых случаях просил совета. По просьбе Чайковского Кашкин сделал аранжировку « Лебединого озера» для фортепиано, а затем работал с композитором над ее доработкой и исправлением для облегчения исполнения. Общение двух музыкантов вышло за рамки профессиональной сферы. В ходе встреч они обсуждали произведения русской литературы, публикации в литературных журналах, относящиеся к «русскому интеллектуальному движению», посещали спектакли в Малом театре . [ 4 ]

воспоминания Кашкина

[ редактировать ]

Среди современников Чайковского только профессор Московской консерватории Николай Кашкин утверждал, что композитор пытался покончить жизнь самоубийством в 1877 году. Обстоятельства самоубийства он очень кратко описал в своей книге « Воспоминания о П. И. Чайковском» . Эта книга стала первой подробной биографией композитора, изданной на русском языке. Воспоминания о П. И. Чайковском были написаны вскоре после его смерти. [ 5 ] Публикация их журнального варианта в « Русском обозрении» началась в сентябре 1894 г. и завершилась в декабре 1895 г. (выпуски 29—36). [ 6 ] В 1896 году отдельной книгой вышло издание воспоминаний Кашкина Петра Юргенсона. [ 7 ] [ 8 ] Переиздание книги было опубликовано в 1954 году с небольшими сокращениями, предпринятыми издателями, которые, по их утверждению, не повлияли на события 1877 года. [ 9 ]

Дом Чайковского в Клине, главный вход, 2007 г.

После Октябрьской революции Кашкин «примкнул к революционно настроенной интеллигенции ... глубоко верил в формирующийся новый... советский строй...». Он продолжал свою музыкальную и литературную деятельность, однако созданные им статьи в то время не публиковались. В 1919 году он неожиданно получил предложение от Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР опубликовать статьи, созданные им за последние годы. [ 10 ]

В 1920 году в сборнике «Прошлое русской музыки». Материалы и исследования статья Николая Кашкина «Из воспоминаний о П. И. Чайковском» , опубликована . Академик АН СССР , один из основоположников советского музыкознания ( Борис Асафьев под псевдонимом Игорь Глебов) во вступительной статье к сборнику выразил благодарность автору за его воспоминания и даже противопоставил их воспоминания Модеста Чайковского, которые он считал «несколько устаревшими» и «близорукими». [ 11 ] Воспоминания Кашкина, опубликованные в сборнике, были, по словам Асафьева, отчетом о «чрезвычайно важном и самом мрачном событии в жизни композитора — его женитьбе». [ 12 ]

В самом начале своего повествования Кашкин сообщил своим читателям, что в дореволюционном издании своих воспоминаний ему, «по разным причинам, о которых нет нужды говорить», пришлось как можно короче резюмировать этот эпизод, который имело судьбоносное значение для дальнейшей биографии и творчества композитора. [ 13 ] Кашкин утверждал, что его новая статья основана на собственных воспоминаниях Чайковского. По словам профессора, это было «связное последовательное повествование», которое он услышал «без какой-либо инициативы с его стороны». [ 14 ]

Кашкин не уточнил точную дату, когда услышал эту историю, но сообщил, что дело произошло в Клину, в доме композитора , куда он обычно приезжал на Страстную неделю . [ 15 ] Разговор состоялся после прогулки, когда Чайковский и его спутница вернулись в дом. Было еще не поздно, но начало темнеть. Оба молча сидели за круглым столом. Чайковский некоторое время просматривал письма, а Кашкин читал газеты. Композитор предложил ему прочитать письмо Антонины Милюковой, а затем начал рассказ о своей неудачной попытке самоубийства: [ 16 ] [ 17 ]

Некоторое время мы молчали. Темнота в комнате сгустилась до такой степени, что лицо моего собеседника было мне не совсем ясно. Без всякого вступления Чайковский начал свой рассказ ровным, как бы упавшим голосом, совершенно неожиданно, и продолжал его, все время не меняя тона, как бы исполняя что-то обязательное... [ 18 ] Чайковский, начав свой рассказ, довел его до конца ровным голосом, почти не повышая интонации . В то же время было слышно, что он очень волновался и что эта ровность тона была результатом большого усилия сдержаться и не дать волю своим нервам. Наверное, это заняло довольно много времени, потому что было совсем темно, и к концу мы едва могли видеть друг друга. [ 19 ]

Николай Кашкин заявил, что ни в тот день, ни в любое время после этого не было обмена репликами по поводу услышанного. Они оба ужинали, а вечер провели за чтением или игрой пьес в четыре руки. [ 19 ] Автор воспоминаний настаивал на том, что братья композитора Модест и Анатолий получили информацию об этих событиях (в отличие от него самого) не от Чайковского, а от третьих лиц. [ 14 ] Он утверждал, что воспроизвел рассказ Чайковского почти дословно, и даже если что-то в нем и сократил, то никогда ничего к нему не добавил. Именно поэтому, по его словам, Кашкин в этом фрагменте своих воспоминаний начал повествовать от первого лица (от имени Чайковского) и основывал свои воспоминания на заметках, сделанных им во время рассказа композитора. [ 20 ]

Рассказ Кашкина о покушении

[ редактировать ]
Большой Каменный мост в 1896-1897 гг. Изображение из Отдела гравюр и фотографий Библиотеки Конгресса , LC-DIG-ppmsc-03844.

11 сентября (23 сентября) 1877 г. [ Примечания 1 ] [ Примечания 2 ] [ 21 ] Чайковский вернулся в Москву из Каменки . [ 22 ] [ 23 ] Николай Кашкин считал, что попытка самоубийства не была результатом стечения обстоятельств. он писал В своей книге «Воспоминания о П. И. Чайковском» , что мысль о самоубийстве появилась у Петра Ильича «еще в Москве». По мнению Кашкина, композитор считал, что «смерть была для него единственным выходом, но в то же время мысли о родных, о том, как их поразит его открытое самоубийство, заставляли его искать смерти как бы случайно». В книге воспоминаний о Чайковском он писал: «Позже он рассказал мне, что в холодные сентябрьские ночи, когда уже начались морозы, он воспользовался темнотой, чтобы пройти возле Каменного моста [ ru , [ Примечания 3 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] оделся в реке почти по пояс и оставался в воде до тех пор, пока у него хватало силы духа переносить разбитость холодной воды; но, вероятно, его чрезвычайно возбужденное состояние предохранило его от смертельной простуды, и потому его попытка осталась без всякого результата для его здоровья». [ 28 ]

Кашкин писал, что никто из его коллег и он сам не имели никакого представления о событиях, происходивших в 1877 году. Как обычно, Чайковский преподавал в Консерватории в сентябре, хотя ему были свойственны в это время «сосредоточенная молчаливость» и стремление к избегайте разговоров с его коллегами. В конце сентября он явился «с искаженным лицом, сообщил, что его немедленно вызвал в Петербург Е. Ф. Направник , показал нам телеграмму и поспешно уехал, ссылаясь на подготовку к отъезду. Через несколько дней мы узнали о его тяжелой болезни, а затем его отъезда на неопределенное время за границу». [ 29 ]

Николай Кашкин утверждал, что композитор сам рассказал ему таким образом историю своего неудавшегося самоубийства, которую он изложил от его имени в статье « Из воспоминаний П. И. Чайковского» , опубликованной впервые в год смерти композитора (1920) в сборник «Прошлое русской музыки». Материалы и исследования »: однажды в такую ​​ночь я вышел на пустынный берег Москвы-реки, и мне пришла в голову мысль о возможности смертельно простудиться. С этой целью, никем не видимый в темноте, я вышел в вода была почти по пояс и оставалась до тех пор, пока я мог выдержать разбитое тело от холода. Я вышел из воды с твердым убеждением, что умру не от воспаления или какой-либо другой простудной болезни, а дома. Я сказал им, что принял участие на ночной рыбалке и случайно упал в воду. Здоровье мое было, однако, настолько крепким, что ледяная ванна прошла для меня без всяких последствий». [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Композитор, по словам Кашкина, признался ему, что впоследствии подобных попыток не предпринимал. [ 30 ] [ 33 ]

Чайковский якобы так объяснял свой необычный способ самоубийства: «Естественно было прийти к убеждению, что только смерть, ставшая моим желанием, может освободить меня, но я не мог решиться на явное, открытое самоубийство из страха перед нанеся слишком жестокий удар моему старому отцу, а также моим братьям, я стал думать о способе исчезнуть менее заметно и как бы по естественной причине одно такое средство я даже попробовал». [ 30 ] [ 31 ]

Другие отчеты за сентябрь 1877 г.

