Гравюра Фламмариона

Гравюра «Фламмарион» — гравюра на дереве неизвестного художника. Его первое задокументированное появление находится в книге L'atmosphère: météorologie populaire («Атмосфера: популярная метеорология»), опубликованной в 1888 году французским астрономом и писателем Камилем Фламмарионом . [1] [2] Некоторые авторы 20-го века считали это произведением искусства либо средневековья , либо эпохи Возрождения , но в настоящее время существует мнение, что это иллюстрация 19-го века, имитирующая старые художественные стили и темы. [1]
На иллюстрации изображен человек, одетый как паломник в длинное одеяние и несущий трость, достигший точки, где плоская Земля встречается с небосводом . Паломник становится на колени и пропускает голову, плечи, правую руку и верхнюю часть трости через отверстие на небосводе, которое изображено закрытым изнутри звездами, Солнцем и Луной. За небом паломник находит чудесное царство кружащихся облаков, огней и солнц. Один из элементов космической машины напоминает традиционные живописные изображения «колеса в середине колеса », описанного в видениях еврейского пророка Иезекииля . [1]
Гравюру на дереве часто, но ошибочно, называют гравюрой на дереве . [1] Его широко использовали как метафорическую иллюстрацию научных или мистических поисков знаний. [1] [3] Совсем недавно его также стали использовать для обозначения психоделического опыта. [4]
Атрибуция
[ редактировать ]
В начале 20 века ученый Хайнц Штраус датировал изображение периодом 1520–30 годов, а Генрих Реттингер предположил, что оно было сделано в 1530–1560 годах. [1] В 1957 году историк астрономии Эрнст Циннер заявил, что изображение датируется периодом немецкого Возрождения , но ему не удалось найти ни одной версии, опубликованной ранее 1906 года. [5] Тот же образ использовал психоаналитик Карл Юнг в своей книге 1959 года « Летающие тарелки: современный миф о вещах, увиденных в небе» . Юнг предположил, что это изображение было гравюрой розенкрейцеров 17 века. [3] Выдающийся историк искусства Эрвин Панофски также считал, что иллюстрация относится к 17 веку, а его коллега Эрнст Гомбрих считал ее современной. [1] В 1970 году соратница Юнга Мария-Луиза фон Франц воспроизвела и обсудила это изображение в своей книге « Число и время» , где оно было озаглавлено «Дыра, открытая вечности, духовный паломник, открывающий другой мир». [3] Фон Франц предположил, что изображение может быть гравюрой на дереве XIX века. [3]
Изображение было найдено в книге Фламмариона Артуром Биром , астрофизиком и историком немецкой науки из Кембриджа , и независимо Бруно Вебером, куратором отдела редких книг в центральной библиотеке Цюриха . [6] Вебер утверждал, что работа представляет собой композицию изображений, характерных для разных исторических периодов, и что она была сделана с помощью резца — инструмента, используемого для гравировки по дереву только с конца 18 века. [1]

Фламмарион в возрасте двенадцати лет поступил в ученики к граверу в Париже , и считается, что многие иллюстрации к его книгам были гравированы по его собственным рисункам, вероятно, под его руководством. Поэтому вполне вероятно, что изображение создал сам Фламмарион, хотя доказательства этого остаются неубедительными. Как и большинство других иллюстраций в книгах Фламмариона, гравюра не имеет указания авторства. Хотя Фламмарион иногда называют подделкой или мистификацией, он не характеризует гравюру как гравюру на дереве средневековья или эпохи Возрождения, а ошибочная интерпретация гравюры как более старой работы произошла только после смерти Фламмариона. Декоративная кайма вокруг гравюры явно несредневековая, и только после ее обрезки стала возможна путаница в историческом происхождении изображения.
