Блю Джей Уэй
"Путь Блю Джей" | |
---|---|
![]() Лицевая этикетка британского EP 1967 года | |
Песня Битлз | |
из EP и альбома Magical Mystery Tour | |
Выпущенный | |
Записано | 6–7 сентября и 6 октября 1967 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | |
Длина | 3 : 54 |
Этикетка | Парлофон (Великобритания), Капитолий (США) |
Автор(ы) песен | Джордж Харрисон |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
Музыкальное видео | |
"Blue Jay Way" на YouTube |
« Blue Jay Way » — песня английской рок- группы The Beatles . Написанный Джорджем Харрисоном и альбоме группы Magical Mystery Tour , он был выпущен в 1967 году на EP . Песня была названа в честь улицы на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе, где Харрисон останавливался в августе 1967 года, незадолго до посещения района Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. В текстах запечатлено ожидание Харрисоном музыкального публициста Дерека Тейлора, чтобы найти дорогу к Блу-Джей-Уэй через окутанные туманом холмы, в то время как Харрисон изо всех сил пытался не заснуть после перелета из Лондона в Лос-Анджелес.
Как и некоторые композиции Харрисона того периода, "Blue Jay Way" включает в себя аспекты индийской классической музыки , хотя Битлз использовали в треке только западные инструменты, включая похожую на дрон партию органа Хаммонда, которую сыграл Харрисон. период группы Созданный в психоделический , трек широко использует такие студийные техники, как флэнжер , эффект вращения Лесли и перевернутые звуки ленты. Песня появилась в телевизионном фильме «Битлз» 1967 года «Magical Mystery Tour» в эпизоде, который визуально воссоздает ощущение туманности и неупорядоченности, очевидное на записи.
Хотя некоторые рецензенты назвали песню монотонной, некоторые другие восхитились ее тоскливым качеством и мрачным музыкальным настроением. Веб-сайт Consequence of Sound описывает "Blue Jay Way" как "хитовый дом с привидениями, добавляющий неземные, жуткие мифы в Город ангелов". [3] В число исполнителей, сделавших кавер на эту песню, входят Бад Шэнк , Колин Ньюман , Трейси Бонэм и Siouxsie and the Banshees .
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ]
Джордж Харрисон написал «Blue Jay Way» после прибытия в Лос-Анджелес 1 августа 1967 года со своей женой Патти Бойд. [4] и «Битлз» помощники Нил Аспиналл и Алекс Мардас . [5] Целью поездки было провести неделю с Дереком Тейлором . [6] бывший пресс-атташе Битлз и будущий публицист калифорнийских групп, таких как Byrds и Beach Boys . [7] Визит также позволил Харрисону воссоединиться со своим на ситаре учителем игры Рави Шанкаром . [8] чья музыкальная школа Киннара [9] и предстоящий концерт в Hollywood Bowl, который он помог рекламировать. [6] [10]
Я сказал [Дереку Тейлору] по телефону, что дом находится на Блу-Джей-Уэй… Был туман, и он наступал все позже и позже. Чтобы не заснуть, просто ради шутки, чтобы заполнить время, я написал песню о том, как жду его в Блю-Джей-Уэй. В углу арендованного дома стоял маленький орган Hammond… Я повозился с этим, и песня появилась. [11]
– Джордж Харрисон Хантеру Дэвису , 1968 год.
Название песни взято из названия улицы Блю-Джей-Уэй, одной из «птичьих улиц» высоко в западном районе Голливудских холмов с видом на Сансет-Стрип . [12] где Харрисон снял дом по адресу Блю Джей Уэй, 1567. [13] для его пребывания. [14] Из-за смены часовых поясов после перелета из Лондона он начал писать композиции на органе Hammond. [15] [16] пока он и Бойд ждали, пока к ним присоединятся Тейлор и жена последнего, Джоан. [17] Расположение дома на склоне холма с узкими извилистыми дорогами вместе с туманом той ночи создало фон для первых строк песни: «На Лос-Анджелесе туман / И мои друзья заблудились». [18] К моменту прибытия Тейлоров Харрисон почти закончил песню. [19] примерно на два часа позже запланированного. [20]
Неделя с Тейлором оказалась важной для направления «Битлз». [21] В разгар Лета любви и популярности группы Sgt. Альбом группы Pepper's Lonely Hearts Club Band , [22] Харрисон, Тейлор и их небольшая свита посетили международную «столицу хиппи» Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. [23] 7 августа. [24] Харрисон ожидал встретить просвещенное сообщество, занимающееся художественными занятиями. [25] [26] и работа над созданием жизнеспособного альтернативного образа жизни; [27] [28] вместо этого он был разочарован тем, что в Хейт-Эшбери проживают наркоманы, бросившие учебу и «лицемеры». [29] [30] После его возвращения в Англию два дня спустя, [24] Харрисон завершил работу над «Blue Jay Way» у себя дома в Эшере . [15] и он поделился своим разочарованием по поводу Хейт-Эшбери с Джоном Ленноном . [28] Затем «Битлз» публично осудили популярный галлюциноген ЛСД (или «кислоту») и другие наркотики. [6] в пользу Трансцендентальной Медитации под руководством Махариши Махеша Йоги , чей семинар в Бангоре в Уэльсе группа посетила в конце августа. [31] [32] Отмечая роль Харрисона в «вдохновлении массового знакомства Запада с индуистской религией» благодаря его лидерству в этом аспекте карьеры Битлз, автор Ян Макдональд описывает «Blue Jay Way» как «прощание с психоделией», точно так же, как « It’s All Too Much », которую «Битлз» записали в мае 1967 года. [33] стал «прощанием с кислотой» Харрисона. [34]
Состав
