люблю тебя
"Люблю тебя" | |
---|---|
Обложка «Северные песни» нот | |
Песня Битлз | |
из альбома Револьвер | |
Выпущенный | 5 августа 1966 г. |
Записано | 11 и 13 апреля 1966 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | Рага-рок , индийская музыка [ 1 ] |
Длина |
|
Этикетка | Парлофон |
Автор(ы) песен | Джордж Харрисон |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
« Love You To » — песня английской рок- группы The Beatles из их альбома Revolver 1966 года . Песня была написана и исполнена Джорджем Харрисоном и включает в себя индийские инструменты, такие как ситар и табла . После того, как Харрисон представил ситар в песне « Norwegian Wood (This Bird Has Flown) » в 1965 году, это была первая песня «Битлз», полностью отразившая влияние индийской классической музыки . Запись была сделана с минимальным участием товарищей Харрисона по группе; вместо этого он создал трек вместе с игроком на табле Анилом Бхагватом и другими индийскими музыкантами из Asian Music Circle в Лондоне.
Композиция придерживается высоты индийского эквивалента дорийского лада и имитирует кьял вокальную традицию классической музыки хиндустани . Музыкальное вдохновение Харрисон черпал из работ мастера-ситариста Рави Шанкара , который стал его наставником по игре на ситаре вскоре после завершения записи. По своей лирической тематике "Love You To" частично представляет собой песню о любви к жене Харрисона, Патти Бойд , но также включает в себя философские концепции, вдохновленные его экспериментами с галлюциногенным наркотиком ЛСД . В контексте своего выпуска песня послужила одним из первых примеров того, как Битлз выражали идеологию, соответствующую идеологии зарождающейся контркультуры .
Музыковеды и критики назвали "Love You To" новаторским в представлении рок-аудитории незападной музыкальной формы, особенно в отношении аутентичности и отсутствия пародии. Автор Джонатан Гулд описывает медленное вступление песни на ситаре как «один из самых наглых экзотических стилистических экспериментов, когда-либо услышанных на популярной пластинке». [ 2 ] Ронни Монтроуз , Бонгуотер , Джим Джеймс и Cornershop входят в число артистов, исполнивших кавер на "Love You To".
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ]Для меня [индийская классическая музыка] — единственная по-настоящему великая музыка на данный момент, и на ее фоне западные трех- или четырехтактные вещи кажутся мертвыми. Вы можете получить от этого гораздо больше, если действительно готовы сосредоточиться и слушать. [ 3 ]
– Джордж Харрисон, 1966 г.
В альбоме 1965 года «Rubber Soul » Джордж Харрисон привел «Битлз» к индийской классической музыке , используя индийский ситар в Джона Леннона песне « Norwegian Wood (This Bird Has Flown) ». [ 4 ] а его собственная композиция « If I Needed Something » отразила влияние жанра в своей мелодии. [ 5 ] и предложение дрона . [ 6 ] Впоследствии он написал "Love You To", чтобы продемонстрировать игру на ситаре. [ 3 ] [ 7 ] представить таблу , пару индийских ручных барабанов . и впервые [ 8 ] [ 9 ] Музыкальный критик Ричи Унтербергер описывает эту песню как «первую полномасштабную экскурсию Битлз» в рага-рок . [ 10 ] жанр, который, по словам автора Николаса Шаффнера, был «запущен» использованием Харрисоном ситара в «Норвежском лесу». [ 11 ]
Харрисон написал «Love You To» в начале 1966 года. [ 7 ] в то время как «Битлз» наслаждались необычно долгим периодом отсутствия профессиональных обязательств из-за неспособности найти подходящий кинопроект. [ 12 ] [ 13 ] Он использовал имеющееся время для дальнейшего изучения своего интереса к индийской музыке и ситаре. [ 14 ] что, как отметила журналистка Морин Клив в современной статье, «придало новый смысл [его] жизни». [ 15 ] Помимо медового месяца на Барбадосе со своей женой, английской моделью Патти Бойд , деятельность Харрисона включала обучение игре на игре на игре у индийского музыканта в Азиатском музыкальном круге (AMC) на севере Лондона. [ 16 ] где он также посещал музыкальные концерты, [ 7 ] и увидеть выступление индийского ситариста Рави Шанкара в Королевском фестивальном зале . [ 15 ] Как отражено в «Love You To», [ 17 ] Харрисон продолжал погружаться в записи Шанкара. [ 18 ] который, когда пара встретилась в июне 1966 года, согласился взять Харрисона в ученики. [ 19 ] [ 20 ] Эта встреча состоялась в доме основателей AMC, Аяны и Патрисии Ангади, чья сеть друзей и посетителей способствовала самообразованию Харрисона в новых формах искусства, культуры и политики. [ 21 ]
Что характерно для его песен того периода, Харрисон не смог назвать новую композицию. [ 22 ] В начале записи Revolver альбома группы Beatles Джефф Эмерик группы , звукоинженер , дал песне рабочее название «Granny Smith», в честь сорта яблока . [ 23 ] [ 24 ] [ номер 1 ] Песня была частично вдохновлена экспериментами Харрисона с галлюциногенным наркотиком ЛСД . [ 26 ] [ 27 ] что он считал катализатором роста осведомленности и его интереса к восточным философским концепциям. [ 28 ] [ 29 ] Автор Ян Макдональд рассматривает эту тему как «частично философскую» и «частично любовную песню» для Бойда. [ 30 ]
Состав
[ редактировать ]Музыкальная форма
[ редактировать ]«Love You To» написана в тональности C и соответствует нотам Кафи Таат , индийского эквивалента дорийского лада . [ 31 ] Композиция имитирует кьяла вокальную традицию классической музыки хиндустани (или Северной Индии). Конструктивно он включает в себя открывающуюся перемычку ; гат - секция, которая служит основной частью песни; и короткий друт (быстрый) гат, чтобы закрыть изделие. [ 1 ]