По мнению Бруно Вебера и астронома Джозефа Эшбрука , [7] изображение сферического небесного свода, отделяющего Землю от внешнего царства, похоже на иллюстрацию, с которой начинается первая глава » Себастьяна Мюнстера , «Космографии впервые опубликованной в 1544 году, книги, которую, возможно, имел Фламмарион, ярый библиофил и коллекционер книг. принадлежащий. [1] Однако в 2002 году Ганс Герхард Зенгер, эксперт по творчеству Николая Кузанского , выступил против того, что изображение было впервые создано Фламмарионом. [1]
Контекст в книге Фламмариона
[ редактировать ]В книге Фламмариона «Атмосфера: народная метеорология» изображение сопровождается подписью на французском языке, которая переводится как:
Миссионер Средневековья рассказывает, что нашел точку соприкосновения неба и Земли... [2]
Иллюстрация относится к тексту на развороте (стр. 162), что также поясняет намерение автора использовать ее в качестве иллюстрации:
Ясно ли небо или облачно, оно всегда кажется нам имеющим форму эллиптической арки; Далеко не имеющий формы круглой арки, он всегда кажется сплющенным и вдавленным над нашими головами и постепенно удаляющимся к горизонту. Наши предки воображали, что этот синий свод на самом деле был тем, чем они могли себе представить на первый взгляд; но, как замечает Вольтер , это примерно так же разумно, как если бы шелковичный червь принял свою паутину за пределы вселенной. Греческие астрономы представляли его состоящим из твердого кристаллического вещества; и совсем недавно, во времена Коперника , большое количество астрономов считали, что оно твердое, как листовое стекло. Латинские поэты помещали божества Олимпа и величественный мифологический двор на этом своде, над планетами и неподвижными звездами. До познания того, что Земля движется в пространстве и что пространство повсюду, богословы установили Троицу в эмпиреях , прославленное тело Иисуса, тело Девы Марии, ангельская иерархия , святые и все небесное воинство... Наивный средневековый миссионер даже рассказывает нам, что в одном из своих путешествий в поисках земного рая он достиг горизонта, где встречаются земля и небо. , и что он обнаружил некую точку, где они не были соединены вместе, и где, согнув плечи, он прошел под кров небес... [8]
Тот же абзац уже появлялся без сопровождающей гравюры в более раннем издании текста, опубликованного под названием « L'atmosphère:scription des grands phénomènes de la Nature» («Атмосфера: описание великих явлений природы», 1872 г.). ). [9] Соответствие между текстом и иллюстрацией настолько близко, что кажется, что одно основано на другом. Если бы Фламмарион знал о гравюре 1872 года, маловероятно, чтобы он исключил ее из издания того года, которое уже было богато иллюстрировано. Таким образом, более вероятный вывод состоит в том, что Фламмарион заказал гравюру специально для иллюстрации этого конкретного текста, хотя это не было окончательно установлено.
Возможные литературные источники
[ редактировать ]Идея контакта Земли с твердым небом неоднократно появляется в ранних работах Фламмариона. Комментаторы предположили различные литературные отрывки, которые могли напрямую мотивировать композицию изображения на гравюре Фламмариона. К ним относятся средневековая легенда о святом Макарии Римлянине, письма Франсуа де Ла Мота Ле Вайера 17 века и классический аргумент в пользу бесконечности пространства, приписываемый Архиту Тарентскому (другу философа Платона ).
Легенда о святом Макарии
[ редактировать ]В своей книге «Les mondes imaginaires et les mondes réels » («Воображаемые миры и реальные миры», 1864) Фламмарион цитирует легенду о христианском святом Макарии Римлянине, которую он датирует VI веком. Эта легенда включает в себя историю трех монахов (Теофила, Сергия и Гигина), которые «желали обнаружить точку соприкосновения неба и земли». [10] (на латыни: там, где небо соединяется с землей ). [11] После рассказа легенды [12] он отмечает, что «предшествовавшие монахи надеялись попасть на небеса, не покидая земли, найти «место, где соприкасаются небо и земля» и открыть таинственные врата, отделяющие этот мир от другого. Таково космографическое представление о Вселенная — это всегда земная долина, увенчанная куполом небес».