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]«Blue Jay Way» была одной из нескольких песен, которые Харрисон сочинил на клавишных в 1966–68 годах — в период, когда, помимо работы с «Битлз», он отказался от своего первого инструмента, гитары, чтобы освоить ситар. [35] [36] частично под опекой Шанкара. [37] [38] Песня всюду в размере 4/4 ; его структура состоит из вступления, трех комбинаций куплета и припева, за которыми следуют повторяющиеся припевы. [39] В то время как Макдональд дает музыкальную тональность как «до мажор (минор, уменьшенный)», [40] музыковед Алан Поллак рассматривает его как смесь до мажор и модального до и комментирует «весьма необычное» включение нот D ♯ и F ♯ . [39] Включение последней ноты предполагает лидийский лад . [41] который, по словам музыковеда Уолтера Эверетта , раньше можно было услышать только в популярной музыке в сингле Left Banke 1966 года " Pretty Ballerina ". [42]

Мелодия песни колеблется на аккордах до мажор и уменьшенных до . [43] [44] аккорд, который Харрисон предпочитал в своих индийской музыкой . композициях для Битлз, вдохновленных [45] Признавая заявление Харрисона о том, что мелодия «немного индийская», [17] Эверетт считает, что «Blue Jay Way» связана с Косаламом и Мултани — рагами соответственно из карнатикской и хиндустанской традиций индийской классической музыки . [46] Альтернативно, этномузыколог Дэвид Рек говорит, что в мелодии используется гамма из карнатической раги Ранджани : [47] в то время как, по словам автора Саймона Ленга, Харрисон частично основал песню на хиндустани Рага Марва . [48] [номер 1] После включения вступления в стиле раги (или алапа ) в его предыдущие индийские композиции « Love You To » и « Внутри тебя без тебя », [50] "Blue Jay Way" начинается с предварительного просмотра мелодии песни, тихо играемой в свободное время поверх вступительного гудения . [39] [номер 2] Автор Ян Инглис считает, что включение в песню эмбиентного дрона, особенно его роль в обеспечении «точки опоры для вокальной и инструментальной импровизации», является одним из первых примеров музыкального приема, который вскоре стал преобладающим в творчестве Fairport Convention , the Incredible. Струнный оркестр и другие народные артисты. [51]
Длина куплета не достигает даже восьми тактов из-за отсутствия финальной доли. Поллак считает, что эта деталь отражает чувство нетерпения, соответствующее обстоятельствам создания песни. [39] После третьей комбинации куплета и припева заключительная часть состоит из четырех раундов припева, а текст финального раунда состоит из повторяющегося припева «Не задерживайся». Особенностью, которую Поллак называет «композиционно впечатляющей», является то, что каждая из четырех частей этого финала различается по структуре: она либо короче по длине, либо менее музыкально детализирована. [39]
Тексты песен
[ редактировать ]Текст песни «Blue Jay Way» полностью относится к ситуации Харрисона в ту первую ночь в Лос-Анджелесе. [52] Он говорит о борьбе со сном и вспоминает свой совет Тейлору спросить у полицейского дорогу до Блу-Джей-Уэй. [53] Автор Джонатан Гулд считает эту песню «мрачно смешной», а беспокойство певца по поводу опозданий своих друзей почти напоминает «метафизический кризис». [52] В припевах Харрисон неоднократно призывает: «Пожалуйста, не задерживайтесь / Пожалуйста, не задерживайтесь очень долго». [54] припев, который Инглис считает центральным в «необычайном чувстве тоски и меланхолии» композиции. [21]
Позже Тейлор выразил удивление тем, как некоторые комментаторы интерпретировали слово «не задерживайся» как означающее «не принадлежи» - послание западной молодежи отказаться от общества - и как фраза «И мои друзья заблудились» предположительно передал идею о том, что «целое поколение потеряло направление». [19] Что касается того, говорил ли Харрисон современным слушателям «не принадлежать», пишет Инглис, то это «альтернативное прочтение» песни соответствует крылатой фразе Тимоти Лири , посвященной американскому психоделическому опыту 1960-х годов: « Включись, настройся, брось ». . [55] [номер 3] По мнению Гулда, постоянное повторение строки в конце «Blue Jay Way» превращает слова в «призыв к непривязанности – «не принадлежи » ». [52] Однако вместо того, чтобы придавать этому какое-либо контркультурное значение, Гулд рассматривает это как повторение Битлз игры слов, впервые использованной в припеве песни Леннона 1963 года « It Won't Be Long ». [57]
Производство
[ редактировать ]Запись
[ редактировать ]The Beatles начали записывать "Blue Jay Way" 6 сентября 1967 года в студии EMI (ныне Abbey Road Studios ) в Лондоне. [58] [59] Песня была вкладом Харрисона в телевизионный фильм Magical Mystery Tour . [60] [61] первый проект группы после смерти их менеджера Брайана Эпштейна . [62] [63] [номер 4] Автор Николас Шаффнер описывает "Blue Jay Way" как первую запись Битлз, написанную Харрисоном, на которой он "адаптировал [редактировал] некоторые из своих индийских идей к более западной обстановке" посредством выбора музыкальных инструментов. [65] В аранжировке песни орган Hammond воссоздает гул тамбура . [65] в то время как виолончель выступает в роли индийского сарода . [66]
Группа добилась удовлетворительного ритм-трека за один дубль. [59] [61] 7 сентября эта запись, состоящая из двух партий органа, бас-гитары и ударных, была сокращена до двух треков на 4-дорожечной мастер-ленте , после чего Харрисон наложил свой двухдорожечный ведущий вокал, а он, Леннон и Пол Маккартни добавили аккомпанемент. вокал. [61] Среди биографов Битлз Макдональд считает Харрисона единственным органистом в этой песне. [43] а Кеннет Вомак и Джон Уинн пишут, что Леннон играл вторую клавишную партию. [61] [67] [номер 5] Запись была завершена на Abbey Road 6 октября с добавлением бубна в исполнении Ринго Старра . [16] и виолончель. [68] [69] Последнее исполнил неназванный сессионный музыкант. [16] [69] Как и все песни, записанные для Magical Mystery Tour , [70] окончательное смешивание было проведено 7 ноября. [46]
Студийные эффекты
