Пи (фильм)
Пи | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Даррен Аронофски |
Написал | Даррен Аронофски |
Рассказ |
|
Продюсер: |
|
В главных ролях |
|
Кинематография | Мэтью Либатик |
Под редакцией | Орен Сарч |
Музыка | Клинт Мэнселл |
Производство компания | |
Распространено |
|
Дата выпуска |
|
Время работы | 84 минуты [2] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $134,815 [3] |
Театральная касса | 3,2 миллиона долларов [4] |
Пи (стилизовано под π ) [а] — американский концептуальный психологический триллер 1998 года , сценарий и режиссёр Даррен Аронофски (его режиссёрский дебют ). Пи был снят на высококонтрастную черно-белую перевернутую пленку . Название относится к математической константе Пи . [5] [6] История сосредотачивается на математике, который одержим поиском полного порядка в реальном мире и противопоставляет две, казалось бы, несовместимые сущности: несовершенную иррациональность человечества и строгость и регулярность математики, в частности теории чисел . [7] В фильме исследуются темы религии, мистики и связи Вселенной с математикой.
Фильм получил положительные отзывы и принес Аронофски премию за режиссуру на кинофестивале «Сандэнс» 1998 года . [8] Премия Independent Spirit за лучший первый сценарий и премия Gotham Open Palm .
Сюжет [ править ]
Безработный теоретик чисел Макс Коэн, живущий в унылой квартире в китайском квартале на Манхэттене , считает, что все в природе можно понять с помощью чисел. Он страдает кластерными головными болями , крайней паранойей , галлюцинациями и шизоидным расстройством личности . Его единственные социальные контакты - это его наставник по математике Сол Робсон (ныне инвалид из-за инсульта) и те, кто живет в его доме: Дженна, маленькая девочка, очарованная его способностью выполнять сложные вычисления, и Деви, молодая женщина, живущая рядом. дверь, которая иногда с ним разговаривает.
Макс пытается запрограммировать свой компьютер «Евклид » для прогнозирования биржевых котировок . Euclid дает сбой, распечатывает, казалось бы, случайное 216-значное число, а также одну выбранную акцию по цене в одну десятую от текущей стоимости, а затем выходит из строя. С отвращением Макс выбрасывает распечатку . На следующее утро он узнает, что выбор Евклида был точным, но не может найти распечатку. Когда Макс упоминает это число, Сол нервничает и спрашивает, состоит ли оно из 216 цифр, показывая, что он наткнулся на то же число много лет назад. Он призывает Макса отдохнуть от работы.
Макс знакомится с Ленни Мейером, евреем-хасидом , который занимается математическими исследованиями Торы . Ленни демонстрирует простую гематрию , соответствие еврейского алфавита числам, и объясняет, что некоторые люди верят, что Тора — это строка цифр, образующая код, посланный Богом. Заинтригованный, Макс отмечает, что некоторые концепции параллельны другим математическим концепциям, таким как последовательность Фибоначчи . Агенты фирмы с Уолл-стрит подходят к Максу. Одна из них, Марси Доусон, предлагает ему засекреченный компьютерный чип под названием «Минг Мекка» в обмен на результаты его работы.
Используя чип, Макс заставляет Евклида проанализировать математические закономерности Торы. Перед сбоем Евклид снова отображает 216-значное число. Когда Макс записывает число, он понимает, что знает закономерность, у него происходит прозрение , и он теряет сознание. Проснувшись, Макс, кажется, становится ясновидящим и визуализирует модели фондового рынка, которые он искал. Его головные боли усиливаются, и он обнаруживает похожую на вену выпуклость, выступающую из правого виска. Макс поссорился с Солом после того, как Сол убеждает его бросить работу.
Доусон и ее агенты хватают Макса на улице и пытаются заставить его объяснить номер, обнаружив распечатку, которую Макс выбросил. Пытаясь использовать эту цифру для манипулирования фондовым рынком рынка , фирма вместо этого вызвала крах . Проезжая мимо, Ленни спасает Макса, но отводит его к своим товарищам в ближайшую синагогу. Они просят Макса дать им 216-значное число, полагая, что оно предназначалось им для наступления мессианской эпохи , поскольку это число представляет собой непроизносимое имя Бога . Макс отказывается, настаивая на том, что число было раскрыто только ему одному.