Алап состоит из ситара, играемого в свободном темпе, во время которого звучит мелодия песни в стиле индийской раги . [ 1 ] Описанный биографом Харрисона Саймоном Ленгом как «по сути адаптация блюзовой фразы», [ 32 ] из семи нот мотив , закрывающий алап, служит повторяющимся мотивом во время последующего гатта. [ 31 ] Смена метра после алапа знаменует собой первый подобный пример в творчестве Битлз; вскоре это будет повторено в композиции Леннона « She Said She Said », [ 33 ] который Харрисон помог завершить, объединив три отдельных произведения, написанных Ленноном. [ 34 ]

Гат установлен в мадхья-лайе (средний темп). [ 1 ] и отличается драйвовым рок- ритмом [ 32 ] подчеркнут тяжелым гулом тамбуры. [ 35 ] Эта часть композиции состоит из восьмитактовых секций «А» и двенадцатитактовых секций «В», построенных по образцу ABAB. [ 36 ] в алапе Отсутствие четкого тактового размера контрастирует с отсылкой к времени в тексте первого куплета: «Каждый день идет так быстро / Я оборачиваюсь, это прошлое». [ 37 ] Вокальная линия избегает типичных для кьяла мелодичных украшений. [ 1 ] за исключением использования мелизмы в последней строке в каждом из разделов А. [ 35 ] В соответствии с минимальными гармоническими движениями индийской музыки, [ 31 ] Единственное отклонение композиции от аккорда I C - это серия подразумеваемых изменений аккорда ♭ VII, которые происходят в разделах B. [ 36 ]
Во время инструментального отрывка в середине песни мелодическая линия ситара включает в себя аспекты алапа, повышая прослушиваемую там мелодию на октаву . [ 38 ] Затем песня возвращается к куплетам, исполненным в разделах A и B. [ 36 ] кульминацией которого является фраза «Я займусь с тобой любовью, если ты этого хочешь». [ 39 ] Появление друт-гата следует традиции хиндустани, завершая композицию в ускоренном темпе, хотя краткость этого фрагмента знаменует собой отход от той же традиции. [ 40 ] [ 41 ]
Лирическая интерпретация
[ редактировать ]Как и все песни, написанные Харрисоном или Ленноном и записанные «Битлз» в 1966 году, текст «Love You To» ознаменовал отход от стандартных тем песен о любви , которые определяли предыдущую работу группы. [ 42 ] Харрисон представляет мировоззрение, которое по-разному отражает цинизм, [ 1 ] сардонический юмор и степень отстраненности в личных отношениях. [ 43 ] По мнению музыкального критика Джона Харриса , строки «Вокруг стоят люди / Кто ввернёт тебя в землю / Они наполнят тебя всеми грехами, которые ты увидишь» служат одним из первых примеров творчества Битлз. идеология, соответствующая идеологии зарождающейся контркультуры 1960-х годов , подчеркивая разделение между традиционными нравами и взглядами, вдохновленными ЛСД. [ 44 ] [ номер 2 ] Авторы Рассел Райзинг и Джим Леблан признают это и другие утверждения в «Love You To» частью поддержки «Битлз» антиматериализма, начиная с 1966 года, послания, которое, вдохновленное опытом ЛСД, предложило « психоделическое видение общества». . [ 45 ]
Среди других комментаторов, обсуждающих лирические темы, Марк Хертсгаард пишет, что «ответом Харрисона на быстротечность времени было утверждение и празднование жизни: «занимайтесь любовью весь день / занимайтесь любовью, распевая песни»», [ 26 ] в то время как Роберт Родригес описывает «Love You To» как «несколько косвенное выражение любви, направленное к его невесте, наряду с более серьезными опасениями относительно смертности и цели». [ 46 ] [ кол. 3 ] По оценке Яна Инглиса, тексты песен «напоминают нам, что в мире материальной неудовлетворенности и моральной дисгармонии всегда есть утешение сексуального удовольствия». [ 48 ]
Запись
[ редактировать ]«Love You To» стал третьим треком, записанным Битлз для альбома Revolver , после « Tomorrow Never Knows » и « Got to Get You in My Life ». [ 49 ] [ 50 ] Родригес комментирует, что "Love You To" "[делает] явным индийское влияние, неявное на протяжении всего альбома". [ 51 ] такие песни, как «Tomorrow Never Knows» и «Got to Get You in My Life», вместе с неальбомными синглами « Paperback Writer » и « Rain », все включают звуки дрона или иным образом отображают ограниченное гармоническое движение, которое является типичным примером жанр. [ 52 ] [ 53 ] [ номер 4 ] В интервью 1997 года Харрисон сказал, что включение песни отражает готовность группы экспериментировать в этот период, добавив: «Мы слушали самые разные вещи, Штокхаузен , авангардную музыку и т. д., и большая часть ее попала на наши записи». [ 56 ]
Базовый трек "Love You To" был записан в Лондоне на студии EMI Studios (ныне Abbey Road Studios ) 11 апреля 1966 года. [ 57 ] [ 58 ] По словам историка Битлз Марка Льюисона , Харрисон первоначально пел и играл на акустической гитаре в сопровождении Пола Маккартни на бэк-вокале. К концу первой сессии в тот день было сделано три дубля песни, и в последнем из них Харрисон представил свой ситар. Работа возобновилась в 8 часов вечера, [ 57 ] с участием Анила Бхагвата, игрока на табла, которого Харрисон нашел через Патрисию Ангади. [ 59 ] Среди других внешних участников, также из AMC, были музыканты, играющие на тамбуре и ситаре. [ 30 ]
Парень по имени [Аяна] Ангади позвонил мне и спросил, свободен ли я этим вечером для работы с Джорджем... он не сказал, что это был Харрисон. И только когда за мной приехал «Роллс-Ройс», я понял, что буду играть на записи «Битлз». Когда я приехал на Эбби-Роуд, повсюду были девушки с термосами, пирожными, сэндвичами, ожидавшие выхода «Битлз». [ 57 ]
– Анил Бхагват, 1988 г.