[ редактировать ]"Blue Jay Way" включает в себя широкое использование трех студийных техник, применявшихся Битлз в 1966–67 годах: [16] [53] флэнжер , эффект задержки звука; [71] вращение звукового сигнала через динамик Лесли ; [61] и (только в стереомиксе ) перевернутые ленты. [46] Историк группы "Битлз" Марк Льюисон сравнивает "Blue Jay Way" с двумя треками Леннона того периода, " Strawberry Fields Forever " и " I Am the Walrus ", поскольку в записи "ухватились все студийные хитрости и технические достижения 1966 и 1967 годов и запечатлел их в одной песне». [59] [номер 6] Вместе с педальным гулом, создаваемым партиями клавишных, различные звуковые обработки усиливают ощущение дислокации, очевидное в песне. [43]
В случае техники перевернутой ленты запись законченного трека воспроизводилась задом наперед и постепенно появлялась в ключевые моменты выступления. [72] Этот эффект создал реакцию на ведущий вокал Харрисона в куплетах, поскольку бэк-вокал, кажется, отвечает каждой строчке, которую он поет. [46] Из-за ограничений мультитрекинга процесс подачи перевернутых звуков выполнялся вживую во время финального сеанса микширования. [72] Описанный Льюисоном как «весьма проблематичный», [70] процесс не повторялся, когда «Битлз» и их продюсерская группа работали над мономиксом . [72]
Появление в Magical Mystery Tour фильме
[ редактировать ]Учитывая зловещее прочтение Тейлора и его окружения, «сбивающихся с пути», было легко предположить, что Харрисон не говорил буквально, а проповедовал идею духовной потерянности ... Magical Mystery Tour, похоже, поддерживает эту точку зрения, формулируя Харрисон поет песню в позе медитации, преломленной через психоделическую призму. [73]
– Автор Кевин Курье , 2009 г.
Отрывок песни в Magical Mystery Tour был снят в основном на RAF West Malling базе ВВС недалеко от Мейдстона в Кенте . [74] в течение недели, начинающейся 19 сентября. [61] [номер 7] Описанный Вомаком как «туманный психоделический эпизод фильма», [76] в нем Харрисон сидит на тротуаре и играет на нарисованной мелом клавиатуре. [77] Одетый в красный костюм, [19] его показывают уличным музыкантом на обочине дороги; рядом с его клавиатурой находится белый пластиковый стаканчик и надпись, написанная мелом: «Две жены и ребенок, которых нужно поддержать». [78] Изображение Харрисона, сидящего, скрестив ноги, соответствовало его общественному имиджу как самого преданного из Битлз Трансцендентальной Медитации и Восточной философии. [79]

Съемки проходили в авиационном ангаре, а сцена была воссоздана в типичном смоговом Лос-Анджелесе. [80] Музыкальный журналист Кит О'Тул пишет, что дым, окружающий Харрисона, «почти поглотил его, имитируя «туман», описанный в текстах песен». [53] С помощью призматической фотографии [19] В отрывке «Blue Jay Way» также показано «изображение Харрисона, преломленное, как если бы его видели глазами мухи », по словам автора Алана Клейсона , который описывает сцену как отражение «необходимой туманной атмосферы», предложенной записью. [79] [номер 8] В своем предварительном просмотре Magical Mystery Tour в 1967 году NME выделил этот отрывок как один из «чрезвычайно умных» музыкальных эпизодов фильма, заявив: «В «Blue Jay Way» Джордж сидит, скрестив ноги, в потном тумане, который материализуется в разнообразие форм и узоров. Жаль, что большинство телезрителей смогут увидеть его только в черно-белом варианте». [82]

В других случаях четверо «Битлз» поочередно исполняют роли виолончелиста-солиста. [76] Эти сцены были сняты 3 ноября на заднем камне . [80] в Санни-Хайтс, доме Старра в Вейбридже , графство Суррей. [84] [85] Тони Бэрроу , пресс-атташе группы, вспомнил, что в качестве «красочного завершения» отрывка они запустили фейерверк, купленный для предстоящего празднования Ночи Гая Фокса . [80] Версия "Blue Jay Way", появившаяся на DVD Magical Mystery Tour 2012 года , представляет собой альтернативную редакцию и включает некоторые ранее неиспользованные кадры. [86] О'Тул восхищается эпизодом "Blue Jay Way" как "одним из немногих ярких моментов в фильме" и "идеальным представлением галлюцинаторных качеств трека". [53]
Выпуск и прием
[ редактировать ]"Blue Jay Way" была выпущена в Великобритании как последняя песня на двойном EP Magical Mystery Tour 8 декабря 1967 года. [87] [88] В Америке, где Capitol Records объединили шесть треков EP с пятью песнями, выпущенными на синглах группы в течение года, создав полноценный альбом. [89] [90] релиз состоялся 27 ноября. [91] Рек комментирует, что, несмотря на связь «Битлз» с Махариши и восточной культурой, только две из шести новых песен – «Blue Jay Way» и «I Am the Walrus» – напрямую отражают этот интерес. [92]
Рецензируя EP для NME , Ник Логан назвал его «Сержант Пеппер и не только, направляясь к чудесным местам», во время которого «мы путешествуем по Blue Jay Way», а [Харрисон] почти распевает припев. Начинается церковный орган. этот выключается и приводит нас в водоворот звуков..." [93] [94] Боб Добарн из Melody Maker похвалил пластинку как «шесть треков, к которым ни одна другая поп-группа в мире не могла приблизиться по оригинальности в сочетании с популярностью». [95] Он сказал, что "Blue Jay Way" имеет "необходимый восточный подтекст" и представляет собой "зловещую маленькую мелодию", из-за чего этот трек труднее всего оценить сразу. [96]
Среди рецензий на релиз в США Майк Ян из Saturday Review восхитился альбомом как «описанием индуистской философии, принятой Битлз, и ее последующим применением в повседневной жизни». [97] в то время как Hit Parader похвалил группу за дальнейшее «увеличение разрыва между ними и 80 миллионами других групп». Рецензент добавил, ссылаясь на одновременно изданный Их Сатанического Величества запрос Rolling Stones : «Мастера-волшебники практикуют свою алхимию на песне Харрисона «Blue Jay Way», записанной, возможно, в египетской гробнице, и «I Am The Walrus», кусочек ужаса, скрывающийся в туманных полуночных болотах. Эти две песни осуществили то, что пытались сделать «Стоунз». [98]