Макс убегает и навещает Сола только для того, чтобы узнать от своей дочери Дженни, что он умер от очередного инсульта. В своем кабинете он находит листок бумаги с номером. В своей квартире Макс снова испытывает головную боль, но не принимает обезболивающие. Обезумевший, он уничтожает часть Евклида. Полагая, что число и головные боли связаны, Макс пытается сконцентрироваться на числе через свою боль. После потери сознания Макс видит себя стоящим в белой пустоте и повторяющим цифры числа. Видение заканчивается тем, что Макс обнимает Деви, которая оказывается галлюцинацией. Стоя один в своей разгромленной квартире, Макс сжигает бумагу с номером и начинает использовать дрель по голове при процедуре трепанации .
Некоторое время спустя Дженна подходит к Максу в парке и просит его выполнить несколько вычислений, в том числе 748 ÷ 238 (приблизительное значение числа Пи ). Макс улыбается и говорит, что не знает ответа. Он сидит на скамейке и смотрит на деревья, колышущиеся на ветру, и кажется умиротворенным.
В ролях [ править ]
- Шон Галлетт в роли Максимилиана «Макса» Коэна
- Марк Марголис в роли Сола Робсона
- Бен Шенкман в роли Ленни Мейера
- Самия Шоаиб, как Деви
- Памела Харт в роли Марси Доусон
- Стивен Перлман, как раввин Коэн
- Аджай Найду, как Фарук
- Кристин Мэй-Энн Лао и Дженна
- Лорен Фокс в роли Дженни Робсон
- Клинт Мэнселл в роли фотографа
Производство [ править ]
Перед началом съемок, чтобы профинансировать сложные визуальные декорации и кадры фильма, продюсер Эрик Уотсон и режиссер Даррен Аронофски попросили каждого друга, родственника или знакомого сделать пожертвование по 100 долларов каждый. В конце концов они накопили около 60 000 долларов для своего производственного бюджета. [9]
Фильм был снят на камеру Aaton XTR Prod, которая снимает на 16-миллиметровую пленку, а для большинства съемок с рук использовалась камера Bolex H16, которую съемочной группе пришлось чинить. [3] Также использовался комплект камеры Canon 16 мм. [10] [ нужен лучший источник ] Линзы были от Angenieux . Фильм был снят на черно-белую перевернутую пленку; Аронофски стремился к созданию высококонтрастных снимков, чтобы придать Пи более «технически необработанный и спонтанный» вид. [11]
«Пи» был снят с небольшим бюджетом (себестоимость производства составила 60 927 долларов), съемочной группе платили 200 долларов в день, а актерам - 75 долларов в день. [3] Чтобы сэкономить деньги, использовались различные методы сокращения затрат, в том числе использование в качестве костюмов только одежды актеров и покупок из комиссионных магазинов, а также незаконная съемка всех сцен в метро и на открытом воздухе, чтобы обойти оплату дорогостоящих разрешений. [12] [ нужен лучший источник ] Чтобы получить транспортные средства для фильма, Аронофски говорит, что он «вероятно» арендовал универсал, принадлежащий продюсеру-консультанту фильма, и утверждает, что поймал такси и заплатил водителю 100 долларов, чтобы тот оставил там его машину для сцены, которая позже была вырезана. чем арендовать дополнительный автомобиль. [3]
Для основной декорации, которой была квартира Макса Коэна, отец Скотта Франклина разрешил использовать принадлежащий ему склад в Бушвике, Бруклин . Хотя съемочная группа могла снимать на складе бесплатно, им пришлось оплатить счет за электричество, который резко увеличился во время съемок. Заднюю комнату освободили и использовали в качестве звуковой сцены. [13] где был построен суперкомпьютер Макса «Евклид» и была снята большая часть фильма.
Завершение фильма обошлось дороже, чем его съемки. Пост-бюджет составил 68 183 доллара, большая часть которых пошла на пост-продакшн звука, работу над фильмами и лабораторные работы, а также монтаж фильма. За время съемок было снято пятьдесят три тысячи футов 16-миллиметровой пленки , что составило около 23 часов за 28 дней. [13]
Пленку отправили на проявку в лабораторию Bono Labs в Арлингтоне, штат Вирджиния , которая была единственной, которая разработала черно-белую реверсивную пленку. Следовательно, съемочная группа получала ежедневные материалы только через неделю после отправки отснятого материала. Необработанный материал стоил 5 414 долларов, а его обработка стоила 18 000 долларов. Во время постпродакшена большая часть бюджета пошла на отрицательный монтаж, который соответствовал списку сокращений AVID . Клинт Мэнселл создал счет на своем оборудовании, за что ему заплатили отсрочку.