[ редактировать ]
Модест Чайковский — брат композитора и его биограф.

Брат Чайковского Модест. [ Примечания 4 ] [ 34 ] совершенно иначе описывает события: 20 сентября композитор заболел. 24 сентября (6 октября) 1877 года, утверждая, что он якобы получил телеграмму с требованием его немедленного присутствия в Петербурге, он покинул Москву «в почти сводящем с ума состоянии». Он настолько изменился внешне, что брат — будущий сенатор и тайный советник Анатолий, пришедший встречать его на вокзал — едва узнал его. Его доставили в ближайшую гостиницу «Дагмара », «где после сильного нервного припадка он впал в бессознательное состояние, продолжавшееся около двух недель» (в более поздних публикациях к этому фрагменту были примечания: «следует читать — около двух дней», [ 35 ] [ 36 ] термин, которому следуют некоторые исследователи). [ 37 ] Когда Чайковский наконец выздоровел, единственным условием выздоровления врачи назвали полную смену образа жизни. Композитор уехал за границу, [ 38 ] [ 36 ] [ 37 ] и к началу октября Модест приписал начало своего медленного выздоровления началу октября. [ 38 ] [ 36 ]

Сам Чайковский писал в июле 1877 года в письме своей покровительнице Надежде фон Мекк о собственном духовном состоянии и возможности покончить жизнь самоубийством:

Я впал в глубокое отчаяние, тем более ужасное, что некому было меня поддержать и успокоить. Я стал страстно, жадно желать смерти. Смерть казалась мне единственным выходом, но о насильственной смерти не могло быть и речи. Я должен вам сказать, что я глубоко привязан к некоторым из моих родственников, то есть к сестре, двум младшим братьям и отцу. Я знаю, что, решив покончить жизнь самоубийством и претворив эту мысль в жизнь, я нанес бы смертельный удар этим родственникам. Есть много других людей, близких друзей, чья любовь и дружба неразрывно связывают меня с жизнью. Кроме того, у меня есть слабость (если это можно так назвать) любить жизнь, любить свою работу и любить свои будущие успехи. Наконец, я еще не сказал всего, что могу и хочу сказать, прежде чем мне придет время отправиться в вечность. (Ирина Охалова. Пётр Ильич Чайковский ). [ 39 ] [ 40 ]

Юрий Давыдов, племянник и близкий друг композитора, в книге « Записки о П. И. Чайковском» , вышедшей в 1962 году, написал лишь загадочную фразу о событиях сентября 1877 года: «В жизни Петра Ильича этот брак обернулся внутренней катастрофой, из от чего он чуть не умер». [ 41 ]

Причины попытки

[ редактировать ]
Ivan Diagovchenko. Pyotr Ilyich Tchaikovsky with his wife Antonina Ivanovna Miliukova. July 24, 1877, [ 42 ] [ 43 ] Москва

В 1889 году Петр Ильич Чайковский написал автобиографию для своего бывшего коллеги по Московской консерватории Отто Нейцеля , который опубликовал ее в немецком журнале Nord und Süd. [ 44 ] [ 45 ] В нем Чайковский описал свой уход из консерватории в 1877 году, но умолчал об истории своего брака, тяжелом душевном кризисе и отъезде из Российской империи в Италию и Швейцарию. В этом документе Чайковский назвал три причины прекращения преподавания: [ 46 ]

Итак, десять лет своей жизни я, помимо своей воли, разделил между преподавательскими обязанностями и любимым композиторским трудом, заполнявшим все остальное время. В конце концов, это четкое разделение [времени] перестало работать. Мои московские друзья, как коллективно, так и индивидуально, охотно употребляли крепкие напитки, а так как я сам всегда имел явную склонность к плодам виноградной лозы , то вскоре [начал] принимать более чем дозволенное участие в попойках, которые я раньше избегал. Моя неутомимая деятельность, соединенная с такими вакхическими развлечениями, не могла не оказать самого губительного воздействия на мою нервную систему: в 1877 году я заболел и был вынужден на некоторое время оставить свою должность в Консерватории. (Полина Вайдман. Биографии Чайковского в русской музыкальной историографии XIX – XX веков). [ 46 ]

Обычно возможность попытки самоубийства Петра Ильича Чайковского исследователи связывают с началом его жизни с Антониной Милюковой. [ 36 ] Валерий Соколов, подводя итог изучению истории брака предыдущими исследователями, писал, что характеристика жены композитора обычно сводится к двум чертам личности — « буржуазность » плюс безумие, и предположению о двух причинах брака: «любовный шантаж » Милюковой (угроза самоубийства в случае отказа композитора) и «гипноз Евгения Онегина » (над этой оперой работал Чайковский, и неожиданно ее сюжет совпал с обстоятельства его личной жизни — Милюкова отправила ему письмо, аналогичное по содержанию письму Татьяны Онегину). [ 48 ] Сам Соколов считал эту точку зрения неправильной, указывая, например, на то, что Милюкова была знакома с композитором с 1872 года и что композитор был также членом ее семьи. [ 49 ] Познанский даже назвал точную дату и место их знакомства — май 1872 года в квартире брата Антонины — Александра Милюкова. [ 50 ] Александр Познанский перечисляет ряд причин женитьбы: успокоить семью, подать пример брату Модеста — активному гомосексуалисту, на попечение которого был доверен подросток из богатой семьи (т.е. глухонемой Коля Конради, которого Модест воспитывался как опекун с 1882 г.), [ 51 ] мечта о домашнем комфорте и желание скрыть свои гомосексуальные связи, женившись на поверхностной и покорной женщине. В доказательство последнего мотива Познанский приводит слова из письма композитора, которые, по его мнению, были главным достоинством будущей жены — Милюкова была влюблена в него «как кошка». [ 52 ] Венчание состоялось в церкви Св. Георгия на Малой Никитской улице 6 (18 июля) 1877 года. Из многочисленных родственников композитора на церемонию был приглашен только его брат Анатолий. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Священником, совершившим обряд, был хороший друг Чайковского протоиерей Дмитрий Разумовский , активный член Общества любителей древнерусского искусства и Московского археографического общества. [ 54 ] [ 56 ]

Модест Чайковский отмечал, что Антонина Милюкова, по выражению его брата, «действовала честно и искренне», ни в чем сознательно его не обманывая, и «невольно и бессознательно» была причиной глубочайшего и сильнейшего несчастья ее мужа. Со своей стороны композитор также действовал «честно, открыто, ни в чем ее не обманывая». Оба они после свадьбы «с ужасом видели... что между ними лежала пропасть взаимного непонимания, ничего такого, что никогда не могло бы быть заполнено, что они действовали как бы во сне и обманывали друг друга во всем против Полный разрыв их воли был единственным средством не только для дальнейшего благополучия обоих, но и для спасения жизни Петра Ильича». [ 38 ] Другую точку зрения высказала бывшая сотрудница Государственного дома-музея Чайковского в Клину Александра Орлова. Она утверждала, что Милюкова «страдала явным сексуальным психозом», приводя в качестве подтверждения факт ее двенадцатилетнего пребывания и смерти в психиатрической больнице . [ 57 ] Такое же мнение высказал американский музыковед Роланд Джон Уайли. По его мнению, Чайковский сначала не воспринял «ее манеры как симптомы психического заболевания» и осознал проблему только тогда, когда увидел выступление Антонины на вечере, организованном Петром Юргенсоном. [ 58 ] Британский музыковед Дэвид Браун, однако, так описал события на этом вечере: «Друзья Чайковского, естественно, интересовались Антониной, и Юргенсон устроил ужин в собственном доме, чтобы они могли с ней встретиться. Ей, как и следовало ожидать, было неуютно, и ее муж продолжала прерывать [ее разговоры с друзьями], чтобы закончить то, что она, возможно, хотела сказать, но не осмелилась». [ 59 ]

Советский краевед и биограф Владимир Холодковский добавил к семейной проблеме другие, по его мнению, не менее важные причины внутреннего кризиса композитора: острую критику творчества Чайковского в российских СМИ. [ 60 ] и необходимость разрушить «жизненные обстоятельства» и порвать со «окружением», чтобы обрести творческую свободу. Такая ситуация, с точки зрения исследователя, присутствовала в жизни Чайковского уже в 1862-1863 годах, когда он отказался от карьеры чиновника и выбрал сомнительную, с точки зрения общественного мнения , карьеру музыканта. Каждый раз такая ситуация требовала от композитора «огромного расхода жизненных сил». [ 61 ]