Ричард Гольдштейн из The New York Times сожалел об этом больше, чем сержант. Пеппер , саундтрек продемонстрировал отход Битлз от истинных рок-ценностей в пользу студийных эффектов, и он нашел искусственность в «дуновении туманной музыки», сопровождающем заявление Харрисона о том, что «Над Лос-Анджелесом стоит туман». Как это типично для последних песен Харрисона, Гольдштейн продолжил: "Blue Jay Way" была "наполнена захватывающими тонами и текстурами", но послание было запутанным и трудным, и он жаловался, что вокал был спет "[больше] наждачной бумагой, чем Сатори". ". [99] Рекс Рид в крайне неблагоприятном обзоре альбома для HiFi/Stereo Review сказал, что песня «состоит из трех минут и пятидесяти секунд, в которых Битлз звучат так, как будто они поют под водой или полоскают горло листероном », и назвал ее «скучной». как черт». [100] Напротив, Роберт Кристгау написал в Esquire , что, несмотря на то, что три новые песни были «разочаровывающими», Magical Mystery Tour «стоил купить… особенно ради гипнотической песни Харрисона «Blue Jay Way » . Кристгау описал трек как «адаптацию восточных ладов, в которой все работает, включая тексты». [101]
Ретроспективные оценки
[ редактировать ]Критик творчества Битлз сразу после выхода Sgt. Перец , [102] Ян Макдональд нашел "Blue Jay Way" "столь же несфокусированной и монотонной, как и большая часть произведений группы того периода", добавив, что песня "ошеломляюще не может преодолеть утомляющую скуку, которая ее вдохновила". [43] Написав для журнала Rolling Stone в 2002 году, Грег Кот назвал ее «одним из наименее запоминающихся треков [Харрисона] Битлз… песней, по сути, о скуке - и это звучит так». [103] Так же не впечатленный Magical Mystery Tour , Тим Райли описывает "Blue Jay Way" как песню, которая "утомительно никуда не ведет", с вокалом, который "звучит так же устало и монотонно", как и музыкальное сопровождение. [104] По мнению Уолтера Эверетта, сочетание необычных музыкальных гамм, перевернутого звука ленты и творческой инженерии делает трек «самым загадочным звучанием Битлз между «Strawberry Fields Forever» и « Glass Onion » , но тексты по сравнению с ним «скучны». [46]
Ян Инглис пишет, что эмоции, которые Харрисон передает в треке, «противоречат его явно тривиальному тексту» и что вместе с инструментами и бэк-вокалом его призывы «создают необычайно атмосферную и странно трогательную песню». [21] Крис Ингхэм, написавший для Rough Guides , считает эту песню «важнейшей битлмузыкой»; он считает его «самым запоминающимся и убедительным музыкальным вкладом Харрисона того периода» после «Внутри тебя без тебя», а также «возможно, самым нервирующим из всех треков Битлз». [105] В обзоре Mojo назвал за 2002 год Чарльз Шаар Мюррей эту песню «жуткой, змеиной» и «прекрасным и достойным компаньоном для Pepper ’s Within You Without You». [95] В статье для Uncut в том же году Кэрол Клерк назвала это «странно атмосферным триумфом». [106]
То, что могло быть простой сентиментальной песенкой, в ходе студийного процесса The Beatles превратилось в экзотическое, почти мистическое путешествие. Вокал Харрисона обрабатывался до тех пор, пока он не стал звучать так, как будто он исходил из могилы ... Записи назад, гудящие органы и виолончель в совокупности усилили восточную атмосферу - без использования ни одного индийского инструмента. [107]
– Питер Доггетт , 2001 г.
В своей книге «Индийская музыка и Запад » Джерри Фаррелл упоминает эту песню, обсуждая вклад ее автора в популяризацию индийской классической музыки. [108] пишет: «Свидетельством искреннего участия Харрисона в индийской музыке является то, что почти тридцать лет спустя «индийские» песни Битлз остаются одними из самых творческих и успешных примеров такого рода слияния - например, «Blue Jay Way». и « Внутренний . » свет [109] Саймон Ленг пишет о песне: «Харрисон работал на сложном уровне, экстраполируя индийские гаммы на западную обстановку, чего еще никто не делал… «Blue Jay Way» исследует структуры индийской музыки так же, как и «Внутри тебя без тебя». обсуждает свои философские корни». [44] Бывший Record Collector редактор Питер Доггетт , пишущий в Барри Майлза » «Дневнике Битлз , также восхищается записью, говоря, что «Битлз» превратили песню в «экзотическое, почти мистическое путешествие», которое вызывает таинственное восточное настроение, «без использования ни одного индийского инструмента». ". [107] Музыкальный критик Джим ДеРогатис песен Битлз ставит "Blue Jay Way" на 7-е место в своем списке лучших психоделических рок- . [2]
В обзоре Consequence of Sound за 2009 год Дэн Кэффри выделяет этот трек среди «звездных моментов первой половины альбома» и считает его «самой недооцененной песней Джорджа Харрисона». Кэффри добавляет: «Для произведения, вдохновленного простым ожиданием прибытия друга в его дом в Лос-Анджелесе туманной ночью, «Blue Jay Way» представляет собой хитовый дом с привидениями, добавляющий неземные, жуткие мифы к Город ангелов». [3] Написав для The AV Club , Чак Клостерман описывает эту песню как один из «самых триповых… материалов, когда-либо созданных [Битлз]». [110] в то время как Марк Кемп из Paste считает его «чудесно шатким». [111] Скотт Плагенхоф из Pitchfork включил "Blue Jay Way" в число четырех "скромных чудес" EP, заявив: "Немногие из них являются чьими-либо любимыми песнями Beatles... однако этот выпуск, кажется, достигает величия отчасти из-за что: это редкая часть потрясающей музыки Битлз, которая может показаться частной навязчивой идеей, а не постоянной частью нашей общей культуры». [112]