Стоимость производства составила 60 927 долларов, а постпродакшн обошелся еще в 68 183 доллара. Вместе с другими расходами, включая страховку, фильм обошелся в 134 815 долларов. [3]
Темы [ править ]
Математика [ править ]
Пи содержит множество отсылок к математике и математическим теориям. [б] Например, Макс обнаруживает, что золотая спираль возникает повсюду, включая фондовый рынок. Убеждение Макса о том, что разнообразные системы, воплощающие в высшей степени нелинейную динамику, имеют объединяющий паттерн, во многом схоже с результатами теории хаоса , которая предоставляет механизмы для описания определенных явлений нелинейных систем , которые можно рассматривать как закономерности. Во время решающей сцены учений узор, напоминающий бифуркационную диаграмму на разбитом зеркале Макса виден .
Игра Го [ править ]
В фильме Макс периодически играет в Го со своим наставником Солом. [14] Эта игра исторически стимулировала изучение математики. [15] и имеет простой набор правил, который приводит к сложной игровой стратегии . Каждый персонаж использует игру как модель своего взгляда на вселенную: Сол говорит, что игра представляет собой микрокосм чрезвычайно сложного и хаотичного мира , а Макс утверждает, что ее сложность постепенно сводится к закономерностям, которые можно найти. [14] [с]
Гуллетт и Марголис провели много часов, изучая игру в Бруклинском клубе го, и получили помощь от Дэна Вайнера, одного из трех консультантов по го, задействованных в фильме. [14] Барбара Кэлхун и Майкл Соломон также работали консультантами по игре.
Каббала [ править ]
В начале фильма, когда Ленни рассказывает Максу о своей работе, он спрашивает, знаком ли Макс с каббалой . Нумерологическая интерпретация Торы и 216-буквенное имя Бога, известное как Шем ха-Мефораш , являются важными концепциями традиционного еврейского мистицизма.
Коран [ править ]
чтение Корана , Еще одно религиозное упоминание появляется, когда Макс ищет на рынке газету за тот день, когда на заднем плане можно услышать в котором цитируется Коран 2:140: «Или вы говорите, что Авраам, Измаил, Исаак, Иаков и Потомки были евреями или христианами. Скажи: «Вы более знающие или Аллах?» А кто несправедливее того, кто скрывает свидетельство, которое он имеет от Аллаха, и Аллах не находится в неведении о том, что вы делаете?»
Саундтрек [ править ]
π – Музыка для кинофильма | |
---|---|
![]() | |
Альбом саундтреков | |
Выпущенный | 21 июля 1998 г. |
Жанр | Саундтреки Электроника |
Длина | 1 : 10 : 03 |
Этикетка | Сир 90506-2 |
Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Пи положил начало карьере Клинта Мэнселла как озвучки в кино . Саундтрек был выпущен 21 июля 1998 года на лейбле Thrive Records . AllMusic оценил его на 4,5 звезды из пяти. [16] Музыкальное видео на "πr²", в котором используется альтернативный микс заглавного трека, доступно в качестве специального фильма на DVD и состоит из кадров из фильма, перемежающихся стандартными цветными роликами с муравьями, отсылающими к одному из визуальных мотивов фильма.