Андрей Будяковский , советский музыковед, старший научный сотрудник Академии истории искусств, председатель секции теории и критики Союза композиторов СССР , считал, что в 1873 году «помимо его [композитора] воли и желания , молодая жизнь была потеряна в подобных ситуациях Будяковский утверждал: «Некоторые имеющиеся материалы дают основание заключить, что в жизни Чайковского в конце 1873 года произошло серьезное нервное потрясение. К сожалению, точнее определить ее содержание пока не удалось». По мнению исследователя, Чайковский боялся, что, если он отвергнет Милюкову, трагедия повторится. [ 62 ] В то же время отсутствие общих интересов с женой, общих тем для разговоров действовало на композитора угнетающе. [ 63 ] В сентябре 1877 года Чайковский был на грани совершения преступления : «в безумной, болезненной ярости он был готов задушить свою жену». [ 64 ]

Надежда Туманина, студентка искусствоведения и автор двухтомника о жизни и творчестве композитора, считала, что попытка самоубийства была связана с нервным заболеванием Чайковского. По ее словам, оно развивалось долгое время и закончилось кризисом. Кризис спровоцировал опрометчивый шаг — женитьба на Антонине Милюковой, «молодой женщине, оказавшейся поверхностной и неразвитой, с буржуазными вкусами, к тому же психически неуравновешенной, ускорила наступление кризиса». Приступы тоски в сочетании с осознанием «непоправимости случившегося» привели, по ее мнению, к попытке самоубийства и серьезному заболеванию. Композитор оставил работу в Московской консерватории и уехал за границу. Там Чайковский начал выздоравливать. «Лекарством» для него стала работа над Четвертой симфонией и оперой «Евгений Онегин» . Окончательно он преодолел кризис только в феврале 1878 года. [ 65 ] Аналогичной была позиция Екатерины Ручиевской , доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Она писала: «кризис назревал давно, изнутри и постепенно», и «было бы совершенно неправильно думать, что... [кризис] привел только к неудачному браку». [ 66 ]

Александр Познанский , выпускник исторического факультета СПбГУ и доцент Йельского университета , интерпретировал причины предполагаемого самоубийства композитора как связанные с его гомосексуальным влечением. [ 67 ] [ 53 ] По его мнению, духовный кризис следует датировать 1875-1877 годами (Познанский даже предположил, что это был последний кризис такого рода, но «о предыдущих мы ничего не знаем»). По мнению исследователя, до середины 1870-х годов Чайковский, «как это бывает со многими людьми этой характеристики, не позволял себе думать, что его наклонность непреодолима». Познанский так реконструировал ход мыслей композитора: «...Я буду потакать своей склонности, пока это возможно; когда необходимо будет категорически остановиться, я сделаю над собой усилие, откажусь от своих привычек и буду жить, как все нормальные люди». люди". [ 68 ] В письмах этого периода композитор употребляет слово «порок» по отношению к своим сексуальным наклонностям, но, с точки зрения исследователя, у него не было ощущения собственной греховности [ ru ] . Он не воспринимал это как аномалию. Чайковский характеризовал «общественное мнение» как «различных презренных тварей» и не хотел обращать на него внимания. [ 69 ] Александр Познанский пришел к следующему выводу о возможной реакции композитора на распространение слухов о его сексуальной ориентации : «Чайковский был психически неуверенным, ранимым человеком и болезненно воспринимал происшествия подобного рода». При этом исследователь отрицал, что последствия могли иметь радикальный характер: "Нельзя сказать, что нечто подобное могло довести его до самоубийства". [ 70 ] Композитора беспокоило и положение его семьи, в частности деятельность отца, который настаивал на женитьбе сына. [ 69 ]

Алексей Софронов, вторая половина XIX века.

Лишь во время недолгой супружеской связи с Антониной Милюковой Чайковский осознал, что он «по природе принадлежит к редкому типу гомосексуальной исключительности, и всякое столкновение с женщиной для него невозможно». [ 71 ] 26 июля Чайковский оставил жену в Ессентуках под предлогом лечения ее желудка. Его сопровождал его слуга Алексей Софронов. По дороге он остановился в Каменке в имении своих родственников Давыдовых и там решил отказаться от продолжения пути и в то же время не возвращаться в Москву. Познанский считал, что это неожиданное для близких ему решение было связано с тем, что «он вернулся к своим «естественным порывам», влюбившись в подростка- лакея Евстафия». [ 72 ] [ 53 ] [ 73 ] [ Примечания 6 ] [ 74 ] На обратном пути он остановился в Киеве и провел три дня у своего слуги, восемнадцатилетнего Алексея Софронова, который, по словам Чайковского, был «чрезвычайно мил». [ 23 ]

В то время как его жена получала удовольствие от совместной жизни, композитор со временем после свадьбы впал в состояние отчаяния. [ 75 ] [ 36 ] По мнению Познанского, он с опозданием начал осознавать свою сексуальную и психологическую несовместимость с Милюковой. Только тогда он начал понимать, что план укрепить свое общественное положение и стабильность личной жизни посредством брака провалился; более того, существовала опасность не только разоблачить собственные сокровенные желания композитора, но и опозорить его семью. Он впал в состояние безысходности и жаждал вернуться к творческой работе и привычной стабильной жизни. [ 36 ]

В своей двухтомной биографии Чайковского Познанский обратил внимание на резкое изменение отношения композитора к Милюковой за короткий второй период их совместной жизни (11-24 сентября). В письмах к братьям в этот период он сначала употреблял имя «Антонина» по отношению к своей жене, затем «та дама», «жена», позднее переходя к выражениям «известный человек», «существо женского пола». носящее мое имя», и, наконец, «отвратительное творение природы», «мерзость», «мерзость» (так он называл ее после 1877 года, «как если бы это было ее собственное имя»), «сука ". Познанский предположил, что причиной должно было быть какое-то событие, связанное с изменением тактики и стратегии Антонины по отношению к мужу. С его точки зрения, она во время его отсутствия решила, что Чайковскому пора приступить к выполнению своих супружеских обязанностей, и стала активно использовать в борьбе за достижение этой цели « кокетство , всякие женские уловки, мольбы и требования». в конечном итоге перешел в «решительное наступление». Именно это и довело композитора до отчаяния, ибо, по его мнению, Милюкова грубо нарушила договор «о «братской любви», заключенный в июле». [ 76 ]

Галина Побережная, доктор искусствоведения, профессор, пионер музыкальной терапии , отметила, что женщины сыграли очень важную роль в жизни и идеях композитора. Она была воплощением: А) материнского начала (исследователь подчеркивал большую роль колыбельных песен в творчестве Чайковского; например, в опере «Мазепа» колыбельная Мария обращена не к ребенку, а к взрослому — ее возлюбленному) и Б ) «сильная драматическая личность» (в его операх женский образ «руководит действием» или «служит его центром»). [ 77 ] Побережная пришла к выводу, что Чайковский «особый интерес имел к творчески одаренной женщине, активно, мощно реализующей свой талант» — к «укротительнице». [ 78 ] При этом, по словам Побережной, Чайковский не испытывал сексуального влечения к женщинам. Он не скрывал от Милюковой своего отсутствия к ней влечения и своего стремления построить семейные отношения на разумной основе. К тому же Милюкова не только не отличалась талантом, но и была равнодушна к музыке, даже имея музыкальное образование. [ 79 ] По словам Побережной, отношения с ней привели Чайковского к попытке самоубийства и серьезному и продолжительному нервному заболеванию. При этом исследователь утверждает, что кризис 1877 года разделил жизнь и творчество композитора на два разных периода, открыв период «блестящих» произведений. [ 80 ]

Интерпретации биографов

[ редактировать ]

Сомневающиеся

[ редактировать ]

В воспоминаниях друга Чайковского, архитектора Ивана Клименко, Петра Ильича Чайковского. В «Кратком биографическом очерке» о попытке самоубийства упоминаний нет. Он подробно изложил версию событий Модеста Чайковского. [ 81 ] При этом Клименко написал, что хорошо знал Кашкина и беседовал с ним об обстоятельствах смерти композитора. [ 82 ] Екатерина Ручиевская, посвятившая целую главу своей биографии композитора 1877 году, [ 83 ] не упомянул о попытке самоубийства. Советский музыковед Галина Прибегина также полностью проигнорировала послание Кашкина и ничего о нем не упомянула в своей биографии композитора, опубликованной в 1983 году. [ 84 ]