По словам Инглиса, «Love You To» «определяется» взаимодействием ситара и таблы. [ 60 ] Позже Бхагват вспоминал о своем участии: «Джордж рассказал мне, чего он хочет, и я вместе с ним настроил таблу. Он предложил мне сыграть что-нибудь в стиле Рави Шанкара, с 16 битами, хотя он согласился, что я должен импровизировать. Индийская музыка — это вся импровизация». ." [ 57 ] После многократных совместных репетиций песни Харрисон и Бхагват записали партии ситара и таблы на вокальное и гитарное исполнение, записанное ранее в тот же день. [ 61 ] [ кол. 5 ]

Поскольку дубль 6 был выбран как лучшее исполнение, 13 апреля была проведена обработка , освободив место для дополнительных наложений на четырехдорожечной ленте . [ 64 ] Харрисон добавил еще одну вокальную партию к тому, что теперь называлось дублем 7, а Ринго Старр играл на бубне. Маккартни добавил высокий гармоничный вокал к словам «Они наполнят тебя всеми своими грехами, вот увидишь», но эта часть была исключена из окончательного микса. [ 65 ] [ номер 6 ] Харрисон также записал с фузз-тонами . электрогитару [ 68 ] управление выходом с помощью педали громкости . [ 66 ] Продюсер Тони Висконти восхищался звуками гитары, которые Битлз представили в альбоме Revolver , особенно партией Харрисона в песне "Love You To", которая, по его словам, "звучит как бензопила, рубящая дерево в Вермонте". [ 69 ]
Авторство основной партии ситара в "Love You To" традиционно было предметом споров среди комментаторов. [ 18 ] [ 70 ] Хотя Макдональд говорит, что эту роль сыграл не Харрисон, а ситарист из AMC, [ 30 ] Родригес пишет, что «другие указывают на целеустремленное усердие [Харрисона] в освоении инструмента, а также на его обучение посредством частных уроков, близость к опытным музыкантам и внимательное прослушивание соответствующих записей». [ 18 ] В своей официальной истории звукозаписывающей карьеры Битлз « Полные сеансы записи Битлз » Льюисон заявляет: «Джордж играл на ситаре, но для игры на табле был нанят сторонний музыкант, Анил Бхагват». [ 57 ] Музыковед Уолтер Эверетт также называет Харрисона главным исполнителем на ситаре в записи. [ 71 ] как и Питер Лавеццоли, автор книги «Рассвет индийской музыки на Западе» . [ 1 ] Ленг комментирует, что, как и в "Norwegian Wood", Харрисон "все еще играет на ситаре, как гитарист [на записи], используя блюзовые и рок-н-ролльные бэнды, а не очень сложные индийские эквиваленты". [ 32 ] [ номер 7 ] В беседе с автором Стивом Тернером Бхагват отверг идею о том, что ситаристом был не Харрисон, заявив: «Я могу сказать вам здесь и сейчас – на 100 процентов на ситаре все время играл Джордж». [ 72 ]
Финальное сведение песни состоялось 21 июня. [ 73 ] когда «Битлз» поспешили завершить работу над «Revolver» перед началом первого этапа своего мирового турне 1966 года . [ 74 ] [ 75 ] Харрисон обсуждал "Love You To" с Шанкаром, когда два музыканта встретились в том же месяце. [ 76 ] [ 77 ] на светском мероприятии, организованном семьей Ангади. [ 7 ] [ 78 ] Хотя он не знал о популярности группы и еще не слышал "Norwegian Wood", [ 59 ] Шанкар был впечатлен смирением Харрисона. [ 79 ] [ 80 ] поскольку гитарист преуменьшил значение своих записей на ситаре с «Битлз» как просто «экспериментов». [ 81 ] [ номер 8 ] Вскоре после этой встречи Шанкар дал Харрисону первый урок игры на ситаре в Кинфаунсе , их с Бойдом доме в Суррее . [ 19 ] [ 89 ] а позже, с таблисткой Аллой Раха , [ 90 ] дал там частный концерт для Харрисона, Леннона и Старра. [ 17 ] [ 91 ] Впоследствии Харрисон вспоминал свой первый урок с Шанкаром: «В тот день я почувствовал, что хочу выйти из дома и взять билет в один конец до Калькутты. В тот момент я бы даже оставил Патти позади». [ 92 ]
Выпускать
[ редактировать ]Revolver был выпущен 5 августа 1966 года с "Love You To" в качестве четвертого трека. [ 93 ] [ 94 ] [ номер 9 ] В преддверии релиза EMI постепенно раздавала песни радиостанциям в течение июля, чтобы подготовить аудиторию «Битлз» к прогрессу, достигнутому группой со своей последней работой. По словам историка культуры Саймона Фило, на данный момент альбом представляет собой «наиболее устойчивое использование в поп-музыке индийских инструментов, музыкальных форм и даже религиозной философии - все это особенно заметно слилось воедино в ['Love You To']». [ 98 ] К этому моменту связь «Битлз» с индийской музыкой прочно утвердилась. [ 20 ] [ 99 ] после того, как по предложению Харрисона группа остановилась в Дели на обратном рейсе с концертов на Дальнем Востоке. [ 100 ] [ 101 ] Во время широко разрекламированного визита все четыре участника группы купили музыкальные инструменты. [ 101 ] от Rikhi Ram & Sons в Коннот-Плейс . [ 20 ] [ кол. 10 ] Имя Бхагвата появилось на задней обложке пластинки, и это один из немногих случаев, когда сторонний музыкант получил официальное признание на альбоме Битлз. [ 68 ] [ 105 ]

