Прозрение (чувство)
Богоявление , «проявление, поразительное явление») — (от древнегреческого ἐπιφάνεια, epiphanea это переживание внезапного и поразительного осознания. Обычно этот термин используется для описания научного прорыва, религиозного или философского открытия, но он может применяться в любой ситуации, в которой просветляющее осознание позволяет понять проблему или ситуацию с новой и более глубокой точки зрения. Прозрения изучают психологи [1] [2] и другие ученые, особенно те, кто пытается изучить процесс инноваций . [3] [4] [5]
Прозрения случаются относительно редко и обычно следуют за процессом серьезного размышления о проблеме. Часто они вызваны новой и ключевой информацией, но, что немаловажно, необходима глубина предварительных знаний, чтобы обеспечить скачок в понимании. [3] [4] [6] [7] Известные прозрения включают открытие Архимедом метода определения объема объекта неправильной формы (« Эврика !») и осознание Исааком Ньютоном того, что падающее яблоко и вращающаяся по орбите луна притягиваются одной и той же силой. [6] [7] [8]
История
[ редактировать ]Слово «прозрение» первоначально относилось к прозрению через божественное . [9] [10] Сегодня это понятие чаще используется без такого подтекста, но остается популярным предположение, что прозрение является сверхъестественным , поскольку открытие, кажется, приходит внезапно извне. [9]
Светское использование этого слова, возможно, во многом обязано своей популярностью ирландскому писателю Джеймсу Джойсу . Прозрение Джойса определялось как «внезапное духовное проявление, будь то из какого-то объекта, сцены, события или запоминающейся фазы разума - проявление, непропорциональное значению или строго логической значимости того, что его вызывает». [11] Автор использовал прозрение как литературный прием в каждой статье своего сборника рассказов «Дублинцы» (1914); его главные герои пришли к внезапному осознанию, которое изменило их взгляд на себя и/или свои социальные условия. Джойс впервые изложил значение прозрения во фрагменте «Стивен Хиро» (опубликованном посмертно в 1944 году). Для философа Эммануэля Левинаса прозрение или проявление божественного можно увидеть в лице другого (см. Лицом к лицу ).

В традиционных и досовременных культурах обряды инициации и мистические религии служили средством прозрения, а также искусством. Греческие драматурги и поэты в идеале должны были ввести публику в состояния катарсиса или кенозиса соответственно. В наше время за названием « Уильяма Берроуза » Голый обед кроется прозрение , состояние наркозависимости, как объяснил Берроуз, «застывший момент, когда все видят то, что находится в конце развилки». И дадаист Марсель Дюшан , и поп-художник Энди Уорхол переворачивали ожидания, представляя обычные предметы или графику как произведения изобразительного искусства (например, писсуар в виде фонтана ), просто представляя их так, как никто раньше не думал; результат был призван вызвать прозрение того, «что такое искусство» или чем оно не является.
Процесс
[ редактировать ]Прозрения могут принимать самые разные формы и часто возникают в результате сложной комбинации опыта, памяти, знаний, предрасположенности и контекста. Современный пример прозрения в образовании может включать в себя процесс, посредством которого учащийся приходит к той или иной форме нового понимания или проясняющей мысли. [12] Несмотря на этот популярный образ, прозрение является результатом значительной работы первооткрывателя и всего лишь удовлетворительным результатом длительного процесса. [13] Удивительное и наполняющее чувство прозрения настолько удивительно, потому что невозможно предсказать, когда его труд принесет плоды, и наше подсознание может сыграть значительную роль в поиске решения; и приносит удовлетворение, потому что это награда за длительный период усилий. [4] [13]
Миф
[ редактировать ]Распространенный миф предсказывает, что большинство, если не все, инноваций происходят благодаря прозрениям. [6] Не все инновации происходят благодаря прозрениям; Скотт Беркун отмечает, что «наиболее полезно воспринимать прозрение как случайный бонус от работы над сложными проблемами». [7] Большинство инноваций происходит без прозрения, а прозрения часто мало способствуют поиску следующего. [7] Важно отметить, что прозрение невозможно предсказать или контролировать. [7]
Хотя прозрения — лишь редкое явление, венчающее процесс значительного труда, существует распространенный миф о том, что прозрения внезапного понимания обычно ответственны за скачки в технологии и науке. [6] [7] Знаменитые прозрения включают понимание Архимедом того, как оценить объем заданной массы, что вдохновило его кричать « Эврика !» («Я нашел это!»). [3] Биографии многих математиков и ученых включают в себя эпифанический эпизод в начале карьеры, последствия которого были детально проработаны в последующие годы. Например, предположительно Альберт Эйнштейн в детстве был поражен тем, что ему подарили компас, и он осознал, что какая-то невидимая сила в космосе заставляла его двигаться. Другой, возможно, лучший пример из жизни Эйнштейна произошел в 1905 году, после того как он провел вечер, безуспешно пытаясь примирить ньютоновскую физику и уравнения Максвелла. Возвращаясь на трамвае домой, он оглянулся на удаляющуюся башню с часами в Берне и понял, что если машина ускорится (близко к скорости света), он увидит, как часы замедляют ход; с этой мыслью, как он позже заметил, «в моем сознании разразилась буря», которая позволила ему понять специальную теорию относительности. Два года спустя, в 1907 году, к Эйнштейну пришло второе прозрение, которое он назвал «самой счастливой мыслью