Музыковед и биограф Чайковского Иосиф Кунин, написавший о событиях в Москве в книге, вышедшей в 1958 году в серии « Жизнь замечательных людей» , избегал постановки вопроса о самоубийстве: «Невыносимая агония терзала его, смерть казалась освобождение, сознание начало путаться. Последним усилием воли он заставил себя уехать в Петербург 24 сентября». [ 22 ] Советский музыковед Арнольд Альшванг в своей книге «П. И. Чайковский » (1970) подробно проанализировал музыковедческие работы Кашкина о Чайковском, но совершенно проигнорировал его рассказ о попытке самоубийства композитора. [ 85 ] Краевед Лидия Кониская не сочла возможным говорить о реализации композитором неудачной попытки самоубийства. В своей монографии о пребывании Чайковского в Петербурге она упомянула отчаяние, охватившее композитора в сентябре 1877 года, и страстное стремление к свободе и творчеству. [ 86 ] Она считала, что эти чувства — результат неудачного брака. [ 87 ] По ее словам, Чайковский был лишь «близок к самоубийству». [ 86 ] Аналогичные взгляды высказала современный музыковед Ирина Охалова в книге 2015 года, основанной на личной переписке композитора от июля 1877 года. [ 40 ]

Полина Вайдман , хранитель рукописной коллекции Чайковского в доме-музее композитора в Клину, кандидат психологических наук. Кандидат искусствоведения, называл мемуары Кашкина в сборнике 1920 года заведомо ложными мемуарами и « романтическим мифом » и писал, что причины, побудившие Кашкина написать их, а Бориса Асафьева — опубликовать, неизвестны. [ 88 ]

Александр Познанский в своей монографии «Чайковский в Петербурге » (2011) и двухтомной биографии композитора предложил относиться к рассказам Кашкина критически, написав, что они страдают «явной хронологической путаницей и чрезмерным драматизмом». Он также указал, что Кашкин никогда не входил в число ближайших друзей композитора и что его показания зачастую не подкреплены более авторитетными показаниями и документами. [ 89 ] [ 90 ] Он сравнил письмо Чайковского от Кларенса профессору Московской консерватории Константину Альбрехту от 25 октября (6 ноября) 1877 года («Если бы я остался еще один день в Москве, я бы сошел с ума или утонул бы в смрадных волнах». все еще прекрасной Москвы-реки") [ 91 ] [ 89 ] [ 92 ] с воспоминаниями Кашкина и пришел к выводу, что какое-то событие могло произойти, но важнее, с его точки зрения, существенное противоречие: в письме говорится о возможности утонуть в реке, а не о смертельной простуде от длительного пребывания. Познанский отметил отчетливо иронический стиль письма и пришел к выводу, что «вся идея, как ее описывает Кашкин, скорее литературная, чем жизненная». [ 89 ] [ 92 ]

Александр Познанский писал, что временами композитора охватывало желание смерти, связанное с водой (например, навязчивое видение смерти в волнах реки: в увертюре «Буря » героиня бросается в Волгу ; в опере Пиковая дама , Лиза тонет в Зимней канавке ), но это была всего лишь бушующая фантазия творческого человека. С точки зрения исследователя, история о «тяжелом нервном заболевании была специально выдумана самим Чайковским… чтобы найти предлог для выезда за границу». [ 93 ] [ 92 ]

Анатолий Чайковский, до 1915 года.

В книге « Самоубийство Чайковского. Миф и реальность» , опубликованной в 1993 году и в книге « Смерть Чайковского». «Легенды и факты» (2007) Александр Познанский писал, что отчет Кашкина активно используется сторонниками теории самоубийства композитора в 1893 году , указывая на склонность композитора к подобным действиям. Исследователь опроверг эту точку зрения, написав, что импринтинг — ранее существовавший у человека психологический опыт — играет важную роль в разрешении психологического кризиса. В 1877 году Чайковский не знал, что поездка за границу решит его проблемы, а в 1893 году ему пришлось опираться на этот положительный опыт для решения своих проблем. [ 94 ] [ 95 ] Исследователь рассматривал «побег», а не «самоуничтожение». [ 96 ] [ 97 ] как типичный для Чайковского выход из кризиса. С точки зрения Познанского, события 1877 года указывают на модель поведения Чайковского в ситуации душевного кризиса — он стремился к максимальному уединению и нуждался в такой ситуации только в самых близких людях. Основываясь на этой модели, Познанский отказывался верить в то, что композитор, приговоренный «судом адвокатов» к самоубийству, мог развлекаться в окружении юных друзей. [ 94 ] [ 98 ] Он указывал также, что если в 1877 году, зайдя в Москву-реку, композитор имел два варианта развития событий: тяжёлое заболевание или отсутствие сколько-нибудь существенного воздействия холодной воды на организм, то приём яда в В 1893 году Чайковский обрек бы себя на безоговорочную смерть. Познанский пришел к выводу, что поступок Чайковского в 1877 году говорит не об одержимости идеей самоубийства, а о фатализме (готовности «играть в « русскую рулетку» »). [ 96 ] [ 97 ]

В этих книгах Познанский также отмечал, что в мемуарах Кашкина немало сомнительных моментов. В частности, это повествование автора от первого лица: «Исследователям мемуарной литературы известно, что наименее достоверными являются те части мемуаров, в которых мемуаристы стремятся воспроизвести прямую речь или повествование от первого лица». И это только в том случае, если композитор действительно был настолько близок к Кашкину, чтобы только ему и никому другому доверить «столь интимное переживание». [ 99 ] [ 100 ] Столь же категоричен Познанский в статье из англоязычного сборника «Чайковский и его мир » под редакцией Лесли Кирни, доцента музыковедения Университета Индианы , опубликованной в 1998 году: «Вопреки распространенному мнению, у нас нет фактических доказательств того, что Чайковский пытался покончить жизнь самоубийством. после женитьбы, войдя в студеную Москву-реку. Единственный источник этого мифа — недостоверные воспоминания. Николая Кашкина, написанное более чем сорок лет спустя». [ 101 ]

Однако в двухтомной биографии Чайковского, опубликованной в 2009 году, Познанский в сентябре 1877 года охарактеризовал композитора как «обиженного ребенка», который «хотел заболеть, чтобы умереть. инфантильный жест», а не «отчаянная решимость человека, который действительно хотел так или иначе свести счеты со своей жизнью». [ 31 ] Познанский также предположил, что серьезное психическое расстройство, о котором писали Модест и Кашкин, на самом деле было придумано Чайковским, чтобы получить предлог для выезда за границу и материальную поддержку от Надежды фон Мекк. На самом деле это был истерический припадок , но подобные события происходили с композитором с детства. [ 102 ] Музыковед и композитор Валерий Соколов в своей монографии «Антонина Чайковская». В «Истории забытой жизни » (1994) даже предполагалось, что существовал заговор сразу трех братьев — Петра, Модеста и Анатолия, — который созрел еще в августе 1877 года в Каменке. Целью этого заговора было оправдать отъезд композитора из Москвы в Петербург без жены. [ 103 ] [ 104 ] С точки зрения музыковеда, Анатолий, невзлюбивший Милюкову с первой встречи, вероятно, подчеркивал их личную несовместимость, а Модест исходил из физиологических проблем. [ 72 ] Соколов утверждал, что план Чайковского, созревший еще в 1876 году, включал в себя две составляющие, и этот заговор он считал лишь второй частью. Первую часть, однако, он назвал реализованной во время свадьбы с желанием «показать другим, что он такой, как все» и «прекратить сплетни». [ 105 ]

Соколов считал, что, исходя из текста воспоминаний Кашкина, предполагаемую попытку самоубийства следует датировать более коротким периодом времени — между 17 и 24 сентября. Однако исследователь подчеркивал склонность мемуариста к преувеличениям и фантазированию, поэтому он отказался рассматривать его показания о попытке самоубийства как «абсолютная правда». В доказательство своей позиции он ссылался на полное отсутствие каких-либо иных свидетельств об этом событии у современников. Соколов считал, что на самом деле, видимо, «Чайковский выплеснул накопившиеся за несколько месяцев негативные эмоции на ничего не подозревающую жену. С его точки зрения было два возможных варианта: муж искал повода для острого конфликта, или Милюкова невольно спровоцировал на это свою супругу. [ 105 ] С другой стороны, Соколов также отказался принять версию Модеста Чайковского о двухнедельном бессознательном состоянии, ссылаясь на наличие письма от 1 октября, в котором композитор находится вполне «в сознании». [ 106 ]