Среди комментаторов, вспоминающих выпуск песни, Питер Доггетт описывает "Love You To" как "звучащую потрясающе рядом с возбуждающей поп-музыкой альбома Revolver ". [ 106 ] Хертсгаард пишет: «Что привлекло внимание большинства людей, так это экзотический ритм-трек. Первые звуки мерцающих арфовых нот манили даже тех, кто сопротивлялся индийской музыке, а в текстах сочетались мистицизм Востока... с прагматизмом Запада, и гедонизм молодежной культуры». [ 26 ] [ номер 11 ]
В своей книге «The Beatles Forever » 1977 года Шаффнер написал, что, наряду с доминирующим партнерством Леннона и Маккартни в написании песен, три композиции Харрисона на альбоме «Revolver » — «Love You To», « Taxman » и « I Want to Tell You » — «представляют собой достаточное указание на то, что что теперь существует три плодовитых «Битлз», сочиняющих песни». [ 107 ] Шаффнер также отметил, что благодаря поддержке ситара и музыки Шанкара Харрисон стал считаться «махараджей рага-рока» среди западных музыкантов. [ 108 ] [ номер 12 ] В анимационном фильме группы «Битлз» 1968 года «Жёлтая подводная лодка » небольшая часть песни используется для представления персонажа Харрисона: [ 110 ] как фигура, подобная гуру , [ 111 ] стоящий на холме. [ 112 ]
Критический прием
[ редактировать ]В совместном обзоре альбома с Питером Джонсом для Record Mirror Ричард Грин с энтузиазмом отозвался о "Love You To", сказав: "Начинается как классический индийский концерт... Это здорово. Настолько необычно. Сыграйте его еще раз! Лучший [трек] так что далеко." [ 113 ] В качестве примера того, что Тернер считает, что поп-журналисты старшего возраста не могут оценить новую прогрессивную музыку 1966 года, Аллен Эванс из NME описал эту песню как «произведение с восточным звучанием». [ 114 ] с «ситарным звоном» и « лирикой в стиле Камасутры ». [ 115 ] Рецензент Melody Maker похвалил игру Харрисона на ситаре как «потрясающую» и «потрясающую», прежде чем сделать вывод: «Увлекательная смесь минорной мелодии с индийским аккомпанементом. Один из самых ярких треков». [ 116 ]
сделанный Disc and Music Echo , Обзор Revolver, принял форму подробного изложения трека за треком Рэя Дэвиса из группы Kinks . [ 117 ] чей сингл " See My Friends " в июле 1965 года стал широко известен как одна из первых поп-песен, включающих восточные элементы. [ 118 ] В своих комментариях к "Love You To" Дэвис сказал, что Харрисон "должно быть, сейчас имеет довольно большое влияние на группу", добавив, что "она хорошо исполнена, что всегда верно для трека Битлз". Дэвис также сказал: «Такую песню я писал два года назад, а теперь я делаю то, что Битлз делали два года назад». [ 119 ] [ номер 13 ]
Пишу в недавно выпущенном Crawdaddy! По словам Родригеса , Пол Уильямс "засыпал похвалами" "Love You To". [ 121 ] Однако большинство современных рецензий в США были прохладно настроены по отношению к Revolver в ответ на публикацию комментария Леннона Морин Клив о том, что «Битлз» стали более популярными, чем Христос . [ 122 ] Исключением стал нью-йоркский критик Ричард Гольдштейн , назвавший альбом «революционной пластинкой». [ 121 ] а позже написал, что текст песни «взорвался страстной сутрой ». [ 123 ] Оплакивая первоначальное отсутствие признания Revolver , рецензент KRLA Beat сказал , что Харрисон «создал новое расширение музыкальной формы, которую он представил в Rubber Soul », и охарактеризовал «Love You To» как «хорошо сделанную и музыкально достоверную». .Также музыкально непризнанная». [ 124 ]
Ретроспективная оценка и наследие
[ редактировать ]Хотя именно песни и голоса Леннона и Маккартни привели «Битлз» к устойчивому влиянию, признание Харрисоном индийской музыки добавило долгожданную, хотя и совершенно неожиданную нотку к происходящему, мгновенно и навсегда изменив представление Запада об Азиатском субконтиненте. [ 125 ]
– Айра Роббинс , 2001 г.