В легенде о святом Макарии монахи на самом деле не находят места соприкосновения Земли и неба.
Письма Ле Вайера
[ редактировать ]В «Воображаемых мирах» Фламмарион рассказывает другую историю:
Этот факт напоминает нам историю, которую Ле Вайер рассказывает в своих письмах . Оказывается, один отшельник , вероятно, родственник отцов-пустынников Востока, хвастался, что дошел до края света и был вынужден ссутулить плечи из-за соединения неба и неба. Земля в том далеком месте. [13]
Фламмарион также упомянул ту же историю, почти в тех же словах, в своей Histoire du Ciel («История неба»):
«У меня в библиотеке есть, — перебил депутат, — очень любопытная работа: письма Левайера. Помню, я читал там о добром отшельнике, который хвастался, что побывал «на краю земли» и был вынужден ссутулил плечи из-за соединения неба и земли на этом краю». [14]
Упомянутые « Письма » представляют собой серию коротких эссе Франсуа де Ла Мота Ле Вайера . В письме 89 Ле Вайер, упомянув описании пренебрежительное мнение Страбона об Пифеем региона на крайнем севере, где земля, море и воздух, казалось, смешались в одно студенистое вещество, добавляет:
Этот добрый отшельник, хваставшийся тем, что побывал на краю света, также сказал, что ему пришлось низко наклониться из-за соединения неба и земли в этой далекой области. [15]
Ле Вайер не уточняет, кем был этот «ведущий», а также не приводит дополнительных подробностей об этой истории или ее источниках. Комментарий Ле Вайера был расширен Пьером Эстевом в его Histoire Generale et Particuliere de l'astronomie («Общая и частная история астрономии», 1755 г.), где он интерпретирует заявление Ле Вайера (без указания авторства) как утверждение, что Пифей «прибыл на углу неба, и был вынужден наклониться, чтобы не прикоснуться к нему». [16]
Соединение рассказа о святом Макарии с высказываниями Ле Вайера, по-видимому, принадлежит самому Фламмариону. Это также появляется в его Les terres du ciel («Земли неба»):
Что касается границ (Земли)... некоторые монахи десятого века нашей эры, смелее остальных, говорят, что, совершая путешествие в поисках земного рая, они нашли точку, где небо и прикосновение земли, и им даже пришлось опустить плечи! [17]
Аргумент Архита
[ редактировать ]Историк науки Стефано Гаттей утверждал, что изображение на гравюре напрямую вдохновлено аргументом в пользу бесконечности пространства, выдвинутым древнегреческим математиком Архитом из Тарента. Гаттей цитирует версию этого аргумента, приведенную в комментарии Аристотеля « Физике » к Симплиция Киликийского , написанном в VI веке нашей эры:
Но Архит, по словам Евдема , поставил вопрос так: «Если бы я оказался на краю, например на небе неподвижных звезд, мог бы я протянуть руку или трость, или нет? абсурдно, что я не смог его растянуть; но если я растяну его, то то, что находится снаружи, будет либо телом, либо местом (как мы увидим, это не имеет значения). вновь выбранный предел в каждом случае и снова задавать тот же вопрос. А если всегда есть что-то еще, во что протягивается палка, то оно, очевидно, тоже будет неограниченным. [1]
Более поздние использования и интерпретации
[ редактировать ]1970-е годы
[ редактировать ]Первая опубликованная цветная версия была сделана Робертой Вейр и распространена издательством Berkeley's Print Mint в 1970 году. [ нужна ссылка ] Это цветное изображение породило большинство современных вариаций, последовавших с тех пор. [ нужна ссылка ] На пластинке Донована 1973 года «Cosmic Wheels » на внутренней обложке использовалась расширенная черно-белая версия (художник добавил элементы, расширяющие изображение, чтобы оно соответствовало пропорциям обложки пластинки). Изображение также появилось в книге Дерека и Джулии Паркер «Тайный язык дней рождения» с этим изображением. «Совершенный астролог» (стр. 25) в 1971 году. В 1994 году была опубликована книга Гэри Гольдшнайдера и Йоста Элфферса [18]
Изображение было воспроизведено на титульном листе партитуры книги Брайана Фернихо «Транзит: шесть сольных голосов и камерный оркестр», опубликованной издательством Edition Peters в 1975 году.