Кандидат исторических наук и доктор философских наук Игорь Кон , а также доктор исторических наук Лев Клейн в своих размышлениях о браке Чайковского и Милюковой не исключали возможности самоубийства композитора. [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] Кляйн, например, ограничил свою характеристику состояния Чайковского в это время словом «истерия». [ 110 ]

Верующие

[ редактировать ]

Академик Борис Асафьев, излагая историю взаимоотношений Чайковского и Милюковой, писал: «Отчаяние дошло до попытки самоубийства, до состояния, близкого к безумию. Он понял, что не может жить, как все...» [ 111 ]

Музыкальный критик Луи Бьянколли в своей книге «Чайковский и его оркестровая музыка» (1944) полностью принял версию Кашкина. По его словам, Милюкова вызвала у Чайковского и «жалость, и тревогу своими страстными признаниями в любви и столь же страстными угрозами самоубийства». Эта ситуация была настолько тяжелой для Чайковского, «что он предпринял попытку самоубийства, встав ночью по шею в ледяные воды Невы » . Чайковского По словам Бьянколли, Четвертая симфония «частично выросла из этого печального эпизода». [ 112 ] Роланд Джон Уайли , американский музыковед, специализирующийся на русской музыке и балете XIX века, в своей книге «Чайковский» 2009 года не выразил сомнений в достоверности рассказа Кашкина об этом событии, хотя и отметил, что это «единственный источник рассказа». о попытке самоубийства Чайковского». [ 113 ]

Светлана Петухова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института истории искусств , высоко оценила книгу Кашкина «Воспоминания о П. И. Чайковском» , а также воспоминания музыкального критика и композитора Германа Лароша о композиторе. По ее мнению, их мемуары демонстрируют "явное стремление авторов создать целостный образ человека и композитора. Оба писателя четко осознавали, что от них требуется: материалы, в которых излагаются точки зрения и выводы профессионалов музыки и театра". подкреплены фактической ценностью высказываний людей, тесно общавшихся с Чайковским». [ 114 ] Она отметила «близость» Кашкина к Чайковскому. [ 115 ] Советский музыковед Семен Шлифштейн также высоко оценил «Воспоминания о Чайковском» . Их автора он называл «живым свидетелем творчества и дней композитора», а некоторые фактические ошибки, допущенные Кашкиным, объяснялись тем, что он писал по свежим следам, опираясь на свою память и потому не сверяясь с документами. [ 116 ]

Кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой композиции и музыковедения Белорусской государственной консерватории Георгий Глущенко в книге о российском музыканте написал, что композитор поделился с Кашкиным «подробностями личной жизни», и в результате он был «почти единственным человеком, с которым Чайковский говорил» о браке. [ 117 ] Биограф композитора Владимир Холодковский писал о попытке самоубийства как о признанном факте биографии композитора. [ 118 ] Так же эту новость воспринял доктор искусствоведения Юлий Кремелев в своей монографии « Симфонии Чайковского» (1955). [ 119 ]

Музыковед Александра Орлова, выпускница Ленинградского института истории искусств и филологического факультета ЛГУ, безоговорочно приняла рассказ Кашкина. Предполагая, что Чайковский умер не от холеры, а в результате приема яда, она писала о событиях сентября 1877 года: «Этот эпизод, рассказанный им самим, может дать ключ к разгадке событий 1893 года». [ 120 ] Другой ярый сторонник версии о самоубийстве Чайковского в 1893 году и «заговоре юриспруденции», который, по его мнению, привел к этой трагедии, британский профессор музыки Дэвид Браун так высказался о версии Кашкина в своей книге «Чайковский». Человек и его музыка : «Хотя он написал это от первого лица, и к его буквальной точности следует относиться с осторожностью, нет никаких оснований сомневаться в правдивости того, что он написал». [ 59 ] Браун считал, что первые две части трагедии были одинаковыми. Он считал, что первые две части Четвертой симфонии композитора были задуманы композитором именно во время душевного кризиса. По мнению Брауна, эти два движения входят в число величайших произведений Чайковского. Музыковед писал: «Оба движения неизгладимо отмечены элементами его собственного опыта в эти мрачные месяцы». [ 121 ]

Композитор и российский музыковед, кандидат искусствоведения Леонид Сидельников не сомневался в достоверности показаний Кашкина. В своей биографии композитора, опубликованной в 1992 году, он так описал попытку самоубийства: «...поздно вечером, никем не замеченный, он [Чайковский] вышел из своего дома, расположенного на Кудринской площади Садового кольца , и пошел в сторону Москвы-реки, текущей в пятистах метрах от дома. Почти бессознательно он погрузился по пояс в ледяную воду». [ 122 ] Историю попытки самоубийства рассказала и психиатр Зинаида Агеева в своей книге «Чайковский». Гений и страдание (2019). Версия Кашкина она кратко изложила в повествовании документально-публицистической книги Нины Берберовой («дома его встретила жена, которой он рассказал, что ловил рыбу с рыбаками и упал в воду»). [ 123 ]

Андрей Будяковский не сомневался в реальности ситуации, описанной Кашкиным, и в своей книге «Жизнь Петра Ильича Чайковского » (2003) в качестве доказательства привел малоизвестный факт. На рукописи эскизов Четвертой симфонии Чайковский написал: «В случае моей смерти я вручаю эту тетрадь Н. Ф. фон Мекку». [ 124 ] Будяковский указывал, что в столице в 1877 году ходили слухи о безумии Чайковского, а некоторые газеты даже напечатали опровержение этой сплетни. [ 125 ]

В культуре

[ редактировать ]

Журналистика и художественная литература

[ редактировать ]

Книга русской писательницы Нины Берберовой «Чайковский» , изданная в эмиграции в 1937 году, содержит подробное описание неудавшейся попытки самоубийства композитора. [ 126 ] К рассказу Кашкина она добавила недостающие или даже противоречивые детали: «Дождь льет... На том берегу реки горят огни, где-то гремит кучерская карета». [ 127 ] После неудачной попытки самоубийства Чайковский возвращается к Милюковой в Берберову, и «Антонина Ивановна приказала Алеше раздеть его и уложить спать. В книге писателя Чайковский заболевает», но утром лихорадка прошла, даже врач не надо было звонить». [ 128 ] Музыкальный публицист Соломон Волков [ 129 ] также не сомневался в попытке самоубийства композитора. В 1990 году вышла книга Бориса Никитина, инженера-кораблестроителя по образованию, посвятившего большую часть своей жизни написанию биографий русских музыкантов Чайковского. Старое и Новое. Повествование в книге начинается с главы «Потрясение», в которой он описывает события 1877 года. Попытку самоубийства публицист датировал 15-20 сентября и основывал свое описание на воспоминаниях Кашкина. Это событие он считал ключевым в творчестве композитора и делил его на два периода — до и после внутреннего кризиса 1877 года: «В одном из них он стал драматургом чужой жизни и певцом красоты, продолжая писать оперы, балеты, романсы , концерты и сюиты, в которые он также вложил свою душу и взращивал их с большой любовью. Во втором он создал свою собственную драму, в которую вошло все самое сокровенное его существо». [ 130 ]

Ричард Чемберлен в 1982 году.

