Jump to content

Гравюра Фламмариона

Путешественник заглядывает в отверстие в небесном своде на этой иллюстрации из книги Камиля Фламмариона « Атмосфера: народная метеорология» (Париж: Hachette, 1888), с. 163

Гравюра «Фламмарион» гравюра на дереве неизвестного художника. Его первое задокументированное появление находится в книге L'atmosphère: météorologie populaire («Атмосфера: популярная метеорология»), опубликованной в 1888 году французским астрономом и писателем Камилем Фламмарионом . [1] [2] Некоторые авторы 20-го века считали это произведением искусства либо средневековья , либо эпохи Возрождения , но в настоящее время существует мнение, что это иллюстрация 19-го века, имитирующая старые художественные стили и темы. [1]

На иллюстрации изображен человек, одетый как паломник в длинное одеяние и несущий трость, достигший точки, где плоская Земля встречается с небосводом . Паломник становится на колени и пропускает голову, плечи, правую руку и верхнюю часть трости через отверстие на небосводе, которое изображено закрытым изнутри звездами, Солнцем и Луной. За небом паломник находит чудесное царство кружащихся облаков, огней и солнц. Один из элементов космической машины напоминает традиционные живописные изображения «колеса в середине колеса », описанного в видениях еврейского пророка Иезекииля . [1]

Гравюру на дереве часто, но ошибочно, называют гравюрой на дереве . [1] Его широко использовали как метафорическую иллюстрацию научных или мистических поисков знаний. [1] [3] Совсем недавно его также стали использовать для обозначения психоделического опыта. [4]

Атрибуция

[ редактировать ]
Ганс Гольбейн Младший , видение Иезекиилем Бога, четырёх живых существ и колеса внутри колеса , опубликовано в Historiarum veteris Instrumenti Icones ad vivum expressae (1538).

В начале 20 века ученый Хайнц Штраус датировал изображение периодом 1520–30 годов, а Генрих Реттингер предположил, что оно было сделано в 1530–1560 годах. [1] В 1957 году историк астрономии Эрнст Циннер заявил, что изображение датируется периодом немецкого Возрождения , но ему не удалось найти ни одной версии, опубликованной ранее 1906 года. [5] Тот же образ использовал психоаналитик Карл Юнг в своей книге 1959 года « Летающие тарелки: современный миф о вещах, увиденных в небе» . Юнг предположил, что это изображение было гравюрой розенкрейцеров 17 века. [3] Выдающийся историк искусства Эрвин Панофски также считал, что иллюстрация относится к 17 веку, а его коллега Эрнст Гомбрих считал ее современной. [1] В 1970 году соратница Юнга Мария-Луиза фон Франц воспроизвела и обсудила это изображение в своей книге « Число и время» , где оно было озаглавлено «Дыра, открытая вечности, духовный паломник, открывающий другой мир». [3] Фон Франц предположил, что изображение может быть гравюрой на дереве XIX века. [3]

Изображение было найдено в книге Фламмариона Артуром Биром , астрофизиком и историком немецкой науки из Кембриджа , и независимо Бруно Вебером, куратором отдела редких книг в центральной библиотеке Цюриха . [6] Вебер утверждал, что работа представляет собой композицию изображений, характерных для разных исторических периодов, и что она была сделана с помощью резца — инструмента, используемого для гравировки по дереву только с конца 18 века. [1]

Бруно Вебер и Джозеф Эшбрук утверждали, что изображение небесного свода, отделяющего плоскую Землю от внешнего мира, на гравюре Фламмариона, возможно, было вдохновлено этой гравюрой на дереве из Себастьяна Мюнстера 1544 «Космографии» года.

Фламмарион в возрасте двенадцати лет поступил в ученики к граверу в Париже , и считается, что многие иллюстрации к его книгам были гравированы по его собственным рисункам, вероятно, под его руководством. Поэтому вполне вероятно, что изображение создал сам Фламмарион, хотя доказательства этого остаются неубедительными. Как и большинство других иллюстраций в книгах Фламмариона, гравюра не имеет указания авторства. Хотя Фламмарион иногда называют подделкой или мистификацией, он не характеризует гравюру как гравюру на дереве средневековья или эпохи Возрождения, а ошибочная интерпретация гравюры как более старой работы произошла только после смерти Фламмариона. Декоративная кайма вокруг гравюры явно несредневековая, и только после ее обрезки стала возможна путаница в историческом происхождении изображения.