В 2001 году песня заняла 39-е место в Uncut . версии списке «50 величайших треков Битлз» по [ нужна ссылка ] Журнал Q включил его в свой список «500 величайших утраченных треков», опубликованный в 2007 году. [ нужна ссылка ] В 2018 году музыкальный коллектив Time Out London поставил «Blue Jay Way» на 46-е место в своем списке лучших песен Битлз. [113]
Кавер-версии и культурные отсылки
[ редактировать ]Лорд Ситар включил "Blue Jay Way" в свой альбом записей в индийском музыкальном стиле 1968 года под названием Lord Sitar . [114] [115] В качестве исполнителя был псевдоним лондонского сессионного гитариста Биг Джима Салливана . [116] хотя ходили слухи, что лорд Ситар на самом деле был самим Харрисоном, [114] [117] отчасти из-за отказа EMI /Capitol отклонить иск. [118] [номер 9] Также в 1968 году джазовый саксофонист и флейтист Бад Шанк , еще один соратник Рави Шанкара, [122] [123] записал песню для своего альбома Magical Mystery . [124]
«Blue Jay Way» — редкая песня «Битлз», выпущенная до их одноименного двойного альбома 1968 года , который Чарльз Мэнсон принял как часть своей теории надвигающейся социальной революции в Соединённых Штатах. [125] [126] сценарий, который привел к тому, что его последователи совершили серию убийств в Лос-Анджелесе летом 1969 года. [127] Находя параллели между текстами Битлз и Книгой Откровения и считая себя мессией , [128] [129] Мэнсон интерпретировал вступительный куплет и припев Харрисона как призыв Битлз к Иисусу Христу . [130]

Колин Ньюман , певец и гитарист пост-панк -группы Wire . [131] включил кавер на "Blue Jay Way" в свой сольный альбом Not To 1982 года . [132] В марте 2015 года эта песня была выбрана им для участия в NME опросе «100 величайших песен Битлз». Ньюман привел этот трек как пример того, как Битлз «должно серьезно относились к своему искусству» и почему теперь их «необходимо спасти из липких тисков индустрии культурного наследия». [133]
Borbetomagus выпустили концертную запись песни на своем альбоме 1992 года Buncha Hair That Long , версия, которая, как позже сказала Trouser Press , «могла бы легко воссоединить Битлз навсегда, если бы она была сыграна в присутствии выжившего трио». [134] В свой концертный альбом Seven Year Itch 2003 года Siouxsie and the Banshees включили прочтение, которое, по словам обозревателя The Guardian , «превратило [песню] в апокалиптический вой». [135] Среди других исполнителей, исполнивших кавер на "Blue Jay Way", - Трейси Бонэм из ее альбома 2007 года In the City + In the Woods . [136] и «Секретные машины» , версия которых появляется в Джули Теймор фильме «Через Вселенную» (2007). [76] Бывший Cars клавишник Грег Хоукс записал исполнение на гавайской гитаре для своего сольного альбома The Beatles Uke 2008 года . [137]

Опыт Харрисона при написании «Blue Jay Way» упоминается в Джонатана Келлермана романе «Одержимость» (2007), где главный герой Алекс Делавэр ждет среди «птичьих улиц» с видом на Сансет-Стрип. [138] Американская хип-хоп группа Death Grips включила перевернутый сэмпл "Blue Jay Way", а также цитату из текста песни в свой трек 2012 года "Double Helix", выпущенный на The Money Store . [139] альбом, который журнал Clash назвал звучащим как «пылающее небо разлагающейся империи Лос-Анджелеса». [140]
В интервью 2011 года музыкальный продюсер и радиоведущий Ким Фоули назвал «Blue Jay Way» первой песней, в которой участник «Битлз» написал об Америке, и назвал ее свидетельством статуса Харрисона как «самого американского из всех Битлз». в течение 1960-х годов. Фоули подчеркнул эту связь, в том числе дружбу Харрисона с Дэвидом Кросби из Byrds и другими калифорнийскими музыкантами, такими как Леон Рассел , как основу для первого благотворительного концерта звезд рок-музыки « Концерт для Бангладеш» , который Харрисон организовал в Нью-Йорке. в августе 1971 года. [141] [номер 10]
Благодаря вниманию, вызванному песней Битлз, уличные указатели Blue Jay Way уже давно стали предметами коллекционирования для фанатов, посещающих Голливудские холмы. [14] [143] В мае 2015 года переулок в районе Хавитри в Эксетере , в английском графстве Девон, был назван в честь песни Blue Jay Way. [144] Помимо того, что большая часть съемок Magical Mystery Tour проходила в различных местах Западной страны , [145] [146] название посвящено трем выступлениям Битлз в кинотеатре ABC Cinema в Эксетере в 1963–64 годах. [147]
Персонал
[ редактировать ]По словам Яна Макдональда, [43] за исключением случаев, когда указано:
- Джордж Харрисон — вокал, орган Hammond , бэк-вокал
- Джон Леннон — бэк-вокал, орган Hammond [4] [61]
- Пол Маккартни — бэк-вокал, бас-гитара
- Ринго Старр — ударные, бубен
- Безымянный сессионный музыкант – виолончель
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ленг цитирует Джона Бархема , с которым Харрисон начал сотрудничать над альбомом саундтреков к фильму «Стена чудес» в конце 1967 года. Бархэм сказал, что Харрисон признал, что его фортепианная адаптация «Раги Марвы» оказала влияние. [49]
- ↑ На выпущенной записи диез четвертая нота в лидийском ладе (F ♯ ) впервые представлена в кратком появлении виолончели во время этого вступления (0:19). Эта же нота затем становится мелодической особенностью, когда Харрисон поет «Или я могу спать » в конце припева и в бэк-вокале в «Don’t be long ». [41]
- ↑ Несмотря на публичное неприятие ЛСД «Битлз» перед выпуском песни, Крис ДиЛоренцо из Trouser Press позже описал «Blue Jay Way» как «архетипическую кислотную песню». [56]
- ↑ Однако Харрисон также считался соавтором групповой композиции « Flying ». [64]