В своей статье в журнале Asian Music этномузыковед Дэвид Рек назвал «Love You To» революционным событием в западной культуре: [ 32 ] добавив: «Невозможно подчеркнуть, насколько это абсолютно беспрецедентное произведение в истории популярной музыки. Впервые азиатская музыка не была пародирована с использованием привычных стереотипов и заблуждений, а, скорее, целиком перенесена в новую среду с сочувствием и редким пониманием. " [ 126 ] Рек рассматривает ее как первую из «серии искусно созданных индийских песен» Харрисона, которая продлится на протяжении всей его сольной карьеры, и, восхищаясь диапазоном аутентичных музыкальных элементов хиндустани в композиции, он заключает: «Все это в трехминутная песня!" [ 127 ] Питер Лавеццоли описывает "Love You To" как "первую сознательную попытку в поп-музыке подражать незападной форме музыки по структуре и инструментарию". [ 1 ] в то время как Рек называет ее «первой песней в каноне евро-американской поп-музыки, написанной преимущественно для азиатских музыкальных инструментов, [с] ситаром, таблой и тамбурой, заменяющими гитары рок-группы, клавишные, бас и барабаны». [ 128 ] Лавеццоли говорит о партии ситара: «Игра [Харрисона] на протяжении всей песни — поразительное улучшение по сравнению с «Norwegian Wood». Фактически, «Love You To» остается самым совершенным исполнением на ситаре среди всех рок-музыкантов». [ 1 ]
Музыкальный критик Лестер Бэнгс назвал "Love You To" "первым привнесением суррогатной восточной мудрости в рок", а Питер Доггетт считает, что духовные проблемы Харрисона вдохновили "целый [новый] жанр написания песен". [ 129 ] Песня была признана предшественником жанра мировой музыки . [ 130 ] Благодаря успеху Revolver в 1966 году он стал ключевым фактором роста популярности индийской классической музыки среди современной западной молодежи. [ 131 ] Кроме того, песня вдохновила других рок-музыкантов на эксперименты с незападными инструментами и тонами и тем самым помогла расширить сферу применения рага-рока. [ 132 ] в то время как его смесь индийских инструментов и искаженной электрогитары оказала большое влияние на развитие психоделической музыки 1960-х годов . [ 133 ]
Рассматривая музыкальную карьеру Харрисона в выпуске журнала Goldmine за 2002 год , Дэйв Томпсон написал, что "Love You To" "открыла творческие двери, через которые коллеги Харрисона по группе, возможно, - и [Джордж] Мартин, конечно, не мечтал бы - когда-либо и мечтали пройти". [ 134 ] журнала Rolling Stone Сотрудник Грег Кот сравнивает его с "Taxman" как два "основных вклада", которые позволили Харрисону "[проявить себя] как автор песен" на Revolver . Кот описывает "Love You To" как "смелый экспериментальный трек" и "первое полномасштабное включение восточных инструментов в альбом Beatles". [ 135 ] [ номер 14 ]
AllMusic Редактор Стивен Томас Эрлевин считает "Love You To" "первым и лучшим набегом Харрисона на индийскую музыку". [ 137 ] в то время как Брюс Эдер, также пишущий для AllMusic, считает его «изысканным». [ 138 ] В своем обзоре песни для того же сайта Ричи Унтербергер не впечатлен треком; признавая, что "Love You To" была "несомненно... еще одним показателем быстро расширяющихся барьеров группы", он цитирует ведущий вокал, который "гудит довольно мрачно", слегка "растрёпанную" игру Харрисона на ситаре и тексты песен, которые представляют собой «довольно запутанную смесь пропаганды свободной любви , размышлений о быстротечности жизни на Земле и настороженной настороженности людей». намерен эксплуатировать его». [ 10 ] Хотя он находит мелодию «кисло повторяющейся», Ян Макдональд пишет, что трек «отличается аутентичностью классических инструментов и техник хиндустани», и восхищается пониманием Харрисоном жанра. [ 30 ] В обзоре Paste журнала за 2009 год Марк Кемп описал Revolver как альбом, на котором Битлз «завершили свое превращение из швабр трехлетней давности в смелых, новаторских экспериментальных рокеров» и добавил: «Love You To» Харрисона — это чистая индийская рага – ситар и таблас, перемежающиеся случайными яркими гитарными риффами, пронизывающими параноидальный, подпитываемый наркотиками текст песни, словно ослепляющий луч. солнца в темный лес». [ 139 ]
Кавер-версии
[ редактировать ]The Trypes , ответвление группы Feelies , сделали кавер на "Love You To" на своем EP 1984 года The Explorers Hold . [ 140 ] Версия песни была исполнена Ронни Монтроузом и включала редкое вокальное исполнение гитариста на его альбоме 1986 года «Территория» . [ 141 ] Песня также была исполнена экспериментальной рок-группой Bongwater на их дебютном альбоме 1988 года Double Bummer . [ 142 ] группы Glider на сборнике 2015 года Tomorrow Never Knows: A 50th Anniversary Tribute to the Beatles' Revolver и группы The Sour Notes на их пластинке 2018 года This Is Not Our Music . [ 143 ]
My Morning Jacket Вокалист Джим Джеймс исполнил «Love You To» на банджо для своего EP Tribute To 2009 года . [ 144 ] сборник песен Харрисона, который Джеймс записал вскоре после смерти бывшего Битла в ноябре 2001 года. [ 145 ] [ 146 ] Моджо включил версию Джеймса в Harrison Covered . [ 147 ] трибьют-диск, прилагаемый к ноябрьскому номеру журнала за 2011 год. [ 148 ] В 2012 году Cornershop записали его для Yellow Mojo мульти-артистского сборника Submarine Resurfaces . [ 149 ] [ 150 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Кеннета Вомака [ 151 ] и Ян Макдональд: [ 30 ] [ кол. 15 ]
Битлз
- Джордж Харрисон — ведущий и бэк-вокал, акустическая гитара, ситар , ритм-гитара, [ 68 ] фузз-тон [ 66 ] соло-гитара
- Пол Маккартни — бэк-вокал
- Ринго Старр — бубен
Дополнительные музыканты
- Анил Бхагват — табла
- Безымянные музыканты из Азиатского музыкального кружка - ситар, тамбура.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это временное название оставалось в силе до завершения «Револьвера» 22 июня 1966 года. [ 25 ]
- ↑ Харрис приводит подобное разграничение Леннона между «канавками и квадратами» в « Rain » как еще один пример того, как «Битлз» впервые поддержали контркультурные принципы. [ 44 ]
- ↑ В интервью Кливу в феврале 1966 года Харрисон сказал, что Бойд убеждал его «написать более красивые слова». Ссылаясь на куплет из «Love You To», демо-версию которого Харрисон сыграл во время их встречи, Клив написал: «Люби меня, пока можешь; пока я не умер». Джордж осознавал, что эти слова некрасивы». [ 15 ] [ 47 ]