В 1969 году Московская ордена Ленина киностудия «Мосфильм» завершила съемки двухсерийного художественного фильма «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина. Премьера фильма состоялась 31 августа 1970 года. В финале первой серии поздно вечером довольно пьяный Чайковский ( Иннокентий Смоктуновский ) следует за таинственной каретой без водителя на окраине Москвы. Карета подвозит его к небольшому деревянному мосту. Композитор спускается к воде у ее деревянного пирса и входит в воду по грудь. Алексей Софронов ( Евгений Леонов ), верный слуга, бежит через мост на помощь своему хозяину. Слуга приводит теряющего силы Чайковского в квартиру Николая Рубинштейна, шепча: «Ах, как плохо! Бог рассудит!» и «Я не успел, дурак!» Рубинштейн ( Владислав Стржельчик ) выходит из внутренних комнат в своем халате. Чайковский падает к нему в объятия со словами: «Я не пойду туда (торжественный прием в честь композитора, на котором присутствовала Антонина Милюкова)!» Рубинштейн сказал Софронову: «Бегите к врачу!» [ 131 ] Американский музыкальный критик Чарльз П. Митчелл посвятил одну из глав своей книги « Великие композиторы, снятые в кино с 1913 по 2002 год». [ 132 ] к анализу фильмов о Чайковском, снятых до начала XXI века. Изображение отношений Чайковского с женой и трактовку образа Милюковой как кокетливой кокетки в советском фильме «Чайковский» он даже называл гениальным и считал кульминацией фильма, но не анализировал саму сцену попытки самоубийства, которая включена в фильм. именно в этом эпизоде. [ 133 ]

В фильме британского режиссера Кена Рассела « Любители музыки » (1971) Ричард Чемберлен исполнил роль Чайковского. [ 134 ] Сам режиссер говорил: "' Любители музыки ' - это не столько о человеке, сколько об идее разрушительного влияния фантазии на жизнь людей. Как и большинство художников, Чайковский умел сублимировать личные проблемы в свое искусство.. Чайковский вкладывал все свои проблемы в музыку и думал, что они уйдут и все разрешится. Это... уничтожало людей, которых он встречал, таких как его сестра и Нина [Антонина Милюкова — жена композитора], потому что они были настоящими и своими. проблемы были реально. Им не было спасения от [его] музыкальных мечтаний». [ 135 ] Джеймс Круконес, автор статьи о фильме в «Чайковском и его современниках » (1999), писал: « Любители музыки » больше о Кене Расселе, чем о Петре Ильиче Чайковском; фильм не столько пытается воссоздать историю, сколько переосмыслить ее, и очень субъективно». [ 136 ]

Внешние видео
значок видео | Неудачная попытка самоубийства Чайковского в фильме «Любители музыки» (1971) [1]
значок видео | Неудачная попытка самоубийства Чайковского в фильме «Чайковский» (1969) [2]

В одной из сцен фильма композитор входит в реку возле Каменного моста (он в фильме короткий и низкий). Чайковский кажется растерянным, поскольку вода едва достигает его колен, хотя он находится почти на середине реки. Он теряется еще больше, когда на берегу реки появляется очаровательная молодая женщина, выгуливающая маленькую собачку. Женщина с улыбкой смотрит в сторону композитора, и Чайковский, смущенный ее взглядом, начинает вылезать на берег. Сцена снята без единого слова. Он сопровождается звучанием Струнного квартета № 3 ми-бемоль минор , который Чайковский написал в феврале 1876 года и посвятил памяти чешского скрипача Фердинанда Лауба . скончавшегося незадолго до этого [ 137 ] Российский кинокритик Алексей Гусев писал о фильме: « Любители музыки кажутся любому, кто не знаком с истинной биографией Чайковского, возмутительной (или очаровательно своенравной) пародией. Именно в самые вопиющие моменты фильма Рассел, кажется, жертвует элементарной порядочностью. хотя бы точное изложение реальных, задокументированных фактов, ради красных слов». [ 138 ] Критик описывает сцену попытки самоубийства следующим образом:

Чайковский собирается покончить жизнь самоубийством и бросается [в фильме он вступает в реку] в пруд (в фильме это река, а не пруд), но вода по колено, и герой стоит там все на виду, жалкие, смешные и униженные, — этот эпизод читается как яркая метафора, бесстыдно цепляющий символизм. Пока вы не встретите детальное, однозначное описание мизансцены Рассела в собственном дневнике композитора (в дневниках Чайковского эта сцена не фигурирует). (Алексей Гусев. Фильм Кена ) [ 138 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В XIX веке разница между юлианским и григорианским календарями составляла 12 дней. В 20 и 21 веках разница составляет 13 дней.
  2. Валерий Соколов назвал другую дату — 12 сентября (24 сентября) 1877 года.
  3. К середине XIX века Всехсвятский (или Большой) Каменный мост через Москву-реку обветшал. В 1850-е годы было решено снести строение. Инженер Николай Воскобойников построил новое строение по проекту инженера Александра Танненберга, выполненное из металла. Однако название Большого Каменного моста он сохранил. Пролив реки был перекрыт арками, а тротуар был покрыт бронзовыми плитами. Большой Каменный мост был разобран в советское время в связи со строительством канала имени Москвы (1932-1937 гг.) и повышением уровня воды в реке.
  4. Николай Кашкин знал эту версию и изложил ее в статье « Из воспоминаний П. И. Чайковского» еще до своей версии событий в Москве.
  5. Александр Познанский считал, что преподавание «психологически противоположно» Чайковскому. Многим не нравилось, что он уделял слишком много внимания ученикам, которые, по его мнению, отличались талантом. Еще большее недовольство вызывало внимание композитора к внешне привлекательным подросткам (он даже платил за обучение тринадцатилетнему Самуилу Литвинову) и его предпочтение молодым студентам мужского пола перед студентками.
  6. Познанский цитировал фрагмент письма композитора Модесту от 9 сентября 1877 года об Евстафии: «Моя прелесть, о которой я не могу думать без того, что х... не делаю настороже, и к которой я бы причислил мне повезло на всю жизнь чистить сапоги, выносить кастрюли и вообще всякие унижения, лишь бы иметь хоть изредка право целовать ему руки и ноги».
  1. Глущенко (1974 , pp. 28–29)
  2. ^ Глущенко (1974 , p. 39)
  3. Глущенко (1974 , pp. 40–41)
  4. Глущенко (1974 , pp. 42–44)
  5. ^ Шлифштейн (1954 , p. 3)
  6. Петухова (2014 , стр. 47, 201–205).
  7. ^ Шлифштейн (1954 , pp. 5–6)
  8. ^ Петухова (2014 , с. 208)
  9. ^ Шлифштейн (1954 , p. 6)
  10. ^ Глущенко (1974 , p. 79)
  11. ^ Астафьев (1954 , p. 12)
  12. ^ Астафьев (1954 , p. 14)
  13. ^ Кашкин (1920 , p. 99)
  14. ^ Jump up to: а б Кашкин (1920 , стр. 99–100)
  15. ^ Кашкин (1920 , p. 116)
  16. ^ Кашкин (1920 , стр. 117–118)
  17. ^ Кашкин (1920 , стр. 115, 127)
  18. ^ Кашкин (1920 , p. 115)
  19. ^ Jump up to: а б Кашкин (1920 , p. 127)
  20. ^ Кашкин (1920 , p. 118)
  21. ^ Соколов (1994 , p. 40)
  22. ^ Jump up to: а б Кунин (1958 , с. 201)
  23. ^ Jump up to: а б Познанский (2009 , p. 471)
  24. ^ Надеждин (1979 , p. 21)
  25. ^ Щусев (1953 , p. 204)
  26. ^ Сытин (1958 , p. 370)
  27. ^ Сытин (1958 , p. 371)
  28. ^ Кашкин (1954 , стр. 128–129)
  29. ^ Кашкин (1954 , p. 127)
  30. ^ Jump up to: а б с Кашкин (1920 , p. 125)
  31. ^ Jump up to: а б с Познанский (2009 , p. 476)
  32. ^ Познанский (2011 , p. 264)
  33. ^ Познанский (2009 , p. 483)
  34. ^ Кашкин (1920 , стр. 111–112)
  35. ^ Познанский (2009 , p. 485)
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж Познанский (2011 , p. 263)
  37. ^ Jump up to: а б Конисская (1974 , pp. 146–147)
  38. ^ Jump up to: а б с Чайковский (1997 , p. 27)
  39. ^ Letter 592 (Письмо П. И. Чайковского Н. фон Мекк. Киев, 28 July (9 August), 1877). Tchaikovsky Research (16 January 2020). Дата обращения: 22 October 2021. Archive : 24 October 2021.
  40. ^ Jump up to: а б Охалова (2015 , p. 83)
  41. ^ Давыдов (1962 , p. 30)
  42. ^ Соколов (1994 , p. 38)
  43. ^ Познанский (2009 , p. 451)
  44. ^ Нейтцель (1890 , стр. 56–71)
  45. ^ Вайдман (2003 , p. 35)
  46. ^ Jump up to: а б Вайдман (2003 , p. 52)
  47. ^ Познанский (2009 , pp. 365–366)
  48. ^ Вайдман (2003 , p. 52)
  49. ^ Соколов (1994 , p. 16)
  50. ^ Познанский (2009 , p. 423)
  51. ^ Чайковский (1982 , p. 173)
  52. ^ Познанский (2009 , p. 383)
  53. ^ Jump up to: а б с Познанский (2011 , p. 258)
  54. ^ Jump up to: а б Соколов (1994 , p. 34)
  55. ^ Познанский (2009 , p. 441)
  56. ^ Познанский (2009 , pp. 444–445)
  57. ^ Орлова (1987 , p. 315)
  58. ^ Уайли (2009 , стр. 154–155)
  59. ^ Jump up to: а б Браун (2009 , стр. 146)
  60. ^ Холодковский (1962 , pp. 35–37)
  61. ^ Холодковский (1962 , pp. 33–34)
  62. ^ Будяковский (2003 , p. 135)
  63. ^ Будяковский (2003 , p. 136)
  64. ^ Будяковский (2003 , p. 137)
  65. Туманина (1962 , pp. 393–394)
  66. ^ Ручьевская (1978 , p. 49)
  67. ^ Познанский (2009 , pp. 471–504)
  68. ^ Познанский (2007 , pp. 69–70)
  69. ^ Jump up to: а б Познанский (2007 , pp. 72–73)
  70. ^ Познанский (2007 , p. 85)
  71. ^ Познанский (2007 , p. 77)
  72. ^ Jump up to: а б Соколов (1994 , p. 39)
  73. ^ Познанский (2009 , p. 465)
  74. ^ Letter 592 (Письмо П. И. Чайковского Н. фон Мекк. Киев, 28 July (9 August), 1877). Tchaikovsky Research (16 January 2020). Дата обращения: 22 October 2021. Archive : 24 October 2021.
  75. ^ Познанский (2009 , p. 474)
  76. ^ Познанский (2009 , pp. 478–479)
  77. ^ Побережная (1994 , pp. 125–126)
  78. ^ Побережная (1994 , p. 127)
  79. ^ Побережная (1994 , p. 128)
  80. ^ Побережная (1994 , pp. 129–130)
  81. ^ Клименко (1909 , pp. 12–15)
  82. ^ Клименко (1909 , p. 26)
  83. ^ Ручьевская (1978 , pp. 45–67)
  84. ^ Прибегина (1983 , pp. 75–76)
  85. ^ Альшванг (1970 , pp. 208–209)
  86. ^ Jump up to: а б Конисская (1974 , p. 146)
  87. ^ Конисская (1974 , pp. 144–146)
  88. ^ Вайдман (2003 , p. 47)
  89. ^ Jump up to: а б с Познанский (2009 , p. 477)
  90. ^ Познанский (2011 , pp. 264–265)
  91. ^ Letter 624 (Письмо П. И. Чайковского К. К. Альбрехту (Кларан, 25 October ( 6 ноября), 1877). Tchaikovsky Research (25 October 1877). Дата обращения: 24 October 2021. Archive: 24 October 2021.
  92. ^ Jump up to: а б с Познанский (2011 , p. 265)
  93. ^ Познанский (2009 , p. 478)
  94. ^ Jump up to: а б Познанский (1993 , pp. 83–84)
  95. ^ Познанский (2007 , pp. 88, 119–120)
  96. ^ Jump up to: а б Познанский (1993 , p. 59)
  97. ^ Jump up to: а б Познанский (2007 , p. 89)
  98. ^ Познанский (2007 , p. 120)
  99. ^ Познанский (1993 , p. 58)
  100. ^ Познанский (2007 , p. 88)
  101. ^ Познанский (1998 , стр. 25)
  102. ^ Познанский (2009 , pp. 484–485)
  103. ^ Соколов (1994 , pp. 39–40)
  104. ^ Познанский (2009 , p. 484)
  105. ^ Jump up to: а б Соколов (1994 , p. 35)
  106. ^ Соколов (1994 , p. 42)
  107. ^ Кон (2003 , pp. 332–334)
  108. ^ Кон (2010 , pp. 162–167)
  109. ^ Клейн (2000 , pp. 149–161)
  110. ^ Кляйн (2000 , стр. 149)
  111. ^ Асафьев (1922 , p. 26)
  112. ^ Бьянколли (1944 , стр. 7, 39)
  113. ^ Уайли (2009 , стр. 154)
  114. ^ Петухова (2014 , стр. 31, 38, 47–48)
  115. ^ Петухова (2014 , стр. 27, 31)
  116. ^ Шлифштейн (1954 , pp. 3, 5)
  117. ^ Глущенко (1974 , p. 41)
  118. ^ Холодковский (1962 , p. 38)
  119. ^ Кремлёв (1955 , p. 148)
  120. ^ Орлова (1987 , p. 324)
  121. ^ Браун (2009 , стр. 148)
  122. ^ Сидельников (1992 , p. 220)
  123. ^ Агеева (2019 , p. 32)
  124. ^ Будяковский (2003 , p. 138)
  125. ^ Будяковский (2003 , pp. 138–139)
  126. ^ Берберова (1997 , pp. 135–137)
  127. ^ Берберова (1997 , p. 135)
  128. ^ Берберова (1997 , pp. 136–137)
  129. ^ Волков (2015 , p. 266)
  130. ^ Никитин (1990 , pp. 1–2)
  131. ^ «Чайковский» at IMDb
  132. ^ Митчелл (2010 , стр. 252–263)
  133. ^ Митчелл (2010 , стр. 261)
  134. ^ Бакстер (1973 , стр. 236)
  135. ^ Бакстер (1973 , стр. 191)
  136. ^ Круконес (1999 , стр. 253)
  137. ^ Любители музыки на IMDb
  138. ^ Jump up to: а б Гусев (2011 , p. Unknown)

Библиография

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Давыдов, Ю. Л. (1962). П. И. Чайковский и семья Давыдовых // Записки о П. И. Чайковском (in Russian). М.: Государственное музыкальное издательство. pp. 3–43.
  • Кашкин, Н. Д. (1954). Воспоминания о П. И. Чайковском. Общая редакция, вступительная статья и примечания С. И. Шлифштейна . Русская классическая музыкальная критика (in Russian). М.: Государственное музыкальное издательство. p. 225.
  • Кашкин, Н. Д. (1920). Из воспоминаний о П. И. Чайковском // Прошлое русской музыки. Материалы и исследования (in Russian). Vol. 1. П. И. Чайковский. Петроград: Огни. pp. 99–132.
  • Клименко, И. А. (1909). Пётр Ильич Чайковский. Краткий биографический очерк (in Russian). М.—СПб.: Печатня С. П. Яковлева. p. 35.
  • Чайковский, М. И. (1997). Жизнь Петра Ильича Чайковского (по документам, хранившимся в архиве в Клину) в 3-х томах . Гений в искусстве (in Russian). Vol. 2. М.: Алгоритм. p. 607. ISBN   5-88878-007-3
  • Нейцель, О. (1890). Русская музыка и ее наиболее выдающийся представитель (нем.) // Север и Юг (PDF) (на немецком языке). стр. 56–71.