- ↑ По описанию Вомака, Харрисон и Леннон исполнили «психоделический дуэт дуэли органов Хаммонда». [4]
- ↑ Льюисон добавляет, что, как и два трека, написанные Ленноном, эта песня «представляет собой увлекательное прослушивание для всех, кто интересуется тем, чего можно было достичь в студии звукозаписи 1967 года». [59] По словам авторов Жана-Мишеля Гедона и Филиппа Марготена, «Blue Jay Way» была единственной песней Битлз, в которой использовались практически все эффекты, доступные в то время». [16]
- ↑ Поскольку запись песни на данный момент еще не завершена, Харрисон имитировал микс, созданный в Abbey Road 16 сентября. [61] [75]
- ↑ По описанию Гулда, эффект «получает призматические проекции Джорджа, йогически парящего в воздухе». [81]
- ↑ Ди Лонг из канадской группы Klaatu сделал кавер на песню Blue Jay Way из трибьют-альбома 2004 года It Was 40 Years Ago Today: Tribute to the Beatles . [119] В 1977 году, через семь лет после распада «Битлз» , Capitol аналогичным образом воспользовалась слухами о том, что Клаату был четырьмя бывшими участниками «Битлз», записывавшимися под новым именем. [120] [121]
- ↑ По словам бывшего Guardian музыкального критика Джеффри Кэннона , Харрисон исполнил "Blue Jay Way" с Кросби, Стиллзом и Нэшем в их лондонской квартире в конце 1960-х, незадолго до официального формирования трио. [142]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тилл, Скотт (14 сентября 2012 г.). «Сюрреалистический волшебный загадочный тур The Beatles, который воскреснет для миллениалов» . Проводной . Архивировано из оригинала 13 октября 2019 года . Проверено 29 января 2020 г.
культурные иконы, изобретшие MTV, соединяют воедино видеоролики для прото-рэпа («I Am the Walrus» Леннона) и глубокой психоделии («Blue Jay Way» Харрисона)…
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДеРогатис 2003 , с. 48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэффри, Дэн (23 сентября 2009 г.). «The Beatles – Magical Mystery Tour (обновленный)» . Последствие звука . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вомак 2014 , с. 156.
- ^ Майлз 2001 , стр. 274, 286.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Винн 2009 , с. 79.
- ^ Унтербергер, Ричи. «Дерек Тейлор» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Шанкар 1999 , стр. 206, 323.
- ^ Фонг-Торрес, Бен (2 декабря 2001 г.). «Джордж Харрисон: Харрисон в Хейте». Хроники Сан-Франциско . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 6 сентября 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Сотрудники KRLA Beat (9 сентября 1967 г.). «Битл встречается с государственной прессой» (PDF) . КРЛА Бит . п. 5. Архивировано (PDF) из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Дэвис 2009 , стр. 321, 323.
- ^ Необрезанный состав (26 марта 2013 г.). «Дом Джорджа Харрисона «Блю Джей Уэй» продан за 3,8 миллиона долларов» . uncut.co.uk . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ «Продается: дом, вдохновивший Битлз на песню Blue Jay Way » . Новости Эн-Би-Си . 24 апреля 2012 года . Проверено 28 июня 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тернер 1999 , с. 144.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис 2009 , с. 323.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гедон и Марготен, 2013 , с. 436.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрисон 2002 , с. 114.
- ^ Тернер 1999 , стр. 144–45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Тернер 1999 , с. 145.
- ^ Уильямсон, Найджел (февраль 2002 г.). «Только северная песня: песни Джорджа Харрисона, написанные для The Beatles». Необрезанный . п. 61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Инглис 2010 , с. 9.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 84, 86.
- ^ Клейсон 2003 , стр. 217–18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майлз 2001 , с. 274.
- ^ Симмонс, Майкл (ноябрь 2011 г.). «Плач по тени». Моджо . п. 79.
- ^ Рамирес, Ламберт (17 марта 2014 г.). «Джордж Харрисон: не очень тихий Битл» . philstar.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Битлз 2000 , с. 259.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тиллери 2011 , с. 54.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 37.
- ^ Грин 2006 , стр. 83, 128.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 86–87.
- ^ Майлз 2001 , стр. 275–76.
- ^ Макдональд 1998 , с. 228.
- ^ Макдональд, Ян. «Психоделический опыт». В: Mojo Special Limited Edition , 2002 г. , стр. 35–36.
- ^ Ленг 2006 , стр. 30, 32, 50.
- ^ Уайт, Тимоти (ноябрь 1987 г.). «Джордж Харрисон – пересмотренный». Музыкант . п. 57.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 180, 184–85.
- ^ Ши и Родригес 2007 , стр. 157–58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Поллак, Алан В. (1997). «Заметки о «Blue Jay Way» » . Звуковые ландшафты. Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Макдональд 1998 , с. 448.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Педлер 2003 , с. 268.
- ^ Эверетт 1999 , с. 340.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Макдональд 1998 , с. 236.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ленг 2006 , с. 33.
- ^ Ингхэм 2006 , с. 294.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Эверетт 1999 , с. 141.
- ^ Рек 2008 , с. 70.
- ^ Ленг 2006 , стр. 32–33.
- ^ Ленг 2006 , стр. 26–27.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 175, 178.
- ^ Инглис 2010 , стр. 9–10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гулд 2007 , с. 454.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д О'Тул, Кит (24 июля 2015 г.). «Битлз, «Blue Jay Way» из тура Magical Mystery Tour (1967): Deep Beatles» . Что-то еще!. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Харрисон 2002 , с. 116.