По мнению Бруно Вебера и астронома Джозефа Эшбрука , [7] изображение сферического небесного свода, отделяющего Землю от внешнего царства, похоже на иллюстрацию, с которой начинается первая глава » Себастьяна Мюнстера , «Космографии впервые опубликованной в 1544 году, книги, которую, возможно, имел Фламмарион, ярый библиофил и коллекционер книг. принадлежащий. [1] Однако в 2002 году Ганс Герхард Зенгер, эксперт по творчеству Николая Кузанского , выступил против того, что изображение было впервые создано Фламмарионом. [1]

Контекст в книге Фламмариона

[ редактировать ]

В книге Фламмариона «Атмосфера: народная метеорология» изображение сопровождается подписью на французском языке, которая переводится как:

Миссионер Средневековья рассказывает, что нашел точку соприкосновения неба и Земли... [2]

Иллюстрация относится к тексту на развороте (стр. 162), что также поясняет намерение автора использовать ее в качестве иллюстрации:

Ясно ли небо или облачно, оно всегда кажется нам имеющим форму эллиптической арки; Далеко не имеющий формы круглой арки, он всегда кажется сплющенным и вдавленным над нашими головами и постепенно удаляющимся к горизонту. Наши предки воображали, что этот синий свод на самом деле был тем, чем они могли себе представить на первый взгляд; но, как замечает Вольтер , это примерно так же разумно, как если бы шелковичный червь принял свою паутину за пределы вселенной. Греческие астрономы представляли его состоящим из твердого кристаллического вещества; и совсем недавно, во времена Коперника , большое количество астрономов считали, что оно твердое, как листовое стекло. Латинские поэты помещали божества Олимпа и величественный мифологический двор на этом своде, над планетами и неподвижными звездами. До познания того, что Земля движется в пространстве и что пространство повсюду, богословы установили Троицу в эмпиреях , прославленное тело Иисуса, тело Девы Марии, ангельская иерархия , святые и все небесное воинство... Наивный средневековый миссионер даже рассказывает нам, что в одном из своих путешествий в поисках земного рая он достиг горизонта, где встречаются земля и небо. , и что он обнаружил некую точку, где они не были соединены вместе, и где, согнув плечи, он прошел под кров небес... [8]

Тот же абзац уже появлялся без сопровождающей гравюры в более раннем издании текста, опубликованного под названием « L'atmosphère:scription des grands phénomènes de la Nature» («Атмосфера: описание великих явлений природы», 1872 г.). ). [9] Соответствие между текстом и иллюстрацией настолько близко, что кажется, что одно основано на другом. Если бы Фламмарион знал о гравюре 1872 года, маловероятно, чтобы он исключил ее из издания того года, которое уже было богато иллюстрировано. Таким образом, более вероятный вывод состоит в том, что Фламмарион заказал гравюру специально для иллюстрации этого конкретного текста, хотя это не было окончательно установлено.

Возможные литературные источники

[ редактировать ]

Идея контакта Земли с твердым небом неоднократно появляется в ранних работах Фламмариона. Комментаторы предположили различные литературные отрывки, которые могли напрямую мотивировать композицию изображения на гравюре Фламмариона. К ним относятся средневековая легенда о святом Макарии Римлянине, письма Франсуа де Ла Мота Ле Вайера 17 века и классический аргумент в пользу бесконечности пространства, приписываемый Архиту Тарентскому (другу философа Платона ).