- ↑ Кроме того, «Rain» и « I Want to Tell You » включают вокальные мелизмы, обычно используемые в индийских композициях. [ 54 ] Индийские музыкальные стили также присутствуют в гитарных соло в песнях « I’m Only Sleeping » и « Taxman ». [ 55 ]
- ^ Художник-портретист, [ 62 ] Патриция Ангади нарисовала эту пару во время репетиции, нарисовав в начале года свадебный портрет Харрисона и Бойда. [ 63 ]
- ↑ Однако пение Маккартни сохранилось и в других местах куплетов. [ 66 ] Хотя Леннон разделял интерес Харрисона к индийской музыке, [ 67 ] Считается, что он не участвовал в записи "Love You To". [ 30 ]
- ↑ По оценке Эверетта, партия в "Love You To" "не потребовала бы никаких знаний, а только элементарного понимания формальных моделей хиндустани, которого хороший гитарист легко добьется за несколько недель". [ 70 ] Харрисон сказал, что он «добился определенных успехов» как ситарист после записи «Norwegian Wood». [ 56 ]
- ↑ Позже Шанкар пренебрежительно отнесся к связи, установленной в 1960-х годах между индийской музыкой и преобладающим либеральным отношением к сексу. [ 82 ] [ 83 ] и наркотики. [ 84 ] [ 85 ] После "Love You To", по словам Лавеццоли, Харрисон "проявил большую осторожность" при написании текста к своей следующей песне в индийском стиле " Within You Without You ", на которую повлияло его знакомство с ведической философией. [ 86 ] находясь в Индии с Шанкаром в сентябре – октябре 1966 года. [ 87 ] [ 88 ]
- ↑ В сокращенной американской версии Revolver он появился как третий трек. [ 95 ] поскольку Capitol Records уже выпустила "I'm Only Sleeping" на североамериканском релизе " Yesterday and Today" . [ 96 ] [ 97 ] Американские издания Revolver также отличались неправильным названием песни «Love You Too». [ 66 ]
- ↑ Использовав дешевую модель, купленную в магазине Indiacraft в Лондоне, для «Норвежского дерева» и «Love You To», [ 102 ] [ 103 ] Харрисон купил в Дели высококачественный ситар, а также несколько других индийских инструментов. [ 104 ]
- ↑ Автор Джонатан Гулд описывает вступление к песне как «наполненное каркающим гулом, многозначительными паузами и мягко эластичными нотами» и выделяет его как «один из самых наглых экзотических стилевых экспериментов, когда-либо услышанных на популярной пластинке». [ 2 ]
- ↑ Шаффнер считал "Love You To" "растянутым и вялым" по сравнению с другими примерами "битловского рага-рока", а именно "Norwegian Wood" и более поздними композициями Харрисона " Within You Without You " и " The Внутренний свет ». [ 109 ]
- ↑ Тернер пишет, что этот последний комментарий, как и несколько других в статье на Диске , отражает горечь, которую Дэвис испытывал по отношению к Битлз с 1964 года, и что Харрисон был единственным Битлом, публично признавшим Kinks равными. [ 118 ] В интервью 1988 года Дэвис назвал музыкальную сцену 1960-х годов «невероятной… The Beatles ждали следующего альбома Kinks, в то время как The Who ждали следующую пластинку Beatles». [ 120 ]
- ↑ В рецензии на документальный фильм Мартина Скорсезе 2011 года « Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире » Джозеф Джон Лантье из журнала Slant Magazine охарактеризовал «Love You To» как «новаторское восточное почтение» и выразил сожаление, что Скорсезе пропустил эту песню в пользу обсуждения «Внутри» Ты без тебя». [ 136 ]
- ↑ В соответствии со своим вопросом о степени игры Харрисона на ситаре в треке, Макдональд ставит вопросительный знак после похвалы за ситар, которую он дает Харрисону, как он делает и в отношении вокала Маккартни. [ 30 ] В своем списке сотрудников Вомак добавляет бас-гитару к ситаре и гитаре Харрисона. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лавеццоли 2006 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Гулд 2007 , с. 353.
- ^ Перейти обратно: а б Битлз 2000 , с. 209.
- ^ Ленг 2006 , с. 19.
- ^ Фонтено, Роберт. «Песни Битлз: «Если бы мне нужен был кто-то» - история этой классической песни Битлз» . oldies.about.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2015 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Макдональд 1998 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тиллери 2011 , с. 55.
- ^ Харрисон 2002 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Вомак 2014 , с. 583.
- ^ Перейти обратно: а б Унтербергер, Ричи. «Битлз «Love You To» » . Вся музыка . Проверено 16 сентября 2015 г.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 66, 68.
- ^ Родригес 2012 , стр. 7–8.
- ^ Майлз 2001 , с. 237.
- ^ Макдональд 1998 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б с Клив, Морин (18 марта 1966 г.). «Как живет битл. Часть 3: Джордж Харрисон - Авокадо со всем ...». Вечерний стандарт . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Родригес 2012 , стр. 114, 240.
- ^ Перейти обратно: а б Клейсон 2003 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б с д Родригес 2012 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б Тиллери, 2011 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б с Лавеццоли 2006 , стр. 176, 177.
- ^ Тернер 2016 , стр. 84–85.
- ^ Родригес 2012 , стр. 114, 143.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 72–73.
- ^ Макдональд 1998 , с. 172сн.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 40, 65.
- ^ Перейти обратно: а б с Хертсгаард 1996 , с. 184.
- ^ Родригес 2012 , с. 66.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 145.
- ^ Глейзер, Митчелл (февраль 1977 г.). «Взросление в 33 года: интервью Джорджа Харрисона». Кроудадди . п. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Макдональд 1998 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Эверетт 1999 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ленг 2006 , с. 22.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 40, 66.
- ^ Ленг 2006 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Рек 2009 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б с Педлер 2003 , с. 731.
- ^ Reising & LeBlanc 2009 , с. 96.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 41–42.
- ^ Харрисон 2002 , с. 104.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 175–76.
- ^ Эверетт 1999 , с. 42.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 53–54, 63.