Британский художник Дэвид Окстоби сделал рисунок, вдохновленный гравюрой Фламмариона ( «Духовный паломник »), на котором изображено лицо Дэвида Боуи возле правого поля рисунка, где должно быть Солнце. На рисунке Дэвида Окстоби слева не изображен ползучий человек. [19]
1980–2000-е годы
[ редактировать ]Гравюра Фламмариона появилась на обложке Дэниела Дж. Бурстина бестселлера «Первооткрыватели» , опубликованного в 1983 году. Другие книги, посвященные науке, в которых она использовалась в качестве иллюстрации, включают «Математический опыт » (1981) Филипа Дж. Дэвиса и Рубена. Херш , «Материя, пространство и движение: теории в древности и их продолжение» (1988) Ричарда Сорабджи , «Парадоксы свободы воли » (2002) Гюнтера Стента и «Децентрирование Земли: Коперник и о вращениях небесных сфер» (2006) Уильям Т. Воллманн . Некоторые книги, посвященные мистицизму, в которых также использовалась гравюра, включают «Любовь и закон» (2001) Эрнеста Холмса и «Гностицизм: новый свет на древнюю традицию внутреннего познания» (2002) Стефана А. Хёллера .
1989 года в Dungeons & Dragons Действие Spelljammer было во многом вдохновлено гравюрой Фламмариона по предложению Дэвида «Зеба» Кука . [20]
Бразильский писатель Олаво де Карвальо воспроизвел гравюру в своей книге 1995 года O Jardim das Aflições («Сад страданий»), предложив ее как пример взглядов эпохи Возрождения на духовный мир, которые он критиковал: «паломник уклоняется от мирского». сфера», оставив деревья и цветы, Солнце и Луну, птиц и звезды, чтобы проникнуть в чудесное царство духа, состоящее из каких-то жалких шестеренок, скрытых среди клочков облаков!» [21]
2010-е годы
[ редактировать ]Интерпретация изображения была использована для анимационного эпизода о космологическом видении Джордано Бруно на премьере 9 марта 2014 года сериала « Космос: Пространственно-временная одиссея» , ведущим которого выступил астрофизик Нил де Грасс Тайсон .
В немецкоязычном видеосериале «Von Aristoteles zur Stringtheorie» («От Аристотеля до теории струн»), который размещен на YouTube и спродюсирован Urknall, Weltall и das Leben , [22] и в качестве лектора выступает профессор Йозеф Гасснер, в качестве логотипа была выбрана цветная гравюра Фламмариона, но мужчина смотрит на фон, наполненный важными уравнениями физики.
2020-е годы
[ редактировать ]Совсем недавно, в мае 2021 года, интерпретация изображения была представлена в выпущенной ограниченным тиражом книге Юсуфа/Кэт Стивенс . [23]
Никлас Окерблад, также известный как Эль Уэрво, в октябре 2021 года выпустил альбом под названием «Flammarion», в котором на обложке альбома изображена интерпретация оригинальной гравюры Фламмариона.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гаттей, Стефано (2014). «Оригинальная подделка: закрытие дебатов по гравюре Фламмариона». В Беретте, Марко; Конфорти, Мария (ред.). Фейки!?: Мистификации, подделки и обман в науке раннего Нового времени . Сагамор-Бич: Публикации по истории науки / США. п. 206–265. ISBN 978-0881354959 .