Легенда о святом Макарии

[ редактировать ]

В своей книге «Les mondes imaginaires et les mondes réels » («Воображаемые миры и реальные миры», 1864) Фламмарион цитирует легенду о христианском святом Макарии Римлянине, которую он датирует VI веком. Эта легенда включает в себя историю трех монахов (Теофила, Сергия и Гигина), которые «желали обнаружить точку соприкосновения неба и земли». [10] (на латыни: там, где небо соединяется с землей ). [11] После рассказа легенды [12] он отмечает, что «предшествовавшие монахи надеялись попасть на небеса, не покидая земли, найти «место, где соприкасаются небо и земля» и открыть таинственные врата, отделяющие этот мир от другого. Таково космографическое представление о Вселенная — это всегда земная долина, увенчанная куполом небес».

В легенде о святом Макарии монахи на самом деле не находят места соприкосновения Земли и неба.

Письма Ле Вайера

[ редактировать ]

В «Воображаемых мирах» Фламмарион рассказывает другую историю:

Этот факт напоминает нам историю, которую Ле Вайер рассказывает в своих письмах . Оказывается, один отшельник , вероятно, родственник отцов-пустынников Востока, хвастался, что дошел до края света и был вынужден ссутулить плечи из-за соединения неба и неба. Земля в том далеком месте. [13]

Фламмарион также упомянул ту же историю, почти в тех же словах, в своей Histoire du Ciel («История неба»):

«У меня в библиотеке есть, — перебил депутат, — очень любопытная работа: письма Левайера. Помню, я читал там о добром отшельнике, который хвастался, что побывал «на краю земли» и был вынужден ссутулил плечи из-за соединения неба и земли на этом краю». [14]

Упомянутые « Письма » представляют собой серию коротких эссе Франсуа де Ла Мота Ле Вайера . В письме 89 Ле Вайер, упомянув описании пренебрежительное мнение Страбона об Пифеем региона на крайнем севере, где земля, море и воздух, казалось, смешались в одно студенистое вещество, добавляет:

Этот добрый отшельник, хваставшийся тем, что побывал на краю света, также сказал, что ему пришлось низко наклониться из-за соединения неба и земли в этой далекой области. [15]

Ле Вайер не уточняет, кем был этот «ведущий», а также не приводит дополнительных подробностей об этой истории или ее источниках. Комментарий Ле Вайера был расширен Пьером Эстевом в его Histoire Generale et Particuliere de l'astronomie («Общая и частная история астрономии», 1755 г.), где он интерпретирует заявление Ле Вайера (без указания авторства) как утверждение, что Пифей «прибыл на углу неба, и был вынужден наклониться, чтобы не прикоснуться к нему». [16]

Соединение рассказа о святом Макарии с высказываниями Ле Вайера, по-видимому, принадлежит самому Фламмариону. Это также появляется в его Les terres du ciel («Земли неба»):

Что касается границ (Земли)... некоторые монахи десятого века нашей эры, смелее остальных, говорят, что, совершая путешествие в поисках земного рая, они нашли точку, где небо и прикосновение земли, и им даже пришлось опустить плечи! [17]

Аргумент Архита

[ редактировать ]

Историк науки Стефано Гаттей утверждал, что изображение на гравюре напрямую вдохновлено аргументом в пользу бесконечности пространства, выдвинутым древнегреческим математиком Архитом из Тарента. Гаттей цитирует версию этого аргумента, приведенную в комментарии Аристотеля « Физике » к Симплиция Киликийского , написанном в VI веке нашей эры:

Но Архит, по словам Евдема , поставил вопрос так: «Если бы я оказался на краю, например на небе неподвижных звезд, мог бы я протянуть руку или трость, или нет? абсурдно, что я не смог его растянуть; но если я растяну его, то то, что находится снаружи, будет либо телом, либо местом (как мы увидим, это не имеет значения). вновь выбранный предел в каждом случае и снова задавать тот же вопрос. А если всегда есть что-то еще, во что протягивается палка, то оно, очевидно, тоже будет неограниченным. [1]

Более поздние использования и интерпретации

[ редактировать ]

1970-е годы

[ редактировать ]