- ^ Инглис 2010 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Харрис, Джон (2003). «Жестокая Британия». Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. п. 41.
- ^ Reising & LeBlanc 2009 , с. 101.
- ^ Родригес 2012 , с. 70.
- ^ Тернер 2016 , стр. 228–29.
- ^ Инглис 2010 , стр. 7–8.
- ^ Родригес 2012 , стр. 106–14, 243.
- ^ Майлз 2001 , стр. 228–29.
- ^ Родригес 2012 , с. 115.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 41, 42.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 167, 171fn, 175.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 175, 184–85.
- ^ Ленг 2006 , стр. 21, 22.
- ^ Перейти обратно: а б Куберник, Харви (16 июня 2015 г.). «Рави Шанкар: выставка «Жизнь в музыке» в Музее Грэмми, май 2015 г. – весна 2016 г.» . Пещерный Голливуд . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Льюисон 2005 , с. 72.
- ^ Майлз 2001 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б Лавеццоли 2006 , с. 176.
- ^ Инглис 2010 , с. 7.
- ^ Тернер 2016 , стр. 229–31.
- ^ Харрисон, Сара (17 июля 2001 г.). «Некролог: Патрисия Ангади» . Хранитель . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Тернер 2016 , стр. 85, 231.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 72, 73.
- ^ Льюисон 2005 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эверетт 1999 , с. 40.
- ^ Крут 2015 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с Фонтено, Роберт. «Песни Битлз: Love You To - история этой классической песни Битлз» . oldies.about.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Маршалек, Джулиан (31 октября 2012 г.). «Пророки, провидцы и мудрецы: любимые альбомы Тони Висконти» . Квиетус . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эверетт 1999 , с. 325.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 40, 325.
- ^ Тернер 2016 , с. 231.
- ^ Льюисон 2005 , с. 84.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 59–60.
- ^ Родригес 2012 , с. 146.
- ^ Уайт, Тимоти (18 марта 1995 г.). «Рави Шанкар: крестный отец мировой музыки» . Рекламный щит . п. 80 . Проверено 16 сентября 2015 г.
- ^ Спенсер, Нил. «Восточное восстание». В: Mojo Special Limited Edition 2002 , с. 80.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 57, 176.
- ^ Клейсон 2003 , с. 193.
- ^ Тернер 2016 , с. 303.
- ^ Шанкар 2007 , с. 100.
- ^ Клейсон 2003 , стр. 210–11.
- ^ Шанкар 1999 , с. 198, 200, 202–03.
- ^ «Рави Шанкар: «Наша музыка священна» – классическое интервью из подвалов» . theguardian.com . 12 декабря 2012 года . Проверено 17 сентября 2015 г.
- ^ Кларк, Сью К. (9 марта 1968 г.). «Рави Шанкар: интервью журналу Rolling Stone » . Роллинг Стоун . Проверено 17 сентября 2015 г.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 177–79.
- ^ Ленг 2006 , стр. 24–25, 31.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , стр. 34, 36.
- ^ Шанкар 2007 , с. 101.
- ^ Макдональд 1998 , с. 185.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 177.
- ^ Грин 2006 , с. 63.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 55.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 172, 442.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 56.
- ^ Родригес 2012 , стр. 25–26, 246.
- ^ Льюисон 2005 , с. 201.
- ^ Филон 2015 , стр. 110–11.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 55.
- ^ Битлз 2000 , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Майлз 2001 , с. 236.
- ^ The Beatles 2000 , стр. 196, 209.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 174.
- ^ Тиллери 2011 , стр. 56, 160.
- ^ Родригес 2012 , стр. 115, 138.
- ^ Майлз 2001 , с. 238.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 63.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 63, 65–66.
- ^ Шаффнер 1978 , с. 68.
- ^ Вомак 2014 , с. 584.
- ^ Клейсон 2003 , с. 230.
- ^ Коллис, Кларк (октябрь 1999 г.). «Фантастическое путешествие». Моджо . п. 53.
- ^ Грин, Ричард; Джонс, Питер (30 июля 1966 г.). «Битлз: Револьвер (Парлофон)». Запись зеркала . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Тернер 2016 , стр. 395–96.
- ^ Шаар Мюррей, Чарльз. « Револьвер : говорим о революции». В: Mojo Special Limited Edition 2002 , с. 74.
- ^ Малви, Джон, изд. (2015). «Июль – сентябрь: пластинки/синглы» . История рока: 1966 . Лондон: Time Inc., с. 78 . Проверено 23 августа 2020 г. .
- ^ Родригес 2012 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б Тернер 2016 , стр. 396–97.
- ^ Штатный писатель (30 июля 1966 г.). «Рэй Дэвис рассматривает пластинку Beatles». Диск и музыкальное эхо . п. 16.
- ^ Тернер 2016 , стр. 397–98.
- ^ Перейти обратно: а б Родригес 2012 , с. 175.
- ^ Родригес 2012 , стр. 172, 174, 176.
- ^ Гольдштейн, Ричард (18 июня 1967 г.). «Нам все еще нужны Битлз, но…». Нью-Йорк Таймс . п. II 24. Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Неуказанный писатель (10 сентября 1966 г.). «Битлз: Револьвер (Капитолий)». КРЛА Бит . стр. 2–3. Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Роббинс, Ира (3 декабря 2001 г.). «Джордж Харрисон: И жизнь течет дальше». Салон . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Рек, Д.Б. (1985). «Beatles Orientalis: влияние Азии в популярной форме песни». Азиатская музыка . XVI : 83–150. дои : 10.2307/834014 . JSTOR 834014 .
- ^ Рек 2009 , стр. 296, 297.
- ^ Рек 2016 , с. 65.
- ^ Майлз 2001 , стр. 217, 238.
- ^ Родригес 2012 , с. xiii.