Нет. | Заголовок | Художник | Длина |
---|---|---|---|
1. | "πr²" | Клинт Мэнселл | 1:29 |
2. | "БЕНЗИН" | орбитальный | 6:22 |
3. | "Kalpol Intro" (на задней обложке трек 3 неправильно назван "Kalpol Intro".) | Autechre | 3:30 |
4. | «Прыгающий мяч Буцефала» | Афекс Твин | 6:02 |
5. | "Watching Windows" ( Эда Раша и Optical ) ремикс | Размер Рони | 6:35 |
6. | " Ангел " | Массивная атака | 6:10 |
7. | «У нас есть пистолет» | Клинт Мэнселл | 4:52 |
8. | «Ничья земля» | Дэвид Холмс | 6:18 |
9. | "Гимн" | ГасГас | 4:52 |
10. | "Дриппи" | Банко де Гайя | 8:37 |
11. | «Третий от Солнца» | Псилонавт | 5:10 |
12. | «Низкочастотное инверсионное поле» | Пространственно-временной континуум | 6:58 |
13. | "2πр" | Клинт Мэнселл | 3:05 |
- Кредиты
- Дизайн – Джереми Доусон, Sneak Attack
- Исполнительный продюсер – Эрик Уотсон, Рикардо Винас, Су Циммерман
- Мастеринг — Марк Феллоуз
- Сценарист [Закадровый голос] — Даррен Аронофски, Шон Галлетт
Выпуск [ править ]
Спустя более чем десять лет после его выхода в кинотеатрах права на фильм были возвращены Lionsgate (владельцу Summit Entertainment и библиотеки Artisan) обратно Аронофски, который продал его A24 в 2023 году. Версия для восстановления 8K и Atmos была выпущена 14 марта. by A24 в формате IMAX в честь своего 25-летия. [17]
Касса [ править ]
Произведено с бюджетом в 134 815 долларов (включая 60 927 долларов на производство и 68 183 доллара на пост-продакшн). [3] Фильм имел финансовый успех в прокате, собрав в США 3 221 152 доллара. [4] несмотря на ограниченный прокат в кинотеатрах . Он стабильно продавался на DVD . «Пи» был первым фильмом, который продавался скачивания или с оплатой за просмотр в Интернете для . На сайте Sightsound.com фильм можно было приобрести как для скачивания, так и для потоковой передачи в окне с оплатой за просмотр. [18] [19] [20]
Критический ответ [ править ]
После выхода «Пи» был хорошо принят критиками. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 88% на основе 59 рецензий со средней оценкой 7,4/10. Критический консенсус веб-сайта гласит: «Этот драматически захватывающий и пугающе умный триллер Линча творит чудеса своим маловероятным сюжетом и ограниченным бюджетом». [21] На Metacritic фильм имеет рейтинг 72 из 100 на основе 23 рецензий, что означает «в целом положительные отзывы». [22]
Роджер Эберт дал фильму три с половиной звезды из четырех, написав: « Пи » — это триллер. Меня сейчас не очень волнует, застрелят ли плохих парней или сцена погони закончится так, а не иначе. мне нужно очень умело снять такой фильм, прежде чем меня это заинтересует, но я в восторге, когда человек рискует своим разумом в погоне за опасной навязчивой идеей». [23]
Джеймс Берардинелли дал фильму три звезды из четырех, написав: « Пи переносит нас в мир, который похож на наш, но в то же время непохож на него, и в своей загадочной близости он жутковат, напряжен и неотразим. Реальность — хрупкий товар, но , поскольку сценарий хорошо написан и центральный персонаж сильно развит, нетрудно сдержать неверие.... Вероятно, он заслуживает 3,1416 звезд, но поскольку моя шкала этого не поддерживает, я округляю до трех ." [24]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Название на экране — π , т. е. строчная буква «пи» и символ математической константы «пи» .
- ^ Большая часть, и даже большая часть (если не все) математических образов состоит из графического материала, который можно найти в «Янке и Эмде». Это Дуврское издание таблиц функций Юджина Янке и Фрица Эмде.
- ^ СОЛ : Послушай меня. Древние японцы считали доску Го микрокосмом Вселенной. Когда он пуст, он кажется простым и упорядоченным, но возможности игры безграничны. Говорят, что никогда не было двух одинаковых игр в Го. Точно так же, как снежинки. Итак, доска Го на самом деле представляет собой чрезвычайно сложную и хаотичную вселенную. Такова правда нашего мира, Макс. Это нелегко суммировать с помощью математики. Простого шаблона не существует.
МАКС : Но по ходу игры в го возможностей становится все меньше и меньше. Совет принимает заказы. Вскоре все ходы становятся предсказуемыми.
СОЛ : И что?
МАКС : Так что, возможно, хотя мы и не достаточно искушены, чтобы осознавать это, в основе каждой игры в го лежит некий порядок... закономерность. Возможно, эта закономерность похожа на закономерность на рынке, в Торе. Число два шестнадцать.