Первая опубликованная цветная версия была сделана Робертой Вейр и распространена издательством Berkeley's Print Mint в 1970 году. [ нужна ссылка ] Это цветное изображение породило большинство современных вариаций, последовавших с тех пор. [ нужна ссылка ] На пластинке Донована 1973 года «Cosmic Wheels » на внутренней обложке использовалась расширенная черно-белая версия (художник добавил элементы, расширяющие изображение, чтобы оно соответствовало пропорциям обложки пластинки). Изображение также появилось в книге Дерека и Джулии Паркер «Тайный язык дней рождения» с этим изображением. «Совершенный астролог» (стр. 25) в 1971 году. В 1994 году была опубликована книга Гэри Гольдшнайдера и Йоста Элфферса [18]

Изображение было воспроизведено на титульном листе партитуры книги Брайана Фернихо «Транзит: шесть сольных голосов и камерный оркестр», опубликованной издательством Edition Peters в 1975 году.

Британский художник Дэвид Окстоби сделал рисунок, вдохновленный гравюрой Фламмариона ( «Духовный паломник »), на котором изображено лицо Дэвида Боуи возле правого поля рисунка, где должно быть Солнце. На рисунке Дэвида Окстоби слева не изображен ползучий человек. [19]

1980–2000-е годы

[ редактировать ]

Гравюра Фламмариона появилась на обложке Дэниела Дж. Бурстина бестселлера «Первооткрыватели» , опубликованного в 1983 году. Другие книги, посвященные науке, в которых она использовалась в качестве иллюстрации, включают «Математический опыт » (1981) Филипа Дж. Дэвиса и Рубена. Херш , «Материя, пространство и движение: теории в древности и их продолжение» (1988) Ричарда Сорабджи , «Парадоксы свободы воли » (2002) Гюнтера Стента и «Децентрирование Земли: Коперник и о вращениях небесных сфер» (2006) Уильям Т. Воллманн . Некоторые книги, посвященные мистицизму, в которых также использовалась гравюра, включают «Любовь и закон» (2001) Эрнеста Холмса и «Гностицизм: новый свет на древнюю традицию внутреннего познания» (2002) Стефана А. Хёллера .

1989 года в Dungeons & Dragons Действие Spelljammer было во многом вдохновлено гравюрой Фламмариона по предложению Дэвида «Зеба» Кука . [20]

Бразильский писатель Олаво де Карвальо воспроизвел гравюру в своей книге 1995 года O Jardim das Aflições («Сад страданий»), предложив ее как пример взглядов эпохи Возрождения на духовный мир, которые он критиковал: «паломник уклоняется от мирского». сфера», оставив деревья и цветы, Солнце и Луну, птиц и звезды, чтобы проникнуть в чудесное царство духа, состоящее из каких-то жалких шестеренок, скрытых среди клочков облаков!» [21]

2010-е годы

[ редактировать ]

Интерпретация изображения была использована для анимационного эпизода о космологическом видении Джордано Бруно на премьере 9 марта 2014 года сериала « Космос: Пространственно-временная одиссея» , ведущим которого выступил астрофизик Нил де Грасс Тайсон .

В немецкоязычном видеосериале «Von Aristoteles zur Stringtheorie» («От Аристотеля до теории струн»), который размещен на YouTube и спродюсирован Urknall, Weltall и das Leben , [22] и в качестве лектора выступает профессор Йозеф Гасснер, в качестве логотипа была выбрана цветная гравюра Фламмариона, но мужчина смотрит на фон, наполненный важными уравнениями физики.

2020-е годы

[ редактировать ]

Совсем недавно, в мае 2021 года, интерпретация изображения была представлена ​​в выпущенной ограниченным тиражом книге Юсуфа/Кэт Стивенс . [23]