- ^ Инглис 2010 , с. 10.
- ^ ДиЛоренцо, Крис (май 1978 г.). «Pink Floyd: Но разве это искусство?». Пресс для брюк . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 7 сентября 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Гулд 2007 , стр. 188, 454.
- ^ Майлз 2001 , с. 278.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Льюисон 2005 , с. 123.
- ^ Дэвис 2009 , с. 321.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Винн 2009 , с. 122.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 232–33.
- ^ Ингхэм 2006 , с. 44.
- ^ Эверетт 1999 , с. 142.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шаффнер 1978 , с. 91.
- ^ Курьер 2009 , стр. 193–94.
- ^ Womack 2014 , стр. 156, 157.
- ^ Льюисон 2005 , с. 128.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винн 2009 , с. 131.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Льюисон 2005 , с. 130.
- ^ Womack 2014 , стр. 156–57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гедон и Марготен, 2013 , с. 437.
- ^ Курьер 2009 , с. 194.
- ^ Льюисон 1992 , с. 270.
- ^ Льюисон 2005 , с. 126.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вомак 2014 , с. 157.
- ^ Эверетт 1999 , с. 132.
- ^ Воффинден 1981 , с. 105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клейсон 2003 , с. 230.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Барроу, 1999 год .
- ^ Гулд 2007 , с. 456.
- ^ «Волшебное таинственное путешествие» . Apple Corps /thebeatles.com. Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Бест, Винсент «Рог» (9 июня 2020 г.). Знаменитая виолончель группы «Битлз» Blue Jay Way . Ливерпульский музей Битлз на YouTube . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Майлз 2001 , с. 282.
- ^ Сокол, Тони (13 марта 2018 г.). «The Beatles: Blue Jay Way — скрытый шедевр» . Логово Компьютерщика . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Сотрудники Goldmine (22 августа 2012 г.). «Восстановленный тур The Beatles «Magical Mystery Tour» прибудет в США 9 октября» . Золотая жила . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Castleman & Podrazik 1976 , p. 64.
- ^ Райли 2002 , стр. XIX, 240.
- ^ Персонал рекламного щита (25 ноября 1967 г.). "13-й альбом Beatles' Cap. LP выйдет в середине декабря" . Рекламный щит . п. 6 . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Майлз 2001 , стр. 285–86.
- ^ Castleman & Podrazik 1976 , p. 63.
- ^ Рек 2008 , стр. 70–71.
- ^ Логан, Ник (25 ноября 1967 г.). «Небесно с Битлз». НМЕ . п. 14.
- ^ Сазерленд, Стив, изд. (2003). Оригиналы NME : Леннон . Лондон: IPC Ignite!. п. 51.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шаар Мюррей, Чарльз. « Тайна волшебства : все на борту волшебного автобуса». В: Mojo Special Limited Edition , 2002 г. , стр. 129–30.
- ^ Добарн, Боб (25 ноября 1967 г.). «Волшебные Битлз – в стерео». Создатель мелодий . п. 17.
- ^ Ян, Майк (декабрь 1967 г.). «Битлз: Волшебное таинственное турне ». Субботний обзор . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 2 апреля 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Штатный писатель (апрель 1968 г.). «Platter Chatter: Альбомы The Beatles, Rolling Stones, Jefferson Airplane, Cream и Kaleidscope». Хит-парадер . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 2 апреля 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Гольдштейн, Ричард (31 декабря 1967 г.). «Битлз ослабевают?». Нью-Йорк Таймс . п. 62.
- ^ Рид, Рекс (март 1968 г.). Битлз «Развлечения ( Тайна волшебства )» (PDF) . Обзор Hi-Fi/стерео . п. 117 . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Кристгау, Роберт (май 1968 г.). «Колонны» . Эсквайр . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Харрис, Джон (март 2007 г.). «День, когда мир превратился в светлый день!». Моджо . п. 89.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 185.
- ^ Райли 2002 , стр. 236–37, 240.
- ^ Ингхэм 2006 , с. 48.
- ^ Клерк, Кэрол (январь 2002 г.). «Джордж Харрисон 1943–2001». Необрезанный . п. 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Майлз 2001 , стр. xv, 286.
- ^ Ленг 2006 , с. 316.
- ^ Фаррелл 1997 , с. 188.
- ^ Клостерман, Чак (8 сентября 2009 г.). «Чак Клостерман повторяет The Beatles» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 15 апреля 2015 года . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Кемп, Марк (8 сентября 2009 г.). «Битлз: длинный и извилистый репертуар» . Вставить . п. 60. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Плагенхоф, Скотт (9 сентября 2009 г.). Битлз « Магическое таинственное турне » . Вилы . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ Time Out London Music (24 мая 2018 г.). «50 лучших песен Битлз» . Тайм-аут в Лондоне . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 31 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Castleman & Podrazik 1976 , p. 287.
- ^ «Специальный выпуск: Лорд Ситар Лорд Ситар » . Recordstoreday.com. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Суонсон, Дэйв (2 октября 2012 г.). «Гитарист «Большой Джим» Салливан умер в 71 год» . Абсолютный классический рок . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ «Лорд Ситар: Биография» . Айтюнс . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Клейсон 2003 , стр. 209–10.
- ^ Вильоне, Джо. «Различные артисты, это было 40 лет назад сегодня: дань уважения Битлз » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 30 августа 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 189–90.
- ^ Ингхэм 2006 , стр. 292–93.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 61.
- ^ Шанкар 1999 , стр. 167, 235.
- ^ « Волшебная тайна Бада Шэнка » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Буглиози и Джентри 1994 , стр. 322–23.
- ^ Сандерс 2002 , с. 27.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 254, 262 сл.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 115–16.
- ^ Курьер 2009 , стр. 211, 230.
- ^ Буглиози и Джентри 1994 , с. 323.