- ^ Каро, Марк (13 декабря 2012 г.). «Влияние Рави Шанкара вышло за рамки «Битлз»» . Чикаго Трибьюн . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Филон 2015 , с. 111
- ^ Кэмпбелл, Эрнан М. (27 февраля 2012 г.). «Обзор: The Beatles – Revolver» . спутникмузыка . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ Томпсон, Дэйв (25 января 2002 г.). «Музыка Джорджа Харрисона: путеводитель по альбомам». Золотая жила . п. 15.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 185.
- ^ Лантье, Джозеф Джон (27 апреля 2012 г.). «Обзор Blu-ray: Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире » . Журнал «Слант» . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас. Битлз « Револьвер » . Вся музыка . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Эдер, Брюс. «Джордж Харрисон» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 25 июля 2013 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Кемп, Марк (8 сентября 2009 г.). «Битлз: длинный и извилистый репертуар» . Вставить . п. 59 . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Клири, Дэвид. "Трипы, которые держат исследователи [EP] " . Вся музыка . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ Тикстон, Роб. « Территория Ронни Монтроуза » . Вся музыка . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Рэггетт, Нед. Бонгуотера « Двойной облом » . Вся музыка . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ [1] The Sour Notes, это не наша музыка на Discogs
- ^ Андерсон, Стейси (сентябрь 2009 г.). «Дань Йиму Ямсу » . Вращаться . п. 88.
- ^ Айерс, Майкл Д. (25 июня 2009 г.). «Джим Джеймс раскрывает подробности EP Джорджа Харрисона» . Billboard.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2009 года . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ Персонал Glide (25 июня 2009 г.). «Джим Джеймс становится Йимом Йеймсом для EP трибьюта Джорджа Харрисона» . Журнал «Глайд» . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Харрисон накрыт» . Обложки компакт-дисков Моджо. Архивировано из оригинала 23 января 2012 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «MOJO, выпуск 216 / ноябрь 2011 г.» . mojo4music.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «Всплывание жёлтых подводных лодок» . Обложки компакт-дисков Моджо. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ «MOJO, выпуск 224 / июль 2012 г.» . mojo4music.com . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ Womack 2014 , стр. 583–84.
Источники
[ редактировать ]- Битлз (2000). Антология Битлз . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 0-8118-2684-8 .
- Каслман, Гарри; Подразик, Уолтер Дж. (1976). Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0-345-25680-8 .
- Клейсон, Алан (2003). Джордж Харрисон . Лондон: Святилище. ISBN 1-86074-489-3 .
- Редакторы журнала Rolling Stone (2002). Харрисон . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Rolling Stone Press. ISBN 978-0-7432-3581-5 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512941-5 .
- Гулд, Джонатан (2007). Любовь мне не купить: Битлз, Британия и Америка . Лондон: Пяткус. ISBN 978-0-7499-2988-6 .
- Грин, Джошуа М. (2006). А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-0-470-12780-3 .
- Харрисон, Джордж (2002) [1980]. Я, Я, Мой . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 978-0-8118-5900-4 .
- Хертсгаард, Марк (1996). Один день из жизни: Музыка и артистизм Битлз . Лондон: Пан Книги. ISBN 0-330-33891-9 .
- Инглис, Ян (2010). Слова и музыка Джорджа Харрисона . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. ISBN 978-0-313-37532-3 .
- Крут, Джон (2015). Эта птица полетела: непреходящая красота Rubber Soul пятьдесят лет спустя . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-6171-3573-6 .
- Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0-8264-2819-3 .
- Ленг, Саймон (2006). Пока моя гитара тихо плачет: Музыка Джорджа Харрисона . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-1-4234-0609-9 .
- Льюисон, Марк (2005) [1988]. Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (1998). Революция в голове: пластинки Битлз и шестидесятые . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6697-8 .
- Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-8308-9 .
- Специальное ограниченное издание Mojo : 1000 дней, которые потрясли мир (The Psychedelic Beatles – с 1 апреля 1965 г. по 26 декабря 1967 г.) . Лондон: Emap. 2002.
- Педлер, Доминик (2003). Секреты написания песен Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8167-6 .
- Филон, Саймон (2015). Британское вторжение: перекрестные течения музыкального влияния . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-8626-1 .
- Рек, Дэвид (2016) [2008]. «Битлз и индийская музыка». В Жюльене, Оливье (ред.). сержант Пеппер и Битлз: Сегодня это было сорок лет назад . Абингдон, Великобритания: Рутледж. ISBN 978-0-7546-6708-7 .
- Рек, Дэвид Б. (2009). «Индия/Южная Индия». В Титоне, Джефф Тодд (ред.). Миры музыки: Введение в музыку народов мира (5-е изд.) . Бельмонт, Калифорния: Обучение Ширмера Cengage. ISBN 978-0-534-59539-5 .
- Райзинг, Рассел; ЛеБлан, Джим (2009). «Магические таинственные туры и другие путешествия: желтые подводные лодки, газетные такси и психоделические годы Битлз». В Вомаке, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Битлз . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Родригес, Роберт (2012). Револьвер: Как Битлз переосмыслили рок-н-ролл . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-61713-009-0 .
- Шаффнер, Николас (1978). Битлз навсегда . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-055087-5 .
- Шанкар, Рави (1999). Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Добро пожаловать, дождь. ISBN 1-56649-104-5 .
- Шанкар, Рави (2007) [1968]. Моя музыка, моя жизнь (обновленное издание) . Сан-Рафаэль, Калифорния: Издательство Mandala Publishing. ISBN 978-1-60109-005-8 .
- Тиллери, Гэри (2011). Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона . Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 978-0-8356-0900-5 .
- Тернер, Стив (2016). Битлз '66: Революционный год . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperLuxe. ISBN 978-0-06-249713-0 .
- Вомак, Кеннет (2014). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-39171-2 .