в своей жизни», когда он представил падающий лифт и понял, что пассажир не сможет отличить невесомость падения от невесомости. пространства – мысль, которая позволила ему обобщить свою теорию относительности, включив в нее гравитацию как кривизну пространства-времени. Подобная вспышка Говорят, что целостное понимание в подготовленном уме дало Чарльзу Дарвину его «предчувствие» (о естественном отборе ), и Дарвин позже сказал, что всегда помнил место на дороге, где находилась его карета, когда его осенило. Другой известный миф о прозрении связан с историей о яблоке Исаака Ньютона. [4] и еще один — с открытием Николой Тесла работоспособного асинхронного двигателя переменного тока. Хотя такие прозрения могли произойти, они почти наверняка были результатом длительных и интенсивных периодов изучения, которые предприняли эти люди, а не внезапной вспышкой вдохновения по поводу проблемы, о которой они раньше не думали. [6] [7]
Другой миф заключается в том, что прозрение – это просто другое слово для обозначения (обычно духовного) видения . На самом деле реализм и психология делают прозрение другим способом, отличным от видения, хотя и видение, и прозрение часто вызываются (иногда казалось бы) несущественными событиями или объектами. [8] [14]
В религии
[ редактировать ]В христианстве Богоявление означает осознание того, что Христос — Сын Божий. Западные церкви обычно празднуют Посещение волхвов как явление Воплощения 6 января . младенца Христа и отмечают праздник Крещения Традиционно восточные церкви, следуя юлианскому, а не григорианскому календарю, празднуют Крещение (или Крещение). Богоявление ) в связи с крещением Христа Иоанном Предтечой и праздновало его 19 января; однако другие восточные церкви приняли западный календарь и отмечают его 6 января. [15] Некоторые протестантские церкви часто празднуют Крещение как сезон, продолжающийся с последнего дня Рождества до Пепельной среды или праздника Сретения 2 февраля.
В более общем плане фраза «религиозное прозрение» используется, когда человек осознает свою веру или когда он убежден, что событие или событие действительно было вызвано божеством или существом его веры. В индуизме, например, прозрение может относиться к Кришна осознанию Арджуной того, что ( воплощение Бога, служащего его возничим в « Бхагавад-гите ») действительно представляет Вселенную. Индуистский термин для обозначения прозрения — бодходая , от санскрита бодха «мудрость» и удайя «восход». Или в буддизме этот термин может относиться к Будде, получившему просветление под деревом бодхи , наконец осознавшему природу вселенной и, таким образом, достигшему нирваны . Дзенский термин «кэнсё» также описывает этот момент, обозначая чувство, сопровождающее осознание ответа на коан .
См. также
[ редактировать ]- Анагноризис
- Апофения
- эффект эврики
- Иерофания
- Кеншо
- Латеральное мышление
- Перипетия
- Откровение
- Сатори
- Самадхи
- Теофания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арианна Джарвис (1996). «Перерыв: предварительные исследования психологии прозрений как прерывистого опыта изменений» . Докторские диссертации доступны на сайте Proquest . Массачусетский университет в Амхерсте: 1–296 . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ Макдональд, Мэтью (2008). «Природа эпифанического опыта» . Журнал гуманистической психологии . 48 (1): 89–115. дои : 10.1177/0022167807311878 . S2CID 145519751 . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Скотт Беркун (27 августа 2010 г.). Мифы инноваций . О'Рейли Медиа, Инк. с. 4. ISBN 978-1-4493-8962-8 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Скотт Беркун (27 августа 2010 г.). Мифы инноваций . O'Reilly Media, Inc., стр. 10–11. ISBN 978-1-4493-8962-8 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Дэвид Адамс Лиминг; Кэтрин Мэдден; Стэнтон Марлан (сентябрь 2009 г.). Энциклопедия психологии и религии . Спрингер. п. 287. ИСБН 978-0-387-71801-9 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гай Кавасаки (1 декабря 2008 г.). Проверка реальности: дерзкое руководство, как перехитрить, перехитрить и превзойти конкурентов на рынке . Пингвин. п. 125. ИСБН 978-1-59184-223-1 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Скотт Беркун (27 августа 2010 г.). Мифы инноваций . O'Reilly Media, Inc., стр. 13–15. ISBN 978-1-4493-8962-8 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Вим Тиггес (1999). Моменты момента: аспекты литературного прозрения . Родопи. п. 43. ИСБН 978-90-420-0636-2 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Скотт Беркун (27 августа 2010 г.). Мифы инноваций . О'Рейли Медиа, Инк. с. 5. ISBN 978-1-4493-8962-8 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Платт, VJ (2011) Лицом к богам. Богоявление и его изображение в греко-римском искусстве, литературе и религии . Издательство Кембриджского университета .
- ^ Моррис Бежа, Богоявление в современном романе . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1971. Стр. 18.
- ^ Куниос, Джон; Биман, Марк (август 2009 г.). «Ага! Момент: когнитивная нейронаука прозрения». Современные направления психологической науки . 18 (4): 210–216. CiteSeerX 10.1.1.521.6014 . дои : 10.1111/j.1467-8721.2009.01638.x . S2CID 16905317 .
- ^ Jump up to: а б Скотт Беркун (27 августа 2010 г.). Мифы инноваций . O'Reilly Media, Inc., стр. 6–8. ISBN 978-1-4493-8962-8 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Скотт Беркун (27 августа 2010 г.). Мифы инноваций . O'Reilly Media, Inc., стр. 11–12. ISBN 978-1-4493-8962-8 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ «Время Крещения» . Crivoice.org. 11 октября 2011 г. Проверено 16 октября 2011 г.