Ссылки [ править ]
- ^ МакНэри, Дэйв (21 октября 2007 г.). «Саммит значков «Борец» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ « ПИ (15)» . Британский совет классификации фильмов . 3 ноября 1998 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 19 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Кусочки Пи» . Журнал «Кинорежиссер» . Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пи (1998)» . Касса Моджо . База данных фильмов в Интернете . 4 декабря 1998 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Раньон, Кристофер (13 января 2013 г.). «Ретроспектива Даррена Аронофски: «Пи» » . Фильм Мезонин . Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 31 января 2017 г.
Снято в смехотворно зернистом, высококонтрастном черно-белом цвете.
- ^ Андерсон, Джеффри М. (25 июня 1998 г.). «Интервью с Дарреном Аронофски: Легко, как 3.14…» Горючий целлулоид . Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 26 декабря 2016 года . Проверено 31 января 2017 г.
Фильм снят в очень резком, песчаном, мрачном, зернистом черно-белом формате 16 мм.
- ^ Скорин-Капов, Ядранка (2015) Фильмы Даррена Аронофски и хрупкость надежды. Архивировано 18 марта 2021 года в Wayback Machine , Bloomsbury Academic.
- ^ Сандэнс: Истории прошлого: «Пи» | IndieWire
- ^ О'Салливан, Майкл (26 июля 1998 г.). «Даррен Аронофски: «Пи» в небе» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 15 января 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ Пи (1998) , 28 октября 2019 г., заархивировано из оригинала 6 августа 2020 г. , получено 26 апреля 2020 г.
- ^ Холден, Стивен (3 апреля 1998 г.). «Обзор кинофестиваля; математика как секретный декодер рынков и мистицизма» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 8 сентября 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ «10 увлекательных фактов о Пи» . МенталФлосс . 14 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пи Даррена Аронофски - журнал Filmmaker Magazine - лето 1998 г.» . Журнал «Кинорежиссер» . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с The Game of Go , PiTheMovie.com, заархивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. , получено 12 июля 2008 г.
- ^ Фэйрберн, Джон, «Go and Mathematics» , MindZine , заархивировано из оригинала 8 июня 2011 г.
- ^ Пи в AllMusic
- ^ Рубин, Ребекка (1 марта 2023 г.). «A24 приобретает первый фильм Даррена Аронофски «Пи» и планирует переиздание Imax в День Пи» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Попытка превратить Net Patent в сделку-блокбастер – WSJ» . архив.сегодня . 7 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 г. Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Уилсон, Стив (29 июля 1999 г.). «Интернет-пиратство превращается из музыки в фильмы – The New York Times» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 февраля 2022 года . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Каннингем, Стюарт; Сильвер, Джон (2013). Распространение экрана и новые Кинг-Конги онлайн-мира . Лондон: Palgrave Pivot. п. 17. ISBN 978-1-137-32645-4 . Архивировано из оригинала 17 марта 2023 года . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Пи в Rotten Tomatoes
- ^ Пи на Metacritic
- ^ Эберт, Роджер (24 июля 1998 г.). «Пи» . РоджерЭберт.com . ООО «Эберт Диджитал». Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Берардинелли, Джеймс (1998). « П (Пи)» . Просмотры роликов . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
Внешние ссылки [ править ]

- фильмы 1998 года
- Режиссерские дебютные фильмы 1998 года
- Независимые фильмы 1998 года
- триллеры 1998 года
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1990-х годов
- Англоязычные фильмы 1990-х годов
- Психологические триллеры 1990-х годов
- Американский авангард и экспериментальные фильмы
- Американские черно-белые фильмы
- Американские независимые фильмы
- Американские психологические триллеры
- Американские фильмы в стиле неонуар
- Фильмы Artisan Entertainment
- Художественная литература с ненадежными рассказчиками
- Фильмы о евреях и иудаизме
- Фильмы о математике
- Фильмы режиссёра Даррена Аронофски
- Фильмы, написанные Клинтом Мэнселлом
- Фильмы, действие которых происходит на Манхэттене
- Фильмы, снятые в Нью-Йорке
- Фильмы по сценарию Даррена Аронофски
- Фильмы на иврите
- Имена Бога в литературе и художественной литературе
- А24 (компания) фильмы
- Фильмы «Протозоа Пикчерз»
- Фильмы, получившие награды кинофестиваля «Сандэнс»
- Фильмы, снятые на пленку 16 мм.
- фильмы IMAX
- Пи
- Американские фильмы 1990-х годов