Исследования и научно-популярные источники

[ редактировать ]
  • Агеева, З. М. (2019). "Ch. 5. Женитьба". Чайковский. Гений и страдание (in Russian). М.: Алгоритм. pp. 25—34 (FB2). ISBN  978-5-9072-1183-4 .
  • Альшванг, А. А. (1970). "Ch. 7. 70-е годы в Москве". П. И. Чайковский . Классики мировой музыкальной культуры (in Russian). М.: Музыка. pp. 189–215.
  • Будяковский, А. Е. (2003). "Ch. VI. Перемена в образе жизни. 1877". Жизнь Петра Ильича Чайковского (in Russian). СПб.: КультИнформПресс. pp. 131–146. ISBN   5-8392-0229-0
  • Вайдман, П. Е. (2003). Биографии Чайковского в отечественной музыкальной историографии XIX—XX веков // Петербургский музыкальный архив. Сборник статей (in Russian). Vol. 4. Чайковский. Новые документы и материалы. СПб.: Композитор. pp. 34–55. ISBN   5-7379-0215-3
  • Глебов, И. (1954). Наш долг // Кашкин Н. Д.. Воспоминания о П. И. Чайковском. Общая редакция, вступительная статья и примечания С. И. Шлифштейна . Русская классическая музыкальная критика (in Russian). М.: Государственное музыкальное издательство. pp. 7–14.
  • Глебов, И. (1922). Чайковский (опыт характеристика) (in Russian). Пг.: Светозар. p. 56.
  • Глущенко, Г. С. (1974). Творческий путь Н. Д. Кашкина // Н. Д. Кашкин. Исследование . Rossica (in Russian). М.: Музыка. pp. 9–84.
  • Гусев, А. (2011). Кино Кена . Сеанс: Журнал.
  • Клейн, Л. С. (2000). "Ch II. Гомосексуальная личность: натура и культура. 2. Бегство от любви". Другая любовь: природа человека и гомосексуальность (in Russian). СПб.: Фолио-Пресс. pp. 149–161. ISBN   5-7627-0146-8
  • Кон, И. С. (2010). "Ch. 7. Однополая любовь. Предпочтения и склонности". Клубничка на берёзке: сексуальная культура в России . Диалог (in Russian). М.: Время. pp. 162–167. ISBN  978-5-9691-0554-6 .
  • Кон, И. С. (2003). "2-8. В родных пенатах. П. И. Чайковский". Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. 3-е изд., перераб. и доп (in Russian). М.: Олимп, АСТ. pp. 332–334. ISBN   5-17-015194-2
  • Конисская, Л. М. (1974). Без творчества нет жизни // Чайковский в Петербурге. 2-е изд., переработанное и дополненное (in Russian). Л.: Лениздат. pp. 109–147.
  • Кремлёв, Ю. А. (1955). "Четвертая симфония". Симфонии П. И. Чайковского (PDF) (in Russian). М.: Госмузиздат. pp. 146–188.
  • Кунин, И. Ф. (1958). "Ch. IХ. В 1977 году". Пётр Ильич Чайковский . Жизнь замечательных людей, том 265 (in Russian). М.: Молодая гвардия, 1958. — С. 190—202. — 365 с. — (Жизнь замечательных людей (Том 265)). — 75 000 экз. pp. 190–202.
  • Орлова, А. (1987). Тайна жизни и смерти Чайковского (in Russian). Континент: Журнал. pp. 311–336.
  • Охалова, И. В. (2015). "Последние годы". Пётр Ильич Чайковский . Школьная библиотека (in Russian). М.: ГАММА-Пресс. pp. 133–198. ISBN  978-5-9612-0055-3 .
  • Петухова, С. А. (2014). Библиография жизни и творчества П. Я. Чайковский. Указатель литературы, изданной на русском языке за 140 лет 1866-2006 (PDF) (на русском языке). М.: Государственный институт искусствознания. п. 856. ИСБН  978-5-9828-7081-0 .
  • Побережная, Г. И. (1994). "Ch. 3 В Москве". Пётр Ильич Чайковский (in Russian). Киев: Рос. мовою. pp. 61–130. ISBN   5-8238-0156-4
  • Познанский, А. Н. (2011). "Ch. 7. Побег из Москвы (1877)". Чайковский в Петербурге (in Russian). СПб.: Композитор. ISBN  978-5-7379-0445-6 .
  • Познанский, А. Н. (2007). Смерть Чайковского. Легенды и факты (in Russian). СПб.: Композитор. p. 254. ISBN  978-5-7379-0361-9 .
  • Познанский, А. Н. (1993). "Ch. III. Дамоклов меч / Ch. V. Заговор правоведов". Самоубийство Чайковского. Миф и реальность (in Russian) (М. ed.). Глагол. pp. 42–60 / 72–89. ISBN   5-8753-2019-2
  • Познанский, А. Н. (2009). "Ch. 13. Сентябрьский тупик". Пётр Чайковский. Биография . Жизнеописания (in Russian). Vol. 1. СПб.: Вита Нова. pp. 471–504. ISBN  978-5-9389-8229-1 .
  • Прибегина, Г. А. (1983). «Я пойду своей дорогой…». Петр Ильич Чайковский . Русские и советские композиторы. Серия «Библиотека». М.: Музыка. стр. 72–92.
  • Ручьевская, Е. А. (1978). "Переломный год". Пётр Ильич Чайковский. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд., перераб (in Russian). Л.: Музыка. pp. 45–67.
  • Сидельников, Л. С. (1992). П. И. Чайковский . Жизнь в искусстве (in Russian). М.: Искусство. p. 352. ISBN   5-2100-2306-0
  • Соколов, В. С. (1994). Антонина Чайковская. История забытой жизни (in Russian). М.: Музыка. p. 295. ISBN  978-5-7140-0565-7 . ISBN   5-7140-0565-1
  • Туманина, Н. В. (1962). "Завершение московского периода жизни и творчества". П. И. Чайковский . Vol. V. 2. Путь к мастерству. 1840—1877. М.: Издательство Академии наук СССР. pp. 389–398.
  • Холодковский, В. В. (1962). "На распутье". Дом в Клину. 3-е издание (in Russian). М.: Московский рабочий. pp. 33–38.
  • Чайковский, М. И. (1982). Музыкальная энциклопедия [в 6 томах] / Гл. ред. Ю. В. Келдыш (in Russian). Vol. V. 6. Хейнце — Яшугин. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. p. 171.
  • Шлифштейн, С. И. (1954). Вступительная статья / Примечания // Кашкин Н. Д.. Воспоминания о П. И. Чайковском. Общая редакция, вступительная статья и примечания С. И. Шлифштейна . Русская классическая музыкальная критика (in Russian). М.: Государственное музыкальное издательство. pp. 3–6 / 187–225.
  • Бакстер, Дж. (1973). Ужасающий талант: Кен Рассел . Русские биографии. Лондон: Майкл Джозеф ЛТД. п. 240. ИСБН  978-0-7181-1075-8 . ISBN   0-7181-1075-7
  • Бьянколли, Л. (1944). Чайковский и его оркестровая музыка . Нью-Йорк: Филармонически-симфоническое общество Нью-Йорка. п. 56.
  • Браун, Д. (2009). «Гл. 12: Две женщины: Брак / Гл. 13. Два шедевра: Четвертая симфония и Евгений Онегин». Чайковский. Человек и его музыка . Нью-Йорк: Книги Пегаса. стр. 137–147 / 147–173. ISBN  978-1605-9801-71 .
  • Круконес, Дж. Х. (1999). «Разрыв романтического мифа: «Любители музыки» Кена Рассела». Чайковский и его современники: Столетний симпозиум [1-е изд.] . Вклада в изучение музыки и танца нет. 49. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 251–262. ISBN  978-0-313-30825-3 . ISBN   0-313-30825-X
  • Митчелл, CP (2010). «Петр Ильич Чайковский» . Великие композиторы, снятые в кино с 1913 по 2002 год . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. стр. 252–263. ISBN  978-0786-4458-68 .
  • Познанский, А. (1998). «Чайковский: переосмысленная жизнь». Чайковский и его мир . Музыкальный фестиваль бардов, книга 35. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 3–54. ISBN   0-691-00430-7
  • Уайли, Р.Дж. (2009). «1877. Год свадьбы Чайковского». Чайковский . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 146–163. ISBN  978-0195-3689-25 .

Путеводители

[ редактировать ]
  • Надеждин, Б. М. (1979). Мосты Москвы (in Russian). М.: Московский рабочий. p. 192.
  • Сытин, П. В. (1958). Из истории московских улиц (in Russian). М.: Московский рабочий. p. 845.
  • Щусев, П. В. (1953). Мосты и их архитектура (in Russian). М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. p. 360.

Журналистика и художественная литература

[ редактировать ]
  • Берберова, Н. Н. (1997). Чайковский. Биография (in Russian). СПб.: Лимбус Пресс. p. 256. ISBN  978-5-8370-0361-5 . ISBN   5-8370-0361-4
  • Волков, С. М. (2015). «Страсти по Чайковскому». Разговоры с Джорджем Баланчиным // Чайковский (сборник биографической прозы) . Rossica (in Russian). М.: Libra Press. pp. 227–385. ISBN   5-1702-1655-6
  • Никитин, Б. С. (1990). Потрясение // Чайковский. Старое и новое (in Russian). М.: Знание. pp. 1–2. ISBN   5-07-000670-3
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca27a35d360f52fed2a67aa070b20a82__1726429560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/82/ca27a35d360f52fed2a67aa070b20a82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theory of attempted suicide by Pyotr Ilyich Tchaikovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)