- ^ Перейти обратно: а б Фламмарион, Камилла (1888). Атмосфера: Популярная метеорология . Париж: Хашетт. п. 163. Текст также доступен здесь. Архивировано 12 мая 2011 г. на Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун, Лоуренс (2021). «Гравюра Фламмариона и ее символический потенциал». Психологические перспективы . 64 (4): 562–580. дои : 10.1080/00332925.2021.2044173 .
- ^ https://www.psychologytoday.com/intl/blog/the-athletes-way/201904/one-mystical-psychedelic-trip-can-trigger-lifelong-benefits
- ^ Эрнст Циннер, в Börsenblatt для немецкой книжной торговли , Франкфурт, 18 марта 1957 г.
- ^ Бруно Вебер, «Ubi caelum terrae se coniungit: древний очерк построения мира Камиллой Фламмарионом», Ежегодник Гутенберга , стр. 381-408 (1973), онлайн-ссылка . Архивировано 2 июля 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Джозеф Эшбрук, «Астрономический альбом для вырезок: об астрономической гравюре на дереве», Sky & Telescope , 53 (5), стр. 356-407, май 1977 г.
- ^ Фламмарион, Камилла (1873). Атмосфера . Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 103 .
- ^ Фламмарион, Камилла (1872). Атмосфера: описание великих явлений Природы . Париж: Хашетт. п. 138 .
- ^ Фламмарион, Камилла (1865). Воображаемые миры и реальные миры . Пэрис: Дидье. п. 246 .
- ^ Росвейде, Гериберт; Минь, Жак-Поль (1860). винограда Первая книга отцов Париж п. 415
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Легенду о святом Макарии можно прочитать в английском переводе в Vitae Patrum. Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine .
- ^ Фламмарион, Камилла (1865). Воображаемые миры и реальные миры . Пэрис: Дидье. п. 328 .
- ^ Фламмарион, Камилла (1872). История Неба . Париж: Лаур. п. 299 .
небо земля плечи Фламмарион.
- ^ Ла Мот Ле Вайер, Франсуа (1662). Произведения Франсуа де Ламота Ле Вайера, Том 3 . Париж. п. 777.
- ^ Эстев, Пьер (1755). Общая и частная история астрономии . Париж. п. 242.
- ^ Фламмарион, Камилла (1884). Земли Небесные . Париж: К. Марпон и Э. Фламмарион. п. 395 .
- ^ Куруц, Стивен (28 октября 2019 г.). «Радость Куки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 мая 2021 года . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Дэвид Сэндисон: Рокеры Окстоби , стр. 44 - Phaidon/Oxford, 1978
- ↑ Lorebook , бокс-сет Spelljammer 1989, «Предисловие» Джеффа Грабба : «Но если космос функционирует нормально, как (например) созвездия Кринна движутся, не портя другие планеты? Зеб Кук вытащил несколько средневековых гравюр на дереве, изображающих проходящего путешественника. через сферы мира, чтобы обнаружить солнце и планеты на рельсах, и вместе с этим родилась идея хрустальных оболочек. Каждая фантастическая солнечная система могла иметь свое собственное расположение и правила, будучи при этом частью большего целого».
- ^ де Карвальо, Олаво (1995). Сад страданий - От Эпикура до воскресения Цезаря: эссе о материализме и гражданской религии (на бразильском португальском языке) (изд. электронной книги). Кампинас: см. редакционную статью. стр. §20. ISBN 978-85-67394-53-4 .
- ^ «Большой взрыв, космос и жизнь — Харальд Леш и Йозеф М. Гасснер» . Большой взрыв, космос и жизнь . Архивировано из оригинала 07 января 2018 г. Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ «Кэт Стивенс, 1970–71» . Архивировано из оригинала 23 мая 2021 г. Проверено 23 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Георг Пиз: «Например; анонимная гравюра на дереве без даты». Архивировано 2 декабря 2008 г. в Wayback Machine . (на немецком языке)