Никлас Окерблад, также известный как Эль Уэрво, в октябре 2021 года выпустил альбом под названием «Flammarion», в котором на обложке альбома изображена интерпретация оригинальной гравюры Фламмариона.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гаттей, Стефано (2014). «Оригинальная подделка: закрытие дебатов по гравюре Фламмариона». В Беретте, Марко; Конфорти, Мария (ред.). Фейки!?: Мистификации, подделки и обман в науке раннего Нового времени . Сагамор-Бич: Публикации по истории науки / США. п. 206–265. ISBN  978-0881354959 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Фламмарион, Камилла (1888). Атмосфера: Популярная метеорология . Париж: Хашетт. п. 163. Текст также доступен здесь. Архивировано 12 мая 2011 г. на Wayback Machine .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Браун, Лоуренс (2021). «Гравюра Фламмариона и ее символический потенциал». Психологические перспективы . 64 (4): 562–580. дои : 10.1080/00332925.2021.2044173 .
  4. ^ https://www.psychologytoday.com/intl/blog/the-athletes-way/201904/one-mystical-psychedelic-trip-can-trigger-lifelong-benefits
  5. ^ Эрнст Циннер, в Börsenblatt для немецкой книжной торговли , Франкфурт, 18 марта 1957 г.
  6. ^ Бруно Вебер, «Ubi caelum terrae se coniungit: древний очерк построения мира Камиллой Фламмарионом», Ежегодник Гутенберга , стр. 381-408 (1973), онлайн-ссылка . Архивировано 2 июля 2023 г. в Wayback Machine .
  7. ^ Джозеф Эшбрук, «Астрономический альбом для вырезок: об астрономической гравюре на дереве», Sky & Telescope , 53 (5), стр. 356-407, май 1977 г.
  8. ^ Фламмарион, Камилла (1873). Атмосфера . Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 103 .
  9. ^ Фламмарион, Камилла (1872). Атмосфера: описание великих явлений Природы . Париж: Хашетт. п. 138 .
  10. ^ Фламмарион, Камилла (1865). Воображаемые миры и реальные миры . Пэрис: Дидье. п. 246 .
  11. ^ Росвейде, Гериберт; Минь, Жак-Поль (1860). винограда Первая книга отцов Париж п. 415 {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. Легенду о святом Макарии можно прочитать в английском переводе в Vitae Patrum. Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine .
  13. ^ Фламмарион, Камилла (1865). Воображаемые миры и реальные миры . Пэрис: Дидье. п. 328 .
  14. ^ Фламмарион, Камилла (1872). История Неба . Париж: Лаур. п. 299 . небо земля плечи Фламмарион.
  15. ^ Ла Мот Ле Вайер, Франсуа (1662). Произведения Франсуа де Ламота Ле Вайера, Том 3 . Париж. п. 777.
  16. ^ Эстев, Пьер (1755). Общая и частная история астрономии . Париж. п. 242.
  17. ^ Фламмарион, Камилла (1884). Земли Небесные . Париж: К. Марпон и Э. Фламмарион. п. 395 .
  18. ^ Куруц, Стивен (28 октября 2019 г.). «Радость Куки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 мая 2021 года . Проверено 23 мая 2021 г.
  19. ^ Дэвид Сэндисон: Рокеры Окстоби , стр. 44 - Phaidon/Oxford, 1978
  20. Lorebook , бокс-сет Spelljammer 1989, «Предисловие» Джеффа Грабба : «Но если космос функционирует нормально, как (например) созвездия Кринна движутся, не портя другие планеты? Зеб Кук вытащил несколько средневековых гравюр на дереве, изображающих проходящего путешественника. через сферы мира, чтобы обнаружить солнце и планеты на рельсах, и вместе с этим родилась идея хрустальных оболочек. Каждая фантастическая солнечная система могла иметь свое собственное расположение и правила, будучи при этом частью большего целого».
  21. ^ де Карвальо, Олаво (1995). Сад страданий - От Эпикура до воскресения Цезаря: эссе о материализме и гражданской религии (на бразильском португальском языке) (изд. электронной книги). Кампинас: см. редакционную статью. стр. §20. ISBN  978-85-67394-53-4 .
  22. ^ «Большой взрыв, космос и жизнь — Харальд Леш и Йозеф М. Гасснер» . Большой взрыв, космос и жизнь . Архивировано из оригинала 07 января 2018 г. Проверено 13 марта 2018 г.
  23. ^ «Кэт Стивенс, 1970–71» . Архивировано из оригинала 23 мая 2021 г. Проверено 23 мая 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfb722d2ba5a69ef12fb93a10c01c928__1717364460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/28/bfb722d2ba5a69ef12fb93a10c01c928.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Flammarion engraving - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)