- ^ Нить, Уилсон. «Колин Ньюман» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 года . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ «Колин Ньюман: Не делать этого » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Баркер, Эмили; и др. (17 марта 2015 г.). «100 величайших песен Битлз, выбранных лучшими музыкантами» . nme.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Спрэг, Дэвид (2007) [1995]. «Борбетомаг» . trouserpress.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Гриффитс, Джеймс (10 октября 2003 г.). «Сиукси и Банши, Зуд седьмого года жизни» . Хранитель . Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ «Трейси Бонэм В городе + В лесу » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ «Грег Хоукс, The Beatles UKe » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Келлерман 2008 , стр. 230–31.
- ^ The Money Store (компакт-диск с текстами песен). Смертельные захваты. Эпические рекорды . 2012.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Беннетт, Мэтью (23 апреля 2012 г.). «Хватки смерти – Денежный магазин» . clashmusic.com . Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Куберник, Харви (июль 2011 г.). «С небольшой помощью его друзей: Джордж Харрисон и концерт для Бангла Деш» . Задние страницы Рока . Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ Кэннон, Джеффри (апрель 2012 г.). «Жизнь в поп-писательстве» . Задние страницы Рока . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Ши и Родригес 2007 , с. 18.
- ^ Верньо, Оливер (15 мая 2015 г.). «Жители выигрывают право переименовать свою улицу в честь песни Битлз» . Западные утренние новости . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Вомак 2014 , с. 600.
- ^ Макдональд 1998 , с. 394.
- ^ Уолмсли, Адам (15 мая 2015 г.). «Улица Эксетера названа Blue Jay Way в честь песни Beatles 1967 года» . exeterexpressandecho.co.uk . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 26 апреля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Барроу, Тони (1999). Создание волшебного тайного тура The Beatles . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-7575-2 . Номера страниц не отображаются .
- Битлз (2000). Антология Битлз . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 0-8118-2684-8 .
- Бульози, Винсент; с Джентри, Куртом (1994). Хелтер Скелтер: Правдивая история убийств Мэнсона . Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-08700-Х .
- Каслман, Гарри; Подразик, Уолтер Дж. (1976). Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0-345-25680-8 .
- Клейсон, Алан (2003). Джордж Харрисон . Лондон: Святилище. ISBN 1-86074-489-3 .
- Курьер, Кевин (2009). Искусственный рай: темная сторона утопической мечты Битлз . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-313-34586-9 .
- Дэвис, Хантер (2009) [1968]. Битлз (ред. Ред.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-33874-4 .
- ДеРогатис, Джим (2003). Включите свой разум: четыре десятилетия великого психоделического рока . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-0-634-05548-5 .
- Редакторы журнала Rolling Stone (2002). Харрисон . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Rolling Stone Press. ISBN 978-0-7432-3581-5 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512941-0 .
- Фаррелл, Джерри (1997). Индийская музыка и Запад . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816717-4 .
- Гулд, Джонатан (2007). Любовь мне не купить: Битлз, Британия и Америка . Лондон: Пяткус. ISBN 978-0-7499-2988-6 .
- Грин, Джошуа М. (2006). А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-0-470-12780-3 .
- Гедон, Жан-Мишель; Марготен, Филипп (2013). Все песни: история каждого релиза Beatles . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Блэк Дог и Левенталь. ISBN 978-1-57912-952-1 .
- Харрисон, Джордж (2002). Я, Я, Мой . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 978-0-8118-5900-4 .
- Ингхэм, Крис (2006). Грубый путеводитель по Битлз (2-е изд.) . Лондон: Rough Guides/Penguin. ISBN 978-1-84836-525-4 .
- Инглис, Ян (2010). Слова и музыка Джорджа Харрисона . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. ISBN 978-0-313-37532-3 .
- Келлерман, Джонатан (2008). Одержимость . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-45264-1 .
- Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0-8264-2819-3 .
- Ленг, Саймон (2006). Пока моя гитара тихо плачет: Музыка Джорджа Харрисона . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-1-4234-0609-9 .
- Льюисон, Марк (1992). Полная хроника Битлз . Лондон: Хэмлин. ISBN 0-600-61001-2 .
- Льюисон, Марк (2005). Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (1998). Революция в голове: пластинки Битлз и шестидесятые . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6697-8 .
- Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-8308-9 .
- Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 дней, которые потрясли мир (The Psychedelic Beatles – с 1 апреля 1965 г. по 26 декабря 1967 г.) . Лондон: Emap. 2002.
- Педлер, Доминик (2003). Секреты написания песен Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8167-6 .
- Рек, Дэвид (2008). «Битлз и индийская музыка». В Жюльене, Оливье (ред.). сержант Пеппер и Битлз: Сегодня это было сорок лет назад . Олдершот, Великобритания: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6249-5 .
- Райли, Тим (2002) [1988]. Скажи мне, почему – The Beatles: Альбом за альбомом, песня за песней, шестидесятые и после . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306-81120-3 .
- Сандерс, Эд (2002). Семья . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Thunder's Mouth Press. ISBN 1-56025-396-7 .
- Шаффнер, Николас (1978). Битлз навсегда . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-055087-5 .
- Шанкар, Рави (1999). Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Добро пожаловать, дождь. ISBN 1-56649-104-5 .
- Ши, Стюарт; Родригес, Роберт (2007). Часто задаваемые вопросы о «Великолепной четверке»: все, что нужно знать о «Битлз»… и многое другое! . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Хэл Леонард. ISBN 978-1-4234-2138-2 .
- Тиллери, Гэри (2011). Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона . Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 978-0-8356-0900-5 .
- Тернер, Стив (1999). Написание тяжелого дня: истории каждой песни Beatles (2-е изд.) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Карлтон/ХарперКоллинз. ISBN 0-06-273698-1 .
- Винн, Джон К. (2009). Это волшебное чувство: записанное наследие Битлз, том второй, 1966–1970 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Three Rivers Press. ISBN 978-0-307-45239-9 .
- Воффинден, Боб (1981). Битлз врозь . Лондон: Протей. ISBN 0-906071-89-5 .
- Вомак, Кеннет (2014). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-39171-2 .